Славный город Урожайск
методическая разработка (7 класс) по теме

Луцук Алефтина Ивановна

Учебный материал для детей среднего звена, можно провести как занятие по дополнительному образованию. Форма занятия: заочное путешествие по залам музея "История хлеба". Где, когда и как росли злаковые культуры, как раньше называли рожь, пшеницу и почему?Экскурс в историю: что мы знаем о старинных мельницах, о помоле муки в старые времена и т.д. Прилагается видео-ролик с песней "Хлеб- всему голова" и презентация о производстве хлеба.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                   Тема: «Славный город  Урожайск»

Цели и задачи.

  1. Знакомство с историей возникновения злаковых культур, производством муки в древности и в наши дни.
  2. Раскрыть значение хлеба в жизни человека.
  3. Воспитывать уважение к труду людей, бережное отношение к хлебу.
  4. Способствовать обогащению словаря учащихся; развивать кругозор детей, выразительную речь.
  5. Содействовать осознанию ценности изученного материала.

Форма деятельности: рассказ – путешествие «по воображаемым залам музея».

Метод  проведения: классный час.

Участники: школьники среднего звена.

Предварительная работа: работа в библиотеке (знакомство с пословицами, поговорками о хлебе; иллюстрациями, картинами  по теме занятия; чтение литературы: Е.Пермяк «Кто мелет муку»; Г.Юрмин «Славный город Урожайск») .

Материал к занятию: старинное полотенце (рушник); выставка  хлебобулочных изделий: булочки разной формы, печенье, кексы, пряники, баранки, каравай хлеба; образцы кусочков хлеба, выпеченные из отрубей грубого помола; коры хвойных деревьев с добавлением чёрной муки; из овсяной соломы, перетёртой в труху.

                                         Ход занятия.

                                  «Чем лучше мы будем знать прошлое, тем легче, тем более глубоко          и  радостно поймём  важное  значение  настоящего».

                                                                 / /А.М.Горький/ /

                  ( слайд 1- титульный)

                 

-Ребята, мы сегодня с вами совершим путешествие в историю, а именно: узнаем, где и как выращивали злаковые культуры, где и когда впервые нашли зёрна пшеницы и многое другое.Тема нашего занятия «Славный город Урожайск»( 2 слайд ).  Но сначала я бы хотела услышать ответ на такой вопрос: «Где растут булки?»Мы себе спокойно живём, жуём, пьём, а вот где что растёт, откуда что берётся, мы не задумываемся .Так где же всё-таки растут булки? (Ответы детей- 3 слайд).

- А я не зря спросила об этом. Есть, растёт в жарких странах хлебное дерево ( слайд 4). Оно растёт в тропических лесах Индокитая. Его мучнистые, похожие на тыкву плоды местные жители режут на ломти, поджаривают и едят, как мы- гренки. Представьте себе- идём по саду и срываем с одного дерева – батон, с другого – булочку, с третьего – калач.

  Это всё – шутки. Но в связи с этой милой шуткой я бы хотела задать всему классу несколько вопросов о сельском хозяйстве, поскольку – и это известно каждому- булки, хлеб, молоко, мясо, овощи даёт нам сельское хозяйство (5 слайд).

      Вопросы не сказать, чтобы очень мудрёные, но и не такие  уж простые. Так вот, первый вопрос:

      Откуда родом пшеница, рожь, овёс ? (6 слайд)

      Откуда у хлеба корка?

      Почему хлеб черствеет?

      Что такое гемдумдар?

   

Да, ребята, на все эти вопросы нужны более точные, можно сказать, научно- обоснованные  ответы. Поэтому я и хочу рассказать вам о том, где и когда была впервые найдена и выращена пшеница, рожь; о древнем производстве муки. Но прежде я расскажу вам вот такую историю:

    Лежат ничем не примечательные на вид краюшки чёрного хлеба на витрине под стеклянным колпаком в музее истории на Украине. За какие заслуги попали эти краюшки хлеба в Музей, никто из посетителей не знал. Пока экскурсовод музея не объяснил:

В 1891году на всю Центральную и Южную часть России обрушился страшный голод. От засухи сгорел на корню весь хлеб. Только в Самарской губернии, когда закончились хлебные запасы, умерло 100 тысяч человек. Представляете? Это 10 таких районов, как наш посёлок. Люди в поисках пищи бежали, куда глаза глядят, везде просили милостыню, но и милостыню никто уже не давал. Люди умирали семьями. И вот тогда вспомнили про старинные обряды. Собрали всем миром много воску, отлили огромную свечу толщиной с верёвку и, истово крестясь, сожгли её всю без остатка в честь древнего бога дождя и плодородия. Но и это, понятно, не помогло. Чтобы как-то продержаться до следующего урожая, ели лебеду, крапиву, листья всевозможных деревьев. Шёл в ход и деревянный, сосновый «хлеб». Как говорят, на безрыбье и рак рыба. Проголодаешься – и такой хлеб покажется сладким. Пекли его так:

                - Сдирали с сосны кору, с коры снимали самый нежный, внутренний слой, клали на горячие угли, «чтобы дух смоляной выгорел», потом размельчали, смешивали бурую массу с ничтожным количеством оставшейся муки и пекли. А если находили дубовую рощу с желудями, то выпекали хлеб из желудей и назывался он «дубовый» (7 слайд).

   Ели и соломенный  «хлеб» - из растёртой в труху соломы ячменя. Но сыт от такого хлеба всё равно не будешь. Вот образцы «деревянного» да «соломенного» хлеба как память о страшной поре и выставлены в Музее истории. (показать образцы  хлеба на слайде №7).

   А вот в музее Швейцарии с почётом демонстрируется самый древний в мире кусок хлеба. Считают, что он был выпечен в каменном веке – 6 тысяч лет назад. Найден окаменевшим в Цюрихском озере. Видимо, кто-то из живущих тогда людей невзначай уронил свой «бутерброд» в воду. Попав в густой ил, хлеб как- бы «законсервировался» и поэтому сохранился до наших дней.

   - А теперь ответьте на вопрос: «Из чего пекут хлеб?»Давайте рассмотрим старинную утварь, в которой замешивали и выпекали в старину хлеб( 8 слайд).

  - Может, кто-то из вас знает, как в древние времена назывался вид пшеницы? (полба).

 О ней даже в сказке А.С.Пушкина упоминается:

   Балда говорит: «Буду служить тебе славно,

  Усердно и очень исправно,

   В год за три щелчка тебе по лбу,

   Есть же мне давай варёную полбу.

Впервые запасы пшеницы и ячменя обнаружили в 714году до н.э. в Древнем Египте, а на Руси, южнее Киева, неподалёку от села Триполья, нашли земледельческое поселение, которому ни много, ни мало 4 тысячи лет. А когда стали вести раскопки этого поселения, то обнаружили древнейшие фигурки божков и глиняные горшочки со следами пшеницы и ячменя. А Римскую империю в древние времена называли ещё и «пшеничной» империей. На Американском континенте пшеница выращена впервые в 15 веке.

   - И где, как вы думаете, был выращен первый куст пшеницы?

В глиняном горшке, который в качестве драгоценной реликвии хранится в городе Кито.

В  США этот злак завезли из Европы лишь в 1602 году. А в наше время пшеница выращивается везде, где только позволяет климат.

    Наша слово  «пшеница» - потомок древнерусского слова «пашеница», в основе которого, как считают учёные, лежат глаголы «толочь», «пихать» ( слайд 9).

  Очень похоже звучит это слово и на близких нам, русским, языках: на украинском – «пшениця», на белорусском – «пшаница», на польском и болгарском, как и у нас, на чешском – «пшениче», на словацком – «прешница». Вот такое интересное созвучие.

 - Ребята, а кто из вас знает поговорки, пословицы о хлебе?( слайд 10).

              Хлеб – всему голова.

              Нет хлеба – нет и обеда.

              Хлеба ни куска- и стол как доска.

              Покуда есть хлеб да вода, всё не беда.

Поговорили о пшенице, поговорили о хлебе, а вот что такое «гемдумдар», вы так и не ответили.

 - А может, вам знакомы слова «чоудар», «джоудар», «чавдар»? Тоже не знаете, что это такое? Тогда придется вам рассказать легенду.

- Вы заметили, что все четыре слова звучат одинаково?

            Объясняется это просто. Все эти слова  принадлежат живущим по соседству народам: персам (иранцам), афганцам, туркменам, индусам и обозначают имя одного и того же героя. В переводе на русский язык это значит: «засоряющие» или «терзающие».А что же гемдумдар засоряет и кого он терзает?

