Приложение к программе "Ритмика и танец"
методическая разработка на тему

Алимова Татьяна Николаевна

 

      Приведенный здесь материал поможет развить в ребенке выразительность, пластичность, общую культуру движений.

       Ритмические  упражнения под чтение стихов разовьют у ребенка чувства ритма, умение двигаться под музыку.

      В главах «Упражнения на повторение движений у растений и животных», ваш малыш сможет не только изобразить с помощью пластики растения и любимых животных, но и придумать, сыграть маленькие сценки-этюды на заданные темы.

      Материал глав «Танцы-импровизации» и «Пластические этюды на перевоплощение и чтение стихов» поможет ребенку сочинить свой собственный оригинальный танец, разовьет его воображение, научит импровизировать под музыку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie_k_programme_ritmika_i_tanec.doc736.5 КБ

Предварительный просмотр:

ааДо


                               Пояснительная записка

      Приведенный здесь материал поможет развить в ребенке выразительность, пластичность, общую культуру движений.

       Ритмические  упражнения под чтение стихов разовьют у ребенка чувства ритма, умение двигаться под музыку.

      В главах «Упражнения на повторение движений у растений и животных», ваш малыш сможет не только изобразить с помощью пластики растения и любимых животных, но и придумать, сыграть маленькие сценки-этюды на заданные темы.

      Материал глав «Танцы-импровизации» и «Пластические этюды на перевоплощение и чтение стихов» поможет ребенку сочинить свой собственный оригинальный танец, разовьет его воображение, научит импровизировать под музыку.

Упражнения для развития чувства ритма под чтение стихов

Упражнение №1.

Читая текст, отбивайте вместе с ребенком ритм стихотворения хлопками. Затем попросите ребенка сделать это самостоятельно, причем стихи он должен произносить сам.



Доктор Фостер

Отправился в Глостер

Весь день его дождь поливал.

Свалился он в лужу,

Промок еще хуже,

И больше он там не бывал!

Упражнение №2.

Это упражнение научит ребенка выявлять ритмический рисунок с помощью различных движений.

У маленькой Мэри        

Большая потеря:                                                Прохлопай руками 7 раз

Пропал ее правый башмак.

В одном она скачет,

И жалобно плачет,-        Протопайте ногами 7 раз

Нельзя без другого никак!

Но, милая Мэри,

Не плачь о потере.        Пройдите вперед на 4 шага

Ботинок для правой ноги.          Прохлопайте руками 3 раза

Сошьем тебе новый

Иль купим готовый,        Пройдите назад на 4 шага

Да только смотри- береги!        Прохлопайте руками 3 раза


Упражнения на повторение «движений» растений

Упражнение №1.Дерево

        

      Давай немного пофантазируем. Представь, что ты – дерево. Ноги – это ствол, а руки – ветви. Попробуй изобразить, как дерево живет.


     В густой листве дерева спрятался маленький ветерок. Руки – ветви живые, они слегка колышутся из стороны в сторону.

 

   




     Ветер подул сильнее, и ветви дерева  заколыхались сильнее.

     





Но вот ветер подул с такой силой, что дереву трудно устоять и его ветви клонит к земле.

      И наконец, дерево не выдержало самого сильного порыва ветра и сломалось.

 Затем ветер успокоился, снова засияло солнышко, и на месте старого сломанного дерева появился маленький зеленый росток, который превратился в молодое, полное сил дерево.

Упражнения №2. Роза

 

 

     

 

     А теперь давай перенесемся в сказочную Страну цветов. Посмотри, сколько вокруг прекрасных цветов! Выбери один какой–нибудь  цветок, например Розу. Попробуй изобразить, что с ней происходит.

     Вначале еще нет никакого цветка, только маленькое семечко спит в земле и ждет, когда ему можно будет прорасти.

Но вот появился росток и стал изо всех сил тянуться вверх, к солнышку.



Он тянется все выше и выше – и вот

уже перед нами огромный розовый бутон.

