Урок -игра " Биологические карты"
учебно-методический материал по биологии (6 класс) на тему

Ермишичева Валентина Валентиновна

                  Биология- наука о живой природе. Наука увлекательная и захватывающая, развивающая воображение, и решение кроссвордов- занятие не из скучных, поэтому разгадывание биологических кроссвордов интересно вдвойне.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК - ИГРА: « БИОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ»

ЦЕЛИ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО УРОКА:

1) Образовательная: собрать интересный дополнительный материал по теме «Рыбы», обобщить и систематизировать знания, полученные на предыдущих уроках, привить учащимся интерес к предмету, расширить кругозор учащихся, развить сообразительность и любознательность, развивать логическое мышление: умение анализировать, сравнивать, выделять главное и второстепенное.

Научить учащихся применять знания в нестандартных ситуациях,  самостоятельно работать.

Отработать навык грамотного построение вопроса

2) Развивающая: 

Совершенствовать умение работать в группе

3) Воспитывающая. Воспитывать умение соотносить свою работу с работой товарища.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: ИГРА «БИОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ».

УЧАСТНИКИ: 3 команды по 3-6 человек.

ОБОРУДОВАНИЕ: подготовленные карты с вопросами по теме (120 вопросов), музыкальное сопровождение на уроке.

Задачи учителя:

  1. Создание рабочей атмосферы урока, атмосферы творческой работы в группах и поддержание корректной и доброжелательной дискуссии.
  2. Дифферренцированная индивидуальная помощь учащимся в ходе урока.

УЧИТЕЛЬ: Вопрос- основное средство обучения. Это верно не только для маленького ребёнка с его бесконечным « почему», не только для школьника. Любой учёный- исследователь в поисках истины руководствуется вопросами, которые он перед собой ставит.

                Задавать вопросы « вообще» легко, но хороший вопрос задать не так-то просто. Каким же должен быть хороший вопрос? Он должен быть тщательно продуман и сформулирован так, чтобы ответ на него стимулировал новые вопросы и ответы. Плохо сформулированный вопрос может вызвать совсем не тот ответ, который имелся в виду, так, что спрашивающий не достигает своей цели. Обучение представляет собой двусторонний процесс, и самые лучшие вопросы- те, которые способствуют взаимному обмену между спрашивающим и отвечающим, обогащая их обоих.

                  Биология- наука о живой природе. Наука увлекательная и захватывающая, развивающая воображение, и решение кроссвордов- занятие не из скучных, поэтому разгадывание биологических кроссвордов интересно вдвойне.

                   Мая задача научить учащихся составлять кроссворды, правильно оформлять, кроссворды должны отражать школьную программу по биологии. Научить  объединять не только биологические названия и явления, но и основные термины, встречающиеся в учебнике. Для решения большинства кроссвордов достаточно знаний, полученных на уроке, но часть заданий рассчитана на школьников, которые хотят получить дополнительные знания по биологии. И, конечно, главную роль во время решения биологических кроссвордов играет работа с дополнительной литературой. Некоторые вопросы могут вызвать затруднения  учащихся, поэтому задача учителя помочь учащимся найти нужную литературу по данной теме.

                  Для проведения данной игры нужно было подобрать вопросы, которые  затем использованы в картах.

УЧИТЕЛЬ: « БИОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ» предназначены для самостоятельной работы учащихся. Особенно эффективно их использование в небольших группах. Карты помогают ребятам не только лучше запомнить изучаемый материал, но и осуществлять взаимный контроль в процессе игры. Наблюдение за игрой или участие в ней учителя позволяет ему легко выявить пробелы в знаниях учащихся. В процессе игры ребята учатся общаться в коллективе, чувствуют себя более непринужденно и хорошо воспринимают новую информацию, получают возможность определить уровень своих  знаний. В пособии 120-150 карт.

 Игру можно проводить как по отдельным темам , так и по всему материалу. На каждой карте записан вопрос и краткий ответ на него. Для игры карты вырезают (без ответов) и раскладывают в отдельные конверты для каждой группы.

                                    ПРАВИЛА ИГРЫ

ВАРИАНТ №1

 Одновременно изучаются 5-6 тем. Для учащихся учитель составляет алгоритмы изучения данного раздела. Карты удобно применять в работе с детьми, которые долго отсутствовали на занятиях.

1. В игре участвуют 3-6 человек.

2. Игроки получают равное количество карт.

3. Посмотрев свои карты, игрок, начинающий игру (по жеребьёвке), делает первый ход- задаёт вопрос своему партнёру. Остальные участники игры внимательно слушают.

4. Задавший вопрос контролирует ответ по своей карте. Если ответ правильный, то карта  « бита» и её откладывают в сторону - она выбывает из игры. Если же игрок не может ответить правильно, то карта переходит к нему, а он пропускает ход.

