Олимпиадные задания по биологии (10 класс) на тему:
Олимпиада по биологии 10-11 классы

Руднев Алексей Николаевич

Олимпиада по биологии /школьный этап/ 2011-2012 учебный год. Задания олимпиады составлялись централизованно и распространялись по школам района. Работа содержит ключ ответов.

Скачать:

ВложениеРазмер
biologiya_10-11_klassy.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2011-2012 учебном году.

10-11 класс

На выполнение заданий отводится 90 минут.

Задание 1. Задание включает 34 вопроса, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наибо лее полным и правильным. Около индекса выбранного ответа поставьте знак "+". В случае исправления знак "+" должен быть продублирован.

1.   Дрожжи, развиваясь без доступа кислорода на сахаристых средах, вызыва ют брожение:

а) молочнокислое;

б) маслянокислое;

в) спиртовое;

г) уксуснокислое.

2.   Мицелий гриба рода Пеницилл:

а) неклеточного строения;

б) одноклеточный одноядерный;

в) одноклеточный многоядерный;

г) многоклеточный.

3. Для взрослых листьев всех растений характерно наличие:

а)        черешка и листовой пластинки;

б)        прилистников и листовой пластинки;

в)        основания и листовой пластинки;

г)        только листовой пластинки.

4.  Формула цветка крестоцветных:

а)  Ч4Л4Т6П(2)

б)*Ч4Л4Т4П(2);

в) *Ч2+2Л4Т2+4П(2);

г) *Ч4Л4Т8П(2).

5.   Клеточная оболочка отсутствует у:

а)  корненожек;

б) жгутиконосцев;

в) инфузорий;

г) всех простейших.

6.  Основной хозяин малярийного плазмодия:

а) человек;

б) личинка малярийного комара;

в) малярийный комар;

г) отсутствует, т. к. малярийный плазмодий не является паразитом.

7.  Заражение дизентерией происходит:

а) через укус насекомого, переносчика заболевания;

б) при употреблении в пищу плохо прожаренного мяса больного животного;

в) воздушно-капельным путем;

г) при заглатывании цист дизентерийной амебы с пищей или водой.

8. У кишечнополостных медуза и полип являются:

а) различными стадиями бесполого размножения;

б) соответственно личинкой и взрослым животным;

в) проявлением чередования поколений;

г) различными видами кишечнополостных.

9.  По образу жизни и характеру питания кишечнополостные являются вод ными:

а) автотрофами;

б) всеядными животными;

в) фильтраторами;

г) хищниками.

10.  Основная часть мезодермы плоских червей приходится на:

а) кожный покров;

б) мускулатуру;

в) нервную систему;

г) паренхиму,

11.  Кровеносная система кольчатых червей:

а) незамкнутая;

б) замкнутая, пульсирует спинной сосуд;

в) замкнутая, пульсирует брюшной сосуд;

г) замкнутая, пульсируют кольцевые сосуды в передней части тела.

12.  У дождевого червя кровь:                                                             

а) не содержит специальных пигментов;

б) содержит свободный гемоглобин;

в) содержит эритроциты с гемоглобином;

г) отсутствует, т.к. дыхание осуществляется всей поверхностью тела.

13.  Четырехжаберными головоногими моллюсками являются:

а) каракатицы;

б) осьминоги;

в) кальмары;

г) наутилусы.

14.  Из перечисленных членистоногих брюшные конечности развиты у:

а) ракообразных;

б) паукообразных;

в) насекомых;

г) многоножек.

15.  В эндосперме Покрытосеменного растения может быть:

а) 14 хромосом;

б) 24 хромосомы;

в) 34 хромосомы;

г) 44 хромосомы.

16.  Ядовитые железы паука находятся:

а) у основания хелицер;

б) у основания ног;

в) в передней части брюшка;

г) в задней части брюшка.

17.  Из названных насекомых конечности роющего типа имеет:

а) комнатная муха;

б) постельный клоп;

в) медведка;

г) рыжий муравей.

18.  Из названных насекомых ротовой аппарат грызущего типа имеет:

а) стрекоза;

б) мясная муха;

в) комар звонец;

г) жук плавунец.

19.  Рабочие пчелы являются:

а) самками, отложившими яйца и приступившими к уходу за потомством;

б) самками, у которых на развиты половые железы;

в) молодыми самками, способными через год отложить яйца;

г) самцами, развившимися из неоплодотворенных яиц.

20.  Ланцетники живут:

а) только в теплых морях;

б) только в теплых пресных водоемах;

в) в холодных морях высокой солености;

г) в болотах и на отмелях пресных водоемов.

