Технологическая карта "С какой целью в биологии используется моделирование?" (5 класс)
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Носова Марина Владимировна

В материале представлены: разработка урока (технологическая карта), текстовые приложения и презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx28.58 КБ
Файл 5.pptx1.07 МБ
Файл prilozheniya.docx11.68 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Предмет- биология

Класс- 5

Тема урока: С какой целью в биологии используется моделирование?

Цели урока.

Образовательная: расширить и углубить знакомство учащихся с понятием «научные методы познания» путем характеристики метода моделирования; описать этапы моделирования.

Развивающая: продолжить развивать общеучебные умения и навыки – работать с текстом параграфа и его составляющими; анализировать и обобщать различные виды информации, формулировать определение понятий, устанавливать причинно – следственные связи, моделировать явления живой природы; развивать познавательный интерес, наблюдательность.

Воспитательная: воспитывать дисциплинированность, ответственность за свои поступки, самостоятельность, уважительное отношение к собеседнику, культуру поведения при групповой работе; продолжить формировать экологическую культуру учащихся и научное мировоззрение.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные

- формирование ответственного отношения к учению, труду, готовности к саморазвитию и самообразованию;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками

- формирование основ экологической культуры.

 Метапредметные

-уметь проводить простейшие наблюдения, опыты;

-уметь ставить учебную задачу под руководством учителя, работать в соответствии с поставленной задачей, участвовать в совместной деятельности, осуществлять контроль своей деятельности;

- уметь систематизировать и обобщать разные виды информации, определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, устанавливать причинно – следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы;

- уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками и учителем, работать индивидуально и в группе.

 Предметные

- уметь формулировать определение понятия «модель»;

- приводить примеры различных моделей;

- понимать значение научного моделирования;

- описывать этапы моделирования.

Методы обучения: словесные (беседа, опрос, повествовательный рассказ, инструктаж, консультирование), наглядные (демонстрация слайдов презентации, работа с иллюстрациями учебника), практические (работа с текстом учебника, выполнение практической работы)

Средства обучения: презентация по теме, проектор, ноутбук, интерактивная доска, учебник и рабочая тетрадь «Биология. 5 класс» В.А. Самкова, Д.И. Рокотова, изд-во Академкнига/Учебник; карточки с таблицами «Знаю/ не знаю» по числу учащихся (Приложение 2); карточки с текстами по числу учащихся (Приложение 1); оборудование для практической работы- цветная бумага, ножницы, линейки, миска с водой.

Тип урока - комбинированный

Этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1. Организация начала занятия

Приветствие.

Беседа с дежурным

Приветствуют учителя.

Демонстрируют готовность к уроку

Л.: положительное отношение к обучению, к школе

2.Проверка домашнего задания

1)Организует работу с текстом с пропусками.

2)Организует проверку результата домашнего эксперимента.

Самостоятельно заполняют пропуски в тексте.

Читают текст вслух по очереди.

Поясняют результат домашнего опыта.

Контролируют ответы одноклассников, исправляют ошибки.

К.: построение речевых высказываний; умение слушать собеседника

Р.: контроль и корректировка ответов одноклассников

П.: формулировка гипотезы исследования,

проведение простейших опытов, трактовка результата,

3.Сообщение темы урока, формулировка задач. Мотивация учебной деятельности

Обращает внимание учащихся на изображение  предметов- кукла, глобус, игрушечный автомобиль.

Организует работу по вопросам:

1.Что изображено на слайде?

2.На какие реальные объекты похожи эти предметы?

3.Каким общим термином можно назвать эти объекты?

4.Кто догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Рассматривают иллюстрации

Отвечают на вопросы

Предлагают варианты общего понятия. Звучит термин «модель»

Называют тему урока, записывают в тетрадь.

Л.: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности;

К.: построение речевых высказываний; умение слушать собеседника

У.:В наше повседневной жизни мы часто имеем дело с моделями. Термин «модель» происходит от латинского слова «модулюс» и переводится как мера, мерило, образец, норма.

Демонстрирует слайд презентации с термином.

В:Что вы знаете о процессе научного моделирования?

Заполните столбик «Начало урока» в таблицах, которые лежат у вас на партах. Если вы знаете ответы на вопросы, ставьте знак «+», если нет – знак «-«.

Слушают учителя.

Рассматривают слайды презентации

Отвечают на вопрос.

Заполняют таблицу «Знаю/ не знаю»

Формулируют цели урока

Р.: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что еще неизвестно; проговаривание последовательности своих действий

К.: построение речевых высказываний; умение слушать собеседника

Л.: понимание границы собственного «знания и не знания»

4. Усвоение новых знаний и способов действий

А)Понятие модели

Задание: попробуйте сформулировать определение понятия «модель». Прочитайте на слайде определение этого понятия. Сравните со своим. Запишите  его в тетрадь.