5. Главное условие игры: ребята не должны подсказывать друг другу. Каждый играет за себя, внимательно выслушивая ответы соперников.

6. Игра может продолжаться либо до первого выигравшего, либо до последнего проигравшего. Выигрывает тот, у кого не остаётся на руках карт.

                После двух- трёх игр учащиеся полностью овладевают материалом, представленным в картах.

ВАРИАНТ №2.

  1.В игре участвуют 2-8 человек.

  2. В основу игры положен принцип « ВЕРИШЬ - НЕ ВЕРИШЬ». Вопросы задаются таким образом, чтобы на них можно было бы ответить только « верю» или « не верю». Например: « Верите ли вы, что белуга, стерлядь, осётр относятся к осетровым рыбам? Если игрок отвечает « ВЕРЮ», то карта « бита», а если не верит, то берёт карту себе. Наряду с правильными утверждениями игрок может подменять их заведомо неверными. Например:  «Верите ли вы, что у акулы нет плавательного пузыря?» Если игрок отвечает  « Не верю». То карта «бита», а  если  верит, то берёт карту себе.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Ученик, у которого не осталось карт, первым выбывает из игры и получает оценку «5».

Такую же оценку может получить и второй игрок. Далее: если ученик принял одну карту и вышел из игры третьим или четвёртым, ему ставит «4».Ученики, принявшие две и более карт, получают оценку «3». Последний игрок, имея на руках большое количество карт, просмотрел много вопросов и правильных ответов на них, т.е. он получил достаточный объём информации, поэтому ему можно смело поставить положительную оценку.

  Примерные вопросы, которые могут войти в вопросник карт.

1.Назовите основные признаки класса Костные рыбы

а) Тело уплощено с боков.

б) Подразделяется на голову, туловище, хвост.

  в) Покрыто костной чешуёй.

  г) Снаружи защищено слизью.

2. Какую форму имеют конечности рыб?             а) Парных и непарных плавников.

3. К какому подклассу рыб относится стерлядь? а) К подклассу хрящекостных рыб.

4. Какие рыбы являются живородящими?            а). Гуппи, меченосцы.

5. Как определить возраст рыб?                             а) По «кольцам на чешуе»

6. Кто такой морской кот?                                      а) Это скат - хвостокол.

7. Какая акула самая большая?                              а) Китовая

8. Какие плавники у рыб парные?                         а) Грудные и брюшные.

9. Назовите орган слуха у рыб.                              а) Внутреннее ухо.

10. Какой орган чувств рыб воспринимает движение воды? а) Боковая линия

11. Сколько камер имеет сердце рыб?                  а) Две камеры.

12. Где осуществляется газообмен у рыб?                       а) В жабрах.

13. Какую функцию выполняет плавательный пузырь? а) Гидростатическую (обеспечивает перемещение рыб в вертикальной плоскости.)

14. Как переносят засуху двоякодышащие рыбы?          а) Впадают в спячку.

15. Почему опасны некоторые виды скатов?                   а) Они выделяют яд и генерируют электрический ток.

16. Есть ли жаберные крышки у хрящевых рыб?            а) Нет.      

 И так далее.

Учитель биологии  Ермишичева В.В.

ГОУ ЦО № 133, ИК-7, Невского района.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Биологические карты по теме "Размножение"

Предложите детям поиграть на уроке в карты. Да, да, в карты, только биологические, которые позволят не только проверить знания, но и повторить материал. Карты раздаются всем поровну. Если ученик дает ...

Биологические карты по теме "Вселенная"

Предложите детям поиграть на уроке в карты. Да, да, в карты, только биологические, которые позволят не только проверить знания, но и повторить материал. Карты раздаются всем поровну. Если ученик дает ...

Урок- игра " Знатоки карт" для учащихся 6 классов

Конспект урока- игры, как закрепляющий и обобщающий урок....

Игра: "Биологическое соцветие"

Игра является весёлым приложением к строгим учебникам и энциклопедическим изданиям. Она окажет неоценимую помощь при проведении открытых уроков, познавательных игр, конкурсов. Игра включает следующие ...

Обобщающий урок Биология растений 6 класс Урок-игра: «Биологические раскопки»

(игра проводится после изучения семейств растений классов однодольные и двудольные)...

«Биологический урок – игра по теме: «Дыхание и Пищеварение»

Биологический урок - игра по теме "Дыхание и пищеварение" используется для обобщения и систематизации полученных знаний при прохождении тем "Дыхание, пищеварение", для смены вида д...

Урок-игра "Волшебная карта" по теме сравнение обыкновенных дробей с одинаковыми числителями/знаменателями

Учитель  математики:  Корытник Елизавета ЮрьевнаНаправление:  основная школа                              ...