Технологическая карта урока и презентация "Общая характеристика, многообразие и значение грибов"
методическая разработка по биологии (5, 6 класс) на тему

План-конспект урока в 6 классе по учебнику «Биология. 5-6 классы" Авторы:  Сухова Т. С., Строганов В. И. (технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС). Тема урока: Царство Грибы. Общая характеристика. Многообразие и значение. Презентация к уроку "Царство Грибы. Общая характеристика. Многообращзие и значение".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fedorchenko_konspekt_uroka.doc406 КБ
Office presentation icon fedorchenko_prezentatsiya_k_uroku.ppt1.03 МБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока в 6 классе по учебнику «Биология. 5-6 классы»

Авторы:  Сухова Т. С., Строганов В. И.

(технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС)

Составила Федорченко М. А., учитель биологии ВКК МБОУ гимназия им. ак. Н. Г. Басова при ВГУ

Тема урока: Царство Грибы. Общая характеристика. Многообразие и значение.

Тип урока: открытие  новых знаний.

Цель урока: раскрыть отличительные признаки царства грибов, расширить представления о многообразии грибов, их роли в природе и жизни человека.

Задачи:

- сформировать у обучающихся научные представления об особенностях строения и процессах жизнедеятельности грибов, их практической значимости;

- развивать умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

- воспитывать культуру общения, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы.

Планируемый  результат учебного занятия – формирование предметных и  универсальных учебных действий:

Предметные :  

- характеризовать  особенности строения, процессов жизнедеятельности и  практическую значимость грибов, сравнивать их с растениями и животными, давать определения понятиям: мицелий, гифы, микориза;

- уметь отличать ядовитые грибы от съедобных, использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.

Метапредметные :

Регулятивные:  учиться целеполаганию, включая постановку новых целей; планировать пути достижения целей;

Коммуникативные: работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Познавательные: осуществлять поиск информации с использованием нескольких ресурсов; давать определение понятиям; структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное; умение извлекать информацию и работать по алгоритму; проводить наблюдение под руководством учителя;

Личностные:  экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе.

Используемые технологии : ИКТ, проблемное обучение, смысловое чтение, технология обучения в сотрудничестве.

Информационно-технологические ресурсы :  учебник  «Биология. 5 – 6 классы» (авторы Сухова Т. С., Строганов В. И.), пособие для учащихся «Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники» (автор Трайтак Д. И.), компьютер, документ-камера,  проектор, презентации к уроку, коллекция грибов (муляжи), микроскопы, микропрепараты плесневых грибов, живой объект – гриб мукор.

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.Организационный момент.

Создание благоприят-ного психологи-ческого настроя на работу.

Определение целей и задач урока.

Настрой обучающихся на учебную деятельность, предмет и тему урока.

Приветствие, проверка готовности к уроку. Постановка проблемы в виде показа слайда-загадки о грибах (Слайд 2).

Приветствие учителя. Просмотр  презентации. Формулирование предполагаемой темы урока, целей и задач, которые будут решаться в ходе урока.

Личностные УУД 

Умение мотивировать себя на целенаправленную познавательную деятельность

Коммуникативные УУД Умение оформлять свои мысли в устной форме

Познавательные УУД Умение  преобразовывать информацию из одной формы в другую

2.Этап актуализации и пробного учебного действия.

Актуализация опорных знаний и способов действий.

Учитель задаёт вопросы обучающимся: О каких организмах пойдёт речь сегодня на уроке? (Слайд 3)

Похожи ли  грибы на другие организмы? Чем? (Слайд 4)

Что отличает грибы от изученных царств живой природы? (Слайд 5)

Можно ли выделить грибы в отдельное царство?

Воспроизводят имеющиеся знания о животных, растениях. Синтезируют имеющиеся знания и применяют их для сравнения.

Познавательные УУД Умение приводить фактические доказательства

Коммуникативное УУД Умение оформлять свои мысли в устной форме

3.Введение нового материала

Обеспечение мотивации учебной активности обучающихся, принятия ими целей урока

Предлагает сформулировать тему и цель урока, спланировать учебную деятельность на уроке

Формулируют тему урока,  цель урока. Планируют свою работу на уроке

Регулятивные УУД

Умение ставить цель, планировать деятельность

4.Воспроизведение нового знания

Включение обучающихся в целенаправленную деятельность

Учитель записывает тему урока на доске (или выводит соответствующий слайд на экран). (Слайд 6)

Организует индивидуальную самостоятельную деятельность обучающихся по составлению общей характеристики царства грибов. (Приложение 1). (Слайд 7)

Заслушивает и корректирует ответы. (Слайд 8)

Организует работу обучающихся с микроскопом, раздаёт живой объект (мукор) и  инструктивные карточки (Приложение 2). (Слайд 9)

Во время работы обучающихся, по мере  необходимости, отвечает на их вопросы, помогает с приготовлением микропрепарата. (Слайд 10)

Работают с текстом, иллюстрациями, схемами в  учебнике и пособии. Записывают дополненный текст в тетрадь.

