Урок по биологии в 5 классе по ФГОС -Можно ли жить без воды?
тест по биологии (5 класс) по теме

Полушкина Мария Ивановна

Урок по биологии в 5 классе по ФГОС -Можно ли жить без воды?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока биологии в 5 классе

(в рамках реализации ФГОС нового поколения)

Место работы: Республика Мордовия, г. Саранск, МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40»

Учитель: Полушкина Мария Ивановна

Учебник: Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т. С. Сухова, В. И. Строганов. – М.: Вентана-Граф, 2014

Тема урока: Можно ли жить без воды?

Вид урока (по организации): комбинированный.

Тип урока (по дидактической цели): урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Технология обучения: деятельностного подхода, ИК-технология.

Методы обучения:

  • по степени взаимодействия учителя и ученика (беседа, самостоятельная работа, взаимоконтроль, тестирование)
  • по характеру познавательной деятельности (частично-поисковый, репродуктивный)

Средства обучения: презентация, учебник «Биология» авторов: Т. С. Сухова, В. И. Строгонов; опорный конспект.

Цели урока:

Образовательные: продолжить знакомство со значением воды  в природе и жизни человека.

Развивающие:

- продолжить формирование умений решать проблемно-поисковые задачи; работать с текстом, рисунками; заполнять схему;  отвечать на вопросы теста;

- работать в паре, проводить взаимообучение, взаимоопрос, самокоррекцию, самоконтроль;

- закреплять рефлексивные навыки.

Воспитательные: воспитывать положительное отношение ко всему живому на Земле, бережное отношение к водным ресурсам.

Задачи урока:
Воспитывающая
 - формирование познавательных интересов направленных на изучение живой и неживой природы.
Развивающая  - развивать умения работать с текстом учебника, рисунками, делать сравнительный анализ.  

Обучающая – научить работать с природными объектами.

УУД:

Личностные:  готовность к самообразованию самовоспитанию.

Коммуникативные:  умение работать в группах.

Познавательные: развивать навыки самопознания живой природы.

Регулятивные:  осуществлять познавательную рефлексию в решении учебных задач.

Оборудование:  презентация, природный материал – картофель, салфетки, стакан с водой.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:

 формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;

Метапредметные: 

формирование умений находить информацию, использовать речевые средства для аргументации своей позиции, овладение составляющими исследовательской деятельности;

Предметные: 

научиться наблюдать и описывать биологические объекты, выработать умения пользоваться лабораторным оборудованием, формировать правила работы в кабинете биологии.

Структура урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Постановка учебной задачи.
  4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие нового знания»)
  5. Первичное закрепление. Этап применения знаний и способов действий.
  6. Включение нового знания в систему знаний и повторения.
  7. Рефлексия деятельности (итог урока)
  8. Домашнее задание

Ход урока

  1. Организационный этап  - приветствие.

Ученик:    Встаньте ровно и красиво.
                 Прозвенел уже звонок.
Учитель:  Сядьте тихо и неслышно,
                 И скорей начнем урок.

                  Здравствуйте, ребята. Садитесь.

  1. Актуализация знаний.

Учитель:  К нашему уроку я попросила вас дома нарисовать рисунки о природе. Некоторые из рисунков я сегодня поместила на доску. Ребята, как вы считаете, по какому признаку я отбирала ваши рисунки, что объединяет все эти рисунки? (Ответы учащихся).

 

 Учитель:  Подберите к каждому рисунку такое название, чтобы в нем было слово «вода». (Ответы учащихся).

Учитель: Предлагаю вам посмотреть на красоту природы. Попробуйте дать название увиденным картинам, чтобы в названии было слово «вода». (Ответы учащихся).

СЛАЙД 1

  1. Постановка учебной задачи. Мотивация.

Проблемный диалог

Учитель: Я хочу вам зачитать строки знаменитого французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери: «У тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которою не объяснить нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились».

СЛАЙД 2

- Ребята, как вы думаете,  о чем говорил автор строк? (Ответы учащихся).

СЛАЙД 3

- Попробуйте отгадать загадку: Мы говорим: она течет;

                                                       Мы говорим: она играет;

                                                       Она бежит всегда вперед,

                                                       Но никуда не убегает.

СЛАЙД 4

- Это, ребята, что – вода!

СЛАЙД 5

- Я предлагаю вам сформулировать тему нашего урока? Как вы считаете, что мы будем изучать на уроке?

