Программа дополнительного образования. Программа внеурочной деятельности "Удивительный мир и я"
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме

Соловьёва Анастасия Анатольевна

Программа внеурочной деятельности , прекрасно реализуемая на 5 классах, а так же в рамках кружка по биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc169.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №65

 с углубленным изучением французского языка

Выборгского района

Санкт-Петербурга

Утверждаю:

Директор ГОУ школа № 65

Ермолаева Н. Я.

_________________________

Программа

рассмотрена на

педагогическом совете

протокол №___от_____

Образовательная программа

«Территория здорового образа жизни»

для детей 13-14 лет

рассчитана на 2 года

Автор-состовитель:

Педагог дополнительного образования

Соловьёва А.А.

Санкт-Петербург

2015

Программа курса дополнительного образования

«Территория здорового образа жизни»

Пояснительная записка

Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье.

Генрих Гейне

  Образовательная программа по валеологии «Территория здорового образа жизни» имеет эколого-биологическую направленность и определяет общекультурный уровень освоения.

 В настоящее время стали модными понятия здоровье, здоровый образ жизни, биопродукт. Что включают в себя эти понятия? Об этом говорит  валеология-наука о здоровье, здоровом образе жизни, об адекватном реагировании организма на быстро меняющиеся реалии жизни.

 Особенностью программы является включение в практические занятия различного вида самостоятельных работ, разработанных по следующим принципам:

  1. задания ориентированны на развитие у учающихся  учебно-познавательных, коммуникативных, информационных общекультурных компетенций;
  2. задания структурированы в соответствии с основными компонентами деятельности -  цель, содержание действий, предлагаемый результат;
  3. задания диалогичны, предполагают выражение мнения учающегося о полезности данной работы, изложение вопросов к учителю, фиксацию возникших проблем;
  4. задания предусматривают выполнение рефлексивной оценки проделанной работы.

   

Актуальность.

В настоящее время, когда наблюдается ухудшение здоровья подрастающего поколения, когда молодые люди наиболее восприимчивы к различным негативным воздействиям, становится актуальным формирование у школьников валеологической грамотности (знания научных основ здорового образа жизни, умения и навыков укрепления здоровья), воспитание ценностного отношения к своему здоровью, обучение основам здорового образа жизни, формирование основных навыков правильного режима дня школьников, гигиенических навыков. Все это – необходимые элементы для принятия подростками правильных самостоятельных решений в различных ситуациях, касающихся здоровья.

     Работа по данной программе на практических и теоретических занятиях способна пробудить у учащихся познавательный интерес к   здоровому образу жизни, а также развить способность учащихся  работать самостоятельно и в коллективе.

 Цель: формирование у учащихся правильного отношения к здоровому образу жизни и своему здоровью через поисковую и исследовательскую деятельность.

 

Задачи:

Образовательные:

  • Углубить и расширить знания учащихся о причинах нарушения здоровья.
  • Ознакомить учащихся с факторами, сохраняющими здоровье.
  • Научить ухаживать за своим телом,  избегать болезней, повышать иммунитет.
  • Сформировать систему знаний, умений, навыков по правильному питанию.
  • Научить оценивать влияние пищевых продуктов, вредных привычек на здоровье человека.

Развивающие:

  • Развивать умения искать и применять необходимую информацию,сравнивать,анализировать, обобщать и делать выводы.
  • Развивать коммуникативные способности.
  • Развивать такие личностные качества, как аккуратность, ответственное отношение к своему здоровью.
  • Развивать творческое мышление учащихся, умение излагать свое мнение и защищать его, а также способствовать процессу самообразования.
  • Воспитывать у учащихся чувство ответственности за общую работу, развивать умение работать в группах.

 Воспитательные:

  • Воспитать чувство личной ответственности за свое здоровье.
  • Приобщить к коллективной деятельности.
  • Формировать социально-ответственное поведение, способствующее укреплению здоровья.

Программа предназначена для учащихся 7-8 классов и рассчитана на 72 часа-2 года (1 час в неделю). Набор учащихся осуществляется с учетом их интересов. Принимаются все желающие, независимо от пола.

     Основными формами  изучения программы являются лекции с элементами беседы, дискуссии, проектная деятельность, практические занятия, исследовательская деятельность. Курс предусматривает работу учащихся с дополнительной литературой, периодикой, способствует совершенствованию навыков самостоятельной деятельности. Такое многообразие форм является одним из факторов развития компетентностей учащихся.

 Методы работы:

  • проблемные лекции;
  • объяснительные рассказы-беседы;
  • ролевая игра;
  • самостоятельная работа с научными статьями;
  • исследовательские работы с выявлением нарушения плоскостопия, с изучением состава продуктов питания;
  • создание плаката;
  • написание эссе;
  • составление стихотворений, ребусов и кроссвордов;
  • творческие работы.

