Методическая разработка урока по биологии в 7 классе "Птицы - душа и голос природы"
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему

Евелева Светлана Юрьевна

Методическая разработка урока по биологии в 7 классе "Птицы - душа и голос природы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2._tip_hordovye._klass_ptitsy._7_kl._razrabotka_uroka.docx59.56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Птицы – душа и голос природы

«Любовь к природе, впрочем, как и всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается у нас с детства» И. Соколов-Микитов

Класс: 7

Цели урока:

Образовательные:

показать разнообразное значение птиц в природе и их практическое значение для человека, обосновать необходимость их охраны.

Развивающие: продолжить работу по формированию умений работать с текстом, с дополнительными источниками информации, продолжись формирование умений сравнивать, анализировать, сопоставлять, пользуясь имеющими знаниями,

Воспитательные: расширить кругозор учащихся, пробудить и развивать интерес к особенностям биологии животных, их многообразию, естественному положению в природе, воспитание гуманного, бережного и доброго отношения ко всему живому на Земле.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: урок-путешествие

Технология: на игровой основе с элементами информационной технологии.

Оборудование:  таблицы на бумажной основе «Многообразие птиц», компьютер, проектор, учебник В.Б. Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Многообразие живых оганизмов. 7 класс», М.,Дрофа, раздаточный материал.        

Ход урока.

Учитывая большой объем материала, изучаемого на уроке и то, что многие вопросы данного урока уже косвенно затрагивались при изучении экологических групп птиц, считаю целесообразным не выделять особое время на повторение пройденного материала, а осуществлять контроль знаний в ходе изучения нового материала.

1.Организационный момент:  (слайд 1)

учащиеся входят в кабинет биологии под фонограмму «Аист на крыше» Д. Тухманова и А. Поперечного.

Приветствие и рассаживание учащихся

 

  1. Мотивация учебной деятельности

Учитель: Мы продолжаем с вами наше путешествие в прекрасный мир фауны, сегодня мы с вами завершаем изучение Класса Птицы. Мы говорили с вами о том, что птицы - это особенное, прекрасное творение природы. Не случайно урок начат с фонограммы “Аист на крыше “. Ведь птицы- это символы наших человеческих понятий о любви, верности, материнстве, долге и мире. Птицы, их красота и необычность воспеты поэтами.

Давайте вместе подумаем над темой урока, что . как вы думаете, нам стоило бы разобрать сегодня на уроке?(Работа в парах 2 минуты). Учащиеся высказывают темы урока. Запись тем на доске.

Тема нашего урока «Птицы – душа и голос природы» (слайд 2, 3)

Учитель: У вас на столах лежит раздаточный материал: «Путевые заметки» и тексты, причем, тексты разные у каждой колонки. Во время путешествия всегда делаются какие-то записи – это и есть путевые заметки. У нас с Вами сегодня путешествие по миру фауны и поэтому вы будете работать не в тетрадях, а делать путевые заметки. Подписываем свой дневник путешествий, записываем дату и тему сегодняшнего урока.

  1. Восприятие и усвоение нового материала
  1. Значение птиц

Отрывок из стихотворения «Наши птицы» русского поэта Константина Случевского читает ученик 7 класса: (Слайд 4,5)

“Наши обычные птицы прелестные...

В непогодь, вьюги, буруны, метелицы

Все вы, голубчики, тут, подле нас.

Жизни пернатой невесть что - безделицы,

Вы утешаете сердце подчас....

Жизнь хоть и скромная, жизнь хоть и малая,

Хоть небольшая, а все благодать.

Жизнь в испытаньях великих бывалая,

Годная многое вновь испытать! …»

Учитель: Конечно, вы узнали, что речь здесь идет о зимующих вместе с человеком птицах: воробьях, воронах, галках. В любом городе мира мы можем их встретить.

 ( ? кл ) Скажите ребята, а какие птицы стали символами и почему? У каких народов?

(ответы учащихся)

Учитель: Мы говорили с вами о том, что птицы приспособлены к полету и средам обитания благодаря сложнейшему строению всех систем органов птиц, говорили с вами о том, что птицы - эго специализированная ветвь хордовых животных.

