Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс) на тему

Чуенкова Нина Владимировна

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель Т Г

Чуенкова Н.В.

————/–––––––––––

                        ФИО

Протокол №   от

«    » сентября 2014г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя  по УВР

                         Самсонова Е.В.

–––––––––––/––––––––––––––––/

                                    ФИО

               «     » сентября  2014г.

«Утверждено»

Руководитель

Шуршина Н.И.

––––––––––––/––––––––

                              ФИО

Приказ № 323от

«  »     сентября 2014г

                         .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

по  биологии , 6 класс,

вторая ступень обучения,

Чуенковой Нины Владимировны

1 категория

Принята на заседании

                  педагогического совета

                 протокол №  

           от «  » сентября 2014г

2014 -2015учебный год

Пояснительная записка.

Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 5 классе общеобразовательного учреждения Содержательный статус программы – базовая. Она определяет минимальный объемсодержания курса биологии для основной школы и предназначена для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся основной школы по биологии согласно учебному плану общеобразовательного учреждения Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования, на основе рабочей государственной программы побиологии 5-9 классы стандарта второго поколения Москва «Дрофа» 2012 год, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования,прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно нравственного развития и воспитания гражданина России. Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе по программе «Планета знаний», одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное опережение. Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством Н. И. Сонина.

        Учебное содержание курса биологии включает:

        Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков,  34 ч, 1 ч в неделю. В разделе 4. Человек на Земле вынесены 2 часа, они отводятся на обобщающее повторение и итоговый контроль.

        Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, его без опасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства. Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования. В настоящее время базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения. Курс для учащихся 5 класса реализуют следующие цели:

— систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир. 1—4 классы»;

— развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

— формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;

— воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе,

— формирование экологического мышления и основ гигиенических навыков.         Предлагаемый курс содержит системные знания. Преемственные связи между начальной, основной и старшей школой способствуют получению прочных знаний и формированию целостного взгляда на мир. В основу данного курса положен системно-деятельностный подход. Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний. Заявленное в программе разнообразие лабораторных и практических работ предполагает вариативность выбора учителем конкретных тем работ и форм их проведения с учётом материального обеспечения школы, профиля класса и резерва времени.

        В содержание курса включены сведения из географии, химии и экологии. Данный курс имеет линейную структуру. В 5 классе происходит становление первичного фундамента биологических знаний. У учащихся формируется понятие «живой организм», которое в последующих классах конкретизируется на примерах живых организмов различных групп.

Результаты изучения предмета в основной школе разделены на предметные, метапредметные и личностные и указаны в конце тем, разделов и курсов соответственно.

        Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми. Глобальными целями биологического образования являются:

  • социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность- носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно- смысловыми, коммуникативными.
  • формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Ценностные ориентиры содержания предмета биологии.

        В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.

        Основу познавательных ценностей составляют научные знаний и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентиры, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:

  • ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
  • ценности биологических методов исследования живой и неживой природы;
  • понимание сложности и противоречивости самого процесса познания;
  • уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;
  • понимание необходимости здорового образа жизни;
  • осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и нормы;
  • сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.

        Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:

  • правильному использованию биологической терминологии и символики;
  • развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
  • развитию способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.

        Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьным курсами, направлен на формирование нравственных ценностей-ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.

        Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.

        Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.

Обучение биологии в 5 классе должно быть направлено на достижение обучающимися следующихличностныхрезультатов:

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни;
  • реализация установок здорового образа жизни;
  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; анализировать, сравнивать, делать выводы и др.; эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами освоения учениками 5 класса программы по биологии являются:

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, давать определения, понятия, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы.
  • умение работать с разными источниками биологической информации(в тексте учебника, биологический словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию.
  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью.
  • умение использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения учениками 5 класса программы по биологии являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (питания, дыхания, выделения, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организмов).
  • приведение доказательств взаимосвязи человека и окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;
  • объяснение роли биологии практической деятельности людей; роли различных организмов в жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;
  • различие на таблицах частей и органоидов клетки; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растения и животных;
  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы на основе сравнения;
  • выявление взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, системой органов и их функциями;
  • овладение методами биологической науки: наблюдения и описания биологических объектов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни.
  1. В сфере трудовой деятельности:
  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4.В сфере физической деятельности:

  • освоение приёмов выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.

5. В эстетической сфере:

  • выявление эстетических достоинств объектов живой природы.