После изучения курса учащиеся должны знать:

  1. основные правила здорового образа жизни;
  2. причины нарушения здоровья: нарушение работы органов пищеварения, заболевания кожи, слуха, зрения, причины развития плоскостопия и т. п.
  3. факторы, сохраняющие здоровье;
  4. влияние движений, упражнений и тренеровок на развитие систем органов;
  5. биологические ритмы и их влияние на здоровье.

Учащиеся должны уметь:

  1. сравнивать, анализировать и делать выводы;
  2. учавствовать в дисскусиях, работать в группах и самостоятельно;
  3. выполнять исследовательскую работу.

Формы отчетности:

  • тестовый контроль;
  • разработка проектов;
  • исследовательские работы;
  • конференция.

                             Учебно-тематический план

                                           Первый год обучения

Учебно-тематический план

№ пп

Содержание учебных разделов (тем)

Общее кол-во часов

в том числе

Форма контроля

теория

практика

экскурсии

Тема 1. Введение (4 ч)

1.

Наука валеология. История возникновения.

ЗОЖ, его составляющие.

4

2

1

1

Дискуссия

Тема 2. Окружающая среда и здоровье (10 ч)

 1.

Лет до ста и более.

4

1

2

1

Сообщение о рекордах  долгожите льства

 2.

Окружающая среда и здоровье человека.

2

1

1

тест

 3.

Кожа-зеркало здоровья.

2

1

1

кроссворд

 4.

Свет мой, зеркальце, скажи, в чем значенье железы?

2

1

1

эссе

Тема 3. Причины нарушения здоровья (22 ч)

 5.

Курение, мы и наше потомство.

3

1

2

 плакат

 6.

Правда об алкоголе.

3

1

2

 тест

 7.

Наркотики, зависимость и последствия.

4

1

2

1

сообщения

 8.

Что необходимо знать о СПИДе

4

1

2

1

дискуссия

 9.

Вирусы - внутриклеточные паразиты.

2

1

1

творческое задание

10.

Компьютер и здоровье человека.

2

1

             

 1

анкетирование

11.

Сотовый телефон: «за» и «против».

1

1

Подготовка к игре

12.

Разработка проектов по причинам, нарушающим здоровье.

1

1

проект

13.

Защита проектов.

1

1

Итого

36

13

19

4

Второй год обучения

Учебно-тематический план

№ пп

Содержание учебных разделов (тем)

Общее кол - во часов

в том числе

Форма контроля

теория

практика

экскурсии

Тема 1. Введение (1 ч)

 1.

Поддерживать свое здоровье-огромный труд.

1

1

                   

дискуссия

Тема 2. Сохранение здоровья (22 ч)

 1.

Экология питания.

1

1

                   

творческое задание

 2.

Культура питания.

3

1

1

1

сообщение

 3.

Витамины-круглый год.

2

1

1

таблица

 4.

Как не заболеть гриппом.

3

1

2

эссе

 5.

Человек и животные-к чему стоит стремиться и чего стоит опасаться.

3

1

1

1

отчет об экскурсии

 6.

Правильные лекарства.

2

1

1

творческое задание

 7.

Закаливание организма.

3

1

2

тест

 8.

Режим дня-залог здоровья.

1

1

таблица

 9.

Биологические ритмы,их влияние на здоровье.

1

1

памятка

10.

Гигиена органов зрения и слуха.

3

1

                    2

творческое задание

Тема 3. Исследовательская работа (10 ч)

11.

Исследовательская работа по теме «Определение витамина С в продуктах».

2

2

Отчёт по исследовательской работе

12.

Исследовательская работа по теме                    «Определение пищевых добавок по этикеткам в продуктах питания».

3

1

2

Отчёт по исследовательской работе

13.

Исследовательская работа по теме « Определение степени плоскостопия и расчет индекса стопы по плантограмме».

2

2

Отчёт по исследовательской работе

14.

Исследовательс кая работа по теме «Оценка психических особенностей личности по шкале                 Г. Айзенка».

3

1

2

Отчёт по исследовательской работе

Тема 4. Заключение (3 ч)

 1.

Итоговая конференция «Трудно ли быть здоровым?»

2

2

 2.

Итоговое тестирование.

1

1

тест

Итого

36

12

22

2

Содержание

Первый год обучения.

Общее количество часов-36.

Тема 1. Введение (4 ч)

Занятие 1. Наука валеология. История ее возникновения. ЗОЖ, его составляющие.

Теория: здоровый образ жизни – образ жизни человека, его поведения, мышления, привычек, которые обеспечивают определённый уровень здоровья. Основные составляющие ЗОЖ. Право человека на здоровье.

