Планирование кружков по дополнительному образованию "Проба пера", "Городец", "Экологический", "Лидер"
календарно-тематическое планирование по теме

Зеленкова Валентина Денисовна

Предварительный просмотр:

«Согласовано»                                                          «Утверждаю»

Зам.директора по УВР                                             Директор школы

__________  К.М. Музафарова                               ____________ В.П. Завацкая

______________ 2012                                            ________________ 2012г

Программа кружка

дополнительного образования

от Адамовского ЦРТДЮ

«Городецкая роспись»

Педагог дополнительного образования

 Зеленкова В.Д.

2012-2013 уч.год 


Программа эстетического воспитания школьников на занятиях школьного кружка по декоративно-прикладному искусству  «Городецкая роспись»

Пояснительная записка

              На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно-прикладного искусства (ДПИ) составляет творческий ручной труд.
            Искусство росписи по дереву имеет многовековые традиции. Каждый из его видов отличается своеобразием художественно-стилистических черт, основанных на особенностях исторических, экономических, природных условий развития.

Актуальность программы обусловлена следующими факторами:
    -
Целью современного образования, которая заключается в воспитании и развитии личности ребёнка. Важное направление в развитии личности – нравственно-эстетическое воспитание. Оно включает в себя формирование ценностных эстетических ориентиров, эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности.
     -
Особенностью современной ситуации, когда очень остро стоит вопрос занятости детей, умение организовать свой досуг.     Как помочь ребенку занять с пользой своё свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы поможет решить программа «Роспись по дереву». В процессе обучения по данной программе ребенку дается возможность реально, самостоятельно открывать для  себя волшебный мир  декоративно-прикладного искусства, превратить его в предметы живой и неживой природы, предметы быта; постичь структуру, свойства, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм, величин.

        Основные отличия образовательной программы «Городецкая роспись» от аналогичных или смежных по профилю деятельности программ:

  1. комплексный подход к содержанию, объединение нескольких видов росписи;
  2. включение в содержание элементов национально-регионального компонента;
  3. использование технологий дифференцированного обучения.

        Цель программы: развитие   личности  воспитанника, его творческих  способностей  и индивидуальных  дарований через декоративно-прикладное искусство  росписи.

Обучение учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов предполагает решение следующих основных задач: 
1)  приобщить детей  к непреходящим общечеловеческим ценностям, истокам русской  народных культур;
2)  познакомить учащихся с красотой и богатством   декоративно-прикладного искусства  через самостоятельное творчество;
3)  научить понимать своеобразие промыслов;
4)  развить навыки  художественной  росписи по дереву на основе повтора, вариации,  импровизации;
5)   привить любовь к декоративно-прикладному искусству.

               В основу программы положены:

1. Тематический принцип планирования учебного материала. В соответствии с каждой темой разработана система понятий и художественно-творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством как важным  средством  формирования художественно-творческой активности у детей.
2. Система межпредметных связей (музыка, труд, история)  позволяет почувствовать практическую направленность занятий кружка, их связь с жизнью.

В программе соблюдается  принцип преемственности – от начальной школы к основной, от простого к сложному.

            Основной принцип обучения учащихся – развитие творческой индивидуальности каждого, побуждение к самостоятельному творчеству.  С этой целью педагог знакомит детей с историей развития ремесла, творческими работами народных мастеров. На примере этих работ и работ педагога учащиеся вначале подражают, копируют, а в дальнейшем сами составляют свои орнаменты и композиции. В каждую работу воспитанники привносят что-то свое, личное,  отражают собственное видение.

         На занятиях используются различные методы обучения: словесные, наглядные, практические.   Словесные методы – рассказ и беседа – сопровождаются  демонстрацией пособий,  иллюстрированного материала, образцов выполненных работ. Основное время на занятиях отводится практической  работе,  которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала. Созданию творческой атмосферы на занятиях  способствует обсуждение выполненных изделий.  Программой также предусмотрены посещения выставок,  встречи с народными мастерами, экскурсии в краеведческие музеи.  Как  итог  реализации программы ежегодно проводятся выставки; кроме этого, работы учащихся  принимают участие  в районных и областных  конкурсах.

        В кружок принимаются все желающие мальчики и девочки 9-15 лет. Набор производится с 1 сентября по 1 октября. Начало занятий  не позднее 1 октября, окончание – 15 мая.

       Продолжительность учебного часа – 40 минут, 1 раза в неделю по 2 часа. Количественный состав – до15 человек. В каникулярный период проводятся индивидуальные консультации, экскурсии, встречи с интересными людьми. Используемые в программе темы могу быть изменены с учётом интересов детей.

      Программа рассчитана на 4 года обучения и включает 3 этапа: подготовительный, основной, итоговый.


Этапы программы


Ожидаемые результаты


Формы контроля


Подготовительный этап


Длится до 1 года.


Рассчитан на учащихся 3-6 класса, то есть, имеющих представление о рисунке, цвете, имеющих навыки владения кистью.

- Овладение основными приемами работы гуашевыми красками и кистью на бумаге: подмалевка (цветовое пятно), моделирование (с помощью скобок, капель, точек и т.д.), разживление рисунка.

- Умение воспроизводить основные элементы «Городца» классического – цветы (купавка, розан, ромашка), листья, ягоды, птицы, элементы кромок.

- Умение составлять простые композиции из цветов и листьев в круге, уголке, полоске

- Умение подбирать цвета для композиции

- Подготовка деревянной доски для росписи (зачистка, шлифовка, выглаживание и т.д.)

