Вопросы школьной олимпиады по биологии и экологии для учащихся 9-11 классов
олимпиадные задания по биологии (9 класс) по теме

Трофимова Татьяна Евгеньевна

Вопросы школьной олимпиады по биологии и экологии для учащихся 9-11 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voprosy_shkolnoy_olimpiady_po_biologii.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

Вопросы школьной олимпиады по биологии.

9 класс.

Задание 1.

Выберите из предлагаемых вариантов ответов правильный (или правильные) и отметьте его (их) знаком «+».

  1. Какая из оболочек глаза формируется из эктодермы:

        а) склера

        б) сосудистая

        в) пигментная

  1. Укажите электрическую рыбу, которая обитает в водоемах Африки:

        а) звездочет

        б) угорь электрический

        в) сом электрический

  1. К какой из названых групп принадлежит жерлянка:

        а) круглоротые

        б) круглоязычные

        в) клюворылообразные

        г) клювоголовые

  1. Конечный продукт расщепления белков у земноводных и млекопитающих:

        а) пептид

        б) аммиак

        в) мочевина

        г) аминокислота

  1. В легочных артериях млекопитающих:

        а) артериальная кровь

        б) венозная кровь

        в) смешанная кровь

  1. Наиболее древним отделом центральной нервной системы хордовых животных является:

        а) спиной мозг

        б) промежуточный мозг

        в) передний мозг

        г) средний мозг

  1. Fasciola hapafica – латинское название:

       а) аскариды

       б) власоглава

       в) печеночного сосальщика

       г) кровяной двуустке.

  1. Какие из названных органов относятся к женской половой системе у дождевого червя:

        а) яичник

        б) яйцевод

        в) матка

        г) влагалище

        д) семяприемник

  1. Многослойный эпителий кожного типа у человека:

        а) ротовую полость

        б) пищевод

        в) желудок

        г) толстый кишечник

        д) концевую часть толстого кишечника

  1.  Какой тип нервных клеток наиболее характерен для коры больших полушарий млекопитающих и человека:

        а) звезчатый

        б) пирамидный

  1. в) зернистый

        г) веретеновидный

  1.   У комаров-мокрецов крылья совершают в секунду:

        а) 5-10 ударов

        б) 500-600 ударов

        в) порядка 1000

  1.  У эмбриона человека формируются три почки, которая из них функционирует у взрослого человека:

   а) метанефрос

   б) мезонефрос

   в) пронефрос

  1.  Железо входящее в состав гемоглобина

        а) присоединяя кислород, изменяет валентность с II на III

        б) присоединяя кислород, изменяет валентность с III на II    

   в) всегда двухвалентно

   г) всегда трехвалентно

  1.  Супинация – движение в суставе, заключающийся:

        а) в сгибании

        б) в отведении

       в) вращение внутрь

       г) вращение наружу

  1.  Плазменные факторы свертывания крови являются преимущественно:

       а) белками

       б) липидами

       в) углеводами

       г) ионами

      д) нуклеотидами

  1.  Дыхательный центр расположен:

  а) в легких

  б) в продолговатом мозге

  в) в среднем мозге

  г) в спинном мозге

  1.  Проводящая система сердца обеспечивает проведение:

 а) электрических импульсов

 б) крови

 в) ионов

 г) лимфы

  1.  Плод грецкого ореха называется:

а) орех

б) сухая костянка

в) орешек

г) желудь

  1.  «Осокорь» называют растение:

а) тополь черный

б) дуб черешчатый

в) клен американский

  1.  Простой околоцветник у:

а) тюльпана

б) гречихи

в) свеклы

г) лебеды

Задание 2.

Расшифруйте следующие термины:

  1. Доля почки-
  2. Стекловидное тело
  3. Эндотелий
  4. Гектокотиль
  5. Сейсмосенсорный орган
  6. Онкосфера
  7. Лоцманирование
  8. Периантий
  9. Плододекоротивные растения
  10.  « Маралий корень»

Задание 3.