Практика: самостоятельное выявление понятия «ЗОЖ», сопоставление своего понятия с научными; нарисовать портрет здорового человека и обозначить его особенности и характеристики; дискуссия «Что мешает человеку быть здоровым?»

Экскурсия: Музей гигиены Центра медицинской профилактики г. Санкт-Петербурга. Тема: Здоровый образ жизни.

Тема 2. Окружающая среда и здоровье (10 ч)

Занятие 1. Лет до ста и более.

Теория: Старение. Возможности организма. История долгожителей.

Практика: работа с научными статьями, поиск ответов на вопросы: Почему на дистанции жизни выигрывают не первые, а последние? В чем ценностный смысл долгой жизни? Много ли на свете долгожителей? Что такое видовая принадлежность жизни? Кто они – долгожители? Дискуссия.

Экскурсия: Музей гигиены Центра медицинской профилактики г. Санкт-Петербурга. Тема: Анатомия и физиология человека.

Занятие 2. Окружающая среда и здоровье человека.

Теория: окружающая среда и здоровье человека.

Практика: выявление источников загрязнения вокруг  школы, возле своего дома, в местах отдыха и предположения методов снижения влияния загрязнений среды на здоровье.

Занятие 3. Кожа-зеркало здоровья.

Теория: типы кожи, уход за кожей и профилактика кожных заболеваний.

Практика: работа в парах: изучение и выполнение комлексной гимнастики для сохранения молодости и красоты  кожи лица, шеи и рук. Групповая работа по составлению рекомендаций по уходу за кожей в разное время года (приложение 1).

Занятие 4. Свет мой, зеркальце, скажи, в чем значенье железы?

Теория: изучение роли гормонов в обменных процессах в организме человека, ознакомление с нарушениями нейро-гуморальной регуляции и их влиянием на состояние человека, с мерами предупреждения заболеваний и поддержания нормальной жизнедеятельности людей, имеющих подобные нарушения.

Практика: организация работы в группах: каждая группа получает набор репродукций и фотографий, описание болезни, вызванной гипо- или гиперфункцией железы, пакет заданий.

Занятие 5. Курение, мы и наше потомство.

Теория: история табакокурения. В чем опасность? Влияние никотина на организм человека. Тератология.

Практика: составление памятки « Для тех, кто бросает курить»,  выявление мер борьбы с курением;  проведение акции «Конфетка вместо сигаретки».

 Занятие 6. Правда об алкоголе.

Теория: история виноварения. Влияние алкоголя на организм человека.

Практика: самостоятельная работа, включающая следующие этапы:1) составление ассоциативной цепочки к слову «алкоголь», 2) работа с текстом «Мифы об алкоголе, его воздействие на организм», 3) составление памятки, бросающему употреблять алкоголь, 4) рефлексия своей работы (приложение 2).

Занятие 7. Наркотики, зависимость и последствия.

Теория: наркотики их свойства, классификация и влияние на человека.

Практика: деление ребят на группы для выполнения заданий:

1) объяснение высказываний о наркотиках и наркомании; 2) разыгрывание различных ситуаций (приложение 4) отказа от употребления наркотиков; 3) составление памятки, которая начинается словами “Если хотите идти по правильному пути уделяйте основное внимание…”  

Экскурсия: Музей гигиены Центра медицинской профилактики г. Санкт-Петербурга. Тема: Профилактика вредных привычек.

       

Занятие 8. Что необходимо знать о СПИДе?

Теория: важное о СПИДе, стадии заболевания, профилактика СПИДа.

Практика: заполнение анкеты по выявлению информированности обучающихся по вопросам Вич/СПИД; беседа.

Экскурсия: Музей гигиены Центра медицинской профилактики г. Санкт-Петербурга. Тема: СПИД и заболевания, передающиеся половым путем.

 Занятие 9. Вирусы - внутриклеточные паразиты.

Теория: вирусы, пути их проникновения в организм и заболевания, вызываемые вирусами (грипп, оспа, корь, полиомиелит, герпес). Беседа со школьным  врачем о  заболеваниях школьников, вызываемых вирусами, за текущий год.

Практика: презентация заранее подготовленных сообщений о различных видах гриппа: животных и гриппа человека. Составление диаграммы «Вирусные заболевания школьников». Выявление  правил профилактики вирусных заболеваний.

Занятие 10. Компьютер и здоровье человека.

Теория: компьютер, его влияние на здоровье человека. Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером.

Практика: исследование «Влияние компьютера на здоровье обучащихся», включающее: анкетирование (домашнее задание) обучащихся различных параллелей, обработка данных, оформление выводов и представление результатов

(приложение 5).

