Урок "Нуклеиновые кислоты"
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему

Блохина Галина Геннадьевна

урок по биологии 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_6.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № 6.

Тема урока: Органические вещества. Нуклеиновые кислоты.

Цель урока: Охарактеризовать особенности строения молекул нуклеиновых кислот как биополимеров.

Задачи урока:

Образовательные: сформировать знания о строении, свойствах, структуре молекул нуклеиновых кислот, как биополимеров, о принципе комплементарности в ДНК; раскрыть роль нуклеиновых кислот в живой природе;

Развивающие:  Развитие навыков работы в группе и основ творческой деятельности, умение сравнивать, находить взаимосвязи (состава, структуры и функций молекул ДНК и РНК), развивать коммуникационные умения

Воспитательные: Продолжить формирование научного мировоззрения, воспитание биологически грамотной личности; становление и развитие нравственных и мировоззренческих устоев личности; продолжить формирование экологического сознания, воспитание любви к природе.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, пространственная модель ДНК;  разноуровневые тесты.

Основные понятия: ДНК, РНК, нуклеотиды

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения:   частично-поисковый, словесно-репродуктивный, наглядный.

Обучающиеся должны:

- знать особенности строения молекул биополимеров, основные функции нуклеиновых кислот;

- уметь объяснять значение органических веществ.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация учебной деятельности.

- Сегодня урок мы посвятим главной загадке жизни. Что превращает крошечный комочек вещества в согласованно функционирующую клетку, способную регулировать свой собственный химический состав, расти и размножаться? На этот вопрос есть только один ответ: генетическая информация.

Прием «КЛАСТЕР»

  -  Давайте вспомним, какие структурные компоненты клетки отвечают за наследственную информацию?

Составление кластеров в группах. Обмен информацией, обобщение и вывод.

3. Изучение нового материала.

-  Давайте еще раз посмотрим на названия этих кислот. Как вы думаете, почему их так назвали? (нуклеус – ядро, видимо они были обнаружены в ядре)

- Нуклеиновые кислоты были открыты в 60-х годах 19 века швейцарским ученым Мишером. Он их обнаружил в ядрах клеток и назвал нуклеином (ядро по-латыни нуклеус).

Однако в связи с недостаточным уровнем развития лабораторной технике установить точное химическое строение нуклеина Мишер не смог.

Лишь к концу 30-х годов 20 столетия был уточнен химический состав нуклеиновых кислот, а также установлено, что имеется два типа нуклеиновых кислот ДНК и РНК и что они входят состав клеток всех без исключения живых существ на Земле.

Однако детали строения нуклеиновых кислот оставались неясными вплоть до середины 50-х годов 20 века. Лишь в 1953 году в апрельском журнале «Натур» Уотсоном, Криком и Уилкинсом была описана трехмерная модель пространственного строения ДНК.

Работа с учебником.

Задания в группах.

I задание.

   Заполните пропуски в тексте.

В клетках имеется … типа нуклеиновых кислот … и … . Эти биополимеры состоят из … . Каждый … состоит,  в свою очередь, из  (1,2,3,4) компонентов, соединенных … связями.  В состав ДНК входят следующие азотистые основания … . В состав РНК - … . Число цепочек в ДНК … , а в РНК - …

II задание.

    Из предложенных компонентов составь таблицу.

         Строение ДНК  и РНК.

Виды

НК

Местонахождение в клетке

Нуклеотиды

Число цепочек

углевод

азотистое основание

Фосфорная кислота

III задание.

 Из предложенных ответов выберите правильные.

1. Что представляет собой мономер нуклеиновых кислот (аминокислота, нуклеотид, молекула белка)?

2. Что входит в состав нуклеотида (аминокислота, азотистое основание,  остаток фосфорной кислоты, углевод)?

3. Какие вещества входят в состав нуклеотидов ДНК (аденин, гуанин, цитозин, урацил, тимин, фосфорная кислота, рибоза, дизоксирибоза)?

4.Какие вещества входят в состав нуклеотидов РНК (аденин, гуанин, цитозин, урацил, тимин, фосфорная кислота, рибоза, дизоксирибоза)?

5.Какую спираль представляет собой молекула ДНК (одинарную, двойную)?

6.Какую спираль представляет собой молекула РНК (одинарную, двойную)?

Проверь себя по алгоритму. Оцени.

-Почему ДНК двухцепочная (потому что азотистые основания соединены в нем комплементарно. Между азотистыми основаниями возникает водородная связь).  

Правило Чаргаффа (1949г.). Количественное отношение гуанина всегда равны содержанию цитозин, а количество аденина равно тимину.

I задание.

Представьте себе, что ДНК в клетке исчезло. К чему это может привести. Вы можете придумать сказку, историю, научно-фантастический рассказ.

II задание.  

   Заполните пустующие клетки в таблице.

Название

Содержание

в %

Местоположение в клетке

Функции

и-РНК

25%

содержат информацию о структуре белка

т-РНК

15%

цитоплазма, рибосомы

60-80%

ядрышко, рибосомы

Участвует в синтезе белка, образует рибосомы

Проверь себя по алгоритму. Зачитать самые интересные истории.

 Френсис Крик: «Значение ДНК столь велико, что никакое знание о ней не будет полным».

  1. Закрепление знаний. Работа в группах.

 Решите задачи.

1.На фрагменте одной цепи ДНК нуклеотиды расположены в такой последовательности: А-А-Г-Т-Ц-Ц-Т-Г-Г.

Нарисуйте соответствующий участок двухцепочечной молекулы ДНК.

2. Химическое исследование показало, что 30% от общего числа нуклеотидов данной и-РНК приходится на урацил, 26% - на цитозин и 24% - на аденин. Что можно сказать о нуклеотидном составе соответствующего участка двухцепочечной ДНК, «слепком» с которого является исследованная РНК?

3. Вставьте слово, чтобы завершить логическую последовательность.

        

5. Рефлексия.

- Все ли задания были выбраны в соответствии с вашим настроением, желанием?

-   В какой группе заданий хотелось бы выбрать другое?

-   Комфортно ли чувствовали на уроке?

-   Что бы хотелось выполнить ещё раз, а что сделать по-другому?

6. Домашнее задание: п.5.6

Подготовить сообщения:

  1. Методы исследования ДНК
  2. Геном человека, его расшифровка
  3. Старение организма и ДНК
  4. Трансгенные продукты и модифицированные насекомые


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок химии "Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот."

Разработка данного урока содержит информацию о составе кислот, основных их представителях, классификацию. Методику составления названий....

Методическая разработка: "Карбоновые кислоты.Классификация и номенклатура.Карбоновые кислоты в природе."

«Карбоновые кислоты. Классификация и номенклатура карбоновых кислот.  Карбоновые кислоты в природе».Тип урока – изучение нового материала.Для активизации мыслительной деятельности учащихся...

Кислоты. Свойства кислот.

Данный материал предназначен для поведения урока химии в 8 классе....

Методическая разработка проведения открытого урока по учебной дисциплине ОУД.б.06 Химия на тему: Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Хими-ческие свойства уксусной кислоты. Применение уксусной кислоты на ос-нове ее свойств

Данная методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине ОУД.б.06 Химия, на тему:  «Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты. Прим...

Азотная кислота. Соли азотной кислоты. Получение и применение азотной кислоты

Азотная кислота. Соли азотной кислоты. Получение и применение азотной кислоты....

Тест (самостоятельная работа) по теме: "Кислоты. Состав и классификация кислот. Химические свойства кислот"

С помощью данной работы, можно проверить знания учащихся по теме написанной выше. В файле "Таблица 1" приведёна таблица для выставления отметки....