Конспект урока на тему - "Органы цветковых растений" 6 класс.
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме

Ахтямова Юлия

Конспект урока - Органы цветковых растений на примере Портулака крупноцветкового.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по ботанике Ахтямовой Ю. Ю.

Тема:  Органы цветковых растений

Цель урока:  ознакомиться с органами цветковых растений на примере портулака крупноцветкового

Задачи:         

  1. Образовательные: ознакомиться с органами цветковых растений и с функциями, которые они выполняют.
  2. Воспитательные: воспитать в детях бережное отношение к природе.
  3. Развивающие: развить в детях умение работать с учебником, текстом; умение обобщать и делать выводы.

Тип урока: изучение нового материала

Методы и методические приемы:

  • словесные (рассказ, беседа, объяснение);
  • наглядные (учебная литература, рисунки, таблицы).

Оборудование: таблицы, учебник, рисунки учебника, компьютер, проектор, презентация.

Литература:

Н. И. Сонин. Биология. 6 кл. Живой организм: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2000.

Пасечник В. В. Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений.- М.: Дрофа, 2002.

М. Б. Беркинблит. Биология. 6 кл. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Звенит звонок.

 Дети садятся за парты. Жду, когда они успокоятся. Потом произношу «Здравствуйте! Садитесь».

  1. Проверка домашнего задания.

Цель: выяснение качества знаний учащихся по теме: «Ткани растений и животных».

Учитель:

  • На прошлом уроке  мы изучили тему: «Ткани растений и животных». Чтобы выяснить, как вы усвоили тему, я проведу устную проверку.

III.     Изучение нового материала.

Учитель:

  • Теперь открываем тетради, записываем сегодняшнее число и тему «Органы цветковых растений».

Потом начинаю свой рассказ:

  • Растение это целостный организм. У растений как и у животных имеются органы. Все органы растения имеют клеточное строение и связаны между собой. Нарушение строения и жизнедеятельности отражается на других. Например, повреждение корневой системы приведет к нарушению минерального питания растений.  Растение не может жить, если его органы не работают. Сегодня мы изучим тему «Органы цветковых растений».
  • Ребята, какие органы вы знаете у растений?

Ученики:

  •  цветок, стебель, листья, корни.

Учитель:

  • Молодцы, ребята. Сейчас запишем определение «орган». Орган – это часть тела растения, состоящая из нескольких типов клеток выполняющая определенные функции. Рассмотрим особенности строения цветкового растения – портулака крупноцветкового. К цветковым – а это самая многочисленная и распространенная на Земле группа зеленых растений (250 тыс. видов) – относятся растения, имеющие цветок, из которого после отцветания образуется плод с семенами.  
  • Я немного расскажу вам об этом растении. Портулак крупноцветковый родом из Южной Америки, часто выращивают как декоративное растение, большей частью на откосах и каменистых участках; имеются сорта с крупными, нередко махровыми цветками разной окраски (красные, желтые и др.), но без запаха.  Растение крепиться к почве с помощью корня. Он, как якорь, прочно удерживает его, и редкой буре удается повалить растение, а тем более вырвать с корнем. Многочисленные разветвления корня образуют корневую систему. В ней различают главные, придаточные и боковые корни. Корневые системы бывают стрежневыми – с хорошо развитым главным корнем и мочковатыми – с недоразвитым или рано отмирающим главным корнем. Мощная корневая система не только удерживает растение в почве,  но и поглощает из нее воду и растворенные в ней питательные вещества.
  • Некоторые растения, живущие на бедном кислородом почвах (например, тропические мангровые деревья), образуют дыхательные корни, которые развиваются из подземных боковых корней, поднимаются над водой или почвой вертикально вверх и снабжают подземные части растения воздухом. У других растений (например, тропического баньяна) корни – подпорки. Растения со слабым стеблем с помощью корней – прицепок поднимаются вверх по стенам, стволам растений – соседей.

Учитель:

  • Ребята, какую функцию выполняет корневая система растения?

Ученики:

  • Корневая система  удерживает растение в почве и поглощает из нее воду и растворенные в ней питательные вещества.

Учитель:

  • Другим важным органом растения является побег. Он состоит из стебля, листьев и почек. Стебель выносит листья к свету, на нем располагаются почки, развивающиеся побеги, цветки и плоды. Стебли у портулака сочные, светло-зеленого окраса, к которому примешивается красноватый оттенок. Они стелются по земле, укрывая ее, словно коврик. Листья, как и стебли, сочные, зеленовато-серые, очередные, мелкие. Лист занимает на стебле боковое положение и обычно состоит из листовой пластинки, которая крепиться к стеблю с помощью черешка.
  • У многих растений  листья лишены выраженного черешка – такие листья называются сидячими.  Нижняя часть называется его основанием, а выросты черешка – прилистниками. Однако не все растения имеют прилистники (сирень, ландыш) и черешки (лён, элодея, гвоздика). Различаются листья и количеством листовых пластинок на черешке. Так, листья березы, липы имеют по одной листовой пластинке – это простые листья. У листьев рябины, акации, шиповника на черешке по нескольку листовых пластинок – это сложные листья. В листе происходят сложные процессы дыхания, образование питательных веществ, испарение воды. У некоторых растений листья видоизменяются и выполняют несвойственные им функции: колючки кактуса – защитную, усики гороха – опорную: они удерживают тонкий стебель растения в вертикальном положении.

