Технологическая карта к уроку биологии 5 класс ФГОС
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Галыгина Александра Владимировна

Технологическая карта к уроку биологии 5 класс ФГОС по теме"Методы изучения природы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologicheskaya_karta_k_uroku_biologii_5_klass_fgos.docx31.65 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта к уроку по биологии 5 класс.

Тема

Методы изучения природы.

Цели

 

Образовательные: Расширить знания учащихся о методах изучения природы, об основных инструментах, приборах, применяемых для познания природы; обеспечить образовательные потребности каждого обучающегося с учетом его склонностей, возможностей и интереса.

 

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

ЛичностныеУУД:

1. Соотносить поступок с моральной нормой; оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; мотивировать свои действия.

2. Действие смыслообразования – мотивация учебной деятельности.

3. Умение рассуждать, анализировать и делать выводы.

 Регулятивные УУД:

1. Прогнозирование –  предвосхищение результата и уровня усвоения.

2. Оценка –  выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

3. Выделять моменты своей и чужой деятельности как единое целое.

Коммуникативные УУД:

1. Планирование учебного сотрудничества.

2. Умение полно и точно выражать свои мысли;  владение монологической и диалогической формами речи.                 

3. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  постановка вопросов;  умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;    формирование умения работать в парах и малых группах;  формирование вербальных и невербальных способов коммуникации

4. Умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы; умение выражать свои мысли; умение планировать учебное сотрудничество.

5.Понимать возможность существования различных точек зрения, не совпадающих с собственной.

Познавательные УУД:

1.Поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение; умение структурировать знания.

2. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;  поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; применять таблицы, схемы, модели для получения информации; презентовать подготовленную информацию.

3. Заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст; классифицировать методы изучения живой природы.

4. Смысловое чтение, поиск информации; моделирование.

5.Установление причинно-следственных связей.

Планируемый результат

 

Предметные:

Знают: признаки живой природы, органы организма и основные методы изучения живой природы;

Умеют:давать определение биологическим терминам; составлять устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу ; различать методы изучения живой природы и приводить примеры, пользуясь учебником; работать с таблицами и схемами; ставить цель и планировать свои действия.

Личностные:
1.Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

2.Знаютосновных принципов и правил отношения к живой природе.   

Метапредметные:

1.Самостоятельно определяют цели своего обучения.

2.Умеют работать с разными источниками биологической информации: находят биологическую информацию в тексте учебника,  анализируют и оценивают информацию.

 

Основные понятия

Наблюдение, описание, эксперимент, сравнение, моделирование.

Межпредметные связи

«Окружающий мир»

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

1. И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. Биология. 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2012

2. В качестве ЭОР на этом уроке можно предложить различные фотографии, на которых представлены методы изучения живой природы.

1.      Таблица сравнения методов изучения живой природы:

·         http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2a0feca3-05a8-485d-9d46-d426cb31a244/%5BBIO10_01-05%5D_%5BPT_01%5D.html

·         Наблюдательные приборы.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e98583d2-5845-11da-8cd6-0800200c9a66/index.htm

·         Наблюдение за зайцем

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/78e6fd51-0a01-022a-0159-ea8e0b2c1c5f/%5BEST5_02-05%5D_%5BMV_03%5D.wmv

·         Наблюдение за процессами происходящими в растительной клетке

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/78e6fe06-0a01-022a-0063-f09ec94b3e66/%5BEST5_02-06%5D_%5BMV_02%5D.wmv

 

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа

 

 

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных     результатов

Планируемые результаты

 

Предметные

УУД

1

2

3

4

5

6

 

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цели: Подготовка учащихся к работе на занятии.

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

 

Слушают, настраиваются на восприятие материала урока.

 

Принять рапорт от старосты класса, проверить присутствующих. Проверить готовность к занятию.

 

 

Подготовить все необходимое к уроку. Учитель: «Сегодня мы будем изучать интересную тему, и активная работа на уроке поможет вам усвоить новый материал.  Результат проделанной работы будет зависеть от работы каждого из вас. Поэтому вы должны работать в атмосфере сотрудничества, взаимопомощи и добра. Кто сегодня хочет узнать много нового? Кто хочет побывать настоящим исследователем интересного мира – мира  живых организмов?».

 

 

 

 

Личностные: соотносить поступок с моральной нормой; оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; мотивировать свои действия.

 

II.  Проверка знаний (проверка выполнения домашнего задания)       (5 мин)

Цели: Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция.

