Урок декоративно-прикладного искусства на тему "Изготовление фоторамки в технике скрапбукинг .Подарок первостроителям города"
методическая разработка по теме

Тема учебного занятия выбрана из учебной программы для педагогов дополнительного образованияпо декоративно – прикладному творчеству .  Урок выбран из учебного плана первого года обучения. Урок проводился с группой учащихся 1-2 классов, численностью 10 человек, все дети из общеобразовательных школ города. За 6 месяцев до проведения данного урока ученики, их родители были оповещены о том, что мы будем изготавливать подарки первостроителям города к юбилею города. И дети, и родители, и бабушки, и дедушки откликнулись, перебрали все семейные фотографии, нашли фотографии нашего города 1940-1960х годов . На фотографиях запечатлены  землянка первостроителей, только что построенный политехнический институт, новые дома по проспекту Мира и по улице Котовского. Фотографии очень дороги и вызывают чувство глубокого уважения к людям, построившим город Комсомольск-на-Амуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_urok.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение культуры

дополнительного образования детей

«Музыкальная школа» г.Комсомольска-на-Амуре

Методическая разработка урока

Полежаевой Ларисы Александровны

преподавателя декоративно-прикладного искусства и рисования

Муниципального  образовательного учреждения культуры

дополнительного образования детей

«Музыкальная школа»

Хабаровский край

2012

Методическая разработка урока  по декоративно-прикладному искусству  Полежаевой Л.А. –преподавателя декоративно-прикладного искусства МОУК ДОД музыкальная школа г.Комсомольск-на-Амуре

Тема учебного занятия выбрана из учебной программы для педагогов дополнительного образования по декоративно – прикладному творчеству .  Урок выбран из учебного плана первого года обучения. Урок проводился с группой учащихся 1-2 классов, численностью 10 человек, все дети из общеобразовательных школ города. Присутствовали следующие ученики:

Ткаченко Василиса

Шелопугина Ева

Асанкин Слава

Бабич Боря

Капитоненко Семен

Грибенникова Александра

Козлова Настя

Гутник Ульяна

Болдырева Наташа

Лунева Констанция

Тема "Изготовление фоторамки в технике «скрапбукинг» . Подарок первостроителям города»

Подготовительная часть к уроку

За 6 месяцев до проведения данного урока ученики, их родители были оповещены о том, что мы будем изготавливать подарки первостроителям города к юбилею города. И дети, и родители, и бабушки, и дедушки откликнулись, перебрали все семейные фотографии, нашли фотографии нашего города 1940-1960х годов . На фотографиях запечатлены  землянка первостроителей, только что построенный политехнический институт, новые дома по проспекту Мира и по улице Котовского. Фотографии очень дороги и вызывают чувство глубокого уважения к людям, построившим город Комсомольск-на-Амуре в сложных климатических условиях.

Цели:

  1. Формирование у обучающихся знаний и умений по изготовлению  фоторамок в технике «скрапбукинг».
  2. Развитие чувства красоты и гармонии.
  3. Воспитание патриотизма и чувства гордости, уважение к первостроителям города.
  4. Связать тему урока с прекрасной музыкой.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с изготовления фоторамки в технике «скрапбукинг».
  2. Развивать усидчивость, аккуратность, чувство вкуса.
  3. Воспитывать уверенность в своих силах и возможностях.
  4. Воспитывать чувство гордости подвигом  первостроителей нашего города.

Методы обучения: словесный, наглядный, практические контроля, вербальный, фотометод, технических средств, иллюстративный. Все перечисленные выше методы обучения соответствуют цели занятия, развивают чувство красоты и гармонии, воспитанию патриотизма и чувства гордости за свой город.

Средства обучения: учебная доска, ноутбук, запись песни «Амурский вальс»сл. М.Пляцковского, муз. С.Туликова.

Оборудование:

  1. Картон жесткий , плотный, формата А -4,
  2. Фотографии 1940-1960х годов с изображением землянки первостроителей города Комсомольска-на-Амуре, проспекта Мира и улицы Котовского, политехнического института, строящегося медицинского училища,
  3. клей – карандаш «Зеленый листок» экологически чистый, безопасный для детей,
  4. ножницы для бумаги,
  5. шитье,
  6. атласные ленточки,
  7. кружева,
  8. украшения для скрапбукинга

.       папка по технике безопасности

Дидактический материал:

  1. фотографии  города Комсомольска-на-Амуре,
  2. фоторамка в технике «скрапбукинг»,
  3. книги А.Краснова «Я мальчишкой видел «Колумб», «Легендарный пароход», иллюстрации с видами города Комсомольска-на-Амуре.

