Насекомые-вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека и животных.
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

Представленная разработка урока имеет целью ознакомление с разнообразием и характерными биологическими особенностями насекомых-вредителей культурных растений, их отрицательной ролью в практической деятельности человека, а также раскрытие отрицательной роли насекомых как переносчиков возбудителей болезней человека и паразитов сельскохозяйственных животных. Урок составлен на основе материалов, изложенных в учебнике для 7 класса Константинова В. М. и др. Биология: Животные издательства Вентана-Граф. Прилагается презентация (в очень сокращенном варианте в связи с техническими требованиями к размещаемым материалам).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок  «Насекомые-вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека»

 Задачи: ознакомление с разнообразием и характерными биологическими особенностями насекомых-вредителей культурных растений, их отрицательной ролью в практической деятельности человека, а также раскрытие отрицательной роли насекомых как переносчиков возбудителей болезней человека и паразитов сельскохозяйственных животных.

Оборудование: таблицы из серии «Насекомые – вредители растений и способы борьбы с ними», коллекции вредных насекомых, презентация.

 

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания (тест).

1. К общественным насекомым относят:

А) муравьев

Б) ос

В) бабочек

Г) мух

2. Приспособление к сбору пыльцы у медоносной пчелы –

А) грызуще-лижущий ротовой аппарат

Б) пяточки и корзиночки

В) обтекаемая форма тела

Г) крылья

3. Пчела, обнаружившая нектар, сообщает о его местонахождении другим пчелам:

А) звуками

Б) пением

В) танцами

Г) жужжанием

4. Муравьев охраняют, так как они:

А) уничтожают вредителей лесов и их личинок

Б) поедают семена

В) являются хорошими опылителями растений

Г) поедают тлей

5. Грена тутового шелкопряда – это:

А) куколка

Б) гусеница

В) взрослая особь

Г) кокон с яйцами шелкопряда

(Ответы: 1-А, 2-Б, 3-В, 4-А, 5-Г)

III. Изучение новой темы.

        Учитель объявляет тему урока. Предлагается просмотр презентации. Изучение материала происходит в процессе беседы, рассказа учителя или выступления учеников, предварительно подготовивших доклады по теме. В ходе работы учащимися заполняется  таблица в тетради.

Отрицательное значение насекомых для человека

Представители

Значение, примеры

Прямокрылые

Азиатская саранча уничтожает урожай на больших территориях

Тли

Угнетают развитие растений, могут переносить вирусные заболевания растений

Клопы

Вредная черепашка высасывает содержимое несозревших зерен. Постельный клоп является переносчиком заболеваний, причиняет беспокойство

Жуки

Личинки свекловичного долгоносика питаются корнями свеклы, колорадский жук и его личинки снижают урожай картофеля. Личинки жука-долгоносика – яблоневого цветоеда – уничтожают завязи яблонь. Личинки жуков-короедов и жуков-усачей – вредители деревьев

Бабочки

Гусеницы капустной белянки повреждают листья капусты; яблонной плодожорки – портят плоды яблонь; непарного шелкопряда – наносят вред растениям сада и леса. Гусеницы соснового шелкопряда вредят сосне; платяной моли – портят изделия из шерсти

Перепончатокрылые

Личинки пилильщиков объедают хвою деревьев; рогохвостов – питаются древесиной, повреждая деревья

Двукрылые

Личинки капустной мухи повреждают растения капусты. Слепни вызывают беспокойство домашних животных и, как следствие этого, потерю их в весе и снижение удоев молока. Личинки бычьих оводов повреждают кожу животных, лошадиных оводов – паразитируют в желудке лошадей. Двукрылые – переносчики различных заболеваний: малярии, глистных инвазий, сибирской язвы, сонной болезни и др.

Тараканы

Черные тараканы и прусаки загрязняют экскрементами продукты питания, могут переносить болезнетворные микроорганизмы и яйца глистов. Иногда их выделения вызывают аллергию

Вши

Переносчики сыпного и возвратного тифа

Блохи

Переносчики чумы, туляремии, сыпного тифа

Учитель предлагает подумать, а какие методы можно использовать для борьбы с вредными насекомыми. В процессе беседы выясняется, что предложенные варианты можно разделить на четыре группы:

Методы борьбы человека с вредящими ему насекомыми

Методы

Примеры

Физические

Сбор гусениц или яиц насекомых: ловля малярийного комара различными ловушками, уничтожение его личинок керосином, который разливают по поверхности водоема

Химические

Обработка растений ядохимикатами, мест размножения личинок – хлорной известью, тараканов – различными ядами

Агротехнические

Смена культур – севооборот; своевременный посев и посадка растений; тщательная уборка полей, уничтожение сорных растений, служащих местом размножения насекомых

Биологические

Использование естественных врагов насекомых: паразитов (например, наездников), хищников (например, божьих коровок). Расселение муравейников, создание искусственных гнездовий для птиц. Разведение наездников в лабораторных условиях, использование бактерий и микроскопических грибов, вызывающих заболевания вредных для человека насекомых

IV. Закрепление материала.

        Установите соответствие:

Переносчики болезней:

А – Мухи.