Занятие 11. Сотовый телефон: «за» и «против».

Практика: урок-игра «Суд над сотовым телефоном».

Занятие 12. Разработка проектов по причинам, нарушающим здоровье.

Практика: работа в группах: выбор темы и разработка проектов

(приложение 10).

Занятие 13. 

Практика: защита проектов.

Второй год обучения.

Общее количество часов-36.

Тема 1. Введение (1 ч)

Занятие 1. Поддерживать свое здоровье-огромный труд.

Теория: лекция «Ваше здоровье – в ваших руках». Психологическое здоровье.

Тема 2. Сохранение здоровья (22 ч)

Занятие 1. Экология питания.

Теория: « Что мы едим?».Экологическое качество продуктов питания. Трансгенные продукты питания- «за» и «против». Заболевания, являющиеся следствием неправильного питания, пищевые добавки и красители, их экологическая характеристик.

Занятие 2.  Культура питания.

Теория: правильное питание, способы приготовления и хранения продуктов.

Практика: «полезно и вкусно»-собираем рецепты полезных блюд и список  безопасных продуктов.  дискуссия: «Реклама в СМИ: здоровье и бизнес».

Экскурсия: Музей гигиены Центра медицинской профилактики г. Санкт-Петербурга. Тема: Личная гигиена и гигиена питания.

Занятие 3. Витамины-круглый год.

Теория: витамины, их роль в жизни человека.

Практика: презентация подготовленных заранее сообщений о различных витаминах, по ходу чтения-составление таблицы о витаминах, их значении для человека.

Занятие 4. Как не заболеть гриппом.

Теория: особенности гриппа, причины и профилактика заболевания.

Практика: изучение статьи «Грипп животных и грипп человека», заполнение таблицы «Особенности инфекционных заболеваний», изучение народных рецептов в борьбе и профилактике с гриппом.

Занятие 5. Человек и животные-к чему стоит стремиться и чего стоит опасаться.

Теория: Роль животных в жизни человека: положительные и отрицательные стороны. Болезни животных, опасные для человека.

Практика:  игра «за и против» о пользе для человека общения с животными  и вреде.

Экскурсия : Музей гигиены Центра медицинской профилактики г. Санкт-Петербурга. Тема: Влияние животных на распространение инфекционных заболеваний.

Занятие 6.  Правильные лекарства.

Теория: Лекарства в жизни человека. Как правильно выбрать лекарство.

Практика: работа с научными статьями, изучение истории возникновения лекарств, средств народной медицины.

Занятие 7. Закаливание организма.

Теория: закаливание-фактор сохранения организма.

Практика: работа в группах: 1) создание книжки-малютки «Правила закаливания», 2) памятка «Солнечные ванны, польза и вред.», 3) написать стихотворения о пользе закаливания (приложение 3).

Занятие 8.  Режим дня - залог здоровья.

Практика: составление режима дня, обсуждение правил личной гигиены.

Занятие 9.  Биологические ритмы, их влияние на здоровье.

Теория: ритмичность. Биологические ритмы, суточные ритмы, годовые ритмы,  зависимость от них здоровья человека . Биологические часы.

Занятие 10. Гигиена органов зрения и слуха.

Теория: заболевания органов слуха и зрения, их причины и профилактика.

Практика: определение остроты слуха (приложение 6). Гимнастика для глаз (приложение 7). Создание свода правил профилактики близорукости.

Тема 3. Исследовательская работа (10 ч)

Занятие 1. Исследовательская работа по теме «Определение витамина С в продуктах».

Практика: исследование продуктов питания и выявления витамина С.

Занятие 2. Исследовательская работа по теме « Определение пищевых добавок по этикеткам в продуктах питания».

Теория: пищевые добавки, их влияние на организм человека.

Практика: по этикеткам продуктов питания-определить содержание пищевых добавок, составить таблицу продуктов, содержащих наибольшее количество добавок.

Занятие 3.  Исследовательская работа по теме « Определение степени плоскостопия и расчет индекса стопы по плантограмме».

Практика: по сделанной заранее плантограмме расчитать индекс стопы (приложение 8). Обсуждение профилактики плоскостопия.

Занятие 4. Исследовательская работа по теме «Оценка психических особенностей личности по шкале Г. Айзенка».

Теория: Типы темперамента, их особенности.

Практика: определение по шкале Г. Айзенка типа темперамента. Особенности различных типов темперамента (приложение 9).

Тема 4. Заключение (3 ч)

Занятие 1. Итоговая конференция «Трудно ли быть здоровым?»

Практика: подготовка презентаций и сообщений о здоровом образе жизи (темы обучащиеся выбирают самостоятельно), выступление на итоговой конфиренции.

Занятие 2. Итоговое тестирование «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни?» 

Рекомендуемая литература

 (для учителя)

  1. Булгакова И. В. Косметология от А до Я.-Ростов-на-Дону:Феникс, 2003.
  2. Малахов Г. П. Разумное питание.-С-Петербург, 2003.
  3. Гилеева Г. Г. Медиаобразование и биология: первые шаги.-М.: Журнал «Биология в школе». №2, 1998, с. 36-40.
  4. Колесов Д. В. Здоровье и укрепляющие его факторы.-М.: Журнал «Биология в школе». №3, 1989, с. 34-40.
  5. Муртазин Г. М. Активные формы обучения биологии. Человек и его здоровье.-М., 1999.
  6. Чумаков Б. Н.Основы здорового образа жизни.-М.:Педагогическое сообщество России, 2004.
  7. Гурски С. А. Внимание наркомания.-М.:Медицина, 1999.
  8. Кузьмин В. Д. Курение, мы и наше потомство.-М.:Советская Россия,1989.
  9. Копыт Н. Я., Скворцова Е. С. Алкоголь и подросток.-М.:Медицина,1994.
  10. Бунин К. В. Инфекционные болезни.-М.:Медицина, 2000.
  11. Донецкая Э. Г., Лунёв И. О., Паноморёва Л. А. Актуальные проблемы биологии.-Саратов:Лицей, 2005.

Рекомендуемая литература (для учащихся)

  1. Петров Н. Н. Человек в чрезвычайных ситуациях.-Челябинск: Урал книга, 2004.
  2. Ягодинский В. Н. Школьнику о вреде алкоголя и никотина.-М.:Просвещение, 1996.
  3. Гиляров М. С. Биологический энциклопедический словарь.-М.:Советская энциклопедия, 1994.
  4. Артюхова Ю. А. Как закаливать свой организм.-Минск:Харвест, 1999.
  5. Ресурсы Интернет.

Приложения

Приложение 1

 Методические рекомендации по проведению занятий

Занятие «Кожа-зеркало здоровья»

Цель: изучить  тип кожи и ее состояние; познакомить с правилами ухода  за кожей лица и шеи; научить состовлять рекомендации  по уходу за кожей в зимнее, летнее, осеннее и весеннее время года.

Ход занятия:

  1. Определение темы занятия.
  2. Активизация.

Данное занятие одно из первых в курсе «Территория здорового образа жизни». В качестве активизации предлагается провести тренинг «Имя-движение» с целью ознакомления учающихся, создания дружеской обстановки.

Участникам предлагается по очереди произнести свои игровые имена, сопровождая их определенным движением рук или характерным для себя жестом. Затем вся группа хором называет имя участника и повторяет его жест.

  1. Определение типа кожи. Учащиеся на листе бумаги описывают «поведение» своей кожи в разное время года и выявлят тип своей  кожи.
  2. Распределение по группам, соответствующим типу кожи и работа по составлению рекомендаций по уходу за кожей лица в разное время года, с использованием научных статей.  Рекомендации составляются в виде схемы или таблицы. Здесь учащимся предлагается свобода выбора и проявление своего творчества.
  3. Представление своих работ. Оценивание данного вида самостоятельных работ проходит по следующим критериям: степень активности в группе, проявление творчества, соответствие выступления предложенному заданию.
  4. Задание в кругу. Совместное составление комплексной гимнастики для глаз.
  5. Рефлексия. Проведение «Косметологической викторины».

Учащимся предлагается ответить на вопросы викторины ответами «да» или «нет».

Правда ли, что...:

  • Увлажняющие средства предупреждают появление морщин?
  • Шоколад и булочка провоцируют появление угрей?
  • Огурцы, кремы для глаз, пакетики с чаем могут уменьшить припухлости под глазами?
  • Косметические средства избавляют кожу от токсинов?
  • Правильное питание благотворно влияет на состояние кожи?
  • Мыло вредно для кожи?
  • Лед и контрастное умывание по утрам повышает упругость кожи?
  • Тональный крем не только тонирует лицо?
  • Губная помада не только оружие, но и оборона?
  • Бережный уход за руками обеспечивает их молодость?

8. В качестве итога, учащимся предлагается высказать свое мнение о проведенном занятии: что понравилось, что особенно заинтересовало, что осталось непонятным...

Приложение 2

Занятие «Правда об алкоголе»

Цель: познакомить учащихся с негативными факторами влияния алкоголя на организм человека, с последствиями при употреблении алкоголя; организация процесса самооценки, осознание понятия «алкоголь».

Ход занятия:

  1. Определение темы занятия.
  2. Активизация.

Составление ассоциативной цепочки к слову «Алкоголь». Например, А-агрессия, Л-лень, К-компания, О-оскал, Г- галлюцинация, О-обман, Л-летальность.

      3. Обсуждение:«Почему алкоголь вызывает такие отрицательные эмоции?»

    4.Работа с текстом «Мифы об алкоголе, его воздействия на организм» и писем «Крик о помощи». Чтение возможно в узком кругу. Обсуждение вариантов помощи и составление памятки, бросающему употреблять алкоголь.

    5. Рефлексия. Оценка степени удовлетворенности собой, коллективом и общей деятельности по методу «Эллипс».  Степень удовлетворенности выставляется в виде значения по 10-балльной шкале на трех разнонаправленных осях.

Приложение 3

Занятие «Закаливание организма»

Цель: познакомить учащихся с особенностями закаливания, с правилами принятия солнечных ванн.

Ход занятия:

  1. Определение темы занятия и заданий.
  2. Активизация. Участникам предлагается подумать,-какие цели могут предшествовать выполнение заданий, исходя из темы. В данном случае можно применить прием «мозгового штурма», с той разницей, что запись целей ведется не учителем на доске, а совместно школьниками на больших плакатах, приготовленных заранее учителем. Учитель при выполнении «мозгового штурма»  не помогает, а контролирует атмосферу творчества. После окончания все идеи поощряются и поддерживаются.

Данный прием целесообразно провести как мотивацию к самостоятельной работе, когда ученик после поставленной цели стремится ее реализовать при выполнении задания.

  1. Работа в группах. Составление книжки-малютки «Правила закаливания» и памятки «Солнечные ванны-польза и вред».
  2. Представление своих работ и обсуждение.
  3. Рефлексия. Составление стихотворения о пользе закаливания или синквейн по закаливанию. Синквейн: имя существительное, два глагола, три глагола. Фраза из четырех слов.

Приложение 4

Варианты ситуаций отказа от употреления наркотиков

Разыгрывание ситуаций (4 человека), например:

1. Давайте пойдем сегодня ко мне домой, я Вас кое-чем угощу.

– Давайте позже сходим, а то у меня завтра контрольная работа за четверть, мне надо вечером подготовиться.

2. Поехали ко мне на выходные на дачу, там будет много друзей.

– Когда-нибудь в другой раз.

3. Девчонки, пошли на дискотеку, там продают “улетные таблетки”

– Нет, спасибо, я хочу создать здоровую семью, я хочу быть здоровой.

4. Сегодня вечером приходите во двор, покурим.

  • Нет, спасибо, у меня на это аллергическая реакция.
  • А давайте, лучше в кино сходим.

Приложение 5

Анкета к исследованию «Влияние компьютера на здоровье учащихся»

1. Есть ли у вас дома компьютер?

2. Умеете ли вы работать на компьютере?

3. В каком возрасте вы начали работать на компьютере?

4. Сколько часов в день в среднем вы проводите за компьютером?

5. Чему вы отдадите предпочтение: компьютеру или спорту?

6. Играете ли вы в компьютерные игры?

7. Сколько времени проводите за компьютерной игрой?

8. Легко ли вы отрываетесь от игры?

9. Есть ли у вас постоянное желание играть?

10. Чему вы отдадите предпочтение: общению с другом или с компьютером?

11. Что вас больше интересует: компьютер или чтение книги?

12. Что вы предпочтете: прогулку на свежем воздухе или компьютер?

13. Делаете ли вы гимнастику для глаз?

14. Как вы думаете, сколько часов в день можно работать за компьютером?

15. Устают ли у вас глаза при работе с компьютером?

16. Посещаете ли вы игровые залы?

17. Сколько времени вы проводите в игровом зале?

18. Как часто вы проводите гимнастику для глаз?

19. В какие игры вы любите играть?

  1. Как вы думаете, какое общение с другом лучше: по компьютеру или непосредственно?

Приложение 6

                              Практическая работа «Определение остроты слуха»

Задание. Приставьте к уху механические часы и отодвигайте их от себя до тех пор, пока не перестанете слышать их тиканье. В момент исчезновения звука измерьте расстояние (в сантиметрах) между часами и ухом. Чем оно больше, тем выше слуховая чувствительность. Теперь приближайте издалека часы к уху до появления едва заметного звука и измерьте соответствующее расстояние. Повторите измерения обоих типов несколько раз и вычислите среднее значение расстояния слышимости тиканья часов. Таким образом вы найдите свою слуховую чувствительность.

Приложение 7

Выполнение комплексной гимнастики  для сохранения молодости и красоты глаз

Для усиления остроты зрения гимнастику нужно делать по 3-5 минут 1-2 раза в день.

