Программа внеурочной деятельности "Наука и жизнь",6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

Емельянова Ирина Васильевна

Программа предлагает шестиклассникам элементарные представления о научной деятельности и ее практической значимости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nauka_i_zhizn.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 Г.ДМИТРИЕВА»

ДМИТРИЕВСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

307500 КУРСКАЯ ОБЛАСТЬ г.ДМИТРИЕВ, ул.ВОЛОДАРСКОГО д.37 Тел 8(47150)21495,22556

        http://2sosh.ucoz.ru, e-mail: school2_46_011@mail.ru

Рассмотрено на заседании МО учителей естественногоцикла  протокол

№ 1 от 26 августа 2016 года

Руководитель МО ______________И.В.Емельянова

Принято на заседании педагогического совета школы протокол №1

от 30 августа 2016 года

Согласовано:

 зам.директора по ВР

_________________О.Ю.Тишина

«01» сентября 2016 года

Утверждено и введено в действие приказом № 361

 от 01 сентября 2016 года

Директор школы:

_______________В.И.Крюкова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Наука и жизнь»

(основного общего образования)

Направление «Общеинтеллектуальное»

6 класс

                        Составитель: учитель биологии

    Емельянова Ирина Васильевна

2016 г.

Пояснительная записка.

Рабочая программа кружка «Наука и жизнь» по общеинтеллектуальному направлению составлена на основе:

  • федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
  • закона Российской Федерации от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • примерных программ внеурочной деятельности. Основное  образование под редакцией В.А. Горского  
  • плана внеурочной деятельности 2016-2017 учебного года МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Дмитриева»,
  •  программы формирования УУД;
  • концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторы А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, 2011;
  • положения о рабочей программе по внеурочной деятельности МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г.Дмитриева».

 Проектная деятельность учащихся способствует обеспечению таких условий в образовательном процессе, когда полученные знания становятся инструментом решения творческих теоретических и практических задач и инструментом формирования у ребенка потребности и способности к саморазвитию. Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению предназначена для обучающихся 6 класса, интересующихся  элементарной  научной проектной деятельностью и направлена на формирование методологических качеств учащихся – способность осознания целей проектной деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных качеств – вдохновенность, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе. Проектная деятельность, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности: ·

-Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

-Целеполагать (ставить и удерживать цели); ·

-Планировать (составлять план своей деятельности); ·

-Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное); ·

-Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; ·

-Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Вот почему и появилась данная рабочая программа,  актуальность которой очевидна:

1. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, а методы и приемы проектно - исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

 2. Знания, умения и универсальные учебные действия, необходимые для организации проектно — исследовательской деятельности в школе, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности во всех типах высших и средне — профессиональных учебных заведениях и позволят стать конкурентноспособным на рынке труда и в любой сфере профессиональной деятельности. Проектная деятельность является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса, потому что именно она способствует развитию универсальных учебных действий, что является весьма актуальным в наше время.

Новизной данной программы является то, что в основе лежит системно-деятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности и обеспечивает соответствие деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям: ·

 реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания; ·

воспитание и развитие качеств личности, которые отвечают требованиям информационного общества; ·

признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;  

учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

Цель программы: создание условий для успешной реализации детьми своих способностей и потенциала личности.

Задачи программы:

 формирование представление о проектном обучении как ведущем способе учебной деятельности;  

обучение специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

 формирование коммуникативных навыков (партнерское общение);  

формирование навыков работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);формирование умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор;

 развитие познавательные потребности и способности, креативность.

Формы организации учебного процесса. Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, библиотеке, на пришкольном участке. Проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Основные методы и технологии.

Методы проведения занятий :беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

Технологии, методики:  уровневая дифференциация;  проблемное обучение;  моделирующая деятельность;  поисковая деятельность;  информационно-коммуникационные технологии;  здоровьесберегающие технологии;

Структура курса, 6 класс (35 часов)

1.Научные исследования и наша жизнь.-1ч .

