Рабочая программа по биологии 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему

Клячева Ирина Валерьевна

Рабочая программа по биологии 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon r.p._po_biologii_dlya_8_klassa_klyachevoy_i.v.doc274 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено на заседании

ШМО «Естественно-научного цикла»

___________/Антипина С.В./

Протокол №

от «    »                     201 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МАОУ СОШ № 22  

_________/Л.В. Котельникова/

 «        »                      201г.

«Утверждаю»

Директор МАОУ СОШ № 22  

____________/Г.Д. Потапкина/

Приказ №         от

«     »                        201  г.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №22»

г.Балаково Саратовской области

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии для обучающихся  8 классов,

адаптированная учителем биологии

Клячевой Ириной Валерьевной


Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №      от «     »                    201 г.

2016  – 2017  учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного  общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007). Также использованы Программы для общеобразовательных учреждений и лицеев и гимназий. Биология. 6 – 11 классы - М., Дрофа, 2005, (авт. Пасечник В.В. и др.), полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся и ООП МАОУ СОШ № 22..

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.

В 8-м классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.

Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;
  2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием  собственного организма, биологические эксперименты;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  4. воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  5. иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Результаты изучения курса «Биология»  в 8 классе полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на  реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими  ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны  с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

        Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках рассматривается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов человека, вводятся сведения о нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека, их связи, об обмене веществ, об анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с эти предлагается работа с тетрадью с печатной основой.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц, в форме лабораторных работ, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) системы органов. Органы и другие структурные компоненты человека. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

  • Колесов Д.В., Маш Р.Д.Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. – М.: Дрофа, 2006. – 96 с.

Рабочая программа ориентирована на учебник:

  • Колесов Д.В., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 кл. – М.: Дрофа, 2006.-336 с.. (Гриф: Рекомендовано МО РФ)

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебные единицы

количество        количество

     уроков

Введение. 

Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.

2

Происхождение человека.

 Систематическое положение человека. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на неё. Человеческие расы. Человек как вид.

3

Строение и функции организма

56

  • Общий обзор организма

Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.

1

  • Клеточное строение организма. Ткани

Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функция клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.

Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.

3

  • Нервно-гуморальная регуляция физиологических функций

Регуляция функций в организме. Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Процессы возбуждения и торможения, их значение.

Нервная система человека

Значение нервной системы. Строение нервной системы: спинной и головной мозг – центральная нервная система; нервы и нервные узлы – периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.

Железы внутренней секреции (эндокринная система) 

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желёз, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.

10

  • Система опоры и движения.

Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.

Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

7

  • Внутренняя среда организма.

Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свёртывание крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Л. Пастер и И. И. Мечников. Иммунитет. Иммунная система. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.

3

  • Кровеносная и лимфатическая системы организма

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечнососудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Демонстрации моделей сердца и торса человека, приёмов измерения артериального давления по методу Короткова, приёмов остановки кровотечений.

5

  • Дыхательная система

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в лёгких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землёй, электротравме. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм

5

  • Пищеварительная система

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

5

  • Обмен веществ и энергии

Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая ценность пищи.

3

  • Выделение.

Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функция. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.

2

  • Покровные органы. Теплорегуляция

Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в терморегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.

Причины кожных заболеваний. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

3

  • Анализаторы

Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха.

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

5

  • Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика

Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Учение А. А. Ухтомского о доминанте. Врождённые программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип. Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Роль речи в развитии высших психических функций. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление. Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.

6

  • Индивидуальное развитие организма

Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля–Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.

Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.

Развитие ребёнка после рождения. Вред ранних половых контактов и абортов.

Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.

3

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;
  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;
  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
  • изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕНИЯ

Задания, используемые в качестве измерителей, содержатся в следующих источниках:

  1. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Человек. – М.: Дрофа, 2004.
  2. А.А.Каменский, Н.А Соколова, С.А. Титов. Вступительные экзамены: ваша оценка по биологии. – М.: Издательский центр «Вентана Граф», 1996.
  3. А.А. Каменский и др. 1000 вопросов и ответов. Биология: учебное пособие для поступающих в вузы. – М.: Книжный дом «Университет», 1999.
  4. Г. И. Лернер Биология. Человек. Поурочные тесты и задания. – М.: Аквариум, 1998.

НОРМЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Оценивание устного ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4": 
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ. 

Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ. 

Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Список дополнительной литературы для учителя:

  1. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии. 2-е изд., испр. - М.: Дрофа, 2000
  2. Муртазин  Активные формы обучения биологии М., Просвещение, 1991
  3. Лернер Г.И. Человек. Анатомия, физиология, гигиена. Поурочные тесты и задания. - М. Акварель, 1998.
  4. Маш Р.Д. Человек и его здоровье. 8 кл. - М.: Мнемозина, 1998
  5. Харрисон Дж., Уайнер Дж., Теннен Дж., Барникот Н. Биология человека. — М.: Мир,
  6. Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. – М., Просвещение, 1995
  7. Журнал «Биология в школе»
  8. «Открытая биология» - СД-диск компании «Физикон»
  9. Регионализация курса биологии в образовательных учреждениях Республики Татарстан - Казань, 2002

Список дополнительной литературы для учащихся:

  1. Энциклопедический словарь юного биолога  Сост. Аспиз М.Е. – М., Просвещение 1986
  2. Журнал «Биология для школьников».
  3. Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. 1992, 1995 гг. "Просвещение"
  4. Батуев А.С. и др. Словарь основных терминов и понятий по анатомии, физиологии и гигиене. 1996 г. "Просвещение"

Электронные издания:

  1. Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.
  2. 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова
  3. Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.
  4. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.
  5. Единый государственный экзамен 2004. Тренажер по биологии. Пособие к экзамену.- В.М. Авторы - Арбесман, И.В. Копылов. ООО «Меридиан».

Интернет-ресурсы:

www.bio.1september.ru

www.bio.nature.ru

www.edios.ru

www.km.ru/educftion

График проведения контрольных,  лабораторных работ и экскурсий 8 класс

Четверть

Лабораторные работы

Экскурсии

Контрольные работы

I

3

1

II

5

1

III

8

IV

2

1

1


Учебно – тематическое планирование по биологии 8 класс

п/п

Содержание

Планируемые  результаты

Обучения

Дата

Корректировка

Лабораторные работы;

Практические работы;

Экскурсии и демонстрации.

Контрольные

работы

Федеральный компонент

(тема раздела, темы уроков)

НРК

Общеучебные умения

и навыки

Специальные

знания (знать/понимать)

Специальные

умения (уметь)

Введение

Биосоциальная природа человека и науки, изучающие его.

-диалектически анализировать учебный или любой другой материал;
-сравнивать объекты, факты, явления;
-обобщать, делать резюме;

-Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена и их методы;

- объяснять место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды

Становление наук о человеке.

Ученые РТ, их вклад в развитие медицины

Самойлов В.Н.,

Бехтерев В.М., Горяев Н.К. и др.

Работать с различными источниками информации, готовить сообщения, выступать с сообщениями.

- вклад великих ученых  в развитие наук о человеке;

-объяснять этапы становления наук о человеке

Происхождение человека Систематическое положение человека

Входной мониторинг.

- сравнивать, анализировать, обобщать; работать с книгой.

-классифицировать по нескольким признакам;

- место человека в систематике; доказательства животного происхождения человека

- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация)

Входная

контрольная

работа

Историческое прошлое людей

Работать с различными источниками информации, готовить сообщения, выступать с сообщениями.

– раскрывать усложнения человека в процессе его эволюции (ископаемого, древнейшего и древнего человека);

 – раскрывать значение ископаемых, древнейших и древних форм человека, черты совершенствования человека, факторы его становления и образования рас;

Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков древней культуры человека

Расы человека

-диалектически анализировать учебный или любой другой материал;
-сравнивать объекты, факты, явления;
-обобщать, делать резюме;

– характерные расовые признаки.

–доказывать происхождение и единство рас человека;
–распознавать на таблицах, рисунках расы человека, его исторические формы.

