рабочая программа по биологии 8 класс линия Сонина
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме

Чивкунова Елена Викторовна

 

Аннотация к рабочей программе

учебного курса биология

6-11 класс

 

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта для УМК Н.И. Сонина, В.Б. Захарова: «Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. Дрофа, 2010 г.»

В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования изучение биологии складывается следующим образом:

  1. класс — 34 часа
  2. класс — 68 часов
  3. класс — 68 часов
  4. класс — 68 часов
  5. класс (базовый уровень) -  34 часа
  6. класс (базовый уровень) - 34 часа.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний представленными программами предусматривается выполнение ряда лабораторных и практических работ. Заявленное в программах разнообразие работ предполагает вариативность выбора учителем конкретных тем работ и форм их проведения с учетом материального обеспечения школы  и резерва времени.

 

В рабочей программе отражены нормативные  документы, основное содержание предмета, тематическое планирование курса , УМК  учителя и учащихся. Преподавание ведется по УМК автора Н. И. Сонина.  Программа 6 класса рассчитана на 1 час в неделю, 7-9 классы 2 часа в неделю, 10-11 класс (базовый уровень) – 1 час в неделю.

Целью рабочей программы является

  • освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественно-научной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
  • овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
  • воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.

Рабочая  программа отражает планирование, организацию  и возможность управления образовательным процессом  по учебной дисциплине – биологии.  Рабочая программа определяет конкретно содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_8.docx64.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение   Ужовская средняя общеобразовательная школа

Принята на педагогическом совете                                                                                                        Утверждаю

Протокол №12 от 30.08.2013                                                                                                                  Директор школы___________/Добряева Т.В./                        

                                                                                                                                                                    Приказ № 282  от 02.09.2013

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

БИОЛОГИЯ

Рабочая    программа   учебного предмета  « Биология»  для  8 класса  разработана  в соответствии с  требованиями

федерального  компонента государственного образовательного стандарта

Программа разработана

учителем биологии

МБОУ Ужовская СОШ

Чивкуновой Е.В.

2013 год

Пояснительная записка

Биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Систематический курс биологии в основной школе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

При изучении курса «Человек и его здоровье» эти цели конкретизируются в рамках рассматриваемого материала:

  • освоение знаний о человеке как биосоциальном существе;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения жизнедеятельности собственного организма, влияния факторов здоровья и риска; наблюдения за состоянием собственного организма;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

В основу преподавания биологии положены деятельностный, личностно-ориентированный и компетентностный подходы. Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания - лабораторных и практических работ, экскурсий.

Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде.

Сущность компетентностного подхода состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности. В частности при изучении курса биологии 6 класса активно происходит формирование базовых учебных компетенций:

  • ценностно-смысловой (уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к предмету и сферам деятельности)
  • социокультурной (определять свое место и роль в окружающем мире, владеть эффективными способами организации свободного времени)
  • учебно-познавательной (ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель; организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; ставить познавательные задачи; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; описывать результаты, формулировать выводы; выступать устно и письменно с результатами своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации); иметь опыт восприятия картины мира);
  • коммуникативной (владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы);
  • информационной (владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, словарями, CD-Rom, Интернет; самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее);
  • природоведческой и здоровьесберегающей (иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.); знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми; позитивно относиться к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля; знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой медицинской помощи)

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования по биологии, примерной программы по биологии основного общего образования. Использована авторская программа основного общего образования по биологии Н.И. Сонина.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.

Рабочая программа реализуется  с помощью учебника: Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. 8 кл. Человек: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - 6-е изд,, стереотип. - М.: Дрофа, 2013.

Учащиеся в результате усвоения раздела должны знать, понимать:

  • признаки сходства и отличия человека и животных;
  • сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма;
  • особенности  организма человека: его строения. Жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять: роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика, значение различных организмов в жизни человека, место и роль человека в природе. Зависимость здоровья от состояния окружающей среды, причины наследственных заболеваний и снижение иммунитета у человека, роль гормонов и витаминов в организме, влияние вредных привычек на здоровье человека;
  • изучать: самого себя и процессы жизнедеятельности человека, ставить биологические эксперименты, объяснять результаты опытов.
  • распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека;
  • выявлять:  взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья человека, взаимодействие систем и органов организма человека;
  • сравнивать:   человека и млекопитающих и делать соответствующие выводы;
  • определять: принадлежность человека к к определенной систематической группе;
  • анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: в тексте учебника, биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернет-ресурсах;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма; стрессов; ВИЧ-инфекции; вредных привычек; нарушения осанки, зрения, слуха;
  • оказания  первой медицинской помощи при отравлении; укусах животных; простудных заболеваниях; ожогах, травмах, кровотечениях; спасении утопающего;
  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил поведения в окружающей среде;
  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Содержание рабочей программы