Корректируют записи при необходимости (после проверки).

Готовят микропрепарат плесневого гриба и рассматривают  его в микроскоп, выполняют рисунок в тетради, делают необходимые обозначения.

Познавательные УУД.

Умение работать с информацией, смысловое чтение. Выполнение учебно-практической задачи. Работа по алгоритму

Коммуникативное УУД. Умение оформлять свои мысли в устной форме при задавании вопросов.  

5.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания  детьми изучаемой темы.

Организует работу в группах, дает задания группам, предлагает составить кластер по теме  задания и представить его классу (Приложение 3). (Слайд 11)

Во время работы учащихся, по мере  необходимости, отвечает на вопросы учащихся.

Используя документ-камеру, учитель выводит созданные группами кластеры на экран, организует представление результатов групповой работы и последующее обсуждение. (Слайды 12 – 21)

Работают с текстом, иллюстрациями, схемами в  учебнике, пособии, энциклопедии. Устанавливают соответствие между текстом и иллюстрациями.

Изучают документ, анализируют информацию,  делают записи в тетради. Составляют и представляют кластер. (Слайды 26-28)

Познавательные УУД

Умение работать с различными информационными ресурсами, смысловое чтение, умение анализировать, сравнивать. Умение работы с компьютером.

Коммуникативное УУД

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнерами.

Умение  вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.

6.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков

Предлагает обучающимся задания для самостоятельной работы      (Приложение 4). (Слайд 22)

При проверке учащимися тестовых заданий помогает выявить и  устранить недостатки. (Слайд 23)

Выполняют  самостоятельно тест. Проверяют по ключам ответы теста. Выставляют оценку за выполненную работу  (в соответствии с критериями), затем  осуществляют взаимооценивание.

При выполнении заданий базового уровня переходят к заданиям повышенного уровня.

Познавательные УУД.

Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги.

Регулятивные УУД

Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности

Коммуникативное УУД. Умение работы  в паре (общение).

7. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе

Организует обсуждение результатов работы, решение проблемы, выполнение поставленной цели и задач.

Дает качественную оценку работе класса и отдельных обучающихся.

Предлагает с помощью цветных стикеров отметить свое эмоциональное состояние на цветовой шкале класса.

 

Участвуют в обсуждении, осознанно строят выводы, выражают собственное мнение о работе и полученном результате.

Оценивают правильность выполненных действий, вносят необходимые результаты и корректируют их.

Оценивают уровень своего эмоционального состояния на уроке (цветовая шкала).

Личностные УУД 

Готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.

Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме , задать вопрос.

Регулятивные УУД

Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки

8.Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Предлагает разноуровневое домашнее задание (Приложение 5). Объясняет сущность домашнего задания. (Слайд 24)

 

Подведение итогов урока.

Воспринимают информацию, выбирают уровень.

Записывают в дневник домашнее задание, задают интересующие их вопросы.

Приложение 1.

Используя § 33 учебника (стр. 103-104) и дополнительные информационные ресурсы, дополните текст:

Общая характеристика царства грибов

Царство грибов насчитывает около ________ видов. Все грибы имеют в клетках _____ (одно или несколько) и являются ____________. Среди грибов есть______________ и _______________ организмы. Грибы, так же как и растения, относительно ___________, постоянно _________________________, _____________ клеточные стенки, поглощают питательные вещества ___________________________________________________. Грибы, так же как и животные, являются по типу питания ______________, так как не содержат в своих клетках ___________. В их клеточных стенках содержится вещество ______, из которого состоят покровы _______________________. Грибы запасают не ________, как растения, а _________________, как животные и человек. Представители царства грибов имеют и собственные уникальные признаки. Вегетативное тело гриба, называемое __________или _________, образовано тонкими ветвящимися трубчатыми нитями. Их называют _______. Плотно переплетенными  гифами образовано и плодовое тело, в котором образуются _______. Размножаются грибы бесполым (_______ и _______________, т.е. вегетативно) и _______ путем. По способу питания грибы могут быть ____________, ___________, ___________ и даже _________. Грибы играют важную роль в круговороте веществ в природе.

