РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 8-9 класса РЕШЕНИЕ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ ПО БИОЛОГИИ
элективный курс по биологии (8 класс) по теме

Бирюкова Светлана Валерьевна    sveta-m-73@mail.ru

Пояснительная записка

Современный этап научно-технического и информационного прогресса протекает в условиях гиперконкуренции. При этом, в качестве наиболее значимых факторов конкурентоспособности берутся: наличие квалифицированных, творчески мыслящих кадров; умение организовывать творческую деятельность; готовность воспринять новаторскую мысль и создать условия для её воплощения в жизнь.

Школа  несет ответственность перед обществом за качество образования выпускника, потому что уровень его общеобразовательной подготовки определяет базис общей культуры человека, стиль его мышления, мировоззрение, духовное развитие. Не случайно государственные образовательные инициативы в качестве приоритетной задачи выдвигают духовно-нравственное воспитание ответственного и инициативного российского гражданина.

Национальная образовательная инициатива «Наша Новая школа» обращает нас к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, разработанной в соответствии с требованиями Закона РФ «Об образовании», с Федеральным государственным стандартом общего образования, где дано обоснование общенационального воспитательного идеала, системы требований к задачам, условиям и результатам развития школьников. Начавшаяся с 1 сентября 2011 года реализация ФГОСа второго поколения для начальной школы актуализировала потребность в социальном воспитании, преодолевающим разрыв между традиционными национальными идеалами и потребительскими реалиями современной российской жизни.

Однако в современной российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде и не требует дополнительных поисковых усилий, и основной трудностью для учащихся является самостоятельный поиск информации, добывание знаний. Поэтому одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной проектно-исследовательской деятельности и развитие её основного компонента – исследовательских умений, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом.

Созданное в нашем лицее со-бытийное пространство позволяет эффективно решать проблемы духовно-нравственного воспитания  детей цифровой эры.

Система управления знаниями в интегрированной модели лицея как педагогической интеллектуальной организации  направлена на преодоление формирующегося в обществе отрицания ценности фундаментального знания и  сохранение лучших традиций формирования научного мировоззрения и современной картины мира.

Исследовательский подход в обучении биологии дает возможность самостоятельного поиска расширения той или иной проблемы, выработки творческого мышления. Личностно-ориентированное обучение определяет  сопровождающую позицию учителя на уроке по отношению к ученической деятельности, помощь учащимся в постановке и достижении его образовательных целей.      

Развитию поисковой и творческой способности учащихся в системе школьного образования препятствуют затруднения в определении педагогических условий развития творческих способностей школьников, неподготовленность педагогов к новым требованиям, которые предъявляет современное социально-экономическое развитие России к характеру организации учебно-воспитательным процессом.

Отсюда возникает противоречие между репродуктивной традиционно сложившейся системой образования и насущной потребностью общества в креативной системе развития личности.

Технология учебного проектирования включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой сути. Эту технологию относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно меняющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.

Исходные теоретические позиции проектного обучения:

1) в центре внимания — учащийся, содействие развитию его творческих способностей;

2) образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для учащегося, что повышает его мотивацию в учении;

3) индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого учащегося на свой уровень развития;

4) комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций учащегося;

5) глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

Курс  «Решение проектных задач по биологии» направлен на формирование ключевых компетентностей в области биологии и экологии, но также дает возможность охвата широкого комплекса общеобразовательных и общекультурных проблем. При исследовании важно опираться на традиционные предметные знания, без которых довольно сложно в доступной форме объяснить причинно-следственные связи, проблемные ситуации, практическую значимость теоретического материала. С помощью данного курса можно добиться интеграции содержания образования, формировать надпредметные знания и умения, развивать социальные практики с учетом психофизических особенностей ребят.

В курсе «Решение проектных задач по биологии» используются технология исследовательского обучения и технология учебного проектирования, которые помогают преодолеть господство «знаниевого» подхода в пользу «деятельностного», позволяющего продуктивно усваивать знания, научиться их анализировать, сделать их более практикоориентированными, что, в конечном счете, и преследует программа модернизации образования.

Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект или исследование с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:

  • проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);
  • целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
  • самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
  • представление результатов своей деятельности и хода работы;
  • презентации в различных формах, с использованием специально подготовленный продукт проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);
  • поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
  • практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
  • выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;
  • проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

Цель курса «Решение проектных задач по биологии»: развитие проектно-исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Основные задачи курса:

-   формирование научно-материалистического мировоззрения обучающихся;

- формирование у обучаемых представления об экологии как науке (углубление и расширение экологических знаний, усвоение биологических понятий, формирование первичных экологических и исследовательских умений и навыков);

- развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

- воспитание чувства бережного отношения к природе родного края, культуры общения с ней;

- воспитание сознательного отношения к труду;

- творческое развитие начинающих исследователей, развитие навыков самостоятельной научной работы;

- современная научная система предъявляет очень жесткие требования к представлению и оформлению материалов научного исследования, в связи с этим встает задача научить школьников следовать этим требованиям и в соответствии с ними выполнять работу;

- научить детей приобретать опыт сотрудничества с различными организациями при написании работы;

- приобщение учащихся к ценностям и традициям российской научной школы;

- научить культуре работы с архивными публицистическими материалами;

научить продуманной аргументации и культуре рассуждения.

