Элективные курсы как форма организации учебной деятельности в системе основного и дополнительного образования
статья по биологии на тему

Теоретические основы построения программы элективного курса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Элективные курсы  как форма организации учебной деятельности в системе основного и дополнительного образования

     В настоящее время система общего среднего образования России находится в стадии модернизации. Концепция модернизации предполагает внесение существенных изменений в структуру ОУ, предусматривается переход к профильному обучению, как системе специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся.

     Элективные курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они являются средством построения индивидуальных образовательных программ.

     Содержание программы элективного курса зависит от выбора набора профилей на 3 ступени обучения,  состава учащихся, и т.д. Однако, не смотря на то, что любой элективный курс по своей сути в большой или меньшой степени- авторский, следует учитывать общие положения , сформулированные в Концепции.

     Существуют разные подходы к классификации элективных курсов. Одни из них могут «поддерживать» изучение основных профильных предметов на заданном стандартном уровне. Другие виды элективных курсов служат для внутри профильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных  траекторий .

  Элективные курсы выполняют три основные функции:

  • «надстройка» профильного курса, когда такой дополнительный курс становится в полной мере углублённым ,а школа (класс), в котором он изучается, превращается в традиционную школу с углублённым изучением предмета;
  • развивают содержание одного из базовых курсов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получить дополнительную подготовку для сдачи Единого Государственного экзамена по выбранному предмету;  
  • способствуют удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека.

    Особое внимание  следует обратить на третью функцию , выполняемую элективными курсами, так как этот тип   может быть ориентирован на приобретение образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда познавательные интересы старшеклассников часто могут выходить за рамки традиционных школьных предметов, распространяться на  области деятельности человека вне круга выбранного им профильного обучения. Эти элективные курсы носят «внепредметный» или «надпредметный» характер, но их наличие очень важно, так как среднее (полное) образование – завершающая ступень общего образования, призванное обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию учащихся, содействовать  их общественному и гражданскому самоопределению.

     Деление элективных курсов на виды (типы) – условно, так как задачи ,  решаемые ими будут пересекаться. Возможно, это скорее положительный, чем отрицательный момент.

     Говоря о содержании элективного курса, следует отметить необходимость соблюдения ряда условий:

  1. - курс должен использовать активные формы организации          занятий информационные, проектные формы работы:
  2. - элективный курс должен способствовать созданию положительной мотивации. Не весь содержательный объем может является строго обязательным, возможна  вариативность выполнения работ;
  3. - курсы должны познакомить ученика со спецификой видов деятельности  по выбранному профилю;
  4. - содержание элективных курсов не дублирует содержание предметов,  обязательных для изучения ,  а расширяет либо углубляет этот объем;
  5. - при большем объеме часов содержание э.к  должно быть построено так, чтобы ученик,  в случае ошибочного выбора, мог приступить к занятиям по другому курсу;
  6. - курсы (по возможности) должны опираться на какое-либо пособие.

      Отбор  содержания элективного курса – задача, при  решении которой возможны различные подходы, содержание курса может представлять собой:

- расширенный,  углублённый вариант какого-либо раздела базового курса;

- введение в одну из  «сопутствующих» данному предмету наук профессию;

-отдельные фрагменты из различных разделов одного или нескольких предметов, если курс ориентирован на определённый уровень обобщения или освоения определённого вида деятельности.

     Достаточно сложным, исходя из установок традиционной формы оценки знаний и умений учащихся, является вопрос оценки уровня достижений учащихся после прохождения того или  иного элективного курса. В любом случаи, оценка необходима, но элективные курсы разноплановы, как по объему,  так и по содержанию. .

    Необходимо обратить внимание на то, что введение элективных курсов – это не только их программы и учебные пособия (крайне малочисленные на данный момент времени) но, и изменение методической системы в целом. Однако, взяв программу или учебное пособие, учитель вероятнее всего будет вынужден переделывать с учётом своей аудитории

    Исходя  из того, что образовательный стандарт предъявляет требования не только к сумме знаний, но и рассматривает достижения ученика как набор умений, а содержание курса, форма его организации должна помогать ученику через практику оценить свой потенциал, одной из организационных форм  проведения элективных курсов может является практикум.

    Безусловно, знания и умения, закреплённые в ходе практической деятельности, наиболее прочные и функциональные. Именно функциональность знаний, полученных в процессе исследовательской работы, т.е. возможность их переноса из одного вида деятельности в другой, в настоящее время наиболее важно и перспективна.