Напишите необходимые термины, исходя из определений соответствующих понятий:

  1. Симбиотические зеленые водоросли, живущие в теле животных-
  2. Орган движения и питания у коловраток
  3. Ресничные воронки, служащие для выведения конечных продуктов обмена у целомических животных
  4. Тип полового процесса у инфузорий
  5. Передний конец тела ленточных червей
  6. Скачкообразное проведение нервных импульсов в миелинизированых волокнах
  7. Синапс, обеспечивающий передачу нервного импульса без участия медиатора
  8. Мышечные, проводящие и секретирующие клетки сердечной мышцы
  9. Латинское nux означает орех, как называется ореховая масса с сахаром
  10. Белковые зерна, находящиеся в эндосперме.

Задание 4.

Определите, являются ли верными приведенные ниже суждения. Верные суждения обозначьте знаком «+», неверные «-».

  1. В норме у человека длительность сердечного цикла составляет 1,8 с.
  2. Повышение активности парасимпатической системы приводит к активации  сердечной деятельности.
  3. В 1 мл. крови человека содержится 4-5 тыс. эритроцитов
  4. Тела мотонейронов локализованы в передних рогах спинного мозга
  5. Наутилус (кораблик) и Португальский кораблик – синонимы.
  6. Органы свечения у жуков-светлячков образуются за счет клеток жирового тела.
  7. Лептоцефал – личинка угря.
  8. Обонятельные нейроны – единственные из нервных клеток, способные к регенерации.
  9. Початок – это сложное соцветие.
  10. Мыльное дерево, мыльный корень называются так потому, что содержат в плодах или корнях сапонины.

Задание 5.

I. Напишите, что Вы знаете о тундре, ответив на следующие вопросы:

  1. Какие растения можно встретить в тундре, в чем их особенности?
  2. Какие животные обитают  в тундре? Какие, напротив, здесь не встречаются. Объясните почему?
  3. В чем Вы видите причину(ы) своеобразия животного и растительного мира тундры?
  4. Как человек влияет на тундру? Каковы Ваши прогнозыбудущего этой уникальной экосистемы?

II. Опишите механизм сокращения скелетной мускулатуры.

Задание 1.

  1. Наибольшую часть жизни хламидомонады составляет:

А) гаплофаза   Б) диплофаза     В) а и б поровну

  1. Фитофтора относится к классу:

А) высших грибов     Б) низших грибов    В) базидиальных грибов

  1. Зигота у мукора образуется при:

А) слиянии гиф     Б) слиянии спор      В) слиянии спорангиев

  1. Какое из указанных растений имеет проводящую систему:  

     А) маршанция    Б) сфагнум   В) орляк

  1. Гаплоидным набором хромосом у сосны обладает:

А) эндосперм   Б) зародыш     В) клетки древесины

  1. На верхушке корневища ландыша можно обнаружить:

А) корневой чехлик   Б) верхушечную почку   В) придаточные корни

  1. Какая из паренхим наиболее развита в корнях риса:

А) ассимиляционная   Б) запасающая   В) воздухоносная

  1. Какое из перечисленных растений имеет сложные листья:

А) каштан   Б) дуб   В) морковь

  1. Какое из ветвлений побега эволюционно более совершенно:

А) дихотомическое   Б) моноподиальное   В) симподиальное

  1. Столон – это:

А) видоизмененный лист   Б) видоизмененный корень   В) видоизмененный побег

  1. От луковицы отходят:

А) главные корни   Б) боковые корни   В) придаточные корни

  1.  Из перечисленных растений к двудомным относится:

А) тополь   Б) тыква   В) кукуруза

  1. Гаметофитом цветковых растений является:

А) тычинка   Б) пылинка   В) пыльник

  1. У голосеменных аналогом семяпочки покрытосемянных является:

А) микроспорангий   Б) мегаспорангий   В) эпдосперм

  1. Оплодотворение цветковых растений называется двойным потому что:

А) в нем участвуют 2 спермия   Б) оно происходит подряд 2 раза   В) в результате образуются 2 зиготы

  1. Возбудители, какой из названых болезней принадлежат к царству Простейших:

А) малярия   Б) чума   В) стригущий лишай

  1. Функцию опоры у кишечнополостных выполняет:

А) эктодерма   Б) мезоглей   В) энтодерма

  1. Усложнение круглых червей по сравнению с плоскими связано с:

А) появлением нервной системы   Б) с появлением гермафродитизма   В) с появлением сквозной пищеварительной системы

  1. В легких человека развивается:

А) взрослая аскарида   Б) яйца   В) личинка аскариды

  1. В каком случае правильно указаны основные «эволюционные приобретения» кольчатых червей:

А) гермафродитизм, целом, кровеносная система   Б) кровеносная система, целом, сегментация тела   В) сегментация тела, окологлоточное кольцо, гермафродитизм

  1.  Личинки каких моллюсков паразитируют на рыбах:

А) головоногих    Б) двустворчатых   В) брюхоногих

  1. Сердце членистоногих:

А) двухкамерное   Б) трехкамерное   В) трубчатое

  1. Паутинные борадавки паукообразных гомологичны:

А) брюшным конечностям   Б) педипальпам   В) хелицерам

  1. Ротовой аппарат стрекоз:

А) колюще-сосущий   Б) сосущий   В) грызущий

  1. У ланцетника количество плавников:

А) 1   Б) 2   В) 4

  1. Зубы хрящевых рыб развиваются из:

А) костей   Б) хрящей   В) чешуй

  1. Почка взрослых земноводных называется:

А) пронефрос   Б) мезонефрос   В) метанефрос

  1. Инфракрасные излучения способны воспринимать:

А) черепахи   Б) змеи   В) крокодилы

  1. Участкм тела, на которых нет перьев, называют:

А) аптерии   Б) птерилии   В) киль

  1. Какой из отделов конечностей наиболее удлинен у водных млекопитающих:

А) плечевой   Б) предплечье   В) фаланги пальцев

Школьная олимпиада по биологии.

9 кл.

Задание 1.

Выберите из предлагаемых вариантов ответов правильный (или правильные) и отметьте его (их) знаком «+».

  1. Обозначьте растения семейства розоцветные: а) кровохлебка; б) калган; в) розмарин; г) магнолия; д) спирея; е) фиалка; ж) ирис; з) миндаль
  2. Какие из перечисленных растений обладают правильными                          (актиноморфными) цветками: а) наперстянка; б) колокольчик; в) фиалка; г) орхидея; д) табак; е) нарцисс; ж) гладиолус.
  3. Какой из перечисленных классов простейших не содержит паразитов человека: а) саркодовые; б) жгутиковые; в) инфузории; д) споровики.
  4. Укажите среди перечисленных животных хищников: а) планария;         б) нереис; в) морской еж; г) офиура.
  5. Упругость костей обусловлена: а) наличием минеральных веществ;        б) наличием органических веществ; в) губчатым строением; г) трубчатым строением.    

Задание 2.

Расшифруйте следующие термины:

  1. Таллом
  2. Мезофилл
  3. Химеры
  4. Некроз
  5. Репарация

Задание 3.

Напишите необходимые термины, исходя из определений соответствующих понятий.

  1. У растений узкий канал в покровах семяпочки ( семязачатка), через который проникает пыльцевая трубка;
  2. Метод выращивания растений без почвы, при котором корни находятся в воздухе и периодически опрыскиваются каплями питательного раствора;
  3. Внутренние ритмические процессы с периодом около двадцати четырех часов;
  4. Использование отраженных сигналов для ориентации в пространстве;
  5. Клетки собственно соединительной ткани.

Задание 4.

Определите, являются ли верными приведенные ниже суждения. Верные суждения обозначьте знаком «+», неверные «-» и объясните почему?

  1. Антарктические рыбы способны жить в воде при температуре минус два градуса Цельсия.
  2. У птиц сходно с млекопитающими функционирует одна дуга аорты – левая.
  3. Ситовидные трубки – проводящие элементы ксилемы и служат для проведения воды и минеральных солей от корней к стеблям и листьям растений.
  4. Самый протяженный отдел пищеварительной системы человека является толстый кишечник.
  5. В системе кровообращения наименьшее давление в капиллярах.

