Материал по биологии (9 класс) по теме:
Урок по теме "Бесполое размножение организмов"

Боровскова Ирина Ивановна

Урок по теме "Бесполое размножение организмов" в 9 классе по программе Н.И. Сонина.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема урока: Размножение организмов. Бесполое размножение.

Задачи урока: охарактеризовать размножение как один из этапов индивидуального развития, подчеркнуть роль размножения для поддержания численности видов, развить понятие о формах и видах размножения,  показать биологическую роль бесполого размножения в природе, ознакомить учащихся с современным состоянием проблемы клонирования, продолжить работу над формированием у учащихся навыков частично – поисковой деятельности, умение применять полученные знания в собственной жизни.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебник Н.И. Сонина « Биология. Общие закономерности», рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Общие закономерности»,  диски компании «Кирилл и Мефодий», гербарные экземпляры растений, клубни картофеля, луковица лука

Методы, используемые на уроке: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, проблемный, практический

Ход урока:

I. Актуализация знаний о митотическом делении клетки (работа в группах).

1.Выберите верные утверждения.

А1.Промежуток времени от начала деления клетки до его окончания- жизненный цикл клетки.

А2.Митотический цикл-совокупность последовательных, взаимосвязанных процессов с периода подготовки к делению до окончания митоза.

А3.S-фаза митотического цикла- это синтез ДНК.

А4.После S-фазы митотического цикла начинается деление клетки- митоз.

А5.В результате митоза клетка получает одинарный набор хромосом

2.Восстановите последовательность митотического цикла

А.метафаза Б.профаза В.телофаза Г.интерфаза Д.анафаза

3.Подберите к левой  части верные  ответы

Хромосомы

А.Спирализованы                                1.профаза            3.анафаза

Б.Деспирализованы                            2.метафаза           4.телофаза

II вариант.

1.Выберите верные утверждения.

А1.В профазе  спирализация хромосом достигает максимума

А2.Способ деления клеток, заключающийся в точном распределении генетического материала между дочерними клетками-  митоз.

А3. После S-фазы митотического цикла в клетке образуются РНК и белки.

А4.Значение митоза состоит в образовании четырех  дочерних клеток из одной материнской.

А5.Самая короткая стадия в митотическом цикле- .митоз.

2.Восстановите последовательность митотического цикла

А.метафаза Б телофаза. В. профаза Г анафаза. Д. интерфаза

3.Подберите  к  левой  части верные  ответы

А. Пресинтетический период  G1                  1.Синтез ДНК

Б.Синтетический период         S                   2.Синтез энергии, удвоение центриолей

В. Постсинтетический период   G2                3. Синтез РНК, удвоение органоидов клетки

4.Рефлексия. Самоанализ знаний по итогам выполненной работы (Сравнение полученных результатов; определение наиболее трудных вопросов)

II.Определение темы и цели урока.

 (На доске записан проблемный вопрос.

Любой организм рано или поздно умирает. Почему не исчезает вид с лица Земли?)

Результатом обсуждения вопроса является вывод темы урока.

Определение целей урока. (Показ слайда с различными формами размножения).Слайд №1

III. Определение наличия знаний по теме.

Учащимся предложены  оценочные листы знаний, которые они заполнят до изучения темы и в конце урока

вопрос

До изучения темы

В конце урока

До изучения темы

В конце урока

До изучения темы

В конце урока

Знаю, могу рассказать

Знаю, рассказать не могу

Вспомню, если прочитаю

Что такое размножение

Каковы типы размножения

Каковы основные формы бесполого размножения

Сколько особей участвует в  бесполом размножении

В результате какого процесса возникают клетки, дающие начало дочерним организмам

Почему особи генетически однородны

IV. Изучение нового материала.

Одним из свойств живого является размножение.  Все ли организмы размножаются  сходными способами?

Назовите известные типы размножения. Чем отличается половое размножение от бесполого? Ответ на вопрос можно получить,  выполнив задание №1 $ 30 стр.72 рабочей тетради.

Вывод: Бесполое размножение характеризуется тем, что новая особь развивается из неполовых (соматических клеток), в процессе размножения участвует одна особь, при половом размножении новая особь развивается в результате слияния специализированных клеток- гамет, в процессе размножения участвуют,  как правило, две особи.

Какие виды бесполого размножения вам известны? Группы готовили материал по данной проблеме.

а. Работа  группы  1. Разновидности размножения у одноклеточных организмов. (Использование диска  «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» Общая биология 10 класс)

Слайд 6,8 (Размножение амебы обыкновенной, размножение прокариот, размножение инфузории- туфельки)

Работа с тетрадью.  Задание №2 стр. 72

Работа группы 2. Разновидности бесполого размножения многоклеточных организмов. Спорообразование, фрагментация

Слайд  9,14  Работа с тетрадью  задание №3, стр.72

Работа группы 3. Почкование  (Почкование гидры, дрожжей)

Слайд

Работа группы 4. Вегетативное размножение. (Размножение при помощи корня, побега, листа)

Слайд 10,11

Практическая работа. Выполнение задания №4 стр.73  в тетради (Учащимся предложены гербарные и натуральные объекты, размножающиеся корнем, стеблем, листьями, побегом, стр.149 учебника).

