Рабочая программа (биология, 8 класс) по теме:
Рабочая программа по биологии для 8 класса

Яшина Елена Анатольевна

Рабочая программа по биологии для 8 класса к учебнику Н.И. Сонина расчитана на 70 часов

Скачать:

ВложениеРазмер
rab.prog_._bio_8_novaya.doc127 КБ

Предварительный просмотр:

            Муниципальное образовательное учреждение

основная общеобразовательная школа с.Болотниково

                          «Утверждаю»

                                                                          Директор школы:                 М.М.Грунина

                 Приказ №____

                                   от «___»_______20___г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу  «БИОЛОГИЯ. ЧЕЛОВЕК»

8 класс

        Рассмотрено на заседании

МО учителей химии и биологии

Лунинского района

(протокол №___ от «___»_____20____г.)

Одбрено педагогическим советом

МОУ ООШ с.Болотниково

(протокол №___ от «___»_____20____г.)

                                         Составитель: Яшина Е.А.

                             учитель химии и биологии

МОУ ООШ с.Болотниково

2012-2013 учебный год

                                               Пояснительная записка

Статус документа.

     Рабочая программа составлена на основе программы основного общего образования МОУ ООШ с.Болотниково по биологии.

Структура документа.

     Рабочая программа по биологии 8 класса  включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса; требования к уровню подготовки учащихся 8 класса. В  программе представлено минимальное по объему, но функционально полное содержание.

Цели и задачи обучения биологии в 8 классе:

  • освоение знаний о человеке как биосоциальном существ.
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма, о факторах здоровья и риска, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за состоянием  собственного организма.
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения  биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей.
  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению собственному организму, здоровью других людей, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.                                                 

 Общая характеристика учебного предмета.

Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.          Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности обучающихся.

     В содержание программы, а также в порядок прохождения тем, их структуру внесены следующие изменения:

• Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.

• Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

   

Место учебного предмета в Учебном плане МОУ ООШ с.Болотниково.

    Согласно  учебному плану МОУ ООШ с.Болотниково на изучении биологии в 8 классе отводится 70 часов. Рабочая программа для 8-го класса разработана на 70 часов и предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Развитие познавательных ценностных ориентиров содержания курса биологии позволяет сформировать уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности; понимание необходимости вести здоровый образ жизни, потребность соблюдать гигиенические нормы и правила; сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.

Курс биологии формирует коммуникативные ценности, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентиры направлены на воспитание стремления у обучающихся грамотно пользоваться биологической терминологией и символикой, вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения.

Курс биологи направлен на формирование нравственных ценностей — ценности жизни во всех её проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.

Ценностные ориентиры, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у обучающихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.

Все  ценностные ориентиры составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.

Требования к результатам освоения учащимися 8 класса программы:

знать/понимать

•        признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организма человека

•        сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

•        особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

•        объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

•        изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием человека; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

•        распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;

•        сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организма человека) и делать выводы на основе сравнения;

•        анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека и влияние собственных поступков на здоровье человека;

•        проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•        соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

•        оказания первой помощи при отравлении; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

•        рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

•        проведения наблюдений за состоянием собственного организма. 

      Основное содержание учебного предмета

Тема 1. Место человека в системе органического мира (2 ч.)

Человек – часть живой природы. Систематическое положение вида Человек разумный. Признаки человека, как представителя хордовых, признаки человека, как представителя отряда Приматов. Сходство и различия человека и млекопитающих. Рудименты и атавизмы.

Тема 2. Происхождение человека (3 ч.)

Биологические и социальные факторы антропогенеза. Этапы эволюции человека разумного. Расы, особенности представителей разных рас, их происхождение и единство. Расизм.

Тема 3. Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм человека (1 ч.)

Понятия анатомии, физиологии и гигиены человека. Вклад различных ученых в развитие наук о человека.

Тема 4. Общий обзор организма человека (4 ч.).

Клеточное строение организма. Строение клетки (цитоплазма, ядро, рибосомы, митохондрии, мембрана). Основные процессы жизнедеятельности клетки (питание, дыхание, деление). Краткие сведения о строении и функциях основных тканей. Органы и системы органов. Организм – единое целое.

Лабораторная работа:

1. Изучение микроскопического строения тканей.

Практическая работа:

1. Распознавание на таблицах органов и систем органов.

Тема 5. Координация и регуляция (12 ч.)