Примерный вариант выполнения задания:

Общая характеристика царства грибов

Царство грибов насчитывает около 100 000 видов. Все грибы имеют в клетках ядро (одно или несколько) и являются эукариотами. Среди грибов есть одноклеточные и многоклеточные организмы. Грибы, так же как и растения, относительно неподвижны, постоянно растут верхушечной частью, имеют прочные клеточные стенки, поглощают питательные вещества из раствора, всасывая их всей поверхностью тела. Грибы, так же как и животные, являются по типу питания гетеротрофами, так как не содержат в своих клетках хлорофилла. В их клеточных стенках содержится вещество хитин, из которого состоят покровы раков, пауков, насекомых. Грибы запасают не крахмал, как растения, а гликоген или жиры, как животные и человек. Представители царства грибов имеют и собственные уникальные признаки. Вегетативное тело гриба, называемое грибницей или мицелием, образовано тонкими ветвящимися трубчатыми нитями. Их называют гифами. Плотно переплетенными  гифами образовано и плодовое тело, в котором образуются споры. Размножаются грибы бесполым (спорами и частями мицелия, т.е. вегетативно) и половым путем. По способу питания грибы могут быть сапротрофами, паразитами, симбионтами и даже хищниками. Грибы играют важную роль в круговороте веществ в природе.

Приложение 2.

Лабораторная работа

Тема:  «Строение плесневых грибов»

Цели:

-познакомиться со строением плесневых грибов; продолжать формировать навыки работы с натуральными объектами и выполнения биологического рисунка.

Оборудование:

Культура мукора, препаровальные иглы, пипетки, предметные и покровные стекла, микроскоп, лупа.

Ход работы:

1. При помощи препаровальной иглы перенесите несколько нитей гриба со спорангиями на сухое предметное стекло и рассмотрите их при малом увеличении. Найдите спорангиеносцы и темные шарики спорангиев на их концах.

2. Нанесите каплю воды на предметное стекло и накройте препарат покровным стеклом. Рассмотрите мицелий и спорангии мукора при малом и большом увеличении. Определите, есть ли в нитях грибницы поперечные перегородки?

3. Зарисуйте внешний вид гриба мукора, отметьте многоядерную без поперечных перегородок грибницу, укажите спорангиеносцы и спорангии со спорами.

4. Сделайте вывод о строении плесневого гриба.

Приложение 3.

Задание для группы №1.

Используя § 33 учебника (стр. 103-104), выберите основные понятия темы и составьте словарь юного миколога (8-10 терминов).

Примерный вариант выполнения задания:

Гифы – тонкие ветвящиеся нити, из которых состоит вегетативное тело гриба.

Дрожжи – одноклеточные грибы, размножаются почкованием, сбраживают углеводы, расщепляя глюкозу с образованием этилового спирта и углекислого газа. Используются в хлебопечении, виноделии и пивоварении.

Микология – наука, изучающая грибы.

Микориза  –  взаимовыгодное сожительство (симбиоз) мицелия гриба с корнем высшего растения.

Мицелий (от греч. mýkēs — гриб), иначе грибница  – вегетативное тело гриба, состоит из тонких разветвленных нитей (гиф).

Мукор – плесневый гриб, имеет многоядерный, не разделенный септами мицелий. Может вызывать порчу пищевых продуктов.

Пеницилл – плесневый гриб. Широко используется для биотехнологического производства органических кислот, ферментов и антибиотиков.

Плодовое тело – репродуктивная часть организма гриба, образующаяся из переплетённых гиф мицелия. Функцией плодового тела является образование спор. У шляпочных грибов образовано шляпкой и ножкой.

Сапротрофы (от греч. sapros - гнилой и ...троф) –  гетеротрофные организмы, использующие для питания органические соединения мёртвых тел или выделения (экскременты) животных.

Трутовики – грибы, поселяющиеся на живых и мертвых стволах многих лиственных деревьев. Состоит из мицелия, пронизывающего древесину, и плодового тела. Плодовое тело многолетнее, толстое, копытообразное.

Хитин  –  природное соединение из группы сложных углеводов. Основной компонент наружного скелета членистоногих.

Задание для группы №2.

Используя § 33 учебника (стр. 103-104) и дополнительные информационные ресурсы, составьте схему «Способы питания грибов».

Примерный вариант выполнения задания:

Задание для группы №3.

Используя § 33 учебника (стр. 103-104) и дополнительные информационные ресурсы, составьте памятку «Юному грибнику».

Примерный вариант выполнения задания: 

Перед тем, как отправиться в лес, нужно усвоить несколько обязательных правил:

  1.  Самое грибное время - с середины августа до середины сентября.
  2.  Лучшее время для сбора - с рассвета до 10-11часов.
  3.  Желательно собирать грибы в корзину (там они меньше портятся, не ломаются и не мнутся).
  4. Собирайте в лесу только те грибы, о которых вы точно знаете, что они съедобны.
  5. Грибы, которые вам неизвестны или вызывают сомнения, не следует употреблять в пищу и пробовать на вкус, тем более в сыром виде.
  6. Никогда не собирайте и не ешьте грибы, которые у основания ножки имеют клубневидное утолщение, окруженное оболочкой (как, например, у бледной поганки и красного мухомора), и не пробуйте их на вкус.
  7. Никогда не собирайте и не ешьте грибы перезрелые, червивые и испорченные.
  8. Не ешьте грибы в сыром виде. Принесенные домой грибы должны быть вновь тщательно просмотрены. Все сомнительные грибы нужно выбросить. Нижнюю часть ножки, загрязненную землей, срезают, а грибы тщательно очищают, со шляпки снимают пленку, покрытую слизью. Грибы должны быть подвергнуты кулинарной обработке в день сбора или не позднее следующего утра.
  9. Не собирайте грибы, даже заведомо съедобные, в городских парках, скверах, дворах, а также вдоль автомобильных и железных дорог. Грибы накапливают ядовитые вещества и становятся непригодными для пищи.
  10.  При первых признаках отравления срочно обращайтесь за медицинской помощью. До прихода врача надо выпить много теплой воды и вызвать рвоту.
  11.  Не забывайте о правилах поведения в  природе! Относитесь к лесу с уважением! Не оставляйте после себя  мусор. Лес – это особый мир, в котором мы с вами всего лишь гости.

Задание для группы №4.

Используя § 33 учебника (стр. 103-104) и дополнительные информационные ресурсы, составьте схему «Роль грибов в природе».

Примерный вариант выполнения задания: 

Задание для группы №5.

Используя § 33 учебника (стр. 103-104) и дополнительные информационные ресурсы, составьте схему «Значение грибов для человека».

Примерный вариант выполнения задания: 

Приложение 4.

Базовый уровень

1. Тест «Грибы». Выберите один правильный ответ:

1. Что из перечисленного ниже характерно для грибов?

а) не имеют клеточного строения, б) не содержат хлорофилл, в) способны к фотосинтезу, г) являются автотрофными организмами.

2. Как называют тонкие бесцветные нити, из которых состоит грибница?

а) гифы, б) корневые волоски, в) ситовидные трубки, г) спорангии.

3. Что такое микориза?

а) плодовое тело шляпочных грибов, б) грибница, в) заболевание, вызванное паразитическими грибами, г) симбиоз мицелия гриба с корнями деревьев.

4. Как размножаются дрожжи?

а) спорами, б) почкованием, в) гаметами, г) делением мицелия на части.

5. Какова функция плодовых тел шляпочных грибов?

а) поглощение воды и минеральных веществ, б) запасание органических веществ, в) фотосинтез, г) образование спор.

6. Укажите гриб, который к паразитам НЕ относят.

а) хлебная ржавчина, б) головня, в) мукор, г) мучнистая роса.

7. Что из перечисленного ниже характерно для всех грибов-сапротрофов?

а) питаются органическими веществами умерших организмов, б) содержат хлоропласты, в) не имеют мицелия, 4) имеют плодовое тело.

8. Назовите ядовитый гриб.

а) рыжик, б) сыроежка, в) бледная поганка, г) волнушка.

9. Укажите одну из особенностей грибов.

а) есть пластиды, б) клеточная стенка состоит из хитина, в) клетки не содержат ядер, г) нет полового размножения.

10. Какая болезнь человека вызывается грибами?

а) грипп, б) туберкулез, в) холера, г) лишай.

Ключ к тесту.

1. б

2. а

3. г

4. б

5. г

6. в

7. а

8. в

9. б

10. г

2. Заполните схемы:

http://festival.1september.ru/articles/516595/Image4766.gif

3. Какие грибы изображены на рисунках? Что общего и чем различаются эти грибы?

Повышенный уровень

1. Специалисты давно выучились культивировать шампиньоны на навозе, вешенки – на стволах спиленных лиственных деревьев либо соломе. Однако попытки выращивания подобным образом белых грибов, подосиновиков, подберезовиков оказались неудачными. Чем это можно объяснить?

2. На деревьях довольно часто встречаются крупные копытообразные грибы – трутовики. Как можно объяснить, что не все рядом расположенные деревья поражены этим грибом-паразитом?

3. Объясните смысл поговорок. Всегда ли он соответствует сегодняшним знаниям о грибах?

 Всякий гриб в руки  берут, да не всякий в кузов кладут.

 Чем ядовитее гриб, тем красивее его шляпка.

Лучше рыжик, чем ничего.

Примерные ответы к заданиям повышенного уровня:

1. Белый гриб, подосиновик, подберезовик -  микоризные грибы. Они получают необходимые для питания органические вещества от деревьев, с которыми вступают в симбиоз. А шампиньоны и вешенки – сапротрофы, использующие для питания органические вещества растительных остатков.

2. Грибы-паразиты поражают прежде всего ослабленные деревья. Споры грибов проникают через раны, повреждения в коре. Здоровые, неповрежденные деревья, как правило, не страдают от трутовиков.