   А терзает и засоряет он пшеницу. Этот злак раньше никто не сеял, не сажал, он отлично приживается среди пшеничных колосьев. Сколько не старались люди избавиться от этого «сорняка», всё было тщетно. Каждый раз снимали урожай пшеницы пополам с «гемдумдаром». Ходят крестьяне по полю перед севом и, словно пол в своём доме, мётлами подметают землю, сгребая зловредные колоски. Какие подметут, а какие так притаятся, что и не заметишь. Пришло время уборки, глядь – снова на ниве не чистая пшеница, а смесь пополам с «гемдумдаром».

  Это на равнине! А в горах такое бывало! Посеют пшеницу, а вырастет…. и вовсе один «гемдумдар». Там, в вышине, холодно, пшеница вся вымерзнет, зато нашему «гемдумдару» всё нипочём: ни жара, ни холод. Колосится себе на высокогорных делянках, словно он тут самый главный.

     - Что же это за трава, о каком сорняке идёт речь?

 Оказывается, сорняк, засоряющий и терзающий другие растения, который на его родине, Афганистане, называют «гемдумдар», не что иное, как….. РОЖЬ (злак, который хорошо рождается) ( слайд 11). Да-да, дикая рожь, с узенькими листочками и хрупким, ломким колоском.

  Сколько раз случалось ржи, вот так же «зайцем», пробираться на пшеничные поля других, более холодных районов, с более суровым климатом, выручать людей, спасая их от голода. Бывало, стукнет мороз, погубит всю пшеницу, а незваная гостья - рожь там же вырастает на славу. Жни её, молоти, да пеки из ржаной муки хлеб. Правда, получается он какого цвета? (да, чёрный, но зато вкусный и питательный).

  И не зря в пословице говорится: «Рыба- вода, ягода- трава, а ржаной хлеб- всему голова». И ещё: «Хлеб ржаной – отец родной». Да вы и сами обратили, наверное, внимание, что в магазинах или в киосках люди чаще берут сейчас чёрный, ржаной хлеб.

   ( Ученик читает рассказ Л.Шматовой «Ржаной хлеб». Краткое обсуждение рассказа).

       

Итак, мы с вами отметили, когда, в каком веке и какой стране впервые была найдена и выращена пшеница, рожь и что это за сорняк- «гемдумдар». А вот как в старые добрые времена мололи пшеницу и рожь, превращая всё зерно в муку, наверное, не знаете?            ( слайд 12)             В самые- самые древние времена, когда не знали никаких мельниц, зерно толкли в ступах, горшках до образования муки, пока человек не придумал мельницы.

    Какие  мельницы перерабатывали зерно, как они назывались?

( ветряная, водяная, позже- паровая,  - слайд 13 ).

 А вот как зерно превращается в муку на мельницах и кто участвует в процессе работы, вам расскажет…… ( зачитывается сказка- быль Е.Пермяка «Кто мелет муку?»).

Выпекали хлеб в таких необычных, на наш взгляд, несовременных и неудобных   печах.                (слайд 14).

Краткий рассказ о блокадном хлебе ( слайды 15-16).

Отгадывание загадок (на усмотрение воспитателя, слайды 17-18).

 Затем краткий экскурс  на современный мукомольный завод  (слайды 19-23).

 

Итог занятия:

Ребята, мы совершили с вами путешествие в славный город Урожайск, я думаю, вы узнали очень много интересного для себя, услышали и увидели много необычного и нового . Каждый день, беря в руки ломоть хлеба, вспомните добрым словом всех, кто его создавал и создаёт, подумайте о том, каким великим богатством мы владеем! ( слайд 24).

    Дорогой наш гость и друг, принимай хлеб-соль из рук! ( Угощение гостей хлебом - солью и приглашение к чаю).

     

 

Литература:

  1. Ильин М.            «Сто тысяч почему».                         Москва-1985г.
  2. Пермяк Е.           «Кто мелет муку?»                            Москва- 1980г.
  3. Шматова Л.        «Ржаной хлеб»                                   Москва- 1975г.  
  4. Юрмин Г.           «Славный город Урожайск»             Москва- 1980г.

РГООУ «Боградская санаторная школа – интернат»

 республика Хакасия с. Боград

Воспитатель Луцук Алефтина Ивановна.



Предварительный просмотр:

                                   Тема: «Славный город  Урожайск»

Цели и задачи.

  1. Знакомство с историей возникновения злаковых культур, производством муки в древности и в наши дни.
  2. Раскрыть значение хлеба в жизни человека.
  3. Воспитывать уважение к труду людей, бережное отношение к хлебу.
  4. Способствовать обогащению словаря учащихся; развивать кругозор детей, выразительную речь.
  5. Содействовать осознанию ценности изученного материала.