Предлагают варианты определения понятия «модель». Читают определение на слайде. Сравнивают со своим. Выписывают определение понятия в тетрадь.

П.: поиск и выделение нужной информации в тексте; формулирование определения нового понятия.

Р.: контроль и корректировка ответов одноклассников; высказывание и аргументация своего мнения

К.: построение речевых высказываний

Б)Примеры моделей

У:Чаще всего под моделями мы подразумеваем уменьшенную копию какого – либо реального объекта.

Демонстрирует слайд презентации с уменьшенными моделями реальных объектов.

У.: Одна из таких моделей - модель «Биосфера –2». Это огромное (2 футбольных поля), изолированное от окружающей среды сооружение в пустыне США. Станция создана американскими учеными как модель возможных будущих обитаемых станций на Луне и других планетах. Удался ли эксперимент ученых? Об этом вы почитаете дома.

В: Как вы считаете, бывают ли модели, выполненные не в уменьшенном, а в увеличенном масштабе?

Демонстрирует слайд презентации с моделями увеличенного масштаба.

Слушают учителя.

Рассматривают иллюстрации на слайде

Слушают учителя. Рассматривают фотографии

Высказывают свою точку зрения, аргументируют свой ответ

Рассматривают иллюстрации слайда

К.: построение речевых высказываний.

Р.: контроль и корректировка своих ответов и ответов одноклассников; высказывание и аргументация своего мнения.

У:Рассматривая карту в учебнике, вычисляя объем какого – либо тела по формуле или рисуя математический график, вы тоже имеете дело с моделями.

Задание: рассмотрите график на рис. 19Б (стр.33) и укажите годы, когда регистрировалась наибольшая численность рысей. Охарактеризуйте взаимосвязь «рысь – заяц»

У: Таким образом, модели могут быть материальными или информационными.

Слушают учителя

Рассматривают иллюстрации учебника. Анализируют график. Отвечают на вопросы.

П.: анализ графика, установление причинно – следственных связей по графику

Р.: контроль и корректировка ответов одноклассников

К.: построение речевых высказываний

В)Метод научного моделирования

У.: Моделирование – важнейший метод получения новых знаний

Задание: В каких же ситуациях следует применять метод моделирования? Найдите примеры таких ситуаций в тексте учебника.

Слушают учителя.

Находят в учебнике информацию, читают вслух.

К.: построение речевых высказываний

П.: поиск и отбор нужной информации в тексте учебника; смысловое чтение

Г)Этапы научного моделирования

У:Научное моделирование проходит в несколько этапов.

Задание. Рассмотрите схему «Этапы моделирования» (рис.21 стр.35). Назовите эти этапы. Сколько их? Какой из этапов моделирования вы считаете самым сложным? Почему?

Рассматривают иллюстрации учебника. Анализируют схему. Выделяют этапы процесса научного моделирования. Отвечают на вопросы. Высказывают и доказывают свою точку зрения.

П.: анализ схемы, выделение главного

Р.: контроль и корректировка ответов одноклассников, высказывание и аргументация своего мнения

К.: построение речевых высказываний

Д)Практическая работа «Моделируем распускание цветков вьюнка»

У: Сейчас я хочу предложить вам выполнить практическую работу и проследить все этапы моделирования на практике.

Организует работу в группах над заданием №4 рабочей тетради – моделирование распускания цветков вьюнков.

Визуальный контроль. Оказывает помощь учащимся (при необходимости), консультирует.

Делятся на группы. Самостоятельно распределяют обязанности внутри группы. Работают по инструкциям в рабочей тетради. Создают модели цветка из цветной бумаги, проводят простейший эксперимент, наблюдают. Заносят результаты наблюдений в рабочую тетрадь.

Р.: составление плана и последовательности действий; контроль в форме сличения с эталоном

П.: моделирование, установление причинно – следственных связей; построение логической цепи рассуждений; проведение простейших наблюдений, установление аналогии, оформление наблюдений в тетради

4.Первичная проверка понимания знаний и способов действий

Организует работу по вопросам:

1.Что такое модель?

2.Какие модели вам приходилось использовать в повседневной жизни или учебе?

3.В каких случаях необходимо использовать моделирование?

4.Какие этапы включает научное моделирование?

Отвечают на вопросы. Контролируют ответы одноклассников. Исправляют ошибки в ответах одноклассников.

Р.: контроль и корректировка ответов одноклассников

К.: построение речевых высказываний, использование в речи научной терминологии; умение слушать собеседника

5. Подведение итогов урока. Рефлексия

Обращает внимание учащихся на листы, которые заполняли в начале урока.

В.Все ли цели, поставленные в начале урока, были достигнуты? В:Довольны ли вы своей работой на уроке?

В:Оцените свой вклад в работу группы?

Заполняют третью колонку («Конец урока») в карточках.

Отвечают на вопросы. Оценивают свой вклад в изучение темы.

П.: обобщение, формулировка выводов

К.: построение монологических высказываний

Р.: адекватное отношение к оценке своей работы, самооценивание.

