Разработка комплекса игровых танцевальных упражнений для учащихся первого года обучения объединения дополнительного образования "Хореография"
методическая разработка по теме

Измайлова Диляра Каримовна

 Комплекс игровых танцевальных упражнений для учащихся первого года обучения в хореографии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_kompleksa_igrovyh_tancevalnyh_uprazhneniy.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

Центр образования № 775

Разработка комплекса  игровых танцевальных  упражнений для  учащихся первого года обучения в объединении дополнительного образования

«Хореография. Народный танец»

Автор педагог дополнительного образования

Измайлова Диляра Каримовна

2009-2010 учебный год

Пояснительная записка

  «Разум ребенка –  

это настоящая волшебная палочка»…

Одним из направлений эстетического  воспитания является  хореографическое искусство. Хореография имеет огромное значение для эстетического и физического развития детей. Хореографическое искусство формирует потребность к творческой преобразовательной деятельности. Важно научить каждого ребенка не только понимать хореографический  язык, но и пользоваться им для самовыражения.

На занятиях по хореографии происходит непосредственное и всестороннее обучение ребенка на основе гармоничного сочетания танцевального, физического и интеллектуального развития. Дети получают возможность самовыражения через танец, через изображение различных животных, растений, подобно тому, как наши древние предки в ритуальных танцах выражали чувства, мысли, образы, и освобождались от страха. В танцевальном зале дети имеют возможность выражать и изображать задуманное, исходя из собственных впечатлений, отбрасывая сложившиеся стереотипы. Раскрепощение ДУШИ через движение ТЕЛА.

Сама Культура танца, определяющая стиль танцевальных отношений, общения и поведения прививает ребенку особый образ жизни.  Это и большое внимание к своему внешнему виду,  к поведению и отношениям со сверстниками. Это совсем другой уровень творческого восприятия музыки, танца, собственные реализации в мире взрослых.

Цель комплекса упражнений – содействовать развитию эмоциональности учащихся первого года обучения хореографии, через танцевально-игровую деятельность.

 Выдвигаются  следующие задачи:

1. Помогать ребенку овладевать танцевально-игровой деятельностью: 

- развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности.

  - добиваться связывания танцевальных  движений с ритмом    музыки;            

         - учить согласовывать движения с текстом и музыкой;

  - развивать двигательные качества и умения (двигаться в соответствии  с ярко выраженным характером музыки);

  - менять движения в связи с  изменениями динамики звучания    музыки;

  - развивать умение ориентироваться в пространстве

  - дать представление о возможностях пластики для передачи различных эмоциональных состояний.

2.Приобщать ребенка к восприятию музыкально - ритмической             культуры.

  -  настраивать на эмоциональное восприятие музыки, используемой для танцевально-игровой деятельности;

  - способствовать проявлению  эмоциональной отзывчивости на характер танца;

  -  дать представление о возможности мимики и жестов для передачи различных эмоциональных состояний.

 

3.Побуждать к первоначальным творческим проявлениям.

- учить эмоциональному исполнению игр, вызывая желание участвовать в них;

- вовлекать детей в сюжетные музыкальные игры, в которые они  могли бы выполнять под музыку различные роли и учитывать взаимоотношения в игре;

- побуждать к первоначальным творческим проявлениям в музыкальных играх.

 

Комплекс танцевально – игровых упражнений:

 Упражнение №1 -   Игра «Зеркальный танец»

Цель: Разогреть тело, разбудить эмоции, снять мышечные зажимы  и настроить на работу.

Музыка: любая ритмичная, темп средний.

Игра «повторялка». Участники садятся на пол или на стулья, расположенные   полукругом. Педагог  сидит в центре зала и показывает разные движения для всех частей тела, давая установку:  «танцует правая нога», «танцует левая нога», «смотрим по сторонам» ( упражнение для головы),  «удивляемся» (упражнение  для плеч), «ловим комара» (хлопок под коленом), «притаптываем землю» (притопы) и т.д.  По команде «танцует всё» - в работу включаются все  части тела ( повторяется 3-4 раза).

