Дыхание - дар жизни
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Вакилова Дина

Разработка урока. Для 8 класса. Урок спланирова с опорой на деятельностный подход в образовании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_dyhanie-_dar_zhizni.docx572.84 КБ

Предварительный просмотр:

                  МБОУ «Лицей №5» Вахитовского района Г. Казани

Методическая разработка урока биологии в 8 классе

«Дыхание – дар жизни»

                                                                                   Разработал учитель биологии    

                                                                                       Вакилова Дина Гумеровна  

         

                                             Казань-2017

Оглавление

  1. Введение                                                                     2                  
  2. Основная часть (конспект урока)                             3
  3. Список используемой литературы                           13
  4. Приложения                                                                14

1.Введение.

Место урока в рабочей программе: первый урок в разделе «Дыхательная система человека»

Учебник   Колесов Д.В., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 кл. – М.: Дрофа 2010.-336 с.

Рабочая тетрадь Колесов Д.В., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 кл. – М.: Дрофа 2010.-95 с.

Образовательные цели урока:  сформировать представление о значении, механизме дыхания, органах дыхательной системы, их строении в связи с выполняемыми функциями.

Развивающие цели урока: продолжать развитие умений анализировать и сравнивать фактический материал, находить причинно-следственные связи между явлениями и процессами, а также между строением органов и выполняемыми ими функциями.

Воспитательные цели урока: прививать навыки бережного отношения к своему здоровью, навыки коммуникации при работе в группах, формировать научно-материалистическую картину мира учащихся.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, инструктивно-практический, эвристическая беседа.

Методы контроля: фронтальный письменный опрос.

Виды учебной деятельности: фронтальная, групповая, парная работа, работа с текстом учебника и выполнение заданий в рабочей тетради, индивидуальная письменная работа.

Тип урока:  урок формирования новых знаний.

Оборудование урока: презентация компьютерная, опорные сигналы «Механизм вдоха и выдоха» на каждую парту, раздаточный материал  для работы в группах  (4 комплекта)- каточки для склеивания пазла «Органы дыхания», 4 клей-карандаша, раздаточный материал для парной практической работы – самодельные модели легкого, сделанные из пластиковых бутылок (описание технологии изготовления прилагается), мотивирующие познавательную активность объекты, а именно: губка синтетическая, гофрированная трубка,  воздушный шарик.

  1. Конспект урока.

1.        Организационный момент

2.        Мотивация познавательной активности.

Торопясь на встречу с Вами, я захватила с собой эти предметы: воздушный шар (надуть тут же), гофрированную трубку, губку.

Как выдумаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?   Да, мы начнем изучать дыхание. А что символизируют все эти предметы?  Трубка – трахею, губка  - губчатую ткань легкого, шарик – легочный пузырек. (Восьмиклассники, изучающие биологию по учебникам линии Пасечника В.В., обязательно ответят на этот вопрос, ведь в 7 классе ими уже изучена тема «Эволюция органов дыхания».  Учебник В.В.Латюшин, В.А. Шапкин. Биология. Животные. 7 класс, учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2010)

Послушайте притчу. Однажды все жизненные силы человека заспорили о том, кто из них главнее? «Тот из нас будет главным, после чьего ухода тело человека окажется в наихудшем положении», - решили они. Ушло зрение, человеку стало очень плохо, однако он выжил, и зрение вернулось к нему, ушел слух, и произошло то же самое.  Ушел разум. Человек перестал мыслить, но продолжал жить даже в таком плачевном состоянии. Ушло дыхание. И подобно тому, как конь вырывает колышки, к которым привязаны его ноги, так оно вырвало и все другие жизненные силы из тела.

С чего начинается наша жизнь?            - С первого вдоха.   ( демонстрация слайда с фотографией младенца, держащего за палец старика)      Чем она заканчивается ?            - Последним вдохом.

Итак, запишите тему урока в тетрадях «Дыхание – дар жизни».

3.        Целеполагание.

Сегодня мы с Вами разберемся в сущности дыхания, узнаем, какие органы обеспечивают дыхание, выясним, каков механизм дыхания.

4.        Формирование новых знаний.