3. Среди шляпочных грибов немало ядовитых для человека видов. Кроме того, съедобные грибы, но  перезрелые, червивые,  испорченные, собирать нельзя. Нельзя собирать грибы, даже заведомо съедобные, в городских парках, скверах, дворах, а также вдоль автомобильных и железных дорог.

У самого ядовитого гриба – бледной поганки – шляпка зеленоватая или сероватая. Некоторые несъедобные грибы очень похожи на съедобные (ложные лисички, ложные опята и т.п.). Яркие, красивые шляпки только у мухоморов.

Рыжик по пищевым качествам относится к съедобным грибам первой категории (вместе с белым грибом и груздями).

Приложение 5.

Если обучающиеся испытывали трудности при выполнении заданий базового уровня, учитель предлагает дома еще раз изучить § 33 и ответить на вопросы после параграфа.

Творческие задания (на выбор):

 – подготовить презентацию «Самые удивительные грибы»;

 – составить кроссворд «Грибы»;

 – написать сказку «В необычном царстве, в грибном государстве…»;

 – нарисовать самые опасные ядовитые грибы.

Исследовательские задания:

– лингвистическое исследование «Тайны происхождения необычных названий грибов»;

– исследование зависимости скорости роста плесневых грибов от различных экологических факторов (температуры, влажности, субстрата).

Информационные ресурсы для обучающихся: (слайд 25)

1. Сухова Т. С., Строганов В. И.  Биология. 5 – 6 классы. – М.: Вентана – Граф, 2012.

2. Трайтак Д. И. Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники (пособие для учащихся).  – М.: Мнемозина, 1998.

3. Энциклопедия для детей. Том 2. Биология. – М.: Аванта+, 2001.

Информационные ресурсы для учителя:

1. Никишов А. И., Косорукова Л. А. Ботаника. Дидактический материал. – М.: «РАУБ» - «Илекса», 1998.

2. Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ- ПРЕСС, 1998.

3. Сухова Т. С., Строганов В. И.  Биология. 5 – 6 классы. – М.: Вентана – Граф, 2012.

4. Сухова Т. С., Строганов В. И. Биология: 5-6 классы. Методическое пособие. ФГОС. М.: Вентана – Граф, 2012.

5. Трайтак Д. И. Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники (пособие для учащихся).  – М.: Мнемозина, 1998.

6. Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Биология. Растения. Грибы. Лишайники. 6 класс. Тематические тестовые задания. – М.: Дрофа, 2010. –  (ЕГЭ: шаг за шагом).

7. Энциклопедия для детей. Том 2. Биология. – М.: Аванта+, 2001.

8. Яковлев Г. П., Аверьянов Л. В. Ботаника для учителя. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 1997.

9. http://ped-kopilka.ru/sovremenyi-urok/tehnologicheskaja-karta-uroka-kak-sovremenaja-forma-planirovanija-urochnoi-dejatelnosti-v-sotvetstvi-s-trebovanijami-fgos.html

10. http://festival.1september.ru/articles/630735/

11. http://www.orenipk.ru/rmo_2012/rmo-pred-2012/2Bio/2bio6.htm


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку по теме «Царство Грибы. Общая характеристика. Многообразие и значение». Подготовила Федорченко М. А., учитель биологии МБОУ гимназия им. ак. Н. Г. Басова при ВГУ

Слайд 2

Что объединяет эти изображения?

Слайд 3

ГРИБЫ

Слайд 4

Похожи ли грибы на другие организмы? Неподвижны Постоянно растут Всасывают растворённые питательные вещества Гетеротрофы В клеточных стенках есть хитин Запасают гликоген или жиры

Слайд 5

Что отличает грибы от изученных царств живой природы? Спорангий со спорами Гифы Вегетативное тело гриба (мицелий) образовано тонкими ветвящимися нитями – гифами.

Слайд 6

Тема урока: Царство Грибы. Общая характеристика. Многообразие и значение. Цель урока: раскрыть отличительные признаки царства грибов, расширить представления о многообразии грибов, их роли в природе и жизни человека.

Слайд 7

Используя § 33 учебника (стр. 103-104) и дополнительные информационные ресурсы , дополните текст: Общая характеристика царства грибов Царство грибов насчитывает около ________ видов. Все грибы имеют в клетках ____ (одно или несколько) и являются ___________. Среди грибов есть _____________ и ______________ организмы. Грибы, так же как и растения, относительно ___________ , постоянно ______ __________ _____ , _____________ клеточные стенки, поглощают питательные вещества ___________________________________________. Грибы, так же как и животные, являются по типу питания ____________ , так как не содержат в своих клетках ___________ . В их клеточных стенках содержится вещество ______ , из которого состоят покровы _____________________ . Грибы запасают не ________ , как растения, а _________________ , как животные и человек. Представители царства грибов имеют и собственные уникальные признаки. Вегетативное тело гриба, называемое __________ или _________ , образовано тонкими ветвящимися трубчатыми нитями. Их называют _______ . Плотно переплетенными гифами образовано и плодовое тело, в котором образуются _______ . Размножаются грибы бесполым ( _______ и _______________, т.е. вегетативно) и _______ путем. По способу питания грибы могут быть ____________ , ___________ , ___________ и даже _________ . Грибы играют важную роль в круговороте веществ в природе.

