Конспект урока биологии 7 класса "Тип Кишечнополостные", УМК Н.И.Сонина
план-конспект урока (биология, 7 класс) на тему

Фролова Светлана Николаевна

Данный материал можно использовать при проведении учебных занятия по биологии и проведении внеклассных мероприятий, в рамках недели биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tip_kishechnopolostnye.rar1.38 МБ

Предварительный просмотр:

Приложение №1

Карточка 1

J:\разработки уроков\Общий вид губки.jpg

  1. Расскажите о внешнем строении губки и  ее место обитании.
  2. Расшифруйте понятия: «Устье», «Поры»

Карточка 2

G:\разработки уроков\slide_3.jpg

  1. Расскажите о внутреннем строении губки.
  2. Расшифруйте понятия: «Мезоглея», «Амебоцит»

Карточка 3

  1.  Расскажите как размножаются губки?
  2.  Что такое «Регенерация»?

Карточка 4

  1. Какую роль играют губки в природе?
  2. Расскажите  о практическом значении губок?

Приложение №2

РАЗМНОЖЕНИЕ ГУБОК

Бесполое размножение. У губок очень широко распространены разные формы бесполого размножения. К их числу относятся наружное почкование. При почковании отделяющаяся дочерняя особь может содержать все ткани материнского организма и представлять собой просто его обособившийся участок. Наиболее известный пример такого образования почек — морской апельсин. Из обособившихся клеток, скапливающихся на поверхности губки постепенно формируется маленькая губка, которая через некоторое время отшнуровывается от материнского организма, отваливается и приступает к самостоятельному образу жизни. Значительно реже наблюдается у губок бесполое размножение, выражающееся в отделении от материнского организма разной величины участков, которые далее развиваются во взрослый организм. Очень близко примыкает к такому способу размножения образование у губок при неблагоприятных условиях существования так называемых редукционных телец.

C:\Documents and Settings\User\Мои документы\Загрузки\d5bad50f7fb9e619c11d1f1b46e004f9.jpg

Бесполое размножение губок

Половое размножение. Среди губок встречаются как раздельнополые, так и гермафродитные формы. Какого-либо внешнего различия мужских и женских особей в случае раздельнополости не наблюдается. Половые клетки образуются в мезоглее губки. Там же происходит рост и созревание яиц и формирование сперматозоидов. Зрелые сперматозоиды выходят из губки наружу и с током воды по системе приводящих каналов попадают в жгутиковые камеры других губок, имеющих зрелые яйца. Формирование личинки у большинства губок протекают внутри материнского организма. Личинка губки, как правило, имеет овальную или округлую форму тела величиной до 1 мм. Поверхность ее покрыта жгутиками, благодаря движению которых личинка энергично плавает в толще воды. Длительность свободного плавания личинки до момента ее прикрепления к субстрату колеблется от нескольких часов до трех суток. 

C:\Documents and Settings\User\Мои документы\Загрузки\b38f334fc34b04589fd7df9ebb9f28a3.jpg

Приложение №3

ЗНАЧЕНИЕ ГУБОК

Биологическое значение губок. Являясь активными биофильтраторами и благодаря массовому распространению, губки составляют важное звено в экосистеме водоемов. Роль губок определяется их участием в трофических (пищевых) цепях, поскольку они являются важнейшими потребителями зоо- и фитопланктона, развивающегося в толще прибрежных вод, а также кремния, необходимого для постройки скелета.Наибольшего видового разнообразия губки достигают в тропических и субтропических зонах Мирового океана‚ хотя и в арктических‚ и субарктических водах их встречается немало. Большинство губок — обитатели небольших глубин (до 500 м). Губки поселяются преимущественно на каменистых грунтах, что связано со способом их питания. Большое количество иловых частиц забивает канальную систему губок и делает их существование невозможным. У большинства глубоководных губок скелет кремневый— прочный, но хрупкий, у мелководных губок — массивный или эластичный (роговые губки). Фильтруя через тело огромное количество воды‚ губки являются мощными биофильтраторами. Этим они способствуют очистке воды от механического и органического загрязнения. Губки часто сожительствуют с другими организмами, причем в одних случаях это сожительство носит характер простого «квартирантства», в других приобретает характер обоюдно полезного симбиоза. Так‚ колонии морских губок служат местом поселения большого числа разных организмов — кольчатых червей‚  ракообразных, змеехвосток и др. В свою очередь, губки часто поселяются на других‚ в том числе подвижных‚ животных, например на панцире крабов‚ раковинах брюхоногих моллюсков и т.п.