2.Что такое проекты. – 1ч

 Знакомство с понятием «проект», развитие интереса к исследовательской деятельности через знакомство с работами учащихся. Презентация  исследовательских работ учащихся старших классов.

3.Какими могут быть проекты? – 2ч.

 Знакомство с видами проектов. Работа в группах.

4.Что такое проблема. – 1ч.

 Познакомить с понятием проблема, формировать умение видеть проблему, развивать умение изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон. Упражнения в выявлении проблемы.

5.Как выбрать тему  проекта?-1ч.

 Составление плана работы.

6.Утверждение темы проекта. Проект « Прорастание семян». – 2 ч 

Обобщение знаний о растениях, о роли растений в жизни человека и животных, воспитание бережного отношения к родной природе, формирование умения применять в практической деятельности полученные знания. Дикорастущие и культурные растения. Особенности выращивания  растений. Выбор и утверждение темы школьного проекта

7.Формулирование цели, задач исследования– 1ч.

Изучение готовых проектов. Упражнения  по формулировке целей и задач. Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели.

8. Знакомство с понятием «гипотеза» 1ч. 

Развитие исследовательского и творческого мышления, развитие умения прогнозировать.

Выдвижение гипотезы по выбранной теме.

9. Источники информации.- 3ч.

Знакомство с понятием « источник информации». Учимся работать с дополнительной информацией (библиотека, беседа с взрослыми, экскурсия, книги, видео фильмы). Экскурсия в библиотеку. Работа в библиотеке с каталогами

10.Ресурсы Интернета – 2ч. 

Поиск информации в сети Интернет. Выбор материала для работы по теме проекта.

11. Библиография. – 1ч.

 Составление аннотации к прочитанным источникам

12.Знакомство с методами и предметами исследования. -2 ч.

Эксперимент познания в действии.

13. Удивительный вопрос. -2ч

 Обучение  анкетированию, социальному опросу, интервьюированию Развитие умения ставить вопросы для решения существующей проблемы. Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Провести анкетирование родственников.

14. Анализ информации. Сбор и изучение информации по проекту.- 2ч.

  Работа с различными источниками информации

15.Основная часть проекта.-2ч.

 Правила оформления работы.

16. Заключение. 1ч. 

Развитие умения делать выводы по проделанной работе.

17.Оформление приложения к работе.- 2ч.

 Консультации и обработка собранных материалов.

18. Подготовка к публичной защите проекта.- 1ч.

 Работа по  составлению сообщения для защиты.

19. Оформление презентации.- 3ч.

 Работа с презентацией по проекту.

20.Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа. – 3ч.

 Мини конференция по итогам исследований. Систематизировать и обобщить знания детей по курсу Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся. Подготовка к публичной защите работы.

21.Анализ исследовательской деятельности. – 3ч.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.

 Универсальными компетенциями учащихся на данном этапе общего образования по формированию умения проектировать свою деятельность являются: — умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели; — умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей; — умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения: — активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; —осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями; — проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; — оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения: — Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний  

- Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?  

- Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей  

- Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле  

- Умение находить несколько вариантов решения проблемы

 - Умение устанавливать причинно-следственные связи  

- Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы  

- Умения и навыки работы в сотрудничестве:  

- Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач  

- Умение выдвигать гипотезы

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения:

- Использовать средства Интернет для нахождения графических иллюстраций, аудио объектов;  

- Создавать рисунки в графическом редакторе;  

- Пользоваться цифровым фотоаппаратом и видеокамерой;

- Использовать сканер, микрофон и принтер для ввода и вывода информации.
Предполагаемая результативность курса

Личностные результаты

· осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества); • испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину, страну; • формулировать самому простые правила поведения в природе; • осознавать себя гражданином России; • объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России; • искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений; • уважать иное мнение; • вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.