Слайд 8

Общая характеристика царства грибов Царство грибов насчитывает около 100 000 видов. Все грибы имеют в клетках ядро (одно или несколько) и являются эукариотами . Среди грибов есть одноклеточные и многоклеточные организмы. Грибы, так же как и растения, относительно неподвижны , постоянно растут верхушечной частью , имеют прочные клеточные стенки, поглощают питательные вещества из раствора, всасывая их всей поверхностью тела . Грибы, так же как и животные, являются по типу питания гетеротрофами , так как не содержат в своих клетках хлорофилла . В их клеточных стенках содержится вещество хитин , из которого состоят покровы раков, пауков, насекомых . Грибы запасают не крахмал , как растения, а гликоген или жиры , как животные и человек. Представители царства грибов имеют и собственные уникальные признаки. Вегетативное тело гриба, называемое грибницей или мицелием , образовано тонкими ветвящимися трубчатыми нитями. Их называют гифами . Плотно переплетенными гифами образовано и плодовое тело, в котором образуются споры . Размножаются грибы бесполым ( спорами и частями мицелия , т.е. вегетативно) и половым путем. По способу питания грибы могут быть сапротрофами , паразитами , симбионтами и даже хищниками . Грибы играют важную роль в круговороте веществ в природе.

Слайд 9

Лабораторная работа Тема: «Строение плесневых грибов» Цели: -познакомиться со строением плесневых грибов; продолжать формировать навыки работы с натуральными объектами и выполнения биологического рисунка. Оборудование: Культура мукора, препаровальные иглы, пипетки, предметные и покровные стекла, микроскоп, лупа. Ход работы: 1. При помощи препаровальной иглы перенесите несколько нитей гриба со спорангиями на сухое предметное стекло и рассмотрите их при малом увеличении. Найдите спорангиеносцы и темные шарики спорангиев на их концах. 2. Нанесите каплю воды на предметное стекло и накройте препарат покровным стеклом. Рассмотрите мицелий и спорангии мукора при малом и большом увеличении. Определите, есть ли в нитях грибницы поперечные перегородки? 3. Зарисуйте внешний вид гриба мукора, отметьте многоядерную без поперечных перегородок грибницу, укажите спорангиеносцы и спорангии со спорами. 4. Сделайте вывод о строении плесневого гриба.

Слайд 10

Плесневый гриб мукор Плесневый гриб мукор имеет многоядерную без поперечных перегородок грибницу. На ней развиваются спорангиеносцы, несущие шарообразные спорангии. В спорангиях развиваются тысячи спор. 1 2 3 Обозначения: 1 – спорангий, 2 – нити грибницы, 3 - споры

Слайд 11

Работа в группах Задание для группы №1 Задание для группы №2 Кластер Задание для группы №3 Задание для группы №4 Кластер Задание для группы №5 Кластер

Слайд 12

Задание для группы №1 Используя § 33 учебника (стр. 103-104), выберите основные понятия темы и составьте словарь юного миколога (8-10 терминов).

Слайд 13

Словарь юного миколога Гифы – тонкие ветвящиеся нити, из которых состоит вегетативное тело гриба. Дрожжи – одноклеточные грибы, размножаются почкованием, сбраживают углеводы, расщепляя глюкозу с образованием этилового спирта и углекислого газа. Используются в хлебопечении, виноделии и пивоварении. Микология – наука, изучающая грибы. Микориза - взаимовыгодное сожительство (симбиоз) мицелия гриба с корнем высшего растения. Мицелий (от греч. mýkēs — гриб), иначе грибница - вегетативное тело гриба, состоит из тонких разветвленных нитей (гиф). Мукор – плесневый гриб, имеет многоядерный, не разделенный септами мицелий. Может вызывать порчу пищевых продуктов. Пеницилл - плесневый гриб. Широко используется для биотехнологического производства органических кислот, ферментов и антибиотиков. Плодовое тело – репродуктивная часть организма гриба, образующаяся из переплетённых гиф мицелия. Функцией плодового тела является образование спор. У шляпочных грибов образовано шляпкой и ножкой. Сапротрофы (от греч. sapros - гнилой и ...троф) - гетеротрофные организмы, использующие для питания органические соединения мёртвых тел или выделения (экскременты) животных. Трутовики – грибы, поселяющиеся на живых и мертвых стволах многих лиственных деревьев. Состоит из мицелия, пронизывающего древесину, и плодового тела. Плодовое тело многолетнее, толстое, копытообразное. Хитин - природное соединение из группы сложных углеводов. Основной компонент наружного скелета членистоногих.