Организм человека и его строение

Общий обзор организма человека

-диалектически анализировать учебный или любой другой материал;
-сравнивать объекты, факты, явления;
-обобщать, делать резюме;

–клеточное строение организма;
–строение животной клетки;
-распознавать на рисунках, таблицах, муляжах, микропрепаратах части и органоиды клетки, видимые под световым микроскопом; типы тканей, на торсе – основные органы.

тест

Строение и химический состав клетки

— ставить цели самообразовательной деятельности;

— планировать и проводить наблюдения за объектом;

– клеточное строение организма;
– строение животной клетки;
– называть части и органоиды клеток организма человека,

-распознавать на микропрепаратах части и органоиды клетки, видимые под световым микроскопом;

Физиология клетки

-диалектически анализировать учебный или любой другой материал;
-сравнивать объекты, факты, явления;
· обобщать, делать резюме

– раскрывать функции органоидов клеток, видимых под световым микроскопом, типов тканей

– доказывать взаимосвязь частей и органоидов клеток, направленную на функциональное единство тканей, органов и систем, поддержание гомеостаза организма.

Демонстрация разложения пероксида водорода ферментом каталазой

тест

Ткани. Типы тканей и их свойства

— планировать и проводить наблюдения за объектом;

- соотносить различные компоненты объекта;

-классифицировать по нескольким признакам;

-называть типы тканей,

-распознавать на рисунках, таблицах, муляжах, микропрепаратах части и органоиды клетки, видимые под световым микроскопом; типы тканей, на торсе – основные органы.

-уметь работать с микроскопом.

Лабораторная работа №1 «Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп»

Нервно-гуморальная регуляция физиологических

Функций

Регуляция функций в организме

Алкоголь,

курение наркомания и здоровье человека.

Профилактика.

-сравнивать, анализировать, обобщать; работать с книгой,

-выделять главное, существенное;

– разъяснять роль нервной системы в регуляции функций организма человека, осуществлении согласованной деятельности органов, связи организма с окружающей средой

– сравнивать строение нервной системы человека и животных.

тест

Общий план строения нервной системы и ее функции

-сравнивать, анализировать, обобщать; работать с книгой,

-выделять главное, существенное;

– разъяснять роль нервной системы в регуляции функций организма человека, осуществлении согласованной деятельности органов, связи организма с окружающей средой

– сравнивать строение нервной системы человека и животных.

Рефлекторный принцип работы нервной системы

- соотносить различные компоненты объекта;

-классифицировать по нескольким признакам

– строение и функции нейрона, рефлекторной дуги, спинного и головного мозга.

–разъяснять рефлекторный принцип работы нервной системы, механизм нервной регуляции

-проводить самонаблюдения

Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс и др

Центральная нервная система. Спинной мозг, его строение и функции

-сравнивать, анализировать, обобщать;

-работать с книгой,

-составлять схемы

– строение и функции рефлекторной дуги, спинного мозга, рефлекторной и проводниковой функциях

- работать с биологическими таблицами, схемами

Биологический

диктант

Головной мозг. Строение и функции.

-сравнивать, анализировать, обобщать;

-работать с книгой, -проводить наблюдения.

– разъяснять роль отделов головного мозга; механизм взаимосвязи спинного и головного мозга, соподчинение их функций.

-– разъяснять роль коры больших полушарий, отделов мозга;

-проводить самонаблюдения.

Лабораторная работа №2

«Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга»

Головной мозг. Строение и функции

Ученые РТ: Самойлов, Бехтерев.

-сравнивать, анализировать, обобщать;

-работать с книгой

– разъяснять роль коры больших полушарий, отделов мозга;

-работать с муляжами, раздаточным материалом.

Периферическая нервная система.

-сравнивать, анализировать, обобщать;

-работать с книгой

-понимать и объяснять отличие вегетативной нервной системы от соматической;

-проводить лабораторные работы, готовить отчеты по ним.

Лабораторная работа №3 «Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи – тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении»

Железы внутренней секреции и гормоны.

Данные о заболеваемости среди жителей РТ эндокринными заболеваниями.