А) Фронтальная работа

Почему же без пищи человек может обойтись месяц, без воды – около недели, а без воздуха всего 7 минут?

 - Кислород нам очень нужен. У нас в организме нет запаса кислорода.

Почему же мы не запасаем воздух?

- это не зачем  делать, ведь воздух нас окружает.

Для чего мы дышим? ( На этот вопрос дети отвечают однообразно банально)

             - Мы дышим для того, чтобы жить, мы получаем кислород и выделяем углекислый газ.

Откройте стр. 202 учебника и найдите в тексте  ответ на этот вопрос.

В ходе дальнейшего обсуждения на доске я записываю схему:         

Мы дышим для получения энергии. Каждой нашей клетке нужен кислород. Давайте дадим определение понятию «дыхание», опираясь на эту схему.

Дыхание - это процесс поступления кислорода, который требуется для окисления  веществ с получением энергии, и выделения углекислого газа.

Закрепим полученные знания. Откройте стр. 45 рабочих тетрадей и выполните задание 104.

Какие органы образуют дыхательную систему?  (Работа по слайду) Верхние дыхательные пути образованы носовой полостью, носоглоткой, глоткой. Начиная с гортани, перечислим нижние дыхательные пути: гортань, трахея, бронхи. Губчатые легкие – это орган газообмена, образованный множеством легочных пузырьков.

Выполним в рабочих тетрадях задание 106. (1 мин ) Обменяйтесь тетрадями и произведите взаимопроверку.  (  задании требуется подписать указанные структуры дыхательной системы). Кто нашел ошибки? (анализ и исправление ошибок)

Б) Групповая работа.

А сейчас поработаем в группах. Первые и третьи парты развернитесь, пожалуйста, ко вторым и четвертым. (Образуется несколько групп, в моем примере 4). В течение 2 минут каждая группа склеит из предложенных вам карточек на листе бумаги учебные пазлы «Строение и функции органов дыхания». Если вы справитесь с заданием, вам откроется  ключевая фраза из букв, записанных в уголках карточек, фразы помогут нам в дальнейшей работе.

(составленные пазлы будут иметь вид таблицы)

Название отдела

                                       

Особенности строения

Функции

Носовая полость

Слизистая оболочка обильно снабжена кровеносными сосудами, состоит из мерцательного эпителия, содержит обонятельные рецепторы

Согревает, увлажняет воздух, задерживает пыль, уничтожает бактерии, способствует ощущению запахов

Гортань

Воронка, состоящая из хрящей, один из них- надгортанник- закрывает дыхательный путь при проглатывании пищи.  Между хрящами гортани натянуты голосовые связки

Разделяет воздухоносные и пищеварительные пути, участвует в звукообразовании.

Трахея

Трубка, образованная хрящевыми

полукольцами.

Обеспечивает свободное прохождение воздуха

Бронхи

Трубки, образованные хрящевыми кольцами. 

Обеспечивают свободное прохождение воздуха

Легкое

Парный орган, состоящий из легочных пузырьков – альвеол, оплетенных сетью кровеносных капилляров. Сверху легкие покрыты легочной плеврой, которая плотно прилегает к легкому, и пристеночной плеврой, которая прилегает к грудной клетке изнутри. Между двумя плеврами – полость, где под отрицательным давлением находится жидкость.

Газообмен между вдыхаемым воздухом и кровью.

Обе плевры обеспечивают плотное прилегание легких к грудной клетке.

Плевральная жидкость уменьшает трение.

Проверим результаты ваших обсуждений .  Первая группа, огласите свою ключевую фразу.

1 группа «Носовое дыхание»

2 группа «Голосовые связки»

3 группа «Наш надгортанник»

4 группа «Легочный пузырек»

Молодцы, посмотрите, насколько быстрее работала группа, в которой появился лидер, распределивший обязанности между членами команды. Вернитесь в привычное положение. Я раздаю каждой парте готовый вариант вашей работы, можете сопоставить его с  вашим результатом.

(Слайд «Носовое дыхание»)

Итак, первая ключевая фраза «Носовое дыхание»!  Давайте проанализируем результат одного эксперимента. Кролику ввели в дыхательные пути трубочки так, чтобы воздух проходил, минуя носовую полость, сразу в гортань. Через несколько дней кролик умер. Почему?

