Рабочая программа курса "Музейное дело" для учащихся 5-9 классов
учебно-методический материал по биологии (5 класс) по теме

Юркова Антонина Александровна
Разработанная программа курса «Музейное дело» определяет основной круг музееведческих вопросов, предлагаемых для изучения членам школьного клуба «Музейное дело». Школьный музей – это, по сути, универсальный общественный институт, сочетающий в себе признаки и функции исследовательского учреждения, общественного объединения, детского клуба по интересам, творческой мастерской, обладает поистине неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на разум и чувства ребенка. Ключевой идеей является создание оптимальных условий для формирования гармонично развитой, социально активной, подготовленной к жизни в поликультурном обществе личности через технологию «музейная педагогика», в частности такое формирование музейного типа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

 общеобразовательное  учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9 г.Алдан»

МО «Алданский район»

        

УТВЕРЖДЕНА

НМС МБОУ СОШ № 9 г.Алдан

17.09.2012г.

Рабочая программа

 курса

«Музейное дело»

для учащихся 5 – 9 классов

34 час.

Составитель:

Юркова  Антонина  Александровна

 – учитель биологии

2012 год

1.Пояснительная записка к курсу

 «Музейное дело»

Реалии современного общества побуждают педагогов включаться в социально-педагогическую деятельность, направленную на поиск возможностей модернизации образовательных систем. Такая ситуация предполагает создание педагогами различных образовательных технологий, максимально согласованных с целями развития образования и индивидуальными особенностями обучающихся. Структура и содержание образовательных программ строятся таким образом, чтобы учитывать вариативную составляющую стандарта. Одно из возможных направлений педагогических инноваций  –  краеведческая и поисковая работа, связанная с деятельностью школьного музея и технологией «музейная педагогика». Музейная педагогика дает возможность осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности, раскрывать значимость и практический смысл изучаемого материала, пробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку, а уникальная  же среда школьного музея позволяет интегрировать содержание, формы организации общего и дополнительного образования, формировать предметные, межпредметные и ключевые компетенции школьников,  развивать навыки межличностной коммуникации., расширить образовательное пространство школы через привлечение ресурсов окружающего социума.

Современному обществу нужен не просто грамотный исполнитель, а человек, способный к самообразованию, к самостоятельному приобретению информации, ориентированный на творческий подход к делу, обладающий высокой культурой мышления, умеющий принимать верные решения, стремящийся к совершенству. Насущным требованием становится утверждение в сознании обучающихся необходимости гармонии личных и общественных отношений, воспитание гражданственности и патриотизма, уважения к духовно-культурным ценностям и традициям, причастности к общечеловеческим проблемам. Осмысление этих требований, анализ результатов учебно-воспитательного процесса позволяют определить цель школы и выбрать правильное направление в ее развитии, установить стратегический и технологический уровни развития школы, а также уровень личностных контактов с учетом требований  гуманизации образовательного процесса.

Одним из ярких явлений отечественной культуры и образования, эффективных средств  обучения и воспитания подрастающего поколения является школьный музей. Школьный музей – это, по сути, универсальный общественный институт, сочетающий в себе признаки и функции исследовательского учреждения, общественного объединения, детского клуба по интересам, творческой мастерской, обладает поистине неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на разум и чувства ребенка. Ключевой идеей является создание оптимальных условий для формирования гармонично развитой, социально активной, подготовленной к жизни в поликультурном обществе личности  через технологию «музейная педагогика», в частности такое формирование музейного типа. Мы считаем, что школьный музей поможет оживить учебный процесс, приобщить детей к истории малой Родины, а значит и Отечества, обучить навыкам исследовательской работы, будет способствовать сохранению, возрождению и развитию локальных  культурно-исторических традиций, научит навыкам участия в диалоге культур.

Цель курса: «Формирование личности обучающегося как достойного гражданина республики и России, хранителя и носителя духовных ценностей и традиций родного края».

Задачи: - приобщить обучающихся к ценностям национальной культуры, сформировать познавательный интерес к историческому и культурному наследию  республики и России, гражданскую позицию,

- способствовать овладению обучающимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности,

- способствовать дальнейшему профессиональному самоопределению выпускников.

Разработанная программа курса «Музейное дело» 

определяет основной круг музееведческих вопросов, предлагаемых для изучения

членам школьного клуба «Музейное дело».