Практическое значение губок невелико. В южных странах имеется промысел

обладающих роговым скелетом туалетных губок, используемых для мытья и

различных технических целей. Их ловят в Средиземном и Красном морях,

Мексиканском заливе, Карибском море, Индийском океане, у берегов Австралии.

Промысел стеклянных губок, используемых в

качестве украшений и сувениров, существует также у берегов Японии.

Приложение №4

Тестовые задания  по теме «Тип Губки»

1. Самые примитивные многоклеточные организмы:

а) амебы;
б) губки;
в) вольвокс;
г) инфизория-туфелька.

2. Прикрепленный образ жизни ведет:

а) обыкновенная амеба;
б) эвглена зеленая;
в) пробковая губка;
г) инфизория-туфелька.

3. Мезоглея – это:

а) слой поверхностных клеток;
б) студенистое вещество, расположенное между эктодермой и энтодермой;
в) слой внутренних клеток;
г) слой, расположенный под энтодермой.

4.Регенерация – это:

а) ответ на раздражение;
б) восстановление утраченных частей тела;
в) слой внутренних клеток;
г) все ответы верны.

5. В тип Губки не относится:

а) туалетная губка;
б) губка бодяга;
в) пробковая губка;
г) инфизория-туфелька.

6.Устье – это…

а) подошва организма;
б) слой клеток, внутри тела;
в) образование, формирующееся про почковании;
г) выводное отверстие на свободном конце тела.

7.Губки размножаются:

а) только почкованием;
б) только бесполым способом;
в) только половым способом;
г) бесполым и половым способами.

8.Наружний слой тела губок  называется …

а) эктодерма;
б) энтодерма;
в) мезоглея;
г) устье.

9.Наружний слой тела губок  имеет …

а) реснички;
б) поры;
в) псевдоподии;
г) споры.

10. В природе губки являются…

а) производителями  органических веществ;
б) загрязнителями водоемов;
в) биофильтратами водоемов;
г) разрушителями  органических веществ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока биологии в 10 классе (УМК Н.И. Сонин) Тема урока: Строение клетки. Особенности строения органоидов.

Конспект урока поможет организовать изучение и обеспечить понимание взаимосвязи функций органоидов со строением....

Методическая разработка урока биологии "Многообразие кишечнополостных и их значение" (для учащихся 7 класса)

Урок биологии для учащихся 7 -х классов. Форма проведения: урок -путешествие...

Конспект урока биологии 7 класса "Тип Губки", УМК Н.И.Сонина

Данный материал содержит развернутое планирование урока, приложения в нему и презентацию....

Конспект урока биологии 7 класса "Многобразие кишечнополостных, их роль в природе и жизни человека", УМК Н.И.Сонина

Данный материал представляет собой развернутый конспект урока  биологии 7 класса УМК Н.И.Сонина...

Конспект урока биологии 6 класса "Основные свойства живого", УМК Н.И.Сонина

Данный материал можно использовать при проведении  комбинированных и обобщающих уроков...

Конспект урока биологии в 8 классе по теме "Пищевые продукты, питательные вещества и их превращение в организме". УМК Н. И. Сонин

Урок биологии запланирован с учётом системно- деятельностного подхода. Тип урока - урок изучения нового материала и комплексного применения знаний....

Конспект урока биологии в 5 классе по теме Бактерии. Сонин

Открытый урок биологии в 5 классе по теме Бактерии. Сонин...