- Можно ли жить без воды?

СЛАЙД 6

- Записи сегодня вы будите вести на картах ученика. Возьми, пожалуйста,  листы, которые лежат у вас на парте. Запишите на них  тему нашего  урока.

- Чтобы вы хотели узнать сегодня на уроке? (Ответы учащихся, учащиеся свои предложения записывают на доске и на рабочих листах).

                                                                            ХОЧУ УЗНАТЬ:

- Это и будет целью урока: где содержится вода, выяснить значение воды для растений, животных и человека. А также мы должны узнать о том, как организмы приспосабливаются к жизни без доступа воды, выяснить, вода – это необходимое условие для жизни или вода – это сама жизнь?

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель: Вода - это самое необыкновенное и самое необходимое вещество на Земле. Чтобы узнать, где находиться вода, я предлагаю провести опыт:

ОПЫТ 1: Кусочек клубня картофеля положите между двумя листами промокательной бумаги и слегка прижмите.  Что появиться на бумаге?

- Какой вывод вы можете сделать по проделанному опыту? Запишите вывод  на рабочих листах.  

ВЫВОД: В состав всех живых организмов на Земле  входит вода.

СЛАЙД  7

Знаете ли вы, ЧТО:

  • Все растения и животные содержат в себе воду, да и наше собственное тело на 70-75 % состоит из воды, наш мозг – состоит из нее на 90%, а кровь – на 95 %.
  • При потере человеком 1-1,5 л воды (это – 2% массы тела) появляется ощущение жажды.
  • При утрате организмом 6-8% влаги человек впадает в полуобморочное состояние.
  • Потеря 10% воды вызывает галлюцинации,  нарушается глотательный рефлекс.
  • Если потеря воды превышает 12%, человек погибает.

СЛАЙД 8

ОПЫТ 2: Проведем влажной салфеткой  по кисти руки, другую руку оставим сухой. Что вы наблюдаете? Какой вывод вы можете сделать о проделанном опыте.

ВЫВОД: Вода, испаряясь, охлаждает живые организмы.

СЛАЙД  9

 Учитель: Испарение воды вы более подробно будите изучать на уроках физика. Добавлю, охлаждение тела человека при испарении воды применяется и в медицине для понижения температуры тела человека.

- Вы, наверное, немного устали. Я предлагаю вам сейчас  отдохнуть – садитесь  поудобнее на стульчике, спинку выпрямите,  наслаждайтесь красотой природы   и послушайте приятную музыку. Но при этом предлагаю вам не совершать глотательных движений. Смотрим, слушаем, отдыхаем и не делаем глотательных движений.

СЛАЙД 10

- Что скапливается у вас под языком? Какая слюна? Что содержит слюна? Запишите сформулированный вывод себе на  рабочих листах.

СЛАЙД 11

У человека в ротовой полости находиться 3 пары крупных слюнных  желез и множество мелких желез.

СЛАЙД 12

ВЫВОД:  Из организма выделяется вода в виде слюны, пота, мочи.

       Живые организмы обитают в разных условиях, но всем им приходиться обеспечивать себя водой для жизни. Растения и животные по-разному приспосабливаются к недостаткам влаги. Например …

     Жители пустыни – кактусы – запасают в тканях большое количество воды и экономно ее расходуют. Видоизменяют листья в колючки, тем самым уменьшают потерю воды при испарении.

Слайд 13

    Осеннее сбрасывание листвы – приспособление к перенесению неблагоприятных условий, при этом резко уменьшается испарение воды растением.

СЛАЙД 14

В пустынях растения имеют очень длинные корни, которые растут глубоко  до подземных вод.

СЛАЙД 15

      Некоторые животные пустыни, например верблюды,  используют  жир в качестве источника энергии и воды.

СЛАЙД 16

        Верблюд может быстро и помногу пить: за 10 минут – до 100 литров воды, которую расходует очень экономно. Повышение температуры тела до 40 градусов не вызывает усиления отдачи влаги, как у других млекопитающих. Небольшое количество воды верблюды получают с расщеплением жира, который запасается в горбах. Воздух под густой шерстью спасает тело от горячего воздуха окружающей среды. В сильную жару верблюды тесно прижимаются друг к другу боками. Температура в центре скопления животных равна температуре их тела – 39 градусов, тогда как шерсть на спине и боках крайних верблюдов нагревается до 70 градусов.