Название раздела (темы)

Количество часов

Учащиеся должны знать/уметь

1

Тема 1 . Человек как биологический вид

2

знать/понимать

  • признаки сходства и отличия человека и животных;
  • особенности  организма человека

уметь

  • сравнивать:   человека и млекопитающих и делать соответствующие выводы;
  • определять: принадлежность человека к к определенной систематической группе;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: в тексте учебника, биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернет-ресурсах;

2

Тема 2. Происхождение человека

3

знать/понимать

  • особенности  организма человека
  • происхождение человека и этапы его становления
  • расы человека

уметь

  • определять: принадлежность человека к к определенной систематической группе;
  • объяснять и доказывать: принадлежность различных рас к одному биологическому виду человека
  • анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды на  человека;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: в тексте учебника, биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернет-ресурсах;

3

Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека

1

знать/понимать

  • Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена.
  • Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.

Уметь

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: в тексте учебника, биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернет-ресурсах;

4

Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека

4

знать/понимать

  • признаки сходства и отличия человека и животных;
  • особенности  организма человека:  строения клеток, тканей, органов

уметь

  • объяснять: значение различных органов в жизни человека,  влияние вредных привычек на здоровье человека;
  • изучать: самого себя
  • распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека;
  • выявлять: взаимодействие систем и органов организма человека;
  • сравнивать:   человека и млекопитающих и делать соответствующие выводы;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: в тексте учебника, биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернет-ресурсах;

5

Тема 5. Координация и регуляция. Гуморальная регуляция.

2

знать/понимать

  • сущность биологических процессов: регуляция жизнедеятельности организма;
  • особенности  организма человека: его строения, жизнедеятельности,

уметь

  • объяснять:  роль гормонов  в организме, влияние вредных привычек на здоровье человека;
  • изучать:  процессы жизнедеятельности человека
  • распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека;
  • выявлять:   взаимодействие систем и органов организма человека;
  • сравнивать:   человека и млекопитающих и делать соответствующие выводы;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: в тексте учебника, биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернет-ресурсах;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма; вредных привычек, зрения, слуха;
  • оказания  первой медицинской помощи при  ожогах, травмах
  • рациональной организации труда и отдыха.

6

Тема 6. Нервная система

7

знать/понимать

  • особенности  организма человека: его строения и значение нервной системы

уметь

  • объяснять:  влияние вредных привычек на здоровье человека;
  • изучать:  процессы жизнедеятельности человека
  • распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека;
  • выявлять:   взаимодействие систем и органов организма человека;
  • сравнивать:   человека и млекопитающих и делать соответствующие выводы;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: в тексте учебника, биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернет-ресурсах;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма; вредных привычек

7

Тема 7. Анализаторы

6

знать/понимать

  • особенности  организма человека: его строения органов зрения, слуха, равновесия, обоняния, кожно-мышечной чувствительности.

уметь

  • объяснять:  роль анализаторов   в организме, влияние вредных привычек на здоровье человека;
  • изучать:  процессы жизнедеятельности человека
  • распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека;
  • выявлять:   взаимодействие систем и органов организма человека;
  • сравнивать:   человека и млекопитающих и делать соответствующие выводы;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: в тексте учебника, биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернет-ресурсах;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма; вредных привычек, зрения, слуха;
  • оказания  первой медицинской помощи при  ожогах, травмах
  • рациональной организации труда и отдыха.

8

Тема 8. Опора и движение

9

знать/понимать

  • сущность биологических процессов: движение, регуляция жизнедеятельности организма;
  • особенности  организма человека: его строения скелета и мышц.