Задание 5.

  1. Опишите процесс «двойного дыхания» у птиц. Почему он характерен именно для этих животных.
  2. Опишите процесс метаморфоза у насекомых с полным превращением. Перечислите разнообразие личинок этих насекомых.
  3. Из перечисленных частей растения выберите основные (1) и возникшие из них (2) в процессе эволюции: а) корень; б) лист; в) цветок; г) побег;             д) луковица; е) колючка; ж) клубень. Объясните свою точку зрения.
  4. Назовите сосуды, по которым кровь поступает к сердцу, а также оттекает от него.
  5. Укажите признаки, отличающие покрытосеменные растения от голосеменных.

Школьная олимпиада по биологии.

10 кл.

Задание 1.

Выберите из предлагаемых вариантов ответов правильный (или правильные) и отметьте его (их) знаком «+».

  1. Наименьшая транспирация наблюдается: а) в хвойном лесу; б) в смешанном лесу; в) на болоте; г) в степи.
  2. Спорами размножаются: а) сенная палочка; б) улотрикс; в) мукор;               г) сальвиния.
  3. Эритроциты, помещенные в физиологический раствор NaCl: а) сморщиваются; б) набухают и разрушаются; в) слипаются друг с другом; г) остаются без изменений.
  4. Кто из перечисленных животных, относящихся к холоднокровным (пойкилотермным) может регулировать температуру тела: а) лягушка;         б) ящерица; в) бабочка-бражница; г) золотая рыбка.
  5. В крови человека к числу агранулоцитов относят: а) эозинофилы; б) базофилы; в) В-лимфоциты; г) т-лимфоциты; д) моноциты.

Задание 2.

Расшифруйте следующие термины:

  1. Имаго;
  2. Сапрозои;
  3. Гипантий;
  4. Пульпа;
  5. Чечевички.

Задание 3.

Напишите необходимые термины, исходя из определений соответствующих понятий.

  1. Личинка кольчатых червей –
  2. Прорастание семян на материнском растении в еще не зрелых плодах –
  3. Увеличение содержания лейкоцитов в крови –
  4. Наука о поведении животных –
  5. Органы слуха насекомых
  6. Мышца, разделяющая полость тела на грудную и брюшную части –
  7. Жизненная форма растений, у которых почки возобновления в неблагоприятный период года сохраняются на уровне почвы или реже чуть выше и защищены листовым опадом и снежным покровом;
  8. Наука, изучающая паразитических червей;
  9. Зрительный пигмент, содержащийся в палочках сетчатки глаза;
  10. Затянутый кожей промежуток между костями черепа у новорожденных млекопитающих и человека.

Задание 4.

Определите, являются ли верными приведенные ниже суждения. Верные суждения обозначьте знаком «+», неверные «-» и объясните почему?

  1. Стручок образуется у растений семейства бобовые.
  2. У слона общее число зубов равно шести.
  3. ДНК содержится только в ядре клетки, входящая в состав хромосом.
  4. Корневые волоски распологаются в зоне деления и в зоне растяжения корня.
  5. Желчь не участвует в пищеварении, так как не содержит пищеварительных ферментов, а служит лишь для эмульгирования жиров.

Задание 5.

  1. Какой орган осуществляет связь между организмом матери и зародышем в период внутриутробного развития у млекопитающих? Опишите его строение и перечислите функции.
  2. У водных растений стрелолиста, чилима, водяного лютика, кубышки листья, развивающие в воде и над водой или на поверхности воды различаются внешним и внутренним строением. Как называется это явление? Чем оно вызвано? Назовите различия в строении надводных и подводных листьев. Какое биологическое значение имеет это явление у названных растений.
  3. Опишите известные вам примеры эхо- и электролокации у животных. В каких условиях возникают эти типы рецепции?
  4. Что такое анабиоз? Охарактеризуйте процессы, лежащие в основе анабиоза. Приведите примеры животных, впадающих в анабиоз.
  5. Полагают, что рыбы являются предками земноводных. Какие доказательства имеются в пользу этой гипотезы. Известны ли вам переходные формы.  