При ответе на вопрос можно опираться на составленную вами таблицу. Да, действительно, воздух в носовой полости согревается. Благодаря чему?  Кровеносные капилляры слизистой носа производят теплообмен.

«Работает» принцип противотока: поток воздуха, поступающий в носовую полость, соприкасается с нагретым кровью капилляров воздухом.

- Воздух обеззараживается, ведь в слизи есть лейкотиты.

- Воздух увлажняется, за счет соприкосновение со слизистой.

Хорошо, а каково значение мерцательного эпителия носовой полости?

- Он способствует устранению пыли.

Да, если бы не ресничный эпителий носа, мы за 70 лет жизни накопили бы в себе 5 кг пыли!!!

Когда у вас бывает заложен нос, чувствуете ли вы в полной мере вкус пищи?   - Нет, ведь восприятие вкуса происходит в совокупности с обонянием.

(Вопрос для закрепления) Часто так бывает, что во время лыжных гонок вы вдруг переходите на дыхание ртом, так вы получаете больше кислорода. Можно ли дышать ртом зимой? Почему?

В) Дыхательная гимнастика  

Вы поняли, что дышать носом очень важно. Выполним 2 упражнения, улучшающие носовое дыхание. (Дыхание по методике Стрельниковой)

«Ладошки» производим шумные вдохи, прижимая руки ладонь к ладони 8 раз

«Объятья» Шумные вдохи с заведением согнутых в локтях рук за спину   8 раз

Г) следующая ключевая фраза «Голосовые связки» (слайд «Голосовые связки»)

Наверняка среди вас есть человек, играющий на гитаре. Какая гитарная струна издает более низкий звук?  - Толстая струна. Так и наши голосовые связки, у мужчин они длинные и толстые, у женщин и детей – они короткие и тонкие.

А теперь все вместе хором попробуем произнести слово «Мама» на вдохе.  ( упражнение обычно вызывает дружный смех – эмоциональная разрядка никогда не помешает на уроке). А на выдохе. Итак, в какой момент дыхания мы поем  и говорим?   - Во время выдоха.

Что же происходит с голосовыми связками в момент произнесения звука? Мне кажется, в решении этого вопроса нам должен помочь уже знакомый нам предмет – шарик. Может быть, кто-то из вас уже догадался, как нужно использовать шарик, чтобы он «запел»? (Обычно, пытливые умы ребят находят решение этой задачки)

Продемонстрируем: надуем  2 шарика из одного выпустим воздух, просто расслабив кольцо-горлышка, а из второго выпустим воздух, предварительно растянув кольцо, тем самым мы имитируем сближение голосовых связок. (Второй шарик «поет»)

Посмотрите на слайд. Что же происходит с голосовыми связками в разные моменты нашей жизни.

В момент молчания они разомкнуты, в момент шепота они немного сведены, в момент речи – они плотно сомкнуты.

Закрепим эти факты жестами. Пусть моделями голосовых связок нам послужат наши указательные пальцы. Все покажите мне положение связок во время молчания (все демонстрируют из указательных пальцев фигуру, напоминающую букву  Л), во время крика   (пальцы прижаты по всей длине), во время шепота, во время пения.   Молодцы

Д) Третья ключевая фраза «Наш надгортанник» (Слайд с одноименным названием)

Объясните русскую народную  пословицу «Когда я ем, я глух и нем!»

- Нельзя разговаривать во время еды, можно подавиться.

Почему? Рассмотрим расположение органов дыхания на рисунке слайда.

- Трахея соприкасается с пищеводом, пища может попасть в гортань, а не в пищевод.

Проанализируем анимацию (на слайде запускается анимация, иллюстрирующая  попадание пищевого комка в дыхательное горло и работу надгортанника), какова же роль хряща - надгортанника в процессе глотания? – Он закрывает вход в гортань во время проглатывания пищи.

