Авторская программа вокальной студии "Ветер детства"
рабочая программа на тему

Программа базируется на курсе "Эстрадный вокал". Предназначена для студий и кружков, занимающихся вокалом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_2010.doc183.5 КБ

Предварительный просмотр:

                  МОУ «БОРИСОГЛЕБСКАЯ ГИМНАЗИЯ №1»

   

 Программа детской вокальной студии

                  «ВЕТЕР ДЕТСТВА».

                             

                               Программу подготовила:

                                                   КРИЦКАЯ С.В.,

                                                   педагог дополнительного образования

                                               2010-2011 уч.г.

     

 Пояснительная записка

        

Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с детей младшего возраста, и ведущее место в этом принадлежит дополнительному образованию, а именно, вокальной студии - на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству.

В вокальной студии «Ветер детства» органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива, так как занятия проходят небольшими группами (8-10 человек), и каждый ребенок пробует свои силы как в ансамблевом пении так и в сольном.

     Студия (от итал. старание, обучение) – учебное заведение для подготовки артистов разных жанров (см. Словарь иностранных слов).

     Детская вокальная студия «Ветер детства» специализируется на курсе «Эстрадное вокальное мастерство». Новизна  и отличительная  особенность данной программы заключена в начальной профессиональной ориентации учащихся на протяжении изучения данной программы  через погружение в вокально-исполнительскую среду для формирования нового поколения носителей знаний и умений в конкретной области

искусства.

    Целью данной программы является создание необходимых условий для овладения всеми желающими полным кругом знаний, умений и навыков курса «Вокальное мастерство», раскрытие и развитие потенциальных способностей, заложенных в ребёнке путём погружения в художественно-эмоциональную среду через вокальное искусство.

     

    Основные  задачи, которые ставит перед собой программа студии, следующие:

1.Развитие и постановка голоса на основе традиций мирового вокального мастерства.

2.Изучение теоретических понятий и приобретение практических навыков, необходимых для овладения вокальным мастерством

( работа в студии и на сцене).

3.Изучение классических, современных, народных и авторских произведений.

4.Привитие навыков сценической этики.

5.Сценическо-эстетическое оформление концертных номеров.

   

Студия «Ветер детства» делится на 2 группы:

- группа начального обучения;

- группа совершенствования.

    На начальном  этапе обучения дети получают необходимые теоретические понятия и практические навыки, позволяющие им

добиваться самореализации и, перейдя в группу совершенствования, ставить перед собой более высокие задачи,

выполняющиеся на новом этапе студийного образования.

В студию принимаются дети  от 7 лет. Стать участником студии можно в любом возрасте.

Один год обучения -  555 часов из расчёта  15 часов в неделю.

Группа начального обучения(222 часа - 3 раза в неделю по 2 часа).

Группа совершенствования(333 часа – 9 часов в неделю).

Основными  компонентами  успешного овладения  вокальными  навыками в процессе сольного обучения являются: чистое интонирование, выразительность исполнения произведения учащимся, умение работать с микрофоном.

      Инвариантная часть специализации - работа с ансамблем предусматривает развитие навыков ансамблевого пения в малой вокальной форме(дуэт, трио, квартет) и большой вокальной форме (смешанный разновозрастной ансамбль).При ансамблевом исполнении учащиеся должны овладеть навыком сознательно слышать и слушать свою партию и партию партнёра, сочетая в совместном пении силу и характер звучания. При этом у учащихся формируются более сложные слуховые представления – гармонический слух, который соответственно расширяет и обогащает слуховые навыки учащегося.

Итоги реализации программы:

-участие в гимназических  и городских концертах, внеучебных мероприятиях,

-участие  в  городском фестивале детского творчества «Радуга талантов»,

-участие в городских , областных, всероссийских и международных  конкурсах и фестивалях.

Программа учитывает  возрастные и психологические особенности обучающихся в студии, которые находят своё отражение в индивидуальных творческих характеристиках, заполняющихся руководителем ежегодно и позволяющих отслеживать творческое и психологическое развитие детей и ставить правильные индивидуальные задачи для работы


                                              1.

     Студия (от итал. старание, обучение) – учебное заведение для подготовки артистов разных жанров (см. Словарь иностранных слов).

     Детская вокальная студия «Ветер детства» специализируется на курсе «Эстрадное вокальное мастерство».