Сложное поведение птиц легло в основу наблюдений человека и рождения многих пословиц и поговорок в русском фольклоре. Какие из них вы могли бы назвать? (Ответы учащихся)

- Задиристый, как … (петух).

- Взгляд хищный, как у…( ястреба).

- Вороватый . как …(сорока).

- Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.

- Счастье – вольная птица, где захотела, там и села.

- Заладил, как дятел  (дятел долбит, усердно работает)

- Как с гуся вода. ( гусь выходит сухим из воды, так как его плотно прилегающие перья смазаны жиром из копчиковой железы)

Учитель: Птицы - это душа и голос природы (звучит фонограмма голосов птиц). Особенно это заметно весной и в начале лета, когда повинуясь извечным законам, все в природе жаждет обновления и заявляет о себе. В лесу тут и там слышится перезвон синиц, высвистывают затейливые мелодии дрозды. Кричит черный дятел. И этому разнообразию нет конца. (Слайд 6)

Сейчас на Земле примерно 9000 различных видов птиц, насчитывающих до 100 млр. особей. Значение птиц огромно, велико и его нельзя переоценить. Поэтому тема сегодняшнего урока: Птицы – душа и голос природы

Мы разберемся с вами  значение птиц в природе и жизни человека, а также поговорим о том, почему и как надо охранять птиц.

 Чтобы нам легче было ориентироваться в вопросе о значении птиц, давайте вместе заполним таблицу. Работа с раздаточным материалом на столах «Путевые заметки».

Задание классу (работают с текстами в парах) , заполняя таблицу (5-7 минут) . Класс делится на два вариант. Первый вариант заполняет первую графу в таблице «Значение птиц в природе», второй вариант заполняет графу «Значение птиц в жизни человека». Затем –самопроверка и проверка.

ЗНАЧЕНИЕ ПТИЦ

В ПРИРОДЕ

В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

1. Ограничивают рост растений (зерноядные птицы питаются семенами или сорняками)

Примеры

1. Промысловые птицы (гуси, утки, рябчики, тетерева) и домашние птицы поставляют мясо, яйца, пух.

2.Некоторые виды птиц содействуют опылению цветковых растений (колибри, нектарница).

2.Нассекомоядные и хищные птицы уничтожают вредителей сельского и лесного хозяйства грачи- проволочника, воробьи- мух, личинок, долгоносиков, сороки- березового пилильщика, совы, филин грызунов.

3.Способствуют распространению плодов и семян (склевывают семена рябины, дуба и распространяют их)

3. Птичий помет- ценное удобрение

  1. Ограничивают численность других животных беспозвоночных, грызунов

  1. Эстетическое и научное значение птиц.

  1. Служат кормом другим

животным, то есть они – участники

цепей питания

  1. Спортивная охота (бекасы,

вальдшнепы и др.)        

6. Санитарная роль (грифы)

8 . Вызывают заболевания (орнитозы)

По ходу проверки  заполнения таблицы идет обсуждение с показом слайдов.

Учитель: Иллюстрируя пользу, приносимую птицами человеку, можно сказать, что синица съедает за сутки столько корма, сколько весит сама, а семья синиц за гнездовой период может уберечь от насекомых вредителей 40 яблонь. Стриж за один раз приносит во рту до 400 различных мелких насекомых. Скворец уничтожает слизней и майского жука. Воробьи в период выкармливания птенцов в большом количестве уничтожают долгоносиков, совок, мух и их личинок и др.

Эстетическое значение птиц также велико. Мы не представляем без них своей жизни. Они нам дарят свои песни, свою красоту.

Немаловажным является и научное значение птиц. Биоакустика птиц – это наука, которая позволяет открыть путь к созданию автоматизированных биотехнических систем на фермах и птичниках. Звуки. которые издает наседка  во время кладки и насиживания яиц – это один из стимуляторов развития зародыша и причина синхронного созревания и  вылупления птенцов. Ученые расшифровывают эти сигналы. А ученые создают искусственно эти звуки, используя их в инкубаторах, тем самым ускоряя развитие зародышей птиц (Показ слайдов)

Птицеводство – отрасль животноводства, дающая человеку мясо, яйца, пуховые перья используют для изготовления подушек и перины. (Показ слайдов)

2. Охрана птиц.