уметь:

  • объяснять: влияние вредных привычек на здоровье человека;
  • изучать: самого себя и процессы жизнедеятельности человека, ставить биологические эксперименты, объяснять результаты опытов.
  • распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека;
  • выявлять:  взаимодействие систем и органов организма человека;
  • сравнивать:   человека и млекопитающих и делать соответствующие выводы;
  • анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: в тексте учебника, биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернет-ресурсах;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма; вредных привычек; нарушения осанки,
  • оказания  первой медицинской помощи при травмах,
  • рациональной организации труда и отдыха
  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

9

Тема 9. Внутренняя среда организма

4

знать/понимать

  • круги кровообращения
  • сущность биологических процессов:  движение крови по сосудам,
  • особенности  организма человека:  строения кровеносной системы.

 уметь:

  • объяснять: Зависимость здоровья от состояния окружающей среды, причины снижения иммунитета у человека,  влияние вредных привычек на здоровье человека;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека;
  • выявлять:   взаимодействие систем и органов организма человека;
  • сравнивать:   человека и млекопитающих и делать соответствующие выводы;
  • анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды,
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: в тексте учебника, биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернет-ресурсах;

10

Тема 10. Транспорт веществ

знать/понимать

  • признаки сходства и отличия человека и животных;
  • сущность биологических процессов:  транспорт веществ, регуляция жизнедеятельности организма;
  • особенности  организма человека:  строения кровеносной системы. Жизнедеятельности.

 уметь:

  • объяснять: Зависимость здоровья от состояния окружающей среды, причины снижения иммунитета у человека,  влияние вредных привычек на здоровье человека;
  • изучать: самого себя и процессы жизнедеятельности человека, ставить биологические эксперименты, объяснять результаты опытов.
  • распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека;
  • выявлять:   взаимодействие систем и органов организма человека;
  • сравнивать:   человека и млекопитающих и делать соответствующие выводы;
  • анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: в тексте учебника, биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернет-ресурсах;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма, вредных привычек;
  • оказания  первой медицинской помощи при  кровотечениях;
  • рациональной организации труда и отдыха,
  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

11

Тема 11. Дыхание

5

знать/понимать

  • признаки сходства и отличия человека и животных;
  • сущность биологических процессов: дыхание, транспорт веществ, регуляция жизнедеятельности организма;
  • особенности  организма человека:  строение дыхательной системы.

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять:  влияние вредных привычек на здоровье человека;
  • изучать: самого себя и процессы жизнедеятельности человека, ставить биологические эксперименты,
  • распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека;
  • выявлять:  взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья человека, взаимодействие систем и органов дыхания организма человека;
  • сравнивать:   человека и млекопитающих и делать соответствующие выводы;
  • анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: в тексте учебника, биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернет-ресурсах;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма; стресс, вредных привычек;
  • оказания  первой медицинской помощи при простудных заболеваниях; спасении утопающего;
  • рациональной организации труда и отдыха.

12

Тема 12. Пищеварение

знать/понимать

  • особенности  организма человека: строение пищеварительной системы
  • признаки сходства и отличия человека и животных;
  • сущность биологических процессов:  питание.

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять: роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика, значение различных организмов в жизни человека, место и роль человека в природе. Зависимость здоровья от состояния окружающей среды, причины заболеваний пищеварительной системы, роль витаминов в организме, влияние вредных привычек на здоровье человека;
  • изучать: самого себя и процессы жизнедеятельности человека, ставить биологические эксперименты, объяснять результаты опытов.
  • распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека;
  • выявлять:  взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья человека, взаимодействие систем и органов организма человека;
  • сравнивать:   человека и млекопитающих и делать соответствующие выводы;
  • анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: в тексте учебника, биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернет-ресурсах;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • соблюдения мер профилактики заболеваний;  стрессов; вредных привычек;
  • оказания  первой медицинской помощи при отравлении;
  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

13

Тема 13. Обмен веществ и энергии. Витамины.

2

 знать, понимать:

  • признаки сходства и отличия человека и животных;
  • сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии.

 уметь:

  • объяснять:  Зависимость здоровья от состояния окружающей среды, причины заболеваний и снижение иммунитета у человека, роль витаминов в организме, влияние вредных привычек на здоровье человека;
  • выявлять:  взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья человека, взаимодействие систем и органов организма человека;
  • анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: в тексте учебника, биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернет-ресурсах;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • соблюдения мер профилактики заболеваний; стрессов, вредных привычек;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил поведения в окружающей среде;
  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

14

Тема 14. Выделение.

2

Учащиеся в результате усвоения раздела должны знать, понимать:

  • признаки сходства и отличия человека и животных;
  • сущность биологических процессов: выделение вредных веществ из организма
  • особенности  организма человека:  строения органов выделения.

