Конспект урока "Индивидуальное развитие организмов"
план-конспект урока по биологии (10 класс) на тему

Манукян Елена Олеговна

Урок по биологии для учащихся 10 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individualnoe_razvitie_organizmov._urok.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по биологии в 10 классе

Тема: Индивидуальное развитие организмов

Цель: Создать условия для изучения индивидуального развития организмов.

Задачи: Образовательная -  Актуализировать знания о закономерностях индивидуального развития организмов на примере позвоночных животных, об этапах зародышевого развития, о периодах постэмбрионального развития.

          Развивающая – Развить понятия: онтогенез, его типы, метаморфоз, плацента, морула, бластула, бластоцель, гаструла, нейрула, эктодерма, энтодерма, мезодерма, эмбриональная индукция, периоды постэмбрионального развития: ювенильный, пубертатный, старение, прямое и непрямое развитие.

          Воспитывающая – Вызвать интерес к изучаемой теме. Воспитать аккуратность ведения тетради.

Оборудование: CD диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Биология. 10 класс», таблицы: «Индивидуальное развитие на примере ланцетника».

Ход урока

Организация урока

        Оцениваю санитарно-гигиеническое состояние класса, проверяю наличие необходимого для урока оборудования. Приветствую учащихся:

 - Здравствуйте! Садитесь. Для начала отметим, кого сегодня на уроке нет.

        Отмечаю состав класса.

 - Мы изучили жизненный цикл клетки,  типы деления клеток, развитие половых клеток, оплодотворение.  Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение раздела «Размножение и индивидуальное развитие организмов».

2 часа

Введение

Изучение нового материала

- Что происходит после оплодотворения? На этот вопрос мы ответим сегодня на уроке. Итак, записываем тему урока в тетрадь.

- Индивидуальное развитие организмов называется онтогенезом.

 Онтогенез разделяют на 3 типа:

  1. Личиночный – У насекомых, рыб, земноводных. Зигота быстро развивается в личинку, которая самостоятельно питается и растет. Метаморфоз – превращение личинки во взрослую особь.
  2. Яйцекладный – У рептилий, птиц и яйцекладущих млекопитающих. Зародыш развивается внутри яйца, нет личиночной стадии.
  3. Внутриутробный – У большинства млекопитающих и в том числе и у человека. Зародыш задерживается в материнском организме, образуется временный орган – плацента, через который организм матери обеспечивает все потребности растущего эмбриона. Оканчивается процессом деторождения.

- В XIX в. Ф.Мюллер и Э.Геккель сформулировали биогенетический закон: Онтогенез (индивидуальное развитие) каждой особи есть краткое и быстрое повторение филогенеза (исторического развития) вида, к которому эта особь относится.

Большой вклад в развитие этого закона внес А.Н.Северцов. Он установил, что в индивидуальном развитии животных повторяются признаки зародышей.

- Онтогенез разделяют на 2 этапа:

эмбриональный и постэмбриональный

от образования зиготы                  от рождения

       до рождения                             до смерти

Карл Бэр сформулировал закон зародышевого сходства: «эмбрионы обнаруживают, уже начиная с самых ранних стадий, известное общее сходство в пределах типа».

- Рассмотрим стадии эмбрионального развития.

В тетради и на доске

В тетради

CD диск

В тетради и на доске

В тетради и на доске

CD диск

В тетради и на доске

CD диск

В тетради

Таблица

Стадии эмбрионального развития

Дробление         Бластула         Гаструла         Нейрула

  зиготы

- Дробление зиготы начинается сразу же в яйцеводе. Первое деление происходит в вертикальной плоскости, образуются 2 одинаковые клетки – бластомеры. Они делятся еще раз, образуются 4 бластомера. Далее все они делятся в горизонтальной плоскости. Бластомеры делятся быстро, не успевают расти, поэтому  комочек бластомеров – МОРУЛА – не больше зиготы. Когда бластомеров становится 32, они образуют полый         шарик со стенками в один ряд клеток. Полость внутри бластулы – бластоцель.

- После имплантации зародыша (внедрения бластулы в стенку матки) на одном из полюсов бластулы ее клетки начинают делиться быстрее, чем на другом, впячивается внутрь бластоцели – процесс гаструляции. Из клеток впячивания образуется второй внутренний слой клеток зародыша. Этот двухслойный шарик – гаструла.

- Следующая стадия – нейрула. Происходит формирование важных частей зародыша: нервная трубка и хорда.

- Теперь изучим зародышевые листки и их производные. Текст учебника на с.133-134.

Образование зародышевых листков

Эктодерма                  Энтодерма               Мезодерма

(наружный листок)   (внутренний)             Хорда, мышцы

нервная система,      будущий кишечник,     Почки,

кожный покров,       вырасты его –           костный и

органы зрения          печень, легкие,         хрящевой

и слуха.                     поджелудочная        скелет,

                                 железа.                      кровеносная

                                                                   система.  

- Все части зародыша влияют друг на друга, причем если это влияние нарушить, то развития нормального организма не происходит. Такие влияния – эмбриональная индукция. Роль индуктора – заставить окружающие ткани развиваться по другому «плану».

В тетради и на доске

CD диск

Беседа

Учебник:

с. 133-134

В тетради и на доске

CD диск

В тетради

- Теперь рассмотрим постэмбриональное развитие. Начнем с периодов данного развития.

- Периоды постэмбрионального развития:

  1. Ювенильный – до окончания полового созревания. Два пути развития: прямое и непрямое. Рост организма.
  2.  Пубертатный – период зрелости. Большая часть жизни.
  3. Старение – общебиологическая закономерность, свойственная живым организмам. В определенном для каждого вида возрасте в организме начинаются изменения, снижающие возможности этого организма к приспособлению к изменяющимся условиям существования.

Смерть – прекращение жизнедеятельности организма. Без смерти не происходила бы смена поколений – одна из основных движущих сил эволюции.

- Постэмбриональное развитие подразделяют на прямое и непрямое. Найдите в тексте учебника на с.136 определения данным понятиям. Зафиксируйте ответ в виде схемы:

Постэмбриональное развитие

Прямое                                                Непрямое

Рождающийся организм имеет    Образуется вначале

все основные органы,                  личинка, отличающаяся

своймтвенные взрослому            от взрослого организма

животному (рыбы,                      (плоские и кольчатые

пресмыкающиеся,                       черви, насекомые,

птицы, млекопитающие).            земноводные, ракообра-

                                                    ные).

 

Закрепление изученного материала

- Выполните письменно задания из учебника №5 на с.135, №3 на с.137.

Проверяю ответы учащихся. Обсуждаем изученную тему вместе с классом, отвечаем на вопрос: Что происходит после оплодотворения?

В тетради и на доске

CD диск

Учебник:

с.136

В тетради и на доске

CD диск

В тетради

Учебник:

№5 с. 135,

№3 с. 137

Обобщение урока

Предлагаю учащимся записать в дневники или тетради домашнее задание:

Изучить ξ  35, 36, 37.

Подготовиться к контрольной работе по разделу:  «Размножение и индивидуальное развитие организмов».

 

Выставляю оценки за урок.

Д/З

Оценки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока по биологии в 9 классе. Онтогенез. эмбриональное развитие организмов.

Урок позволяет сформировать знания о закономерностях ирдивидуального развития организмов на примере позвоночных животных, об этапах зародышевого развития животных. о взаимосвязи индивидуального и исто...

Конспект урока по биологии по теме: "Непрямое деление - основа роста и развития организма" 9 класс

План- конспект урока по биологии 9 класса. Тема урока: "Митоз- основа роста и развития организмов"  Урок включает изучение нового материала, отработку ведущих понятий. В урок включены игровые мом...

Конспект урока биологии для 10 класса "Размножение и развитие организмов"

Урок является обобщающим по окончанию изучения темы, на уроке применяются  самостоятельная работа в группах; эвристический метод, метод проблемного обучения....

Конспект урока биологии в 9 классе "Индивидуальное развитие организмов – онтогенез".

Этот конспект урока позволит каждому учителю провести урок на высоком методическом уровне....

Конспект урока по теме"Индивидуальное развитие организма"

Коспект урока поможет наглядно развить общебиологические понятия о самовоспроизведении организмов, познакомить с особенностями полового размножения у человека, продолжит формирование умений определять...

Конспект урока в 10 классе Размножение и развитие организма.

На уроке разбирались виды бесполого и полового размножения и развития организма....