"Признаки живых организмов. Царства живой природы"
учебно-методический материал по биологии (5 класс) по теме

Ларионова Ирина Михайловна

 

Урок разработан в соответствие ФГОС  в 2015 году. Урок предназначен для 5-го класса по биологии. Учебно-методический комплекс  "Сферы" по биологии для основной школы "Биология. Живой организм".  Авторы: Сухорукова Л.H., Кучменко B.C 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priznaki_zhivyh_organizmov._tsarstva_zhivoy_prirody.docx45.12 КБ

Предварительный просмотр:

Урок разработан в соответствие ФГОС учителем биологии

МОУ «Медновская СОШ» Ларионовой И.М. в 2015 году.

Урок предназначен для 5-го класса по линии Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко,

 И.Я. Колесникова "Биология. Живой организм"

Урок по биологии в 5  классе

                   

Тема урока:  Признаки живых организмов. Царства живой природы

Тип урока:  усвоение новых знаний в условиях реализации ФГОС.

Форма урока: урок- исследование.

Метод: комбинированный,  групповая работа.

Модель обучения: базовая (5 класс – 1 час  в неделю).

Цели урока:

Образовательные: 

  1. сформировать первоначальных представлений о царствах живой природы, их отличительных особенностях;
  2. углубить представления, полученные в начальных классах, о признаках, характерных для живых организмов;
  3. сформировать умения анализировать, сравнивать, распознавать представителей изучаемых царств на таблицах, рисунках, фотографиях, другом демонстрационном материале.

Развивающие:

 Выделение существенных особенностей представителей царств живой природы. Воспитывающие: вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью; воспитывать бережное отношение к оптическим приборам и оборудованию, аккуратность.

 Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Оборудование:

  • ПК;
  • мультимедийный проектор;
  • Работа с ЦОР Уроки по биологии Кирилла и Мефодия
  • Электронная презентация
  • Флеш-анимации

Структура урока:

  1. Организационный этап.
  2. Актуализация знаний.
  3. Постановка учебной задачи.
  4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
  5. Физ. минутка.
  6. Закрепление изученного материала.
  7. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
  8. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Этап урока

Содержание учебного материала

 Деятельность учителя

 Деятельность учащихся

Планируемые результаты УУД

Оценка результатов деятельности ученика

 1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

(4 минуты)

- Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души».

Встаньте ровно и красиво.

Прозвенел уже звонок.

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнём урок.

Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

 Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает  успеха.

Включение  в  деловой  ритм.

Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей.

Личностные:

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Устная оценка учителя

 2. Актуализация

знаний, сообщение темы и целей урока

(6 минут)

Сегодня наш урок мы начнём с загадок.

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крошки собирает.  (Воробей)

Маленький, удаленький

Сквозь землю прошёл-

Красну шапочку нашёл. ( Гриб)

Зелена, а не луг, белена, а не снег,

Кудрява, а не человек.  ( Берёза).

Объедините все эти слова одним общим термином. Кто это?

Ученики -  это организмы.

Отличаются живые организмы от тел неживой природы?

Ученики -    определёнными признаками.

А вы можете мне назвать эти признаки?

Ученики называют знакомые им признаки.

Сообщение темы урока.

Тема урока:  Признаки живых организмов. Царства живой природы

Выдвигает проблему, сообщает тему урока.

 Решая проблему, выдвигают предположения о теме урока.

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Устная оценка учителя

 3. Постановка учебной цели

(4 минута)

 - Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока? Смотри в учебник на стр. 14.

- Откройте тетради, запишите число и  тему урока. 

Целепологание

Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель, ответив на вопрос:

Что мы должны изучить сегодня на уроке?

  1. Общие признаки живых организмов.
  2.  Царства живой природы.
  3. Признаки характерные для каждого царства живой природы.

Правильно, в конце этого урока мы должны:

  • называть царства живой природы, иллюстрировать их примерами;
  • определять понятия по теме урока;
  • описывать основные признаки живых организмов;
  • раскрывать характерные черты представителей царств живой природы;
  • распознавать представителей царств на таблицах, рисунках, фотографиях, другом демонстрационном материале.

Обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).

Планируемые результаты

Запись учащимися числа, темы урока.

Учащиеся конкретизируют цель урока

  Регулятивные УУД: самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование

ЦЕЛЬ - создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

Устная оценка учителя, оценивание проекта индивидуально.

4.  Усвоение новых знаний  4 минуты

4.1. Планирование      

             

                           

4.2. Открытие нового знания

 

Организмы

   Признаки          Царства

Постановка учителем проблемного вопроса.