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять:  причины  заболеваний выделительной системы,  влияние вредных привычек на здоровье человека;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека;
  • сравнивать:   человека и млекопитающих и делать соответствующие выводы;
  • анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: в тексте учебника, биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернет-ресурсах;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • оказания  первой медицинской помощи при простудных заболеваниях; травмах,
  • рациональной организации труда и отдыха,
  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

15

Тема 15. Покровы тела.

3

 знать, понимать:

  • признаки сходства и отличия человека и животных;
  • особенности  организма человека:  строения и роль кожи в терморегуляции организма.
  • Роль закаливания организма для здоровья

уметь:

  • объяснять: роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика
  • изучать: самого себя и процессы жизнедеятельности человека, ставить биологические эксперименты, объяснять результаты опытов.
  • распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека;
  • сравнивать:   человека и млекопитающих и делать соответствующие выводы;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: в тексте учебника, биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернет-ресурсах;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма;  вредных привычек;
  • оказания  первой медицинской помощи при укусах животных; ожогах, травмах, кровотечениях;
  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

16

Тема 16. Размножение и развитие

2

Учащиеся в результате усвоения раздела должны знать, понимать:

  • признаки сходства и отличия человека и животных;
  • сущность биологических процессов: рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма;
  • особенности  организма человека:  строения половой системы.

Учащиеся должны уметь:

  • изучать: самого себя
  • распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека;
  • выявлять:  взаимодействие систем и органов организма человека;
  • сравнивать:   человека и млекопитающих и делать соответствующие выводы;
  • определять: принадлежность человека к к определенной систематической группе;
  • анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды на здоровье человека;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: в тексте учебника, биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернет-ресурсах;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • соблюдения мер профилактики заболеваний;  ВИЧ-инфекции; вредных привычек;
  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

17

Тема 17. Высшая нервная деятельность.

7

 знать, понимать:

  • признаки сходства и отличия человека и животных;
  • особенности  организма человека: его строения. Жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.

уметь:

  • изучать: самого себя и процессы жизнедеятельности человека
  • выявлять:  взаимодействие систем и органов организма человека;
  • сравнивать:   человека и млекопитающих и делать соответствующие выводы;
  • анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: в тексте учебника, биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернет-ресурсах;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • соблюдения мер профилактики заболеваний;  стрессов;  вредных привычек;
  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил поведения в окружающей среде;
  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

(68 часов, 2 часа в неделю)

Тема 1 . Человек как биологический вид (2 часа)

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

        Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных.

Тема 2. Происхождение человека (3 часа)

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.

           Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека.

Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 час)

Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.

        Демонстрация портретов великих ученых — анатомов и физиологов.

Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа)

Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов.

Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

        Демонстрация схем систем органов человека.

Тема 5. Координация и регуляция. Гуморальная регуляция(2 часа)

Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.

            Демонстрация схем строения эндокринных желез; Таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез.

Тема 6.Нервная система (7 часов)

Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.

Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.

Демонстрация муляжа головного мозга. Препарат поперечного разреза головного мозга.

 Тема 7. Анализаторы (6 часов)

Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

    Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов; безусловных рефлексов различных отделов мозга. Модели глаза.

Тема 8. Опора и движение (9 часов)

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.

Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.

       Демонстрация скелета человека, отдельных костей, распилов костей; приемов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.

       Лабораторные и практические работы :

Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц.

Тема 9. Внутренняя среда организма (4 часа)

Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.

Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета.

Демонстрация схем и таблиц, посвященных составу крови, группам крови.

Лабораторная работа

Изучение микроскопического строения крови.

Тема 10. Транспорт веществ (4 часа)

Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.

        Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения.

        Лабораторная работа:
Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений.

Тема 11. Дыхание (5 часов)

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.

        Демонстрация модели  легких; приемов искусственного дыхания.

Тема 12. Пищеварение (5 часов)

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.

        Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов.

        Лабораторная работа
Воздействие  слюны на крахмал.

Тема 13. Обмен веществ и энергии (2 часа)

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.

Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.

Тема 14. Выделение (2 часа)

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.

        Демонстрация модели почек.

Тема 15. Покровы тела (3 часа)

Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.

        Демонстрация схем строения кожных покровов человека.

Тема 16. Размножение и развитие (2 часа)

Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.