Учитель: Птицы чаще, чем другие животные привлекают наше внимание. Для них не существует водных и земных границ. Они в постоянном движении, полете, парении, беге, нырянии, прыжках. К сожалению, в последние годы, резко сократилась численность птиц. Навсегда исчезло более 100 видов. Так, полинезийцы  уничтожили огромную птицу моа, которая весила 300 кг. Причина ее гибели  – выжигание растительного покрова. В 1681 году исчез с лица земли дронт, сохранилось только описание, нет даже чучела. Навсегда исчезли бескрылая гагара, странствующий голубь…и этот список можно долго продолжать. Девиз “Береги природу “ - это не пустые слова. Он звучит как призыв к защите животных, которые и “братья наши меньшие” и друзья. Писатель М.  Пришвин говорил «Охранять природу, значит охранять Родину» Каждому человеку необходимо знать закономерности развития природы и учиться разумно пользоваться благами ее сообразно с заботой о защите животных и природы в целом. Природа миллионы лет создавала этих животных и вот теперь если их не сохранить, они исчезнут. Призывом к сохранению природы, и, конечно птиц, как ее части, звучат строки Николая Доризо: (читает ученик 7 класса)

“Леса редеют

                       и мелеют реки,

Ведь это все не наше,

                                       а Его-

Того, кто будет жить

                                      в тридцатом веке.

Легко потомка грабить своего.

Ты не поможешь,

                                кто ему поможет,-

Ведь за себя он постоять не может! “

Учитель: Действительно, если мы сейчас не позаботимся об охране птиц, то что же будет в будущем? Смог бы мир существовать без птиц? (Если бы и смог, то это был бы мир с безмолвными, погибающими лесами и ничтожными урожаями. Расплодились бы в огромном количестве грызуны, насекомые, убытки от которых были бы огромны. Призывом и предостережением звучат строки стихотворения Николая Заболоцкого “Журавли “ (читают ученицы 7 класса). (слайд 14)

“Вылетев из Африки в апреле

К берегам отеческой Земли,

Длинным треугольником летели,

Утопая в небе журавли.

Вытянув серебряные крылья

Через весь широкий небосвод,

Вел вожак в долину изобилья

Свой немногочисленный народ.

Но когда под крыльями блеснуло

Озеро, прозрачное насквозь,

Черное, зияющее дуло

Из кустов навстречу поднялось.

Луч огня ударил в сердце птичье,

Быстрый пламень вспыхнул и погас,

И частица дивного величья

С высоты обрушилась на нас

Два крыла, как два огромных горя.

Обняли холодную волну,

И рыданью горестному вторя,

Журавли рванулись в вышину.

Только там, где движутся светила,

В искупленье собственного зла,

Им природа снова возвратила

То, что смерть с собою унесла:

Гордый дух, высокое стремление,

Волю непреклонную к борьбе –

Все, что от былого поколенья

Переходит, молодость, к тебе.

А вожак в рубашке из металла

Погружался медленно на дно

И заря над ним образовала

Золотого зарева пятно.”

Учитель: Сейчас человечество стоит перед выбором: сохранить для потомков природное разнообразие, существующее сейчас, или нет. Численность видов птиц из-за деятельности человека, из-за его нерационального поведения резко снизилось. Если говорить о нашей Ленинградской области, то здесь отмечено существование 312 видов птиц, из которых 193 гнездятся. Нет нужды еще раз говорить о том, что птицы - неотъемлемая, ярчайшая частица живой природы, окружающей человека. Но “если на наших глазах один за другим исчезают с лица Земли редкие виды птиц, - значит с Природой не все благополучно, значит, она в опасности.» Эти слова профессора - орнитолога А.С. Мальчевского имеют прямое отношение к Ленинградской области. За последние 50 - 100 лег видовой состав птиц и численность отдельных видов претерпели существенные изменения. Есть виды птиц, которые Ленинградская область вот-вот потеряет. Например, лебедь кликун, который перестал у нас гнездиться примерно 35 лег назад. (Обращение к списку птиц, подлежащих охране на территории ленинградской области.) Это позорный список. Он, осознав этого, исправить положение сложно, а порой и невозможно.