При составлении программы курса учитывались такие моменты, как:

- направленность основной образовательной программы общего образования

 на формирование личности каждого школьника, владеющей творческими  компетенциями, способной к успешной интеграции в современном обществе и к достойному выбору собственной жизненной и профессиональной позиции,

- требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы общего образования,

- системно – деятельностный подход как методологическую основу ФГОС,

-положение о единстве и взаимосвязи  всех видов музейной деятельности,

- принципы: любой член клуба должен хотя бы в общих чертах знать историю и теорию музейного дела, обладать навыками и умениями для ведения экспозиционной, собирательской,  учетно - хранительской и просветительской работы, иметь целостное представление картины мира, максимальную ориентацию на творческое начало в любом виде деятельности, умения  применять полученные знания на практике,

- четким осознанием  позиции актуализации школьного музея как открытой системы,

 его спецификой, связанной с тем, что он входит в структуру школы, отвечает ее потребностям, а потому правомерность существования и эффективность деятельности школьного музея определяются:

 во-первых, степенью включенности в его работу учащихся,

 во-вторых, использованием его материалов в учебно-воспитательном процессе всеми

участниками образовательного процесса.

Программа рассчитана для обучающихся  5 – 9 классов на 34 часа. Данный курс предполагает  как теоретические, так  и практические занятия в течение одного учебного года, которые включают  тематические и обзорные экскурсии по экспозициям школьного музея, организацию и проведение внеклассных мероприятий на базе школьного музея, программа включает проведение индивидуальных и групповых занятий по организации поисковой работы, исследовательской  деятельности, оформлению и представлению ее результатов, подготовке публичных выступлений, сотрудничество с  Алданским  историко -краеведческим музеем и другими школьными музеями.

В результате изучения курса обучающийся  научится:

- уважать и ценить культурно-историческое наследие народов родного края,

- приобретет навыки общения с аудиторией, работы с архивными документами и другими историческими и литературными источниками,

- усвоит основы экскурсоводческой деятельности и научно-исследовательской

 работы исторической направленности,

-  у выпускника будет заложена основа формирования гражданской идентичности, чувства патриотизма и гордости за свой край, республику, страну.

Обучающийся получит возможность научится:

- приобщиться к общечеловеческим ценностям, осмыслить этическое представление об основных нравственных понятиях, что будет способствовать формированию системы духовно-нравственных ценностей,

- осознавать свою неразрывную связь с людьми разной национальной культуры, истории, традиций.

2.Основное содержание курса

  1. История возникновения музейного дела – 2 час.

Начало коллекционирования древностей. Памятники искусства и древности в 18-19 вв.

Создание крупных публичных музеев. Возникновение отечественной теории и методики музейного дела. Охрана и пропаганда памятников истории и культуры.

Нормативные документы по вопросам музейного дела.

  1. Основы теории и организации музейного дела – 4 час.

Социальные функции музея. Типы и профили музеев. Принцип тематичности в экпозиционной, собирательской и массовой работе музея.

  1. Сущность и специфические особенности школьного музея – 4 час.

Школьный музей как центр обучения и воспитания. Профили школьных музеев.

Особенности использования музейных форм работы.

  1. Фонды музея – 3 час.

Состав и структура фондов музея. Виды фондовой работы. Организация фондовой работы в школьном музее.

  1. Учет и хранение фондов – 3 час.

Задачи учетно - хранительской работы. Инвентарная книга. Прием и выдача предметов. Картотека. Организация хранения.

  1. Поисковая работа – 6 час.

Задачи поисковой работы. Основные формы поисковой работы. Методика сбора и фиксации материалов. Оформление задания.

  1. Экспозиционная работа – 4 час.

Идейный замысел и тематическая структура экспозиции. Порядок создания экспозиции. Постоянная экспозиция и временная выставка. Выставка-передвижка и ее особенности.

  1. Культурно-массовая и просветительская работа – 4 час.

Основные формы проведения работы: экскурсии, лекции, беседы, встречи, слеты. Конференции, линейки конкурсы. Особенности работы в социуме.

  1. Экскурсионная работа – 4 час.

Объекты экскурсии. Принципы экскурсионной работы. Типы и виды экскурсий. Порядок подготовки и проведения экскурсий в школьном музее.

3.Учебно – тематический план

Темы занятий

Количество

часов

Практические занятия

Количество

часов

1.

История возникновения музейного дела. Нормативные документы по вопросам  музейного дела.

1

Знакомство с музеями разных профилей по кино – фото материалам, литературе

1

2.

Социальные функции музея, типы и профили музея, принципы работы.

1

Знакомство с историко-краеведческим музеем г.Алдана в ходе экскурсии, беседы с сотрудниками музея.

3

3.

Школьный музей как центр обучения и воспитания в школе, профили школьных музеев.

1

Знакомство с организацией , тематикой и направлениями деятельности школьного музея.

3

4.

Фонды музея, их состав и структура. Виды фондовой работы.

1

Изучение документов о порядке сбора, учета и хранения музейных экспонатов, работа с определителями и каталогами музейных коллекций.

2

5.

Учет и хранение фондов музея.

1

Проведение инвентаризации в школьном музее.