Метапредметные результаты

Познавательные:

предполагать, какая информация нужна; • отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски; • сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет); • выбирать основания для сравнения, классификации объектов; • устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; • выстраивать логическую цепь рассуждений; • представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.

Регулятивные:

определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления; • учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта; • составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем; • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки; • работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ); • в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов; • понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Коммуникативные:

организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); • предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений; • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; • при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами; • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Планируемые результаты.

Обучающиеся должны научиться ■ видеть проблемы; ■ ставить вопросы; ■ выдвигать гипотезы; ■ давать определение понятиям; ■ классифицировать; ■ наблюдать; ■ проводить эксперименты; ■ делать умозаключения и выводы; ■ структурировать материал; ■ готовить тексты собственных докладов; ■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Учебно-методическое обеспечение 

Иллюстративный материал, таблицы, схемы, образцы. На занятиях курса используются наглядные пособия (в т.ч. собственного изготовления), технические средства, подписные издания, что способствует лучшему усвоению знаний.  

Тематическое планирование

Тема занятия

Количество

часов    

Дата

проведения

План

Факт

1

Научные исследования и наша жизнь.

 1

2

Что такое проекты

1

3

Какими могут быть проекты?

1

4

Примеры проектов, отмеченных на конкурсах.

1

5

Что такое проблема.

1

6

Как выбрать тему  проекта?

1

7

Утверждение темы проекта.

1

8

Проект « Прорастание семян».

9

Формулирование цели, задач исследования

1

10

Знакомство с понятием «гипотеза»

1

11

Работа с источниками информации.

1

12

Работа с источниками информации.

1

13

Работа с источниками информации.

1

14

Работа с ресурсами Интернета

1

15

Работа с ресурсами Интернета

1

16

Что такое библиография?

1

17

Знакомство с методами и предметами исследования.

1

18

Знакомство с методами и предметами исследования.

1

19

Удивительный вопрос

1

20

Удивительный вопрос

1

21

Анализ информации.

1

22

Сбор и изучение информации по проекту.

1

23

Основная часть проекта

1

24

Основная часть проекта

1

25

Заключение.

1

26

Оформление приложения к работе.

1

27

Оформление приложения к работе.

1

28

Подготовка к публичной защите проекта.

1

29

Подготовка к публичной защите проекта.

1

30

Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа.

1

31

Моя лучшая работа.

1

32

Моя лучшая работа.

1

33

Анализ исследовательской деятельности.

1

34

Анализ исследовательской деятельности.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности для 1-4 классов " Корригирующая гимнастика"

Традиционная организация учебного процесса при доминировании сидячей рабочей позы учащегося требует проведения специальных мероприятий, направленных на профилактику нарушений опорно-двигательног...

Авторская программа. Внеурочная деятельность "Мастерская доброты". 3 класс

Программа внеурочной деятельности продолжает занятия учащихся начальной школы по предметам "Крупицы доброты" (1 класс) и "Дорогой добра" (2 класс). Нагрузка - 1 час в неделю. программа разработана в с...

Программа внеурочной деятельности "Создаём игры", 5 класс

Программа «Создаём игры» разработана на основе авторской программы « Создаём игры вместе» Чепасова П.А. для организации внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности . в рамках ФГО...

Программа внеурочной деятельности для 5-7 классов «Прыжок в прошлое: жизнь человека в доме и в мире»

Представленная программа внеурочной деятельности  рассчитана на 3 года обучения (105 часов)5 класс: «Народный календарь»6 класс: «Славянская мифология и фольклор»7 класс: «Семейно-бытовые обряды ...

Программа внеурочной деятельности по биологии 9 класс "Линия жизни"

Элективный курс «Линия жизни» позволит расширить и систематизировать знания учащихся о важнейших признаках основных царств  живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших органи...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Наглядная геометрия" 5 класс и 6 класс

Программа «Наглядная геометрия» является подготовительной работой перед изучением систематического курса геометрии. В основе курса «Наглядная  геометрия» лежит максимально...