Строение клетки урок в 5 классе по ФГОС
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Захарова Нина Николаевна

Урок поможет вам найти интересную творческую работу с учениками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_5_klasse.docx27.84 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии 5 класс в рамках ФГОС «Строение клетки»

Автор: Захарова Нина Николаевна, учитель биологии МБОУ Катановская СОШ аал.Катаново Республика Хакасия.

Данная разработка урока по теме «Строение клетки»  составлена для УМК Пасечник В.В. и соответствует всем требованиям ФГОС второго поколения. Урок разработан для учащихся 5 класса.

Тема урока: Строение клетки.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.  

Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.

Цель:  изучить  строение клетки, выявить роль органоидов клетки.

Задачи:

образовательные: знать о строении  клетки, а так же о роли органоидов клетки.

развивающие:  анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять органоиды  в клетках растений с помощью опытов; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.

воспитательные:  осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.

Планируемые  результаты учебного занятия:

Предметные:  

- знать  строение клетки;

- рассмотреть клеточные органоиды и их роль в клетке;

- уметь отличать клетки бактерий от растений, грибов и животных.

Метапредметные:

регулятивные: - самостоятельно  определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе  информацию;

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

познавательные: работать  с учебником;

- находить отличия;

- составлять схемы-опоры;

- работать с информационными текстами;

- объяснять значения новых слов;

- сравнивать и выделять признаки;

- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

Личностные:  

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу группы.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

  1. Продолжить формирование умения работать  с учебником.
  2. Продолжить формирование умения находить  отличия, составлять схемы-опоры,  работать с информационными текстами,    объяснять значения новых слов,  сравнивать и выделять признаки.  
  3. Продолжить формирование  навыков  использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.            

Коммуникативные УУД

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
  2. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
  3. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД        

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
  2. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
  3. Продолжить формирование умения определять критерии изучения строения клетки.
  4. Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  5. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
  6. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные УУД

  1. Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
  2. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
  3.  Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
  4. Оценивать собственный вклад в работу группы.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы: частично-поисковый.

Информационно-технологические ресурсы:  учебник, рабочая тетрадь, таблицы «Строение клетки», «Устройство увеличительных приборов», лук - репка,  микролаборатория.

Основные термины и понятия: Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро, хромосомы, пластиды, хлоропласты, вакуоли. 

Ход урока

1). Мотивация

Добрый день, ребята!

Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души».  Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами.

Теперь прослушайте отрывок из стихотворения. О чем говорится в нем?  


Загляните на часок 
В нашу клетку-теремок,
 
В цитоплазме там и тут
 
Органоиды живут.
 
Там такое происходит -
 
Цитоплазма кругом ходит,
 
Помогает то движенье
 
В клетке чудным превращеньям.
 
Их не видел Левенгук,
 
Удивился б Роберт Гук.
 

Из чего состоят все живые организмы  из … (клеток).

Кто изобрел световой микроскоп ?(Антони ван Левенгук)

Так какова же тема сегодняшнего урока? (версии детей)

Учитель записывает проговоренную тему на доске, а дети в тетрадях.

Тема урока «Строение клетки».

2). Актуализация пройденного материала.

С помощью чего мы сможем узнать строение клетки? (микроскопа)

Рассказать об устройстве микроскопа( дети показывают на объекте).

Каковы правила нужны при работе с микроскопом? (рассказ детей)

3). Актуализация нового материала.

Чтобы изучить строение клетки мы проведем лабораторную работу.

.                              Лабораторная работа.

а) «Изготовление препарата клеток кожицы чешуи луковицы лука»

1 – Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.

2 – Пипеткой нанесите 1–2 капли воды на предметное стекло.

3 – При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте его.

4 – Покройте кожицу покровным стеклом.

5 – Рассмотрите приготовленный микропрепарат под микроскопом. Отметьте, какие части клетки вы видите.

