образовательная программа: "От увлечения к мастерству"
рабочая программа на тему

Мустакимова Нафиса Фанилевна

Столетия назад на островах Индонезии родился оригинальный способ росписи ткани- батик. Из Индонезии, а затем Бирмы и Индии батик распространился во многие страны, стал популярным видом искусства во всем мире.

В технике ручной росписи ткани есть свои секреты. Раскрываются они не сразу, лишь в увлекательном процессе выполнения первых пробных работ и при создании индивидуальных творческих композиций.

Данная образовательная программа предусматривает эстетическое, нравственное развитие личности, приобщение детей к творчеству и создание условий для самореализации личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дворец детского (юношеского) творчества

муниципального района Мелеузовский район

Республики Башкортостан

Образовательная программа

«От увлечения к мастерству»

                                                 Срок обучения: 1 год

                                                                Возраст учащихся: 10-12 лет

                                                                Автор программы:

                                        педагог дополнительного

образования

Мустакимова Нафиса

Фанилевна

Мелеуз – 2011

Пояснительная записка

Столетия назад на островах Индонезии родился оригинальный способ росписи ткани – батик. Из Индонезии, а затем Бирмы и Индии батик распространился во многие страны. Искусство росписи ткани принесло миру кимоно Японии, сари Индии, сарафаны России.

В Европе батик стал известен в 19 веке, а получил распространение с изобретением анилиновых красителей, которые заменили природные и позволили ускорить процесс изготовления изделий.

В настоящее время батик становится всё более популярным видом искусства во всем мире, в том числе и в России, так как с помощью техники батика можно создавать уникальные работы и вещи, существующие в единичном экземпляре. В данной технике можно расписать шарфы, галстуки, платки, сарафаны, платья и многое другое.

В технике ручной росписи по ткани есть свои секреты. Раскрываются они перед детьми не сразу, а в интересном и увлекательном процессе выполнения первых пробных работ и в создании дальнейших творческих композиций. Наряду с обучением детей способам ручной росписи ткани, считаю важным элементом развития творческих способностей детей – обучение основам изобразительной грамоты. Учащиеся должны иметь представления о правилах построения предметов с натуры, о перспективе, композиции, знать основы цветоведения. Знание основ изобразительной грамоты  на практике позволяет детям смело и уверенно решать те или иные задачи в ходе выполнения работ.

В настоящее время словом «батик» обозначают практически все виды ручной росписи тканей. В данную образовательную программу я включила  четыре вида росписи по ткани: 1) узелковый батик; 2) холодный батик; 3) свободную роспись; 4) горячий батик и «кракле». Программа включает ознакомление с декоративно – прикладным искусством башкирского народа, богатым и самобытным по своему содержанию. Традиционные мотивы и цветовые сочетания орнамента башкирского народа, как правило, близки детям, узнаваемы и интересны. Приобщение к истокам народного искусства позволит детям уважать и ценить традиции, культуру родного края, тем самым обогатит душевный мир детей нравственными и общечеловеческими ценностями.

Актуальность и целесообразность изучаемого курса не вызывают сомнений, так как данная образовательная программа предусматривает эстетическое, нравственное развитие личности, приобщение детей к творчеству и создание условий для самореализации личности ребенка. Кроме того, занятия в учебной группе направлены на воспитание в детях терпения, аккуратности, трудолюбия, умения общаться в коллективе, что необходимо в дальнейшей жизни и трудовой деятельности. Считаю, что занятия декоративно – прикладным искусством обеспечивают эмоциональное благополучие детей, дают возможность самовыражения через творчество и  получения удовлетворения результатами своего труда.

В образовательной программе «от увлечения – к мастерству» я наметила следующие цели и задачи:

обучающие:

  • обучить детей способам выполнения ручной росписи ткани;
  • дать понятие о материалах и их свойствах, инструментах,             приспособлениях и безопасной работе с ними;
  • обучить основам рисунка, живописи, композиции и применению полученных знаний на практике

воспитывающие:

  • воспитать у детей интерес и любовь к творчеству; аккуратность, трудолюбие и терпение;
  • умение общаться в коллективе и уважать друг друга;

          привить бережное отношение к результатам своего труда и труду

          других людей

развивающие:

  • развить в учащихся воображение и фантазию;
  • художественный вкус;
  • умение творчески мыслить

 

     Данная образовательная программа с поставленными перед ней целями и задачами разработана для детей 10- 12 лет с учетом их возрастных особенностей.

Режим занятий:

1 группа (6 час/неделю) – по 3 часа 2 раза в неделю

45 минут – занятие

15 минут – перемена

Продолжительность реализации составленной мной образовательной программы 1 год.

Курс обучения позволяет детям освоить технику «батик» от простого к сложному, от простых упражнений до создания сложных творческих композиций.

Курс включает:  

  • понятие о технике и способах ручной росписи ткани;
  • ознакомление с материалами и их свойствами, инструментами и      приспособлениями;
  • обучение цветоведению и правилам построения простых по форме предметов;
  • выполнение практических упражнений по изученным способам росписи ткани;
  • выполнения творческих проектов и коллективных работ;
  • участие в конкурсах и выставках.