- Пробные росписи на деревянной доске

Наблюдения. Собеседования

Открытые занятия.

Домашние задания.

Промежуточные выставки в классе-студии.

Итоговая общешкольная выставка.


Основной этап

 

2-й год обучения

3-й год обучения


- Развитие творческого мышления, памяти, сообразительности, умения импровизировать, формирование общей культуры.

- Знания по истории Городецкой росписи

- Роспись плоских и объемных деревянных изделий: досок, ложек, кухонных наборов лопаток, шкатулок, браслетов, игрушек и т.д.

- Составление сложных композиций с птицами, лошадками, оленями и другими животными

- Использование цветного фона при росписи
- Оформление подарочных изделий для школьной столовой и для выпускников кружка

- Оформление работ для выставки «Мастера и подмастерья»


Наблюдения.

Собеседования

Контрольные опросы.

Рецензирование работ.

Участие в районных и областных выставках.


Итоговый этап


4-й год обучения

- Закрепление теоретических знаний и практических умений.

- Участие в обучении младших ребят

- Оформление «Авторских листов» в альбом кружка

- Оформление работ для выставки «Мастера и подмастерья»

Участие в районных и областных выставках.

Создание авторского листа.

Календарно-тематическое планирование занятий

Кружка «Городец»


Тема

Общее

количество

часов

В том числе

Теоретичес-

кие (час)

Практичес-

кие (час)


- «Городецкая роспись» как вид декоративно-прикладного искусства


- Упражнения по обращению с кистью и гуашью на бумаге и на дереве


- Составление композиций в круге, квадрате, полоске, прямоугольнике, овале


- Рисование элементов классического «Городца» – цветы, листья, ягоды, птицы, лошади и т.д. на бумаге и на дереве


- Оформление изделий в стиле «Городец»: подготовка изделия, его шлифовка, разметка, подмалевка, моделировка, разживка, лакирование изделия


- Оформление выставки «Мастера и подмастерья»


2



6



3




5





52



4


2



1



1




1





1





5



2




4





51



4

Итого:

72

6

66



Предварительный просмотр:

«Согласовано»                                                          «Утверждаю»

Зам.директора по УВР                                             Директор школы

__________  К.М. Музафарова                               ____________ В.П. Завацкая

______________ 2012                                            ________________ 2012г

Программа кружка

дополнительного образования

от Адамовского ЦРТДЮ

«Проба пера»

Педагог дополнительного образования

 Зеленкова В.Д.


2012-2013 уч.год 


Программа кружка «Проба пера»

(Развитие коммуникативной компетенции учащихся через реализацию программы  «Юный журналист»)

Пояснительная записка

     Одной из задач современной школы является профильное обучение старшеклассников, цель которого – максимальная  индивидуализация и социализация обучения.

     Приоритетным направлением «Стратегии модернизации образования» является воспитание личности, стремящейся к максимальной  реализации своих возможностей, способной принять правильное решение в жизненных ситуациях, готовой к полноценному общению с людьми, различными по социальной группе, образованию, возрасту…

     Чтобы воспитать такую личность, прежде всего необходимо научить ребенка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, то есть сформировать у него коммуникативную компетенцию, научить владеть всеми видами речевой деятельности, заложить основы культуры устной и письменной речи.

     Понятие коммуникативной компетенции включает в себя не только овладение необходимым набором речеведческих и языковых знаний, но и формирование умений в области практического использования языка в процессе речевой деятельности. Это соотносится и с реализацией воспитательных задач по формированию социально активной личности, ориентирующейся в современном мире.

    Программа кружка «Юный журналист» предлагается для учащихся  3-11 класса как элемент активации деятельности учащихся.

     Работа по данной программе способствует формированию нравственных качеств личности, социальной активности, развитию гуманистического, демократического, диалогического мышления, учит оценивать себя как личность, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности. Ученикам предлагается узнать основы журналистского дела, побывать в роли журналистов, проявить творческие способности и коммуникативные качества.

     Наша общеобразовательная школа не готовит своих выпускников к профессии журналиста. Но если дать школьнику необходимые навыки, то и в ученические годы, и в будущем он сможет реализовать свои возможности, став профессиональным или внештатным корреспондентом..

     Актуальность данного курса состоит в его социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения.

Цели программы

Образовательные:

  1. Систематизировать знания о стилях, типах речи.
  2. Включить учащихся в творческий процесс получения и обработки информации, научить  аргументированно  излагать усвоенный материал и применять эти знания в новых условиях.
  3. Создать условия для успешной профильной подготовки учащихся, привитие интереса к профессии журналиста.
  4. Научить самооценке своей работы.

Развивающие:

   

  1. Совершенствовать навыки и умения самостоятельного суждения, аргументации, анализа, грамотного письма и творческого мастерства  каждого ученика на основе свободного выбора.
  2. Развить диалогическую и монологическую речь.
  3. Развить память, воображение, мышление.
  4. Формирование коммуникативной компетенции учащихся.

Воспитательные:

  1. ,Создание отношений сотрудничества.,сотворчества всех участников педагогического процесса.

  2  Формирование основных этических норм и  понятий.

  3.Воспитание чувства ответственности, формирование активной жизненной позиции..

Задачи

  1. Познакомить с основами профессии журналиста.
  2. Сформировать начальные представления о специфике профессиональных и нравственных качеств журналиста.
  3. Содействовать воспитанию гражданских, нравственных качеств личности (ответственность, порядочность, правдивость).
  4. Совершенствовать умения учащихся ориентироваться в современном потоке информации, находить нужный и интересный материал для газетной статьи.
  5. Получение знаний и умений по созданию печатного издания.
  6. Освоение знаний, умений и навыков информационно-компьютерных технологий.

