Главные вкладки

    Методическая разработка (6 класс) по теме:
    Программа работы с трудными подростками в МОУ ДОД ЦРТДиЮ г. Нерюнгри "Альтернатива"

    Программа "Альтернатива" направлена на работу с детьми девиантного поведения в учреждении дополнительного образования детей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    programma_alternativa.doc190 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
    ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
    ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА г. НЕРЮНГРИ

    Программа работы с трудными подростками
    в МОУ ДОД ЦРТДиЮ г. Нерюнгри

    «Альтернатива»

    Автор: Алиева Ильмира Ильдаровна

    Должность: методист, заведующая отделом

    г. Нерюнгри, 2010 год


    Оглавление

    Пояснительная записка        

    Цели и задачи программы        

    Алгоритм сопровождения воспитанников «группы риска» в ЦРТДиЮ        

    1 этап – выявление детей «группы риска»        

    2 этап – дифференциация по подгруппам        

    3 этап – координация и осуществление профилактической деятельности        

    Методическое обеспечение   программы        

    Кадровое обеспечение программы        

    Формы подведения итогов реализации программы        

    Ожидаемые результаты        

    Приложение 1        

    Приложение 2        

    Приложение 3        

    Приложение 4        

    Приложение 5        

    Приложение 6        


    Пояснительная записка

    В настоящее время понятие «дети «группы риска» употребляется довольно часто в педагогике и психологии. В данном случае говоря о детях «группы риска» мы подразумевали детей с девиантным поведением. Это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств более других подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества.

    Подростки из так называемой группы социального риска особо нуждаются в поддержке государства, так как их семьи часто не имеют возможности обеспечить детям условия полноценного развития и воспитания; не налажен контакт с педагогами школы. И как следствие, после посещения школы ребята предоставлены самим себе,  идут на улицу, в подвалы, в подъезды, т.к. дома их не ждет забота и уют, а платные кружки, занятия, секции им не по карману.

    Так, из 12 350 школьников города Нерюнгри Республики Саха (Якутия) около 8 тысяч были оздоровлены различными видами отдыха на период летних каникул. В свободное от учебы время 9 692 ребенка посещает кружки и секции, из них только 641 - это дети и подростки «группы риска». Это составляет 80% от общего числа детей, состоящих на всех видах учета. Но эти данные приведены на начало учебного года, когда дети только записываются в кружки, секции, различные объединения, к середине учебного года, как правило,  картина намного хуже – занятыми остаются около 20%.

    Поэтому работа по организации свободного времени детей и подростков с девиантным поведением стала жизненно важным условием для системы дополнительного образования г. Нерюнгри.

    Многогранная деятельность учреждений дополнительного образования требует сотрудничества детей и взрослых, взаимосвязи педагогов, родителей, работников социальной сферы. Органическое сочетание досуга (отдых, развлечения, праздник, самообразование, творчество) с различными формами образовательной деятельности позволяет сокращать пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей.

    В 1999 году в России был принят федеральный закон № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений», регламентирующий вопросы помощи и поддержки детей, фактически формирующий общегосударственную технологию работы с детьми «группы риска». Он спроектирован с учетом принципов системности и представляет собой общегосударственную модель и технологию профилактической работы с несовершеннолетними.

    Положив в основу данный закон, в МОУ ДОД Центр развития творчества детей и юношества г. Нерюнгри (далее Центр) разработана программа деятельности с трудными детьми и подростками. Данная программа направлена на снижение негативных явлений в подростковой среде путем вовлечения ребенка в социально значимую деятельность.

    Программа предоставляет детям  и подросткам  возможность попробовать себя (в качестве участника и организатора) в различных видах деятельности (участие в играх, тренингах, в социальных акциях и т.д.), почувствовать себя востребованными.

    Направлена программа на детей и подростков с девиантным поведением 5-11 классов, реализуется в течение учебного года.

    Цели и задачи программы

    Цель программы: 

    Социальная адаптация детей и подростков с девиантным поведением в условиях дополнительного образования.

    Задачи программы:

    1. Вовлечение детей и подростков в социально значимую деятельность.
    2. Профилактика негативных явлений, пропаганда здорового образа жизни.
    3. Содействие социальной адаптации подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.
    4. Формирование  творческих способностей, создание условий для самореализации личности через организацию досуга участников программы.
    5. Повышение уровня самооценки подростков, помощь в формировании ценностных ориентаций.

    Отличительной особенностью данной программы является то, что она комплексная (совмещает в себе самые разнообразные направления работы с подростками) и реализуется с учетом категории подростков (находящихся в трудной жизненной ситуации), возрастных и индивидуальных особенностей участников.