— готовить доклады, рефераты;

-выступать перед аудиторией;

- придерживаться определенного стиля при выступлении

-понятие гуморальной регуляции;  железы эндокринной системы, особенности работы желез внутренней секреции

-раскрывать особенности нервно-гуморальной регуляции и роль гормонов в обменных процессах организма человека;

-показывать отличие желез внешней и внутренней секреции

тест

Нарушение нервно-гуморальной регуляции.

Алкоголь, курение наркомания и здоровье человека.

Профилактика

санатории «Казанс-

кий», «Бакирово», курорт «Васильевский»

Работать с различными источниками информации, готовить сообщения, выступать с сообщениями.

- роль гормонов в жизнедеятельности организма.

 - знать меры предупреждения заболеваний и поддержания нормальной жизнедеятельности людей с подобными нарушениями.

--доказывать примерами нарушения нервно-гуморальной регуляции;

-объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины проявления наследственных заболеваний, человека

Контрольно-обобщающий урок «Железы внутренней секреции. Нервно-гуморальная регуляция»

-диалектически анализировать учебный или любой другой материал;
·сравнивать объекты, факты, явления;
· обобщать, делать резюме;

- биологическую терминологию и символику

применять ранее полученные знания;

-анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, влияние собственных поступков на здоровье;

проверочная работа

Система опоры и движения.

Строение, состав и свойства костей, типы их соединения.

Наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

-выделять главное, существенное;

– знать состав и свойства костей, значение опорно-двигательной системы,

– разъяснять процесс регуляции деятельности опорно-двигательной системы;

– характеризовать типы  соединений костей,

-находить на рисунках, таблицах, муляжах и показывать основные типы соединений костей

-работать с микроскопом и микропрепаратами;

Лабораторная работа №4 «Микроскопическое строение кости»

Скелет человека. Особенности скелета, связанные с прямохождением

-Наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

– называть части опорно-двигательной системы (скелет), основные отделы скелета (кости);

– приводить примеры приспособленности скелета человека к прямохождению и трудовой деятельности;
– показывать на себе, модели, скелете основные кости скелета;
– доказывать родство млекопитающих животных и человека;

Демонстрации скелета человека, черепа, костей конечностей, позвонков

Первая помощь при повреждении скелета.

— готовить доклады, рефераты;

-выступать перед аудиторией;

-придерживаться определенного стиля при выступлении

- знать о правилах первой помощи при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.

– оказывать первую доврачебную помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов, переломах;

Демонстрации приёмов первой помощи при травмах

тест

Мышцы, их строение и функции

-Наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы

- знать  основные типы мышц, их строение и функции.

– характеризовать типы мышц;

- называть и находить на  рисунках, муляжах и моделях отдельные мышцы тела;

-проводить самонаблюдения;
-работать с микроскопом и микропрепаратами;

Лабораторная работа №5 «Мышцы человеческого тела»

Работа мышц. Управление движением. Утомление.

-выделять главное, существенное;

-проводить

самонаблюдения

-влияние нагрузки и ритма на работу мышц, причины их утомления;

– характеризовать работу мышц;
– характеризовать торможение как нервный процесс, координирующий движение.

Лабораторная работа №6 «Утомление при статической и динамической работе

Значение физических упражнений для формирования системы опоры и движения.

Данные о заболеваемости среди жителей РТ заболеваниями опорно-двигательной системы.

-Работать с различными источниками информации, готовить сообщения, выступать с сообщениями

– знать влияние физического труда и спорта на формирование системы опоры и движения, роль двигательной активности в сохранении здоровья, меры, предупреждающие нарушение осанки, развитие плоскостопия;

– научиться соблюдать правильную осанку; предупреждать развитие плоскостопия;

-анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, влияние собственных поступков на здоровье;

Лабораторная работа №7 «Выявление нарушений осанки. Выявление плоскостопия»

Контрольно-обобщающий урок по теме «Опорно-двигательная система»

Рубежный мониторинг

Работать с различными источниками информации, готовить сообщения, выступать с сообщениями.

-регуляция деятельности опорно-двигательной системы;

– устанавливать взаимосвязь строения частей скелета и выполняемых ими функций;

Проверочная работа

Внутренняя среда организма.

Внутренняя среда организма. Состав и функции крови.

Наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы

– называть компоненты внутренней среды организма, форменные клеточные элементы крови; – раскрывать роль внутренней среды организма, ее компонентов, состав крови, функции ее форменных элементов;
– раскрывать материал об относительном постоянстве внутренней среды, о различии и сходстве ее компонентов, о взаимосвязи строения клеток крови с выполняемыми функциями,

-работать с микроскопом и микропрепаратами;

Строение и функции эритроцитов.

Ученые РТ: Горяев.

— владеть навыком аналитического чтения;

— владеть различными видами изложения текста;

– называть компоненты внутренней среды организма, форменные клеточные элементы крови;

- о группах крови, их отличительных признаках; совместимости крови по группам;

- обосновывать значение переливания крови и роль доноров в сохранении жизни и здоровья людей;

– распознавать на таблицах, микропрепаратах, рисунках клеточные элементы крови: лейкоциты, эритроциты, тромбоциты;

Лабораторная работа №8 «Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом»

Лейкоциты. Иммунитет.

Данные по ВИЧ-инфекции среди жителей РТ, центры по профилактике и борьбы со СПИД., профилактика ИППП

-Работать с различными источниками информации, готовить сообщения, выступать с сообщениями.

-выделять главное, существенное;
- синтезировать материал;
-устанавливать причинно-следственные связи, аналогии

– иммунитет, инфекционные заболевания; значение прививок и лечебных сывороток, о видах лейкоцитов, сущности процесса воспаления, фагоцитоза, защитных свойств крови; основы учения И.И. Мечникова о защитных свойствах крови;

- соблюдать правила личной и общественной гигиены, предупреждающие распространение СПИДа и других инфекционных заболеваний;

-анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, влияние собственных поступков на здоровье;

Органы кровообращения. Круги кровообращения.

-выделять главное, существенное;
- синтезировать материал;
-устанавливать причинно-следственные связи, аналогии

– называть органы кровообращения, сосуды, отделы сердца

– распознавать на таблицах, моделях, муляжах органы кровообращения;

Демонстрации моделей сердца и торса человека

тест

Строение сердца. Работа сердца.

Ученые РТ: Медведев

-диалектически анализировать учебный или любой другой материал;
-сравнивать объекты, факты, явления;
-обобщать, делать резюме;

– называть органы кровообращения, сосуды, отделы сердца влияние алкоголя и курения на сердце и сосуды, их работу;

Демонстрации модели сердца человека

Движение крови по сосудам. Регуляция кровообращения. Лимфообращение.

Алкоголь;

курение наркомания и здоровье человека

— планировать и проводить наблюдения за объектом;

– раскрывать сущность понятий пульс, кровяное давление; изменения крови в кругах кровообращения; вредное влияние алкоголя и курения на сердце и сосуды, их работу;

– раскрывать значение силы и частоты сердечных сокращений, взаимосвязь строения кровеносных сосудов и выполняемых ими функций, значение нервно-гуморальной регуляции деятельности сердца, сосудов, значение физических упражнений для развития и укрепления сердечно-сосудистой системы.

Лабораторная работа №9. «Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение.
Лабораторная работа №10 «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа»

Гигиена сердечно-сосудистой системы.

Заболевае-мость ССЗ среди жителей РТ,

Кардиологический центр проф.Медведева

Профилактика.

-диалектически анализировать учебный или любой другой материал;
·сравнивать объекты, факты, явления;
· обобщать, делать резюме;

– раскрывать сущность; вредное влияние алкоголя и курения на сердце и сосуды, их работу;

– уметь подсчитывать пульс, измерять артериальное давление

Опыты, выясняющие природу пульса. Лабораторная работа №11 «Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку»

тест

Первая помощь при кровотечениях.

диалектически анализировать учебный или любой другой материал;
-сравнивать объекты, факты, явления;
-обобщать, делать резюме;

- знать основные типы кровотечений и правила первой помощи при них
–  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: умения оказывать первую доврачебную помощь при кровотечениях;

Демонстрации моделей торса человека, приёмов остановки кровотечений

Дыхание.

Строение и функции органов дыхания.