Форма деятельности: рассказ – путешествие «по воображаемым залам музея».

Метод  проведения: классный час.

Участники: школьники среднего звена.

Предварительная работа: работа в библиотеке (знакомство с пословицами, поговорками о хлебе; иллюстрациями, картинами  по теме занятия; чтение литературы: Е.Пермяк «Кто мелет муку»; Г.Юрмин «Славный город Урожайск») .

Материал к занятию: старинное полотенце (рушник); выставка  хлебобулочных изделий: булочки разной формы, печенье, кексы, пряники, баранки, каравай хлеба; образцы кусочков хлеба, выпеченные из отрубей грубого помола; коры хвойных деревьев с добавлением чёрной муки; из овсяной соломы, перетёртой в труху.

                                         Ход занятия.

                                  «Чем лучше мы будем знать прошлое, тем легче, тем более глубоко          и  радостно поймём  важное  значение  настоящего».

                                                                 / /А.М.Горький/ /

                  ( слайд 1- титульный)

                 

-Ребята, мы сегодня с вами совершим путешествие в историю, а именно: узнаем, где и как выращивали злаковые культуры, где и когда впервые нашли зёрна пшеницы и многое другое.Тема нашего занятия «Славный город Урожайск»( 2 слайд ).  Но сначала я бы хотела услышать ответ на такой вопрос: «Где растут булки?»Мы себе спокойно живём, жуём, пьём, а вот где что растёт, откуда что берётся, мы не задумываемся .Так где же всё-таки растут булки? (Ответы детей- 3 слайд).

- А я не зря спросила об этом. Есть, растёт в жарких странах хлебное дерево ( слайд 4). Оно растёт в тропических лесах Индокитая. Его мучнистые, похожие на тыкву плоды местные жители режут на ломти, поджаривают и едят, как мы- гренки. Представьте себе- идём по саду и срываем с одного дерева – батон, с другого – булочку, с третьего – калач.

  Это всё – шутки. Но в связи с этой милой шуткой я бы хотела задать всему классу несколько вопросов о сельском хозяйстве, поскольку – и это известно каждому- булки, хлеб, молоко, мясо, овощи даёт нам сельское хозяйство (5 слайд).

      Вопросы не сказать, чтобы очень мудрёные, но и не такие  уж простые. Так вот, первый вопрос:

      Откуда родом пшеница, рожь, овёс ? (6 слайд)

      Откуда у хлеба корка?

      Почему хлеб черствеет?

      Что такое гемдумдар?

   

Да, ребята, на все эти вопросы нужны более точные, можно сказать, научно- обоснованные  ответы. Поэтому я и хочу рассказать вам о том, где и когда была впервые найдена и выращена пшеница, рожь; о древнем производстве муки. Но прежде я расскажу вам вот такую историю:

    Лежат ничем не примечательные на вид краюшки чёрного хлеба на витрине под стеклянным колпаком в музее истории на Украине. За какие заслуги попали эти краюшки хлеба в Музей, никто из посетителей не знал. Пока экскурсовод музея не объяснил:

В 1891году на всю Центральную и Южную часть России обрушился страшный голод. От засухи сгорел на корню весь хлеб. Только в Самарской губернии, когда закончились хлебные запасы, умерло 100 тысяч человек. Представляете? Это 10 таких районов, как наш посёлок. Люди в поисках пищи бежали, куда глаза глядят, везде просили милостыню, но и милостыню никто уже не давал. Люди умирали семьями. И вот тогда вспомнили про старинные обряды. Собрали всем миром много воску, отлили огромную свечу толщиной с верёвку и, истово крестясь, сожгли её всю без остатка в честь древнего бога дождя и плодородия. Но и это, понятно, не помогло. Чтобы как-то продержаться до следующего урожая, ели лебеду, крапиву, листья всевозможных деревьев. Шёл в ход и деревянный, сосновый «хлеб». Как говорят, на безрыбье и рак рыба. Проголодаешься – и такой хлеб покажется сладким. Пекли его так:

                - Сдирали с сосны кору, с коры снимали самый нежный, внутренний слой, клали на горячие угли, «чтобы дух смоляной выгорел», потом размельчали, смешивали бурую массу с ничтожным количеством оставшейся муки и пекли. А если находили дубовую рощу с желудями, то выпекали хлеб из желудей и назывался он «дубовый» (7 слайд).