Ожидаемые результаты реализации образовательной программы.

    Обучение детей любому виду искусства и, в частности, искусству батика, умению творить увлеченно, на радость себе и другим, приносит огромное удовлетворение. Данная образовательная программа настроена на раскрытие творческих способностей детей, воспитание художественного вкуса.

    Думаю, что соприкосновение с искусством даст возможность самореализации личности ребенка, а в дальнейшей жизни полученные знания и умения будут востребованы.

Тема: Основные темы программы

Общее кол-во часов

в том числе

Планируемый результат

Время проведения (месяц)

теор.

практ.

 

Вводное занятие

1

1

 

заинтересованность учащихся техникой "батик", приобщение к творчеству

IX

1

Ознакомление с техникой "батик", материалы и оборудование:                       а. виды батика                                б. оборудование                            в. свойства материала                                  

5

2

3

IX

2

Узелковый батик.          Виды узлов.              Эксперименты и фантазия. Практические упражнения.

20

4

16

увлечение чудесными свойствами узелкового батика

IX-X

3

Холодный батик.                  Состав резерва и его свойства.                   Практические упражнения.

18

6

12

выполнение нескольких грамотных по технике исполнения упражнений

X-XI

4

Орнамент. Основы цветоведения.                   Роль цвета в передаче настроения работ учащихся. Выполнение эскиза орнамента и роспись салфетки, платка в холодных или теплых цветовых сочетаниях.

36

9

27

освоение учащимися изобразительной грамоты, развитие пространственного мышления, воображения, умения мыслить и грамотно изображать задуманное в своих работах

XI-XII

5

Основы рисунка, композиции, построение предметов с натуры:  

а. симметрия                                       б. компоновка на листе                     в. линейная перспектива.  Зарисовки простых по форме предметов. Натюрморт в технике холодный батик.

24

6

18

XII

6

Свободная роспись. Подготовка ткани к работе в данной технике.              Работа учащихся по нескольким предложенным темам.

18

3

15

Освоение учащимися техники выполнения свободной росписи, использование новых возможностей в своих работах

I

7

Беседа о декоративно-прикладном искусстве башкирского народа. Изучение национальных особенностей орнамента и цветовых сочетаний. Выполнение полотенца в резервно-масляной технике по мотивам башкирских орнаментов.

24

6

18

Ознакомление учащихся с богатыми традициями башкирского народа в декоративно-прикладном искусстве, привитие уважения к творчеству и культуре башкирского народа

I-II

8

Горячий батик.          Материалы и оборудование, технология выполнения.      Тематические композиции.

36

9

27

Освоение учащимися приемов горячего батика; правильного и безопасного использования электрооборудования в процессе выполнения работ

III-IV

9

Способ выполнения метода "кракле".                Практические упражнения.

12

3

9

Ознакомление учащихся с новыми возможностями горячего батика

IV

10

Итоговые работы учащихся по нескольким предложенным темам в произвольной технике исполнения.

22

3

22

Закрепление полученных знаний, возможность максимально проявить свою фантазию

V

 

Всего  учебных часов

216

49

167

 

 

Содержание изучаемого курса

Вводное занятие.

Беседа о декоративно–прикладном искусстве и его видах: резьбе и росписи по дереву, ткачестве, вышивке, керамике, бисероплетению, соломке, коллаже и аппликации, лаковой миниатюре и т.д. Показ фотографий и иллюстраций, произведений декоративно - прикладного искусства.  

Тема 1

Ознакомление с техникой «батик».

Материалы и оборудование.

История возникновения техники ручной росписи ткани.

Виды батика. Красители и свойства материалов. Приспособления

и оборудование, безопасное обращение с ними.

Практическая работа:    Смешение цветов красителей на ткани, получение

                                         новых цветов и оттенков.

Тема 2

Узелковый батик

Изучение богатого разнообразия видов узлов: «маки», «розетки», «солнечные вспышки», «полосы», «фантазия». Подготовка красителей, оборудования для выполнения узелкового батика.

Эксперименты и фантазия учащихся в создании новых видов узлов и в способах нанесения различных цветовых сочетаний.

Практическая работа:     На ткани (20х20 см; 30х30 см) выполнить различные виды узлов, выбрать цветовые сочетания и окрасить ткань, оформить салфетку.  

Тема 3

Холодный батик.

Состав резерва и его свойства. 

Изучение особенностей выполнения холодного батика, способов закрепления изображения на ткани.

Свойства и применение резервирующего состава. Технология изготовления резерва в домашних условиях, соблюдение правил техники безопасности.

Практическая работа:     Натягивание ткани на пяльцы или небольшой подрамник.

                                      Выполнение 2-3 работ по нескольким предложенным темам.

Тема 4

Орнамент. Основы цветоведения.

Роль цвета в передаче настроения работ.

Изучение видов орнамента. Понятие о симметрии, динамике и статике орнаментальной композиции.

 Понятие о цветовом круге. Изучение основных цветов, способов их смешения с целью получения других цветов и оттенков.