   

Школьная олимпиада по биологии.

11 кл.

Задание 1.

Выберите из предлагаемых вариантов ответов правильный (или правильные) и отметьте его (их) знаком «+».

  1. Систематическая единица, которая не может быть создана в результате селекции: а) вид; б) сорт; в) порода; г) штамм.
  2. Витамины А и Д можно принимать сразу за один прием в таком количестве, которого достаточно для поддержания их нормального уровня в течение нескольких недель. Витамины группы В необходимо принимать чаще, чем витамины группы А и Д, так как:  а) витамины А и Д практически не разрушаются в организме человека; б) витамины А и Д  могут депонировать в печени и других тканях;   в) высокая растворимость витаминов группы В в крови приводит к их быстрому выведению из организма в отличие от витаминов А и Д;   г) витамины А и Д будучи водорастворимыми быстрее всасываются в кровь, но медленнее расходуются в организме.
  3. Представители каких классов, перечисленных ниже, большую часть жизненного цикла представлены гаплоидными особями:   а) саркодовые;     б) жгутиковые;  в) споровики;  г) инфузории.
  4. Атомы кислорода, используемые для образования воды, на конечном этапе окисленного фосфорилирования происходят от:  а) двуокиси углерода;       б) глюкозы; в) молекулярного кислорода;    г) пирувата.
  5. Обозначьте растения, цветки которых не имеют околоцветника или с редуцированным околоцветником:  а) василек;  б) лебеда; в) молочай;                                г)звездчатка;  д) камыш;  е) подорожник; ж) пшеница.

Задание 2.

Расшифруйте следующие термины:

  1. Десмосомы
  2. Дихогамия
  3. Меланоциты
  4. Аллантоис
  5. Клейстотеций

Задание 3.

Напишите необходимые термины, исходя из определений соответствующих понятий.

  1. Совокупность сложных наследственно обусловленных актов поведения, характерных для особей данного вида и проявляющихся в определенных условиях;
  2. Раздел экологии, изучающий действие абиотических факторов среды на организмы;
  3. Две гаплоидные вспомогательные клетки, окружающие яйцеклетку зародышевого мешка и расположенные у пыльцевхода ( микропиле);
  4. Низкорослые, многолетние растения с древеснеющими, сильно ветвящимися побегами, обычно не имеющие явно выраженного главного ствола и часто с длинными корневищами;
  5. Молекулярные изменения на уровне структуры ДНК одного гена;
  6. Блюдцевидное плодовое тело гриба, входящего в состав лишайника;
  7. Гастральная полость медуз, представленная системой каналов;
  8. Стадия профазы первого деления мейоза, в которой происходит кроссинговер;
  9. Зрительный пигмент, содержащийся в колбочках сейчатки глаза;
  10. Совокупность всех генотипов в популяции.

Задание 4.

Определите, являются ли верными приведенные ниже суждения. Верные суждения обозначьте знаком «+», неверные «-» и объясните почему?

  1. Придаточные почки образуются в пазухе листа и формируют боковые побеги.
  2. Человек не может синтезировать холестерин и должен получать его с пищей.
  3. Каждая природная популяция всегда однородна по генотипам особей.
  4. Гены оперона являются мозаичными структурами, представленными интронами и экзонами.
  5. Предел плотности популяций определяется количеством самого дефицитного ресурса.

Задание 5.

  1. Какие процессы метаболизма протекают в печени, в каких органойдах клетки они локализованы, какова их функциональная роль? Каким образом осуществляется детоксикация вредных для организма соединений?
  2. Что такое регенерация? Приведите примеры регенерации у разных классов животных. Каковы регенерационные способности животных? Какие теоретические проблемы связаны с этим явлением?
  3. Полагают, что рыбы являются предками земноводных. Какие доказательства имеются в пользу этой гипотезы. Известны ли вам переходные формы.  
  4. Дайте определение зародышевого листка животных. Кто из ученых открыл зародышевые листки? Какие зародышевые листки вы знаете и какова их роль?
  5. Что вы знаете о применении ферментов в народном хозяйстве и медицине? Приведите примеры ферментов, используемых человеком.

