основа медицинских знаний и охрана здоровья для уч-ся 8 класса
элективный курс по биологии (8 класс) на тему

Ермишичева Валентина Валентиновна

        Данный элективный курс поможет учащимся шире узнать или немного подумать о таких вещах, как зависимость здоровья людей от образа жизни и поведения. Эта программа поможет каждому учителю найти что-то полезной для себя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл annotatsiya_po_pervoy_medpodgotovki.docx19.21 КБ

Предварительный просмотр:

                           

Содержание

  • Аннотация                                                                       3
  • Пояснительная записка                                                3
  • Учебный план                                                                 5
  • Учебно-тематический план                                         5
  • Список использованной литературы.                       13

   Аннотация

       Общеобразовательные учебные учреждения работают по учебным планам, основанным на базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации в котором предмет «Биология» входит в образовательную область «Естественные дисциплины». Данная программа элективного курса

«Основы медицинских знаний и охрана здоровья» составлена для учащихся 8-х классов основной школы, где отсутствуют уроки по ОБЖ, а недельная нагрузка по предмету составляет один час.

      Тщательный подбор материала к данному элективному курсу, а также доступное его изложение делают программу универсальной в применении. Она может стать  надёжным помощником в работе учителя вечерних сменных школ, учителя, работающего в колониях.

       Компактное размещение материала и информации способствуют развитию знаний учащихся. Актуализация нужна, чтобы поднять на поверхность знания, необходимые для изучения новой темы. Актуализируются не знания, полученные на уроках, а жизненный опыт учащихся (субъектный опыт учеников)- этот жизненный опыт и становится предметом анализа. А знания, полученные на уроке, обогатят опыт ученика.

        Программа элективного курса учитывает некоторые особенности учебно-воспитательного процесса. На этих уроках целесообразно работать по следующей схеме: теоретические занятия должны  чередоваться с практическими занятиями. Это позволит учащимся овладеть навыками приёмов оказания первой медицинской помощи.

         Всё то, что нужно воспринять и усвоить ученикам, чему нужно научиться в практическом плане, обязательно должно пройти через личную деятельность. Полученные знания и умения помогут учащимся в сложнейших для жизни обстоятельствах, так как при несчастных случаях рядом с пострадавшим, как правило, оказываются люди, не имеющие медицинского образования. От того  как они поведут себя - будет зависеть здоровье, а нередко и жизнь человека. Специфика нашего учебного учреждения состоит в том, что учащиеся школы - колонисты.

        Программа элективного курса может считаться освоенной учащимися, если они научились:

               Оказывать помощь себе и своим близким, сохраняя при этом выдержку и хладнокровие.

                 Знают:   Основные понятия здоровья человека.

Наша задача - дать учащимся знания, а их - воспользоваться ими в той мере, в какой они ценят свою жизнь.

Пояснительная записка

        Данный элективный курс поможет учащимся шире узнать или немного подумать о таких вещах, как зависимость здоровья людей от образа жизни и поведения. Эта программа поможет каждому учителю найти что-то полезной для себя: информацию о профилактике различных инфекций, первой помощи в чрезвычайных ситуациях. Многое мы действительно знаем и понимаем, а на практике делаем совсем другое – не думая, не сомневаясь, мы открываем самые настоящие ворота для болезней, которых сами же можем избежать. Иногда даже не учимся на своих собственных ошибках, что уж говорить об ошибках других!

        СИЗО или колония – не самое идеальное место для сохранения здоровья и проявления заботы о себе. Очень важная задача – сохранить своё здоровье для будущего: для себя, для близких, для семьи и детей.      

          Программа элективного курса определяет объём знаний и практических навыков, которые учащиеся должны получить в процессе обучения, для сохранения своего здоровья в случае несчастных случаев. Программа расширяет степень обучаемости учащихся, способствует формированию здорового образа жизни, сохранению и укреплению здоровья.

           Предлагаемая программа предусматривает методы активации познавательной деятельности учащихся, состоящие в поиске и решении сложных вопросов, возникающих в экстремальных, стихийных ситуациях. Основными целями программы являются: развитие у учащихся стремления к сохранению своего здоровья, необходимости здорового образа жизни, гуманного отношения к больным людям, овладения навыками оказания первой медицинской помощи пострадавшим. Программа элективного курса может считаться освоенной учащимися, если они усвоили основные рекомендации здоровьесбережения, оказание первой медицинской помощи в экстремальных ситуациях, так как специфика нашего образовательного учреждения состоит в том, что обучаются в нем колонисты. Программа направлена на воспитание нравственного уклада жизни учащихся, которая выражается в культуре здорового и безопасного образа жизни, то есть здоровьесбережения.  В  программе отражена важная задача – собрать воедино материал, необходимый для проведения занятий с учащимися, и тем самым оказать преподавателю методическую помощь. Формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, окружающих должно продолжаться в ходе всего дальнейшего учебно-воспитательного процесса. Должно стать чертой характера. Это повысит жизнестойкость каждого.