Использование хроматических и ахроматических, теплых и холодных цветов с целью передачи того или иного эмоционального настроя в работе.

Практическая работа:     Выполнение эскиза орнамента салфетки, платка и

                                          роспись в холодных или теплых цветовых сочетаниях.

Тема 5

Основы рисунка, композиции.

Правила построения предметов с натуры.

Изучение основ изобразительной грамоты.

Понятие о компоновке предметов на листе, симметрии, методе визирования.

Применение знаний о линейной и воздушной перспективе в набросках и зарисовках предметов с натуры.

Практическая работа:      Выполнение натюрморта на ткани в технике

                                           холодного батика.

Тема 6

Свободная роспись.

Подготовка ткани к работе в данной технике.

Упражнения в технике свободной росписи ткани клеевым и соленым способами.

Практическая работа:      Выполнение работы на ткани в технике свободной

                                           росписи по одной из предложенных тем.

Тема 7

Беседа о декоративно–прикладном искусстве

 башкирского народа.

Изучение национальных особенностей декоративно – прикладного искусства башкирского народа.

Многообразие видов народного искусства, отражение в них традиций и культуры.

Беседа о характерных цветовых сочетаниях в орнаментальных композициях.

Практическая работа:      Роспись полотенца в резервно–масляной технике

                                           исполнения по мотивам башкирских орнаментов.

Тема 8

Горячий батик. Материалы и оборудование.

Технология выполнения.

Ознакомление с материалами и оборудованием.

Изучение способа поэтапности  выполнения изображений в технике горячего батика, от светлых пятен – к темным.

Закрепление полученных знаний на примере простых упражнений.

Практическая работа:      Натягивание ткани на подрамник.

              Выполнение тематической композиции.

Тема 9

Метод «кракле».

Способ выполнения. Применение метода «кракле» в декорировании работы и как основного элемента в задуманном сюжете. Практические упражнения.

Тема 10

Итоговые работы учащихся в произвольной технике исполнения.

 Демонстрация завершенных работ на выставке.

 Подведение итогов учебного года.

В процессе обучения детей использую следующие формы занятий:

беседы                                вводные, сообщающие, закрепляющие;

экскурсии в музеи             с целью изучения экспонатов декоративно –

                                            прикладного искусства, отражающих

                                            традиции и культуру различных народов;

экскурсии на природу       с целью привития детям бережного отношения и

                                             любви к природе, развития наблюдательности и

                                             умения видеть, ценить красоту окружающего мира;

практические работы         с целью применения теоретических знаний на практике

                                             при выполнении упражнений и творческих композиций;

конкурсы и выставки         с целью появления у детей заинтересованности,                                        

                                              создание атмосферы радостного ожидания оценки

                                              результатов своего труда;

                                              с целью подведения итогов одного или

                                              нескольких занятий.

В ходе проведения занятий в учебной группе использую следующие методы и приемы организации учебно–воспитательного процесса:

  • словесный метод–рассказ, объяснение беседа;
  • метод иллюстрации и работы с наглядными пособиями, таблицами.

 

   Обучая детей искусству батика, особое внимание уделяю практическим работам и упражнениям, как индивидуальным по исполнению, так и коллективным. В интересном процессе создания сюжета и выполнения работы на ткани, учащиеся приобретают первоначальные навыки и опыт. С освоением изобразительной грамоты и развитием художественного вкуса, воображения и фантазии, перед детьми раскрываются новые творческие возможности в увлекательной технике.

   Надеюсь, что со временем, при терпеливом подходе к обучению, увлечение детей искусством ручной росписи ткани перерастет в истинное мастерство, будет приносить радость себе и окружающим.

Список использованной литературы:

Величко Н.К.        Роспись: техники, приемы, изделия.

                                      Москва, 1999.

Газарян С.              Прекрасное своими руками.

                                      Москва, «Детская литература», 1989.

Гильман Р.А.         Художественная роспись тканей.

                                      Москва, «Владос», 2003.

Дворкина И.А.        Батик: горячий, холодный, узелковый.

                                  Москва, «Радуга», 2000.

Молчева А.В.          Народное декоративно – прикладное искусство

                                  Башкортостана – дошкольникам.

                                       Уфа, «Китап», 1995.

Соколова Л.С.          Народные умельцы. Уфа, «Башкнигоиздат».

Синеглазова М.А.    Распишем ткань сами.

                                        Москва, «Профиздат», 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности по предмету «ОСНОВЫ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА»

Программа написана для работы с детьми, занимающимися вокальным искусством. В нее входят: пояснительная записка, цели и задачи, методические рекомендации, учебно-тематический план, содержание каждого ...

«Разработка фрагмента индивидуальной образовательной программы в рамках работы по профилактике возникновения и развития нездоровых интересов и увлечений воспитанников 5-6 классов»

На современном этапе развития педагогической науки обострились проблемы теоретического и практического характера, необходимость научного решения которых детерминируется особенностями социокульту...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Сувенир: от увлечения к мастерству»

Дополнительная общеобразовательная программа «Сувенир: от увлечения к мастерству» ориентирована на активное приобщение детей к художественному творчеству. Программа  объединяет ...