Школьная олимпиада по экологии.

9 - 11 кл.

Выберите из предлагаемых вариантов ответов правильный (или правильные).

  1. Насекомые различают:                                                                                          а) форму предметов;                                                                                             б) цвет предметов;                                                                                                 в) угол наклона солнечных лучей к горизонту.
  2. Какие из перечисленных типов клеток кишечно-полостных образуются и в эктодерме и в энтодерме:                                                                                    а) эпителиально-мускульные;                                                                               б) стрекательные;                                                                                                  в) вставочные;                                                                                                          г) нервные.
  3. Дыхание рыб может осуществляться с участием:                                                   а) жабр;                                                                                                                      б) кожи;                                                                                                                       в) кишечника;                                                                                                           г) легкого (легких);                                                                                                 д) лабиринтовых органов.
  4. Самые крупные размеры вегетативного тела имеет:                                            а) эвкалипт;                                                                                                                           б) ливанский кедр;                                                                                                  в) секвойя;                                                                                                                  г) сосна обыкновенная;                                                                                          д) ель;                                                                                                                         е) лиственница.
  5. Отметьте растения из семейства лютиковых:                                                                          а) нивяник обыкновенный;                                                                                       б) календула лекарственная;                                                                                     в) мимоза стыдливая;                                                                                              г) купальница европейская;                                                                                        д) ежа сборная;                                                                                                         е) ветреница дубравная.
  6. Укажите растение, семена которого наиболее богаты белками:                         а) подсолнечник;                                                                                                        б) кукуруза;                                                                                                                      в) пшеница;                                                                                                              г) фасоль.
  7. Ресничный эпителий у человека выстилает:                                                            а) все воздухоносные пути;                                                                                       б) только носовую полость;                                                                                                      в) только бронхи.  
  8. Кочан, образующихся у многих сортов капусты, - это:                                                а) луковица;                                                                                                              б) каудекс;                                                                                                                                 в) гигантская почка;                                                                                                     г) филлокладий.
  9. Рот у ресничных червей расположен:                                                                            а) на заднем конце тела;                                                                                                    б) на переднем конце тела;                                                                                                             в) в середине тела;                                                                                                         г) ближе к заднему концу тела.
  10. Для свертывания крови необходимы ионы:                                                               а) натрия;                                                                                                                                                б) кальция;                                                                                                                    в) магния;                                                                                                                    г) железа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для школьной олимпиады по биологии для 9 класса.

Задания выполняются в течение 45 минут. Олимпиада состоит из 4-х заданий: 1-тест  с выбором одного  правильного ответа.2-на знание предмета изучения биологических наук. 3-на знание вклада уч...

Задания школьной олимпиады по биологии 7 класс

Настоящие задания предложены для проведения отборочного тура школьной олимпиады по биологии в 7 классе с целью выявления наиболее сильных и активных ребят....

Вопросы школьной олимпиады по географии 11 класс

Представлено задание школьного тура всероссийской олимпиады школьников по географии для учеников 11 класса. Задание представлено в двух турах: первый тур - тестовые задания, второй - задания на размыш...

Тесты для подготовки учащихся к олимпиаде по биологии и экологии

Тесты для подготовки обучающихся 7-11 классов к олимпиадам по биологии и экологии...

Вопросы школьной олимпиады по биологии для учащихся 7 классов

Вопросы школьной олимпиады по биологии для учащихся 7 классов...

Теоретические задания к школьной Олимпиаде по предмету «Физическая культура» для учащихся 7 - 8 классов

                        Внимательно прочитайте вопрос и предлагаемые ответы, выберите правильный ответ и впи...

Задания к школьному этапу Всероссийской олимпиады школьников по экологии для учащихся 7-8 классов

тестовое теоретическое задание для учащихся 7-8 классов Адмиралтейского района Санкт-Петербурга с ответами и формой оценки работ...