Ход занятия

  1. Организационная часть – 1 мин. Проверка численности группы. Проверка рабочих мест.

2. Повторение пройденного материала – 2мин.

Вопросы  по пройденному материалу:

Слова педагога:

- Что такое техника «скрапбукинг»? Предполагаемый ответ ученика: (это оформление фотоальбомов, фоторамок)

- Для кого мы оформляли фоторамки?  Предполагаемый  ответ  ученика   :(для мам и бабушек)

- Какие материалы мы использовали для работы? Предполагаемый ответ ученика: (картон, атласные ленточки, кружева, плоские пуговицы, клей-карандаш).

3. Историческая справка – 3мин.

Звучит песня «Амурский вальс» слова М.Пляцковского, муз. С.Туликова (ноутбук).

Слова педагога:

- Мы живем в красивом городе. В этом году нашему городу исполнится 80 лет. 12 июня 1932 года на берегу реки Амур рядом с селом Пермское  высадились первостроители ; это люди, которые приехали строить новый город, заводы . Они не знали, в Хабаровском крае сложный климат – очень жарко летом и сильные морозы зимой. Многие из них приехали в легкой одежде и не были готовы к суровой зиме. Им самим пришлось выкапывать землянки в земле, накрывать их бревнами, засыпать сверху землей, складывать внутри печки. Кроватей не было, вместо них сколачивали доски, настилали матрасы . Им не хватало еды, теплой одежды, теплого жилья, поэтому в первую же зиму многие сильно болели. Но им очень хотелось построить новый красивый город с красивыми, удобными домами, с заводами, красивыми парками. Они приложили много сил, стали героями. Посмотрите на доску – вот такие мужественные люди – Сидоренко, Селютин , Дикопольцев, Маресьев строили наш город. Давайте послушаем отрывок из стихотворения  А.Краснова «Песня о первостроителях»: (ноутбук)

В Комсомольске стоит монумент:

Парень с девушкой, строики момент…

Сталь, гранит и совсем мало слов:

«Комсомольцам 30-х годов»

Комсомольцы 30-х годов-

Это  каждый на подвиг готов,

Это каждый за Родину-мать

Жизнь готов, не рисуясь отдать.

Комсомольцы 30-х годов-

Это мужество без берегов

На корчевке суровой тайги

И в пути, где не видно ни зги!

Это дружба с лопатой, киркой,

Это в сердце огонь – не покой,

Песни радости, песни труда…

Это в планах – сады-города!

Комсомольцы 30-х годов-

Вам любовь наша, море цветов!

Ах, как жалко,

Что вас так немного осталось средь нас!

4. Изложение нового материала – 5 мин.

Слова педагога:

  1. - Итак, приступим. Сегодня мы с вами будем изготавливать фоторамки для первостроителей нашего города, которые живут в Краевом Доме ветеранов. Мы собрали заранее  старые фотографии, которые очень дороги пожилым людям. Цель урока: Формирование  знаний и умений по изготовлению  фоторамок в технике «скрапбукинг», развитие чувства красоты и гармонии, воспитание патриотизма и чувства гордости, уважения к первостроителям города, связать тему урока с прекрасной музыкой.

Во время работы мы используем здоровьесберегающие технологии (хорошо освещенное место, где нам будет удобно расположить достаточное количество предметов и клей – карандаш «Зеленый листок», т.к. он экологически чистый), физминутки.

1. желательно рабочее место застелить, для предохранения наших столов

2. клей-карандаш

3.  ножницы для бумаги - желательны не тугие и с прямыми концами

4. две салфетки. Одна абсолютно сухая, а вторая немного влажная

5 .атласные ленточки

6. кружева, шитье

7. украшения для скрапбукинга

8. плотный картон

Прежде чем начать практическую работу необходимо повторить правила техники безопасности при работе (повторение ТБ при работе с ножницами, клеем).

Предполагаемый ответ учеников: ( при работе с ножницами нужно быть очень аккуратным, не баловаться, ножницы передавать друг другу кольцами вперед; с клеем нужно работать аккуратно, не пачкаться, не брать его в рот).

