Биологические задачи и задания к контрольно-обобщающему уроку по теме "Кровь. Кровообращение"
учебно-методический материал по биологии (8, 9, 11 класс) на тему

Материал может быть использован как  на уроке в 8 классе, так и при подготовке к ГИА и ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proverochnaya_krov_krovoobr_8kl.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

А. Исправьте ошибки в тексте:

1.        Эритроциты.

Эритроциты – красные кровяные клетки. Они очень малы. В 1 мм3  их 10 млн. Зрелые эритроциты имеют мелкие ядра. Это клетки в виде шариков, не способны к самостоятельному движению. Внутри клеток находится гемоглобин – соединение белка и меди. Эритроциты зарождаются в селезенке,  а разрушаются в красном костном мозге. Основная функция эритроцитов – транспорт питательных веществ. Заболевание, связанное с уменьшением количества эритроцитов в крови, называется гемофилией.

2.        Лейкоциты

Лейкоциты – белые кровяные клетки. Они мельче  эритроцитов, имеют уплощенную форму и хорошо выраженное ядро. В 1 мм3 крови их от 9 до 15 тыс. Как и эритроциты, лейкоциты не способны самостоятельно передвигаться. Лейкоциты могут захватывать и переваривать  бактерии, попавшие  в организм. Такой способ питания называется пиноцитозом. Кроме того, особая группа лейкоцитов вырабатывает антитела – особые клетки, способные нейтрализовать любую  инфекцию. Изучением защитных свойств крови занимался И.П. Павлов.

3.       Лимфатическая система.

 Лимфа образуется из плазмы крови и является частью внутренней среды организма. Лимфатические капилляры слепо замкнуты и кровь  движется по ним в двух направлениях. Лимфатическая система – посредник между клетками тела и кровью, снабжает организм кислородом и питательными веществами. Лимфатические сосуды не имеют  клапанов. Особые образования – лимфатические узлы сосредоточены в грудной полости. Они выполняют барьерную функцию, здесь образуются тромбоциты. Грудной лимфатический проток впадает в аорту.      

4.        Сердце.

Сердце обеспечивает движение крови в организме. Это трехкамерный  мышечный орган, расположенный в брюшной  полости. Масса сердца около 900 г. И снаружи, и внутри сердце выстлано однослойным эпителием . Внутри – клапанный аппарат, обеспечивающий ток крови только в одном направлении. Желудочки разделены неполной  перегородкой, и поэтому артериальная и венозная кровь смешиваются. Самая крупная вена, несущая кровь от сердца – аорта – начинается от левого желудочка. Сердечный цикл длится 0,8 мин и состоит из сокращения предсердий и желудочков и короткого отдыха.

Б. Объясните, как правильно оказать первую помощь, какой вид кровотечения имеет место в описанном случае:

1.        У пострадавшего сильное кровотечение из раны на правом предплечье. Кровь идет пульсирующей струей, цвет крови – алый.

2.        У пострадавшего травма черепа: рассечен лоб, кровотечение обильное, кость не повреждена. Кровь темно-вишневая.

3.        У пострадавшего многочисленные ссадины на колене, раневая поверхность кровоточит, как губка, рана загрязнена.

4.         У пострадавшего глубокая рана на передней поверхности бедра, обильное кровотечение. Из раны торчит обломок металлической арматуры.

В. Биологические задачи

Задача 1.

   Человек жалуется на боль в животе. По характеру и месту боли врач подозревает, что у него воспаление червеобразного отростка (аппендицит). Больному делают срочный анализ крови, и врач принимает решение о срочной операции. Предположите, почему врач решил оперировать больного?

Задача 2.

   Преступник, чтобы скрыть следы преступления, сжёг окровавленную одежду жертвы. Однако судебно-медицинская экспертиза на основании анализа пепла установила наличие крови на одежде. Каким образом?

Задача 3.

      У человека цвет крови -  красный,  а у головоногих моллюсков – голубой. Объясните причину столь разной окраски крови.

Задача 4.

   Свёртывание крови – защитная реакция организма, но есть заболевания, при которых кровь свёртывается внутри сосудов. Почему эти заболевания опасны для людей?

Задача 5.        

   В поликлинике была консервированная кровь 1 и 2 группы. Когда привезли человека, потерявшего много крови, исследования показали, что у него 4 группа крови. Можно ли ему переливать кровь имеющихся групп? Почему? А если у пострадавшего 3 группа крови?

Задача 6.        

Человеку исполнилось 50 лет. Сколько лет суммарно находилась сердечная мышца  в состоянии диастолы?

Задача 7.        

У человека, как и всех млекопитающих, сердце четырехкамерное, но их эмбрионы имеют в перегородке между предсердиями овальное отверстие (боталлов проток), через которое большая часть крови из правого предсердия поступает в левое. К моменту рождения отверстие у новорожденного закрывается. С чем связано такое изменение в строении сердца плода млекопитающего?

Задача 8.

Лейкоциты – самые крупные клетки человека. Их размер колеблется от 8 до 20 мк. Это – “одетые в белые халаты санитары нашего организма”. Почему лейкоцитам дали такое название?

Задача 9.

Папа Римский Иннокентий III, удрученный старостью, приказал влить себе кровь от троих юношей – это стало причиной его смерти. Почему?

Задача 10.

Эритроциты человека безъядерные,  в 3 раз меньше эритроцитов лягушки, но их в 1 мм3 в 13 раз больше, чем у лягушки. Как объяснить эти факты?

Задача 11.

Иван Петрович Сидоров работает бухгалтером в крупной компании. Весь рабочий день проводит за компьютером, выходные – на диване перед телевизором и бутербродом в руке. Обратился к врачу с жалобами на одышку, учащенное сердцебиение и повышенное давление. В чем причины его недомогания? Какие рекомендации может дать врач?

Задача 12.        

Эти сосуды тоньше человеческого волоса. Их стенки состоят всего  из одного слоя клеток. Кровь движется там с минимальной скоростью, но не при минимальном давлении. Что это за сосуды? Объясните биологическое значение перечисленных фактов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для контрольно-обобщающего урока по теме: « Железы внутренней секреции»

Данный материал можно использовать на уроке биологии в 8 классе.Цель: систематизировать учебный материал, развивать склонность к анализу, биологическому мышлению, активизировать процесс познания....

Контрольно-обобщающие задания по теме "Валентность химических соединений"

Подборка заданий для самоконтроля учащихся. Целесообразно использовать эти задания  после сообщения нового материала....

Контрольно-обобщающие задания по предмету "Природоведение". 5 класс

Контрольно-обобщающие задания предназначены для обучающихся 5 класса с лёгкой степенью умственной отсталости....

Контрольно-обобщающие задания по предмету "Биология" (раздел Неживая природа). 6 класс

Контрольно-обобщающие задания предназначены для обучающихся 6 класса с лёгкой степенью умственной отсталости....

Контрольно-обобщающие задания по предмету "Биология" (раздел "Растения. Грибы. Бактерии"). 7 класс

Контрольно-обобщающие задания предназначены для обучающихся 7 класса с лёгкой степенью умственной отсталости....

Контрольно-обобщающие задания по предмету "Биология" (раздел "Животные"). 8 класс

Контрольно-обобщающие задания предназначены для учащихся 8 классов с лёгкой степенью умственной отсталости....