    В рамках Программы выработан следующий алгоритм сопровождения воспитанников «группы риска»:

    1 этап – выявление детей, нуждающихся в специальной помощи;

    2 этап – дифференциация по подгруппам;

    3 этап – координация и осуществление профилактической деятельности.

    Алгоритм сопровождения воспитанников «группы риска» в ЦРТДиЮ

    1 этап – выявление детей «группы риска»

    Социальный педагог Центра и педагоги дополнительного образования  на основе данных операции «Всеобуч» производят сверку, на основе которой формируется банк данных о воспитанниках «группы риска» ЦРТДиЮ. Он представляет собой документ формата doc, в котором хранится информация об обучающихся.

    Банк данных позволяет осуществлять количественную и качественную оценку по специально выделенным критериям:

    1. персональные данные воспитанника (ФИО, дата рождения, домашний адрес, информация о родителях, вид учета);
    2. статистические данные (название объединения, педагог);
    3. учет фактов нарушения Устава Центра;
    4. учет мероприятий, проводимых с обучающимися;
    5. характеристика на воспитанника, где отмечаются положительные и отрицательные моменты и динамика изменений.

    Банк данных об учащихся «группы риска» является открытым лишь для администрации Центра и педагогов.

    Полученная информация является источником для анализа и в результате - мониторингом проявления девиаций у воспитанников Центра, дает возможность более качественно спланировать профилактическую работу с данной категорией подростков.

    2 этап – дифференциация по подгруппам

    При анализе данных операции «Всеобуч» и состава обучающихся Центра выявляются дети «группы риска», которые делятся на 3 подгруппы.

    1 подгруппа – воспитанники, состоящие на различных видах учета и посещающие различные объединения Центра.

    2 подгруппа  - воспитанники Центра, имеющие склонности к различным формам девиантного поведения, но не состоящие на учете.

    3 подгруппа – учащиеся «группы риска» образовательных учреждений г. Нерюнгри, не охваченные услугами Центра.

    3 этап – координация и осуществление профилактической деятельности

    С воспитанниками первой и второй подгруппы планируется специальная «гибкая» профилактическая и реабилитационная работа. Главная особенность «гибкого сопровождения» заключается в реализации программ индивидуального сопровождения воспитанника. С воспитанниками психологами Центра проводится глубокая диагностика по следующим методикам:

    1. «Шкала личной тревожности А.М. Прихожан»;
    2. «Агрессивность» (Басса – Дарки в адаптации Г.А.Цукерман);
    3. «Самооценка» (автор Дембо-Рубинштейн).
    4. «Изучение характерологических особенностей подростка по тест-опроснику Г. Айзенка».
    5. «Акцентуация личности» (автор Шмишек – для учащихся 12–13 лет).
    6. «Патохарактерологический  диагностический опросник для подростков» (ПДО под ред. А.Е. Личко)
    7. «Анализ семейной тревоги» (автор Э.Г. Эйдемиллер).
    8. «К чему люди стремятся в жизни» (автор Рокич).
    9. «Социометрия» (автор Д.Морено).
    10. Тест  ГИТ, ШТУР.

    Качество и эффективность профилактической работы зависят от того, насколько точно специалисты (психологи, соц. педагог и педагоги дополнительного образования) установят:

    1. индивидуальные особенности ребенка, его проблемы психического, речевого развития, проблемы в эмоционально-волевой сфере, в обучении и профессиональном самоопределении;
    2. зону его ближайшего развития, перспективы;
    3. определят эффективные методы, меры комплексного психологического, педагогического и социального воздействия.

    Весь комплекс разработанных на заседаниях социально-психологической службы  мер ложится в основу Программы индивидуального сопровождения обучающегося «Преодоление».

    Именно программа индивидуального сопровождения обучающегося Центра становится рабочим документом, который отражает динамику изменений в поведении воспитанника на протяжении всего обучения в учреждении.

    Важным условием эффективности программы сопровождения является согласованность действий всех специалистов социально-психологической службы, педагогов дополнительного образования и родителей, их высокий профессиональный уровень и заинтересованность.

    С воспитанниками третьей подгруппы осуществляется профилактическая работа, направленная, в том числе, на привлечение данных подростков к организованному досугу в условиях Центра через работу клуба «Мальчишник» (см. Приложение 1).

    Методическое обеспечение   программы

    1. Социально-реабилитационные технологии:
    1. Исследование микросоциума ребенка.
    2. Установление доверительных отношений.