Сегодня многое изменилось в отношении людей к природе. Ушла в прошлое пропаганда борьбы с хищными птицами. Меры по охране птиц регламентируются Законом об охране и использовании животного мира. Есть охраняемые природные территории, в том числе и в нашей Ленинградской области

Фронтальная работа класса и показ презентаций с последующим заполнением раздела в «Путевых заметках» Меры по охране птиц.

Информационный проект ученицы 7а класса  «Охраняемые природные территории Ленинградской области»» (презентация)

Учитель: В заказниках специального назначения охране подлежит лишь часть природных ресурсов, запрещаются или ограничиваются лишь определенные виды деятельности человека (строительство, мелиоративные работы, добыча полезных ископаемых, выпас скота, охота). Заказники открыты для посещения, но здесь нельзя оборудовать стоянки для отдыха, ставить палатку, разжигать огонь, гулять с собакой, включать транзисторы, магнитофоны, кричать. На территории Ленинградской области находятся два орнитологических заказника: Раковые озера и озеро Мелководное.

Информационный проект ученицы 7а класса  «Птицы Красной книги Ленинградской области» (презентация)

Учитель: Какие еще меры по охране птиц вы могли бы предложить?  Например, частичное сохранение природного ландшафта в девственном виде. В Ленинградской области это еще можно сделать: надо только сберечь имеющиеся ельники и сосняки, моховые болота и естественные заливные луга, выделить больше зон охранных на побережьях водоемов, ограничить посещение островов на Финском заливе и Ладоге. Именно эти места служат последним прибежищем для исчезающих птиц.

Учитель: Вопрос классу. А что может каждый из вас сделать, внести свой вклад в дело охраны птиц?

Конечно, соблюдение правил поведения в природе.

а) запрещающих включать на полную мощность радиоприёмники и магнитофоны, громко кричать, въезжать в лес на автомобилях и др. видах транспорта. (Действие шумового фактора достаточно хорошо изучено. Вот что говорят об этом экологи: «Лесные звери и птицы в страхе бегут, покидая свои места обитания. Потревоженные птицы слетают с гнезд. А выводковые птенцы, не поспевая за матерью, путаясь в густой траве, отстают от нее, затерявшись могут погибнуть».)

б) Нельзя загрязнять места отдыха (закапывать мусор в землю - не самая лучшая рекомендация). Отходы лучше уносить с собой.

в) В лесу нельзя гулять с собакой. В лесу - она браконьер, она находит гнезда наземных птиц и разоряет их. Собаку надо держать на поводке.

г) Борьба с лесными пожарами. Лесной пожар - это страшная беда, гибнет лес, а вместе с ним и все его обитатели. Костры разводят только в положенных местах.

д) Как варварство воспринимается сейчас преднамеренное разорение птичьих гнезд.. 

е) запрещен отстрел птиц

Идет обсуждение вопроса и в «Путевые заметки» по мере обсуждения делаются записи.

Составление Декларации ответственности за природу (в «Путевых заметках»)

4.Заключение .

  Учитель:  Итак, наш урок подходит к концу, давайте подведем итог, что же мы узнали сегодня нового. Мы поговорили с вами о значении птиц и выяснили насколько оно велико для человека и природы, мы разобрали  меры по охране птиц. Птицы - чудесные творения природы. И мы благодарны птицам за радость жизни, которую они олицетворяют своим существованием. Они часть окружающей нас природы и если мы не позаботимся с вами об охране и сохранении  природы в целом, то даже само выживание человечества становится проблематичным. Я хочу закончить наш урок отрывком из стихотворения Р. Рождественского и пусть он оставит след в вашей душе, так же, как и оставил в моей:

“Кромсая лед, меняем рек теченье,

Твердим о том, что дел невпроворот,

Но мы еще придем просить прощенья

У этих рек, барханов и болот,

У самого гигантского восхода,

У самого мельчайшего малька...

Пока об этом думать неохота,

Сейчас нам не до этого.... пока.

Аэродромы, пирсы и перроны,

Леса без птиц и земли без воды...

Все меньше окружающей природы,

Все больше окружающей Среды....”

  1. Итоги урока (выставление оценок)
  2. Домашнее задание

Сделать (по желанию) плакаты на формате А4 на тему «Охрана природы», повторить тему «Птицы», стр. 225 по учебнику

  1. Рефлексия

Теперь я знаю…

Мне бы хотелось узнать…

(Учащиеся заполняют таблицу)

Учитель: Дорогие ребята! Я желаю вам хорошего настроения и успешной работы на следующих уроках, спасибо за урок и хорошие ответы. Звучит музыка...