Слова педагога: Кроме всего этого оборудования вам понадобятся: плотная основа – картон, атласные узенькие ленты, шитье, кружева, материалы для скрапбукинга.

 Хорошо продуманная композиция, т.е. размещение того, что надо изобразить, - залог успеха «скрапбукинга».

По правилам «скрапбукинга» определяется положение фотографии  и разных украшений на листе картона, достигается согласованность изображаемых явлений . При этом  важно определить композиционный центр . Фотография  располагается строго по центру. Взгляд рассматривающего эту работу должен скользить слева направо. В работе мы будем использовать фотографии 1940-1960-х годов. На них изображены улицы строящегося города, его жители. Многие из этих людей сейчас очень старенькие.

Не следует усложнять фоторамку излишними, а также мелкими деталями, так как в их изображении трудно добиться точности.

В работе большое значение имеет размещение центральных элементов композиции. Закреплять сразу на фоне не рекомендуется. В процессе работы над фоторамкой преподаватель оказывает индивидуальную помощь, поощряет детей.

Физминутку проводит Василиса Ткаченко.

Физминутка (1 мин)

На лужайке поутру

Мы затеяли игру.

Ты – ромашка, я – вьюнок.

Становитесь в наш венок.

Раз, два, три, четыре.

Раздвигайте круг пошире.

Становитесь в круг опять, будем в солнышко играть.

Мы – весёлые лучи.

Мы – резвы и горячи.

Раз два. Три, четыре,

Раздвигайте круг пошире.

5. Практическая работа- 25 мин.

Поэтапное изготовление фоторамки в подарок первостроителям города.

Дети выполняют работу самостоятельно под руководством учителя.

Слова педагога:

- По правилам техники «скрапбукинг» фотография должна быть расположена строго по центру. Поэтому найдем центр листа картона, приложим на него фотографию, обведем фотографию  по контуру простым карандашом. Перевернем фотографию, кладем ее на клеенку. Снимаем колпачок с клея – карандаша, кладем его на середину парты. Выкручиваем клей, смазываем фотографию по контуру. Накладываем фотографию на картон, выравниваем по нарисованному карандашом контуру, прижимаем. Берем сухую салфетку, приглаживаем ею фотографии. Нужно быть очень аккуратными, т.к. фотографии очень старые и дороги первостроителям.

- Возьмите кружева или шитье (то, что вы приготовили дома). Приложите их к фоторамке. Как лучше обклеить фоторамку? Обратите внимание – у нашей фоторамки строны попарно одинаковы. Приготовьте ножницы. При резании кружев нужно будет раскрывать ножницы широко. Прикладываем шитье и кружева к длинной стороне рамки, отметим карандашом тоненькую черточку, выравниваем ,от этой черточки отмеряем такую же длину, отрезаем кружева. По начерченной линии разрезаем кружева пополам. У нас получились две одинаковые части.

Теперь приложим кружева или шитье к короткой стороне фоторамки, отметим карандашом тоненькую черточку, выравниваем, от этой черточки отмеряем такую же длину, отрезаем кружева. По начерченной линии разрезаем кружева пополам. У нас получились две одинаковые  короткие части.

- Переворачиваем фоторамку. Клеем смазываем одну длинную сторону рамки. Накладываем длинную полоску кружев или шитья лицевой стороной кверху, прижимаем. Переворачиваем фоторамку на лицевую сторону,  картон вдоль длинной полоски кружев смазываем клеем. Полоску кружев или шитья накладываем на лицевую часть фоторамки.

Приступаем к обклеиванию второй длинной стороны рамки. Возьмем длинную полоску кружев или шитья. Переворачиваем фоторамку. Клеем смазываем вторую длинную сторону рамки. Накладываем длинную полоску кружев или шитья лицевой стороной кверху, прижимаем. Переворачиваем фоторамку на лицевую сторону,  картон вдоль длинной полоски кружев смазываем клеем. Полоску кружев или шитья накладываем на лицевую часть фоторамки.

- Приступаем к обклеиванию коротких сторон фоторамки. Переворачиваем фоторамку.  Клеем смазываем одну короткую сторону рамки. Накладываем короткую полоску кружев или шитья лицевой стороной кверху, прижимаем. Переворачиваем фоторамку на лицевую сторону,  картон вдоль короткой полоски кружев смазываем клеем, нужно обязательно хорошо смазать клеем уголки, обклеенные кружевом. Полоску кружев или шитья накладываем на лицевую часть фоторамки, хорошо прижимаем.