 

 

 

 

Рассказ учащихся о живых организмах и условиях их обитания. Об основных процессах жизнедеятельности живого организма - обмене веществ, питании, дыхании, выделении, размножении, росте и развитии живых организмов.

 

Проверяет домашнее задание, выявляет пробелы и корректирует их.

 

Учитель: «Прежде чем стать настоящими учеными мы с вами должны проверить - насколько вы готовы к нашему путешествию в страну исследователей. Билетом в исследовательскую лабораторию будут служить ответы на вопросы, которые мы  рассматривали на предыдущем уроке:

1.      Расскажите, что такое живая природа? Какие объекты являются частью живой природы?

2.      Как вы думаете,каковы основные процессы жизнедеятельности живых организмов? На ваш взгляд, какова их роль в жизни живых организмов?»

 

Знаютчто такое живая природа, перечисляют основные процессы жизнедеятельности живых организмов, какова их роль в жизни живых организмов.

Дают определение биологическим терминам;

 

Познавательные: Структурируют свои знания; устанавливают причинно-следственных связей

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли;  владение монологической и диалогической формами речи. Составляют устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу.

 

III. Формулирование темы урока, постановка цели

(5 мин)

Цели: Актуализация опорных знаний и умений.

 

 

Запись темы урока в рабочую тетрадь по биологии. Предположения по поводу изучаемой темы. Отвечают на заданные вопросы.

 

·         Записывает тему урока на доске. Задает вопросы, для выявления опорных знаний и умений.

 

 

 

 

Учитель: «Ну, вот мы попали в лабораторию, следующий этап нашей работы – это перевоплощение в  ученых исследователей, для этого давайте вместе попробуем ответить наследующие вопросы:

1.      Кто изучает природу?

2.      Как, на ваш взгляд, изучают природу?

3.      Какие приборы используют в изучении природы?»

 

 

Знает кто занимается изучением природы и при помощи чего происходит изучение живой природы.

Умеет планировать свои действия.

 

 

Личностные: действие смыслообразования – мотивация учебной деятельности.

Познавательные:самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.       

 

 

IV. Изучение нового

 (10 мин)

Цели: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.

Ввести понятия:

1.     Наблюдение;

2.      Описание;

3.     Эксперимент;

4.      Сравнение;

5.     Моделирование.

 

 

Просматривают видео, высказывают свои предположения по поводу увиденного. Отвечают на вопросы. Делают выводы по изученному материалу.

 

 

 

 

Организует учебную деятельность, объясняет новый материал.

·         Демонстрирует видео:  

·         Наблюдение за зайцем:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/78e6fd51-0a01-022a-0159-ea8e0b2c1c5f/%5BEST5_02-05%5D_%5BMV_03%5D.wmv

 

 

Учитель: «А сейчас самый главный этап работы в нашей исследовательской лаборатории-сейчас мы с вами превратились в самых настоящих исследователей. Давайте просмотрим видео и попробуем выяснить, как же все- таки происходит изучение живой природы,  которая окружает нас». 

Демонстрация видеофрагмента.

Учитель:

«1. Что вы увидели,   при просмотре данного видеофрагмента?

2.Что вы можете рассказать об увиденном?

3.На основе чего вы построили свой рассказ?

Теперь просмотрите текст учебника и выберите из него те методы, которые вы использовали при построении своего рассказа».

Выслушивает ответы учеников.

А сколько же всего существует методов изучения природы?

Верно!!! Молодцы!!!

Существуют пять методовизучения природы:

1.      Наблюдение;

2.      Описание;

3.     Эксперимент;

4.      Сравнение;

5.      Моделирование.

 

Активные действия учащихся с содержанием обучения, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

Знаютосновные методы изучения живой природы.

Умеют различать методы изучения живой природы и приводить примеры;

давать определения биологическим терминам;.

 

 Коммуникативные:

умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;    формирование;

составлять устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу

Познавательные:поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; анализ компонентов  с целью выделения особенностей; выбор оснований и критериев для сравнивания и классификации объектов.

 

V. Закрепление  нового (5 мин)

Цели:  Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекций.

 

 

Самостоятельная работа с учебником, с целью закрепления нового материала и поиска ответов на поставленные вопросы. Отвечают на вопросы учителя и находят искомый код.

 

 

 

Постановка вопросов. Помощь, при формулировке ответов на них.

 

Учитель: «Ребята, вы большие молодцы!!! Отлично поработали на уроке!!! Теперь нам пора возвращаться в класс. А для того что бы открылись двери лаборатории, необходимо ввести код. Кодом служат верные ответы на следующие вопросы:

1.      Какие методы изучения природы вы узнали?