Докажите, что автомобиль неживой объект?

Найти и описать основные признаки живых организмов

Проверка ответа на вопрос, составленной схемы.

                                                                 

Организмы

Признаки

Царства

Определили новые понятия по теме урока

Клеточное строение, индивидуальное развитие, размножение, раздражимость

Все живые организмы разделили на царства:

- бактерии

- грибы

- растения

- животные

Учащиеся работают в группе

Дается индивидуальное задание, ограничивая время его выполнения

Решение проблемного вопроса.

Дается индивидуальное задание парам, ограничивая время его выполнения.

Дается индивидуальное задание группам, ограничивая время его выполнения.

Работа с учебником. Учащиеся читают параграф № 3 учебника – статью на с.14«Важнейшие признаки живых организмов» и заполняют схему в тетради.

 

Заполнить вторую колонку таблицы, вспоминая материал начальной школы.

Каждая группа получает задание об  определённом царстве, пользуясь информацией учебника, определяет признаки характерные для данного царства и записывает их в общую схему.

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя,  делать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Познавательные УУД:  умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Устная оценка учителя

4.3.  Первичное закрепление знаний.

4.4. Проверка выполненной работы.

1 группа – Микробиологи -исследователи бактерий: раскрывают характерные черты представителей царства бактерий и заполняют схему;

2 группа – Микологи – исследователи грибов:  раскрывают характерные черты представителей царства грибов и заполняют схему.

3 группа –  Ботаники – исследователи растений: раскрывают характерные черты представителей царства растений и заполняют схему.

4 группа – Зоологи – исследователи животных: раскрывают характерные черты представителей царства животных и заполняют схему.

1 группа – Микробиологи

Бактерии:

-3.5 миллионов

- Маленькие размеры

- Во всех средах жизни

2 группа – Микологи

Грибы:

- Неподвижны

-Постоянно растут

- Питаются готовыми органическими веществами

3 группа –  Ботаники

Растения:

- Неподвижны

- Растут всю жизнь

- Создают органические вещества из неорганических веществ.

4 группа – Зоологи

Животные:

- Рост ограничен

- Перемещаются в пространстве

- Органы функционируют без замены.

- Питаются готовыми органическими веществами.

Дается индивидуальное задание группам, ограничивая время его выполнения

Учащиеся выполняют  задания по группам, готовят обобщение материала, делают выводы о проделанной работе.

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя,  делать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Познавательные УУД:  умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Устная оценка учителя

5. Физкультминутка (пауза релаксации)

1 минута

 Стали мы учениками,

Соблюдаем режим сами:

Утром мы, когда проснулись,

Улыбнулись, потянулись.

Для здоровья, настроенья

Делаем мы упражненья:

Руки вверх и руки вниз,

На носочки поднялись.

То присели, то нагнулись

И опять же улыбнулись.

А потом мы умывались,

Аккуратно одевались,

Завтракали не торопясь,

В школу, к знаниям, стремясь.

 

6. Закрепление изученного материала

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности

Отработка учебных действий

Выберите верные утверждения

  1. Живые организмы имеют клеточное строение
  2. Живые организмы растут, питаются, размножаются.
  3. Все живые организмы образуют гидросферу.
  4. Все живые организмы разделили на 4 царства: бактерии, грибы, растения, животные.
  5. Бактерии - самые древние живые организмы.     
  6. Многие бактерии являются возбудителями заболеваний.
  7. Все живые организмы способны к перемещению в пространстве. 
  8. Животные и растения питаются готовыми органическими веществами.
  9. Растения способны создавать органические вещества из неорганических.
  10. Животные растут в течение всей жизни.

Взаимопроверка.

Ответы: 1,2,4,5,6,9.

Учитель показывает флеш-анимации.

Раздает тест.

Учащиеся работают индивидуально.

Самопроверка.

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя., делать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух.

Познавательные УУД:  умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.

Устная оценка учителя

7. Рефлексия деятельности

3 минуты

 Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Я знал

Я узнал

Я хочу узнать

По результатам урока заполни табличку, и оцени уровень твоей работы на уроке с помощью шкалы, поставь крестик на том уровне, какой ты достиг

Учащиеся заполняют таблицу и шкалу

Личностные  УУД:

Самооценка на основе успешности    

Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности  

Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли  

Познавательные УУД:  Рефлексия.

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

8. Оценочная деятельность

Задания на каждой парте.