- Переворачиваем фоторамку. Клеем смазываем вторую короткую сторону рамки. Накладываем короткую полоску кружев или шитья лицевой стороной кверху, прижимаем. Переворачиваем фоторамку на лицевую сторону,  картон вдоль короткой полоски кружев смазываем клеем, нужно обязательно хорошо смазать клеем уголки, обклеенные кружевом. Полоску кружев или шитья накладываем на лицевую часть фоторамки, хорошо прижимаем.

- Итак, мы обклеили фоторамку. Проверьте друг у друга – аккуратно ли приклеены полоски кружев и шитья? (взаимный контроль)

Физминутка (1мин). Проводит Бабич Боря.

Гимнастика для пальчиков.

Наши алые цветки распускают лепестки.        

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.        

Наши алые цветки закрывают лепестки,            

Головой качают, тихо засыпают.                

Слова педагога: Продолжаем работу по оформлению фоторамки. У нас получились разные по использованным материалам фоторамки. А сейчас мы используем узенькие яркие атласные ленты, которые придадут яркость, нарядность старым черно-белым фотографиям. Из ленточек мы будем  изготавливать аккуратные бантики. Они должны быть одинаковыми по размеру. Возьмите в руки самую яркую ленточку. Отмеряем ленточку от ладошки до конца указательного пальчика, прижмем это место пальчиком. Добавляем  кусочек ленточки, складываем пополам, получается «заячье ушко», добавляем еще кусочек ленточки – второе  «заячье ушко», одну часть накладываем на другую. Протаскиваем в отверстие. Затягиваем – получился красивый бантик. Возьмем ножницы, отрежем бантик. Таких бантиков у нас должно получиться четыре. Продолжаем работу. Завязываем еще три бантика из других ленточек.

- Приложите готовые бантики на фоторамку вокруг фотографии. Для того, чтобы приклеить бантики, нужно поднять бантик, поставить «клеевую точку» на картоне в том месте, где должен находиться бантик. Затем переворачиваем сам бантик, смазываем клеем узелок и накладываем бантик на «клеевую точку», хорошо прижимаем. Точно так же наклеваем все остальные бантики.

6. Закрепление пройденного материала – 2мин.

Слова педагога:

  1. На сегодняшнем занятии мы узнали о героях –первостроителях, которые построили наш прекрасный город. Мы изготовили подарки первостроителям нашего города, которые проживают в краевом Доме ветеранов. Мы подарим им фоторамки, выполненные в технике «скрапбукинг» на юбилей города. Как вы думаете - будут ли они рады получить такие подарки от детей? Предполагаемые ответы учеников: (Им будет приятно получить такие подарки от детей). Почему?

Предполагаемые ответы учеников: (Потому что они старенькие и им будет приятно от того, что о них помнят, проявляют хоть небольшую заботу).

- Кто запомнил – из каких материалов выполняются работы в технике «скрапбукинг»? Предполагаемые ответы учеников: ( В скрапбукинге используются такие материалы, как плотный картон, фотографии, атласные ленты, тесьма, кружево и т.д.).

7 Подведение итогов урока – 6 мин.

Слова педагога:

- А теперь рассмотрим экспресс – выставку ваших фоторамок! Дети любуются яркой, красочной выставкой из  своих выполненных работ.  Чья рамка получилась самая красивая? Можем ли мы сказать, что у всех детей золотые руки и они сделали аккуратные работы в подарок первостроителям города? Мы связали тему нашего занятия с прекрасной музыкой, мы разрабатывали пальчики для того, чтобы вы стали хорошо играть на музыкальных инструментах и принесли много радости первостроителям города на праздничном концерте к юбилею города. На этом наш урок окончен, всем большое спасибо!

Уборка рабочих мест.

Список используемой литературы.