Работа группы 4. Клонирование. Презентация.( Индивидуальная работа ученика)

В чем преимущества бесполого размножения (очень быстро увеличивается численность особей, участвует одна особь, не нужно искать полового партнера).

Каковы недостатки бесполого размножения (особи идентичны материнскому организму, имеют одинаковый генотип, так как образуются в результате митоза). Выполнение задания №5, стр.№73 тетради

Каково биологическое значение  бесполого размножения? (Быстрое увеличение количества особей)

IV. Рефлексивно-оценочный этап.

1.Учащимся предлагается вернуться к оценочным листам знаний и заполнить пункты «в конце урока».

2.Выполнение тестовой работы в парах. Выбери один верный ответ:

1) Что такое размножение?

а ) увеличение числа особей, б) деление клеток, в) воспроизведение себе  подобных организмов, г)образование  новых видов.

2) Какое  размножение  характерно  для  растений?

а) половое и бесполое, б ) только половое, в ) только  бесполое, г ) только делением клетки.

3) Типы  размножения организмов:

а ) половое и бесполое, б)  только половое  в) только бесполое, г )только делением клетки.

4)Воспроизведение и непрерывность жизни на Земле обеспечивается

а) видообразованием б) дрейфом генов в) энергетическим обменом г) размножением

5) какой из указанных процессов сопровождается обменом наследственной информации

а) фрагментация б) спорообразование  в) почкование г) оплодотворение

6.Соотнесите способы размножения и организмы

А.черенками                   1.Гидра                                       4. Смородина

Б.корневищем                2. дрожжи                                    5. осот

В.Почкованием              3.ива                                             6. пырей

  2.Оценка работы учителем

V.Домашнее задание.

1.группа учащиеся, у которых оценочный лист  в  графе «в конце урока» имеет только пункты знаю, могу рассказать- ответить на вопросы стр.149. Придумать пять своих вопросов к параграфу.

2 группа.  Знаю, но рассказать не могу, ответить на вопросы и пояснить, где в параграфе можно найти ответ (указать абзац и страницу)

3 группа. Не знаю. Изучить параграф, ответить на вопросы, указать стр. абзац, где можно в параграфе найти ответ.

вопрос

До изучения темы

В конце урока

До изучения темы

В конце урока

До изучения темы

В конце урока

Знаю, могу рассказать

Знаю, рассказать не могу

Вспомню, если прочитаю

Что такое митоз

Каковы фазы митоза

Что происходит перед делением клетки

Что такое митотический цикл

Что происходит в период интерфазы

Что происходит в

Профазе

Метафазе

Анафазе

телофазе


Предварительный просмотр:

Самоанализ урока  по биологии

«Размножение организмов. Бесполое размножение»

в 9 б классе

учителя МОУ ОСОШ №2

Боровсковой И.И.

  1.    Урок по теме «Размножение организмов. Бесполое размножение» по программе «Биология. 6 – 9 классы» авторского коллектива под руководством Н.И.Сонина (учебник С.Г.Мамонтова, В.В.Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Общие закономерности) является первым в разделе 3 «Размножение и индивидуальное развитие организмов», всего на раздел выделено 6 уроков, на тему «Размножение организмов»- 2 урока. Тема продолжает развивать знания учащихся о свойствах живого, о единстве происхождения организмов и их многообразии. Данный урок является непосредственным продолжением темы  «Митоз», изученной на предыдущем уроке, обобщает знания учащихся, полученные при изучении курсов «Живой организм», «Многообразие живых организмов», служит основой для следующего урока.
  2. Класс, в котором проводился урок неоднороден по своим учебным возможностям. В классе 23 ученика, можно выделить следующие особенности психической деятельности:
  1. Очень высокий уровень памяти имеют 20% учащихся, высокий -  40%, средний – 32 %, низкий – 8 %.
  2. Преобладает образный тип мыслительной деятельности (60%), остальная часть класса имеет смешанный тип .
  3. В целом коллектив класса работоспособен и имеет средний уровень развития.
  4. Качество  обученности класса в целом (по итогам 2 четверти)  снизилось с  65% в 1 четверти до 38% во второй, объяснение этому нахожу в сложности тем 2-ой четверти для понимания учащимися 9 класса, еще не изучавшими органическую химию
  5. Уровень обученности по биологии (по итогам 1 полугодия) 100%
  6. По уровню развития в классе выделяют 4 группы: высокий,  выше среднего, средний, низкий

  1.  Ученики 9 «б» класса проявляют интерес к изучению биологии. Используя метод проектов, ребята выполняют исследовательскую   работу как индивидуально, так и в группах.

При планировании урока я учитывала эти данные психологической службы и реальные возможности учащихся.

Урок свой я начала с актуализации знаний по теме «Митоз», эти знания необходимы при изучении темы урока, так как клетки  при бесполом размножении делятся путем митоза, а также на этом  этапе  я преследовала цели: развития

 -умения работать с учебником,

- критического мышления,

-умения анализировать свою деятельность

 На этапе  актуализации знаний использовалась групповая форма работы.

