Формы и методы работы с одаренными учащимися.
статья (10 класс) по теме

Казакова Татьяна Николаевна

Статья посвящена организации работы в школе с одарёнными детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_i_metody_raboty_s_odarennymi_uchashchimisya.docx21.05 КБ

Предварительный просмотр:

Формы и методы работы с одаренными учащимися.

Заместитель директора по НМР МБОУ СОШ№8г. Томмот МО «Алданский район» Казакова Т.Н.

Современное общество  ставит  перед школой задачу подготовки самостоятельных, способных к самообучению, ответственных, обладающих коммуникативными навыками граждан. Школа не может дать знания на всю жизнь, а вот научить, выработать стремление к постоянному самосовершенствованию – её главная задача.

Во всех  документах от школьного до  федерального уровня поддержка "талантливого ребенка" провозглашается приоритетной задачей.
Помочь  одаренному ребенку нужно, так как именно от таких детей зависит будущее нашей страны, её престиж на мировой арене. Мы гордимся, когда видим на сцене своих учеников, на пьедестале - лучших российских ученых,      кинорежиссеров, певцов, музыкантов и  при этом сразу ассоциируем победителя со своей школой или страной в целом.

Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.

Национальная  инициатива «Наша новая школа» предполагает организацию работы по развитию детской одаренности  в трех направлениях:

1) выявление детских талантов и талантливых детей;
2) поддержка развития талантов;
3) повышение квалификации педагогов в области работы с высоко способными детьми.
 

Педагогическая наука сегодня выделяет следующие категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью,  оригинальностью мышления и психического склада.

В каждой школе, и в  нашей в частности, учатся дети, которые составляют её интеллектуально – творческий потенциал: Карпова Татьяна, коростелёва Анна. Борзенков Руслан, Эпов Виктор, Григорьев Вова, Сарновская Юлия. В них  - сосредоточение интеллектуальных, художественных, лидерских способностей. Они – победители и призеры муниципальных предметных олимпиад, зональной олимпиады « Интеллектуальный марафон».

В последние годы в нашей школе прослеживается положительная динамика участия в конкурсах, фестивалях, олимпиадах, проектах, муниципального, регионального и федерального уровней, что и заложено в программе по работе с одаренными детьми.

Программа « Одаренные дети», реализуемая в нашей школе, предусматривает деятельность с одаренными детьми  по следующим направлениям:

-                  естественно-математическое направление;

-                  история и историческое краеведение;

-                  литература и литературное краеведение;

-                  художественное творчество.

 

Выявление одаренных детей в школе начинается  до поступления ребенка в первый класс на  основе наблюдения, изучения их психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления в период обучения в классе предшкольной подготовки и анкетирования их родителей. Работа с одаренными детьми, развитие способностей становится одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Какие же формы работы с одаренными учащимися в нашей школе признаны педагогами наиболее эффективными :
·          групповые занятия с одаренными учащимися ( элективный курс                            « Математика для одаренных»,7-9кл. За страницами учебника русского языка, Секреты орфографии);
·          конкурсы,  интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;
·          курсы по выбору «Такая разная информатика»;
·          участие в олимпиадах ( Русский медвежонок, ЧиП, Кенгуру);
·          работа по индивидуальным планам;
·          интеллектуальные марафоны.

В урочной деятельности педагогами школы  используются следующие виды деятельности:

- проблемно-развивающее обучение,  работа в малых группах  на уроках русского языка( учитель –Овчарова Е.С.) ;
- игровые технологии (деловые игры и путешествия) используют учителя начальных классов Зимина О.Н.. Ёлгина В.В.;
- информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей ( разноуровневые тесты, презентации, тренажёры) систематически использует учитель истории  Казакова Т.Н.,  информатики Коростелёва Н.С..;
- задания творческого и нестандартного характера, дифференцированные задания на уроках русского языка использует Николаева Л.В. .

- проектно-исследовательской деятельностью по   истории родного края, г. Томмот  довелось заниматься мне. Проекты  учащихся « Город  мой родной. Люди и судьбы.», « Школьный дворик-зеркало нашей души»,  « Аграрная реформа П.А.Столыпина и её реализация в нашем крае» заняли призовые места на региональных научно – практических конференциях.

Наиболее эффективны следующие методы работы с одаренными учащимися, варьирование которых позволяет педагогам нашей школы поддерживать познавательный интерес и мотивацию к самосовершенствованию.

  1. Метод вживания.

Позволяет учащимся посредством чувственно- образных и мыслительных представлений  «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.

  1. Метод эвристических вопросов.

Ответы на семь ключевых вопросов:   Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Когда? Как? и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.

  1. Метод сравнения.

Дает возможность сопоставить версии разных учащихся, а также их версии с культурно – историческими аналогами, сформированными великими учеными,  философами и т. д.

  1. Метод конструирования понятий.

Способствует созданию коллективного творческого продукта - совместно сформулированного определения понятия.

  1. Метод путешествия в будущее.

Эффективен в любой  общеобразовательной области как способ развития навыков предвидения, прогнозирования.

  1. Метод ошибок.

Предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок для углубления образовательных процессов. Отыскивание взаимосвязей ошибки с «правильностью» стимулирует эвристическую деятельность учащихся, приводит их к пониманию относительности любых знаний.

  1. Метод придумывания.

Позволяет создать не известный ранее ученикам продукт  в результате определенных творческих действий.

  1. Метод «если бы…».

Помогает детям нарисовать  картину или составить  описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится. Выполнение подобных заданий не только развивает воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира.

  1. «Мозговой штурм»

Позволяет собрать большое число идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов.

К сожалению, не всегда усилия педагога приносят желаемый успех.

Успеха можно добиться, если

  1. учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;
  2. учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
  3. учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;
  4. учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.

Учитель должен быть:

  1. увлечен своим делом;
  2. способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
  3. профессионально грамотным;
  4. интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
  5. проводником передовых педагогических технологий;
  6. психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
  7. знатоком во всех областях человеческой жизни.

Если дети – национальное  достояние любой страны,  то одаренные дети – её интеллектуальный творческий  потенциал. Чем раньше учитель  обнаружит незаурядные  способности в своих учебниках и сумеет создать для них условия для обучения, тем  больше  надежд  на то, что  в будущем эти дети составят гордость и славу своего Отечества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование форм и методов работы с одаренными детьми

      Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности.  Смысл утверждения в том, что нужн...

"Формы и методы работы с одаренными детьми" обобщение опыта работы

обобщение опыта работы по теме "Формы и методы работы с одаренными детьми"...

Доклад: «Формы и методы работы с одаренными детьми при подготовке к олимпиадам»

Признаки мотивационного аспекта поведения одаренного ребенка.Методы обучения - важный фактор успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качес...

Формы и методы работы с одаренными детьми в области исследовательской деятельности

Не существует сколько-нибудь досто­верных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской раб...

Статья "Формы и методы работы с одаренными детьми на уроках русского языка".

В статье предлагаются некоторые интересные формы проведения уроков русского языка...

Формы и методы работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

Формы и методы работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы...

Формы и методы работы с одаренными детьми (из опыта работы)

Какими же должны быть основания, чтобы ребенок считался одаренным? Ответ не так прост, как кажется. В психологии до сих пор нет общего представления о природе одаренности, а есть альтернативные ...