Используемая литература:

1. Ю. В. Чунаева.  Развитие мыслительной деятельности учащихся в программе обучения биологии. -  СПб , 1994г . СПГУИМ.

2. М.Д .Свидерская, В.М. Храбрый . Сохраним для потомков. Лениздат, 1985.

3. Интернет-ресурсы


                                  Технологическая карта урока биологии в соответствии с требованиями ФГОС

ФИО учителя

Евелева Светлана Юрьевна

Предмет

Биология

Класс

Автор УМК

Н.И.Сонин

Тема урока

Птицы – душа и голос природы

Тип урока

Комбинированный

Технология

На игровой основе с элементами информационной технологии

Оборудование

 Компьютер, проектор, презентации учащихся (информационные проекты), таблицы на бумажной основе, раздаточный материал: тексты №1 и №2, «Путевые заметки», карточки для рефлексии

  Предметные цели урока: значение птиц в природе и жизни человека, меры по охране птиц

Метапредметные цели урока:

Познавательные УУД: умение работать со справочной литературой, обозначать проблему, находить пути ее решения;

Регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку и давать самооценку своей деятельности;

Коммуникативные: умение работать в парах, осуществлять сбор и поиск информации, владеть терминологией и грамотностью речи, выступать перед аудиторией.

Личностные: воспитание ответственности, уважения ко всем участникам образовательного процесса, привитие обучающимся интереса к урокам биологии, стремления к самообразованию и развитие творческой познавательной активности, природоохранные  навыки, формирование понятия о значении и охране птиц

Прогнозируемые результаты: обучающиеся  характеризуют  значение птиц в природе и жизни человека, знают меры по охране птиц, осознают возможность своего вклада  в дело охраны природы, осознают необходимость беречь живую природу.

Структура урока.

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация учебной деятельности
  3. Восприятие и усвоение учебного материала с опорой на  актуализацию знаний

1). Постановка проблемы

2). Расширение новых знаний

3). Информационные проекты детей

  1. Первичное закрепление изученного материала
  2. Итоги урока
  3. Рефлексия
  4. Домашнее задание

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

     УУД

I.Самоопределение деятельности.

Оргмомент.

Создать благоприятный психологический настрой на работу.

Приветствие учащихся (звучит музыка – «Аист на крыше» Д. Тухманов, А. Поперечный),  рассаживание учащихся, проверка готовности к уроку, организация внимания детей.

Учитель: У нас сегодня необычный урок: мы  продолжаем путешествие в прекрасный мир фауны , сегодня мы завершаем изучение Класса Птицы.

Не случайно наш урок начат с фонограммы «Аист на крыше». Ведь птицы – это символы наших человеческих понятий о любви, верности, материнстве, долге и мире. Птицы, их красота и необычность воспеты поэтами»

Приветствуют учителя, оценивают готовность рабочего места, .

Личностные: формирование эмоционального настроя на урок.

Регулятивные:

Самоконтроль, целеполагание.

Познавательные: Самоопределение, прогноз учебной деятельности.

Коммуникативные: готовность к учебному сотрудничеству  с учителем и одноклассниками.

II.Мотивация учебной деятельности школьников.

Формулирование темы и целей урока

Включение в деловой ритм. Создание условий для возникновения проблемной ситуации.

Давайте вместе подумаем над темой урока, Как бы вы могли ее назвать ?

Работа в парах

Отвечают на вопросы учителя

Личностные: смыслообразование, установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Познавательные:

Логические, анализ объектов с целью выделения главных признаков и функций.

III.Актуализация знаний

Определить тему и цели урока

Дает задание написать на карточках тему и цели урока.

Формулируют ответы, работают в парах

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: логические – анализ объекта с целью выявления признака, расширение лексического запаса, грамотное построение речи

IV.Восприятие и усвоение учебного материала

1.Постановка проблемы

Обеспечение мотивации учения

Целеполагание

Учитель ставит проблему, почему можно сказать, что «Птицы – душа и голос природы» Как мы будем работать на уроке? В парах? В группах?