Гуморальная регуляция деятельности организма. Эндокринный аппарат человека, его особенности. Роль гормонов в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция деятельности организма. Значение нервной системы в регуляции и согласованности функций организма человека и взаимосвязи организма со средой. Центральная и периферическая нервная система.

Строение и функции спинного мозга и отделов головного мозга. Роль вегетативной нервной системы в регуляции работы внутренних органов.

Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга. Органы чувств, их значение. Анализаторы. Строение, функции, гигиена. Зрительный анализатор. Анализаторы слуха и равновесия. Кожно-мышечная чувствительность, обоняние и вкус. Взаимодействие анализаторов, их взаимозаменяемость и чувствительность.

Лабораторная работа:

1. Изучение головного мозга человека (по муляжам).

Самонаблюдение:

1. Изучение изменения размера зрачка.

Тема 6. Опора и движение (8 ч.)

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Сходство скелетов человека и животных. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строение костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Первая помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах, переломах.

Мышцы, их функции. Основные группы мышц тела человека. Работа мышц. Статическая и динамическая нагрузки. Влияние ритма и нагрузки на работу мышц. Роль нервной системы в регуляции деятельности мышц. Утомление при мышечной работе, роль активного отдыха.

Значение физических упражнений для формирования скелета и развития мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия. Приемы первой помощи при травмах: растяжение связок, вывихи суставов, переломы костей.

Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата.

Лабораторная работа:

1. Изучение внешнего строения костей.

Самонаблюдения:

1. Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц.

2. Измерение массы и роста своего организма.

Тема 7. Внутренняя среда организма (4 ч.)

Внутренняя среда организма (кровь, межклеточная жидкость, лимфа) и ее относительное постоянство. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Состав крови. Плазма крови. Свертывание крови как защитная реакция организма. Строение и функции эритроцитов и лейкоцитов. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Роль И.И.Мечникова в создании учения об иммунитете. Инфекционные заболевания и борьба с ними. Предупредительные прививки. СПИД и борьба с ним. Группы крови. Переливание крови. Донорство.

Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета.

Лабораторная работа:

1. Изучение микроскопического строения крови.

Тема 8. Транспорт веществ (4 ч.)

Органы кровообращения: сердце и сосуды (артерии, капилляры, вены). Сердце, его строение и работа. Большой и малый круги кровообращения. Движение лимфы в организме. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Нервная и гуморальная регуляция деятельности сердца и сосудов. Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Вредное влияние курения и употребления алкоголя на сердце и сосуды.

Самонаблюдения:

1. Измерение кровяного давления.

2. Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений.

Тема 9. Дыхание (5 ч.)

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания.

Голосовой аппарат. Дыхательные движения. Жизненная емкость легких. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Инфекционные болезни, передающиеся через воздух, предупреждение воздушно-капельных инфекций, гигиенический режим во время болезни. Гигиена органов дыхания. Вредное влияние курения на органы дыхания. Заболевания органов дыхания, их предупреждение. Первая помощь при нарушении дыхания и кровообращения.

Практическая работа:

1. Определение частоты дыхания.

Тема 10. Пищеварение (5 ч.)

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные ферменты и их значение. Роль И. П. Павлова в изучении функций органов пищеварения. Пищеварение. Печень и поджелудочная железа, их роль в пищеварении. Всасывание. Регуляция процессов пищеварения. Гигиенические условия нормального пищеварения.

Лабораторная работа:

1. Воздействия желудочного сока на белки, слюны на крахмал.

Практическая работа:

1. Определение норм рационального питания.

Тема 11. Обмен веществ и энергии (2 ч.)

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический обмен, энергетический обмен и их взаимосвязь. Витамины. Их роль в обмене веществ. Основные гиповитаминозы. Гипервитаминозы.

Способы сохранения витаминов в пищевых продуктах. Нормы питания. Рациональное питание.

Тема 12. Выделение (2 ч.)

Значение выделения из организма конечных продуктов обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.

Тема 13. Покровы тела (3 ч.)

Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляция. Закаливание организма. Гигиена кожи, гигиенические требования к одежде и обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Профилактика и первая по мощь при тепловом и солнечном ударе, ожогах и обморожениях, электрошоке.

Тема 14. Размножение и развитие (3 ч.)

Система органов размножения; строение и гигиена.

Оплодотворение и внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.

Тема 15. Высшая нервная деятельность (5 ч.)

