Методическая разработка по биологии (5 класс) по теме:
Урок с ЭОР"Клетка"

Это урок с использованием ЭОР.

Скачать:

ВложениеРазмер
itogovaya_rabota_eor_urok.zip21.24 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговая работа «План-конспект урока».

План-конспект урока

Клетка – единица строения живых организмов.

1. Чепенко  Марина Леонидовна.

2. МОУ - Лицей № 2 город Саратов.

3. Учитель.

4. Биология.

5. 5 класс.

6. Тема: Организмы. 5-ый урок в теме.

7. Пакулова В.М., Иванова Н.В. «Природоведение».

8. Цель урока:

изучить строение клетки (общий план);

доказать, что клетка – самостоятельная живая система, имеющая объем; научиться сравнивать одноклеточные и многоклеточные организмы по сложности организации, выявить черты сходства и различия.

9. Задачи:

- находить в объекте его составляющие;

- видоизменять объекты;

- научиться обобщать;

- устанавливать сходство и различие;

- находить причинно-следственные связи.

10. Тип урока: .Урок – введение нового материала с использованием эор нп при ведущей роли учителя.

11. Формы работы учащихся:

- эвристическая беседа;

- творческая работа;

- лабораторная работа.

12. Необходимое техническое оборудование:

компьютеры, мультимедиа оборудование, таблицы с изображениями растительной клетки хламидомонады, амебы, гидры: микроскопы, микропрепараты растительных и животных тканей: кусочек картона, пластилин, салфетки, крахмальный клейстер, футляры от фотопленок белого цвета, горошины и пуговицы разного цвета, воздушные шарики, стеклянные стаканчики.

13. Структура и ход урока

Этап урока

Название

Используемых

ЭОР

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

время

1.

Актуализация

Повторение.

Клеточное строение организмов

И

-Рыба, лягушка, ящерица, слон и воробей. Все они дышат, питаются, двигаются, растут,

Производят потомство, имеют глаза, сердце, почки, печень и другие органы. Органы состояния из тканей. А каждая ткань, в свою очередь, образована клетками. Клетка, как считают ученые, единица животного, единица жизни.

Невидимая простым глазом, клетка настолько мала, что даже трудно вообразить ее размеры. Измерить клетку миллиметрами – все равно, что рост человека выражать в километрах.

А ведь миллиметр составляет всего 1/1000 часть метра! Клетку приходится измерять тысячными долями миллиметра – микрометрами. В одном кубическом миллиметре миллиард кубических микрометров.

Несмотря на такие крошечные размеры, клетка необычно сложно устроена. В каждой клетке  постоянно идут тысячи разных химических реакций. Недаром ее сравнивают с химическим заводом.

Слушают, рассматривают изображение клеток.

5 мин

2.

Введение нового материала.

Постановка проблемы.

Сравнение растительной и животной клетки

И

- Ребята, мы с вами знакомились уже со строением клетки растения, рассматривали ее через микроскоп. Но у вас может создаться ошибочное впечатление, что клетки плоские. На самом деле они имеют объем. Давайте убедимся в этом, сделав своими руками модель растительной клетки.

Вы знаете, что любая растительная клетка покрыта снаружи толстой клеточной стенкой. Возьмите в руки футляр из-под фотопленки – это будет модель растительной клетки. Сожмите футляр в руках, почувствуйте прочность  и твердость клеточной стенки.

Как вы думаете, почему у растительных клеток должна быть такая твердая клеточная стенка?

Прежде чем мы будем заполнять модель  клетки органоидами, давайте нарисуем на клеточной стенке поры.

Для чего они нужны?

Теперь перейдем к заполнению клетки.

Как вы думаете, что нужно поместить вначале?

Почему ядро?

Верно. Ядро управляет всеми процессами жизнедеятельности клетки. Теперь мы поместим внутрь органоиды, которые придают клеткам растений зеленый цвет и могут использовать энергию солнца для создания питательных веществ. Добавим органоиды, которые отвечают за дыхание клетки и называются ее энергетическими станциями, - это митохондрии.

