Методическая разработка по биологии (5 класс) по теме:
Урок по теме: "Среды обитания организмов. Факторы среды"

Урок по теме "Среды обитания организмов. Факторы среды" .для учащихся 5 класса, является вводым уроком в разделе "Среды жизни" 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Учитель биологии Егорова Т.В.

Тема урока: Среды обитания организмов. Факторы среды.

Учебник – Природоведение-5 кл. А. А. Плешаков, Н. И. Сонин, “Дрофа”, Москва, 2011 г.

Цели урока:

Обучающие: закрепить знания о многообразии живых организмов, сформировать представление об отличительных особенностях разных сред обитания организмов и их приспособленности к жизни в этих средах, познакомится с факторами среды.

Развивающие: учить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи развивать воображение учащихся; развивать поисково-информационные умения.

Воспитательные: формировать познавательный интерес к предмету; прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле.

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с понятием среда, с различными средами обитания организмов.
  2. Сформировать понятие факторы среды обитания.
  3. Выяснить особенности приспособленности организмов к среде обитания.
  4. Определить уровень усвоения школьниками учебного материала по теме урока.

Тип урока: комбинированный урок с использование ИКТ (информационно – коммуникационных технологий).

Оборудование: компьютер, проектор, презентация “Среды обитания организмов”, картины с изображением растений, животных.

Метод: словесный, наглядный, частично-поисковый.

ХОД УРОКА

Добрый день мои юные друзья. Я рада видеть ваши умные и добрые лица. На нашем уроке присутствуют гости. Давайте все вместе поприветствуем гостей.

Я готова начать работу и надеюсь на ваше сотрудничество и творческий подход к делу. Вы готовы?

На прошлом уроке мы изучали с вами тему «Многообразие живых организмов». Давайте повторим пройденный материал. (Учащиеся выполняют задание. После выполнения обмениваются работами и проверяют всем классом.  (Слайд 1 с ответами)

Далее следует устный контроль.

-Какие организмы относятся к одноклеточным организмам? Почему?

-Чем тело многоклеточных организмов  отличается от одноклеточных?

-Какие организмы относят к царству грибов?  (дрожжи,  съедобные и не съедобные грибы, трутовик)

Обращаем внимание учащихся на проектор,  где изображены животные разных классов.

-По каким признакам объединили животных в классы?  Слайд 2

(Ответ: Млекопитающие выкармливают детенышей молоком, для них характерно живорождение, волосяной покров, наружное ухо, есть зубы. Птицы-имеют клюв без зубов, оперение, передние конечности в форме крыльев, на ногах чешуя, откладывают яйца. Рыбы- обитают в воде, тело покрыто чешуёй, обтекаемая форма тела, есть плавники, развиваются из икринки или живорождением. Земноводные обитают на земле и в воде, кожа голая, имеются перепонки на лапках, развиваются из икринок.)

Много интересного, необычного и загадочного таит в себе прекрасный мир живой природы. (Зачитать эпиграф к уроку) Слайд 3

Любите родную природу:

Озера, леса  и моря,

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля

На ней мы с тобою родились,

Живем мы с тобою на ней.

Давайте же, люди все вместе

Мы к ней относится добрей

Молодцы. Откройте тетради и запишите тему урока «Среды обитания организмов. Факторы среды.» Слайд 4

-Как вы думаете, с чем нам предстоит познакомиться? Что изучить? Как бы вы сформулировали цели нашего урока?(Ответы учащихся: Нам предстоит узнать, что такое среда обитания. Познакомится с факторами среды обитания. Узнать чем отличаются среды жизни.)

Правильно, ребята, цель нашего урока познакомиться  с понятием среда, с различными средами жизни и их отличительными особенностями, узнать какие факторы среды существуют. Рассмотреть как приспособились животные к своей среде обитания.

-Почему же все организмы разные? Почему они отличаются друг от друга?  Слайд 5

( Ответ: живут в разных местах. Кто в лесу, кто в воде.)

В самом деле, условия обитания влияют на внешний вид, внутреннее строение, особенности поведения всех живых организмов, как животных, так и растений.

-Скажите, а что окружает рыбу? (Вода)

-А что окружает человека? (Воздух)

-А дождевого червя? (Почва)

-Ребята, а что можно назвать средой обитания? (Выслушиваем мнение учащихся, после чего записываем определение в тетрадь.)

Среда обитания-это все то, что окружает организм.

-Посмотрите на  слайд  6   и скажите какие среды обитания  занимают эти животные? (изображены фотографии животных голубь, рыба, лось)

 (Ответ: водную, наземную, почвенную)

-Есть еще одна среда в которой могут жить вот эти организмы. Слайд 7 (фото паразитических червей, вшей, блох)

-Что это за среда? (Живые организмы).