Слайд 14

Задание для группы №2 Используя § 33 учебника (стр. 103-104) и дополнительные информационные ресурсы , составьте схему «Способы питания грибов».

Слайд 15

Способы питания грибов Грибы – гетеротрофные организмы Грибы-сапротрофы: - обитают в почве на разлагающихся остатках растений и животных; - выделяют пищеварительные ферменты, разрушающие сложные органические вещества до простых неорганических; - мукор, пеницилл, шампиньон и др. Грибы-симбионты: - образуют микоризу – взаимовыгодное сожительство с высшими растениями; - грибы поставляют корням из почвы минеральные элементы (особенно фосфор), а взамен получают углеводы; - белый гриб, подосиновик, подберезовик и др. Грибы-паразиты: - поселяются на растениях, животных и человеке, даже на других грибах и питаются за их счет; - паразитируют на растениях: головня, спорынья, ржавчина, фитофтора, трутовики; - у животных и человека вызывают стригущий лишай, заболевания кожи, ногтей. Хищные грибы: - имеют приспособления для захвата и использования в пищу мелких животных (круглых червей нематод, амеб и др.); - грибы из семейства зоопагаловых.

Слайд 16

Задание для группы №3 Используя § 33 учебника (стр. 103-104) и дополнительные информационные ресурсы , составьте памятку «Юному грибнику».

Слайд 17

Памятка «Юному грибнику» Перед тем, как отправиться в лес, нужно усвоить несколько обязательных правил: 1. Самое грибное время - с середины августа до середины сентября. 2. Лучшее время для сбора - с рассвета до 10-11часов. 3. Желательно собирать грибы в корзину (там они меньше портятся, не ломаются и не мнутся). 4. Собирайте в лесу только те грибы, о которых вы точно знаете, что они съедобны. 5. Грибы, которые вам неизвестны или вызывают сомнения, не следует употреблять в пищу и пробовать на вкус, тем более в сыром виде. 6. Никогда не собирайте и не ешьте грибы, которые у основания ножки имеют клубневидное утолщение, окруженное оболочкой (как, например, у бледной поганки и красного мухомора), и не пробуйте их на вкус. 7. Никогда не собирайте и не ешьте грибы перезрелые, червивые и испорченные. 8. Не ешьте грибы в сыром виде. Принесенные домой грибы должны быть вновь тщательно просмотрены. Все сомнительные грибы нужно выбросить. Нижнюю часть ножки, загрязненную землей, срезают, а грибы тщательно очищают, со шляпки снимают пленку, покрытую слизью. Грибы должны быть подвергнуты кулинарной обработке в день сбора или не позднее следующего утра. 9. Не собирайте грибы, даже заведомо съедобные, в городских парках, скверах, дворах, а также вдоль автомобильных и железных дорог. Грибы накапливают ядовитые вещества и становятся непригодными для пищи. 10. При первых признаках отравления срочно обращайтесь за медицинской помощью. До прихода врача надо выпить много теплой воды и вызвать рвоту. 11. Не забывайте о правилах поведения в природе! Относитесь к лесу с уважением! Не оставляйте после себя мусор. Лес – это особый мир, в котором мы с вами всего лишь гости.

Слайд 18

Задание для группы №4 Используя § 33 учебника (стр. 103-104) и дополнительные информационные ресурсы , составьте схему «Роль грибов в природе».

Слайд 19

Роль грибов в природе Роль грибов в природе Участвуют в круговороте веществ в природе, играют роль редуцентов – минерализуют органические остатки Участвуют в образовании гумуса, повышают плодородие почвы Микоризные грибы играют ключевую роль в минеральном питании растений, повышают устойчивость растений к суровым условиям на границе выживания Вызывают болезни растений и животных

Слайд 20

Задание для группы №5 Используя § 33 учебника (стр. 103-104) и дополнительные информационные ресурсы, составьте схему «Значение грибов для человека».

Слайд 21

Значение грибов для человека Значение грибов для человека Используют в микробиологической промышленности для производства органических кислот, ферментов, витаминов Вредят сельскому и лесному хозяйству (грибы-паразиты) Используются в борьбе с насекомыми-вредителями, с нематодами, снижающими урожай овощей (хищные грибы) Употребляются в пищу (белый гриб, рыжик, груздь, масленок, подберезовик, шампиньон) Вызывают порчу продуктов питания, кормов, а также тканей, пиломатериалов, кожи, фотопленки, изоляции проводов и др. Используются в хлебопечении, виноделии, пивоварении (дрожжи), изготовлении сыров (пенициллы), соевого соуса Образуют яды, опасные для человека; могут вызывать раковые опухоли, галлюцинации Используются для производства антибиотиков, циклоспорина, который применяют при трансплантациях Вызывают болезни человека (стригущий лишай, микозы стоп, ногтей)