        Рабочая программа по биологии в 5 классе состоит из четырех разделов:

  1. Живой организм: строение и изучение
  2. Многообразие живых организмов
  3. Среда обитания живых организмов
  4. Человек на Земле

        Для контроля и оценивания знаний учащихся по биологии в 5 классе проводится вводная, промежуточная, итоговая диагностика. По разделам проводится разноуровневое тестирование.

Учебно – тематический план

                                 по  предмету биологии

Класс: 5

Учитель: Чуенкова Нина Владимировна

Количество часов:

Всего - 34, в неделю 1 час.

Плановых лабораторных работ – 7, экскурсия -1

Планирование составлена, на основе рабочей государственной программы побиологии 5-9 классы стандарта второго поколения Москва «Дрофа» 2012 годпо биологии  для основного общего образования и авторской программы авторов И.Н.Пономаревой,В.С.Кучменко(Природоведение. Биология, Экология: 5-11 классы: Программы .М. Вента – Граф, 2009.

Учебник:Биология. Введение в биологию. 5 классН.И.Сонин, А.А. Плешаков,  

        следующих

№п/п

Наименование раздела,тема урока

Количество часов

УУД

Применение ИКТ

Календарные сроки

личностные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

план

факт

1

Введение

1

Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.

Умение использовать речевые средства для аргументации своей позиции, точки зрения.

Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии, техника безопасности.

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение

8

2

Что такое живой организм.

1

Формировать познавательный интерес

Уметь сопоставлять свойства живых организмов

Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа по анализу схем и иллюстраций из учебника для начальной школы).Вычитывать все уровни текстовой информации.

Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

презентация

3

Наука о живой природе

1

Формировать навыки осознания ценности живых объектов

Уметь ставить задачу. Определять значение биологических знаний в современной жизни.

Знать основные свойства живой природы

Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

презентация

4

Методы изучения природы.

1

Формировать ответственное отношение к обучению.

Уметь проводить наблюдения, измерения, опыты

Знать характеристику методов биологических исследований.

Сформировать умение слушать и понимать речь других людей.

Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

презентация

5

Увеличительные приборы. Лабораторная работа №1 «Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними».

1

Формировать навыки работы с увеличительными приборами

Уметь работать с увеличительными приборами

Знать устройство светового микроскопа, лупы.

Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

презентация

6

Живые клетки. Лабораторная работа №2 «Строение клеток кожицы чешуи лука»

1

Формировать навыки сравнения живых клеток.

Уметь находить отличия у живых клеток.

Знать основные органоиды клетки.

Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

презентация

7

Химический состав клетки. Практическая работа№1 «Определение химического состава семян пшеницы».

1

Сформировать познавательный интерес. Сформировать представление о единстве живого.

Уметь работать с наглядным материалом

Знать химический состав клетки, различать органические и неорганические вещества.

Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

презентация

8

Вещества и явления в окружающем мире. Практическая работа №2 «Описание и сравнение признаков различных веществ».

1

Формировать познавательный интерес.

Уметь систематизировать и обобщать разные виды информации.

Знать отличие веществ и явлений.

Формирование умения выдвигать версии решения проблемы.

презентация

9

Великие естествоиспытатели.

1

Формировать познавательный интерес

Умение работать с разными источниками биологической информации.

Знать ученых сделавших, открытия.

Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

презентация

Раздел 2. Многообразие живых организмов

14

10

Как развивалась жизнь на Земле

1

Формировать познавательный интерес

умение соблюдать дисциплину, уважительно относиться к учителю и одноклассникам,

Умение организовывать свою работу, планировать действия, развитие навыка самооценки и коррекции результатов деятельности

Уметь находить закономерности

Умение работать с текстом, выделять главное , классифицировать объекты

умение слушать и вступать в диалог, работать в группах и высказывать свои мысли, обсуждать вопросы с одноклассниками

презентация

11

Разнообразие живого

Пр.№10, стр.57-59

1

Формировать этическое отношение к живым организмам

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам

Умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

Умение давать определениям понятия, классифицировать объекты

Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, вступать в диалог

презентация

12

Бактерии

Пр.№11, стр60-63

1

Формировать познавательный интерес

потребность в справедливом оценивании своей деятельности и работы одноклассников

Умение работать в составе творческих групп

Уметь дать характеристику съедобных и ядовитых грибов

Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации

Умение работать в составе творческих групп

презентация

13

Грибы

Пр.№12.стр.64-67

1

Формировать познавательный интерес

уметь оценить уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья

Умение работать в составе творческих групп

Уметь дать характеристику съедобных и ядовитых грибов

Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации

Умение работать в составе творческих групп

презентация

14

Общая характеристика растений. Водоросли Пр.№13

Стр69-72.