— ставить цели самообразовательной деятельности;

выделять главное, существенное;
- синтезировать материал;
-устанавливать причинно-следственные связи, аналогии

- сущность процесса дыхания, его значением в обмене веществ и превращениях энергии в организме человека; знания о строении органов дыхания в связи с функциями, процессом образования голоса, членораздельной речи;

характеризовать строение голосового аппарата человека, роль ротовой и носовой полостей в усилении звуков и формировании членораздельной речи.

 -раскрыть меры профилактики заболевания голосовых связок.

Демонстрации модели гортани; роли резонаторов, усиливающих звук

Дыхательные движения , их регуляция.

— планировать и проводить наблюдения за объектом;

- знать механизм дыхательных движений,

- дыхательные рефлексы;

- способы регуляции дыхания;

-изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов

Лабораторная работа №12

«Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе»

тест

Газообмен в легких и тканях. Влияние окружающей среды на дыхание.

Алкоголькурение наркомания и здоровье человека.

Профилактика

 — владеть различными видами изложения текста;

-диалектически анализировать учебный или любой другой материал;
· сравнивать объекты, факты, явления;
· обобщать, делать резюме;

характеризовать изменение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха,

– раскрывать сущность понятий «дыхание», «жизненная емкость легких», процесса газообмена в легких и тканях;
– обосновывать гигиенические правила дыхания, вредное воздействие курения на органы дыхания

Первая помощь при нарушении дыхания. Профилактика заболеваний органов дыхания.

Заболеваемость туберкулезом, другими простудными заболеваниями среди жителей РТ

— готовить доклады, рефераты;

-выступать перед аудиторией;

- придерживаться определенного стиля при выступлении

- показания к искусственному дыханию, последовательность восстановления дыхания и сердечной деятельности (искусственное дыхание);

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

предупреждения заболеваний органов дыхания;

-уметь оказывать первую помощь при остановке дыхания, простудных и других заболеваниях

Демонстрация приёмов искусственного дыхания

Контрольно-обобщающий урок по теме «Взаимосвязь функций дыхательной и кровеносной систсем»

Алкоголь;

курение наркомания и здоровье человека.

Профилактика.

-проводить самостоятельный поиск биологической информации: в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках.

-знания о взаимосвязи дыхания и кровообращения;

-распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека; сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;

-анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, влияние собственных поступков на здоровье;

Контрольная работа

Пищеварение.

Питание и пищеварение.

Курорт

«Иж.мин.воды», санатории «Казанс-

кий», «Жемчужина»

— ставить цели самообразовательной деятельности;

-сущность биологических процессов: питание и пищеварение,

-распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека;

-характеризовать процессы пищеварения, объяснять роль желез и ферментов в процессах пищеварения.

Пищеварение в полости рта. Глотание.

Алкоголь;

курение наркомания и здоровье человека.

Профилактик.

-сравнивать объекты, факты, явления;
·-обобщать, делать резюме;

—планировать и проводить наблюдения за объектом;

- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

-изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов

Самонаблюдения: определение положения слюнных желёз; движение гортани при глотании

Лабораторная работа №13 «Действие ферментов слюны на крахмал»

Пищеварение в желудке.

Ученые РТ: Вишневс-

кий, Вяселев.

-диалектически анализировать учебный или любой другой материал;

- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
-характеризовать процессы пищеварения, объяснять роль желез и ферментов в процессах пищеварения.

Пищеварение в кишечнике. Всасывание.

- выделять главное, существенное;
- синтезировать материал;
-устанавливать причинно-следственные связи, аналогии

-сущность биологических процессов: питание и пищеварение,

-характеризовать процессы пищеварения, объяснять роль желез и ферментов в процессах пищеварения.

Гигиена питания.

Данные о лептоспирозе по РТ и эпидемии холеры в Казани в 2001 г.

находить информацию о биологических объектах в различных источниках

- знать правила гигиены питания, меры предупреждения желудочно-кишечных заболеваний;

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики отравлений и предупреждения желудочно-кишечных заболеваний

тест

Обмен веществ и энергии.

Общая характеристика обмена веществ. Обмен жиров, углеводов, белков, воды и минеральных веществ.

Алкоголь,

курение наркомания и здоровье человека.