Ожидаемые результаты

  1. Умение выявить интересные события и явления в повседневной жизни.
  2. Расширение кругозора учащихся.
  3. Повышение уровня культурно-профессиональных знаний в области журналистики. (Умение грамотно проводить интервью, писать рецензии на выставки, спектакли, фильмы, готовить фоторепортажи, редактировать написанное, верстать печатное издание в текстовом редакторе).
  4.  Развитие монологической и диалогической  речи.
  5. Свободное владение печатным словом.
  6. Воспитание активной гражданской позиции.

      7.  Публикация  статей  членов творческого объединения в школьной газете «Свой голос»
           в  районных и областных печатных изданиях.

Формы занятий

  1. Лекции.
  2. Семинары.
  3. Практикумы.
  4. «Круглый стол».
  5. Встречи с интересными людьми.

      6. Экскурсии.

Методы и приемы

  1. Словесный (лекции, семинары, диспуты).
  2. Наглядный.
  3. Проблемный.

  1. Игровой.
  2. Диалоговый.
  3. Экскурсии.
  4. Проектный. (создание, издание и распространение школьной газеты).

Критерии отслеживания программы

  1. Повышение мотивации к изучению русского языка и литературы.
  2. Развитие креативного мышления учащихся.
  3. Встречи с интересными людьми, посещение культурных и спортивных мероприятий.
  4. Написание сочинений разных жанров.
  5. Создание и выпуск школьной газеты силами учащихся.
  1. Участие в районных, областных, всероссийских конкурсах .  

     Программа творческого объединения  «Свой голос» ориентирована на дополнительное образование учащихся 2-9 классов и рассчитана на 1 год. Она предусматривает групповые и индивидуальные формы работы.

    Школьная печать является одной из самых активных и действенных форм воспитания.  Газета призвана осветить важнейшие события школьной жизни, поднять актуальные проблемы, ответить на интересующие  школьников  вопросы.

     Наша газета называется «Свой голос». Ее содержание во многом  определяется ее читателями, так как издание изначально задумывалось не только как информационное, а прежде всего как воспитывающее, утверждающее единый дух школы, общего коллектива учеников, учителей и родителей. Все эти три категории – активные авторы газеты. В газете может высказаться любой ученик – учитель – родитель.

    Школьная газета  даёт возможность информировать  семьи школьников  о важнейших событиях школьной жизни.

     Издание школьной газеты, безусловно, служит и развитию школьного самоуправления. Состав работающих в редакции газеты  подвижен: в создании одного номера принимают участие от десяти до двадцати человек.  Это ребята разных классов, с третьего по девятый.

     Содержание каждого номера обсуждается на собрании редколлегии, на заседаниях кружка «Проба пера». Таким образом, издание школьной газеты – это хорошая журналистская школа.

Конечно, и в техническом отношении газета – это школа, так как   школьники учатся работать на компьютере, осваивают возможности цифровой фотографии, принтера, сканера.

Учебно-тематический план занятий кружка

 «Проба пера»

(68 ч)

№ занятия

Тема занятия

3-4 кл

5-9 кл

Форма

1,2

Знакомство. Анализ газет других школ. Распределение ролей, планирование сентябрьского номера.

1час

1

1час

1

Лекция, ИКТ,

Круглый стол

3

Инструктаж. Работа в редакторе Word

-

1

1 час

2

Практическая раб

4

Инструктаж. Разбор рубрик, разделов газеты. Работа с набросанными статьями

1 час

2

-

2

ИКТ, индивидуальная беседа

5

Импорт картинок и фото.

-

2

1 час

3

Практическая раб

6

Знакомство с клавиатурой. Набор текста

1 час

3

-

3

ИКТ, практическая работа

7

Выпуск номера. Сентябрь.

3

1

4

Практическая раб

8,9

Работа с цифровым фотоаппаратом. Пейзаж. Портрет.

1 час

4

1 час

5

Практическая работа, лекция

10

Фотоаппарат и ПК. Фотообработка в разл. Редакторах.

4

1 час

6

Лекция, Практическая работа

11

Обработка фотографий.

1 час

5

6

Лекция, Практическая работа

12,13

Распределение ролей. Идеи. Новинки. Конкурсы.

1 час

6

1 час

7

Круглый стол

14

Интервью друг у друга.

1 час

7

-

7

Игра

15

Набор материала. Интервью. Учитель.

7

1 час

8

ИКТ, практическая работа

16,17

Выпуск номера. Октябрь.

1 час

8

1 час

9

Практическая работа

18,19

Итоги нашей работы. Обсуждение выпусков, анализ, распределение ролей

1 час

9

1 час

10

Круглый стол

20

Интервью по телефону.

1 час

10

-

10

Практикум

21

Вёрстка.

-

10

1 час

11

Практич. Раб.

22

Репортаж с места. (Про классный час)

1 час

11

-

-

Лекция с заданием.

23

Репортаж с места событий

-

11

1 час

12

Лекция с заданием

24,25

Работа с набросанными статьями. Выпуск ноябрьского номера.

1 час

12

1 час

13

Беседы

26,27

Распределение статей.

1 час

13

1 час

14

Круглый стол

28,29

Работа с архивами.

1 час

14

1 час

15

Музей, библиотека

30

Выпуск номера. Декабрь.

1 час

15

Практическая работа на ПК

31,32

Материал из глобальной сети.

1 час

16

1 час

16

Работа с ПК (ИКТ)

33,34

Распределение ролей.