1

Формировать познавательный интерес

потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы

Уважительное отношение к учителю и одноклассникам

Умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов

Знать особенности строения и жизнедеятельности водорослей

Уметь дать характеристику водорослям

Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации

Умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение

презентация

15

Мхи

Пр.№14

Стр73-75

1

Формировать познавательный интерес

потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы

Уважительное отношение к учителю и одноклассникам

Умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов

Знать особенности строения мхов

: Уметь дать характеристику мхам, различать

 виды мхов

 Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации

Умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение

презентация

16

Папоротники

Пр.№15

Стр.76-78

1

Формировать познавательный интерес

потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы

Уважительное отношение к учителю и одноклассникам

Умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов

Знать отличительные признаки цветковых растени Уметь дать характеристику покрытосеменным

Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации

й

Умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение

презентация

17

Голосеменные растения

Пр№16

Стр79-82

1

Формировать познавательный интерес

потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы

Уважительное отношение к учителю и одноклассникам

Умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов

Знать особенности строения голосеменных

Уметь дать характеристику

голосеменных Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации

Умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение

презентация

18

Покрытосеменные (Цветковые ) растения

Пр№17

Стр83-87

1

Формировать познавательный интерес

потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы

Уважительное отношение к учителю и одноклассникам

Умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов

Знать отличительные признаки цветковых растени Уметь дать характеристику покрытосеменным

Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации

й

Умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение

презентация

19

Значение растений в природе и жизни человека

Пр.№18

Стр88-90

1

Формирование навыков  поведения в приро: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках  по отношению к живой природе

де

Умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам и проводить коррекцию

Знать о значении растений в природе и жизни чел Уметь узнавать изучаемые объекты в природе , различать лекарственные и ядовитые растения

Самостоятельно сравнивать и анализировать информацию, давать определения понятиям

овка

умение слушать учителя, одноклассников, высказывать свое мнение

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

20

Общая характеристика животных. Простейшие

Пр.№19

Стр91-93

1

Формировать осознание ценности живых объектов

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважать учителя и одноклассников, эстетическое восприятие природы, осознание ценности своего здоровья

умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыка самооценки коррекция результатов

Знать отличительные признак  Уметь определять простейших

 Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации

Готовить сообщения и презентовать результаты своей работы

и

умение работать в группах и парах, вступать в диалог совершать взаимоконтроль

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

21

Беспозвоночные

Пр.№20

Стр94-96

1

Формировать осознание ценности беспозвоночных умение соблюдать дисциплину на уроке, уважать учителя и одноклассников, эстетическое восприятие природы, осознание ценности своего здоровья

умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыка самооценки коррекция результатов

Знать отличительные признаки и значение беспозвоночных

умение работать в группах и парах, вступать в диалог совершать взаимоконтроль

электронное приложение к учебнику

22

Позвоночные Пр.№21

Стр97-99

1

Формировать осознание ценности позвоночных умение соблюдать дисциплину на уроке, уважать учителя и одноклассников, эстетическое восприятие природы, осознание ценности своего здоровья

умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыка самооценки коррекция результатов

Знать отличительные признаки позвоночных, их систематику, и значение

умение работать в группах и парах, вступать в диалог совершать взаимоконтроль

Электронное приложение к учебнику

23

Значение животных в природе и жизни человека

 Пр.№22

Стр100-102

1

Формирование   навыков поведения в при способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках  по отношению к живой природе роде

умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам и проводить коррекцию

 умение слушать учителя, одноклассников, высказывать свое мнение

Знать значение животных в природе и в жизни человека Уметь находить изучаемые объекты в природе

умение слушать учителя, одноклассников, высказывать свое мнение

Раздел 3. Среда обитания живых организмов

4

24

Среда обитания живых организмов.

Три среды обитания.

Пр23

1

Формировать познавательный интерес

умение соблюдать дисциплину, уважительно относиться к учителю и одноклассникам,

Знание сред обитания и их особенностей. Умение различать на рисунках и таблицах организмы разных сред обитания.

умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, классифицировать объекты.

умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

25

Жизнь на разных материках.

Пр24

1

Формировать познавательный интерес

потребность в справедливом оценивании своей деятельности и работы

умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете

умение работать с дидактическими материалами, классифицировать объекты, давать определения понятиям.

умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

26

Природные зоны Земли.

Пр.25

1

Формировать познавательный интерес

умение соблюдать дисциплину, уважительно относиться к учителю и одноклассникам,

умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете,

развитие навыков оценки и самоанализа

умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей.

умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

27

Жизнь в морях и океанах.

1

Формировать познавательный интерес

потребность в справедливом оценивании своей деятельности и работы одноклассников

умение корректировать собственные представления о происхождении человека с научным мировоззрением.

умение формулировать гипотезу и находить аргументы для ее доказательства.

умение обобщать информацию и выстраивать доказательность своих убеждений

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Раздел 4. Человек

на Земле

5

28

Как человек появился на Земле

. Пр. №27, стр. 128-134.

1

Формирование познавательного интереса

Объяснить место и роль человека в природе.

Знать этапы появления человека на Земле.

умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками.

презентация

29

Как человек изменил Землю.

Пр. .№28, №30, стр. 135-145.

1

Формирование познавательного интереса и навыков поведения в природе.

Объяснить необходимость защиты среды обитания человека, выявить экологические причины экологических проблем.

Знать как повлиял человек на окружающий мир, экологические проблемы современности.

умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками.

презентация

30

Растения и животные, занесенные в Красную книгу.

Пр. .№ 29, стр. 140-142.

1

Формирование основ экологической культуры.

Выявить и приводить примеры растений и животных, занесенных в Красную книгу России и Саратовской  области.

Знать растения и животных занесенных в Красную книгу России, нашего региона.

умение работать в составе творческих групп

презентация

31

Здоровье человека и безопасность жизни

Пр. № 30, стр. 146-152.

1

Формировать осознание ценности здорового и безопасного образа жизни.

Приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды.

Знать природную и социальную среду обитания человека.

Знать природную и социальную среду обитания человека.

презентация

32

Обобщающее повторение

Экскурсия «Весенние явления в природе»

1

Формирование основ экологической культуры.

Проводить биолого-экологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов

Находить информацию о живой природе в окружающей среде, анализировать и оценивать ее

Умение наблюдать и описывать явления природы

презентация

33

Итоговый контроль

1

Формирование интеллектуальных умений.

Формирование умения видеть проблему.

Анализ и оценка деятельности на уроке.

Уметь показать знания по изучению курса биологии за 5 класс.

34

резерв

1

Содержание тем учебного курса

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (8 ч)

        Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология — наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических и элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.

        Лабораторные и практические работы:

        Знакомство с оборудованием для научных исследований.

        Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.

        Устройство ручной лупы, светового микроскопа*.

        Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах).

        Строение клеток кожицы чешуи лука*.

        Определение состава семян пшеницы.

        Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.

        

Предметные результаты обучения

        Учащиеся должны знать:

— основные признаки живой природы;

— устройство светового микроскопа;

— основные органоиды клетки;

— основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки;

— ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.

        Учащиеся должны уметь:

— объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;

— характеризовать методы биологических исследований;

— работать с лупой и световым микроскопом;

— узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;

— объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;

— соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;
  • систематизировать и обобщать разные виды информации;
  • составлять план выполнения учебной задачи.

Раздел 2. Многообразие живых организмов (14 ч)

        Развитие жизни на Земле: жизнь в Древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.

Предметные результаты обучения

        Учащиеся должны знать:

— существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;

— основные признаки представителей царств живой природы.

        Учащиеся должны уметь:

— определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;

— устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;

— различать изученные объекты в природе, на таблицах;

— устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;

— объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека.

Метапредметные результаты обучения

        Учащиеся должны уметь:

— проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;

— использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

  • самостоятельно готовить устное сообщение на 2— 3 мин.

Раздел 3. Среда обитания живых организмов (4 ч)

        Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины —степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

        Лабораторные и практические работы:

        Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации фотографий, атласов определителей, чучел,гербариев и др.). Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.

        Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.

Предметные результаты обучения

        Учащиеся должны знать:

— основные среды обитания живых организмов;

— природные зоны нашей планеты, их обитателей.