    1. Методы обучения и воспитания:
    1. Рассказ, беседа, разъяснение, инструктаж, пример.
    2. Дискуссия, упражнения, ситуационный метод, воспитывающие ситуации, соревнование, поощрение.
    3. Демонстрация слайдов, компьютерных дисков, видеофильмов.
    4. Использование компьютерных технологий, фото и видео – техники.

    1. Диагностика подростков:
    1. Исследование интересов подростков.
    2. Исследование ценностных ориентаций участников программы.

    4.   Работа в группах, проведение групповых тренингов на следующие темы:

    1. на формирование позитивных дружеских отношений.
    2. групповую сплоченность.
    3. на формирование доверия друг к другу.

    5.   Организация и проведение конкурсно - познавательных игр, спортивных мероприятий:

    1. районная игра «911» - направлена на активизацию знаний по правилам дорожного движения,  противопожарной безопасности и охране здоровья у учащихся «группы риска»  5-6 классов.
    2. гражданско-патриотическая игра «Юная Россия» - направлена на воспитание чувства патриотизма, расширение кругозора у детей девиантного поведения 7-8 классов.
    3. познавательная игра «В мире профессий». Цель: профессиональная ориентация трудных подростков 8 – 11 классов.
    4. спортивные мероприятия: Малые Олимпийские Игры, «Веселые старты», соревнования по пулевой стрельбе, настольному теннису, настольным играм (шахматам, шашкам) и т.д.

    Кадровое обеспечение программы

    К реализации программы привлекаются:

    1. сотрудники социально-психологической службы ЦРТДиЮ: реализация программы индивидуального сопровождения обучающихся «Преодоление»;
    2. руководители творческих объединений (педагоги дополнительного образования), в которых занимаются дети «группы риска»: реализация программы индивидуального сопровождения обучающихся «Преодоление»;
    3. социальный педагог: проведение конкурсно - познавательных игр «911», «В мире профессий» и гражданско-патриотической игры «Юная Россия»;
    4. инструктор по физкультуре: проведение спортивных мероприятий в клубе «Мальчишник».

    Формы подведения итогов реализации программы

    1. Анализ проводимых методик и тестов.
    2. Отзывы подростков – участников программы.
    3. Отзывы заинтересованных лиц (педагогов дополнительного образования, родителей, социальных педагогов и учителей ОУ и др.)
    4. Реализация социально значимых мероприятий, их анализ.

    Ожидаемые результаты

    Выполнение мероприятий подпрограммы позволит:

    1. использовать существующие возможности и объединить разрозненные усилия педагогического, ученического коллективов, родительской общественности, социально-психологической службы Центра по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
    2. повысить количество обучающихся с девиантным поведением, вовлеченных в дополнительное образование;
    3. осуществлять конкретную адресную помощь подросткам в профилактике безнадзорности и правонарушений;
    4. создать оптимальные условия для организации отдыха подростков, используя возможности дополнительного образования;
    5. совершенствовать правовую подготовку учащихся, родителей, педагогов.


    Приложение 1

    Информация о клубе «Мальчишник»

    Клуб «Мальчишник» существует с 14 октября 2005 года. Цель деятельности клуба - вовлечение подростков в социально-значимую деятельность. Открытие прошло в виде игры «Дом, где живут друзья», на которую были приглашены учащиеся «группы риска» школ города. Через конкурсную программу ребятам было наглядно показано, чем они смогут заниматься в клубе. 28 человек по собственному желанию стали членами штаба клуба «Мальчишник» (из них 20 – состоят на различных видах учета). Однако это не означает, что клуб действует только для этих ребят: любой желающий подросток может найти себе дело по душе. Всего с 2005 года разными программами было охвачено свыше 500 учащихся.

    Содержание деятельности исходит, прежде всего, из желаний ребят. Они сами планируют (под руководством социального педагога ЦРТДиЮ), организовывают и проводят массовые мероприятия, пресс-центр выпускает тематические листовки, плакаты, ежемесячную газету «Мальчишник».

    В работе как средство активизации познавательной деятельности детей часто используются возможности ИКТ. На занятиях: как при подготовке, так и в процессе обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. Причем, для многих это порой единственная возможность научиться работать с персональным компьютером, так как в семье нет средств для его приобретения, а в школе часто к ним не допускают. Эффективно используются ИКТ при проведении массовых мероприятий, например, в качестве мультимедийного сопровождения. Презентации, созданные с помощью программы Microsoft Power Point, звуковое оформление позволяют достигнуть эффекта быстрого включения воспитанников в учебно-познавательную деятельность.