    Целью данной программы является создание необходимых условий для овладения всеми желающими полным кругом знаний, умений и навыков курса «Вокальное мастерство», раскрытие и развитие потенциальных способностей, заложенных в ребёнке путём погружения в художественно-эмоциональную среду через вокальное искусство.

     

    Основные  задачи, которые ставит перед собой программа студии, следующие:

1.Развитие и постановка голоса на основе традиций мирового вокального мастерства.

2.Изучение теоретических понятий и приобретение практических навыков, необходимых для овладения вокальным мастерством

( работа в студии и на сцене).

3.Изучение классических, современных, народных и авторских произведений.

4.Привитие навыков сценической этики.

5.Сценическо-эстетическое оформление концертных номеров.

   

      Общими задачами программы являются:

-образовательные:

     -овладевать знаниями, умениями и навыками элементарных основ вокального исполнительства;

     -углублять музыкально-теоретические знания для обеспечения безотрывности индивидуально-вокального образовательного процесса;

-воспитательные:

      -формировать устойчивый интерес к вокально-исполнительской деятельности;

      -воспитывать интерес и любовь к вокальному искусству;

      -воспитывать творческую волю, целеустремлённость;

-развивающие:

     -выявлять и развивать певческие задатки учащихся и создавать

такой режим жизнедеятельности голосового органа, в условиях которого могли бы наилучшим образом проявляться певческие задатки каждого обучающегося;

     -развивать у детей музыкальные способности (музыкальную память, музыкальный слух, чувство музыки), эстетические чувства

и понимание прекрасного;

     -развивать музыкально-слуховые представления – основу обучения навыкам пения;

     -развивать музыкально-исполнительские навыки – чистоту интонации, ансамблевость в пении, интонационный строй;

     -развивать интеллектуальный потенциал личности ребёнка.

Программа строится на принципах:

     -постепенности, последовательности овладения вокальным,

сценическим, речевым мастерством;

     -единства художественной задачи и вокально-технических средств;

     -единства воспитания и обучения, обучения и творческой деятельности учащихся, сочетания практической работы с развитием способности учащихся воспринимать и понимать вокальные произведения, театральные инсценировки, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и искусстве;

     -яркой выраженности познавательно-эстетической сущности

вокальной и речевой культуры;

     -системы учебно-творческих заданий на основе ознакомления с вокальным, сценическим и речевым видом искусства;

     -спирального построения содержания курса путём постепенного расширения и углубления знаний, совершенствования творческих

умений и навыков детей от одного уровня к другому;

     -направленности содержания программы на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т. д.

Авторская идея и новизна данной программы заключена:

     -в адаптированном подходе программы предмета «Эстрадное

вокальное мастерство» в отношении детей младшего школьного

возраста и подросткового периода, учёт уровня их психофизи-

ческих способностей и возможностей к обучению по данному предмету;

     -начальной профессиональной ориентации учащихся на протяжении изучения данной программы  через погружение в вокально-исполнительскую среду для формирования нового поколения носителей знаний и умений в конкретной области

искусства.

Образовательный процесс включает в себя различные методы

обучения:

     -репродуктивный (воспроизводящий);

     -иллюстративный (объяснение сопровождается наглядным примером и демонстрацией);

     -эвристический (проблема формулируется учащимися, ими и предлагаются способы её решения).

В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества.

     Значение и важность курса «Эстрадное вокальное мастерство» обусловлено технически профессиональным подходом к музыкально-эстрадному образованию детей на современном этапе.

   

      Студия «Ветер детства» делится на 2 группы:

- группа начального обучения;

- группа совершенствования.

    На начальном  этапе обучения дети получают необходимые теоретические понятия и практические навыки, позволяющие им

добиваться самореализации и, перейдя в группу совершенствования, ставить перед собой более высокие задачи,

выполняющиеся на новом этапе студийного образования.

    У учащихся  студии формируются эстетические взгляды и вкусы детей; подбор репертуара даёт возможность им высказать на сцене то, что их волнует и тревожит, побуждает задуматься над тем или иным вопросом, лучше понять его, привести в порядок свои мысли, тем самым обогатив себя.

    Программа рассчитана на 555 часов из расчёта  15 часов в неделю.

    Работа по курсу «Вокальное мастерство» приобщает учащихся

к мировой музыкальной культуре, к сохранению российской национальной музыкальной традиции, подвигает к самостоятельному творчеству, позволяет им выразить свой взгляд на мир.