        Учащиеся должны уметь:

— сравнивать различные среды обитания;

— характеризовать условия жизни в различных средах обитания;

— сравнивать условия обитания в различных природных зонах;

— выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;

— приводить примеры обитателей морей и океанов;

— наблюдать за живыми организмами.

Метапредметные результаты обучения

        Учащиеся должны уметь:

— находить и использовать причинно следственные связи;

— строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;

— выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.

Раздел 4. Человек на Земле (4 ч)

        Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный чело век). Изменения в природе, вызванные деятельностью чело века. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защитапланеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи. Демонстрация Ядовитые растения и опасные животные своей местности.

        Лабораторные и практические работы:

        Измерение своего роста и массы тела.

        Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающих по данной программе

Предметные результаты обучения

        Учащиеся должны знать:

— основные признаки живой природы;

— устройство светового микроскопа;

— основные органоиды клетки;

— основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки;

— ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.

— проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;
  • систематизировать и обобщать разные виды информации;
  • составлять план выполнения учебной задачи.

— существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;

— основные признаки представителей царств живой природы.

— основные среды обитания живых организмов;

— природные зоны нашей планеты, их обитателей.

        Учащиеся должны уметь:

— объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;

— характеризовать методы биологических исследований;

— работать с лупой и световым микроскопом;

— узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;

— объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;

— соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.

— определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;

— устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;

— различать изученные объекты в природе, на таблицах;

— устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;

— объяснять роль представителей царств живой природы

— сравнивать различные среды обитания;

— характеризовать условия жизни в различных средах обитания;

— сравнивать условия обитания в различных природных зонах;

— выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;

— приводить примеры обитателей морей и океанов;

— наблюдать за живыми организмами.

Метапредметные результаты обучения

        Учащиеся должны уметь:

— проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;

— использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

  • самостоятельно готовить устное сообщение на 2— 3 мин.

— находить и использовать причинно следственные связи;

— строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;

— выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту

— объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;

— объяснять роль растений и животных в жизни человека;

— обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;

— соблюдать правила поведения в природе;

— различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;

— вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.

        

— работать в соответствии с поставленной задачей;

— составлять простой и сложный план текста;

— участвовать в совместной деятельности;

— работать с текстом параграфа и его компонентами;

— узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.

Учащиеся должны знать:

— предков человека, их характерные черты, образ жизни;

— основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;

— правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;

— простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.

Личностные результаты обучения

— Формирование ответственного отношения к обучению;

— формирование познавательных интересов и мотивов к бучению;

— формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;

— осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

  • формирование основ экологической культуры.

Ученик получит возможность учиться:

  •  соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
  •  использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
  • выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;
  •  осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
  •  ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
  •  находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
  •  выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
  • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
  •  использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
  •  выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;
  •  осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
  •  ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

-  находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

  •  выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.


Список литературы

1.Атлас определитель «Растения леса», «Животные луга», «Птицы леса», «Животные леса», «Растения луга» / Е.Т. Бровкина, В.И.Сивоглазов. -М.: Дрофа, 2007 г.

2.Земноводные и пресмыкающиеся Ульяновской области / В.А.Кривошеев. - Ульяновск, 2001.

3.Красная книга Ульяновской области

4.Красная книга России.

     5.Новиков В.С. Атлас определитель «Дикорастущие растения» / В.С.Новиков, И.А.Губанов. - М.: Дрофа, 2007.

     6.  Охраняемые территории и памятники природы Ульяновской области / В.В. Благовещенский. - Ульяновск: Дом печати, 1997.

     7.СИМБИОЗ:Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии: метод.пособие / Е.В.Тяглова. - М: Планета, 2010. - 255с.

     8.сайт Htt// fejon.edu.pu.

9.сайтHtt//school-collectjon.edu.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии по УМК Сонина Н.И. 9 класс 102 часа

Представлена рабочая программа по биологии для 9 класса по линии Сонина Н.И....

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

рабочая программа по биологии 5 класс к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина Биология 34 ч в неделю

Программа содержит календарно-тематическое планирование по ФГОС...

Рабочая программа по биологии ФГОС линия Сонина (концентрический курс) 6 класс

Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...

Рабочая программа по биологии 9 класс 2час в неделю, всего 68 час. УМК Сонин Н.И. Основы общей биологии Базовый уровень

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования.Цели изучения курса:Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на ...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...