1 час

17

1 час

17

Круглый стол

35,36

Редактирование материала

1 час

18

1 час

18

Беседы

37,38

Набор материала, выпуск газеты. Январь.

1 час

19

1 час

19

Практикум

39,40

Проблематика. Патриотизм. Распределение ролей.

1 час

20

1 час

20

Круглый стол

41,42

Корректировка материала. Выпуск газеты. Февраль

1 час

21

1 час

21

Практическая работа

43.44

Лирика. Семья. Распределение.

1 час

22

1 час

22

Лекция, круглый стол

45,46

Работа с текстом.

1 час

23

1 час

23

Практикум

47,48

Набор. Выпуск номера. Март.

1 час

24

1 час

24

Практикум

49,50

Газетный юмор. Распределение.

1 час

25

1 час

25

Лекция, ИКТ, круглый стол.

51

Работа с источниками. (библиотека)

1 час

26

-

-

Практикум.

52

Работа с источниками (Интернет)

-

26

1 час

26

Практикум

53,54

Корректировка материала

1 час

27

1 час

27

Беседы.

55,56

Набор текста статей.

1 час

28

1 час

28

Практикум

57,58

Выпуск газеты. Апрель

1 час

29

1 час

29

Практикум

59,60

Распределение ролей.

1 час

30

1 час

30

Круглый стол

61,62

Сочиняем сами.

1 час

31

1 час

31

Тренинг

63,64

Работа с материалом. Редактирование.

1 час

32

1 час

32

Беседы

65,66

Выпуск номера.

1час.

33

1 час

33

Практикум

67,68

Обзор изданий

1 час

34

1 час

34

ИКТ

Литература для учителя

  1. Богданов, Н.Г. Справочник журналиста [Текст]/ Н.Г. Богданов, Б.А. Вяземский. – Л.: Лениздат, 1971.
  2. Ворошилов, В.В. История журналистики России [Текст]: конспекты лекций/ В.В. Ворошилов. – СПб., 2000.
  3. Журбина, Е.И. Теория и практика художественно – публицистических жанров [Текст]/ Е.И. Журбина, - М., 1969.
  4. О печати: закон РФ.
  5. Попов, А.А. Производство и оформление газеты [Текст]/ А.А. Попов, П.С. Гуревич. – М., 1986.
  6. Стилистика газетных жанров [Текст]/ под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 1981.
  7. Хорошев, М.С. Пути-дороги журналистские / Хорошев М.С., - Витна;  г. Павлово, 2002.
  8. Шостак, М.И. Интервью. Метод и жанр [Текст]/ М.И. Шостак. – М., 1997  

Литература для учащихся

  1. Головин, Б.Н. Основы культуры речи. –  М.,1980
  2. Голуб, И.Б., Розенталь, Д Э. Книга о хорошей речи. –  М., 1997
  3. Журбина, Е И. Теория и практика художественно-публицистических жанров. –  М., 1969
  4. Соколова, В.В. Культура речи и культура общения. М., Просвещение, 1995.
  5. Формановская, Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М.: Высшая школа, 1989.



Предварительный просмотр:

«Согласовано»                                                          «Утверждаю»

Зам.директора по УВР                                             Директор школы

__________  К.М. Музафарова                               ____________ В.П. Завацкая

______________ 2012                                            ________________ 2012г

Программа кружка

дополнительного образования

от Адамовского ЦРТДЮ

«Экологический»

Педагог дополнительного образования

 Зеленкова В.Д.

2012-2013 уч.год


Программа экологического воспитания школьников на занятиях школьного Экологического кружка

                                                            Пояснительная записка

           Среди современных проблем стоящих перед мировым сообществом, особенно выделяется одна проблема: ухудшения качества среды обитания человека. Она носит глобальный характер и волнует людей всех стран. Роль загрязнения проявляется наглядно и вызывает эмоциональную критику людей. В сложившихся условиях необходимо провести объективный анализ причин расширения масштабов загрязнения окружающей среды и учащения катастроф, связанных с неконтролируемым распространением химических соединений технического или биологического происхождения. В настоящее время можно выделить 2 основных объекта общей проблемы.
          Первый из них касается известной хаотичности и противоречивости развития экономики, второй самого человека, уровня его подготовленности к осознанному использованию современных достижений в производственных и бытовых сферах.
          Особенно важно решение вопроса элементарной «экологической» подготовленности людей так, как с веществами, способными нанести определенный вред человеку, сегодня контактирует почти каждый. В повседневной жизни человек использует лекарства, косметические и парфюмерные средства, красители, различные виды топлива, пластики, удобрения.
         Поэтому сегодня общеобразовательная школа призвана заложить основу формирования личности с новым образом мышления и типом поведения в окружающей среде – экологическим.
         Пути реализации целей школьного экологического образования могут быть самыми разными: экологизация учебных дисциплин, создание интегрированных курсов, введение в практику обучения специального предмета раскрывающего вопросы экологии и защиты окружающей среды, а также дополнительные занятия с учащимися во время кружковой деятельности.
         В процессе обучения и воспитания учащихся важно рассматривать проблемы защиты окружающей среды загрязнения. В основу экологизации положены представления о взаимосвязи состава, строения, свойств и биологических функций веществ, их двойственная роль в живой природе и последствия загрязнения для организмов, причинах нарушения биогеохимических циклов.
        Для реализации экологического подхода необходимо проанализировать учебную программу по таким предметам как биология, география, химия, физика и др.. Особое внимание необходимо обратить на вопросы, вызывающие серьезную обеспокоенность за состоянием окружающей среды. Это глобальное потепление климата, истощение озонового слоя, кислотные дожди, накопление в почве токсических тяжелых металлов и пестицидов, загрязнение больших территорий радионуклеотидами, истощение природных ресурсов планеты.
       Экологический подход необходимо реализовывать и через экскурсии, экологические акции, решение задач с экологическим содержанием, практические работы, а также при изучении производств и проведении ролевых игр.
       Задачи с экологическим содержанием способствуют формированию экологических знаний и умений школьников, более глубокому пониманию ими сущности экологических проблем, возникновению убежденности в необходимости их решения, а также развитию с учащимися приемов умственной деятельности, таких как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
       Задачи с экологическим содержанием создаются учителем с определенной целью, а именно формирование экологических знаний и ответственного отношения к природе. Роль задач в процессе обучения определяется, прежде всего, тем, что цели обучения предмету не сводятся только к овладению определенными методами и способами решения задач; через решение задач происходит усвоение предметной действительности. Полноценный результат обучения будет достигнут при условии применения знаний в ходе решения задач. При таком подходе, решение задач выступает как цель и как средство обучения.
        Необходимость развития экологических знаний у учащихся связана также и с тем, что 10 января 2002 г. Президентом России Путиным В.В. был подписан Федеральный Закон «Об охране окружающей среды». И 13 глава этого закона посвящена вопросам «экологического образования и просвещения».