   Ели и соломенный  «хлеб» - из растёртой в труху соломы ячменя. Но сыт от такого хлеба всё равно не будешь. Вот образцы «деревянного» да «соломенного» хлеба как память о страшной поре и выставлены в Музее истории. (показать образцы  хлеба на слайде №7).

   А вот в музее Швейцарии с почётом демонстрируется самый древний в мире кусок хлеба. Считают, что он был выпечен в каменном веке – 6 тысяч лет назад. Найден окаменевшим в Цюрихском озере. Видимо, кто-то из живущих тогда людей невзначай уронил свой «бутерброд» в воду. Попав в густой ил, хлеб как- бы «законсервировался» и поэтому сохранился до наших дней.

   - А теперь ответьте на вопрос: «Из чего пекут хлеб?»Давайте рассмотрим старинную утварь, в которой замешивали и выпекали в старину хлеб( 8 слайд).

  - Может, кто-то из вас знает, как в древние времена назывался вид пшеницы? (полба).

 О ней даже в сказке А.С.Пушкина упоминается:

   Балда говорит: «Буду служить тебе славно,

  Усердно и очень исправно,

   В год за три щелчка тебе по лбу,

   Есть же мне давай варёную полбу.

Впервые запасы пшеницы и ячменя обнаружили в 714году до н.э. в Древнем Египте, а на Руси, южнее Киева, неподалёку от села Триполья, нашли земледельческое поселение, которому ни много, ни мало 4 тысячи лет. А когда стали вести раскопки этого поселения, то обнаружили древнейшие фигурки божков и глиняные горшочки со следами пшеницы и ячменя. А Римскую империю в древние времена называли ещё и «пшеничной» империей. На Американском континенте пшеница выращена впервые в 15 веке.

   - И где, как вы думаете, был выращен первый куст пшеницы?

В глиняном горшке, который в качестве драгоценной реликвии хранится в городе Кито.

В  США этот злак завезли из Европы лишь в 1602 году. А в наше время пшеница выращивается везде, где только позволяет климат.

    Наша слово  «пшеница» - потомок древнерусского слова «пашеница», в основе которого, как считают учёные, лежат глаголы «толочь», «пихать» ( слайд 9).

  Очень похоже звучит это слово и на близких нам, русским, языках: на украинском – «пшениця», на белорусском – «пшаница», на польском и болгарском, как и у нас, на чешском – «пшениче», на словацком – «прешница». Вот такое интересное созвучие.

 - Ребята, а кто из вас знает поговорки, пословицы о хлебе?( слайд 10).

              Хлеб – всему голова.

              Нет хлеба – нет и обеда.

              Хлеба ни куска- и стол как доска.

              Покуда есть хлеб да вода, всё не беда.

Поговорили о пшенице, поговорили о хлебе, а вот что такое «гемдумдар», вы так и не ответили.

 - А может, вам знакомы слова «чоудар», «джоудар», «чавдар»? Тоже не знаете, что это такое? Тогда придется вам рассказать легенду.

- Вы заметили, что все четыре слова звучат одинаково?

            Объясняется это просто. Все эти слова  принадлежат живущим по соседству народам: персам (иранцам), афганцам, туркменам, индусам и обозначают имя одного и того же героя. В переводе на русский язык это значит: «засоряющие» или «терзающие».А что же гемдумдар засоряет и кого он терзает?

   А терзает и засоряет он пшеницу. Этот злак раньше никто не сеял, не сажал, он отлично приживается среди пшеничных колосьев. Сколько не старались люди избавиться от этого «сорняка», всё было тщетно. Каждый раз снимали урожай пшеницы пополам с «гемдумдаром». Ходят крестьяне по полю перед севом и, словно пол в своём доме, мётлами подметают землю, сгребая зловредные колоски. Какие подметут, а какие так притаятся, что и не заметишь. Пришло время уборки, глядь – снова на ниве не чистая пшеница, а смесь пополам с «гемдумдаром».

  Это на равнине! А в горах такое бывало! Посеют пшеницу, а вырастет…. и вовсе один «гемдумдар». Там, в вышине, холодно, пшеница вся вымерзнет, зато нашему «гемдумдару» всё нипочём: ни жара, ни холод. Колосится себе на высокогорных делянках, словно он тут самый главный.

     - Что же это за трава, о каком сорняке идёт речь?

 Оказывается, сорняк, засоряющий и терзающий другие растения, который на его родине, Афганистане, называют «гемдумдар», не что иное, как….. РОЖЬ (злак, который хорошо рождается) ( слайд 11). Да-да, дикая рожь, с узенькими листочками и хрупким, ломким колоском.