Е) Четвертая ключевая фраза «Легочный пузырек»  (Слайд с одноименным названием)

Какую функцию выполняет легочный пузырек?  Обратите внимание на анимацию слайда. Да, это функция газообмена между легочной тканью и кровью.    На каком физическом процессе основан газообмен?   Конечно, это диффузия.   Что позволяет молекулам кислорода проникать из легочного пузырька в кровеносный капилляр легочной ткани?      Молекулы перемещаются из области  большей концентрации в область с меньшей концентрацией.           Какое строение должен иметь легочный пузырек, чтобы выполнять столь важную функцию?

Поработаем с текстом учебника.  Откройте стр. 205 и найдите в тексте ответ на поставленный вопрос.     Пузырьки образованы одним слоем эпителиальных клеток, изнутри альвеолы покрываются сурфактантом – веществом,  которое препятствует слипанию пузырьков.  Как вы думаете, с какой целью я поместила на слайд фотографию курящей дамы. Как, по-вашему, могут быть связаны между собой материал, который вы изучили по учебнику и эта фотография?

(Дети высказывают предположения, среди которых может оказаться и верное ) .  Под действием веществ табачного дыма сурфактант  разрушается, пузырьки слипаются, газообмен происходит не в полной мере, курильщик страдает от кислородной недостаточности.

Ж) Парная практическая работа.

А пока мы свами беседовали, наши легкие непроизвольно совершали дыхательные движения. Вдох и выдох.  Сами легкие не имеют мышечной ткани, они не могут самостоятельно нагнетать и изгонять воздух. В этом незаметном для нас труде легким помогают межреберные мышцы и диафрагма.

Сейчас, работая в парах с моделью грудной клетки и легкого, вы постараетесь выяснить, при каком положении диафрагмы из легкого воздух выходит, а при каком – направляется по дыхательным путям в легкое.

                                         

                                               

 

В этой несложной модели роль легкого выполняет палец от резиновой перчатки, роль диафрагмы -  резиновая «ладонь» от той же перчатки, приклеенная к стенке пластиковой бутылки, она очень подвижна, ее можно продавить, имитируя подъем диафрагмы, и опустить вниз, потянув резиновую мембрану. Сама пластиковая бутылка с вмонтированной в крышечку «трахеей» - полой трубочкой (основная часть шариковой ручки) имитирует герметичную грудную клетку. Ее так же можно сжимать, что демонстрирует сокращение и расслабление межреберных мышц. Приступая к изготовлению модели, необходимо срезать дно пластиковой бутылки как можно ровнее, что обеспечит герметичность будущей модели.

Вывод, который ребята делают, поработав с моделью: если диафрагма опускается, то легкое расширяется, происходит вдох (через дыхательные пути воздух пассивно входит в легкое), а если диафрагма поднимается, то легкое, сжимаясь, «выдыхает воздух».  Те же процессы происходят при сокращении межреберных мышц (при продавливании стенок бутылки).  Попробуйте обосновать сделанные выводы, опираясь на знания физики.

Дети размышляют над поставленной задачей. Их можно чуть направить, напомнив о зависимости давления от объема газов. (При увеличении объема, который занимает газ, падает давление газа внутри легкого, воздух идет из области с высоким давлением в область с низким давлением, так происходит вдох)  В презентации появляется слайд, демонстрирующий этапы механизма вдоха и выдоха.

Проработав схему, дети приходят к выводу, что столь безупречная работа диафрагмы, грудной клетки и самих легких достигается при условии герметичности. Можно пожертвовать одной моделью, проделав в стенке бутылки отверстие иглой.  Почему в данном случае легкое перестало следовать за расширяющейся грудной клеткой? Нарушена герметичность грудной клетки, давление в полости между грудной клеткой и легким стало равным атмосферному давлению.

Какие же структуры обеспечивают исключительную герметичность легкого?  Обратите внимание на сложенные вами в начале урока таблицы. Да, это две соединительнотканные пленки - легочная и пристеночная плевра, с жидкостью между ними. Плевральная жидкость имеет отрицательное давление.

5.Закрепление полученных знаний (беседа).

Итак, для чего дышат живые существа?

Какие органы составляют дыхательную систему человека?  Откроем, что скрывают цифры следующего слайда? (фронтальная работа по закреплению строения дыхательной системы)

В каком органе дыхательной системы увлажняется, согревается и обеззараживается воздух?

Какую роль в дыхательной системе играет гортань?

Какие мышцы участвуют в процессе вдоха и выдоха?