В студии принимаются дети  от 7 лет. Стать участником студии можно в любом возрасте. При работе с детьми разного возраста учитываются их возрастные и психологические особенности, которые находят своё отражение в индивидуальных творческих характеристиках, заполняющихся руководителем ежегодно и позволяющих отслеживать творческое и психологическое развитие детей и ставить правильные индивидуальные задачи для работы.

                                              2.

                            Учебный процесс.

           Построение учебного процесса базируется на нескольких положениях:

     1.Обучение и развитие не только взаимосвязаны, но и взаимодействуют друг с другом. С одной стороны, музыкальное и сценическое развитие учащихся – его уровень и особенности – является важнейшим условием повышения качества усвоения знаний и навыков. С другой стороны, успешное освоение музыкальных знаний и навыков содействует дальнейшему развитию. Это взаимодействие тем целенаправленнее, чем выше качество процесса обучения, чем эффективнее методы обучения. Поэтому огромное внимание должно быть уделено правильно организованному (по содержанию и методам) процессу обучения и перспективности этого обучения для развития.

     2.Успешность любой музыкальной или сценической деятельности неразрывно связано с овладением соответствующими умениями и навыками, которые в свою очередь обеспечивают и развитие необходимых для данной деятельности способностей. Здесь снова, но уже в своей специфике, выступает взаимосвязь музыкального обучения и развития. Особое значение имеют отбор и применение таких методов, которые в наибольшей степени содействуют развитию индивидуальных возможностей учащихся. Таким образом, правильно организованный процесс музыкального обучения – важнейшее условие для развития музыкальных способностей.

     3.Развитие музыкальных способностей – это очень сложный и трудоёмкий процесс. Способности развиваются всегда  в сочетании и взаимодействии друг с другом. Основным « ядром» музыкальных способностей является музыкальный слух с его взаимосвязанными компонентами (ладовым чувством, музыкально-слуховыми представлениями, чувством ритма); в основе сценического актёрского мастерства лежит игровая деятельность, которая способствует развитию творческих способностей, поскольку актёрское мастерство само состоит из различных средств воздействия на человека. Также к важнейшим музыкальным способностям относится и музыкальная восприимчивость,

отзывчивость на музыку.

     Музыкальные и актёрские способности, как составные части искусства в целом в своём развитии связаны с умственной деятельностью (с развитием умственных способностей), а также с формированием памяти, внимания, творческого воображения, воли и т.д.

     Однако, в этом сложном процессе есть одно звено, которое является ведущим во всём процессе музыкального и речевого развития. Это звено – музыкально-слуховые представления, без которых никакая музыкальная деятельность невозможна. Под музыкально-слуховыми представлениями мы понимаем представления о звуко-высотных и ритмических соотношениях звуков. Развитие музыкальных представлений обеспечивает развитие всех музыкально-творческих способностей. Будучи результатом переработки в человеческом сознании внешних музыкально-слуховых впечатлений и ощущений, эти представления носят несколько обобщённый характер, что позволяет произвольно и планомерно их формировать в процессе обучения.

     Формирование музыкально-слуховых представлений стало стержневой задачей обучению навыкам пения и основам актёрского искусства. Эти представления при определённой системе обучения совершенствуются и оттачиваются, что позволяет педагогу постоянно усложнять задачу на определённом витке спирали  обучения – главной составляющей данной программы. Эта глубокая взаимосвязь музыкально-певческих навыков и  основ актёрского мастерства,  которыми  овладевают учащиеся в процессе обучения ложится в основу музыкально-сценического развития  студийцев на индивидуальных занятиях по вокалу и культуре речи, а также групповых занятиях ансамблей. Особая роль  в курсе специализации «Эстрадное пение» отводится следующим факторам музыкально-слухового развития, как:

     - сознательность и активность в формировании музыкально-слуховых представлений;

     - воспитание слухового внимания, слухового самоконтроля и  координации пластов внутреннего и внешнего слуха ;

     -взаимосвязь мыслительных операций (узнавание, запоминание, различение, сопоставление, анализ и обобщение) с эмоциональным откликом на музыку;

     -координация слуха и голоса как фактор, позволяющий преодолевать трудности в формировании певческих и слуховых навыков.

     Методы и приёмы обучения усложняются по мере хода образовательного процесса. Существенным моментом в работе является:

  1. стремление вести ученика вперёд, не боясь того, что он чего-то не поймёт и не сможет вначале выполнить самостоятельно без помощи преподавателя то или иное задание;
  2. закрепление в разных вариантах приобретённых умений и навыков, как основа усвоения нового.