  Сколько раз случалось ржи, вот так же «зайцем», пробираться на пшеничные поля других, более холодных районов, с более суровым климатом, выручать людей, спасая их от голода. Бывало, стукнет мороз, погубит всю пшеницу, а незваная гостья - рожь там же вырастает на славу. Жни её, молоти, да пеки из ржаной муки хлеб. Правда, получается он какого цвета? (да, чёрный, но зато вкусный и питательный).

  И не зря в пословице говорится: «Рыба- вода, ягода- трава, а ржаной хлеб- всему голова». И ещё: «Хлеб ржаной – отец родной». Да вы и сами обратили, наверное, внимание, что в магазинах или в киосках люди чаще берут сейчас чёрный, ржаной хлеб.

   ( Ученик читает рассказ Л.Шматовой «Ржаной хлеб». Краткое обсуждение рассказа).

       

Итак, мы с вами отметили, когда, в каком веке и какой стране впервые была найдена и выращена пшеница, рожь и что это за сорняк- «гемдумдар». А вот как в старые добрые времена мололи пшеницу и рожь, превращая всё зерно в муку, наверное, не знаете?            ( слайд 12)             В самые- самые древние времена, когда не знали никаких мельниц, зерно толкли в ступах, горшках до образования муки, пока человек не придумал мельницы.

    Какие  мельницы перерабатывали зерно, как они назывались?

( ветряная, водяная, позже- паровая,  - слайд 13 ).

 А вот как зерно превращается в муку на мельницах и кто участвует в процессе работы, вам расскажет…… ( зачитывается сказка- быль Е.Пермяка «Кто мелет муку?»).

Выпекали хлеб в таких необычных, на наш взгляд, несовременных и неудобных   печах.                (слайд 14).

Краткий рассказ о блокадном хлебе ( слайды 15-16).

Отгадывание загадок (на усмотрение воспитателя, слайды 17-18).

 Затем краткий экскурс  на современный мукомольный завод  (слайды 19-23).

 

Итог занятия:

Ребята, мы совершили с вами путешествие в славный город Урожайск, я думаю, вы узнали очень много интересного для себя, услышали и увидели много необычного и нового . Каждый день, беря в руки ломоть хлеба, вспомните добрым словом всех, кто его создавал и создаёт, подумайте о том, каким великим богатством мы владеем! ( слайд 24).

    Дорогой наш гость и друг, принимай хлеб-соль из рук! ( Угощение гостей хлебом - солью и приглашение к чаю).

     

 

Литература:

  1. Ильин М.            «Сто тысяч почему».                         Москва-1985г.
  2. Пермяк Е.           «Кто мелет муку?»                            Москва- 1980г.
  3. Шматова Л.        «Ржаной хлеб»                                   Москва- 1975г.  
  4. Юрмин Г.           «Славный город Урожайск»             Москва- 1980г.

РГООУ «Боградская санаторная школа – интернат»

 республика Хакасия с. Боград

Воспитатель Луцук Алефтина Ивановна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация-6частей к занятию "Славный город Урожайск"

Презентция к занятию "Славный город Урожайск" - 3 часть. Файлы сжаты, для того, чтобы посмотреть презентацию, необходимо соединить все части вместе (их шесть), увеличить фото и текст на слайдах. Я сжа...

Путешествие по славному городу

Игра-викторина про краеведению для 5-6 классов. Цель этого внеклассного мероприятия - изучение истории родного города....

Наш славный город Балаково

Некоторые факты о городе Балаково к классному часу...

Наш славный город Балаково

Некоторые факты о городе Балаково к классному часу...

Наш славный город мастеров. (Сценарий проведения праздника труда)

Наш славный город мастеров. (Сценарий проведения праздника труда).Праздник труда – традиционный весенний праздник проводимый в Норильской коррекционной школе - интернате VIII вида ежегодно, в апреле м...

Литературно-музыкальная композиция , посвященная защитникам Севастополя. «Славный город-герой Севастополь!»

Предлагаемый сценарий посвящен 70-летию Победы.История города-героя Севастополя является одной из интересных и незабываемых страниц . При желании учитель может сопровождать песнями и слайдами выступле...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Знай, люби и изучай славный город Алзамай!"

Методическая разработка  по краеведению, направленная на привлечение интереса к изучению своего города,  формирование патриотизма и любви к малой родине....