Тема 17. Высшая нервная деятельность (7 часов)

Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.

Календарно-тематическое планирование

8 кл биология

№ урока в теме

Тема урока

Дата

Тема1. Человек как биологический вид (2 часа)

1

1

Место человека в системе органического мира

2

2

Особенности человека

Тема 2. Происхождение человека (3 часа)

3

1

Происхождение человека

4

2

Этапы эго становления

5

3

Расы человека, их происхождение и единство

Тема 3. Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм человека  

(1 час).

6

1

История развития знаний о строении и функции организма человека

Тема 4. Общий обзор организма человека (4 часа).

7

1

Клеточное строение организма

8

2

Ткани

9

3

Органы

10

4

Системы органов

Тема 5. Координация и регуляция. Гуморальная регуляция (2 часа)

11

1

Гуморальная регуляция

12

2

Роль гормонов в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция, ее нарушение.

Тема 6. Нервная система (7 часов)

13

1

Строение нервной системы

14

2

Значение нервной системы

15

3

Строение и функции спинного мозга

16

4

Строение головного мозга.

17

5

Функции головного мозга.

18

6

Полушария большого (переднего) мозга (строение)

19

7

Полушария большого (переднего) мозга (функции)

Тема 7. Анализаторы (6 часов)

20

1

Анализаторы, их строение и функции. Зрительный анализатор.

21

2

Строение и функции глаза.

22

3

Анализаторы слуха и равновесия.

23

4

Кожно-мышечная чувствительность.

24

5

Обоняние. Вкус.

25

6

Обобщение знаний об органах чувств и анализаторах.

Тема 8. Опора и движение(9 часов).

26

1

Кости скелета.

27

2

Строение, свойства костей, типы их соединений.

28

3

Строение скелета

29

4

Первая помощь при растяжке связок, вывихе суставов, переломах.

30

5

Мышцы, их строение. Основные группы мышц.

31

6

Работа мышц.

32

7

Лаб. работа 1. Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц.

33

8

Значение физических упражнений для формирования опоры и движения.

34

9

Обобщение

Тема 9. Внутренняя среда организма (4 часа)

35

1

Внутренняя среда организма. Лаб. работа 2. Изучение микроскопического строения крови.

36

2

Плазма крови, ее состав. Значение крови. Свертывание крови

37

3

Как наш организм защищается от инфекций.

38

4

Группа крови. Переливание крови. Резус-фактор.

Тема 10. Транспорт веществ (4 часа)

39

1

Органы кровообращения.

40

2

Работа сердца. Лаб. работа 3. Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений.

41

3

Движение крови по сосудам.

42

4

Заболевания сердечно-сосудистой системы и их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях.

Тема 11. Дыхание (5 часов)

43

1

Строение органов дыхания

44

2

Газообмен в легких и тканях

45

3

Дыхательные движения. ЖЭЛ

46

4

Регуляция дыхания

47

5

Заболевания органов дыхания, их предупреждение. Первая помощь при нарушениях дыхания.

Тема 12. Пищеварение(5 часов)

48

1

Пищевые продукты, питательные вещества и их превращение в организме.

49

2

Пищеварение в ротовой полости. Лаб. работа 4. Воздействие слюны на крахмал.

50

3

Пищеварение в желудке

51

4

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

52

5

Гигиена питания. Профилактика желудочно-кишечных заболеваний.

Тема 13. Обмен веществ и энергии. Витамины

(2 часа)

53

1

Пластический и энергетический обмены

54

2

Витамины.

Тема 14. Выделение (2 часа)

55

1

Выделение

56

2

Заболевание почек и предупреждение их заболеваний.

Тема 15. Покровы тела (3часа)

57

1

Строение кожи, функции

58

2

Роль кожи в терморегуляции организма

59

3

Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви.

Тема 16. Размножение и развитие (2 часа)

60

1

Половая система человека

61

2

Развитие человека. Возрастные процессы.

Тема 17. Высшая нервная деятельность (7 часов)

62

1

Рефлекс-основа нервной деятельности

63

2

Торможение. Его виды и значение

64

3

Сон и сновидение

65

4

Особенности высшей нервной деятельности человека

66

5

Типы нервной деятельности

67

6

Обобщение

68

7

Повторение

Материально-техническое обеспечение

Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология . Человек 8 класс.: Учеб. Для общеобразоват. Учреждений.- М.: Дрофа, 2013.