     Каждый навык должен быть осознан в процессе овладения учеником, затем каждый раз при использовании его в новых условиях должен быть вновь осмыслен.

     Для правильной автоматизации навыков – решающего звена в музыкально-исполнительном процессе – необходимо решительно избегать штампа, особенно неверно закреплённых в сознании приёмов певческого или речевого исполнения.

     В задачу обучения певческим навыкам учащихся входит приобретение навыков обучаемых понимания смысла тех приёмов, которые требуются для того, чтобы их выполнить, возможность добиваться самостоятельного решения. Поэтому варьирование педагогических приёмов, освещение их новой педагогической задачей составляет сущность образовательного процесса в обучении певческим навыкам. Это в одинаковой степени относится и к разучиванию вокального материала, и к выполнению того или иного певческого и слухового упражнения.

     Особое значение в системе обучения певческим и речевым навыкам занимают упражнения по формированию музыкально-слуховых представлений.

     В процессе упражнений внимание учащегося привлекается к целостному восприятию логически завершённых комплексных звуковых сочетаний, а не к отдельным, не связанным между собой звукам. Это помогает детям быстрее понять смысловое значений музыкальных заданий, находить необходимые связи для правильного прочтения музыкального текста, это способствует наиболее полному охвату произведения в целом.

     Логика заданий и их взаимосвязь помогает переносить приобретённые навыки в новые условия, будит мысль учащегося, воспитывает у него сознательное отношение к изучаемому материалу. И, что крайне важно, неизменно вызывает желание преодолеть трудности и стремление к новому.

     Формирование музыкально-слуховых представлений органически связано с певческими и речевыми навыками, что на индивидуальных занятиях вокала и культуры речи происходит непрерывное воздействие одних на другие. Музыкально-слуховая сфера развивается интенсивно при использовании правильных приёмов пения и основ классической речевой культуры, чем выше слуховые навыки, тем успешнее идёт процесс овладения вокальными и речевыми навыками.  

     Все усилия преподавателя направлены на воспитание у учащегося вокального слуха, при наличии которого происходит внутренний слуховой контроль функций певческого и речевого аппарата. Вокальный слух способствует установлению взаимосвязи слуха и голоса, эффективно содействует их координации.

     Именно на индивидуальных занятиях по вокалу и культуре речи, на групповых занятиях всей студии можно проследить все линии музыкально-творческого развития учащегося, начиная с музыкальной восприимчивости на музыку и заканчивая творческим проявлением в исполнении различных музыкальных произведений. Чистое, красивое пение, достаточная координация слуха и голоса, гибкость и подвижность музыкально-слуховых представлений, свободная импровизационная манера исполнения, органичность в сценическом материале и т.д., так же, как и непрерывное расширение музыкального кругозора и интерес ко всему новому, - всё это входит в единую цепь музыкально-творческого развития детей в процессе обучения навыкам пения и основам актёрского мастерства.

                                          3.                    

Эстрадное вокальное мастерство. Группа начального обучения.

                                        (222часа).

                    Тематика занятий

Кол-во часов

1.

Прослушивание. Диагностика. Выявление музыкальных способностей.

    6

2.

Унисон. Интонация. Восходящее и нисходящее голосоведение.

    34

3.

Работа над дикцией с опорой на согласные звуки. Артикуляция. Разнотемповое исполнение с акцентированием.

    10

4.

Дыхание. Резонаторы. Точка опоры звука.

     28

5.

Подбор репертуара. Изучение песни у инструмента. Понятие основной темы.

     18

6.

Работа с фонограммой(-1) без микрофона. Построение фонограммы, её основные части. Темпо-ритм произведения.

      34

7.

Работа с фонограммой (-1) с микрофоном. Чистая интонация и обертонация усиленного звука.

      30

8.

Работа a capella с микрофоном.

      18

9.

Знакомство с музыкальной аппаратурой студии.

      6

10.

Сценическое воплощение номера. Концертное выступление.

      10

11.

Изучение теоретических понятий.

      4

12.

Работа над основами речевой культуры языка учащихся.

      8

13.

Основы актёрского мастерства.

      8

14.

Музыкальный стиль и имидж.