И так существует несколько сред обитания.  Запищим схему в тетрадь. Слайд 8

Среда

             Водная                 Почвенная           Наземно-воздушная                    Живые организмы  

-Скажите, а условия жизни в каждой среде одинаковы? (Нет  одной много воды, в другой мало света.. Учащиеся перечисляют, после чего все выше перечисленное мы объединяем в экологические понятия  факторы среды или экологические факторы. )  Записываем определение в тетрадь.

Фактор среды-это фактор прямо или косвенно влияющий на организм.

Так как природа делится на живую и не живую, то и факторы различают не живой и живой природы. Запишите схему в тетрадь. Слайд 9

Экологические факторы

         Факторы неживой природы            Факторы живой природы      Влияние человека

             (абиотические)                                     (биотические)                   (антропогенные)

          Свет, температура,                               Растения, животные                     Человек

         давление, влажность

Сегодня мы охарактеризуем среды жизни по следующим абиотическим факторам: наличие кислорода, света, воды, постоянная или непостоянная температура.

Откройте учебник на странице 118-119. Прочтите текст и выполните задание по карточке. (задание получат три группы 1-водная среда, 2- почвенная среда, 3- наземно -воздушная среда)  Слушаем представителей от групп.

Мы забыли еще одну среду охарактеризовать. Какую? (Живые организмы). 

Кислорода-нет

Света – нет

Воды – достаточно

Температура – постоянная.

У вас на рабочих местах есть  фотографии животных.

-Определите среду обитания организмов, и какие приспособления у животных появились в ходе эволюции?

-Охарактеризуйте организмы на ваших фотографиях. (Ответ: Крот  живет в почвенной среде, в почве мало света и темно, поэтому у него нет глаз. Зато его ноги приспособились рыть землю, они плоские как лопаты. У меня прекрасный нюх, который помогает мне отыскивать пищу. В почве ему уютно и тепло. Слушаем детей.)

-Предлагаю вам прослушать стихотворение. (читает ученик) Слайд 10

Три клада у природы есть

Три ее основы.

Вода, земля и воздух

Целы они –все  возродится снова.

- О чем говорится в стихотворении? Что автор подразумевает под кладом? Что нужно беречь и хранить? (Клады – это среды обитания)

-Ребята всегда ли человек бережно относится к природе, которая его окружает? (Дети говорят о пожарах, загрязнении водоемов, о мусоре)

-Правильно. Я вам предлагаю написать несколько правил о поведении в природе. Каждая группа пишет о своей среде обитания  1-водная среда, 2- почвенная среда, 3- наземно -воздушная среда. (Дети  пишут: Ходить в лесу тропинками. Не выбрасывать мусор в лесу. Не ломать деревьев....)  

Выслушиваем представителя от группы.

Учащиеся читают стихи заранее выученные:

1 ученик:

Ты, человек, любя природу,

 Хоть иногда её жалей;

 В увеселительных походах

 Не растопчи её полей,

В вокзальной сутолоке века

 Ты оценить её спеши:

2 ученик

 Она – твой давний добрый лекарь,

 Она – союзница души.

Не жги её напропалую,

 И не исчерпывай до дна,

 И помни истину простую.

 Нас много, а она одна.

3 ученик

Как яблоко на блюде, у нас Земля одна.

Не торопитесь, люди, всё выскрести до дна.

Немудрено добраться до скрытых тайников,

Разграбить все богатства у будущих веков.

4 ученик

Мы общей жизни зёрна, одной судьбы родня.

Нам пировать позорно в счёт будущего дня.

Поймите это, люди, как собственный приказ,

Не то Земли не будет у каждого из нас.

Закрепление материала: (ученики выполняют тест)

Домашнее задание: стр 118-119.

Рефлексия:

Учащимся предлагается оценить свою деятельность на уроке, дать оценку полученным знаниям, их значимости в дальнейшей деятельности.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Я понял что….

      Сегодня на уроке:                                                                                                              

1)Мне было комфортно, я узнал много нового и интересного        

     2)Мне было трудно, я ничего  нового не узнал        

     3) Мне было скучно                                                                                                      

Подведение итогов и выставление оценок за урок.


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков

ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ, ОСТАВШХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА.

 Аннотация: В данной статье раскрывается проблема необходимости проведения профилактики социальной дезадаптации дет...

квн "Чтобы не было беды"

 В методической разработке представлен материал по противопожарной безопасности в лесу. Необходимо вести противопож...

Контрольная работа по алгебре за 1 полугодие 11 класс

Контрольная работа составлена в форме теста и состоит из трех частей ( задания с выбором ответов, задания с записью отве...

Программа элективного куса"Генетика"

Данный курс предусматривает изучение  и теоретических, и прикладных вопросов, в частности медицинской генетики и пс...

тест по теме МГРТ

контрольный тест по теме МГРТ...

Программа элективного курса 2Маркетинг в туризме"

Подготовкой кадров для организаций индустрии туризма занимаются многие средне специальные и высшие учебные заведения Рос...