Программа основного общего образования по биологии 8 класс для общеобразовательных учреждений. Сонин Н.И. – М.: Дрофа ,2009.

Учебно-наглядные пособия:

Модели:

  1. Череп человека с раскрашенными костями.
  2. Локтевой сустав
  3. Торс человека разборный
  4. Сердце в разрезе
  5. Почка в разрезе
  6. Мозг в разрезе
  7. Глаз.
  8. Происхождение человека

Микропрепараты:

  1. Анатомия

Плакаты:

  1. Нервная система человека.
  2. Выделительная система человека.
  3. Железы внутренней секреции.
  4. Кожа. Разрез
  5. Строение спинного мозга

Человек и его здоровье 1

  1. Уровни организации тела человека
  2. Строение клетки
  3. Типы клеток и тканей
  4. Скелет
  5. Череп
  6. Скелетные мышцы
  7. Опорно-двигатильный аппарат
  8. Система органов кровообращения
  9. Строение сердца
  10. Цикл сердечных сокращений
  11. Форменные элементы крови
  12. Лимфатическая система
  13. Строение органов дыхания
  14. Система органов пищеварения
  15. Микробы и вирусы
  16. Покровы
  17. Система органов выделения
  18. Оплодотворение и эмбриональное развитие
  19. Внутриутробное развитие
  20. Развитие ребенка.

Человек и его здоровье 2

  1. Эндокринные железы
  2. Иммунная система
  3. Нервная система
  4. Нервная клетка
  5. Головной мозг
  6. Спинной мозг. Рефлекторная дуга
  7. Зрение
  8. Слух и равновесие
  9. Обоняние
  10. Вкус.

Мультимедийный материал:

  1. Уроки биологии КиМ. Человек и его здоровье. 8 класс.- виртуальная школа Кирилла и Мефодия.-М.,2004.
  2. Кровь-пр
  3. Лейкоциты-кино
  4. Лимфоциты-кино
  5. Лейкоциты1-кино
  6. Эритроциты-кино
  7. - Папка «ТБ и биология»: ненужный материал-пр; док- дальтонизм
  8. Алкоголь и организм человека-пр
  9. Алкоголь, наркотики-пр
  10. БЖД-пр
  11. Курение в жизни человека-пр
  12. Курить или быть-пр
  13. Лудомания кратко-пр
  14. Наркомания Алексеева-пр
  15. Никотин-пр
  16. Презентация- наркомания – дорога в бездну-пр
  17. СОШ №60-СПИД-2007-пр
  18. Папка «Открытый урок»: Кровь и переливание крови-пр
  19. Презентация по коже- пр
  20. Работа органов дыхания –пр
  21. Размножение –пр
  22. Презентация по коже-пр
  23. Сердце-пр
  24. Состав и функции крови-пр
  25. Анти алкоголь-кино
  26. Анти алкоголь 2- кино
  27. Анти алкоголь 32- кино
  28. Анти курение 1 -кино
  29. Анти курение 1 1-кино
  30. Анти курение 1 2-кино
  31. Анти наркотики - кино
  32. Анти наркотики3 - кино
  33. Анти наркотики 4- кино
  34. ВВС-ощущение и зрение –кино
  35. Невероятное тело человека-кино
  36. Анти наркотики 4- кино
  37. ВВС- тайны тела – кино
  38. Гермафродиты-кино
  39. Загадки ДНК- поиски Адама- кино
  40. Паразиты – кино

Модули ОМС по биологии

  • Этапы антропогенеза


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии по УМК Сонина Н.И. 9 класс 102 часа

Представлена рабочая программа по биологии для 9 класса по линии Сонина Н.И....

7 класс рабочая программа по биологии. Н.И.Сонин (6 - 9 классы)

Планирование содержит перечень уроков  по биологии с лабораторными уроками по программе Н.И.Сонина...

Рабочая программа по биологии ФГОС линия Сонина (концентрический курс) 6 класс

Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...

Рабочая программа по биологии ФГОС линия Сонина (концентрический курс) 7 класс

Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...

Рабочая программа по биологии ФГОС линия Сонина (концентрический курс) 8 класс

Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...

Рабочая программа по биологии ФГОС линия Сонина (концентрический курс) 9 класс

Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...

Рабочая программа по биологии по УМК Сонина Н.И.(концентрический курс), 5 - 7 класс

Рабочая программа  по биологии для основной школы составлена  на основе:  Фундаментального ядра содержания общего образования,  требований к результатам освоения основной образоват...