Учащиеся заполняют лист индивидуальных достижений (ЛИД) с заданиями.

9. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

§3.

 Индивидуальное задание на выбор:

а) подготовить презентацию «В царстве грибов»;

б) устное сообщение «Бактерии в жизни животных»4

в) сообщение о моем любимом растении;

г) каким бы животным я хотел быть?

Литература и ресурсы Интернета:    

1.Биология. Бактерии, грибы, растения.6класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику В.В.Пасечника

2«Биология. Бактерии, грибы, растения»: Пособие для учителя/Н.В. Дубинина,В.В.Пасечник.-М:Дрофа,2002.

3.Понамарева И.Н, Соломин В.П..,Сидельникова Г.Д.Общая методика обучениябиологии. - М.:Академия,2002.

4.КалиноваГ.С..Дидактические карточки.Растения.Бактерии.Грибы. Лишайники.6кл.-М.:Школа-Пресс,2001

5Уроки биологии с икт 6класс С.Н. Лебедев.

6.Елена Михайловна Бенуж. Тесты по биологии. 6 класс

Интернет-ресурсы:    

http://vospitatel.com.ua/zaniatia/zagadki/zagadki-o-gribah.htm

WWW. Wikipedia.org-Википедия, свободная энциклопедия

WWW.school-collection.edu.ru-Единая  коллекция цифровых образовательных ресурсов.

WWW.fcior.edu/ru/wps/portal/main-Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

WWW.intergu.ru-Интернет-сообщество учителей.

http://temnyjles.narod.ru/Gribi-kn.htm 

http://www.stihi.ru/2011/01/06/50

Мультимедийное средства  обучения

 

1.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. ООО «Кирилл и Мефодия»,2006.

2.Электронный атлас для школьника «ботаника.6-7класс».- «Новый диск»,2004.

3.Уроки биологии «Кирилла и Мефодия»,6-7кл. - ООО»Кирилл и Мефодия»,2001.

4.Библиотека электронных наглядных пособий» Биология.6-9кл. « - ООО» Кирилл и Мефодий»,2002

Лист индивидуальных достижений

при изучении темы: «Признаки живых организмов. Царства живой природы»

Ф.И.О.  ________________________________

Класс __5  ___

Планируемые результаты

Самооценка:

Оценка педагога

нет

скорее нет, чем да

скорее да, чем нет

да

Называть царства живой природы, иллюстрировать их примерами.

Определять понятия по теме урока.

Описывать основные признаки живых организмов.

Раскрывать характерные черты представителей царств живой природы.

Распознавать представителей царств на таблицах, рисунках, фотографиях, другом демонстрационном материале.

Рефлексия

Мне было трудно

Могу себя похвалить

Что еще хочу узнать

Информационный лист по теме: «Признаки живых организмов.

 Царства живой природы»

ФИ, число, класс _________________________________________________

  1. Индивидуальное задание. Прочитать параграф № 3 учебника, статью на с.14 «Важнейшие признаки живых организмов».

Найти и описать основные признаки живых организмов, заполнить левую колонку в таблице.

Организмы

Признаки

Царства

  1. Индивидуальное задание парам. Заполнить правую колонку таблицы, вспоминая материал начальной школы.
  2. Индивидуальное задание группам. Каждая группа выбирает исследование и с помощью учебника раскрывает характерные черты представителей царств живой природы. 

1 группа – Микробиологи - исследователи бактерий: раскрывают характерные черты представителей царства бактерий и заполняют таблицу;

2 группа – Микологи – исследователи грибов:  раскрывают характерные черты представителей царства грибов и заполняют таблицу.

3 группа –  Ботаники – исследователи растений: раскрывают характерные черты представителей царства растений и заполняют таблицу.

4 группа – Зоологи – исследователи животных: раскрывают характерные черты представителей царства животных и заполняют таблицу.

1 группа – Микробиологи

2 группа – Микологи

3 группа –  Ботаники

4 группа – Зоологи

характерные черты бактерий:

характерные черты грибов:

характерные черты растений:

характерные черты животных:

Номер группы

Состав группы

Самооценка

Оценка педагога

  1. Критерии оценивания работы группы:

«5» активно работал в группе;

«4» работал в группе, но инициативы не проявлял;

 «3» слабо работал в группе;

«2» плохо работал в группе

  1. Рефлексия деятельности

По результатам урока заполни табличку, и оцени уровень твоей работы на уроке с помощью шкалы, поставь крестик на том уровне, какой ты достиг

Я знал

Я узнал

Я хочу узнать