  1. Несколько секунд фокусируйте зрение на близких предметах, затем сразу-на дальних, вращайте глазами то в одну, то в другую сторону. Эти движения развивают мышцы глазного яблока и со временем зрение улучшается.
  2. Закройте глаза и расслабтесь. Медленно считайте до 10. Затем откройте глаза. Зажмурьте глаза, быстро откройте и снова зажмурьте. Сделайте это упражнение 8 раз.
  3. Мигайте-сначало медленно, а потом быстрее, считайте до 25.
  4. Закройте глаза и вращайте зрачками по часовой стрелке 6 раз. Это упражнение укрепляет мышцы глаз зрительные нервы.
  5. Прикройте веки, смочите кончики чистых пальцев оливковым маслом и подушечками пальцев помассируйте по кругу, как будто играете на пианино в течение 1 минуты.
  6. Релаксация. Чтобы уменьшить напряжние глаз, сделайте следующее: сложите руки ладонями вместе, пока не почувствуете тепло. Затем прикройте глаза, перекрестив пальцы на переносице. Держите глаза закрытыми и 20-50 раз сделайте дыхательные упражнения.
  7. Вытяните выпрямленную руку перед собой и зафиксируйте взгляд на ногте среднего пальца. Сопровождая ноготь взглядом и не поворачивая головы, переведите руку вправо так, чтобы она составила с правым плечем одну линию. Теперь перемещайте руку по горизонтали в направлении левого плеча. Повторите упражнение с левой рукой. Повторяйте в медленном темпе 5 раз,меняя руку.

Вывод: глазная гимнастика придает глазам блеск и особую выразительность.

Приложение 8

 Исследовательская работа по теме « Определение степени плоскостопия и расчет индекса стопы по плантограмме».

Для работы необходимы: плантограмма (отпечаток стопы на листе бумаги), линейка.

Ход работы:

  1. Снять плантограмму.
  2. Оределить индекс стопы:

а) провести касательную АВ к наиболее выступающим точкам внутренней части стопы.

б) провести прямую СD от основания второго пальца до середины пятки.

в) провести перпендикулярную прямую FE к CD через середину CD. Точка пересечения- т. H.

г) Измерить отрезки FH и HE и расчитать индекс стопы по формуле:

                                       И= НE : FH

  1. Оценка результатов: И  (индекс стопы)      от 0 до 1-норма

                                                                         от 1 до 2- уплощение

                                                                         более 2-плоскостопие

Приложение 9

Исследовательская работа по теме «Оценка психических особенностей личности по шкале Г. Айзенка»

Отвечаем на вопросы. Варианты ответов: «да», «нет».

1.Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому чтобы встряхнуться?

2. Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые вас понимают, могут одобрить или утешить?

3. Считаете ли вы себя безобидным человеком?

4. Очень ли трудно вам отказаться от своих намерений?

5. Вы обдумываете свои дела не спеша, предпочитаете подождать прежде чем действовать?

6. Всегда ли сдерживаете свои обещания, не считаясь с тем, что вам это невыгодно?

7. Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения?

8. Вообще вы действуете и говорите быстро, не задерживаясь для обдумывания?

9. Возникало ли у вас чувство, что вы несчастный человек, хотя серьезной причины для этого не было?

10. Верно ли, что вы почти на все могли бы решиться, если дело пошло на спор?

11. Вы смущаетесь, когда хотите завязать разговор с незнакомым человеком?

12. Бывает ли, что разозлившись вы выходите из себя?

13. Часто ли бывает, что вы действуете под влиянием минуты?

14. Часто ли вас терзают мысли о том, что чего-либо не следовало делать или говорить?

15. Предпочитаете ли вы книги встречам с другими людьми?

16. Верно ли, что вас довольно легко задеть?

17. Вы любите часто бывать в компании?

18. Бывают ли у вас мысли, о которых неудобно рассказывать другим?

19. Верно ли, что вы иногда полны энергии так, что все горит в руках, а иногда вялые?

20. Предпочитаете ли иметь поменьше приятелей, но зато особенно близких?

21. Вы много мечтаете?

22. Когда на вас кричат, отвечаете тем же?

23. Часто ли вас терзает чувство вины?

24. Все ли ваши привычки хороши и желательны?

25. Способны ли вы дать волю чувствам и во всю повеселиться в шумной компании?

26. Можно ли сказать, что нервы бывают вас часто натянуты до предела?

27. Вы слывете за человека веселого и живого?

28. После того как дело сделано, часто ли вы мысленно возвращаетесь к нему, думая, что могли бы сделать лучше?

29. Вы обычно чувствуете себя спокойным, когда находитесь в компании?

30. Бывает ли, что вы передаете слухи?

31. Бывает ли, что вам не спится из-за того, что разные мысли лезут вам в голову?