2

6.

Поисковая работа по направлениям через различные формы

- выпускники школы,

- наши учителя,

- трудовые династии строителей железной дороги,

- моя родословная,

- история бамовских организаций,

- улицы мкр.Солнечный

1

Разработка и проведение поиска по конкретной теме (сбор материала, переписка, интервью)

5

7.

Экспозиционная работа

1

Оформление экспозиций школьного музея, выставок по теме проведенного поиска

3

8.

Культурно – массовая и просветительская работа на базе школьного музея

1

Организация и проведение массовых мероприятий:

- встречи с выпускниками, ветеранами педагогического труда, первопроходцами БАМа, передовиками производства, воинами горячих точек,

- конкурсы сочинений и рисунков, фотографий  «Дорога железная……»,

- конференция «Моя малая родина»,

- викторина «История БАМа»,

- праздники «День матери», «День пожилого человека», «Салют Победа»

- НПК по итогам научно-исследовательской деятельности.

3

9.

Экскурсионная работа

1

Подготовка экскурсий разных типов для разных слоев слушателей (воспитанников ДОУ, первоклассников, родителей, гостей школы, выпускников школы), составление методической разработки экскурсии, рецензирование

3

4.Учебно методическое обеспечение курса включает:

1.Материально-техническое оснащение музея и  его экспонаты:

*проектор – 1, компьютер – 1, экран – 1, видеомагнитофон – 1, телевизор – 1.

*экспонаты музея, включающие:

- фотоматериалы о создании и развитии поселка, школы, строительстве железной дороги,

- библиотечка книг и брошюр,

- октябрятская, пионерская и комсомольская атрибутика,

- коллекция значков,

- памятные сувениры, посвященные знаменательным датам, связанными с БАМом, АЯМом,

- коллекция минералов нашего района,

- макет строительства железной дороги,

- коллекция картин учителя ИЗО школы Михайлицкого В.А.

*основные тематические экспозиции:

- История становления и развития поселка, строительство АЯМа

- История школы ,страницы школьной жизни

- Полезные ископаемые района, « Мегапроекты Алданского района»

2.Документация  музея.

-- паспорт музея,

- книга учета поступления музейных экспонатов, книга учета посещений и отзывов

- акт приемки предметов на постоянное пользование,

- учетная картотека, инвентарная картотека,

- план работы музея, книга регистрации  актов поступления и выдачи.

3.Интернет – ресурсы.

Литература.

1. Горшкова Г.И. Музей образовательного учреждения. Документы, рекомендации, библиография. – Арх-ск, изд-во Архангельского областного института переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2004. – 94с.

2. Ланкова Н.М. Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий: Учеб.-метод, пособие. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224с.

3. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина: культурно-образовательная деятельность музеев. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 85с.

4. Панкратова Т.Н., Чумалова Т.В. Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников: Первые шаги в мир культуры: Учеб.-метод. пособие. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 160с.

5.Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие. – М.: Высшая школа, 2004. – 216с.

6. Хитьков Н.А. Школьный музей, его назначение и организация. – Киев, 1915.

7. Юхневич М.Ю. Педагогические, школьные, детские музеи дореволюционной России: Метод. Пособие. – М.,1990.

8.О деятельности музеев образовательных учреждений.

Письмо МО России №28 – 51 – 181/16 от 12.03.2003 г.- Российский вестник детско-юношеского туризма и краеведения, №2 (46)

9.Шляхтина Л.М., Фокин С.В. «Основы музейного дела» - СПБ,2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа занятий с учащимися 8-б класса по программе "Особый ребёнок", обучающимися на дому

Рабочая программа содержит почасовое планирование уроков письма, чтения, математики, ремесла (картонажное дело), естествознания (мир растений), естествознания (мир животных), СБО, ИЗО, хозяйственно-бы...

Рабочая программа занятий с учащимся 6-б класса по программе "Особый ребёнок", обучающимся на дому.

Программа составлена для ученика с глубокой умственной отсталостью, обучающегося в 6 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида № 15 г. Каменска-Шахтинского на дому. Содерж...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА физического воспитания учащихся 1-11 классов физического воспитания учащихся 1-11 классов

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 201...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА физического воспитания учащихся 1-11 классов физического воспитания учащихся 1-11 классов

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 201...

Рабочая программа учебного курса «Физическая культура» Для 10 класса к УМК «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» под редакцией В. И. Ляха, А. А. Зданевича Срок реализации программы 1 год

Рабочая программа учебного курса  «Физическая культура»Для 10 классак УМК «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов»под редакцией В. И. Ляха, А. А. Зданевича...

Рабочая программа логопедического сопровождения учащихся 1-4 классов

Рабочая программа логопедического сопровождения учащихся начальных классов с ТНР...