               Семинарские занятия, которые нужно проводить после разбора нового материала, по содержанию и структуре отличаются друг от друга.

Они делятся на три вида: теоретические, практические и обобщающие.

                Особенность практических комбинированных семинарских занятий является то, что в структуре этих уроков отсутствует контролирующая часть. Учитель объясняет методику проведения практической работы, дает указания, как и что, делать, каким образом оказать первую медицинскую помощь. Практическую работу должны выполнять все учащиеся класса, не зависимо от программы, над выполнением которой они работают. Обобщающие семинарские занятия проводятся перед окончанием изучения темы, Они охватывают несколько уроков и предшествуют уроку обобщения и систематизации знаний. Ученик должен уметь: формировать обобщения, находить причинно-следственные связи. Главная задача сбережения здоровья учащихся – это пробуждение духовных основ каждого.    

       

Учебный план   

8- класс (34 час)                

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

I

  Введение

2

II

Экстремальные ситуации и первая медицинская                               помощь при них  

15

III

Инфекционные заболевания

6

IV

Наркомания. Токсикомания. ВИЧ – инфекция и СПИД

4

V

Как не стать жертвой преступления

2

VI

Правила поведения человека в повседневной жизни, помогающие ему избежать криминальных ситуаций

2

Итого

31

           

Учебно – тематический план

№ п/п

Название раздела и темы

Количество часов

Форма контроля

теория

практика

1

  Введение

1.1 Основные понятия здоровья. Здоровье и благополучие человека.

1

1.2 Факторы, определяющие состояние индивидуального здоровья:

Биологический (наследственный);

Окружающая среда (природная, техногенная, социальная);

Служба здоровья;

Индивидуальный образ жизни.

1

2

Экстремальные ситуации и первая медицинская помощь при них  

 2.1 Оказание самопомощи и взаимопомощи при ранениях:

 Различные виды  травм ( резанные, рубленные, колотые, огнестрельные ушибленные, укушенные).

Способы оказания первой медицинской помощи пострадавшим;

Навыки в выполнении приёмов оказания самопомощи и взаимопомощи при ранениях;

Приёмы и способы остановки кровотечений, правила наложения повязок.

1

2.2.Места прижатия артерий для остановки кровотечения из сосудов:

Главные места прижатия артерий: (височной, затылочной, сонных, подключичной, подмышечной, плечевой, лучевой, бедренной, передней большеберцовой, задней большеберцовой)

 Практическая работа № 1 «Сгибание конечности в суставах для остановки кровотечения».

1

2.3  Практическая работа № 2 «Применения жгута и закрутки для                                                  остановки кровотечения»:

наложение  резинового жгута, наложение матерчатого жгута; применение закрутки.

Отработка остановки кровотечения при ранениях крупных артерий, наружного кровотечения.

1

2.4 Учебный фильм: «Это всегда пригодится», «Первая помощь при кровотечении»- часть первая. 2007г.

1

2.5  Пресс – конференция. «Гигиена сердечно-сосудистой системы».

 Резервы сердца.

Необходимость постоянного обеспечения сердца кислородом и питательными веществами;

 О влиянии гиподинамии, табака и спиртных напитков на кровеносную систему;

 Физиологические правила работоспособности.

1

Пресс – конференция

2.6. Оказание первой медицинской помощи при переломах:

 Способы иммобилизации при переломах: рёбер, плеча, костей предплечья, нижних конечностей.                      

Практическая работа № 3. « Наложение шин на плечо,  предплечье, голень, бедро»   - отработка приёмов наложения шин при переломах.                              

                                             

1

2.7  Оказание первой медицинской помощи при переломах:

 таза, позвоночника, рёбер, ключицы.

Практическая работа № 4. «Отработка приёмов наложения шин и повязок»                                       - открытые и закрытые переломы,

   переломы со смещением.

1

2.8      Практическая работа № 5. « Наложение первичной повязки н различные участки тела: голову, грудную  клетку, локтевой, плечевой, коленный,  голеностопный суставы, кисть»

1

2.9     Практическая работа № 6 « Наложение первичной повязки на различные участки тела».                                          

Повязка-чепец бинтуется на голову;

При открытом пневмотораксе - стерильная повязка накладывается на грудь;

Крестообразная повязка накладывается на кисть и стопу.

1

2.10 Оказание первой помощи при шоке.  Реакция организма на болевые  раздражения.

Тяжёлые ранения и переломы,  потеря крови, упадок сил, снижение всех

 жизненных функций организма.         Характеристика шока, основные симптомы шока, оказание первой медицинской помощи при шоке.