                                        Пути экологизации школьного образования

        Современная концепция обучения, воспитания и развития основана на идее гуманизации. Для школьного образования одним из путей реализации гуманистических целей является ознакомление учащихся с глобальной проблемой современного мира - экологической. Экологическая проблема (загрязнение окружающей среды, энергетическая и сырьевая, защита здоровья человека, сохранение генофонда планеты и др.) сегодня стала новой социальной реальностью.
        Гуманизация образования проявляется в том, что наряду с усвоением фундаментальных понятий и законов, оно должно развивать гуманистические идеалы, духовные, нравственные ценности. Потенциальные возможности для решения этой задачи заложены в самом содержании предмета.
        Дидактически интегративный подход к экологическому образованию уравновешивает общекультурный фундамент экологических знаний, развиваемых в общем образовании. Экология вносит свой вклад в раскрытие ценностного представления о мире и человеке. Что предполагает вариативность формы включения экологического материала в учебные планы и программы. Возможны три вариативных модели построения учебно – воспитательного процесса с экологическим содержанием: многопредметная, однопредметная и смешанная.
         Многопредметная модель заключается в том, что каждый предмет раскрывает те или иные аспекты экологической проблемы.
         Однопредметная модель предусматривает введение специального предмета, связанного с проблемами окружающей среды. Такой подход рекомендован всемирной хартией охраны природы.
          По мнению большинства ученых-педагогов, в современной отечественной школе наиболее перспективна смешанная модель экологического образования. Экологические проблемы в рамках этой модели изучаются поаспектно в каждом учебном предмете и целостно в специальных обобщающих и интегрированных курсах. В нашей школе эта проблема решается через приобщение учащихся к работе в Экологическом кружке, проведение экологических игр, конференций, создание презентаций по экологически темам.

                                                                 
Цели программы:

  1. Обеспечение усвоения учащимися основных положений экологической науки на основе изучения явлений природы, растительного мира, животного мира, влияния человека на окружающую среду;
  2. Формирование понятий научной картины мира, материальной сущности и диалектического характера биологических процессов и явлений, роли и места человека в биосфере, активной роли человека как социального существа;
  3. Формирование ответственного отношения к природе и готовности к активным действиям по ее охране на основе знаний об организации и эволюции органического мира.



                                                                           
Задачи:
Обучающие:

  1. дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;
  2. научиться применять на практике полученные знания.
  3. формировать представления о краеведческой работе, о воинском долге и верности отечеству.

Развивающие:

  1. развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
  2. формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
  3. повышать общий интеллектуальный уровень подростков;
  4. развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.
  5. развивать творческую деятельность по изучению народных промыслов, ремесел, фольклора.

Воспитательные:

  1. прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;
  2. воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;
  3. воспитывать потребность в общении с природой;
  4. способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;
  5. способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.
  6. эмоционально стимулировать патриотические чувства учащихся через приобщение к воинским традициям.

             Подходы к образовательному процессу основаны на педагогических принципах обучения и воспитания.

  1. Принцип добровольности (зачисление ребёнка в группу возможно только по его желанию).
  2. Принцип адекватности (учёт возрастных особенностей детей и связанное с этим формирование разновозрастных и разноуровневых учебных групп школьников).
  3. Принцип систематичности и последовательности в освоении знаний и умений.
  4. Принцип доступности (весь предлагаемый материал должен быть доступен пониманию ребёнка).
  5. Принцип обратной связи (педагога интересуют впечатления детей от занятия).
  6. Принцип ориентации на успех.
  7. Принцип взаимоуважения.
  8. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания (индивидуальный подход, система поощрений, опора на семью).
  9. Принцип связи обучения с жизнью.
  10. Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся.
  11. Принцип креативности (творчества) и коллективности.
  12. Принцип научности содержания и методов образовательного процесса.
  13. Принцип опоры на интерес (все занятия интересны ребёнку).


           
Программа ориентирована на ребят 12-16 лет, без отбора по половому признаку, социальному положению. Потому что именно в этом возрасте проявляются тенденции развития чувства взрослости, потребность в самостоятельности и стремление к самопознанию и познанию окружающего нас мира.

                                                                Методы обучения:

К изучаемым темам указаны практические работы, экскурсии, фенологические наблюдения, практическая деятельность, которым должно уделяться самое серьезное внимание. Только на основе наблюдений, исследований (проектов) и практической деятельности возможно осуществление экологического воспитания.

                                             

                                            Тематический план занятий Экологического кружка

(2 часа в неделю, всего 64 часа)

п/п


Наименование темы занятия


Примечание, задание

Тема 1. Введение.

1.

Что такое экология? Роль науки в рациональном использовании природных богатств.

Определение численного состава кружка

Тема 2. Зеленый пояс Земли.

2

Растения – необходимое условие здоровья человека.

Подготовка к конкурсу «Чистая планета»

3

Что такое лес? Панорама лесов. Типы лесов.

Организация экскурсии на г.Нурбай

4.

Экскурсия в лес по экологической тропе, посвященная 18 сентября – Дню Леса. Определение экологического состояния леса.

Отчет, проведение экскурсий для учащихся

5.

Лесные этажи – ярусы лиственного леса.

Мероприятие для учащихся, посвященное Дню Леса

6.

Зеленая аптека - лекарственные растения.

Выставка рисунков

7.

Растения под охраной

Создание папки

8.

Практическая работа «Изучение правил сбора, использования и хранения дикорастущих растений»

Уборка территории родника и места отдыха на карьере

Тема 3. Жизнь под землей.

9.

Почва – среда жизни растений и организмов.

Проведение школьной олимпиады по экологии

10.

Состав и структура почвы. Плодородие почвы.

Подготовка к конкурсу гуманитарно-экологических проектов

11.

Деятельность червей, насекомых в процессе почвообразования.

12.

Практическая работа «Ознакомление с почвенным составом леса местности. Определение видов эрозии и причины, их вызывающие»

Отчет, подготовка проектов на районную олимпиаду по экологии

Тема 4. Разнообразие цветковых растений

13.

Группы растений по их хозяйственному значению: дикорастущие и плодово-ягодные.

14.

Медоносные растения. Значение пчел для нормальной жизни растений.

15.

Сорняки и их значение.

16.

Роль цветковых растений в природе и жизни человека.

17.

«Красная книга Оренбургской области области». Нормы и правила поведения по отношению к дикорастущим растениям.

Рисунки, презентации

18.

Создание презентации, проекта «Зачем нужны цветковые растения?»

19.

Практическая работа «Определение травянистых, лекарственных, древесных, кустарниковых растений с помощью определителя»

Работа с определителями леса, луга, болот и другими

Тема 5. Удивительный мир животных.

20.

Муравьи – друзья леса, санитары леса. Охрана муравейников. Методика их расселения.

21.

Хищные насекомые, их роль в природе (жужелицы, божьи коровки, осы и др.)

22.

Насекомые – опылители. Пчела медоносная, бортовая, шмели.

23.

Действие антропогенного фактора на численность насекомых. Охрана насекомых.

Доклады

24.

По страницам «Красной книги животных»

Рисунки, презентации

25.

Практическая работа «Составление правил охраны насекомых. Определение и учет муравейников на территории лесного массива».

Отчет
Подготовка и проведение акции «Зеленая красавица»

26.

Изучение и охрана рыбных богатств в водоемах Оренбургской  области и Адамовского района.

27.

Правовая охрана рыбных ресурсов.

Участие в районной олимпиаде по экологии

28.

Выявление причин, вызывающих загрязнение вод и гибель рыб в водоемах.

29.

Практическая работа «Описание водоема и его обитателей»

Отчет

30.

Видовое многообразие и ареалы распространения земноводных нашей местности.

31.

Охраняемые земноводные и пресмыкающиеся.

32.

Видовой состав и разнообразие птиц Оренбургской области.

Участие в Дне Науки в школе (защита проектов)

33.

Причины перелетов птиц. Действие природного и антропогенного факторов на гибель птиц при перелете.

34.

Охрана птиц. 1 апреля – всемирный день птиц.

35.

Изучение видового состава зимующих птиц.

36.

Видовое разнообразие певчих птиц. Определение птиц по голосам.

37.

Практическая работа. Проведение акций к 1 апреля – Дню защиты птиц.


Отчет

38.

Наблюдения о наиболее интересных явлениях из жизни птиц. Развешивание кормушек для птиц.

39.

Видовое многообразие млекопитающих Адамовского района

40.

Особенности отношений «Хищник - жертва». Что значит «вредное» и «полезное» животное?

Мероприятия, посвященные 22 марта – Всемирному Дню Воды

41.

Правовая охрана диких животных. Охраняемые виды млекопитающих нашей местности.

Подготовка к районной научно-практической конференции по экологии

42.

Практическая работа «По следам животных и птиц».

Отчет

43.

Подкормка животных и птиц, развешивание кормушек для птиц.

Подготовка и проведение экологического месячника в школе

Тема 6. Формирование здоровья растущего организма.

44.

Определение понятия «Здоровье». Показатели здоровья.

Викторина «Знаете ли вы птиц?»

45.

Рост и развитие детского организма. Показатели гармоничного физического развития.

Акция «Первоцвет»

46.

Адаптация организма к факторам окружающей среды. Особенности адаптации детского возраста.

Интеллектуальная игра «Самый умный знаток животных»

47.

Заболеваемость детей. Сравнительная оценка показателей здоровья у детей, проживающих в регионах с различной загрязненностью.

Проект, брейн-ринг
«Экологически чистое жилище»

48.

Практическая работа «Оценка физического развития коллективов и определение групп здоровья».


Проект

Тема 7. Антропогенное загрязнение окружающей среды как фактор воздействия на здоровье населения.