Профилактика

— ставить цели самообразовательной деятельности;

-понятия об обмене веществ и энергии

-две стороны обмена веществ:

пластический и энергетический обмен.

-доказывать, что пластический и энергетический обмен - единство противоположностей.

 Лабораторная работа №14 «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки»

Витамины.

-проводить самостоятельный поиск биологической информации:

-представления о витаминах и авитаминозах, нормах рационального питания;

-объяснять роль витаминов в организме

- уметь применять полученные знания

Нормы питания.

находить информацию о биологических объектах в различных источниках

-объяснять энерготраты человека и пищевой рацион. Энергетическау ёмкость пищи

- Обосновывать нормы и режим питания.

-составлять пищевой рацион в зависимости от энерготраты.

Лабораторная работа №15 «Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат»

тест

Выделение. Строение и функции почек.

Алкоголь,

курение наркомания и здоровье человека.

Профилактика

— ставить цели самообразовательной деятельности

– раскрывать роль выделения продуктов обмена веществ из организма; особенности строения выделительной системы, показывать локализацию органов выделения;
– рассказывать о микроскопическом строении почки, двойной фильтрации крови в почечных канальцах, образовании в них мочи.

Образование мочи. Регуляция мочеобразования.

Данные о заболевании геморрагической лихорад-

кой в РТ.

Меры профилактики ГЛПС.

-проводить самостоятельный поиск биологической информации: в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках.

– характеризовать функции органов выделения, процесс образования мочи;

– раскрывать понятия: первичная моча и вторичная моча;
– объяснять, почему заболевания почек серьезно сказываются на здоровье человека;

- доказывать необходимость соблюдения гигиены почек; почему злоупотребление острой пищей, алкоголем приводит к поражению почек.

-соблюдать правила гигиены мочевыделительной системы;

Кожа.

Строение и значение кожи.

— ставить цели самообразовательной деятельности;

-знать функции и строение кожи,

 – устанавливать взаимосвязь строения и функции производных кожи;

-работать с лупой.

Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти

тест

Терморегуляция организма. Закаливание.

-диалектически анализировать учебный или любой другой материал;
· сравнивать объекты, факты, явления;
· обобщать, делать резюме;

-относительное постоянство температуры тела человека

–разъяснять механизмы терморегуляции и закаливания

Гигиена кожи, одежды и обуви.

Алкоголь;

курение наркомания и здоровье человека.

Профилактика

 — владеть навыком аналитического чтения;

— составлять сложный и тезисный планы;

-значение закаливания организма, гигиенические требования к коже, одежде и обуви;

- применять меры, предупреждающие перегревание и переохлаждение организма, первой помощи при поражениях кожи и нарушениях терморегуляции

Сенсорные системы организма.

Значение органов чувств. Анализаторы.

— ставить цели самообразовательной деятельности;

-органы чувств человека,

– находить  на рисунках, таблицах, моделях части анализатора 

-объяснять значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция.

тест

Зрительный анализатор. Строение и функции глаза.

Наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

- соотносить различные компоненты объекта;

-классифицировать по нескольким признакам;

-части зрительного анализатора,  его строение и функции глаза -положение и строение глаз.

 -строение и функции сетчатки.

 -корковая часть зрительного анализатора

Зрительное восприятие. Гигиена зрения.

Наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;

проводить

самонаблюдения

- ход лучей через прозрачную среду глаза.

- причины нарушения зрения

– гигиену органа зрения

- механизм восприятия зрительных раздражений;

-соблюдать гигиену зрения.

- применять меры первой помощи при травмах глаз

Лабораторная работа №16

«Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением»

Строение и функции органа слуха.

Наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

- соотносить различные компоненты объекта;

-классифицировать по нескольким признакам;

-части слухового анализатора и органа равновесия;

-нарушения в деятельности анализаторов слуха и равновесия.
– гигиену органов слуха и равновесия

– находить их на рисунках, таблицах, моделях части органов слуха и равновесия;

- объяснять передачу звуковых колебаний, их восприятие и анализ

-соблюдать гигиену слуха и равновесия.

тест

Органы равновесия, мышечного и кожного чувства, обоняния и вкуса.