Результатом освоения программы курса «Решение проектных задач по биологии» является формирование личностных, предметных и метапредметных результатов. В соответствии с требованиями ФГОС среднего (полного) общего образования предметные результаты освоения курса «Биология» и «Экология» предполагают:

  • сформированность представлений об экологической культуре как  условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития  общества и природы, об экологических связях в системе "человек – общество – природа";
  • сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;
  • владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;
  • владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;
  • сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;
  • сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры;
  • усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;

•  сформированность первоначальных систематизированных представлений о  биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

•  приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

•   сформированность основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;

•  объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;

овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;

сформированность представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

•  освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Личностные результаты предполагают:

  • бережное и ответственное отношение к объектам окружающей среды;

 восприятие природы как объекта охраны и защиты;

  • ответственное отношение к коллективному результату деятельности;
  • выработку гражданской позиции, связанной с ответственностью за состояние окружающей среды, своего здоровья и здоровья других людей;
  • развитие умения самостоятельно приобретать необходимые знания, применять их на практике, работать с информацией, формулировать выводы и на их основе выявлять и решать проблемы;
  • развитие способности принимать и осуществлять перемены, делать  выбор, быть ответственным за результат собственных действий,  уметь предотвращать конфликтные ситуации;
  • приобретение коммуникативных умений и опыта сотрудничества для выявления социально-экологических проблем и путей их решения;
  • достижение взаимопонимания, успешное взаимодействие с педагогами и сверстниками в учебных и жизненных ситуациях;
  • способность ставить цели и строить жизненные планы;
  • адекватную самооценку учебной и социально значимой деятельности, уровня сформированности ключевых образовательных компетентностей;
  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
  • осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
  • воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

•    формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

•    освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьной самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

•   развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения

к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

•   формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  • формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

•  осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

•  развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты подразумевают:

•  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

•   овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить

эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

•  умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научнопопулярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;

•   умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

•  владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

•   способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

•    умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и раз решать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

•  формирование и развитие компетентности в области использования, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции);

  • овладение различными видами деятельности по получению нового  знания (умение добывать информацию из различных источников,  обобщать, систематизировать и анализировать, критически оценивать и интерпретировать, умело применять на практике);
  • четкое определение проблем и причин их возникновения, способность  формировать и отстаивать собственное мнение, выявлять причинноследственные связи различных процессов, в т. ч. экологических,  принимать решения по их устранению;
  • использование коммуникативных навыков при разработке стратегии  решения экологических проблем, умение работать в команде, аргументировать и представлять свою позицию в форме проектов, презентаций и т. д.

Изучение курса «Решение проектных задач по биологии» должно предоставить учащимся возможность:

– научиться моделировать, прогнозировать и оценивать изменения в экосистемах и биосфере; устанавливать связь между развитием биологии и социально-экономическими и экологическими проблемами человечества; пользоваться генетической терминологией и символикой; составлять схемы скрещивания и решать генетические задачи;

– ознакомиться с исследовательскими методами биологических наук; цитологии (микроскопирование, центрифугировании, культуры клеток и тканей), генетики (гибридологический, генетический анализ, цитогенетический, близнецовый, биохимический, генеалогический), селекции (искусственный отбор, гибридизация, получение гетерозиса и полиплоидов, экспериментальный мутагенез), биотехнологии (гибридизация соматических клеток, выращивания клеток на питательных средах), экологии (моделирование, мониторинг);

– освоить знания о биологических системах (клетке, организме, популяции, виде, биогеоценозе, биосфере), присущих им закономерностях;

– овладеть фундаментальными биологическими теориями и законами и уметь их использовать для обоснования единства живой и неживой природы; родства различных таксонов и эволюции органического мира;

– освоить умение анализировать, критически осмысливать и использовать информацию о живых объектах, уверенно пользоваться биологической терминологией и символикой.

По окончании изучения курса «Решение проектных задач по биологии» учащиеся должны знать:

  • основы методологии исследовательской и проектной деятельности;
  • структуру и правила оформления исследовательской и проектной работы.

По окончании изучения курса «Решение проектных задач по биологии» учащиеся должны уметь:

  • формулировать тему исследовательской и проектной работы, доказывать ее актуальность;
  • составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы;
  • выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы;
  • определять цель и задачи исследовательской и проектной работы;
  • работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;
  • выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности адекватные задачам исследования;
  • оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской и проектной работы;
  • рецензировать чужую исследовательскую или проектную работы;
  • наблюдать за биологическими, экологическими и социальными явлениями;
  • описывать результаты наблюдений, обсуждения полученных фактов;
  • проводить опыт в соответствии с задачами, объяснить результаты;
  • проводить измерения с помощью различных приборов;
  • выполнять письменные инструкции правил безопасности;
  • оформлять результаты исследования с помощью описания фактов, составления простых таблиц, графиков, диаграмм, формулирования выводов.