Слайд 22

Тест «Грибы» Выберите один правильный ответ: 1. Что из перечисленного ниже характерно для грибов? а) не имеют клеточного строения, б) не содержат хлорофилл, в) способны к фотосинтезу, г) являются автотрофными организмами. 2. Как называют тонкие бесцветные нити, из которых состоит грибница? а) гифы, б) корневые волоски, в) ситовидные трубки, г) спорангии. 3. Что такое микориза? а) плодовое тело шляпочных грибов, б) грибница, в) заболевание, вызванное паразитическими грибами, г) симбиоз мицелия гриба с корнями деревьев. 4. Как размножаются дрожжи? а) спорами, б) почкованием, в) гаметами, г) делением мицелия на части. 5. Какова функция плодовых тел шляпочных грибов? а) поглощение воды и минеральных веществ, б) запасание органических веществ, в) фотосинтез, г) образование спор. 6. Укажите гриб, который к паразитам НЕ относят. а) хлебная ржавчина, б) головня, в) мукор, г) мучнистая роса. 7. Что из перечисленного ниже характерно для всех грибов-сапротрофов? а) питаются органическими веществами умерших организмов, б) содержат хлоропласты, в) не имеют мицелия, 4) имеют плодовое тело. 8. Назовите ядовитый гриб. а) рыжик, б) сыроежка, в) бледная поганка, г) волнушка. 9. Укажите одну из особенностей грибов. а) есть пластиды, б) клеточная стенка состоит из хитина, в) клетки не содержат ядер, г) нет полового размножения. 10. Какая болезнь человека вызывается грибами? а) грипп, б) туберкулез, в) холера, г) лишай.

Слайд 23

Ключ к тесту 1. б 2. а 3. г 4. б 5. г 6. в 7. а 8. в 9. б 10. г Дрожжи Бледная поганка

Слайд 24

Домашнее задание Изучить § 33 и ответить на вопросы после параграфа Творческие задания (на выбор): – подготовить презентацию «Самые удивительные грибы»; – составить кроссворд «Грибы»; – написать сказку «В необычном царстве, в грибном государстве…»; – нарисовать самые опасные ядовитые грибы. Исследовательские задания (на выбор): – лингвистическое исследование «Тайны происхождения необычных названий грибов»; – исследование зависимости скорости роста плесневых грибов от различных экологических факторов (температуры, влажности, субстрата).

Слайд 25

Информационные ресурсы Сухова Т. С., Строганов В. И. Биология. 5 – 6 классы. – М.: Вентана – Граф, 2012. Трайтак Д. И. Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники (пособие для учащихся). – М.: Мнемозина, 1998. Энциклопедия для детей. Том 2. Биология. – М.: Аванта+, 2001.

Слайд 26

Кластер «Способы питания грибов»

Слайд 27

Кластер «Роль грибов в природе»

Слайд 28

Кластер «Значение грибов для человека»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме: "Прямое и переносное значение слова".

Предметные: научиться различать прямое и переносное значение слова, пользоваться толковым словарем для определения значения слова, находить в текстах примеры средств выразительности (метафору,  о...

Технологическая карта урока по ФГОС "Строение клеток животных и грибов. Вирусы". 5 класс

Данный файл содержит разработку урока для учащихся 5 классов на тему "Строение клеток животных и грибов. Вирусы", который соответствует государственному образовательному стандарту. Материал будет поле...

Технологическая карта урока по биологии в 6 классе "Царство Грибы"

Технологическая карта урока в 6 классеПо учебнику "Биология 5-6 классы", Авторы:Т. С. Сухова, В. И. Строганов. Урок открытия новых знаний, соответствует требованиям ФГОС...

технологическая карта урока по теме "Обобщение по теме Царство Грибы"

технологическая карта урока по теме "Обобщение по теме Царство Грибы"...

Технологическая карта урока биологии 7 класс. Многообразие и значение прокариот.

Технология урока:  кейс-метод (кейс-стади)3 урок в разделе царство «Прокариоты».Цель -обобщение  знаний учащихся о прокариотах  и необходимости соблюдать правила лично...

Технологическая карта урока биологии в 5 классе ФГОС Тема: "Грибы". Учебник: "Биология" 5 класс В.В. Пасечник

Технологическая карта урока биологии в 5 классе ФГОС Тема: "Грибы". Учебник: "Биология" 5 класс В.В. Пасечник...

Рабочая карта урока по теме: Грибы. Общая характеристика. Многообразие и значение грибов.

Рабочая карта урока по теме: "Грибы. Общая характеристика. Многообразие и значение грибов". Можно использовать в 5 классе при изучении новой темы, при закреплении, во время проведения дистан...