49.

Действие естественных природных факторов на организм человека, гигиеническое значение климата и погоды.

Научно-практическая конференция по экологии в школе и в районе

50.

Общие проявления загрязняющих факторов на организм человека, растений и животных.

Подготовка экологических презентаций учащимися 6-9 классов

51.

Механизм воздействия основных химических загрязнителей окружающей среды на окружающую среду.

Экскурсия на поселковые свалки

52.

Физические факторы, влияющие на здоровье (вибрация, электромагнитные волны).

53.

Биологически активные вещества, пищевые добавки и лекарства – вред или польза для человека? Умение составлять меню в неблагоприятный по геомагнитным показателям день.

54.

Практическая работа «Определение загрязняющих факторов на организм человека и возможные пути их устранения».

Отчет о проведении экологического месячника «Дни защиты от экологической опасности»

Тема 8. Экология рабочего места.

55.

Экологическое состояние рабочего места. Метеорологические и физические факторы окружающей производственной среды в зоне трудовой деятельности.

56.

Общие понятия о шуме и вибрации. Уровни производственного шума. Методы борьбы с шумом и вибрацией.

57.

Практическая работа «Определение экологического состояния рабочего стола, способы устранения неблагоприятных факторов».

Отчет

Тема 9. Влияние погоды на здоровье человека.

58.

Факторы погоды и реакция организма.

59.

Воздушная оболочка, гидросфера и в целом биосфера – эликсир жизни для здоровья человека.

60.

Профилактика метеопатических реакций: плановая – повышающая сопротивляемость организма к неблагоприятным факторам климата, сезонная и экстренная – перед неблагоприятным эффектом погоды.

61.

Практическая работа «Проведение лечебного массажа по методу «шиатсу» - нажатием пальцев».


Отчет

62.

Практическая работа «Проведение физической зарядки, снимающей усталость в период сезонной профилактики»


Отчет

63.

Учитесь отдыхать. Биоритмы, их влияние на активность человека. Пассивный и активный отдых. Значение сна для профилактики снятия стрессовых состояний.


Анализ работы кружка за учебный год

64.

Тайны Тибетской медицины. О некоторых советах применения лечебных трав при различных заболеваниях.


                                                     
Ожидаемые результаты:

           

           Итогом работы становится создание высоконравственной воспитывающей среды, которой способствует использование информационных и исследовательских педагогических технологий:

  1. Активно – деятельное воспроизводство содержания предмета в противовес пассивному созерцательному восприятию.
  2. Расширение информационного образовательного пространства: самостоятельная работа с книгой, подготовка рефератов, сообщений, исследовательская и поисковая деятельность.
  3. Опора на развивающее обучение. Использование форм, развивающих способность говорить и доказывать, а также логически мыслить и убеждать (дискуссии, диспуты, обсуждения).
  4. Организация игровых ситуаций в образовательном процессе, сочетание игры с практическим назначением деятельности.
  5. Создание «ситуации успеха» (конкурсы, викторины)
  6. Тесная связь с семьёй ребёнка (совместные праздники, походы в лес, дни именинника, индивидуальные встречи педагога с родителями).
  7. Взаимодействие с социумом, общественно – полезный труд (десант по санитарной очистке лесов, сезонные посадки деревьев).


                      Способы отслеживания и контроля результатов обучения.

               
Отслеживание результативности образовательного процесса осуществляются в постоянном педагогическом наблюдении, мониторинге, через итоги разноплановых контрольных форм работы:

  1. самостоятельная разработка учащимися текстов бесед, сообщений, обзоров для выступлений перед аудиторией, выполнения реферативных работ, их защита в группе;
  2. контрольные формы работы: тесты, контрольно – познавательные игры;
  3. табло достижений кружка;
  4. открытые занятия в игровой форме;
  5. участие в кружковой и массовой вне учебной деятельности;
  6. разработка памятки «Юный эколог».

                                                          Список литературы:

Для педагога:

  1. Конвенция о правах ребёнка. Нью – Йорк; ЮНИСЕВ 1991г.
  2. Энциклопедия для детей. Биология. Москва «Аванта +» 1993г.
  3. Энциклопедия для детей. Геология. Москва «Аванта +» 1993г.
  4. «Биология» - газеты.
  5. Биология в школе (журналы).

Для учащихся:

  1. Брем А.Э. Жизнь животных в трёх томах. Терра 1992г.
  2. Маркин В. А. Я познаю мир. Москва 2000г.
  3. Кашинская Е.А. Всё обо всём. М 1999г.
  4. Тайны живой природы М. Росмэн 1995г.
  5. Соло для позвоночника А. Ситель Москва 2006г.
  6. Книга о здоровье под редакцией Ю.П. Лисицина Москва 1998г.
  7. Журналы «Юный натуралист», «Вокруг света».


Предварительный просмотр:

«Согласовано»                                                          «Утверждаю»

Зам.директора по УВР                                             Директор школы

__________  К.М. Музафарова                               ____________ В.П. Завацкая

______________ 2012                                            ________________ 2012г

Программа кружка

дополнительного образования

от Адамовского ЦРТДЮ

«Лидер»

Педагог дополнительного образования

 Зеленкова В.Д.

2012-2013 уч.год 


Дополнительная образовательная программа "Школа юного лидера"

Пояснительная записка

Проблема воспитания лидера сейчас наиболее актуальна, без воспитания позиции лидера невозможно существование страны – лидера.

Происходящие в современном обществе процессы возвращают сегодня понятию “активная гражданская позиция” его первоначальный смысл. Наличие такой позиции у человека есть проявление “лидерских” качеств личности.