      8

                                                         

Тематика занятий

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Прослушивание. Диагностика. Выявление музыкальных способностей. 6

6

Унисон. Интонация. Восходящее и нисходящее голосоведение. 34

4

4

4

4

2

4

4

4

4

Работа над дикцией с опорой на согласные звуки. Артикуляция. Разнотемповое исполнение с акцентированием.10

2

2

2

2

2

Дыхание. Резонаторы. Точка опоры звука. 28

4

4

4

4

4

2

2

2

2

Подбор репертуара. Изучение песни у инструмента. Понятие основной темы. 18

4

2

2

2

2

2

2

2

Работа с фонограммой(-1) без микрофона. Построение фонограммы, её основные части. Темпо-ритм произведения. 34

4

4

6

4

4

4

4

4

Работа с фонограммой (-1) с микрофоном. Чистая интонация и обертонация усиленного звука. 30

4

4

4

2

4

4

4

4

Работа a capella с микрофоном. 18

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Знакомство с музыкальной аппаратурой студии. 6

2

2

2

Сценическое воплощение номера. Концертное выступление. 10

2

2

6

Изучение теоретических понятий. 4

2

2

Работа над основами речевой культуры языка учащихся. 8

4

2

2

Основы актёрского мастерства. 8

2

2

2

2

Музыкальный стиль и имидж. 4

2

2

4

28 ч

24ч

24ч

28ч

18ч

24ч

28ч

24ч

24ч

                   Эстрадное вокальное мастерство.

         

                Группа совершенствования(333 часа).

   

                 Группа занимается  9 часов в неделю.

 

          Тематика занятий

Кол-во часов

1.

Работа с ансамблем. Двухголосное и трёхголосное пение.

   54

2.

Работа с голосом: диапазон, интонация, обертонация, модуляция, секвенцирование, смена звуковых позиций.

   54

3.

Дикция. Акцентированное звуковоспроизведение. Артикуляция.

    27

4.

Подбор репертуара. Изучение песни у инструмента. Текст. Тема произведения.

    9

5.

Дыхание. Опора звука. Резонирование.

    27

6.

Работа с микрофоном a capella. Чистое интонирование и обертонирование усиленного звука.

    24

7.

Работа с микрофоном у инструмента.

    48

8.

Работа с фонограммой (-1): без микрофона, с микрофоном.

    30

9.

Работа в студии на звуковую запись голоса.

     9

10.

Работа под фонограмму (+1).

     3

11.

Сценическое воплощение номера. Концертное выступление.

    30

12.

Актёрское мастерство. Сценодвижение.

    18

Тематика занятий

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Работа с ансамблем. Двухголосное и трёхголосное пение. 54

6

6

6

6

6

6

6

6

6

Работа с голосом: диапазон, интонация, обертонация, модуляция, секвенцирование, смена звуковых позиций. 54

6

6

6

6

6

6

6

6

6

Дикция. Акцентированное звуковоспроизведение

.Артикуляция. 27

3

3

3

3

3

3

3

3

3

Подбор репертуара. Изучение песни у инструмента. Текст. Тема произведения. 9

6

3

Дыхание. Опора звука. Резонирование. 27

3

3

3

3

3

3

3

3

3

Работа с микрофоном a capella. Чистое интонирование и обертонирование усиленного звука. 24

3

3

3

3

3

3

3

3

Работа с микрофоном у инструмента. 48

6

6

6

6

6

6

6

6

Работа с фонограммой (-1): без микрофона, с микрофоном. 30

6

3

3

3

3

3

3

6

Работа в студии на звуковую запись голоса. 9

3

3

3

Работа под фонограмму (+1). 3

3

Сценическое воплощение номера. Концертное выступление. 30

6

3

3

3

6

3

6

Актёрское мастерство. Сценодвижение. 18

3

3

3

3

3

3

                                    39ч      39ч      39ч     36ч     30ч     36ч     39ч    36ч  39ч

                                     

                                          4.

       Показатели музыкально-творческого развития учащихся:

1)готовность учащегося к усвоению нового;

2)интерес к новому образовательному процессу;

3)способность переносить приобретённые навыки в новые условия;

   4)сознательное применение знаний и навыков на новом, более трудном материале;

5)быстрая ориентация в новом материале, умение приспособить уже имеющиеся навыки к новым условиям, усовершенствуя их в самом процессе исполнения;

6)психическая активность в выполнении заданий по формированию музыкально-слуховых представлений, при тонкости слуховой дифференцировки и качестве координации слуха и голоса;

7)устойчивый интерес к изучению родного языка;

8)радость речевого творчества и творчества на сцене;

9)физическая раскрепощенность;

10)чёткая речь и культура речевого поведения;

11)сценическая активность, глубина и свобода общения с аудиторией;

12)успешное овладение составляющих элементов актёрского мастерства: внимания, общения. Умения держать паузу и органичность в мизансцене;

13)качество исполнения учащимся – лучший и верный показатель полноценного развития всего комплекса его музыкально-творческих способностей.