Б – Комары малярийные.

Паразиты:

В – Слепни.

Г – Оводы.

Д – Вши.

Биологические помощники человека:

Е – Божьи коровки.

Ж – Жужелицы.

З – Муравьи.

  1. Кровососущие насекомые, живущие на коже птиц, млекопитающих, человека.
  2. Мухи, личинки которых наносят вред различным копытным животным.
  3. Пестро окрашенные небольшие жуки с полукруглым телом, уничтожающие в большом количестве тлей.
  4. Общественные перепончатокрылые насекомые, истребляющие вредителей леса.
  5. Кровососущие двукрылые насекомые, личинки которых развиваются в воде.
  6. Приносит вред человеку, т.к. переносит на лапках возбудителей опасных болезней.
  7. Семейство насекомых отряда двукрылых. Хоботок колюще-лижущий,  легко прокалывает кожу позвоночных. Укусы болезненны, личинки развиваются в воде, почве. Хищники.
  8. Тело продолговатое, усики нитевидные, ноги длинные, бегательного типа. Уничтожают огромное количество вредных беспозвоночных.

(Ответы: 1-Д, 2-Г, 3-Е, 4-З, 5-Б, 6-А, 7-В, 8-Ж)

V. Домашнее задание.

§ 29, вопросы после параграфа.

Литература

  1. Иванова Т. В. Тесты. Биология. 6-11 кл. – М.: Олимп, Издательство Астрель, Издательство АСТ, 2001. – 336 с.
  2. Константинов В. М. , Бабенко В. Г., Кучменко В. С. Биология: Животные: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений. – М: Вентана-Граф, 2005. –  304 с.
  3. Пименов А. В., Пименова Е. А. Биология: Дидактические материалы к разделу «Животные». 7-8 кл. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003. – 208 с.
  4. Степанов И. А. Тестовые задания по биологии. Зоология. 7-8 класс. – М: Новый учебник, 2001. – 96 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Насекомые-вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека

Слайд 2

Прямокрылые Азиатская перелетная саранча Одно насекомое съедает до 250-300 г зелёной массы. Личинки саранчи объедают всё растение целиком, а взрослые особи могут просто перегрызать основания стеблей.

Слайд 3

Тли Угнетают развитие растений, высасывая из них сок. Могут переносить вирусы, вызывающие болезни растений.

Слайд 4

Клоп постельный – кровососущий паразит

Слайд 5

Майский жук – вредитель леса

Слайд 6

Яблонная плодожорка Небольшая серая бабочка, в размахе крыльев до 18мм. Повреждает гусеница желто-белого или розоватого цвета с коричневой головой, плоды яблони, реже – груши. Гусеницы появляются после цветения и вгрызаются в мякоть плодов. Проникнув в семенную камеру, выедают часть семян. В результате поврежденные плоды теряют товарную ценность и не пригодны к хранению. В отдельные годы с засушливым летом плодожорка уничтожает до50-60% урожая.

Слайд 7

Оводы Личинки оводов, которые развиваются под кожей млекопитающих, вызывают воспаление.

Слайд 8

Тараканы Загрязняют и портят своими экскрементами продукты питания. Могут переносить различные болезнетворные микроорганизмы и яйца глистов. Выделения тараканов часто вызывают аллергию у людей.

Слайд 9

Вши Питаются кровью человека. Являются переносчиками сыпного и возвратного тифа.

Слайд 10

Блохи Бескрылые насекомые длиной до 5 мм. Сплющенное с боков тело приспособлено к обитанию в шерсти зверей и в перьях птиц. Задние ноги прыгательные. Ротовой аппарат колюще-сосущий.

Слайд 11

Физические Химические Агротехнические Биологические Методы борьбы с насекомыми-вредителями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

насекомые- вредители культурных растений и переносчики заболеваний

презентация -сопровождение урока природоведения 7 класс по программе Пономаревой...

Урок-конференция "Насекомые - вредители культурных растений, животных и человека"

Урок предусматривает обобщение пройденного материала по теме: Тип Членистоногие Класс Насекомые. Ученики готовят сообщения о насекомых вредителях...

Презентация по теме Животные - переносчики заболеваний

Данную  работу можно использовать на уроках краеведения в 9 классе...

Разработка открытого урока биологии в 7 классе по теме:«Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека».

Разработка открытого урока биологии в 7 классе по теме:«Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека»....

Занятие "Бактериальные заболевания человека и животных"

Конспект занятия "Бактериальные заболевания человека и животных" содержит большой теоретический материал с описанием основных опасных бактериальных заболеваний и исторические материалы с опи...

СРЕДСТВА БОРЬБЫ С НАСЕКОМЫМИ-ВРЕДИТЕЛЯМИ РАСТЕНИЙ В ДОМАШНЕЙ ЛАБОРАТОРИИ

Как известно, в живой природе все основано на равновесии, поэтому если организм в искусственных условиях не может противостоять внешним факторам, особенно биотического происхождения, то человеку необх...