Поведение человека. Роль И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А. Ухтомского, П.К. Анохина в создании учения о высшей нервной деятельности.

Рефлекс – основа нервной деятельности, его виды, роль в приспособлении к условиям жизни. Безусловные и условные рефлексы. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной деятельности. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.

Тема 16. Человек и его здоровье (5 ч.)

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.

Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.

Практические работы:

1. Изучение приёмов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений.

2. Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.

Резервное время ( 2 ч) использовано на повторение пройденного материала и тестовый контроль знаний.

Тематическое планирование курса биологии в 8 классе

(по учебнику Сонина Н.И., Сапина М.Р. «Биология. Человек»,  8 класс).

№ п/п

Тема урока.

Кол-во

часов.

Из них

Лабор. работы

Диагносработы

1.

2.

3-4.

5.

6.

7.

8-9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16-17

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

43.

44.

45.

46.

47.

48.

49.

50.

51.

52.

53.

54.

55.

56.

57.

58.

59.

60.

61.

62.

63.

64.

65.

66.

67.

68

69

70.

Тема 1 . Человек как биологический вид .

Место человека в системе органического мира.

Особенности человека.

Тема 2 . Происхождение человека.

Происхождение человека, этапы его становления.

Расы человека, их происхождение и единство.

 Тема 3 . Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм человека.

История развития знаний о строении и функциях организма человека.

Тема 4. Общий обзор организма человека.

Клеточное строение организма.

 Ткани. Л. р. № 1. «Ткани организма».

Органы. Системы органов. Организм.

Тема 5. Координация и регуляция. 

Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности.

Роль гормонов в обменных процессах. нервно-гуморальная регуляция, её нарушения.

Нервная система.

Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы.

Спиной мозг. Л.р. №2. Определение безусловных рефлексов

Строение и функции головного мозга.

Полушария головного мозга. Л.р. 3.

Анализаторы.

Анализаторы, их строение и функции. Зрительный анализатор.

Анализаторы слуха и равновесия.

Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус.

Чувствительность, взаимодействие и взаимозаменяемость анализаторов.

Контрольная работа по темам 6 и 7.

Тема 6. Опора и движение.

Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека.

Строение и свойства костей.

Типы соединения костей.

Первая помощь при повреждениях скелета.

Мышцы, их строение и функции.

Работа мышц.

Значение физических упражнений для формирования ОДС. Л.р. №4.

Взаимосвязь строения и функций ОДС.

Тема 7. Внутренняя среда организма.

Внутренняя среда организма и её значение.

Плазма крови, её состав. Форменные элементы крови, их строение и функции. Л.р. №5.

Иммунитет.

Группы крови. Переливание крови. Донорство. Резус-фактор.

Тема 8. Транспорт веществ.

Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения.

Работа сердца.

Движение крови по сосудам. Л.р. 6

Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение.

Тема 9. Дыхание.

Дыхание. Строение органов дыхания.

Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях.

Дыхательные движения. Жизненная ёмкость лёгких.

Регуляции дыхания. Л.р. №7.

Заболевания органов дыхания, их предупреждение.

Тема 10. Пищеварение.

Пищевые продукты, питательные вещества, их превращение в организме.

Пищеварение в ротовой полости.

Пищеварение в желудке и кишечнике. Л.р. № 8.

Всасывание.

Рациональное питание. Л.р. № 9.

Тема 11. Обмен веществ и энергии. Витамины.

Обмен веществ и энергии.

Витамины.

Тема 12. Выделение.

Выделение. Строение и работа почек.

Заболевание почек, их предупреждение.

Тема 13. Покровы тела.

Строение и функции кожи. Гигиена кожи.

Роль кожи в терморегуляции организма.

Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви.

Тема 14. Размножение и развитие.

Половая система человека.

Оплодотворение и внутриутробное развитие, роды.

Возрастные процессы. Планирование семьи.

Тема 15. Высшая нервная деятельность.

Поведение человека. Рефлекс, его виды и значение.

Торможение, его виды и значение.

Биологические ритмы. Сон, его значение. Гигиена сна.

Особенности ВНД человека. Познавательные процессы.

Типы нервной деятельности.

Человек и его здоровье  

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.

Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении.

Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление.

Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.  

Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.

Повторение изученного материала

Тестовый контроль за курс 8 класса.