Изучение нового материала началось с проблемного вопроса:

Любой организм рано или поздно умирает. Почему не исчезает вид с лица Земли? Задав этот вопрос, я преследовала цель развития творческого мышления учащихся.

Учащиеся, используя имеющиеся у них знания определили задачи урока, это характеристика размножения как одного из этапов индивидуального развития, роли размножения в поддержании жизни, его типах, видах бесполого размножения, преимуществах и его недостатках.

 С целью развития умения учащихся анализировать свои знания  я применяю оценочные листы, в которых ребята указывают степень владения материалом темы, заполняя таблицу, учащиеся еще раз обращают внимание на основные вопросы  урока, решаемые на уроках, что позволяет  им в течение урока быть внимательными, активными.

 На этапе изучения нового материала я использовала наглядные методы, применяла ТСО: компьютер, проектор, диски компания «Кирилл и Мефодий», уроки виртуальной школы «КиМ» большое подспорье учителю, не нужно перерывать огромное количества материала Интернета, дисков, это уже готовый программный продукт, отработанный и проверенный.

На этом этапе был использован метод опережающего обучения, заранее с учащимися были отработаны материалы слайдов, я как учитель выступала в роли консультанта.

Биология- наука, которая требует работы с «живыми» объектами, для закрепления знаний на этом этапе была выполнена небольшая практическая работа, я как учитель преследовала цель развития умений учащихся применять знания в новой обстановке. Все учащиеся выполнили работу правильно, значит материал темы усвоен.

В современном мире остро стоит проблема искусственного размножения, при подготовке к уроку я воспользовалась тем, что один учащийся, Бережной Саша, увлекающийся компьютером,  с удовольствием выполняет небольшие проекты, ему была предложена тема «Клонирование», я считаю, что он успешно справился с заданием, дискуссию по этой теме мы не проводили, так как целью урока это не являлось.

Между этапами урока  существовала логическая связь.

Учащиеся смогли ясно ответить на вопросы «В чем преимущества и недостатки бесполого размножения»

Рефлексивно- оценочный этап проходил следующим путем, учащиеся вернулись к заполнению «Листов оценки знаний», после этого с целью проверки объективности своей оценки, они перешли к выполнению тестовых заданий в парах.

В течение урока заполняли стр в тетради, т.о были задействованы все виды памяти: зрительная, слуховая

Домашнее задание было дано дифференцировано с учетом «Листков оценки знаний».

Таким образом на уроке использовались методы: наглядно-иллюстративные, словесные, практические. Формы работы: групповая, индивидуальная, работа в парах, коллективная.

Высокая работоспособность учащихся обеспечивалась за счет применения различных видов деятельности, здоровьесберегащих методик обучения. Все поставленные задачи на уроке были реализованы

2 . Методы организации

     учебно  –  познавательной деятельности:

  1. словесный (сообщения учащихся в ходе работы над слайдами, рассуждение, беседа);

  1. практический    (создание и показ  презентации, буклетов; работа с раздаточным материалом);
  2. репродуктивный (воспроизведение знаний о типах размножения);
  3.  частично – поисковый (установление причинно-следственных связей );
  4.  стимулирования  и мотивации интереса к  учению  (самореализация учащихся в творческой и общественно-значимой работе по использованию биологических знаний).
  5. наблюдение (непосредственное, целенаправленное восприятие новых знаний посредством органов чувств).

3. Средства обучения:

  1. технические –

рабочее место учителя, оснащённое ПК и проектором;

  1. информационные

проекты учащихся (в форме презентации);

обучающая программа Виртуальная школа КиМ. 10 класс Общая биология

22.01.2011          

   


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков

Правила поведения в кабинете биологии

Приведены основные правила для учащихся .Данный материал можно иснользовать для оформления кабинета биологии и для паспо...

"Трудовые правоотношения" Практикум, вариант 2

 "Трудовые правоотношения" Практикум по праву, раздел "Трудовое право" набор заданий для 9 класса, 2 вариантМожно и...

"трудовые правоотношения" практикум

"Трудовые правоотношения" Практикум по праву, раздел "Трудовое право"  набор заданий для 9 класса, 1 вариантМожно и...

Новый опросник толерантности-интолерантности к неопределенности (Т.В. Корнилова)

Фактор 1 (12 пунктов) следует понимать в качестве ТН как генерализованного личностного свойства, означающего стремление ...

Устройство и назначение токарного станка по дереву

 - ознакомить учащихся с устройством, назначением токарного станка по дереву;- сформировать технико-технологические...

Классный час "1150-летие российской государственности"

В 2012 году Россия отмечает знаменательную дату – 1150 –летие со дня образования российской государственности.По всей ст...

Открытый урок "Пять женщин в войне 1812 года"

Открытый урок по теме "Пять женщин в войне 1812 года". В данной работе описывается проведение урока с использованием инт...

Тема урока «Орнамент»

 Цели урока:Образовательная: Дать теоретические сведения об орнаменте и его составных элементах, научить приемам по...

"Живи родник"

 Проект направленный на формирование ответственного отношения к окружающей среде среди населения  «Ж...