    За 5 лет существования клуба традиционными стали следующие мероприятия:

    1. Малые Олимпийские Игры;
    2. конкурсно-познавательная игра «911»;
    3. гражданско-патриотическая игра «Юная Россия»;
    4. познавательная игра «В мире профессий» - 2 тура.

    Согласно гуманистической педагогике ролевые и деловые игры являются современными педагогическими технологиями. Именно в виде деловых игр чаще проходят традиционные массовые мероприятия в клубе «Мальчишник». В жюри приглашаются представители организаций г. Нерюнгри – тренеры спортивных школ, капитаны городских команд по разным видам спорта, работники УВД, прокуратуры, больницы, библиотеки, музея и т.д.

    Малые Олимпийские игры проводятся 2 раза в год по следующим видам: качание пресса, прыжки на скакалке, прыжки в длину с места, набивание футбольного мяча, прыжки «Ыстынга» и «Куобах», настольный теннис, армрестлинг, дартс (метание дротиков), отжимание, вращение обруча, стрельба. В соревнованиях определяются победители (1, 2, 3 место) в личном зачете по каждому виду. Традиционно эти соревнования собирают до 100 участников.

    Конкурсно-познавательная игра «911» направлена на активизацию знаний по правилам дорожного движения,  противопожарной безопасности и охране здоровья у учащихся 5-6 классов. В течение учебного года проходит 4 тура. Ребятам предлагаются задания, соответствующие их возрастным и психолого-педагогическим особенностям: расшифровать аббревиатуры, решить кроссворды, разгадать викторины, на время свернуть пожарный рукав и т.п. Участникам запомнился конкурс «Автосалон», выяснилось, что подростки практически не знают марки отечественных автомобилей. Стихотворения, сочиненные учащимися МОУ СОШ №2 и МОУ СОШ №3 позволили им выиграть номинацию «Самая творческая команда» по итогам 2009-2010 учебного года:

    СОШ №2:

    Нельзя жить людям без воды

    Не избежать тогда беды!

    Воду в склянку наберите

    Спички в руки не берите

    Вы окно не открывайте,

    Очень быстро убегайте.

    СОШ №3:

    Спички приносят беду.

    Вода выручает судьбу.

    В склянки мы воду нальем

    И пожар мы потушим бегом.

    И можно крикнуть в окне:

    «Помогите, пожалуйста, мне!»

    В ходе рефлексии все участники всегда высказались, что их полностью удовлетворяет организация игры и качество конкурсов. Члены жюри остаются довольны содержанием конкурсов, и предлагают дальнейшее сотрудничество. Победители игр получают Почетную Грамоту, подписанную начальником  ГИБДД г. Нерюнгри.

    Гражданско-патриотическая игра «Юная Россия» - в течение учебного года также проходит 4 этапа. Игра направлена на воспитание чувства патриотизма, расширение кругозора у детей девиантного поведения 7-8 классов. Игры тематические, посвящаются памятным датам, историческим событиям, известным деятелям России, Республики Саха (Якутия), г. Нерюнгри.

    Познавательная игра «В мире профессий». Цель: профессиональная ориентация трудных подростков. Данная профориентационная игра предназначена для обучающихся 8-11 классов, посещавших занятия в клубе в течение учебного года. Эта возрастная группа школьников уже имеет базовый уровень знаний в области трудовых ресурсов. Поэтому участие ребят в профориентационных играх не только помогает применять полученные знания на практике, но развивать свои лидерские  качества, способность принимать быстрое правильное решение в режиме соревнования. Позволяет развивать интерес к миру профессий у подростков, существенно расширить их кругозор, а также повлиять на выбор своей будущей специальности.

    При разработке мероприятий учитываются психолого-педагогические особенности этих ребят:

    1. время проведения не превышает 1 астрономического часа;
    2. в интеллектуальных конкурсах вопросы не должны быть чрезмерно сложными;
    3. сочетание разных видов деятельности;
    4. ребятам необходимо поручать творческие задания;
    5. самое главное – создавать ситуацию успеха для каждого ребенка!

    Соблюдение этих простых условий позволило сделать мероприятия для учащихся интересными и желанными. Наибольший отклик у детей находят мероприятия спортивной направленности, так как эти дети чаще всего реализуют себя в спорте.

    Психологическое сопровождение воспитанников осуществляет социально-психологическая служба ЦРТДИЮ по следующим направлениям: диагностика (входная и итоговая), коррекционно-развивающая и тренинговая работа: тренинговые занятия, ролевые и деловые игры, направленные на развитие познавательных интересов.