По окончании изучения курса  «Решение проектных задач по биологии» учащиеся должны владеть понятиями: абстракция, анализ, апробация, библиография, гипотеза исследования, дедукция, закон, индукция, концепция, моделирование, наблюдение, наука, обобщение, объект исследования, предмет исследования, принцип, рецензия, синтез, сравнение, теория, факт, эксперимент.

Содержание курса «Решение проектных задач по биологии» базируется на классических канонах ведения научной работы, основах методологии научного исследования и традициях оформления такого рода текстов. В содержании спецкурса можно выделить три направления.

  1. Формирование представлений о роли и ценности научного познания, престиже образования и научной деятельности.
  2. Формирование знаний о структуре, этапах, содержании исследовательской и проектной работ, методах.
  3. Развитие умений работать с различными источниками информации и текстом исследования.

Однако эти разделы не выделяют в разделы курса, так как занятия призваны сопровождать работу школьника над его научными работами от этапа формулирования темы до взаимного рецензирования завершенных работ и подготовки доклада к их защите. Поэтому материал располагается таким образом, чтобы обеспечить поддержку исследовательской и проектной деятельности учащихся.

Все виды работ в курсе подразделяются на лекционные, семинарские занятия и практические работы.

Порядок расположения тем в программе обусловлен необходимостью осуществления исследовательской и творческой деятельности учащихся, результаты которой могут войти в «портфолио» учащихся.

Содержание программы имеет тесную связь с химией и экологией.

Динамика интереса к курсу фиксируется с помощью анкетирования на первом и последнем занятии, собеседований в процессе работы после выполнения каждого вида обязательных работ. Текущий контроль основан на небольших самостоятельных работах проблемного характера и отслеживании хода работы над научной работой.

В качестве формы итоговой отчетности в конце изучения курса проводится конференция учащихся с предоставлением учебно-исследовательского проекта. Итоговая аттестация включает в себя основные этапы контроля над выполнением работы:

- защиту темы исследования (проекта);

- обсуждение исследовательской работы (проекта) на заседании НОУ;

- предзащиту исследовательской работы (проекта) на заседании НОУ.

Форма итоговой аттестации – зачет.

Программа содержит список рекомендуемой литературы, которая может помочь в самообразовании учащихся, в подготовке исследовательских работ.

Отбор содержания курса проводился с учетом другого вида внеклассной работы – функционирования научно-исследовательского общества учащихся (НОУ), на заседаниях которого проводятся такие мероприятия, сопровождающие проектно-исследовательскую работу школьников как:

  • защита тем проектов и исследовательских работ школьников;
  • круглые столы, дискуссии, дебаты, посвященные обсуждению отдельных частей проектов, исследований школьников и проблем современной науки;
  • предзащита завершенных проектов и исследовательских работ;
  • защита завершенных проектов и исследовательских работ;
  • итоговая конференция НОУ.

При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося. Можно оценивать:

  • степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
  • степень включенности в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
  • практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;
  • количество новой информации использованной для выполнения проекта;
  • степень осмысления использованной информации;
  • уровень сложности и степень владения использованными методиками;
  • оригинальность идеи, способа решения проблемы;
  • осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
  • уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;
  • владение рефлексией;
  • творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
  • социальное и прикладное значение полученных результатов.

Курс "Решение проектных задач по биологии"  предназначен для учащихся 8-9 классов, планирующих свое обучение в старшем звене в естественнонаучном классе.

Учебный план курса:  8 класс: 2 часа в неделю, 35 недель = 70 часов в год;  9 класс: 2 часа в неделю, 35 часов = 70 часов в год.

Данный курс составлен на основе программ базовых курсов по биологии и экологии, опубликованных в сборнике «Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 176 с. Авторы: Т.С.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарёва, О.А.Корнилова, В.М.Константинов и др. в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта общего образования и включает весь необходимый материал для изучения курса биологии и экологии в общеобразовательных учреждениях.

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по биологии, 11 класс "Решение задач по генетике"

Представленный материал содержит рабочую программу элективного курса по биологии для 11 класса  "Решение задач по генетике"...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Развитие проектно-исследовательской компетентности учащихся при изучении курса "Решение проектных задач по биологии" посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Образовательная программа учреждения должна включать программу развития универсальных учебных действий, обеспечивающую «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельн...

Рабочая программа по биологии для 9 класса по курсу "Основы общей биологии"

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: И.Н.Пономарева,  О.А.Корнилова, Н.М.Чернова; 68 часов....

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...

Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 10-11классов Решение задач по молекулярной биологии и генетике (практикум по биологии)

Курс «Решение задач по молекулярной биологии и генетике» не только расширяет и систематизирует знания учащихся, но и рассматривает основные общебиологические понятия и закономерности,...