Игра проводиться в начале занятия и является частью ритмической гимнастики в танцевально-игровом тренинге.

Упражнение №2 -  Игра  «Цепочка»

Цель: Исследовать возможность вхождения в контакт и взаимодействие в группе.

Музыка: ритмичная, темп умеренно-быстрый

Участники становятся в колонну и двигаются змейкой. Их руки находятся в постоянном сцеплении, которое по команде ведущего принимает разные формы: руки на плечи, на пояс, накрест, за руки, под руки и т. д.

 При этом ведущий меняет предлагаемые обстоятельства: «двигаемся по узкой тропинке на носочках», «идем по болоту- ступаем осторожно», «перешагиваем лужи» и др.

Упражнение №3  - Игра «Матросы»

Цель:  Развить  координацию ,  снять напряжение в группе, отработка движений.

Музыка:  мелодия «Яблочко», темп умеренно-быстрый.

Игра построена на основных движения танца «Яблочко». Все строятся в две шеренги.

1 этап  Педагог дает команду и показывает, что нужно делать, участники повторяют:

«маршируем»  (марш на месте с высокоподнятым  коленом);

«смотрим вдаль» (наклоны в стороны, кисти рук изображают бинокль);

«тянем канат» (на «раз, два» - выпад на правую ногу в сторону, руки изображают захват каната, на «три, четыре» – переносим тяжесть тела на левую ногу и тянем к себе канат);

«лезем на мачту» (подскоки на месте, руки имитируют подъем по веревочной  лестнице);

«смирно!» (подъем на полупальцы : вверх,  вниз, правая рука к виску).

2 этап  Педагог вразброс дает команды, участники самостоятельно выполняют.

Упражнение № 4 - Игра  «Танец аборигенов»

Цель: стимулировать творческое самовыражение, высвобождение  чувств, повысить самооценку, развить танцевально-экспрессивные возможности.

Музыка: Афро-джаз.  Темп быстрый.

Все становятся в круг.

1 этап. Педагог показывает базовые движения африканских танцев, участники пытаются повторить.

2 этап. Каждый  участник, по очереди солирует в кругу с воображаемым копьем или бубном. Группа продолжает двигаться на месте. Каждый солист получает в подарок аплодисменты.

Упражнение №5 - Игра  «Паруса»

 Цель: Снизить эмоциональное возбуждение,  восстановить дыхание, помочь ориентации в пространстве и развить умение чувствовать себя частью единого целого.

Музыка: спокойная инструментальная. Темп  медленный.

Это упражнение на напряжение и расслабление.

Группа строится в форме клина, изображая парусный корабль.

1 этап.  По команде учителя: «поднять паруса»,  все поднимают руки в стороны, слегка отводя их назад, и замирают, стоя на полупальцах.

2 этап. По команде учителя: «спустить паруса» - опускают руки , приседая вниз.

3 этап.  По команде: «попутный ветер» - группа двигается вперед, сохраняя форму клина корабля.

4 этап.  По команде: «полный штиль» -  все останавливаются.

 Повторить 3-4 раза.

Упражнение №6 - Игра  «Переправа»

Цель: Осознать свои танцевальные возможности, развить умение импровизировать, стимулировать творческое самовыражение.

Музыка: разные стили по ритму и темпу («барыня», « вальс», « реп»,  «латина», « полька», «джаз»,  и  т.д.).

Участники располагаются на одной стороне зала.

 Задача:  переправится на другую сторону по одному человеку.

Каждый участник должен постараться придумать свой способ перемещения, используя свои танцевальные знания (различные танцевальные шаги, прыжки, танцевальный бег, подскоки, повороты и  т.д.)

После того как, все ученики оказались  на другой стороне зала, упражнение повторяется еще раз под другую музыку.

Упражнение №7 - Игра  «Невесомость»

 Цель: помочь ориентации в пространстве, исследовать возможность самопонимания и самосознания в предлагаемых обстоятельствах, развить групповое взаимопонимание и взаимодействие.

Музыка: спокойная «космическая», темп медленный.