Из чего состоят легкие? Почему они не могут самостоятельно сокращаться?

  1. Первичная проверка знаний (фронтальный письменный опрос на 2 варианта, задания на слайде презентации)

  1.   вариант

1. К дыхательной системе НЕ относится

А) легкие

Б) трахея

В) бронхи

Г) легочная артерия

2. Где расположены голосовые связки?

А) гортань

Б) трахея

В) бронхи

Г) легкие

3.Какая часть дыхательной системы выполняет функцию газообмена?

А) легкие

Б) трахея

В) носовая полость

Г) гортань

4.Во время молчания голосовые связки …

А) вибрируют

Б) сомкнуты

В) разведены

5. Перед моментом вдоха ….

А) легкое сжимается

Б) диафрагма опускается

В) в легком увеличивается давление

2   вариант

1. К воздухоносным путям НЕ относится

А) носовая полость

Б) бронхи

В) легкие

Г) трахея

2. Частью какого органа является надгортанник?

А) носовая полость

Б) трахея

В) гортань

Г) легкие

3. Какая часть дыхательной системы увлажняет и согревает воздух?

А) носовая полость

Б) трахея

В) гортань

Г) бронхи

4. Мы произносим слова …

А) на вдохе

Б) на выдохе

В) и на вдохе, и на выдохе

5. Перед моментом выдоха…

А) легкое расширяется

Б) в легком уменьшается давление

В) диафрагма поднимается

Обменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку, сравните результаты с правильными ответами, они появились на слайде. Те из вас, кто не допустил ни одной ошибки, получает оценку «отлично».

7.        В заключение урока, мне хотелось бы понять, что для вас значит сегодняшняя тема? Что удивило вас на сегодняшнем уроке? А что заставило задуматься? Что вы хотели бы узнать еще,  что-то проверить экспериментально? (выслушиваю мнения и вопросы)

Если вы так заинтересовались, у нас есть повод продолжить изучение этой темы на следующих уроках.

8.        Запишите домашнее задание: параграф 47, задания в рабочих тетрадях под № 105, 107,108,109. Всего Вам доброго.

9.        Выставляются оценки за активную работу на уроке и за тестовую работу.

3. Список используемой литературы

1. Учебник   Колесов Д.В., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 кл. – М.: Дрофа 2010.-336 с.;

2. Розенблат В.В. Симфония жизни. – М.: Физкультура и спорт 1997.-331с.

3. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д., Биология.Т.2 - М.: Мир, 1990.-325 с.;

4. Сапин М.Р., Брыскина З.Г. Анатомия человека. – М.: просвещение. 1995.-464 с.;

5. Пирс Э.Анатомия и физиология для медсестер. Пер. с английского. Минск: Белади. 1997. – 416с.;

6.Харрисон Д., Уайнер Д., Таннер Д, Барникот Н. Биология человека. Пер. с английского. М.: Мир. 1968. – 440с.

4.Приложения.

1.Опорный сигнал «Механизм вдоха и выдоха»

2.Раздаточный материал для закрепления материала урока

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Дыхание - это жизнь"

Обучающиеся на уроке обобщают и закрепляют пройденный материал по темам "Дыхание " и " Кровообращение" . На уроке осуществляется воспитание здорового образа жизни.      ...

План урока по теме "Дыхание - это жизнь"

Урок биологии в 8 классе из раздела "Дыхание". Урок посвящен изучению механизмов вдоха и выдоха,  имеет здоровьесберегающую направленность с использованием личностно-ориентированного подхода....

Открытый урок по теме: "Влияние образа жизни на функцию дыхания человека"

Открытый урок по ОБЖ для учащихся 10 класса с использованием программно-аппаратного комплекса AFS....

Урок- конференция «Дыхание жизни»

Форма проведения: урок- конференция «Дыхание жизни»Цель: Мотивировать детей к изучению предмета, наглядно продемонстрировать различные методики, необходимые для поддержания своег...

Презентация Урок- конференция «Дыхание жизни»

Задачи урока:Образовательная:-  закрепление знаний о строении организма человека. Формирование понятия о здоровом образе жизни;- обобщение и углубление знаний учащихся о воздействии таб...