Очень много места в растительной клетке занимаю вакуоли – своеобразный склад веществ в  клетке. Чем старше клетка, тем больше ее запасы, тем больше по размерам ее вакуоли, а иногда она вовсе одна, большая, занимающая почти весь клеточный объем. Чем моложе клетка, тем меньше у неё вакуолей и размер их невелик. Какая клетка получилась у вас?

Чего теперь не хватает в клетке?

А для чего она необходима?

Вот наша модель растительной клетки и готова. Вы можете подержать ее в руках, ощутить объем, наблюдать сквозь прозрачную оболочку движение цитоплазм и органоидов.

Давайте запишем в тетрадь вывод, который мы можем сделать на основе нашего моделирования растительной клетки.

-Шаровидные и овальные, похожие на кубики и цилиндры, на звезды и диски, клетки бывают самой различной, часто необыкновенной и причудливой формы. А вот одноклеточный животный организм амеба своей постоянной формы вовсе не имеет, и название «амеба» означает «изменчивая». Амеба – это свободноживущее животное. Их можно обнаружить в небольших прудах с илистым дном. Тело амебы достигает всего 0,1-0,5 мм. Постоянное выпячивание цитоплазмы – образование псевдоподий, или ложноножек – и придает амебе изменчивый вид. Несмотря на примитивное строение, это одноклеточное существо – вполне самостоятельный организм, для которого характерны все присущие живому организму процессы, в том числе питание, передвижение, деление. Теперь попробуем создать модель амебы – одноклеточного организма и смоделировать на ней процессы движения, питания, деления, то есть ещё раз убедиться в том, что клетка – это элементарная живая система, самостоятельный организм.

У вас на столах лежат на картоне куски пластилина; из пластилина желтого или коричневого вылепите амебу (не размазывая ее по картону). А потом попробуем, меняя форму с помощью псевдоподий, перемещать ее в пространстве. У некоторых из вас на картоне лежит ещё кусочек зеленого пластилина. Вы будете моделировать процесс питания амебы (захват ложноножками одноклеточной микроскопической водоросли), а те, у кого этого зеленого пластилина нет, будут моделировать процесс деления амебы (он очень прост – это деление надвое, бесполое деление).

Какой вывод можно сделать по результатам этой работы?

Учитель делает вывод совместно с учениками, диктует им его для записи  в тетради. Пишет на доске новые сложные понятия – автотрофы и гетеротрофы.

-Одноклеточные организмы, растительные и животные, первыми появились на нашей планете, они наиболее примитивны. И в ходе эволюции – исторического развития всего животного на Земле – появились многоклеточные организмы.

Они гораздо более сложно устроены. Если клетка одноклеточного  организма должна выполнять сразу всю работу, то в многоклеточном организме группы клеток выполняют разную работу.

Под микроскопом можно рассмотреть только группу клеток, взятых у многоклеточных организмов. И вот сейчас вы рассмотрите готовые микропрепараты  растительных животных и тканей. Обратите внимания на название препарата, на клетки, их которых состоят ткани, на их форму, строение, расположение.

После рассмотрения микропрепаратов тканей можно также сделать некоторые выводы. Каковы они?

Лабораторная работа №1

Слушают объяснения и инструкцию учителя;

-Моделируют растительную клетку;

-Отвечают на вопросы учителя;

-Делают выводы и записывают в тетрадь.

Она придает форму клетке.

Рисуют черным фломастером поры на футляре.

Для обмена веществ с окружающей средой.

Ядро.

Оно – самая важная часть клетки.

Помещают в футляр шарики из  пластилина или большую пуговицу.

?Это хлоропласты с веществом-пигментом хлорофиллом.

Помещают в футляр горошины зеленого цвета, моделирующие хлоропласты, и черного цвета – митохондрии.

Слушают рассказ учителя о вакуолях, моделируют их из воздушных шариков.

Цитоплазмы.

Для объединения органоидов в клетке, для их сообщения.

Наливают в футляр клейстер и закрывают его.

Рассматривают модель, наблюдают перемещение «органоидов» в ней. Записывают вывод в тетради.

Вывод:

-клетка имеет объем;

-это сложная система;

-это единица живого, так как дышит, совершает обмен веществ и т.д.