СЛАЙД 17

Активность в ночное и дневное время суток у разных животных различная.
Многие переживают жаркое  время в норах.

СЛАЙД 18

       Некоторые животные засушливых мест обитания способны совершать дальние переходы  к месту водопоя и к искусственным источникам воды.

Без воды невозможна и жизнь человека. Ребята, где человек использует воду?

СЛАЙД 19

        Расход воды человеком: чистить зубы – 10 л.; принимать ванную – 200л.; мыть руки – 10 л.; 1 стирка – 150л.; 5 минут душа – 100л.; 1 слив в туалете – 8-10 л. Подсчитайте, какое количество воды затрачивает 1 человек в течение суток, а 10 человек, а 100.л. Растет население  нашей планеты, увеличиваются траты воды.  ¾ нашей планеты – это воды мирового океана, и только 3 % пресной воды, которую может использовать человек. С развитием промышленности во всем мире наблюдается загрязнение водоемов вредными веществами. Такую воду нельзя использовать. Поэтому, каждый человек должен беречь воду. В связи с дефицитом  пресной воды президент РФ принял в 2010 году программу  «Чистая вода».

СЛАЙД 20

  1. Первичное закрепление.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие задачи ставили на уроке?

- Удалось ли решить задачи?

- На все вопросы, возникшие в ходе урока,  вы получили ответы?f93f31b7

VI. Рефлексия

Укажите, какие утверждения верны: (время работы 3-4 минуты)

1) Растение добывает минеральные соли с помощью листа

2) Кровь человека и многих животных красная, в ней есть вещество хлорофилл

3) Питание животных и человека зависит от растений

4) Человек получает минеральные соли с пищей

5) Только растения могут образовывать на свету органические вещества из воды и кислорода

6) Трутовики, раффлезия, подберезовик, бычий цепень являются паразитами

7) Паразиты обитают внутри или на поверхности тела другого организма, называемого хозяином

8) При нехватке солей кальция разрушаются зубы.

- Кто желает поработать на доске  и отметить правильные ответы?  

Проверьте правильность выполнения работы, обменявшись с соседом по парте своей рабой для взаимопроверке.     Ответ: 3,4,7,8.

А теперь оцените себя: если вы не допустили  ни одной ошибки, то поставьте себе оценку «5», если допустили  1-2 ошибки то «4», если вы сделали 3-4 ошибки – то «3».

 Я предлагаю   вам  провести самооценку удовлетворенности своей работой на уроке:

а) я собой очень доволен – поднимите зеленую карточку,

б) не очень доволен – желтую,  

г) совсем недоволен – красную.

Для этого вам нужно воспользоваться сигнальными карточками, лежащими на столах.

VII. Домашнее задание

Урок подошел к концу. Пришло время записать домашнее задание.

П. 24 пересказ, подсчитайте, какое количество воды тратиться 1 человеком при чистки зубов, предложите меры экономного использования воды в вашей семье.

Прошу вас вложить рабочие листы в тетрадь и сдать на проверку, я посмотрю вашу работу и оценю ее.

Закончим мы наш урок стихотворением:

«Пусть на Земле не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда,

Пусть чистой остается в них на веки

Студеная и чистая вода!»

Рабочая карта ученика

Дата урока: ____________

Тема урока:___________________________________________________________________________________________________________

Хочу узнать: ___________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________

Ход урока:

ОПЫТ 1: Кусочек клубня картофеля положите между двумя листами промокательной бумаги и слегка прижмите.  Что появиться на бумаге? Сделайте  вывод по проделанному опыту.

Вывод:____________________________________________________________________________________________

ОПЫТ 2: Проведите влажной салфеткой  по кисти руки. Что вы наблюдаете? Сделайте  вывод.

Вывод:____________________________________________________________________________________________

ОПЫТ 3: Послушайте приятную музыку,  при этом не совершайте глотательных движений.

Что скапливается у вас под языком? Сделайте  вывод по проделанному опыту.

Вывод: ___________________________________________________________________________________________

        

Укажите, какие утверждения верны: (время работы 3-4 минуты)

1) Растение добывает минеральные соли с помощью листа

2) Кровь человека и многих животных красная, в ней есть вещество хлорофилл

3) Питание животных и человека зависит от растений

4) Человек получает минеральные соли с пищей

5) Только растения могут образовывать на свету органические вещества из воды и кислорода

6) Трутовики, раффлезия, подберезовик, бычий цепень являются паразитами

7) Паразиты обитают внутри или на поверхности тела другого организма, называемого хозяином

8) При нехватке солей кальция разрушаются зубы.