32. Если хотите узнать о чем-нибудь, то предпочитаете прочитать в книге, чем спросить у друзей?

33. Бывает ли у вас сильное сердцебиение?

34. Нравится ли вам работа, требующая пристального внимания?

35. Бывают ли у вас приступы дрожи?

36. Если бы вы знали, что никогда сказанное вами не будет раскрыто, всегда бы высказывались в духе общепринятого?

37. Вам неприятно бывать в компании, где подшучивают друг над другом?

38. Вы раздражительны?

39. Вам нравится работа, которая требует быстроты действия?

40. Верно ли, что вам нередко не дают покоя мысли о разных неприятностях и ужасах, которые могли бы произойти, хотя все закончилось благополучно?

41. Вы медлительны и неторопливы в движениях?

42. Вы когда-нибудь опаздывали на свидания или на работу?

43. Часто ли вам снятся кошмары?

44. Вы любите поговорить настолько, что никогда не упустите удобный случай побеседовать с незнакомым человеком?

45. Беспокоят ли вас какие-либо боли?

46. Вы чувствовали бы себя несчастным, если долго не смогли бы видеться со своими знакомыми, друзьями?

47. Можете ли вы назвать себя нервным человеком?

48. Среди людей, которых вы знаете, есть ли такие, которые вам явно не нравятся?

49. Можете ли вы сказать, что вы уверенный в себе человек?

50. Обидитесь ли вы, если покритиковать недостатки ваши и вашей работы?

51. Вы считаете, что трудно получить настоящее удовольствие от вечеринки?

52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?

53. Вам трудно внести оживление в скучную компанию?

54. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?

55. Вы беспокоитесь о своем здоровье?

56. Вы любите подшучивать над другими?

57. Страдаете ли от бессоницы?

Обработка материалов:

По каждому показателю считается сумма баллов (если ответ совпадает с указанным в "ключе" (ниже), ему присваивается один балл. Если не совпадает ничего не присваивается).

1. Сначала проверяем, как ответили на вопросы, которые были показателем  искренности:

Искренность: Да - 6, 24, 36; Нет - 12, 18, 30, 42, 48, 54. (если ваш ответ совпадает с указанным, ему присваивается один балл. Если не совпадает ничего не присваивается).

Если по искренности  набрало больше пяти баллов, ответы даны-не искренне.

2. Если 5 и менее баллов, тогда приступаем к обработке остальных ответов.

Устойчивость "Да": 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.

Экстраверсия: Да - 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56; Нет - 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.

3. Чертим две пересекающиеся в центре оси . По 24 деления на каждой.

Вертикальная ось - "шкала эмоциональной устойчивости" горизонтальная ось - "шкала экстраверсии".

Каждая шкала от 1 до 24, пересекаются в точке 12. Отмечаем свои показатели на осях. Находим точку пересечения. Точка может лежать на оси, если одна из шкал равна 12.

4. Результат, который получен, -  преобладающий тип темперамента. По шкале экстраверсии можно посмотреть тип направленности личности: экстраверт или интроверт.

  1. Далее из двух полученных точек восстанавливаем до пересечения друг с другом перпендикуляры. Если точка пересечения находится в верхнем правом секторе, то темперамент испытуемого определяется как холерхический, в верхнем левом-меланхолический, в нижнем левом-флегматический, в нижнем правом-сангвинический.

Приложение 10

 

Методические рекомендации по подготовке учащихся к разработке мини-проектов.

Задается определенная тема, проблема или ребята, прослушав лекции, сами предлагают тематику презентаций или мини-проектов.

С помощью учителя ставится цель, далее участники определяют необходимые задачи для достижения цели: выбирают адекватные методы исследования, подбирают необходимую литературу, информацию с использованием ресурсов Интернет, осваивают технику подготовки презентации, при необходимости готовят оборудование для проведения микроисследования и т.д.

После того, как цели и задачи установлены, учитель  проводит в группах консультацию по выполнению проектов, раздает методические пособия, устанавливает сроки и место подведения итогов.

  Далее школьники выполняют практическую часть и анализируют полученные данные, после чего формулируются выводы и заключения, подтверждающие или опровергающие гипотезу.

На последующем занятии ребята выступают с презентациями результатов исследований, где излагают все этапы работы, представляют выводы, подводят итоги проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ И ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Специальность 050141 Физическая культура

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ И ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Специальность 050141 Физическая культура

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...

Программа дополнительного образования детей (внеурочная деятельность по предмету) "Клуб любителей английского языка"

Программа дополнительного образования детей (внеурочная деятельность по предмету)...

Специфика программ дополнительного образования и внеурочной деятельности

Сравнительная таблица Специфика дополнительных образовательных программ и программ внеурочной деятельности в современном нормативно-методическом поле....