 

                             

                                   



И наконец – о, чудо! – бутон раскрылся, и цветок впервые взглянул на мир. Не забывай, это не просто цветок, а прекрасная Роза. Попробуй уложить руки, словно лепестки. Подумай, какого цвета твоя Роза, какой у нее характер. Оживи свой цветок!


                                                             

                       

 

- Как ласково пригревает солнышко, как прохладно веет ветерок!

Я  - самая прекрасная Роза на земле,

мне так радостно стоять и любоваться собой и всем вокруг!


                                   


 - Ах, как хочется пить! Я изнываю от жажды, мои лепестки могут засохнуть… Наконец-то пошел дождь! Ах, как хорошо!











  Но наступила ночь, Роза прикрылась своими лепестками, словно одеяльцем, и уснула.

                   

                                             

        

Упражнения на повторение движений животных

Упражнение №1.Кошка

     

   Это самое известное, всеми любимое животное. Кошек мы встречаем повсюду, у многих они есть дома.

   Какие же пластичные движения свойственны кошке?

   Представь себе какую-нибудь кошку, которую ты видел или знаешь.

А теперь вспомни, как она ходит, плавно переставляя лапы и выгибая спину.

   Пройдись как кошка!





     Вспомни, как кошка умывается, вылизывая  себя языком, как чешет себя за ушком. Вспоминая, попробуй делать те же движения, что и она.



    Кошка фырчит,  выгибая спину, когда сердится или хочет напугать.

   





             

Посмотри, как она прогнулась, когда ластиться к тебе или когда у нее просто хорошее настроение.


 



  Изобрази движениями, как кошка лезет в дырку в заборе.

                Пройдись на четырех лапах.


Придумай и сыграй сценку – этюд.

      Кошка спит, удобно свернувшись калачиком, но вот она проснулась, потянулась, умылась и стала разгуливать по комнате.






 

      Вначале подумай, какая это будет кошка: дикая или домашняя, взрослая или котенок. Какой она породы? Какого она цвета? Какой у нее характер? Что она собирается делать? Может, она только что поела и хочет поиграть? А, может она голодная и вышла на охоту? Фантазируй и у тебя получится очень интересная игра!

Упражнение №2.Лягушка

 

        Этот представитель животного мира также должен быть хорошо знаком. Основными движениями у лягушки являются прыжки. А вот что может  получиться, если движения лягушки перевести на язык пластики.

        Так лягушка сидит.

                                                 Повтори ее позу.

                     


    Прыгай вперед, опираясь на руки и отталкиваясь от пола ногами!


                         








 







Представь, что лягушка плывет,

и повтори ее движения.




                     

Придумай и сыграй сценку-этюд. Сидя по-лягушачьи, представь, что на болоте, где живет наш воображаемый лягушонок, устраивается лягушачий концерт. Кто-то будет квакать-петь в хоре, кто-то показывать акробатические номера в воде, а кто-то будет танцевать.

   




Сидя в том же положении, поработай ногами



        



        Поднимай руки попеременно

              вверх-вниз.


   


        

Теперь, опираясь на руки, подпрыгни.





               Не получилось.

Упражнение №3.Лебедь


    Ну конечно, мы знаем эту удивительную благородную птицу с огромными крыльями и красивой длинной шеей.

 


    Главное в пластическом изображении лебедя – это руки.









Плавно поднимай и опускай руки.



Поднимись на носки и продолжай движения руками. Это напоминает взмахи крыльями.

Представь, что это тебя злой волшебник превратил в лебедя.



Придумай и сыграй сценку-этюд.


Голову слегка наклони, а одну руку выведи вперед.





Какие у тебя будут движения? Какой танец?

         Танцы-импровизации

       Если немного пофантазировать, то можно придумать танец самостоятельно -  это будет танец-импровизация. Для того чтобы исполнить его, нужно только включить музыку и дать волю воображению. Главное – это очень внимательно слушать музыку – она всегда подскажет, какое движение выбрать.