                                   

                                          5.

  Основные компоненты успешного овладения  вокальными      навыками в процессе сольного обучения:

1)овладение  детьми музыкальной грамотой;

2)ладовая система звуко-высотных связей звуков является основой вокального обучения и слухового развития;

3)глубокая связь певческих и слуховых навыков обеспечивает чистое интонирование;

4)выразительность исполнения произведения учащимся – умение раскрыть художественный образ исполняемого произведения;

5)владение приёмом «пение по представлению» - произвольное оперирование музыкально-слуховыми представлениями, т.е. мысленными действиями в процессе пения;

6)формирование условий развития голоса – непринуждённости движения, как гарантии от неестественного для детей «насаженного на грудь» звучания голоса; необходимо, чтобы наружная голосовая мышца функционировала так же непринуждённо естественно, как в натуральной спокойной речи.

     

  Инвариантная часть специализации - работа с ансамблем:

предусматривает развитие навыков ансамблевого пения в малой вокальной форме(дуэт, трио, квартет) и большой вокальной форме

(смешанный разновозрастной ансамбль).Одной из задач данной специализации является развитие умения решать музыкально-художественные задачи совместно с другими участниками ансамбля, чувства ансамбля, коллективизма, требовательности к себе , исполнительской дисциплины, формирование исполнительских и технических навыков, добиваясь при этом слитности и идентичности звучания. При ансамблевом исполнении учащиеся должны овладеть навыком сознательно слышать и слушать свою партию и партию партнёра, сочетая в совместном пении силу и характер звучания. При этом у учащихся формируются более сложные слуховые представления – гармонический слух, который соответственно расширяет и обогащает слуховые навыки учащегося.

                                          6.

                         Список литературы.

  1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя- музыканта. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 336с.: ноты. – (Б-ка учителя музыки).

2. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение. Секреты вокального мастерства. - Феникс,Ростов-на-Дону, 2007.

3. Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению: Учебно-методическое пособие.  - Изд-во: Музыкальная палитра, 2005.

4. Луканин В.Н. (Составление и редакция Е.Нестеренко). Обучение и воспитание молодого певца. – Изд-во: "Музыка" Ленинградское отделение, 1977.

5. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил.

6. Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. – Изд-во: Редакционно-издательский отдел, Издательский отдел Института психологии РАН, 2002.

7. Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 1.– 608 с.: нот.

8. Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 2. – 400 с.: нот.

9. Ровнер В.А. Вокально-джазовые упражнения для голоса в сопровождении фортепиано. -  Изд-во: Нота.Санкт-Петербург, 2004.

10. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.

11. Стулова Г.П. Развитие детского голоса  в процессе обучения пению. Изд-во: «Прометей» МПГУ им. В. И. Ленина, Москва, 1992.

12. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – М.: Изд-во «Советский композитор», 1991. – 191с.: ил.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа дополнительного образования детей — вокальный клуб «Винкс-Муза»

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"3319132","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"height: 400px; width: 533px;"}}]]...

программа вокального кружка "Детство"

Программа разработана на 4 года обучения вокалу...

Авторская программа вокального кружка "Камертон"

Пояснительная записка, актуальность программы.      Цель программы: развитие музыкальных и творческих способностей детей,   с учётом возможностей каждого ребёнка. Задачи ...

Авторская программа по вокалу вокального ансамбля «Лэйсян» для учащихся 1-7 класс

«Если у вас есть талант, поделитесь им с другими!Если вы знаете, что сказать этому миру, скажите!Если ваша душа поёт, пойте!»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ (составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Нем

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ  5-7  КЛАССОВ(составлена на основе авторской программы «Изобразительное искус...

Авторская программа вокального кружка "Веселые нотки"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад общеразвивающего вида №88»      ПРОГРАММА ПЛАТНЫХОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ДОУВОКАЛЬНЫЙ...

План конспект занятия по авторской программе «Безопасное детство» «Поведение в общественном транспорте»

Конспект расшитан  на проведение занятия  в игровой форме, что позволяет  продуктивному  усвоению  материала....