21.  От желудочка сердца пресмыкающихся отходит:

а) только одна дуга аорты;

б) только две дуги аорты;

в) одна дуга аорты и легочная артерия;

г) две дуги аорты и легочная артерия

22.  В отличие от костных рыб у хрящевых отсут ствует:

а) чешуя;

б) печень;

в)  кишечник;

г) плавательный пузырь.

23.  Температура тела тритона зависит от:

а) характера пищи;

б) содержания жира в тканях тела;

в) содержания воды в тканях тела;

г) температуры окружающей среды.

24.  Самым важным фактором регуляции такой сезонной миграции птиц как перелет является:

а) изменение среднесуточной температуры окружающей среды;

б) уменьшение обилия кормовой базы;

в) изменение длины светового дня;

г) образование брачной пары.

25.   Мышечная ткань образована:

а) только одноядерными клетками;

б) только многоядерными мышечными волокнами;

в) плотно прилегающими друг к другу двуядерными волокнами;

г) одноядерными клетками или многоядерными мышечными волокнами.

26. Сухожилия, при помощи которых мышцы соединяются с костями, образованы соединительной тканью:

а) костной;

б) хрящевой;

в) рыхлой волокнистой;

г) плотной волокнистой.

27.  Передние корешки спинного мозга образованы аксонами нейронов:

а) двигательных;

б) чувствительных;

в) только вставочных;

г) вставочных и чувствительных.

28.  Эритроциты, помещенные в физиологический раствор поваренной соли:

а) сморщиваются;

б) набухают и лопаются;

в) слипаются друг с другом;

г) остаются без внешних изменений.

29.  В организме человека белки непосредственно могут превращаться в:

а) жиры и нуклеиновые кислоты;

б) углеводы и аммиак;

в) жиры и углеводы;

г) углекислый газ и воду.

30.  Поверхностный комплекс клетки не включает:

а) плазмалемму;

б) гликокаликс;

в) кортикальный слой цитоплазмы;

г) матрикс.

31.  В клетке транспорт веществ осуществляет:

а) аппарат Гольджи;

б) клеточный центр;

в) эндоплазм этическая сеть;

г) ядрышко.

32.  Расхождение хроматид в процессе митоза происходит в:

а) профазу;

б) метафазу;

в) анафазу;

г) телофазу.

33.  РНК-содержащий вирус, с двумя нитями нуклеиновой кислоты:

а) вирус гриппа;

б) вирус оспы;

в) ВИЧ;

г) вирус герпеса.

34.  Примером ароморфоза является:

а) теплокровность;

б) волосяной покров млекопитающих;

в) наружный скелет беспозвоночных;

г) роговой клюв у птиц.

Задание 2. Задание включает 12 вопросов, с несколькими вариантами ответа (от 0-я до 5-ти). Около индексов выбранных ответов поставьте знаки "+". В случае исправ лений знак "+" должен быть продублирован.

1.    Элементарное соцветие колосок в метелке:

а) пшеницы;

б) ячменя;

в) риса;

г) овса;

д) камыша.

2.    К характерным признакам кишечнополостных можно отнести:

а) радиальную симметрию;

б) трёхслойность;

в) наличие гастральной полости;

г) ганглинозный тип нервной системы;

д) хищнический образ жизни.

3.    Развитие кровеносной системы паукообразных зависит от:

а)  величины тела;

б) развития и строения дыхательной системы;

в) величины сердца;

г) формы сердца;

д) объема крови.

4.    Представители типа моллюсков по способу размножения могут:

а) быть раздельнополыми;

б) быть гермафродитами;

в) быть партеногенетическими самками;

г) изменять свой пол в течение жизни;

д) размножаться неполовым путем (отрывом частей тела).

5.  Четырехкамерное сердце имеют:

а) ящерицы;

б) черепахи;

в) крокодилы;

г) птицы;

д) млекопитающие.

6.  Мозжечок хорошо развит у:

а) рыб и амфибий;

б) рыб и птиц;

в) амфибий и рептилий;

г) рептилий и млекопитающих;

д) птиц и млекопитающих.

7.  Всегда отсутствуют клыки в зубной системе у:

а) грызунов;

б) хоботных;

в) парнокопытных;

г) зайцеобразных;

д) непарнокопытных.

8.  В состав среднего уха входит:

а) молоточек;

б) слуховая (евстахиева) труба;

в) полукружные каналы;

г) наружный слуховой проход;

д) стремя.

9.  К плоским костям скелета человека относят:

а) надколенник;

б) лопатку;

в) грудину;

г) тазовую кость;

д) позвонки.

10.  Эволюция организмов приводит к:

а) естественному отбору;

б) разнообразию видов;

в) адаптации к условиям существования;

г) обязательному повышению организации;

д) возникновению мутаций.