   Обычно под термином «практикум» объединяют все виды деятельности в лабораторных и полевых условиях. Эта форма организации учебного процесса  не нова, но актуальна именно для элективных курсов.

   Большая часть образовательных технологий – информационные, основанные на объяснительно-иллюстративном методе обучения, практикум вполне соответствует новому  образовательному запросу – является технологией активного обучения.

   Тематика практикумов достаточно широка и зависит от ряда условий: профиля ОУ, уровня подготовки учащихся, технических возможностей.

   Практикум по экологии дает учащимся  понимание взаимоотношений человека и окружающий среды, помогает вырабатывать способность анализировать (сравнивать,  систематизировать) факты, выявлять причинно – следственные связи, формировать практические (включая исследовательские) умения обучающихся по анализу различных экологических ситуаций.  В связи с этим он имеет ряд особенностей, выявленных в результате анализа работ авторов, работавших в данном направлении.

    Можно выделить два вида практикумов: проводимый непосредственно на уроках в классе, по анализу таблиц, графиков, схем и т.д., и в природе .

    Основные требования при отборе работ являются: доступность, наглядность, нетрудоёмкость при выполнении экспериментов. Они не требуют специального оснащения и могут быть выполнены на том оборудовании, имеется в кабинетах биологи, химии, физики .

    Задания должны быть рассчитаны на то, чтобы повысить интерес к решению острых экологических проблем, усилить желание принять участие в активной деятельности по защите окружающей среды.

При проведении лабораторных и практических занятий возможно организовать работу учащихся по группам. Это позволит активизировать познавательную деятельность ребят и более эффективно использовать время, особенно когда работы связаны с длительным наблюдениями и обработкой статистических данных.

    Уровень сложности работы определяется несколькими показателями:

              - вариантом образовательной программы, реализуемой в школе;

              - наличием специального оборудования для его проведения;

              - сложностью математического аппарата, необходимого при выполнении работы (расчёты, построение графиков,  диаграмм) .

     Полевые практики  имеют одной из задач развитие исследовательских умений. В ходе практики обучающимся должны в реальной ситуации проверить уровень усвоения теоретических основ экологии и освоение практических навыков состояния окружающий среды.

      Программа должна быть рассчитана на вариативное применение в зависимости от решаемых педагогических, жизненных задач и уровня активности, заинтересованности и включения в неё учащихся. Учащиеся вправе  выбрать практические работы и задания внутри них определённого уровня и направленности.

      Таким образом, практикум может являться одной из форм организации работы по элективным курсам. Занятия могут проводиться как в аудитории (лабораторные  исследовательские работы, обработка данных и т.д.), так и непосредственно «в природе». Т.к. экологические знания по своей сути носят  межпредметный характер, возможно использование методов исследования принятых в других областях знаний (социологический опрос, статические показатели, картосхемы,  диаграммы и т.д.).

     Имеется возможность построения образовательной траектории (например, при обработке полученных результатов), с учётом профиля ОУ и желания самого учащегося.

При выборе конкретной темы элективного курса учитель на базе представленных в печати программ будет разрабатывать свою (авторскую), исходя из запроса данной школы, её учеников. Существует ряд рекомендаций (вопросов) при ответе на которые возможно разрешить данный вопрос:

  •  На каком содержательном материальном и через какие формы будет проводится работа;
  •  Чем содержание курса будет качественно отличаться от  обязательного;
  •  Какими учебниками и вспомогательными материалами обеспечен курс;
  •  Какие виды деятельности возможны;        
  • Какие виды работ могут выполнить учащиеся;
  •   Каковы критерии оценки, формы отчётности.

   Целью элективного курса может быть не только приобретение определённых умений и навыков, но и формирование определённой жизненной позиции ученика. Исходя из  этого, важен отбор материала и формирование социального значения тем элективных курсов, в особенности , экологической направленности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие как форма организации учебной деятельности в системе дополнительного образования

В статье описаны некоторые специфические особенности занятия как формы организации учебной деятельности в системе дополнительного образования детей, его отличия от школьного урока. Даны рекомендации п...

Проектная деятельность в системе основного и дополнительного образования.

На примерах описаны принципы организации проектной деятельности в системе основного и дополнительного образования....

Технология групповой деятельности как эффективная форма организации учебной деятельности при составлении презентаций на уроке географии.

    Групповая  организация  учебного  процесса  позволяет  подобрать  динамическую  группу  с  примерно  равным  индивидуальным...

Волейбол в системе основного и дополнительного образования в школе

Статья на тему: Волейбол в системе основного и дополнительного образования в школе....