Как вы думаете, опираясь на тему, какие задачи будем решать на уроке? Составление маршрута путешествия, выдача листов «Путевые заметки».

Учитель: во время путешествия всегда делаются какие-то заметки, фотографии, даже наброски. Для этого нам и нужен лист «Путевые заметки»

Выявление значение», учащиеся формулируют ответы (фронтальная работа с классом)

Формулируют  вопросы урока (фронтальная работа с классом)

Регулятивные: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации. Коммуникативные: обсуждение, выделение главного

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование ответов, Личностные: установление  учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

2.Расширение новых знаний

Установление правильности и осознанности изучения темы; построение и фиксация нового знания.

Учитель: А теперь, получив «Путевые заметки» (свой дневник путешествия), отправляемся в путь.

Действительно, птицы – это одно из самых

удивительных и ярких явлений природы.

Учитель: Конечно ,вы узнали, что речь здесь идет о зимующих вместе  с человеком птицах. Скажите ребята, а какие птицы стали символами и почему? А какие пословицы и поговорки вы знаете о птицах?

Учитель: Птицы – это душа и голос природы. Особенно это заметно весной и в начале лета, когда повинуясь извечным законам, все в природе жаждет обновления и заявляет о себе. В лесу тут и там слышится перезвон синиц, высвистывают затейливые мелодии дрозды. Кричит черный дятел. И этому разнообразию нет конца. Сейчас на Земле около 9000 различных видов птиц, насчитывающих до 100 млр. Особей. Значение птиц огромно, велико и его нельзя переоценить. Мы поговорим с вами сегодня не только о значении птиц, но и о том, как их надо охранять. У вас на столах раздаточный  материал, сейчас вы работаете с ним, заполняя таблицу в «Путевых заметках». Затем, мы будем обсуждать с вами

Роль птиц в природе:

  1. Ограничивают рост растений
  2. Некоторые виды птиц содействуют опылению цветковых растений.
  3. Способствуют распространению плодов и семян
  4. Ограничивают численность других животных(беспозвоночных, грызунов).
  5. Участники цепей питания
  6. Санитары (грифы)

Роль птиц в жизни человека.

  1. Промысловые и домашние птицы(мясо, жир, яйца, пух)
  2. Насекомоядные и хищные птицы уничтожают вредителей сельского и лесного хозяйства.
  3. Птичий помет – ценное удобрение
  4. Эстетическое и научное значение птиц
  5. Спортивная охота
  6. Переносчики заболевание (орнитозы)

Учитель показывает слайды

ОХРАНА ПТИЦ

Учитель: Птицы чаще, чем другие животные привлекают наше внимание. Для них не существует водных и земных границ. Они в постоянном движении, полете, парении, беге, нырянии, прыжках. К сожалению, в последние годы резко уменьшилась численность птиц. Навсегда исчезло более 100 видов. Так полинезийцы уничтожили огромную птицу моа, которая весила 300 кг. Причина ее гибели – выжигание растительного покрова. В 1681 году исчез с лица Земли дронт, сохранилось только описание, нет даже чучела. Навсегда исчезли бескрылая гагара, странствующий голубь и др. Девиз «Береги природу» - это не пустые слова, он звучит как призыв к защите «братьев наших меньших». Писатель М. Пришвин говорил «Охранять природу – значит охранять Родину». Каждому человеку необходимо знать закономерности развития природы и учиться разумно пользоваться ее благами в соответствии с защитой животных и природы в целом. Природа миллионы лет создавала этих животных и вот теперь, если их не сохранить - они исчезнут. Призывом к сохранению природы, и , конечно птиц, как ее части, звучат строки поэта Н. Доризо (читает ученик 7 класса):

Учитель: Действительно, если мы сейчас не позаботимся об охране птиц, то что же будет в будущем? Смог бы мир существовать без птиц? Если бы и смог, то это был бы мир с безмолвными, погибающими лесами и ничтожными урожаями. Расплодились бы в огромном количестве грызуны, насекомые, убытки от которых были бы огромны. Призывом и предостережением  звучат строки стихотворения Николая Заболоцкого «Журавли» (читают ученики 7 класса).

Учитель: Сейчас человечество стоит перед выбором: сохранить для потомков природное разнообразие или нет. Численность видов птиц из-за деятельности человека резко снизилась. Если говорить о нашей Ленинградской области, то здесь отмечено существование 312 видов птиц, из которых 193 – гнездятся. Нет нужды еще раз говорить о том. Что  птицы – неотъемлимая, ярчайшая частица живой природы, окружающей человека. Но « если на наших глазах один за другим исчезают с лица Земли редкие виды птиц, - значит, с Природой не все благополучно, значит, она в опасности». Эти слова профессора – орнитолога А.С.Мальчевского имеют прямое отношение к Лениградской области. За последние 50-100 лет видовой состав птиц и численность отдельных видов претерпели существенные изменения. Есть виды птиц, которые ленинградская область вот-вот потеряет. Например, лебедь – кликун, который перестал у нас гнездиться более 40 лет назад. И это список можно продолжить. Сегодня меняется отношение людей к природе. Ушла в прошлое пропаганда борьбы с хищными птицами. Об охране птиц и других животных человечество все больше задумывается. Мы с вами тоже поговорим об охране птиц. Скажите, а чем регламентируются все меры по охране животного мира? (Закон об охране и использовании животного мира)

Отмечают в «Путевых заметках»: свою ФИ, дату урока, тему урока. Учащиеся читают стихи. Отвечают на вопросы учителя.

Отрывок из стихотворения «Наши птицы» К. Случевского читает ученик 7 класса.

Отвечают на вопросы учителя (фронтальная работа с классом)

Заполняют таблицу, работают с раздаточным материалом (работа в парах)

Проверяют и корректируют свои записи.  Работают в парах по вариантам: 1 вариант заполняет графу «Значение птиц в природе», 2 вариант- заполняют графу «Значение птиц в жизни человека». Работают в парах по вариантам: 1 вариант заполняет графу «Значение птиц в природе», 2 вариант- заполняют графу «Значение птиц в жизни человека»

Ученик 7 класса читает стихотворение Н.Доризо

«Леса редеют и мелеют реки,

Ведь это все не наше, а Его,

Того, кто будет жить в тридцатом веке.

Легко потомка грабить своего.

Ты не поможешь, кто ему поможет?

Ведь за себя он постоять не сможет.»

Познавательные: умение структурировать знания

Регулятивные: действия, выполняющие функции отображения учебного материала, формирование обобщенных знаний.

Познавательные: поиск и выделение информации.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение работать в паре.

Регулятивные: коррекция – умение вносить необходимые

коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение работать в паре.

Познавательные: поиск и выделение информации.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Регулятивные: коррекция – умение вносить необходимые

Личностные: осознание проблемы и путей ее решения. Личный вклад

3.Информационные проекты детей

Освоение  методик работы. Расширение кругозора. Изучение нового материала

 

Фронтальная работа с классом, обсуждение и заполнение таблицы.

Охрана птиц

  1. Закон об охране и использовании животного мира.
  2. Охраняемые природные территории
  3. Частичное сохранение природного ландшафта в девственном виде.
  4. Соблюдение правил поведения в природе

Защита информационного мини-проекта «Охраняемые природные территории Ленинградской области».(ученицы 7 класса)

Защита информационного мини-проекта «Птицы Красной книги Ленинградской области» (ученицы 7 класса)

Заполняют таблицу (по мере обсуждения) « Охрана птиц» (фронтальная работа)

Познавательные:  поиск и выделение необходимой информации,  применение методов информационного поиска, в том числе с помощью Интерне-пространства, умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

Личностные: действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся.

Коммуникативные: умение преподнести публично результат своих исследований., умение учитывать позицию других людей, умение слушать и вступать в диалог, умение выражать свои мысли с точностью и в соответствии с поставленными задачами.

V. Закрепление

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действия, установление причин.

Применение нового знания.

  1. Учитель: для того, чтобы закрепить изученный материал, вам необходимо заполнит в «Путевых заметках» раздел «Декларация ответственности за природу»

Использование полученных знаний, работают индивидуально

Отвечают на вопросы (фронтальная работа)

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: самоопределение, установка на охрану природы  и ее реализация на уроке, толерантность

Коммуникативные: владение умениями совместной деятельности и координации деятельности с другими ее участниками, уметь слушать и дополнять  ответы сверстников.