Учитель:

  • Ребята, какие функции выполняют  листья?

Ученики:

  • В листьях происходят сложные процессы дыхания, образование питательных веществ, испарение воды.

Учитель:

  • Почка – это зачаточный побег. Различают листовые и цветочные почки. В листовых заключены зачатки  будущего стебля и листьев, а в цветочных еще зачатки цветка или цветков. Цветок у большинства растений – самая яркая и заметная его часть. Обычно он состоит из венчика, образованного лепестками – сросшимися или раздельными. У большинства растений венчик окружен чашелистиками, образующих чашечку. Она так же может быть сростнолистной или раздельнолистной. Цветки у портулака мелкие, обоеполые, насекомоопыляемые (иногда самоопыляющиеся), одиночные или в пазушных пучках.
  •  Цветки выполняют функцию полового размножения. Главная часть цветка – пестики окружающие ее тычинки. Они располагаются в центре цветка. Пестик состоит из завязи, столбика и рыльца. Из завязи после опыления и оплодотворения развиваются плод и семена. В тычинках образуется пыльца.  Количество пестиков и тычинок в цветках разных растений различно, но тычинок всегда больше.  Все части цветка располагаются на цветоложе, которое у большинства растений является расширенной частью цветоножки. Цветки на побеге редко расположены поодиночке, как, например, у тюльпана или нарцисса. Обычно они собраны в группы, как у клевера, груши, астры, кукурузы. Такую группу цветков  называют соцветием.

Учитель:

  • Ребята, какие функции выполняют цветки?

Ученики:

  • Цветки выполняют функцию полового размножения.

Учитель:

  • Молодцы, ребята! Плоды у растений, как и их цветки, очень разнообразны, как по форме и размерам, так и по окраске, количеству семян и многим другим признакам. Стенка плода – околоплодник образованна разросшимися и видоизменными стенками завязи. Семена, заключенные внутри плода, развиваются из семязачатков, расположены в завязи. Основная функция плода – это защита семян и их распространение.  Снаружи семя покрыто толстой семенной кожурой. Она защищает внутренние части семени от высыхания и механических повреждений. Под кожурой находиться зародыш – маленькое растеньице. Он состоит из зародышевого корешка, стебелька, почечки и семядолей. Семядоли – это первые листья зародыша.

Учитель:

  • Ребята, какие функцию выполняет плод ?

Ученики:

  • Плод выполняет питательную и защитную функции.

Учитель:

  • Теперь открывайте учебник на странице 41 и выпишите, какие растения называются однодольными, а какие двудольные с примерами.
  • Молодцы ребята! Органы цветковых растений делятся на: вегетативные (от латинского «вегетативус» - растительный) и репродуктивные (от латинского «репродуктио» - воспроизведение). К вегетативным органам цветкового растения относятся: корни и побеги, а к репродуктивным органам: цветы и плоды.

IV.        Закрепление изученного материала.

  • Мы изучили тему «Органы цветковых растений». А теперь повторим пройденную тему. Открываем на учебник на странице 44.Укажите  какие утверждения верны.
  • Выберите один правильный ответ из предложенных:

  • Цветковые растения имеют:

а) корень и побег;

б) корень, побег, цветки, плоды с семенами;

в) побег, цветки, плоды с семенами.

 Корневая система:

а) удерживает растение в почве;

б) удерживает растение в почве и обеспечивает поступление в него воды и             питательных веществ;

в) удерживает растение в почве и обеспечивает поступление в него воды и  питательных веществ, служит местом запасания питательных веществ.

Главной частью цветка являются:

а) пестик и лепестки;

б) венчик и тычинки;

в) тычинки и пестик.

Зародыш растения состоит из:

а) почечки и семядолей;

б) зародышевого корешка, стебелька, почечки и семядолей;

в) зародышевого корешка, стебелька и почечки.

V. Домашнее задание.

После подвожу итоги урока. И задаю домашнее задание.

  • Все молодцы, все хорошо поработали! Домашнее задание на доске - § 6 на пересказ и ответить на вопросы на странице 45.
  • На этом всё. Урок окончен. До свидания.

Звенит звонок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме: "Органы цветкового растения"

Конспект может быть использован на уроках обобщения по теме "Органы цветкового растения"...

Урок на тему "Органы цветкового растения"

Конспект урока "Органы цветкового растения"...

Презентация. Обобщающий урок по теме:органы цветковых растений. Путешествие по маршруту "Корешки-Дачная"

Презентация послужит хорошим подспорьем для проведения обобщающего урока по биологии в 6 классе по теме: Органы цветковых растений.Перемещаясь от стации Корешки до станции Дачная учащиеся получают зад...

Обобщающий урок по теме "Органы цветкового растения"

Обобщающий урок по теме "Органы цветкового растения"...

Конспект урока по теме " Органы дыхания.Строение.Значение дыхания".

Конспект урока по биологии по теме " Органы дыхания.Строение.Значение дыхания" в 8 классе. Основные цели и задачи урока, краткое изложение материала,закрепление, домашнее задание....

Урок по теме "Органы цветкового растения"

Конспект урока по биологии по теме "Органы цветкового растения"...