1

2.11 Практическая работа №7

отработка приемов: « Оказание первой медицинской  помощи  при шоке»:                                        

Остановка кровотечения,

иммобилизация переломов,

наложение повязок,

доставка в лечебное учреждение.

1

2.12 Практическая работа №8.  

«Определение частоты сердечных сокращений в состоянии покоя и после действия физической нагрузки».

Измерения пульса в состоянии покоя и после физической нагрузки и отдыха.

Построение графика среднего значения ЧСС в состоянии покоя.

Определить во сколько раз увеличилась ЧСС после 20 приседаний.

1

2.13  Практическая работа №9.  «Оказание первой медицинской  помощи   при поражении электрическим током или грозой».

Токонесущие провода и способы удаления с тела пострадавшего.

Строгое соблюдение мер безопасности.

Оказание первой медицинской помощи при поражении током: искусственное дыхание способом «изо рта в рот», способом «изо рта в нос» и непрямой массаж сердца.

Наложение повязки на обожжённые места.

1

2.14 Практическая работа №10.                   « Оказание первой медицинской                                              помощи тонувшему».

Паралич дыхательного центра.

Очистка рта от ила, земли и слизи.

Удаление воды из лёгких и желудка.

Вентиляция лёгких  путём искусственного дыхания способом «изо рта в рот».

Проведение наружного массажа сердца.

Методика проведения искусственного дыхания и наружного массажа сердца.

1

 2.15 Практическая работа № 10. « Первая медицинская помощь при обморожении, тепловом (солнечном) ударах».

Наложение теплоизолирующей повязки.

Обеспечить неподвижность переохлаждённых рук и ног.

Наложение шин (особая методика наложения шин).

Тепловой удар, симптомы и первая медицинская помощь при нем.

1

3

Инфекционные заболевания

3.1  Причины возникновения инфекций, пути распространения болезни: кишечные инфекции (брюшной тиф, дизентерия, холера, паратиф А и Б, ботулизм, бруцеллёз, сальмонеллёз)

* Инфекции дыхательных путей (ветряная оспа, грипп, дифтерия, оспа натуральная, скарлатина, туберкулёз);

 * Кровяные инфекции (возвратный тиф, эпидемический (вшивый), сыпной тиф эндемический, возвратный тиф клещевой, жёлтая лихорадка, туляремия, чума);

 * Инфекции наружных покровов ( вирусный гепатит В и С, ВИЧ – инфекция, гонорея, рожа сифилис, трахома, бешенство, сап, сибирская язва, столбняк, ящур).

 * Оспа, вирус оспы, последствия болезни

 * Полиомиелит. Три типа вирусов, симптомы болезни;

 * Дифтерия, дифтерийная  палочка, первые симптомы болезни, длительность болезни и последствия.

* Корь, возбудитель кори, длительность скрытого периода.

1

3.2 Свинка, вирус свинки, длительность болезни.

* Инфекционный гепатит: гепатит А и Е;

* Гепатиты В, С, Д- передача через инфицированную  кровь. Острая и хроническая формы гепатитов В и С;

* Роль врача - инфекциониста в наблюдении больного.

* Причины и источники возникновения инфекции.

1

3.3 Меры профилактики: законодательная, социальная. Экологическая,  природоохранная. Воспитательная  пропаганда знаний, навыков гигиены, медицинская. Защитная: охрана границ с эпидемиологическими неблагополучиями, сопредельными странами, районами, транспортных магистралей, организационная: борьба с эпидемиями, финансовая.

1

 3.4 « Суд над микробами».

1

Ролевая игра

 3.5 « Защитные свойства организма».

 * Предупредительные прививки;

 * Лечебная сыворотка, иммунология;

 * Виды иммунитета;

 *Рекомендации, которые необходимо соблюдать во  время болезни.

1

3.6 «Вопросы сохранения здоровья, новые методы лечения»

1

Урок-раздумье

4

Наркомания. Токсикомания. ВИЧ – инфекция и СПИД

 4.1 Что такое наркотики и наркотические вещества: (каннабис, амфетамин и его производные, героин, таблетки «экстази»)?

 * Наркотики и наркозависимость. Вредное влияние наркотиков, период лечения (1-й этап – медицинская помощь – пережить ломку, 2 – ой этап – лечение химической зависимости-реабилитация)

*Наркотики и закон, уголовный кодекс.

*Токсикомания, стимуляторы (какоин, амфетамин, производные эфедрина, кофеин, никотин);

*Депрессанты  (успокаивающие и снотворные препараты);

*Галлюциногены – ЛСД, марихуана, «экстази», кетамин, некоторые грибы;

*Ингаляторы - (клей, бытовые аэрозоли, бензин, оксид азота II

*Общее заключение о наркотиках и их влиянии.