6 – Сравните с рисунком «Строение клетки кожицы чешуи лука» в тексте учебника.

7 – Зарисуйте в тетради 2–3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, поры, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.

б) работа с учебником  стр.34-36 Заполнить таблицу.

«Роль органоидов в клетке.

Название органоидов

Значение органоидов.

Оболочка

Мембрана

Ядро

Вакуоль

Пластиды

Ядрышко

Цитоплазма

4).Закрепление.

Выполняем задание по контролю после изучения темы «Строения клетки», проверяем свои умения.

                   Составить кроссворд.

1.Вещества с растворенными в ней сахарами и другими органическими и не органическими веществами.

2.Как называются зеленые пластиды.

3.Красящие вещества в клеточном соке.

4.С помощью какого прибора можно рассмотреть строение клетки.

5.Бесцветное вязкое вещество клетки.

6.Какой органоид сохраняет целостность клетки и придает ей форму.

1)

в

а

к

у

о

л

ь

2)

х

л

о

р

о

п

л

а

с

т

ы

3)

п

и

г

м

е

н

т

ы

   

4)

ц

и

т

о

п

л

а

з

м

а

5)

м

и

к

р

о

с

к

о

п

6)о

б

о

л

о

ч

к

а

5). Рефлексия.

Проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся после урока по вопросам:

До урока: 

  • Не знал…
  • Не понимал…
  • Не мог представить…
  • Не мог выразить…
  • Не мог выполнить…

Сейчас:

  • Выяснил…
  • Выучил…
  • Познакомился…
  • Запомнил…

-Все ли вам было понятно в течение урока?

-Какая часть урока показалась самой интересной?

-Какая часть урока  вызвала затруднение?

-Какое у вас настроение после урока?

Подведение итогов с помощью стихотворения:

Стихотворение «Клетки»

Клетка - жизни всей основа!

Повторять мы будем снова!

Только есть одна беда:

Не удастся никогда

Нам увидеть клетку глазом.

А хотелось бы всё сразу

Рассмотреть и разобрать,

Клетку перерисовать!

Ведь из клетки состоят:

Морж, медведь, петух и кит.

Дуб, сосна, собака, кошка,

Да и гриб на тонкой ножке!

Многоклеточные мы:

И поэтому должны

Клетки мышц мы упражнять,

Клетки мозга развивать.

Обеспечат эти клетки

Нам хорошие отметки!

VI. Домашнее задание.  

Всем:

Параграф   §7, вопросы на странице  38.      

Творческий уровень:

вылепить на картоне из пластилина клетку с ее органоидами,

     сочинить сказку о  клетке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Строение клетки. Урок ОНЗ (ФГОС). Биология. 6 класс.

Урок биологии в 6 классе на тему "Строение клетки".  Урок разработан рамках системно-деятельностного подхода с соблюдением всех основных этапов урока открытия нового знания....

Открытый урок по биологии на тему "Строение клетки". 6-й класс

Урок повторения, обобщения и систематизации знаний по теме "Клетка". Биология 6 класс...

Строение клетки урок в 5 классе по ФГОС

Урок поможет вам найти интересную творческую работу с учениками....

Строение клетки урок в 5 классе по ФГОС

Урок поможет вам найти интересную творческую работу с учениками....

Строение клетки урок в 5 классе по ФГОС

Урок поможет вам найти интересную творческую работу с учениками....

Проверочная работа по теме "Строение клетки" для 5 класса по программе В.В.Пасечник (ФГОС).

Проверочная работа по теме "Строение клетки" для 5 класса по программе В.В.Пасечник (ФГОС)  представляет собой презентацию с анимацией. В ней представлени 4 различных типа заданий с вар...

Сборник методических материалов при изучении раздела «Строение клетки» в 5 классе в рамках ФГОС ООО»

Сборник методических разработок при изучении раздела «Строение клетки» в 5 классе составлен  в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Все виды работ  предполагают формирование у у...