2

1

1

3

2

1

1

1

4

1

2

1

2

1

1

5

1

1

1

2

5

1

1

1

1

1

8

1

1

1

1

1

1

1

1

4

1

1

1

1

4

1

1

1

1

5

1

1

1

1

1

5

1

1

1

1

1

2

1

1

2

1

1

3

1

1

1

3

1

1

1

5

1

1

1

1

1

5

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1 т

1 т

1 т

1 т

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

 Методические пособия для учителя:

1.Н.Б.Ренева, Н.И. Сонин и др. «Биология. Человек» 8 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Человек» 8 класс. - М.: Дрофа, 2005;

2)        Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2005. - 138 с;

3)        Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2008;

Дополнительная литература для учителя:

1)        Воронин Л.Г., Маш Р. Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1983. - 160с: ил.;

2)        Рохлов В. С. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. для учителя. - М.: Про¬свещение, 1997. - 240с: ил.

3)        Семенцова В.Н., Сивоглазов В. И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. «Биология. Человек». - М.: Дрофа, 2006 -144с;

4)        Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Человек. - М.: Дрофа, 2004. - 224с;

для учащихся:

  1. Сонин Н.И., Сапин М.Р. «Биология. Человек» 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2010.; имеется в федеральном перечне учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2010/2011 учебный год)
  2. Н.И.Сонин «Человек. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек.» 8 класс.

– М.: Дрофа.

       3)        Тарасов В.В. «Темы школьного курса. Иммунитет. История открытий»

 - М.: Дрофа, 2005.-96с

        Интернет – ресурсы:

www.bio.1september.ru

www.bio.nature.ru

www.edios.ru

www.km.ru/educftion

               CD-диски:

               - Биология. 6-9 класс. – «Кирилл и Мефодий», 2003

               Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в    рамках требований Государственного стандарта по биологии.

Комплект таблиц «Строение тела человека»

Скелет.

Мышцы (вид спереди)

Мышцы (вид сзади)

Кровеносная и лимфатическая системы.

Дыхательная система.

Выделительная система.

Нервная система

Женская половая система

Раздаточный материал- карточки (80 шт.)

Набор моделей палеонтологических находок «Происхождение человека»

   Череп павиана в натуральную величину

   Кисть шимпанзе в натуральную величину

   Стопа шимпанзе в натуральную величину

   Крестец и таз орангутанга в натуральную величину

   Нижняя челюсть гейдельбергского человека в натуральную величину

   Бюст питекантропа

   Бюст австралопитека

   Бюст неандердальца

   Бюст кроманьонца

   Бюст представителя азиатско-американской расы

   Бюст представителя евразийской расы

   Бюст представителя экваториальной расы

   Бюст шимпанзе

   Рельефная модель с изображением кроманьонца и шимпанзе в вертикальном положении.

Набор моделей «Органы человека и животных»

   Молекула белка

   Сердце позвоночных

   Почка

   Мозг позвоночных

   Глазное яблоко

Комплект скелетов человека и позвоночных животных

Кости черепа человека, смонтированные на одной подставке

Позвонки

Косточки слуховые

Скелет конечностей лошади

Скелет конечностей овцы

Микропрепараты

1 Набор  микропрепаратов по анатомии и физиологии

Микроскопы

                                                                                             «Утверждено» на педсовете «__»_______2012г.

                                                                              Директор школы:          М.М.Грунина

Календарно-тематическое планирование учебного материала по биологии 8 класса.

№ п/п

Тема урока.

Кол-во

часов.

Дата проведения

(по плану)

Дата проведения

(факт)

Примечание

1.

2.

3-4.

5.

6.

7.

8-9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16-17

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

43.

44.

45.

46.

47.

48.

49.

50.

51.

52.

53.

54.

55.

56.

57.

58.

59.

60.

61.

62.

63.

64.

65.

66.

67.

68

69

70.

Тема 1 . Человек как биологический вид .

Место человека в системе органического мира.

Особенности человека.

Тема 2 . Происхождение человека.

Происхождение человека, этапы его становления.

Расы человека, их происхождение и единство.

 Тема 3 . Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм человека.

История развития знаний о строении и функциях организма человека.

Тема 4. Общий обзор организма человека.

Клеточное строение организма.

 Ткани. Л. р. № 1. «Ткани организма».

Органы. Системы органов. Организм.

Тема 5. Координация и регуляция. 

Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности.

Роль гормонов в обменных процессах. нервно-гуморальная регуляция, её нарушения.

Нервная система.

Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы.

Спиной мозг. Л.р. №2. Определение безусловных рефлексов

Строение и функции головного мозга.

Полушария головного мозга. Л.р. 3. Изучение головного мозга человека

Анализаторы.

Анализаторы, их строение и функции. Зрительный анализатор.

Анализаторы слуха и равновесия.

Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус.

Чувствительность, взаимодействие и взаимозаменяемость анализаторов.

Контрольная работа по темам 6 и 7.

Тема 6. Опора и движение.

Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека.

Строение и свойства костей.

Типы соединения костей.

Первая помощь при повреждениях скелета.

Мышцы, их строение и функции.

Работа мышц.

Значение физических упражнений для формирования ОДС. Л.р. №4. Изучение внешнего строения костей.

Взаимосвязь строения и функций ОДС.

Тема 7. Внутренняя среда организма.

Внутренняя среда организма и её значение.

Плазма крови, её состав. Форменные элементы крови, их строение и функции. Л.р. №5.

Иммунитет.

Группы крови. Переливание крови. Донорство. Резус-фактор.

Тема 8. Транспорт веществ.

Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения.

Работа сердца.

Движение крови по сосудам. Л.р. 6 Изучение микроскопического строения крови.

Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение.

Тема 9. Дыхание.

Дыхание. Строение органов дыхания.

Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях.

Дыхательные движения. Жизненная ёмкость лёгких.

Регуляции дыхания. Л.р. №7. Определение частоты дыхания.

Заболевания органов дыхания, их предупреждение.

Тема 10. Пищеварение.

Пищевые продукты, питательные вещества, их превращение в организме.

Пищеварение в ротовой полости.

Пищеварение в желудке и кишечнике. Л.р. № 8. Воздействия желудочного сока на белки, слюны на крахмал.

Всасывание.

Рациональное питание. Л.р. № 9. Определение норм рационального питания.

Тема 11. Обмен веществ и энергии. Витамины.

Обмен веществ и энергии.

Витамины.

Тема 12. Выделение.

Выделение. Строение и работа почек.

Заболевание почек, их предупреждение.

Тема 13. Покровы тела.

Строение и функции кожи. Гигиена кожи.

Роль кожи в терморегуляции организма.

Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви.

Тема 14. Размножение и развитие.

Половая система человека.

Оплодотворение и внутриутробное развитие, роды.

Возрастные процессы. Планирование семьи.

Тема 15. Высшая нервная деятельность.

Поведение человека. Рефлекс, его виды и значение.

Торможение, его виды и значение.

Биологические ритмы. Сон, его значение. Гигиена сна.

Особенности ВНД человека. Познавательные процессы.

Типы нервной деятельности.

Человек и его здоровье  

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.

Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении.

Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление.

Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.  

Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.

Повторение изученного материала

Тестовый контроль за курс 8 класса.

2

1

1

3

2

1

1

1

4

1

2

1

2

1

1

5

1

1

1

2

5

1

1

1

1

1

8

1

1

1

1

1

1

1

1

4

1

1

1

1

4

1

1

1

1

5

1

1

1

1

1

5

1

1

1

1

1

2

1

1

2

1

1

3

1

1

1

3

1

1

1

5

1

1

1

1

1

5

1

1

1

1

1

1

1

                 

 


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 6 класса учителя первой квалификационной категории Камаловой Татьяны Аркадьевны Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия №3»

Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, в соответствии с федеральным базис...

Занятие "Лидер и его команда"

Занятие с активом детского общественного объединения....

Правовое ассортии

Данный материал можно использовать на уроках ОБЖ, при  изучении темы "ЧС криминогенного характера ", а так же для п...

Советы родителям одаренных детей

 Быть родителями на самом деле сложное задание. Иногда мы можем переходить от одного совета по воспитанию к другому...

Задание для обучающихся МОУ СОШ №56

 Задание для обучающихся  МОУ СОШ №56 5Б; 6В; 10В; 11А; 11В на время карантина...

Картотека логоритмических игр и упражнений

Сборник игр и упражнений для занятий учителя-логопеда, музыкального руководителя...

Классный час (2 класс) "Учимся писать письма"

9 октября - Всемирный день почты. Дети познакомятся со значением переписки в жизни людей....

эколого-биологический эрудицион: "Цветы-земной красы начало"

 Задачи:1. Формирование бережного отношения к природе, экологической культуры учащихся.2. Развитие познавательного ...

Советы родителям выпускников

 Советы родителям выпускников.     Семейная атмосфера выпускника в наше время является главным ...