  1. Анри де Моран. История декоративно-прикладного искусства. Изд-во : Искусство, 1982; 578 с.
  2. Аркин Д. Искусство бытовой вещи. Москва, 1932 г.
  3. Букетов Е.А. Организация кружка по декоративно-прикладному искусству в школе. Караганда, 2009 г. ; 180 с.
  4. Горяева Н.А. Методическое пособие к учебникам «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» под ред. Б.М. Неменского  Просвещение,2005г.134 с.
  5. Голубятников И.В. Дизайн. История, современность, перспективы. Ярославль: Академия Холдинг, 2002 г.
  6.  Каган М. О прикладном искусстве. Ленинград, 1961г.; 112 с.
  7. Каттель И.А. Приказы начальника строительства 1 июня 1938 г. Государственный архив Хабаровского края.
  8. Краснов А. Я мальчишкой видел «Колумб». Москва, 1967 г.; 217с.
  9. Махлина С. Образы мира в традиционном жилом интерьере. Ярославль: Академия Холдинг, 2011г. 314 с.
  10. Паньшина И.Н. Декоративно-прикладное искусство. Изд-во: Минск: «Народная асвета», 1975 г.; 112с.
  11. Популярная художественная энциклопедия. Изд-во: Советская энциклопедия, 1986 г.; 4000с.
  12. Полунина В.Н. Искусство и дети. Москва, 1982г. 154с.
  13. Полунина В.Н. Эстетическое воспитание детей и подростков в общении с народным искусством. Москва, 1983г. ; 236с.
  14. Постановление ЦК ВЛКСМ «О мобилизации комсомольцев на строительную площадку «Дальстроя» 15 сентября 1932 года Государственный архив Хабаровского края.
  15. Шевченко И. Краса  i   тврорчiстi. Украина, 2008; 276 с.
  16. Эмили Ханс Как создать декор в технике скрапбукинг. Дизайн омега, 2010 г.; 472 с.
  17. Форум Мастеров рукоделия. Мастер – классы по скрапбукингу. 2008-2010г.
  18. Уэйншенк С. 100 главных принципов дизайна. Словения. 2011г; 172с.

Самоанализ урока:

Урок прошел хорошо, цели и задачи достигнуты, исторические материалы связали с прекрасной музыкой, развивали мелкую моторику (что необходимо при обучении детей в музыкальной школе).

 К подготовке урока заранее были привлечены бабушки и дедушки, родители, сами дети. Все проявили активность в подборе фотографий. Использованы словесный, наглядный, практического контроля, вербальный, фотометод, технических средств, иллюстративный методы обучения. Все это соответствует целям занятия, развивает чувство красоты, гармонии, воспитывает чувство патриотизма и чувство гордости за свой город.

Использованы средства обучения: учебная доска, ноутбук, запись песни «Амурский вальс» сл. М.Пляцковского, муз. С.Туликова.

Использовано оборудование и дидактические материалы.

Использованы здоровьесберегающие технологии (хорошо освещенный кабинет, экологически чистый клей – карандаш «Зеленый листок», физминутки).

Затруднения у детей вызвали действия по завязыванию бантиков из ленточек, необходимо развивать этот навык и лучше развивать мелкую моторику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок. Декоративно-прикладное искусство (бисероплетение)

Урок продолжает знакомить учащихся с огромными возможностями бисера и стекляруса....

УРОК «Декоративно-прикладное искусство. Вязание крючком»

Обучающиеся получат знания о вязании крючком, основных приемах и понятиях. Научатся проводить исследования и делать выводы....

Тема урока: «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Витраж», раздел программы Б. М. Неменского: «Декоративное искусство в современном мире», тема по программе Б. М. Неменского: «Витраж в оформлении интерьера».

Наше время ставит перед современными технологами, дизайнерами, инженерами задачи, когда в начале работы уже надо представлять конечный продукт и его свойства. Для решения таких задач нужны практически...

презентация к уроку "Декоративно-прикладное искусство "

Презентация представняет полное раскрытие темы биссероплетение : история создания разных видов плетения биссером и наглядный материал....

Опытно – экспериментальная авторская работа «Выполнение гобеленов на уроках декоративно-прикладного искусства»

Учащиеся на уроках декоративно-прикладного искусства изучают несколько видов гобеленов: 1. Навивной гобелен2. Гобелен,выполненный крючком3. Гобелен-вышивка (гобеленный шов).Дети с интересом выпол...

Самоанализ открытого урока "Декоративно-прикладное искусство"

самоанализ открытого урока "Декоративно-прикладное искусство" отражает методику ведения урока, подбор материала, время отведённое на каждый этап работы, контроль знаний и практическую работу на уроке ...

Уроки декоративно-прикладного искусства в контексте эстетического развития личности

Изобразительное искусство воспитывает внутренний мир человека, развивает воображение, чувство, воспитывает вкус, рождает эмоции, поддерживает эстетический интерес к природе....