Кроме музыки в создании танца могут помочь разли-

чные вещи.

Возьми веер и попробуй вообразить себя сказочной

Восточной принцессой и исполнить танец с веером.




















        



Если у тебя есть зонтик,

можно вообразить, что

ты танцуешь под дождем

по мокрой мостовой

танец с зонтиком.














А какие еще у тебя есть вещи, с которыми ты можешь танцевать? Может, это платок или шарф? А может, это твой любимый мишка или кукла? Фантазируй смелее, слушай музыку, и у тебя получится только твой  танец!

      Пластические этюды под чтение стихов

   Выразительно читая стихотворение, попробуй выразить его содержание при помощи движений. Фантазировать таким образом можно с любыми стихами.

Этюд №1.Считалочка

                           

Вышли мыши как-то раз                                                Осторожно иди на цыпочках

Посмотреть, который час.

Час, два, три, четыре.                                         Похлопай 4 раза в ладоши                                             

Мыши дернули за гири.                                     Подними и опусти руку

Вдруг  раздался страшный звон.                      Присядь, закрыв уши,

Убежали мышки вон!                                         Убегай

                                           

Этюд №3. Бабочка

                 

Меня напрасно осуждают,                                 Выбеги вперед, взмахни       

Что я танцую без конца.                                     руками, словно крылышками

Пою, кружусь я и порхаю,                                 Покружись в одну сторону

Чтоб людям радовать сердца.                            Покружись в другую сторону

А мир так весел и прекрасен,                             Делай подскоки по кругу вправо

В нем звон ручьев и леса шум.                          руки свободно «летают» 

И как же должен быть несчастен,                     Делай подскоки по кругу в

Кто вечно мрачен и угрюм!        другую сторону

Пластические этюды на перевоплощение

Посмотри внимательно на животных, которые здесь нарисованы. Не правда ли, интересно «поиграть»  в кого-нибудь из них. Попробуй под музыку двигаться, как тигр, обезьяна, орел, цапля, собака.

   


               

             

                     Используемая литература

1.БарышниковаТ. Азбука хореографии. – М.: Рольф, 2000

2.Бурмистрова И., Силаева К. Школа танца для юных.– М.: Издательство Эксмо, 2003

3. Веденеева И.В. Будь молодой и грациозной. – М.: 1986.

4. Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике. Занятия по ритмике в подготовительных классах. Выпуск 1,М.;Музгиз, 1963, 1972, 1979.

5. Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей.- М.: Издательство « Гном-Пресс», 1998

6. Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. М.: Просвещение, 1972.

МБОУДОД  АЦДТ  МО     «Ахтубинский район»

Преподаватель:

Алимова Т.Н.

   Методическая разработка-приложение к программе  «Ритмика и танец»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный материал к занятию по теме: "Танец живота - танец здоровья" с презентацией

Для большинства людей танец живота - просто очень красивый экзотический восточный танец . Однако оказывается, он не только несет в себе эстетическую и духовную составляющие, но и необычайно полезен дл...

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

ТАНЕЦ И ПЕСНЯ-ТАНЕЦ, КАК «МОСТИК» В ОПЕРУ И БАЛЕТ

Данный материал поможет учителям начальных классов дать представление о балете и опере...

Открытый урок русского языка ."Правописание приставок пре-, при- " в 6 классе Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3

Конспект урока открытия новых знаний "Правописание приставок пре-, при-" 6 класс. Для отработки навыков правописания приставок используются  следующие  задания : создание самоинстр...

Жизнь – это танец… Танец – это жизнь…

Жизнь – это танец… Танец – это жизнь… Журнал «Коррекционное, дополнительное и профессиональное образование» (Дополнительное образование. Разное)...

Пантомима. Занятие для учащихся младших групп по программам "Ритмика и танец" и "Детский танец"

Пантомимические движения возникают и в жизни и на сцене всегда непроизвольно. Они выражают эмоциональное содержание действия в каждый момент сценической жизни. Пантомимические движения по-разному проя...