11.  Какие из факторов эволюции впервые были предложены Ч. Дарвином:

а) естественный отбор;

б) дрейф генов;

в) популяционные волны;

г) изоляция;

д) борьба за существование.

12.  Из перечисленных методов селекции в XX веке появились:

а) межвидовая гибридизация;

б) искусственный отбор;

в) полиплоидия;

г) искусственный мутагенез;

д) клеточная гибридизация.

Задание 3. Задание на определение правильности суждений. Поставьте знак "+" ря дом с номерами правильных суждений. (15 суждений).

1.В основном веществе цитоплазмы растений преобладают полисахариды.

2.Зрение у медоносной пчелы такое же цветное и объемное, как и у млекопитающих.

3.Для всех осетровых рыб характерны нерестовые миграции.

4.Исчезновение хвоста у головастиков лягушки происходит вследствие того, что отмирающие клетки перевариваются лизосомами.

5.Органы боковой линии имеются у всех хордовых животных, постоянно обитающих в воде.

6.Эпителиальные ткани делят на две группы: покровные и железистые.

7.Железы внешней секреции выделяют гормоны.

8.Человек, получающий часть крови для переливания, другие ткани или орган для пересадки - реципиент.

9.Каждая природная популяция всегда однородна по генотипам особей.

10.Все биоценозы обязательно включают автотрофные растения.

11.Все инфекционные агенты содержат молекулы нуклеиновых кислот.

12.Актин и миозин встречаются не только в мышечных клетках.

13.Гемоглобин синтезируется на рибосомах шероховатого ЭПР.

14.Гомологичные органы возникают в результате конвергенции.

15.Усики гороха и усики огурца - гомологичные органы.

Задание 4. Сопоставьте болезнь и переносчика возбудителя.

1) чума

2) туляремия

3) малярия

4) эпидемический сыпной тиф

5) бешенство

A) собаки, шакалы, летучие мыши

Б) комары

B) клещи

Г) вши

Д) блохи

Болезни

1

2

3

4

5

Переносчик возбудителя

10-11 класс [max 61 балл]

Задание 1 [max. 34 балла, по 1 баллу за каждый правильный ответ]:

1-в, 2-г, 3-в, 4-в, 5-а, 6-в, 7-г, 8-в, 9-г, 10-г, 11-г, 12-6, 13 – г, 14 – а, 15-б, 16-а, 17-в, 18-г, 19-б, 20-а, 21-г, 22 – г, 23 – г, 24 – в, 25 – г, 26 – г, 27 – а, 28 – г, 29-в, 30-г, 31-в, 32-в, 33-в, 34-а.

Задание 2 [mах 12 баллов, каждая ошибка минус 1 балл]:

1 - в, г д; 2 - а, в, д; 3 - а, б; 4 - а, б; 5 - в, г, д; 6 - б, д; 7 - а, б, г; 8-а, б, д; 9-6, в, г; 10-6, в; 11-а, д; 12-в, г, д. 

Задание 3 [max 10 баллов, каждая ошибка минус 2 балла]:

Правильные суждения - 1, 4, 6, 8, 12.

Задание 4 [max 5 баллов, по 1 баллу за каждый правильный ответ]:

Болезни

1

2

3

4

5

Переносчик возбудителя

Д

В

Б

Г

А


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков

Программа учебного элективного курса по биологии . "Биологические задачи . Подготовка ЕГЭ по биологии."

Курс поддерживает и углубляет базовые знания по биологии. Решение задач по биологии даёт возможность лучше познать фунда...

История в портретах К.Минин и Дмитрий Пожарский

Урок историии в 7 классе. Данный урок способствует формированию умений составлять характеристику   представите...

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ

Главной задачей, стоящей перед специальной (коррекционной) общеобразовательной школой VIII вида на современном этапе, яв...

Русский язык в 5 классе Корни -зар-зор-, -гар-гор-.

Урок русского языка в 5 классе.Знакомство с новой темой....

Важнейшие классы неорганических соединений. Генетическая связь между классами неорганических соединений.

 Цели:1)Обобщить и систематизировать знания учащихся о составе, номенклатуре важнейших классов неорганических соеди...

"Оригами из ткани" мастер-класс

Данный материал является видом декоративно-прикладного искусства. Имются теоритические сведения данного вида деятельност...

рабочая программа по истории древнего мира 5 класс

Программа составлена на основе:Федерального компонента государственного образовательного стандарта  основного общег...

Контрольный тест по биологии 7 класса по теме "Стебель, лист" коррекционной школы-интерната VIII вида

Тест состоит из двух вариантов:  вкаждом варианте 10 вопросов. В 1 варианте, три варианта ответа на заданный вопрос...

Рабочие программы

рабочие программы...

Местоимение как часть речи

Определение местоимения как части речи, разряды местоимений, практический материал...