Познавательные: 

делать выводы по результатам работы, объяснять значение и роль биологических знаний в повседневной жизни и для   развития науки.

VI. Итог урока

Учитель: Итак, наш урок подходит к концу. Что же мы сегодня узнали нового? ( мы поговорили о значении птиц и об их охране). Птицы – чудесные творения природы. И мы благодарны им за радость жизни, которую они олицетворяют своим существованием. Они часть окружающей нас природы и если мы не позаботимся об их сохранении, то даже само выживание Человечества без Природы станет проблематичным. Я хочу закончить наш урок отрывком из стихотворения Р.Рождественского и пусть он оставит след в вашей душе, так же, как и оставил в моей

«Кромсая лед, меняем рек теченье,

Твердим о том, что дел невпроворот,

Но мы еще придем просить прощенья

У этих рек, барханов и болот,

У самого гигантского восхода,

У самого мельчайшего малька…

Сейчас об этом думать неохота,

Пока нам не до этого, пока…

Аэродромы, пирсы и перроны,

Леса без птиц и земли без воды…

Все меньше окружающей природы,

Все больше окружающей среды…»

Регулятивные: контроль, коррекция, выявление и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: владение умениями совместной деятельности и координации деятельности с другими ее участниками, уметь слушать товарищей. Дополнять, умение с достаточной полнотой и точностью выполнять свои мысли.

Познавательные: выполнение функции отображения учебного материала, формирование обобщенных знаний

VII. Рефлексия

Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, качественная оценка работы класса и отдельных обучаемых.                 

Оценки за урок.

Отвечают на вопросы учителя. Составляют внутреннюю речь. Используют клише для рефлексии. Оценивают свою работу и работу одноклассников.

Заполняют  клише: «Теперь я знаю…», «Мне бы хотелось узнать…» (на отдельных карточках) и сдают учителю.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процессов и результатов деятельности.

Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД.

Коммуникативные: умение слушать и понимать речь; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

  1. Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Домашнее задание.

Учебник стр. 225, подготовить плакат на тему «Охрана природы» (по желанию)

Записывают домашнее задание, подают дневники для оценки учителю.

Регулятивные: планирование и саморегуляция деятельности при выполнении домашнего задания.

Познавательные:

подготовка  плаката на тему «Охрана природы» ( по желанию)

Коммуникативные: подготовка публичного выступления по защите плаката


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока ОПК "О драгоценных качествах души"

Цель урока: актуализация пройденного материала по темам «Счастье жизни христиан», «Мудрость жизни христиан»; развитие умения анализировать произведения искусства, слушать музыку; воспитание чувства па...

Методическая разработка урока по биологии 10 класс Тема урока: «Состав и функции белков»

Урок биологии в 10 классе в свете ФГОС при использовании системно-деятельного подхода. В методической  разработке рассмотрена теиа строения и фунгкций белков....

Методическая разработка урока по биологии в 5 классе (ФГОС) Тема урока: «Роль бактерий в жизни человека»

Методическая разработка  (Технологическая карта)  урока по биологии в 5 классе  Тема урока: «Роль бактерий в жизни человека» (ФГОС) Урок разработан в  технологии развития критическ...

Методическая разработка урока по биологии 7 класс Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика"

Метидическая разработка урока по биологии 7 класс. Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика." Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ (лицензионная программа по биологии 7 ...

Методическая разработка урока по биологии в 5 классе (ФГОС) Тема урока: "Лишайники"

Методическая разработка урока по биологии в 5 классе (ФГОС) Тема урока: "Лишайники"...

Методическая разработка урока литературы по теме: Красота души человека. (По рассказу М. Шолохова «Судьба человека»).

Ребята, сегодня мы проводим урок из серии «Великой Победе посвящается». Можно сказать, что уже целое поколение живет без войны. Уже не с каждым годом, а с каждым днем, становится все меньш...

Методическая разработка урока литературы по теме: Красота души человека. (По рассказу М. Шолохова «Судьба человека»).

Ребята, сегодня мы проводим урок из серии «Великой Победе посвящается». Можно сказать, что уже целое поколение живет без войны. Уже не с каждым годом, а с каждым днем, становится все меньш...