1 вариант:  Участники хаотично располагаются по залу и медленно  («Заторможенно») перемещаются, изображая  состояние невесомости.

2 вариант:   Участники располагаются по кругу и изображают игру в волейбол в невесомости, посылая друг другу импульсы взглядом и медленными жестами во время «передачи мяча».

Учитель становится равноправным участником игры. И собственным примером

Упражнение № 8 -  Игра «Костер»

Цель: Стимулировать общение в парах, развить способность взаимопонимания и вхождения в контакт с  партнером по танцу, расширить танцевально - экспрессивный репертуар.

Музыка: энергичная, темпераментная музыка разных стилей и жанров (например «танец с саблями»). Темп:  быстрый или умеренно - быстрый.

Группа образует круг, все садятся на пол, поджимая колени или «по-турецки». Двое участников, у  каждого из которых, в руках находиться красный платок, выходят в центр и импровизируя в дуэтном танце, вступая по желанию во взаимодействие, изображают пламя костра.

 По сигналу учителя «языки пламени» (платки) передаются следующим участникам, и теперь они поддерживают костер, стараясь проявить фантазию и исполнить  свой «танец огня», не похожий на предыдущий. Игра продолжается до тех пор, пока все не побывают в кругу.

Упражнение № 9 - Игра «Трансформер»

Цель: побудить участников к взаимодействию и взаимопониманию, развить чувство ориентации в пространстве.

Музыка: в качестве музыкального сопровождения игры используется ритм.

Педагог дает команды: построится в колонну, шеренгу, диагональ; сделать круг широкий, круг плотный, два круга, три круга;  сделать круг в круге; встать по парам;  встать  по тройкам  и т.д..

Таким образом, группа трансформируется, принимая различные фигуры и положения. При этом можно усложнить задание и перестраиваться маршем, подскоками, прыжками, кошачьим шагом, другими танцевальными движениями. Или выполнять задания за установленный промежуток времени (счет до пяти или до десяти).

Упражнение № 10 - Игра «Лебединое озеро»

Цель: Осознать свои танцевальные особенности и возможность самовыражения, развить умение импровизировать.

Музыка: различные  вальсы, темп средний или умеренно-быстрый.

Участники располагаются по всему залу , принимая статичное положение (стоят , сложив «крылья» или приседают на  корточки).

Педагог (исполняя роль феи или волшебницы) поочередно дотрагивается волшебной палочкой до участников, каждый из которых исполняет сольный танец лебедя. При повторном касании волшебной палочкой «лебедь» снова замирает.

Участники  и педагог  дают комментарии, стимулируя проявление индивидуальности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие фортепианных навыков у учащихся первого года обучения"

Данная методическая работа может быть полезна для ознакомления педагогам ДШИ и ДМШ. Во главу угла здесь ставится воспитание у учащихся любви к музыке с самых первых занятий в классе фортепиано. В пред...

Итоговый тест для учащихся первого года обучения по программе И Н Верещагина , ТА Притыкина " Английский язык. II класс"

Тест проводится в конце годя, для учащихся первого года обучения по программе И Н Верещагина , ТА Притыкина " Английский язык. II класс"...

Конспект занятия по изобразительному искусству дополнительной образовательной программы "Северные узоры" для учащихся первого года обучения (8-9 лет): "Ни - пояс малицы".

Данный конспект поможет ближе ознакомить учащихся с особенностями жизни, быта и декоративно-прикладного творчества ненцев. Конспект рассчитан на сопровождение его соответствующей презентацей....

План-конспект занятия по теме: «Путешествие в страну английского языка посредством применения игровых приемов на занятии» для учащихся первого года обучения

Тема занятия: «Использование приемов игровой технологии на занятиях по     английскому языку».Цель: создать условия для формирования у учащихся положительной мотивации ...

План-конспект викторины по ПДД для детей первого года обучения объединения «Творческий калейдоскоп» Тема: «Знатоки дороги»

Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Знатоки дороги» разработана для детей 6-8 лет. Проводиться в форме викторины....