Рабочая программа по биологии (9 класс) по теме:
Рабочая программа по биологии по УМК Сонина Н.И. 9 класс 102 часа

Представлена рабочая программа по биологии для 9 класса по линии Сонина Н.И.

Скачать:

ВложениеРазмер
rabochaya_programma_9_klass_102_ch.doc383.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ СОШ № 1376 с углубленным изучением естественных наук

Рассмотрено

на заседании МО естественных наук

Протокол №  ____

«       » _________2011

Согласовано

Зам. директора по УМР:

_____________ Ильина Н.В.

«       » ______________2011

Утверждено

Директор школы:

_____________ Волчок Л.А.

«       » ______________2011

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса «Биология»

основного общего образования
по примерной программе основного общего образования

9 класс.

Профильный уровень.

Срок реализации 2011 – 2012 учебный год

Составитель:

учитель биологии Борисевич С.Ю.

Москва 2011


                                                 Пояснительная записка

         Рабочая программа составлена на основе  Федерального Государственного стандарта, Примерной  программы основного общего образования по биологии  и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая биология» авторов В. Б. Захарова, Н. И. Сонина, Е. Т. Захаровой (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение.5 класс. Биология. 6 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2006.) полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

  Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9 класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю -  всего 68 часов.

  В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10 -11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10 -11 классов.

       Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой. Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки -  зачеты.

      Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной работе. В связи с этим при  организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью на печатной основе:  

С. В. Цибулевский, В. Б. Захаров, Н. И. Сонин « Биология. Общие закономерности. 9 класс».  В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц. Большую часть составляют задания, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания. Эти задания выполняются по ходу урока. Работа с таблицами и познавательные задания, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются дома.

    Рабочая программа ориентированна на использование учебника:

С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, Н. И. Сонин « Биология. Общие закономерности. 9 класс» - М.: Дрофа.

А также методической литературы для учителя:

  1. М. М. Гуменюк Биология 9 класс. Поурочные планы к учебнику.
  2. Л. В. Борисова Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику.
  3. С. И. Гуленков, Н. И. Сонин. Тестовые задания к учебнику 9 класс.
  4.  Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение.5 класс. Биология. 6 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2006.
  5. Сборник нормативных документов. Биология. Составители: Э. Д. Днепрова, А. Г. Аркадьев.
  6. Сборник тестов для подготовки к ГИА

                                Тематическое планирование

Тема

Количество часов

1.

Введение

1

1.

Эволюция живого мира на Земле.

28

2.

Структурная организация живых организмов.

24

3.

Размножение и индивидуальное развитие организмов.

6

4.

Наследственность и изменчивость.

22

5.

Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии.

15

6.

Обобщение

6

                                             Итого:

102

             

              Лабораторных работ –3

              Практических работ – 4

              Контрольных тестов - 4

Содержание программы.

Введение (1 ч)

Место курса «Общей биологии» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости! всех частей биосферы Земли.

РАЗДЕЛ I

Эволюция живого мира на Земле. (28 ч)

Тема 1.1. Общие закономерности развития живой природы (18 ч)

Многообразие живого мира. Основные свойства живых систем.

Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Труды Ж. Кювье и Ж. де Сент-Илера. Эволюционная теория Ж.-Б. Ламарка. Первые русские эволюционисты.

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.

Генетика и эволюционная теория. Эволюционная роль мутаций. Биологический вид — качественный этап эволюции. Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция — элементарная эволюционная единица.

Микроэволюция. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.

Макроэволюция. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса.

Демонстрация. Биографии ученых, внесших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Ж.-Б. Ламарка.

Демонстрация. Биография Ч. Дарвина. Маршрут и конкретные находки Ч. Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль».

Демонстрация. Схемы, иллюстрирующие процесс географического видообразования. Показ живых растений и животных; гербариев и коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования.

Демонстрация. Примеры гомологичных и аналогичных органов, их строение и происхождение в процессе онтогенеза. Соотношение путей прогрессивной биологической эволюции. Характеристика представителей животных и растений, занесенных в Красную книгу и находящихся под охраной государства.

Лабораторная работа № 1. Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах растений.

Лабораторная работа № 2. Изучение приспособленности организмов к среде обитания.

Основные понятия. Эволюция. Вид, популяция; их критерии. Борьба за существование. Естественный отбор как результат борьбы за существование в конкретных условиях среды обитания. «Волны жизни»; их причины; пути и скорость видообразования. Макроэволюция. Биологический прогресс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса; ароморфозы, идиоадаптации, общая дегенерация. Значение работ А. Н. Северцова.

Умения. На основе знания движущих сил эволюции, их биологической сущности объяснять причины возникновения многообразия видов живых организмов и их приспособленность к условиям окружающей среды.

Межпредметные связи. История. Культура Западной Европы конца XV и первой половины XVII в. Культура первого периода новой истории. Великие географические открытия. Экономическая география зарубежных стран. Население мира. География населения мира.

Тема 1.2. Возникновение и развитие жизни на Земле (10ч)

Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория акад. А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи.

Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.

Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Эволюция растений; появление первых сосудистых растений; папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

Развитие жизни на Земле в мезозойскую эру. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Вымирание древних голосеменных растений и пресмыкающихся.

Развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру. Бурное развитие цветковых растений, многообразие насекомых (параллельная эволюция). Развитие плацентарных млекопитающих, появление хищных. Возникновение приматов. Появление первых представителей семейства Люди. Четвертичный период: эволюция млекопитающих. Развитие приматов: направления эволюции человека. Общие предки человека и человекообразных обезьян.

Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.

Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас.

Свойства человека как биосоциального существа. Движущие силы антропогенеза. Ф. Энгельс о роли труда в процессе превращения обезьяны в человека. Развитие членораздельной речи, сознания и общественных отношений в становлении человека. Взаимоотношение социального и биологического в эволюции человека. Антинаучная сущность «социального дарвинизма» и расизма. Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества.

Биологические свойства человеческого общества.

Демонстрация. Репродукция картин 3. Буриана, отражающих фауну и флору различных эр и периодов. Схемы развития царств живой природы. Окаменелости, отпечатки растений в древних породах.

Демонстрация. Модели скелетов человека и позвоночных животных.

Основные понятия. Развитие животных и растений в различные периоды существования Земли. Постепенное усложнение организации и приспособление к условиям среды живых организмов в процессе эволюции. Происхождение человека. Движущие силы антропогенеза. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Человеческие расы, их единство. Критика расизма и «социального дарвинизма».

Умения. Использовать текст учебника и учебных пособий для составления таблиц, отражающих этапы развития жизни на Земле, становления человека. Использовать текст учебника для работы с натуральными объектами. Давать аргументированную критику расизма и «социального дарвинизма».

Межпредметные связи. Физическая география. История континентов. Экономическая география. Население мира. География населения мира.

РАЗДЕЛ II

СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (24 ч)

Тема II.1. Химическая организация живого (9 ч)

Элементный состав живого вещества биосферы. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества.

Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль: растворитель гидрофильных молекул, среда протекания биохимических превращений, роль воды в теплорегуляции и др. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку. [Буферные системы клетки и организма.]

Органические молекулы. Биологические полимеры — белки; структурная организация, (первичная, варианты вторичной, третичная и четвертичная структурная организация молекул белка и химические связи, их удерживающие). Свойства белков: денатурация (обратимая и необратимая), ренатурация. Функции белковых молекул. Биологические катализаторы — белки, их классификация, свойства и роль в обеспечении процессов жизнедеятельности. Углеводы в жизни растений, животных, грибов и микроорганизмов. Строение и биологическая роль биополимеров — полисахаридов. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. Особенности строения жиров и липидов, лежащие в основе их функциональной активности на уровне клетки и целостного организма. ДНК — молекулы наследственности. Уровни структурной организации; генетический код, свойства кода. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК. «Малые» молекулы и их роль в обменных процессах. Витамины: строение, источники поступления, функции в организме.

Демонстрация. Объемные модели структурной организации биологических полимеров: белков и нуклеиновых кислот; их сравнение с моделями искусственных полимеров (поливинилхлорид).

Тема II.2. Обмен веществ и превращение энергии (6 ч)

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке. Фотосинтез. Хемосинтез.

Умения. Объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике. Самостоятельно составлять схемы процессов, протекающих в клетке, и «привязывать» отдельные их этапы к различным клеточным структурам. Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур. Работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования.

Межпредметные связи. Неорганическая химия. Химические связи. Строение вещества. Окислительно-восстановительные реакции. Органическая химия. Принципы организации органических соединений. Углеводы, жиры, белки, нуклеиновые кислоты. Физика. Свойства жидкостей, тепловые явления. Законы термодинамики.

Тема П.З. Общие принципы клеточной организации (9 ч)

Предмет и задачи цитологии. Методы изучения клетки: световая и электронная микроскопия; биохимические и иммунологические методы. Два типа клеточной организации: прокариотические и эукариотические клетки.

Клетка — структурно-функциональная единица живых организмов. Клеточная теория строения организмов. Общие принципы организации клеток.

Строение клетки. Клеточные мембраны. Органоиды цитоплазмы: эндоплазматическая сеть, рибосомы, комплекс Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, клеточный центр, реснички и жгутики. Клеточное ядро; ядерная оболочка, хроматин, ядрышко и ядерный сок. Хромосомы, кариотип. Деление клеток. Понятие о митотическом цикле: интерфаза и процессы, происходящие в ней, профаза, метафаза, анафаза и телофаза. Биологический смысл и значение митоза. Жизненный цикл клеток; понятие о дифференцировке.

Прокариоты. Основы организации прокариотической клетки. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; локализация ферментных систем и организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Особенности жизнедеятельности бактерий: автотрофные и гетеротрофные бактерии; аэробные и анаэробные микроорганизмы. Спорообразование и его биологическое значение. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах.

Неклеточные формы жизни — вирусы, бактериофаги; строение, взаимодействие с клеткой-хозяином, воспроизведение.

Демонстрация. Принципиальные схемы устройства светового и электронного микроскопа. Схемы, иллюстрирующие методы препаративной биохимии и иммунологии.

Демонстрация. Модели клетки. Схемы строения органоидов растительной и животной клетки. Микропрепараты клеток растений, животных и грибов.

Лабораторная работа 3. Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом.

РАЗДЕЛ III

РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (6 ч)

Тема III. 1. Формы размножения организмов (3 ч)

Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения.

Тема III.2. Основы биологии развития (3 ч)

Индивидуальное развитие многоклеточного организма. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Особенности и периодизация эмбрионального развития. Регуляция зародышевого развития. Периоды постэмбрионального развития: до-

репродуктивный, репродуктивный и пострепродуктивный. Общие закономерности индивидуального развития животных. Развитие растений.

Демонстрация. Фотографии, отражающие последствия воздействий факторов среды на развитие организмов. Схемы и статистические таблицы, демонстрирующие последствия употребления алкоголя, наркотиков и табака на характер развития признаков и свойств у потомства.

Основные понятия. Основные свойства живых систем: метаболизм, саморегуляция, раздражимость и движение. Этапы эмбрионального развития растений и животных. Периоды постэмбрионального развития. Биологическая продолжительность жизни. Влияние вредных воздействий курения, употребления наркотиков, алкоголя, загрязнения окружающей среды на развитие организма и продолжительность жизни.

Умения. Объяснять общие закономерности процессов метаболизма в живых системах различного иерархического уровня. Давать характеристику состоянию гомеостаза и знать способы его поддержания. Приводить примеры различных способов движения организмов и ориентироваться в его механизмах. Объяснять процесс развития живых организмов как результат постепенной реализации наследственной информации. Различать и охарактеризовывать различные периоды онтогенеза и указывать факторы, неблагоприятно влияющие на каждый из этапов развития.

Межпредметные связи. Неорганическая химия. Охрана природы от воздействия отходов химических производств. Физика. Механическое движение. Законы Ньютона. Сила упругости, сила трения. Электромагнитное поле. Ионизирующее излучение, понятие о дозе излучения и биологической защите.

РАЗДЕЛ IV

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ (22 ч)

Тема   IV.1. История представлений о наследственности и изменчивости. Закономерности наследственности (13 ч)

Представления древних о родстве и характере передачи признаков из поколения в поколение. Взгляды средневековых ученых на процессы наследования признаков. Этапы развития генетики. Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков.

Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя — закон доминирования. Второй закон Менделя — закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание; третий закон Менделя — закон независимого комбинирования. Создание хромосомной теории наследственности Т. Морганом. Роль отечественных ученых в развитии генетики (Н. И. Вавилов, Н. К. Кольцов, А. С. Серебровский, С. С. Четвериков, С. Н. Давиденков).

Тема IV.2. Закономерности изменчивости. Селекция. (9 ч)

Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации. Свойства мутаций; соматические и генеративные мутации. Нейтральные мутации. Полулетальные и летальные мутации. Причины и частота мутаций; спонтанные и индуцированные мутации, мутагенные факторы. Фенотипический эффект мутаций. Ненаследственная (модификационная) изменчивость; свойства модификации. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Селекция растений и животных.

Демонстрация. Карты хромосом человека. Родословные выдающихся представителей культуры.

Демонстрация. Примеры модификационной изменчивости.

Демонстрация. Хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.

Практическая работа Решение генетических задач и составление родословных.

Лабораторная работа 4. Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся).

Основные понятия. Ген. Генотип как система взаимодействующих генов организма. Признак, свойство, фенотип. Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование; закон Т. Моргана. Генетическое определение пола у животных и растений. Изменчивость. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Мутационная и комбинативная изменчивость. Модификации; норма реакции. Селекция; гибридизация и отбор. Гетерозис и полиплоидия, их значение. Сорт, порода, штамм.

Умения. Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков. Составлять простейшие родословные и решать генетические задачи. Понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продовольствия.

Межпредметные связи. Неорганическая химия. Охрана природы от воздействия отходов химических производств. Органическая химия. Строение и функции органических молекул: белки, нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК). Физика. Дискретность электрического заряда. Основы молекулярно-кинетической теории. Статический характер законов молекулярно-кинетической теории. Рентгеновское излучение. Понятие о дозе излучения и биологической защите.

РАЗДЕЛ V

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМА И СРЕДЫ. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ (15 ч)

Тема 1.1. Принципы организации жизни на нашей планете. Биосфера (9 ч)

Понятие о биосфере. Структура и функции биосферы. Компоненты биосферы. Живое вещество биосферы. Естественная система классификации живых организмов как отражение их эволюции. Царства живой природы: прокариоты, грибы, растения и животные. Иерархическая система организации организмов.

Демонстрация. Схемы, отражающие многоуровневую организацию живого (организменный, биоценотический и биосферный уровни). Схемы, отражающие структуру биосферы и характеризующие ее отдельные составные части. Таблицы видового состава и разнообразия живых организмов биосферы. Схемы круговорота веществ в природе.

Основные понятия. Неорганические и органические молекулы и вещества; клетка, ткань, орган. Понятие о целостном организме. Вид и популяция (общие представления). Биогеоценоз. Биосфера.

Тема V.2. Взаимоотношения организмов и среды обитания (6ч)

Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.

Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости.

Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологическая пирамида чисел биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.

Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз (кооперация, мутуализм, комменсализм). Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм.

Тема V.3. Охрана природы (2 ч)

Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе). Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты. Меры по образованию экологических комплексов, экологическое образование.


Календарно - тематическое планирование (102 ч )

№ п/п

Тема урока

Дата

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

уч-ся

Домашнее

задание

1

Введение. Биология – наука о жизни. Роль биологии в практической деятельности людей.

1 неделя сентяб

Биология как наука, разделы биологии, ее развитие.

Давать определение термину биология; приводить примеры практического применения достижений современной биологии; дифференциации и интеграции биологических наук. Выделять предмет изучения биологии. Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира.

Стр. 1-3

Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле.(28 ч)

Многообразие живого. Свойства жизни. – 1ч.

2

Основные свойства живых организмов.

1 неделя сентяб

Отличительные особенности организмов от неживых тел: единый принцип организации, обмен вещ и энергии, открытые системы, размножение, развитие, наследственность, изменчивость.

Давать определения понятию жизнь, называть свойства живого, описывать проявление свойств живого, выделять особенности развития живых организмов.

Стр. 3-8,

Р.т. №1,3,6,7

3.

Естественная классификация живых организмов. Видовое разнообразие

2 неделя сентяб

Уровни организации живой природы. Краткая характеристика естестственной системы классификации живых организмов. Царства живой природы. Видовое разнообразие.

Давать: определение термину таксон;  называть уровни организации жизни и элементы, образующие уровень; основные царства живой природы; основные таксономические единицы;  характеризовать естественную систему классификации живых организмов; определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе

Стр. 12-14,

Р.т. №1,2,3,4,5,6,7

Развитие биологии в додарвиновский период – 2ч.

4

Развитие биологии в додарвиновский период. Систематика К. Линнея.

2 неделя сентяб

Развитие биологии до возникновения учения Дарвина. Трансформисты, креационисты. Вклад Линнея в развитие биологии

§1,Р.т.№2,3,4

5

Эволюционная теория Ж.- Б. Ламарка.

2 неделя сентяб

Вклад Ламарка в развитие биологии.

Его эволюционное учение, его заблуждения.

Давать определение понятию эволюция. Характеризовать сущность теории Ламарка.

§2,Р.т.№1-5

Теория Ч. Дарвина. – 5ч.

6

Предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина.

3 неделя сентяб

Достижения в области естественных наук. Кругосветное путешествие Дарвина.

Выявлять и описывать предпосылки учения Дарвина, приводить примеры научных фактов, которые были собраны Дарвином.

§3,Р.т.№1,2

7

Учение Дарвина об искусственном отборе. 

3неделя сентяб

Учение Дарвина об искусственном отборе как объяснение эволюции живых организмов

Объяснять причину многообразия домашних животных и культурных растений.

§4.

8

Учение Дарвина о естественном отборе.

3 неделя сентяб

Естественный отбор, наследственная изменчивость  и борьба за существование- движущие силы эволюции. Формы борьбы за существование: внутривидовая, межвидовая и борьба с неблагоприятными условиями. Положения учения Дарвина.

Давать определения понятиям: ЕО, наследств изменчивость, борьба за существование. Называть: основные положения ЭУ, движущие силы эволюции, формы борьбы за существование.

§5,Р.т.№4,5,9

9

Учение Дарвина о естественном отборе.

4 неделя сентяб

§5,Р.т.№6,7,8

10

Формы естественного отбора

4неделя сентяб

Формы ЕО: стабилизирующий, движущий, половой.

Называть факторы внешней среды, приводящие к отбору. Приводить примеры: стабилизирующего отбора, движущей формы ЕО. Характеризовать формы ЕО. Выделять между ними различия.

§6,Р.т.№5,6,7,9

Приспособленность организмов к среде обитания  - 2ч

11

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат естественного отбора.

4 неделя сентяб

Приспособительные особенности растений и животных. Виды приспособлений: мимикрия, маскировка, предупреждающая окраска, физиологические адаптации.

Раскрывать содержание понятия приспособленность вида к условиям окр среды. Называть основные типы приспособлений организмов, приводить примеры приспособленности. Объяснять относительный характер приспособлений.

§7,Р.т.№1,2,7

12

Приспособленность организмов к среде обитания. Лабораторная работа  №1 «Приспособленность организмов к среде обитания».

4 неделя сентяб

Раскрывать содержание понятия приспособленность вида к условиям окр среды. Называть основные типы приспособлений организмов, приводить примеры приспособленности. Выявлять относительный характер приспособлений.

§8,9

Микроэволюция – 4 ч

13

Микроэволюция. Вид, его критерии и структура.

5 неделя сентяб

Понятие микроэволюция. Критерии вида: морфологический, физиологический, генетический, экологический, географический.

Приводить примеры видов растений и животных. Давать определение понятию вид. Перечислять критерии вида.

§10,Р.т.№1-2

14

Популяция

5 неделя сентяб

Понятие популяция. Популяционная структура вида. Экологические и генетические структуры популяции. Популяция-элементарная эволюционная единица.

Называть признаки популяций. Приводить примеры практического значения изучения популяций. Анализировать содержание определения  популяция. отличать понятие вид и популяция.

§10,Р.т.№3-5

15.

Видообразование

2

неделя октябр

Понятие микроэволюция. Географическое и экологическое видообразование. Изолирующие механизмы: географические барьеры, пространственная разобщенность, поведение. молекулярные изменения белков, разные сроки размножения. Виды изоляций: географическая, поведенческая, репродуктивная. Процессы видообразование. Закономерность видообразование – результат эволюции.

Приводить примеры различных видов изоляции. Описывать сущность и этапы географического и экологического видообразования. Анализировать содержание определения понятия микроэволюция.

§§10-11, Р.т.2,3,4.8

16

Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Лабораторная работа № 2 Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах растений.

2

неделя октябр

Доказывать зависимость видового разнообразия от условий жизни.

§11,

Макроэволюция – 3ч

17

Макроэволюция. Главные направления эволюции.

2

неделя октябр

Главные направления эволюции: биологический прогресс и регресс. Макроэволюция.

Давать определение понятиям: макроэволюция, биологический прогресс и регресс. Раскрывать сущность эволюционных изменений, обеспечивающих движение группы в том или ином эвол направлении.

§12,

18

Основные закономерности эволюции.

3 неделя октябр

Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм. Гомологичные и аналогичные органы.

Давать определение понятиям: дивергенция, конвергенция, параллелизм, гомологичные и аналогичные органы. Уметь приводить примеры.

§13

19

Обобщающий урок по теме: «Эволюция живых организмов».

3 неделя октябр

Тестовая контрольная работа №1

Возникновение и развитие жизни на Земле.( 5 ч)

20

Современные представления о возникновении жизни.

.

3 неделя октябр

Гипотеза происхождения жизни А. И.Опарина. Химический, предбиологический, биологический этапы развития живой материи. Проблема доказательства современной гипотезы происхождения жизни.

Называть этапы развития жизни. Характеризовать основные представления о возникновении жизни. Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира.

§14

21

Начальные этапы развития жизни. Развитие жизни в архейской и протерозойской эрах.

4 неделя октябр

Начальные этапы биологической эволюции. Филогенетические связи в живой природе. Происхождение эукариотической клетки.

Описывать начальные этапы биологической эволюции. Давать определение понятиям: автотрофы, гетеротрофы, аэробы, анаэробы, прокариоты, эукариоты.

§15,16

22

Развитие жизни в палеозойскую эру.

4 неделя октябр

Растения и животные палеозоя. Выход растений на сушу. Появление наземных животных. Ароморфозы. Усложнение растений и животных в процессе эволюции.

Давать определение термину ароморфоз. Приводить примеры растений и животных, существовавших в палеозое, ароморфозов растений и животных.

Называть приспособления растений и животных в связи с выходом на сушу.

§17

23

Развитие жизни в мезозойскую эру

4 неделя октябр

Растения и животные мезозоя. Появление теплокровных животных, покрытосеменных растений. Господство голосеменных и динозавров, причины их вымирания.  

Приводить примеры растений и животных, существовавших в мезозое, ароморфозов растений и животных.

§18,19

24

Развитие жизни в кайнозойскую эру.

5 неделя октябр

Растения и животные кайнозоя. Изменения животного и растительного мира в кайнозое.

Приводить примеры растений и животных, существовавших в кайнозое, ароморфозов растений и животных. Объяснять причины появления и процветания отдельных групп растений и животных и причины их вымирания.

§18,19

Происхождение и развитие человека (5ч )

25

Происхождение человека. Место человека в системе животного мира.

5 неделя октября

Место человека в живой природе. Биологическая природа и соц сущность человека..

Давать определение понятиям: антропология, антропогенез. Называть признаки человека, определять его принадлежность к классу млекопитающие, отряду приматы. Определять принадлежность биологического объекта «человек» к классу млекопитающие, отделу приматы.

§20стр94-97

26

Доказательства происхождения человека от животных.

5 неделя октября

Доказательства происхождения человека от животных: анатомические, морфологические, эмбриологические, палеонтологические, физиологические

Проводить самостоятельный поиск биологической информации по проблеме происхождения и эволюции человека.

§20

27

Стадии эволюции человека. Человеческие расы.

1 неделя ноября

Стадии развития человека. Факторы антропогенеза. Человеческие расы, единство их происхождения.

Перечислять факторы антропогенеза, характеризовать стадии развития человека. Доказывать единство чел рас.

§20стр.97-101

28

Биосоциальная сущность вида Человек разумный.

1 неделя ноября

29

Обобщающий урок по теме: «Возникновение и развитие жизни на Земле».

1 неделя ноября

Тестовая контрольная работа №2

Раздел 2.Структурная организация живых организмов ( 24 ч)

Тема «химическая организация клеток» -9 ч

30

Состав клетки. Неорганические вещества клетки.

2 неделя ноября

Особенности хим состава живых организмов. Микро и  макроэлементы, их вклад в образование неорганических и органических веществ. Неорганич вещества: вода и мин соли.

Давать определение терминам: микро и макроэлементы, приводить примеры. Называть неорганич вещ-ва. Выявить взаимосвязь между пространственной организацией молекул воды и ее свойствами. Характеризовать: биол значение микро- и макроэлементов, биол роль воды, солей неорганических кислот.

§21

31

Состав клетки. Неорганические вещества клетки: вода

2 неделя ноября

§21

32

Состав клетки. Неорганические вещества клетки: минеральные соли.

2 неделя ноября

§21

33

Органические вещества клетки. Белки строение и свойства.

4

неделя ноября

Белки – биологические полимеры. Уровни организации белков. Функции белков: структурная, каталитическая, двигательная, транспортная, защитная, энергетическая.

Основные понятия: глобула, гормоны, ферменты.

Приводить примеры веществ, относящихся к углеводам, липидам и белкам. Характеризовать биологическую роль углеводов, липидов и белков. Узнавать пространственную структуру белка. Называть продукты, богатые белками, связь, образующую первичную структуру белка, мономеры белка.

§22, стр. 107-109

34

Биологическая функция белков..

4

неделя ноября

§22,

35

 Углеводы.

4 неделя ноября

Органические вещ-ва , их роль в организме

Биологическая роль углеводов. Биологическая роль углеводов: энергетическая, защитная, строительная, информационная.

Приводить примеры веществ, относящихся к углеводам.. Характеризовать биологическую роль углеводов, липидов.

§22, стр 109-111, в.1-4

36

Липиды.

5

неделя ноября

Органические вещ-ва , их роль в организме

Биологическая роль липидов. Свойства липидов: образование энергии и воды при окислении, низкая теплопроводность, нерастворимость в воде. Функции: энергетическая, защитная, строительная, регуляторная

Приводить примеры веществ, относящихся к липидам. Характеризовать биологическую роль липидов.

§22

37

Нуклеиновые кислоты. ДНК.

5

неделя ноября

Нуклеиновые кислоты- биополимеры. ДНК, РНК. Пространственная структура ДНК- двойная спираль. Нахождение ДНК в клетке: ядро, митохондрии, пластиды. Виды РНК и нахождение  в клетке. Функции нуклеиновых кислот. Редупликации .

Давать полное название нуклеиновым кислотам: ДНК и РНК. Называть нахождение молекулы ДНК в клетке, мономер нуклеиновых кислот.  Перечислять виды РНК и их функции.

§22, стр. 111-112,в11,12

38

Нуклеиновые кислоты. РНК.

1 неделя декабря

§22

Обмен веществ и энергии – 6 ч

39

Обмен веществ и энергии в клетке.

1 неделя декабря

Обмен веществ и энергии – признак живых организмов. Ассимиляция и диссимиляция – противоположные процессы. Синтез белка и фотосинтез- важные реакции обмена веществ.

Давать определения терминам: ассимиляция и диссимиляция. Называть этапы обмена веществ в организме, роль АТФ и ферментов. Характеризовать сущность процесса.

§23, стр 113, записи в тетради.

40

Пластический обмен. Биосинтез белков, жиров, углеводов.

1 неделя декабря

Основные понятия: ген, триплет, генетический код, кодон, антикодон, транскрипция, трансляция.

Свойства генетического кода, механизм транскрипции и трансляции.

Знать: основные понятия: ген, триплет, генетический код, кодон, антикодон, транскрипция, трансляция.

Свойства генетического кода, механизм транскрипции и трансляции.

§23, вопросы 1-5

  41

Энергетический обмен. Дыхание.

2 неделя декабря

Основные понятия: гликолиз, брожение, дыхание. Дыхание. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Этапы энергетического обмена.

Давать определение понятию диссимиляция. Перечислять этапы энергетического обмена. Называть: вещества – источники энергии, продукты реакций этапов обмена вещ, локализацию в клетке этапов энергетического обмена.

§24,Р.т.№1,5,6,8

42

Фотосинтез.

2 неделя декабря

Основные понятия: фотосинтез, фотолиз воды. Этапы фотосинтеза.

Давать определение понятию фотосинтез. Перечислять этапы фотосинтеза. Называть: вещества – источники энергии, продукты реакций этапов обмена вещ, локализацию в клетке этапов энергетического обмена.

§24,стр. 120, записи в тетради

43

Хемосинтез

2 неделя декабря

Основные понятия: фотосинтез, фотолиз воды. Этапы фотосинтеза.

Давать определение понятию хемосинтез.. Называть: вещества – источники энергии, продукты реакций этапов обмена вещ, локализацию в клетке этапов энергетического обмена.

§24

44

Решение задач по теме: «Биосинтез белка»

3 неделя декабря

Строение и функции клеток – 9 ч

45

Прокариотические клетки.

3 неделя декабря

Строение прокариот. Отсутствие мембранных органоидов. Значение образования спор у бактерий. Условия гибели спор.

Давать определение термину- прокариоты. Узнавать и различать по немому рисунку клетки прокариот и эукариот, структурные компоненты клетки.

§25,в. 1-5

46

Эукариотическая клетка. Клеточная мембрана, цитоплазма, органоиды.

4 неделя декабр

Строение и функции клеточной мембраны. Цитоплазма. Органоиды: их структура и функции. Включения. Особенности строения растительной клетки.

Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток эукариот. Приводить примеры клеточных включений. Отличать : по строению шероховатую ЭПС от гладкой, виды пластид. Характеризовать органоиды клеток эукариот по строению и функциям.

§26,

Р.т.№1-4

47

Эукариотическая клетка. Ядро.

4 неделя декабр

Основные понятия: эукариоты, прокариоты, хромосомы, кариотип,

Соматические клетки, гаплоидный и диплоидный набор хромосом.

Функции ядра. Состояния хпроматина: хромосомы, деспирализованные нити.

Узнавать по немому рисунку структурные части ядра. Описывать по таблице строение ядра.

§27,Р.т.№

48

Особенности строения растительной и животной клеток.

4 неделя декабр .

Особенности строения растительной, животной, грибной клеток.

Распознавать и описывать по таблице основные части и органоиды клеток растений и животных,

сравнивать их между собой.

Повторить материал о делении клетки

49

Лабораторная работа № 3 «Изучение строения растительных и животных клеток под микроскопом»

3 неделя декабря

50

Неклеточные формы жизни. Вирусы. Бактериофаги.

5 неделя декабря

Особенности строения вирусов и бактериофагов. Характеристики и сойства.

Давать определение термину- неклеточные формы жизни. Узнавать и различать по немому рисунку вирус и бактериофаги, структурные компоненты.

конспект

51

Деление клеток.

5 неделя декабр

Основные понятия: митотический цикл, интерфаза, митоз. Деление клеток эукариот. Биологический смысл и значение митоза. Деление клеток прокариот.

Называть: процессы, составляющие жизненный цикл клетки, фазы митотического цикла. Объяснять биологическое значение митоза.

§28, в. 1-5

52

Клеточная теория строения организмов.

5 неделя декабря

Клетка – структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема. Клеточное строение организмов, как доказательство их родства, единства живой природы. Основные положения клеточной теории Т. Шванна и М. Шлейдена.

Приводить примеры организмов, имеющих клеточное и неклеточное строение. Называть: жизненные свойства клетки, признаки клеток различных систематических групп, положения клеточной теории.

Узнавать клетки различных организмов.

§29, подготовиться к зачету

53

Зачетный урок  по теме: «Строение

 клетки ».

3

Неделя

января

Тестовая контрольная работа № 3

                                                                                               Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (6 ч)

54

Бесполое размножение.

3

неделяянваря

Размножение: половое и бесполое. Виды бесполого размножения: деление клетки, митоз, почкование, деление тела, спорообразование. Виды вегетативного размножения.

Давать определение понятию размножение. Называть: основные виды  размножения, способы вегетативного размножения растений. Приводить примеры растений и животных с различными формами и видами размножения. Объяснять биологическое значение б/п размножения.

§30,Р.т.№1-5

55

Половое размножение. Мейоз.

3

Неделя

января

Основные понятия: оплодотворение, гаметогенез, мейоз, коньюгация, кроссинговер. Половое размножение , его значение. Половые клетки: образование и строение.

Узнавать и описывать по рисунку строение половых клеток. Выделять различия мужских и женских половых клеток. Объяснять: биологическое значение  полового размножения, сущность и значение оплодотворения.

Описывать этапы мейоза.

§31,Р.т.№4,7,8,11

56

Онтогенез. Эмбриональный период развития.

4 неделя января

Рост и развитие организмов. Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Этапы эмбрионального развития:дробление, гаструляция, органогенез

Давать определение понятий: онтогенез, оплодотворение, эмбриогенез. Характеризовать: сущность эмбрионального периода, роста организма. Описывать этапы эмбрион развития.

§32,Р.т.

№1-6

57

Эмбриогенез: гаструляция и органогенез.

4 неделя января

Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Этапы эмбрионального развития:дробление, гаструляция, органогенез

Давать определение понятий: онтогенез, оплодотворение, эмбриогенез. Характеризовать: сущность эмбрионального периода, роста организма. Описывать этапы эмбрион развития.

§32

58

Онтогенез. Постэмбриональный период развития.

4 неделя января

Постэмбриональный период развития. Формы: прямое и непрямое.

Называть: начало и окончание постэмбрионального развития, виды постэмбрионального развития. Приводить примеры животных с прямым и непрямым развитием. Объяснять биологическое значение метаморфоза.

§33,Р.т.№

59

Общие закономерности развития. Биогенетический закон.

5 неделя января

Закон зародышевого сходства К. Бэра. Биогенетический закон Геккеля и Мюллера.

Давать определение понятию эмбриогенез.

Называть начало и окончание постэмбрионального развития; виды постэмбрионального развития.

Характеризовать  сущность эмбрионального периода развития организмов; сущность постэмбрионального периода развития организмов;

Объяснять биологическое значение метаморфоза.

§34,Р.т.№

                                                                                               Раздел 4. Наследственность и изменчивость видов.(22 ч)

Закономерности наследственности – 13 ч

60

Основные понятия генетики.

1 неделя феврал

Наследственность и изменчивость – свойства живых организмов. Генетика .

Основные понятия: ген, генотип, фенготип, аллельные гены, гетеро-и гомозигота.

Давать определения понятиям. Характеризовать сущность процессов наследственности и изменчивости.

§35

61

Гибридологический метод изучения наследственности. I и II законы Менделя

1 неделя феврал

Моногибридное скрещивание. Законы Менделя.  Гипотеза чистоты гамет.

Давать понятия определениям. Приводить примеры доминантных и рецессивных признаков. Воспроизводить формулировки закона Единообразия и Расщепления. Составлять и анализировать схему скрещивания.

§36,37 стр.176-179

Р.т.№1-4

62

П.р. №1 «Решение генетических задач»

2 неделя феврал

Закономерности наследования признаков при монодигибридном скрещивании, анализирующем скрещивании

Составлять схемы скрещивания, решать генетические задачи

задачи

63

Анализирующее скрещивание. Неполное доминирование.

2 неделя феврал

§37стр.184-185

64

Дигибридное скрещивание . III закон Менделя.

2 неделя феврал

Дигибридное скрещивание.  III закон Менделя.Механизм наследования признаков при дигибридном скрещивании.

Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания. Составлять схему дигибридного скрещивания. Определять по схеме число типов гамет, вероятность проявления признаков в потомстве.

§37стр.180-184,Р.т.№11,12,13

65

П.р. №2 «Решение генетических задач»

3 неделя феврал

Закономерности наследования признаков при монодигибридном скрещивании, анализирующем скрещивании

Составлять схемы скрещивания, решать генетические задачи

§37стр.184-185

66

Генетика пола.

3

неделя феврал

Наследование признаков, сцепленных с полом. Гетерогаметный и гомогаметный пол, половые хромосомы. Закон сцепленного наследования. Наследственные заболевания, сцепленные с полом.

Давать определение термину аутосомы. Называть: типы хромосом в генотипе, число аутосом и половых хромосом у человека. Приводить примеры наследственных заболеваний.

§38,39

67

П.р №3 «Решение генетических задач»

3неделя феврал

Закономерности наследования признаков при сцепленном наследовании.

Составлять схемы скрещивания, решать генетические задачи

задачи

68

Генотип как система взаимодействующих генов.

1 неделя марта

Генотип – система взаимодействующих генов. Характер взаимодействия: дополнение, подавление, суммарное действие. Влияние количества генов на проявление признаков.

Давать определение терминам. Приводить примеры: аллельного взаимодействия генов, неаллельного  взаимодействия генов. Называть характер взаимодействия неаллельных генов.

§40,Р.т.№1-5

69

Цитоплазматическая наследственность

1 неделя марта

конспект

70

Методы изучения генетики человека.

2 неделя марта

конспект

71

Наследственные заболевания и их предупреждения.

2 неделя марта

конспект

72

Зачетный урок  по теме: «Закономерности наследственности».

3 неделя марта

Тестовая контрольная работа № 4

Закономерности изменчивости – 4 ч

73

Генотипическая изменчивость.

3 неделя марта

Основные формы изменчивости. Виды мутаций: генные, хромосомные, геномные. Синдром Дауна – геномная мутация человека. Виды мутагенов. Характеристики мутационной изменчивости. Комбинативная изменчивость.

Давать определение термину- изменчивость. Различать наследственную и ненаследственную изменчивость. Приводить примеры генных, хромосомных и геномных мутаций. Называть виды насл изменчивости, свойства мутаций. Объяснять причину мутаций.

§41,Р.т.№3,8,10,11

74

Модификационная изменчивость. Норма реакции.

3 неделя марта

Зависимость проявления действия генов от условий внешней среды. Ненаследственная изменчивость. Характеристики модификационной изменчивости. Норма реакции, вариационная кривая.

Давать определение термину- изменчивость. Приводить примеры ненаследственной изменчивости, нормы реакции признаков. Характеризовать модификационную изменчивость

§42,Р.т.№1-5

75

Лабораторная работа .№4 «Изменчивость организмов. Построение вариационной кривой».

4 неделя марта

Выявлять и описывать ненаследственную изменчивость организмов. Уметь составлять вариационный ряд признаков и вариационную кривую.

76

Зачет  по теме:« Наследственность и изменчивость»

4

неделя марта

Тестирование.

Селекция растений, животных и микроорганизмов- 5 ч 

77

Селекция. Центры многообразия и происхождения культурных растений.

4 неделя марта

Селекция. Учение Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости.

Называть практическое значение генетики. Приводить примеры порол животных и сортов растений, выведенных человеком. Характеризовать роль учения Вавилова для развития селекции. Объяснять: причину совпадения центров многообразия культурных растений с местами расположения древних цивилизаций, значение закона гомологических рядов.

§43, в. 1-4

78

Методы селекции животных.

5 неделя марта

Основные методы селекции: гибридизация и отбор. Виды искусственного отбора: массовый и индивидуальный. Гибридизация: близкородственная, межсортовая, межвидовая.  Искусственный мутагенез.

Давать определение понятиям: порода и сорт. Называть методы селекции растений и животных. Приводить примеры пород животных и культурных растений. Характеризовать методы селекции растений и животных.

§44, в. 1-7

79

Методы селекции растений.

5 неделя марта

§44

80

Селекция микроорганизмов. Достижения и основные направления современной селекции

1 неделя апреля

Основные направления селекции микроорганизмов. Биотехнология. Ее значение для с/х, медицины, микробиологии и др. генная и клеточная инженерия. Клонирование.

Давать определение понятиям: биотехнология, штамм. Приводить примеры использования микроорганизмов в микробиологической промышленности. Анализировать и оценивать значение генетики для развития с/х, медицины и др.

§45

81

Современное состояние и перспективы биотехнологии.

1 неделя апреля

Биотехнология. Ее значение для с/х, медицины, микробиологии и др. генная и клеточная инженерия. Клонирование.

Давать определение понятиям: биотехнология, штамм. Приводить примеры использования микроорганизмов в микробиологической промышленности. Анализировать и оценивать значение генетики для развития с/х, медицины и др.

конспект

Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии.(12ч)

Биосфера, ее структура и функции (9ч)

82

Структура биосферы.

1 неделя апреля

Биосфера – глобальная экосистема. Границы биосферы. Учение Вернадского о биосфере. Компоненты и свойства биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере.

Давать определение понятию биосфера. Называть: признаки биосферы, структурные компоненты и свойства. Характеризовать живое, биокосное, косное вещество биосферы.

§46,Р.т.№4,5,7

83

Круговорот веществ в природе.

2 неделя апреля

Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме. Биогеохимические циклы. Направление потока вещества в пищевой сети. Роль производителей, потребителей, разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе.

Называть вещества, используемые организмами в процессе жизнедеятельности. Описывать биохимические циклы воды, углерода, азота. Объяснять значение круговорота веществ. Характеризовать  сущность круговорота веществ и роль живых организмов в жизни планеты.

§47,Р.т.№ 1,2,3

84

Круговорот веществ в природе.

2 неделя апреля

§47,Р.т.№ 4,5,6

85

Экологические факторы.

2

неделя апреля

Экология – наука о взаимоотношениях организмов и окр. Среды. Абиотические и биотические факторы среды. Их взаимодействие.

Давать определение терминам: экология, биотические и абиотические, антропогенные факторы. Приводить примеры факторов. Анализировать воздействие факторов.

§50,51Р.т.№

В. 1-7

86

Экологические факторы.

3 неделя апреля

§50,51

87

Биогеоценозы и биоценозы. Видовое разнообразие

3 неделя апреля

Экосистемная организация живой природы. Естественные и искусственные экосистемы. Структура экосистем: биоценоз, экотоп. Пространственная и морфологическая структуры. Популяция – элемент экосистемы. Классификация наземных экосистем. Свойства экосистем: обмен веществ, круговорот веществ. Видовое разнообразие- признак устойчивости.

Давать определение понятиям: биоценоз, биогеоценоз, экосистема. Называть: компоненты биоценоза, показатели структуры популяций, признаки и свойства экосистем. Приводить примеры естественных и искусственных экосистем.

§49,52  стр. 239-243,

Р.т.№

88

Пищевые связи в экосистемах.

П. р. №4 « Составление пищевых цепей»

3 неделя апреля

Основные понятия: трофический уровень, автотрофы, гетеротрофы, пищевая цепь.

Солнечный свет – энергетический ресурс экосистем. Роль авто и гетеротрофов. Пищевые связи в экосистемах. Направление потока веществ в пищевой цепи. Функциональные группы организмов: продуценты, консументы, редуценты.

Давать определение терминам: автотрофы, гетеротрофы, трофический уровень, пищ. цепь. Приводить примеры организмов разных функциональных групп.  Составлять схемы пищевых цепей.

§52,Р.т.№

В. 4-7

89

Биотические факторы среды. Взаимоотношения между организмами.

4 неделя апреля

Основные понятия: конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм.

Типы взаимоотношений между организмами.

Давать определения терминам: конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм. Характеризовать разные типы взаимоотношений.

§53,в 1-6

90

Биотические факторы среды. Взаимоотношения между организмами.

4 неделя апреля

§53, конспект

Биосфера и человек (6ч)

91

Природные ресурсы и их использование.

4 неделя апреля

Классификация природных ресурсов: неисчерпаемые, исчерпаемые (возобновимые и невозорбновимые). Агроэкосистемы. Проблемы рационального природопользования.

Приводить примеры: агроэкосистем,  неисчерпаемых, исчерпаемых ресурсов. Раскрывать сущность рационального природопользования.

§54,Р.т.№

92

Роль человека в биосфере

1 неделя мая

Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды: загрязнение воздуха, пресных вод и Мирового океана, антропогенное изменение почвы, радиоактивное загрязнение, влияние на растительный и животный мир. Сохранение биоразнообразия.

Называть антропогенные факторы воздействия на биоценозы. Приводить примеры.

§55, 56 сообщения

93

Экологические проблемы

1неделя мая

Экологические проблемы: парниковый эффект, кислотные дожди, опустынивание, сведение лесов, появление «озоновых дыр», загрязнение окружающей среды.

Называть современные экологические проблемы. Оценивать последствия деятельности человека.

Сообщения

94

Охрана природы.

2

неделя мая

Законы охраны природы. Принципы рационального природопользование. Красная книга.

§56,Р.т.№

95

Обобщение по теме: «Биосфера и человек»

2 неделя мая

 

96

Обобщающий урок по курсу «Общие закономерности».

2 неделя мая

Обобщение (6 ч)

97

Становление современной теории эволюции

3 неделя мая

Теория Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора. Современная теория эволюции: движущие силы эволюции; причины многообразия и приспособленности организмов к среде обитания; понятие о микро- и макроэволюции; основные направления эволюции; пути достижения биологического прогресса; вид, его критерии, популяция как структурная единица вида и эволюции.

Объяснять основные свойства живых организмов как результат эволюции живой материи.

Повторить материал глав  9,10,11

98

Клетка -структурная и функциональная единица живого.

3 неделя мая

Химическая организация клетки. Строение и функции клеток. обмен веществ и преобразование энергии в клетке.

Описывать химический состав клетки; структуру эукариотической клетки; процессы, протекающие в клетке. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями клеточных структур. Характеризовать роль различных клеточных структур в процессах, протекающих в клетке. Объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике.

Повторить материал глав 14,15,16

99

Закономерности наследственности и изменчивости

3 неделя мая

Закономерности наследования признаков, открытие Менделем. Закономерности изменчивости. Прикладное значение генетики.

Давать определения законам Менделя. Называть формы изменчивости. Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, возникновение отличий у родительских форм; необходимость развития теоретической генетики для медицины и сельского хозяйства.  Составлять родословные, решать генетические задачи.

Повторить материал глав 17,18

100

Взаимодействие организма и среды обитания.

4 неделя мая

Биосфера, ее структура и функции. Биосфера и человек.

Выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экосистемах

подготовиться к итоговой контрольной работе

101

Итоговая контрольная работа

4 неделя мая

102

Анализ контрольной работы.

4 неделя мая


Требования к уровню подготовки выпускников:

   В результате изучения биологии учащиеся должны

 знать/понимать:

      • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

      • сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;

  уметь:

      • объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний

      • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

      • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки

      • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

      • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

      • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

      • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;

      • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

      использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

      • соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания),


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков

Рабочая программа по биологии по учебнику Сонина.

Рабочая программа рассчитана на два часа в неделю. Содержит требования к уровню подготовки учащихся, основные УУД...

Рабочие программы по биологии 7-9 классы (по программе Сонина Н.И.)

В рабочую программу вошли пояснительная записка, нормативно-правовая база, тематическое планирование, содержание, календ...

Рабочая программа по биологии 6 класс по учебнику Сонина Н.И.

 Рабочая программа составлена  в соответствии с Федеральным компонентом Государственного образовательного стан...

Рабочая программа по биологии "Человек". 8 класс по УМК Сонина

Рабочая программа по биологии "Человек". 8 класс по УМК Сонина...

Рабочая программа по биологии 9 класс, УМК Н.И. Сонина

Рабочая программа по биологии составлена на основе  федерального компонента государственного образовательного станд...

Рабочая программа по биологии 6 класс (УМК Сонина Н.И.)

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федрального компонента государственных образовательных станда...

Рабочая программа по биологии 8 класс (УМК Сонина Н.И.)

Данная рабочая программа содержит пояснителью записку, подробное календарно-тематическое планирование с указанием домашн...

Комментарии

Светлана Юрьевна! Благодарю вас за разработку вашей рабочей программы по биологии в 9 классе! У меня вопрос: за счет какого времени в учебном плане вы имеете 3-х часовую программу 9 класса?

Елена Владимировна! 3 час биологии в 9 классе был введен за счет школьного компонента, так как у нас школа с углубленным изучением естественных наук.