6. Информация о домашнем задании

Инструктирует по домашнему заданию:

1)п.6 – пересказ,

2)Задание №3 (стр. 35)

3)Творческое задание: сделать из пластилина или бумаги модель понравившегося на рис. 19А (стр.32) соцветия (по желанию).

Записывают домашнее задание в дневник.

Л.: положительное отношение к обучению


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Опыт «Как зрачок реагирует на свет?» Цель: выяснить, как зрачок человека реагирует на свет. Гипотеза: при увеличении яркости света размер зрачка изменится – он станет (больше, меньше). Результат: Мое предположение (подтвердилось, не подтвердилось ): при увеличении яркости света зрачок ( расширяется, сужается)

Слайд 3

С какой целью в биологии используется моделирование?

Слайд 4

МОДЕЛЬ (от латинского слова « модулюс » - мера, мерило, образец, норма)

Слайд 5

МОДЕЛЬ – это объект, который отражает существенные особенности реального объекта, явления или процесса.

Слайд 6

Уменьшенные модели Модель танка Модель Солнечной системы

Слайд 7

Модель «Биосфера – 2»

Слайд 8

Увеличенные модели Модель строения клетки Модель строения бактерии

Слайд 9

Задание : рассмотрите график на рис. 19Б (стр.33) и укажите годы, когда регистрировалась наибольшая численность рысей. Охарактеризуйте взаимосвязь «рысь – заяц»

Слайд 10

МОДЕЛИ МАТЕРИАЛЬНЫЕ (натуральные) ИНФОРМАЦИОННЫЕ

Слайд 11

Задание. Рассмотрите схему «Этапы моделирования» (рис.21 стр.35). Назовите эти этапы. Сколько их? Какой из этапов моделирования вы считаете самым сложным? Почему?

Слайд 12

Моделирование распускания цветков вьюнка Цель: выяснить, почему раскрываются цветки вьюнка. Гипотеза: возможно, цветки вьюнка распускаются потому, что …

Слайд 13

Ход работы. 1.Сложите лепестки готовой заготовки из бумаги, как показано на рисунке 2.Положите готовые модели цветков в миску с водой сложенными лепестками вверх

Слайд 14

Результат Я наблюдаю, как … Я думаю, что это происходит потому … Похожее явление происходит и с цветками вьюнка…

Слайд 15

Контрольные вопросы 1.Что такое модель? 2.Какие модели вам приходилось использовать в повседневной жизни или учебе? 3.В каких случаях необходимо использовать моделирование? 4.Какие этапы включает научное моделирование?

Слайд 16

Домашнее задание 1)п.6 – пересказ, 2)Задание №3 (стр. 35) 3)Творческое задание: сделать из пластилина или бумаги модель понравившегося на рис. 19А (стр.32) соцветия (по желанию).



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Текст с пропусками

Задание: заполнить пропуски.

Метод – это способ получения научных данных. Универсальными методами научного познания окружающего мира являются: ___________, _________ и моделирование. Наблюдение – это __________________________________

________________________________________________________________.

Наблюдать можно за ____________________________________________.

Эксперимент – это _______________________________________________

______________________________________________________________.

Любое научное исследование начинается с формулировки предположения, т.е. ________________.

Приложение 2

Таблица «Знаю/ не знаю»

Вопросы

Начало урока

Конец урока

1.Могу сформулировать определение понятия «модель»

2.Знаю, в каких ситуациях используется метод моделирования

3.Знаю этапы процесса моделирования

4.Могу создавать модели и проводить с ними эксперименты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта вводного урока по биологии в 5 классе.

Поэтапное оформление технологической карты.Возможны варианты....

Технологическая карта изучения темы по биологии в 6 классе (ФГОС)

Получение нового образовательного результата связано с формированием не только предметных, но и личностных и метапредметных умений. Поэтому обязательным условием  в биологии является конструирова...

Методическая разработка Технологическая карта открытого урока по биологии В 11 классе «Структура сообщества».

Технологическая карта ткрытого урока по биологии в 11 классе на тему: Структура сообщества....

Технологическая карта "Какое оборудование необходимо биологу?" (5 кл.)

Технологическая карта к уроку биологии в 5 классе по теме "Какое оборудование необходимо биологу?" (учебник "Биология. 5 класс" В.А. Самкова, Д.И. Рокотова, изд-во Академкнига/Учебник)...

Технологическая карта обобщающего урока по биологии в 6 классе "Путешествие в мир растений"

Технологическая карта обобщающего урока по биологии в 6 классе "Путешествие в мир растений"...

Технологическая карта обобщающего урока по биологии в 5 классе "Химический состав клетки"

Технологическая карта обобщающего урока по биологии в 5 классе "Химический состав клетки"...

Технологическая карта обобщающего урока по биологии в 8 классе "Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях "

ехнологическая карта обобщающего урока по биологии в 8 классе "Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях "...