Методическая разработка по экологии (9 класс) по теме:
Урок экологии 9 класс "Экологическое и технологическое влияние на биосферу"

Садовская Дина Ивановна

Урок по экологии для 9 класса в форме презентации. Программа «Биосфера и человечество», автор - И.М.Швец. 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:


Экологическое и технологическое влияние на биосферу

Главная функция биосферы

обеспечение круговорота химических элементов, который выражается в циркуляции веществ между атмосферой, почвой, гидросферой и живыми организмами.

Биосфера

живое вещество,

образованное

совокупностью

организмов

биогенное

вещество,

которое создается

в процессе

жизнедеятельности

организмов

косное вещество,

которое

формируется

без участия

живых организмов

Посредством орудий труда человечество стало создавать фактически искусственную среду своего обитания (поселения, жилища, одежду, продукты питания, машины и многое другое).

С этих пор эволюция биосферы вступила в новую фазу, где человеческий фактор стал мощной природной движущей силой.

Последствия техногенного воздействия на биосферу.

Человек всегда использовал окружающую среду в основном как источник ресурсов, однако, в течение очень длительного времени его деятельность не оказывала заметного влияния на биосферу. Лишь в конце прошлого столетия изменения биосферы под влиянием хозяйственной деятельности обратили на себя внимание ученых. Эти изменения нарастали и в настоящее время обрушились на человеческую цивилизацию.

Стремясь к улучшению условий своей жизни человечество постоянно наращивает темпы материального производства, не задумываясь о последствиях. При таком подходе большая часть взятых от природы ресурсов возвращается ей в виде отходов, часто ядовитых или не пригодных для утилизации. Это приносит угрозу и существованию биосферы, и самого человека.




Нарушение

крупномасштабных

процессов

в атмосфере,

гидросфере,

литосфере

Торможение

минерализации и

гумификации

Рассеивание

металлов,

руд, углерода

и др.

биогенных

элементов

Небиосферные

источники энергии

Техногенное

воздействие

Антропогенное воздействие на биосферу

Загрязнение среды опасными отходами;

Шумовое воздействие;

Биологическое загрязнение;

Воздействие электромагнитных полей и излучений;

Воздействие оружия массового уничтожения;

Воздействие техногенных экологических катастроф

Загрязнение среды опасными отходами

Отходы

Бытовые

Промышленные

Твердые бытовые отходы —

совокупность твердых веществ

(пластмасса, бумага, стекло, кожа и др.)

и пищевых отбросов, образующихся в

бытовых условиях.

Жидкие бытовые отходы

представлены в основном

сточными водами

хозяйственно-бытового назначения.

Газообразные —

выбросами различных газов.




Остатки сырья, материалов,

полуфабрикатов, образовавшихся при

производстве продукции.

Они бывают твердыми (отходы

металлов, пластмасс, древесина и т. д.),

жидкими (производственные сточные

воды, отработанные органические

растворители и т. д.) и

газообразные (выбросы промышленных

печей, автотранспорта и т. д.)

Наибольшее количество промышленных отходов образует угольная промышленность, предприятия черной и цветной металлургии, тепловые электростанции, промышленность строительных материалов.




Экологические кризисные ситуации, периодически возникающие в различных точках планеты, во многих случаях обусловлены негативным воздействием так называемых опасных отходов. Под опасными отходами понимают отходы, содержащие в своем составе вещества, которые обладают одним из опасных свойств (токсичность, взрывчатость, инфекционность, пожароопасность и т. д.) и присутствуют в количестве, опасном для здоровья людей и окружающей природной среды.




Опасные отходы стали проблемой века и для борьбы с ними предпринимаются огромные усилия во всем мире. В России к опасным отходам относят около 10% от всей массы твердых отходов.

Среди них металлические и гальванические шламы, отходы стекловолокна, асбестовые отходы и пыль, остатки от переработки кислых смол, дегтя и гудронов, отработанные радиотехнические изделия и т. д.




Радиоактивные отходы

твердые, жидкие или газообразные продукты ядерной энергетики, военных производств, других отраслей промышленности и систем здравоохранения, содержащие радиоактивные изотопы в концентрации, превышающей утвержденные нормы.

Радиоактивные элементы, например, стронций-90, передвигаясь по пищевым (трофическим) цепям, вызывают стойкие нарушения жизненных функций, вплоть до гибели клеток и всего организма. Некоторые из радионуклидов могут сохранять смертоносную токсичность в течение 10—100 млн лет.

Шумовое воздействие

Одна из форм вредного физического воздействия на окружающую природную среду.

Загрязнение среды шумом возникает в результате недопустимого превышения естественного уровня звуковых колебаний.

С экологической точки зрения в современных условиях шум становится не просто неприятным для слуха, но и приводит к серьезным физиологическим последствиям для человека.

Естественные природные звуки на экологическом благополучии человека, как правило, не отражаются.

Звуковой дискомфорт создают антропогенные источники шума, которые:

повышают утомляемость человека,

снижают его умственные возможности,

значительно понижают производительность труда,

вызывают нервные перегрузки, шумовые стрессы и т. д.

Основные источники антропогенного шума

Транспорт

(автомобильный,

рельсовый

и воздушный)

Промышленные

предприятия

Автотранспорт

(80% от общего шума).

Н-р, на автомобильных дорогах

Москвы, Санкт-Петербурга

и других крупных городов

России уровень шума от транспорта

в дневное время достигает

90—100 дБ

и даже ночью в некоторых

районах не опускается ниже 70 дБ

(по норме не более 40)




Воздействие

Антропогенное шумовое воздействие неблагоприятно сказывается на организме человека и сокращает продолжительность его жизни, ибо привыкнуть к шуму физически невозможно.

Человек может субъективно не замечать звуки, но от этого разрушительное действие его на органы слуха не только не уменьшается, но и усугубляется.

Биологическое загрязнение

привнесение в экосистемы в результате антропогенного воздействия нехарактерных для них видов живых организмов (бактерий, вирусов и др.), ухудшающих условия существования естественных биотических сообществ или негативно влияющих на здоровье человека.

Основные источники

Сточные воды предприятий

Бытовые и промышленные свалки

Кладбища

Канализационная сеть, поля орошения

органические соединения и патогенные микроорганизмы

возбудители инфекционных и паразитарных болезней

Воздействие электромагнитных полей и излучений

На нынешнем этапе развития научно-технического прогресса человек вносит существенные изменения в естественное магнитное поле, придавая геофизическим факторам новые направления и резко повышая интенсивность своего воздействия.

Основные источники этого воздействия — электромагнитные поля от линий электропередач (ЛЭП) и электромагнитные поля от радиотелевизионных и радиолокационных станций.

Воздействие оружия массового уничтожения

Ядерное

Химическое

Бактериологическое

Ядерное оружие

характеризуется большой мощностью и различным поражающим действием, которое определяется воздействиями на окружающую среду ударной волны, светового излучения, проникающей радиации, радиоактивного заражения и электромагнитного импульса.

Ударная волна при ядерном взрыве обладает колоссальной разрушительной силой, нанося незащищенным людям и животным тяжелые травмы, вплоть до их гибели. При избыточном давлении во фронте ударной волны более 50 кПа наблюдается полное повреждение лесного массива, деревья с корнем вырываются, а у людей разрываются внутренние органы, переламываются кости.

Световое излучение вызывает сильнейшие ожоги открытых участков тела, в том числе сетчатки глаз. В Хиросиме и Нагасаки термические поражения (ожоги) были основными последствиями ядерных взрывов.

Под воздействием проникающей радиации, вызываемой смертоносными гамма-лучами и нейтронами, у людей и животных возникает лучевая болезнь, которая в тяжелых случаях заканчивается летальным исходом.

Хиросима

Химическое оружие

Предназначено для отравления человека и живых организмов с помощью боевых отравляющих веществ — газов, жидкостей или твердых веществ.

Средства их применения: ракеты, мины, снаряды, бомбы или распыление с самолетов.

Химические отравляющие вещества способны внедряться и передвигаться по трофическим цепям, представляя высокую токсичную опасность для жизнедеятельности организмов.

В больших количествах химическое оружие применялось во время первой мировой войны и во Вьетнаме. В 1914—1918 гг. боевые отравляющие вещества, в основном иприт, вызвали гибель 10 тыс. человек и 1,2 млн человек сделали инвалидами.




В настоящее время создан принципиально новый класс боевых отравляющих веществ нервно-паралитического действия (зарин, табун, зоман и др.), а также отравляющие вещества психогенного, общеядовитого и удушающего действия. Все они оказывают крайне негативное влияние на природные экосистемы, вызывая массовые поражения людей, гибель большой части популяций любых позвоночных животных, растений

Бактериологическое (биологическим) оружие

Бактериальные средства (бактерии, вирусы и др.), яды (токсины), предназначенные для массового поражения людей.

Используются с помощью живых переносчиков заболеваний (грызунов, насекомых и др.), либо в виде боеприпасов, начиненных зараженными порошками или жидкостью.

Бактериологическое оружие способно вызвать массовые инфекционные заболевания людей и животных чумой, холерой, сибирской язвой и другими болезнями, даже попадая в их организм в ничтожно малых количествах. Многие бактерии способны образовывать споры, которые могут сохраняться в почве в течение десятилетий.

Воздействие техногенных экологических катастроф

это авария технического устройства (атомной электростанции, танкера и т. д.), приведшая к весьма неблагоприятным изменениям в окружающей природной среде и, как правило, массовой гибели живых организмов и экономическому ущербу.

Аварии и катастрофы возникают внезапно, имеют локальный характер, в то же время экологические последствиях могут распространяться на весьма значительные расстояния.

Самая крупная в истории человечества катастрофа техногенного характера, приведшая к трагическим последствиям, произошла 26 апреля 1986 г. на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС на Украине. От острой лучевой болезни погибли 29 человек, эвакуировано более 120 тыс. человек, общее число пострадавших превысило 9 млн. человек. Следы чернобыльского “события” в генном аппарате человечества, по свидетельству медиков, исчезнут лишь через 40 поколений.

Очень опасны и тяжелы по своим экологическим последствиям крупные аварии и катастрофы на химических объектах. В этих случаях происходит заражение отравляющими веществами всего приземного слоя атмосферы, водных источников, почв и т. д. При высоких концентрациях отравляющих веществ наблюдается массовое поражение людей и животных.

Домашнее задание

§ 7, мини-сообщение о техногенных катастрофах


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков

Урок экологии 9 класс "Потребность человечества в дыхании и ее влияние на биосферу"

Урок по экологии для 9 класса в форме презентации. Программа «Биосфера и человечество», автор - И.М.Швец. ...

Презентация по экологии 9 класс "Социальные факторы, их влияние на человечество и биосферу"

 Урок по экологии для 9 класса в форме презентации. Программа «Биосфера и человечество», автор - И.М.Швец....

Потребность человечества в питании и её влияние на биосферу

 1. Можно ли, исходя из того, как питается человек, судить о его здоровье?   «Короткую жизнь мы не получа...

Потребность человека в питании и ее влияние на биосферу.

Презентация к уроку экологии в 9 классе....

Урок экологии 9 класс "Влияние человечества на эволюцию биосферы"

Урок по экологии для 9 класса в форме презентации. Программа «Биосфера и человечество», автор - И.М.Швец. ...

« Основные источники радиации в Белгородской области, их воздействие на Биосферу».

 Интегрированный урок-практикум (урок пресс-конференция)...

Урок экологии в 8-м классе «Воздействие солнечных лучей на кожу» по теме «Влияние факторов среды на функционирование систем органов».

 Данный урок расширяет представление учащихся о роли солнечного света на кожу, на живой организм. Формирует у них з...

УРОК ЭКОЛОГИИ В 10 КЛАССЕ «КРУГОВОРОТ УГЛЕРОДА В БИОСФЕРЕ»

На примере круговорота углерода учащиеся знакомятся с биогеохимическими циклами биогенных элементов,  изучают пробл...

Урок экологии в 7 классе "Водоем как многоэтажное жилище"

 Тема сегодняшнего урока: Водоем  как многоэтажное жилище.Наша задача:  познакомиться с обитателями водое...

Урок по экологии

Урок в 7 классе "Антропогенное воздействие на атмосферу"...