2.      Как можно использовать компьютер при биологических исследованиях?

3.      Кого называют орнитологом?

4.      Какие методы применяют в природе, а какие в лаборатории?

 

Физкультминутка

 

Активные действия учащихся с содержанием обучения, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний.

Знают методы изучения природы.

Умеютразличать методы изучения живой природы и приводить примеры;

давать определения биологическим терминам;

 

Коммуникативные:умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы; умение выражать свои мысли, умение планировать учебное сотрудничество.

Личностные: мотивировать свои действия.

 

VI. Контролирующее задание (10  мин)

Цели: Проверить умение учащихся анализировать полученную информацию и использовать ее в измененной ситуации, проверить умение учащихся различать методы изучения живой природы и приводить примеры.

.

 

Отвечают на вопросы учителя

 

Самостоятельно заполняют  предложенную таблицу, используя текст учебника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Постановка проблемного вопроса. Контроль над выполнением поставленного задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель: «На основе полученных знаний, давайте попытаемся вместе ответить на вопросы:

Какие методы были применены автором этих строк для изучения природы.
-За 1 час муравьи берут в плен на 0, 4 га леса вокруг муравейника 2 тыс. гусениц?
-Лен цветет голубыми цветочками только до обеда.
-Самое крупное соцветие у одной из индийских пальм. Оно достигает в высоту 14 м, его диаметр 12. м

А сейчас вам придется поработать самостоятельно и проверить, как вы усвоили новый материал».

Заполните, пожалуйста, следующую таблицу:

 

Методы изучения природы:

Примеры:

1.

2.

3.

4.

5.

1.

2.

3.

4.

5.

 

 

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой измененной ситуации.

Знать:методы изучения природы

Уметь:различать методы изучения живой природы и приводить примеры; работать с предложенными таблицами и схемами.

 

Познавательные:

заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст;

классифицировать методы изучения живой природы.

Регулятивные:прогнозирование –  предвосхищение результата и уровня усвоения; оценка –  выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Коммуникативные:умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы

Личностные: мотивировать свои действия.

 

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке(2 мин)

Цели: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотиваций, способов деятельности). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

.

Высказываются по поводу изученного материала – что понятно, а что следует разобрать повторно.

 

Анализ и оценка успешности достижения цели, поставленной в начале урока.

 

Учитель: «Сейчас я хотела бы выслушать ваше мнение о прошедшем уроке - что вы сегодня узнали, понравился ли вам сегодняшний урок?»

 

 

 

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование и способов саморегуляции и сотрудничества.

 

Коммуникативные:

понимать возможность существования различных точек зрения, не совпадающих с собственной.

Регулятивные:

Выделять моменты своей и чужой деятельности как единое целого.

Личностные:

умение рассуждать, анализировать и делать выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку химии по ФГОС для 8 класса на тему: "Соли как производные кислот и оснований"

Технологическая карта к уроку химии по ФГОС для 8 класса на тему: "Соли как производные кислот и оснований"  с обозначенными целями и задачами. Указываютя УУД, формируемые на каждом этапе урока. ...

Технологические карты конструирования уроков биологии «Живой организм» 6 класс

Технологические карты к двум первым урокам курса биологии "Живой организм" позволяют легко понять смысл создания таких карт к урокам. Последовательность и логическое развертывание материала урока гарм...

Технологическая карта к уроку биологии "Живые клетки", 5 класс

Технологическая карта составлена к уроку биологии 5 класса "Живые клетки". Содержит материал с описанием этапов работы, инструкцией к лабораторной работе, заданиями на закрепление. Соответст...

Технологическая карта к уроку биологии 5 класс. Тема урока Разнообразие живой природы

Технология урока направлена на реализацию системно-деятельностного подхода...

Технологическая карта к уроку биологии 8 класс. Тема урока Тканевая совместимость и переливание крови

Урок спроектирован с использованием технологии проблемного диалога...

Технологическая карта конструирования урока. 5 класс ФГОС

Обобщающий урок по теме: "Как питаются разные организмы"Планируемые образовательные результатыПредметные: обобщить и систематизировать знания учащихся о питании разных организмов, животных и...

Технологическая карта открытого урока биологии 6 класса по теме «Внешнее строение листа», ФГОС

Цель: изучить внешнее строение листа, формы листовых пластинок, виды жилкования и типы листорасположения листьев; развивать речевые навыки учащихся через групповую форму работы.Задачи:Сформироват...