Лабораторная работа №2

-Слушают инструкцию учителя;

-моделируют животную клетку из пластилина (в динамик)

1 вариант – питание амебы

2 вариант – деление амебы

Вылепляют амебу и перемещают ее на листе картона с помощью псевдоподий.

Моделируют питание амебы.

Моделируют процесс деления амебы.

Делают вывод.

Записывают в тетрадь.

Вывод: одноклеточные животные , так же как и растительные одноклеточные организмы, обладают всеми характерными признаками живого – питанием, делением, дыханием, но у растений и животных питание происходит по-разному (растения создают для себя питательные вещества сами – фотосинтез, а животные питаются готовыми веществами.

Слушают учителя, задают вопросы.

Лабораторная работа №3

-Работают с микроскопами под руководством учителя;

-рассматривают микропрепараты растительной и животной тканей;

-вместе с учителем делают выводы;

-записывай их в тетрадь.

Вывод: клетка многоклеточного организма не может существовать самостоятельно, ее жизнедеятельность зависит от других клеток, хотя она, как и клеток одноклеточного организма, обладает всеми свойствами живого.

30 мин.

3.

Формулирование

Выводов урока.

Контролирует процесс выполнения задания; комментирует и направляет обсуждение.

Коллективно формулируют выводы и итоги на основе изученного материал:

-все живое на Земле состоит из клеток;

-клетка-единица живого;

-клетка - сложно устроенная самостоятельная живая система;

-клетка имеет объем;

-клетки одноклеточных и многоклеточных организмов обладают всеми признаками живого (они могут расти, делиться, питаться осуществлять обмен веществ);

-клетки многоклеточного организма не могут существовать самостоятельно, их жизнедеятельность зависит от других клеток, и все функции, в многоклеточном организме поделены между различными группами клеток.

5 мин.

4.

Постановка домашнего задания

Роберт Гук

И

Формулирует задание, комментируя, отвечая на вопросы учащихся. Домашнее задание

(творческое): придумать свои модели клеток одноклеточных и многоклеточных организмов

Воспринимают информацию, фиксируя задание.

5 мин

Приложение к плану- конспекту урока

КЛЕТКА – ЕДИНИЦА СТРОЕНИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ.

Название ресурса.

Тип, вид ресурса.

Форма предъявления информации.

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР.

1.

Клеточное строение организмов

Иллюстративный материал

иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000001f6-1000-4ddd-2777-070046b3269f/017.swf

2.

Сравнение растительной и животной клетки

Иллюстративный материал

Модель, тест

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000001f8-1000-4ddd-a952-120046b3269f/021.jpg

3.

Роберт Гук

Иллюстративный материал

иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740d69c3-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/index.htm


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков

План проведения декады биологии в школе

План декады биологии содержит мероприятия, направленные на развитие интереса к предмету, углубление знаний, охрану приро...

Биологический ринг

Интеллектуально-познавательная игра для подростков....

Контрольный тест "Общая характеристика типа Членистоногие" 7 класс

Данный контрольный тест можно проводить в процессе изучения  или на уроке закрепления и обобщения знаний темы в кур...

"Гостьюшка- зима."

Нотный материал....

рабочая программа по геометрии 8 класс

Программа разработана на основе авторской программы (автор –Л.С. Атанасян и друие М.: Просвещение,2008)...

Интеграция общего и профессионального образования как условие повышения качества обучения физике в старших классах.

Рассмотрены основные направления реализации социального партнерства в системе «школа-вуз» на примере  совместной де...

Рабочая программа по алгебре 8 класс

Программа составлена на основе авторской программы ( автор – Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и друие М.: Просвещение,2008)...

Мастер-класс.Изготовления цветов

 1.Легкий способ сделать цветок из атласной ленты2.Мастер-класс: Открытки с цветами из ниток своими руками3.Мастер-...

Материалы к урокам французского языка

Французский язык-один из самых красивых языков. Но в последние годы количетво изучающих этот язык резко сократилось. Как...

Комментарии

Носова Марина Владимировна

Хороший материал