1

 4.2 ВИЧ - инфекция и СПИД, основные понятия, способ распространения, профилактика (выделение «группы риска», индивидуальная воспитательная работа с подростками из «группы риска», профилактическое наблюдение в медицинских пунктах)

*Всеобщая декларация прав больных СПИДом и инфицированных ВИЧ.

*Закон РФ « О профилактике заболевания СПИД»;

*О мерах по обеспечению социальной защищенности лиц, заражённых ВИЧ или больных СПИДом.

1

 4.3 СПИД, секс, здоровье: время сексуальной революции уходит, приходит время « Безопасного секса»

* СПИД в зеркале статистики – данные Всемирной Организации Здравохранения на 31 декабря 2010 года.

 * Информационный бюллетень Северо - Западного  регионального центра по борьбе со СПИДом.

 * «Не умри от невежества»- репортаж из палаты  смертников, о мерах по обеспечению социальной защищённости лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека или больных СПИДом- документальные рассказы из жизни ВИЧ – инфицированных.

*Время сексуальной революции уходит, приходит время «безопасного секса»

1

4.4 «Берегись белой тучи»

1

Урок-пресс конференция

5

Как не стать жертвой преступления

5.1  Экстремальные ситуации на транспорте –« Не садитесь в машину к незнакомому водителю»!        

*Зона повышенной криминальной опасности: подъезды, лифты, темные улицы.

*Прогнозирование экстремальных ситуаций;

*Захваты и угоны транспортных средств;

*Правила поведения при контакте с террористами.

1

5.2  Информационная безопасность;

 * Действия в экстремальных ситуациях. Самооборона: сохранение спокойствия, хладнокровия;

*Превышение пределов необходимой обороны;

*Юридическая защита прав личности.

*Ситуации, связанные с провокационным применением оружия.

1

6

Правила поведения человека в повседневной жизни, помогающие ему избежать криминальных ситуаций

  • Мошенничество и обман;

Будьте психологом;

Научитесь выбирать друзей, исключайте случайных знакомств, будьте предусмотрительны.

Не пользуйтесь плохо освещёнными подземными переходами.  

1

6.2 Стрессовое состояние и его преодоление;

Жилище и его защита от проникновения посторонних

1

Урок – собеседование.

Итого

18

13

 Список используемой литературы.

1. И.Ф.Богоявленский, В.Ф. Богоявленский « Диагностика и доврачебная помощь при неотложных состояниях»,СПб, Гиппократ,2009;

2. А.В. Востриков « Первая медицинская, экстремальная, реанимационная помощь пострадавшим», Москва «Стрешнев»2004;

3. В.В.Скачкова «Наркомания: истоки, сущность и последствия», Москва «Медицина»2009;

4. Д.С. Исаев «Мы за здоровый образ жизни» ст. « Биология в школе» №6.2008

5. www.bezopasnost.edu66.ru

6. www.kuhta.clan.su

Дополнительная литература

  • П.А.Касьяненко « Три кита здоровья. Здоровье для всех», СПб «Диамат» 2008
  • Ю.И.Гуща  «Введение в энциклопедию здоровья и долголетия» Москва – Минск. Международная ассоциация, «Личность, экология, мир» 2008
  • Е.А.Павлова, Н.В.Носкова «Вредным привычкам – нет!» Москва.изд. «Медицина»2009
  • Н.Д.Панченко, И.Н.худякова «ВИЧ + надо жить дальше» СПб,ООО «Островитянин»2010
  • Е.Н.Павловский, Г.П.Руднев, М.П.Чумаков «Природно – очаговые болезни», «Выща школа» Киев 2006

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока по теме:«Основы медицинских знаний и здорового образа жизни».

Урок по "Основам безопасности жизнедеятельности" отражает работу по методической теме "Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс". В ходе урока сочетаются  элементы...

Спецкурс «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»

Спецкурс «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» актуален в современных условиях, когда здоровье подрастающего поколения вызывает серьезные опасения. Содержание программы соответствует по...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ"

«ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ» календарно-тематическое планирование, пояснительная записка.Программа данного курса рассчитана на 34 занятия (1 час в неделю).Целью обучения ...

Спецкурс «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»

Курс «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» актуален в современных условиях, когда здоровье подрастающего поколения вызывает серьезные опасения. Содержание программы соответствует постав...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ»

Данная программа элективного курса«Основы медицинских знаний и охрана здоровья» составлена для учащихся 10-12х классов основной школы,  недельная нагрузка по предмету составляет один час....

«ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ»

Сложна среда обитания человека начала XXI столетия. Не проходит и дня, чтобы телевидение и радио не сообщали об очередной аварии, катастрофе, стихийном бедствии, террористическом акте в том или ином у...

Программа внеурочной деятельности для обучающихся 6-9 классов «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»

Программа внеурочной деятельности для обучающихся 6-9 классов «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»...