— готовить доклады, рефераты;

-выступать перед аудиторией;

- придерживаться определенного стиля при выступлении.

– части органов кожно-мышечной чувствительности, обоняния, вкуса.

- роль органов обоняния, вкуса в жизни человека;

–  соблюдать гигиену органов обоняния и вкуса, осязания (кожи);

Основы учения о высшей нервной деятельности.

Наука о поведении и психике. Рефлекторная теория поведения.

Ученые РТ: Самойлов, Бехтерев, Курашов

— ставить цели самообразовательной деятельности;

-раскрывать особенности высшей нервной деятельности человека, поведения, их значение в восприятии окружающей среды, ориентации в ней;
- Характеризовать рефлекторную теорию поведения

Лабораторная работа №17

 «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа»

Врожденные и приобретенные программы поведения.

Алкоголь;

курение наркомания и здоровье человека.

Профилактика

-проводить самостоятельный поиск биологической информации: в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках

-роль торможения условных рефлексов;

- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику

– характеризовать роль безусловных рефлексов в развитии врожденного поведения, значение безусловных и условных рефлексов и их сущность;.

Речь и мышление. Познавательные процессы.

находить информацию о биологических объектах в различных источниках и критически ее оценивать;

-выступать перед аудиторией;

- придерживаться определенного стиля при выступлении.

-психическую деятельность человека как функцию мозга;

- характеризовать особенности высшей нервной деятельности человека.

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

Демонстрации выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память и пр.

Терминологический диктант

Воля, эмоции, внимание.

находить информацию о биологических объектах в различных источниках и критически ее оценивать;

-выступать перед аудиторией;

- придерживаться определенного стиля при выступлении.

-психическую деятельность человека как функцию мозга;

- характеризовать особенности высшей нервной деятельности человека.

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

Демонстрации, двойственных изображений, иллюзий установки; выполнение тестов на консерватизм мышления и пр.

Лабораторная работа №18

 «Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом»

Биологические ритмы. Сон и сновидения.

Алкоголь;

курение наркомания и здоровье человека.

Профилактика

-диалектически анализировать учебный или любой другой материал;
· сравнивать объекты, факты, явления;

-знать сущность и значение снов и сновидений;

- доказывать значение профилактики утомления, активного отдыха, сна; вредное влияние алкоголя, никотина и других наркотических средств на нервную систему;

- выполнять правила гигиены сна, предупреждающие его нарушение

Личность. Характер. Темперамент.

-диалектически анализировать учебный или любой другой материал;
· сравнивать объекты, факты, явления;
· обобщать, делать резюме;

- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; понятия: характер, личность, темперамент

- характеризовать и определять различные типы темперамента.

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма

Демонстрации тестов, определяющих типы темпераментов

Индивидуальное развитие человека.

Размножение в органическом мире.

Медико-генетический центр на базе МСЧ №156 г.Балаково

— ставить цели самообразовательной деятельности;

-знать сущность процесса оплодотворения и его значение; стадии развития зародыша и плода в матке; роль половых желез в жизнедеятельности организма; преимущества полового размножения перед бесполым;

– использовать эмбриологические данные для доказательства эволюции человека;

Экскурсия

Медико-генетический центр на база МСЧ №156

Оплодотворение. Беременность. Развитие зародыша и плода.

Демографическая ситуация в РТ, заболеваемость ИППП по РТ.

— готовить доклады, рефераты;

-выступать перед аудиторией;

- придерживаться определенного стиля при выступлении

– находить черты сходства и различия в размножении и развитии зародыша и плода млекопитающих животных и человека.

- доказывать  вредное влияние алкоголя, наркотиков, никотина, других факторов на потомство;

Развитие человека после рождения.

— владеть навыком аналитического чтения;

— составлять сложный и тезисный планы

-знать основные этапы развития человека после рождения;

-гигиенические требования к режиму жизни будущей матери

Итоговая контрольная работа.

Уметь обобщать, анализировать, делать выводы.

Применять на практике ранее изученный материал, владеть биологической терминологией.

Контрольная работа

Заключительный урок по курсу.

Резерв

Резерв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...