Самооценка:____________

Домашнее задание: П. 24 пересказ, подсчитайте, какое количество воды тратится в вашей семье при чистки зубов, предложите меры экономного использования воды в вашей семье.



Предварительный просмотр:

Входящий контроль по биологии в 5 классе (по ФГОС)

Тест по теме: «Науки о природе. Разнообразие живого»

1 Вариант

1. Как называется наука о небесных телах?

Физика
Геология
Астрономия
Астрология

2. Рассвет и закат - это ...

... тело
... вещество
... реакция
... явление

3. Наука о живой природе называется ...

... экология
... география
... биология
... геология

4. Как называется наука о растениях?

Анатомия
Физиология
Экология
Ботаника

5. В клетках каких организмов нет ядра?

Бактерии
Простейшие
Растения
Грибы

6. Первыми на Земле появились ...

... бактерии
... простейшие
... растения
... грибы

7. Представители какого "царства" могут самостоятельно образовывать питательные вещества из углекислого газа и воды?

Животные
Растения
Бактерии
Грибы

8. В клетках растений, в отличие от клеток животных, есть ...

... оболочка
... хлоропласты
... цитоплазма
... ядро

9. Как называются органоиды, придающие растению зеленый цвет?

Оболочка
Ядро
Хлоропласты
Цитоплазма

10. Слово "рельеф" в переводе с греческого языка означает ...

... горы
... неровности земной поверхности
... покрывало
... холмы

2 Вариант

1. Клеточное строение имеют ...

... все растения и животные
... некоторые животные
... некоторые растения
... только человек

2. Как называется процесс изучения окружающего мира с помощью линейки, весов, секундомера или часов?

Измерение
Наблюдение
Рассматривание
Экспериментирование

3. Клетка живая, так как она ...

... видна только в микроскоп
... дышит, питается и растет
... покрыта оболочкой
... является мельчайшей единицей строения

4. Внимательное разглядывание объекта в течение некоторого времени получило название ...

... "измерение"
... "наблюдение"
... "рассматривание"
... "экспериментирование"

5. Питаются неорганическими веществами представители царства

Бактерии
Растения
Грибы
Животные

6. Питаются органическими веществами и способны активно передвигаться представители царства

Бактерии
Растения
Животные
Грибы

7. Что такое природа?

А) растительный мир Земли
Б) животный мир Земли;
В) горы и моря;
Г) весь мир, который нас окружает.

8. Какое растение получило название благодаря листьям?

А) ландыш;
Б) мать-и-мачеха;
В) вороний глаз;

9. Как называется книга, в которую занесены названия редких и исчезающих видов живых организмов?

А) Белая;
Б) Черная;
В) Красная;

10. Причины исчезновения живых организмов:

А) прямое истребление;
Б) уничтожение мест обитания;
В) загрязнение окружающей среды;
Г) все перечисленное


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по биологии 5 класс по ФГОС "Бактерии, Грибы,Водоросли,Лишайники, Мхи"

Урок разработан для 5 класса по ФГОС по программе "Школа 2100"...

Проект урока биологии 5 класс по ФГОС

Урок выполнен с новыми требованиями ФГОС, в таблице: деятельность учителя, учащихся, метапредметные результаты....

разработка урока по биологии 5 класс по теме Растения ФГОС

Урок разработан с основными требованиям ФГОС...

урок по биологии 5 класс ФГОС № 34. Составление и обсуждение «кодекса поведения» в природе.

технологическая кара урока по биологии 5 класс "Составление и обсуждение «кодекса поведения» в природе" вместе с презентацией урока. по программе Сухова, Строганов....

урок по биологии 5 класс "Грибы-паразиты" (ФГОС).

Разработка представлена в виде конспекта. Это поможет учителю значительно сократить время для подготовки к уроку. Также в разработке имеется раздаточный материал....

Технологическая карта урока по биологии в 5 классе на тему" Можно ли жить и не дышать?"

Технологическая карта урока по биологии в 5 классе на тему: "Можно ли жить и не дышать?" к учебнику Сухова Т.С. 1 час в неделю...

Строение клетки Обобщающий урок по биологии 6 класс по ФГОС

Обобщающий урок "Строение клетки" разработан для 6 класса по ФГОС с учетом развития функциональной грамотности. Разработана технологическая карта урока. На уроке используются разнообразные т...