Одной из основных предпосылок создания программы лидерской направленности является создание условий для развития инициативы и лидерских способностей подростков, а также реализации их посредством участия в конкретных и важных для их возраста видах деятельности. Процесс воспитания активности, подготовки лидеров должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Только на основе сотрудничества закладывается фундамент социальной инициативы, способности работы с человеком и для человека. Ребячьи “вожаки” всегда играли большую роль в детском коллективе. В связи с этим, большую социальную значимость приобретает задача выявления лидеров и создания условий для развития лидерства в детских коллективах.

Главными и наиболее важными качествами человека в современном мире становится мобильность, конкурентноспособность. Особенно сложно самоопределиться подростку, для которого именно это время является определяющим в его становлении и развитии. Очень важно, чтобы подросток научился правильно оценивать окружающий мир и позиционировать себя в нём. Для собственной успешности в социуме необходимы определённые знания и умения, с помощью которых можно определять собственную жизненную позицию и активно реализовывать её в рамках определённой деятельности.

Предлагаемые обучающие занятия создадут благоприятные условия для социализации подростка. Ориентированный на выявление и реализацию лидерского потенциала подростка курс занятий сможет помочь ему более полно и объективно осознать свой лидерский потенциал и пути его развития в рамках лично – и общественно полезной деятельности.

Цель: развитие социальной активности старшеклассников, развитие лидерских качеств, формирование знаний, умений по самоорганизации и организации других.

Задачи: 

  1. Выявить первичный уровень знания подростком собственного лидерского потенциала.
  2. Формировать у старшеклассников знаний, умений, навыков управленческой культуры и потребности быть лидером.
  3. Организовать занятия по овладению подростком специфическими знаниями, методиками и формами развития собственного и организаторского потенциала.
  4. Развивать у учащихся стремление к участию в общественной деятельности.
  5. Организовать по окончании курса обучения смотр знаний, умений, навыков, полученных в рамках программы.
  6. Определить вместе с подростком пути дальнейшей реализации его лидерского потенциала в условиях школы и районного ЦРТДЮ.

Возраст участников: 13-16 лет. Программа рассчитана на 136 часов, 4 часа в неделю. Предлагаемая программа состоит из шести разделов.

Логика подачи материала в программе курса основана на принципе “от теории – к практике”. Это связано с тем, что теоретические знания, полученные на лекционных занятиях, необходимо обязательно применить в практической деятельности для закрепления навыков организаторской деятельности, именно это умение – применить теорию к практике , станет критерием успешности прохождения данного курса.

Ожидаемые результаты: 

  1. Подросток умеет грамотно и объективно оценивать и позиционировать себя в определённом социуме.
  2. Имеет чёткую позицию в вопросе лидерства.
  3. Владеет базовыми знаниями по имиджу лидера и типологии лидерства.
  4. Знает формы работы в коллективе и основы формирования команды.
  5. Владеет алгоритмами основных досуговых форм, методикой коллективно– творческой деятельности.

Особенность данной программы в том, что она индивидуальна. Она адресована каждому ребёнку лично или первичному коллективу персонально, призвана помочь побудить их к активным действиям, самосовершенствованию, программированию своего будущего.

Программа кружка предполагает разнообразные формы проведения занятий: лекции, дискуссии, тестирование, практикумы, театрализацию и др.

Учебно-тематический план занятий кружка
“Школа юного лидера”

Название занятия

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Первый год обучения

Раздел 1. Кто такой лидер?(11часов)

1

“Школа юного лидера”: вводное занятие. Понятия “лидер”, “организатор”, “руководитель”.

2

 

2

Представление о себе, как о лидере. Тест “Я – лидер”.

4

2

2

3

Практикум по итогам теста.

1

1

-

4-5

Кто такой лидер? Их роли. Специфические и общие качества лидера.

4

2

2

 

Раздел 2. Организаторская техника лидера (30 часов)

6-8

Я и команда. Готовность стать лидером.

6

2

4

9

Правила руководства.

4

2

10-11

Принципы организаторской деятельности.

6

2

4

12-14

Понятие “стиль работы лидера”, его виды

6

4

2

15-18

Практикум “Чемодан лидера”.

8

8

Раздел 3. Умения и навыки лидера (27 часов)

19-20

Как научиться снимать стресс, вызванный агрессивным поведением.

4

2

2

21

Умение управлять людьми.

3

1

2

22-24

Как правильно вести беседу?

6

3

3

25-26

Навыки ораторского искусства.

4

2

2

27-28

Игра “Поспорим с “Великим”.

2

2

29-31

Лидер – это человек воспитанный.

4

1

3

32-33

Практикум “Узелки на память”.

4

4

Раздел 4. Понятие лидерства (6 часов)

34

“Коллективный портрет лидера”.

2

1

1

35-36

Тест “Лидер ли я?”

2

2

37-38

Анализ результатов теста. Индивидуальные консультации.

2

1

1

Раздел 5. Виды деятельности лидера (33 часов)

39

Основные идеи методики коллективно – творческой деятельности. Этапы КТД.

2

2

40-41

Виды КТД.

4

4

42-43

Практикум “В копилку лидера”.

4

4

44-46

Проектная деятельность в работе лидера.

6

2

4

47-50

Основные навыки выступления лидера.

6

2

4

51-53

Разные пути общения.

5

2

3

54-56

Планирование деятельности. Рефлексия.

6

2

4

Раздел 6. Человек. Гражданин. Лидер. (29 часов)

57-58

Российская государственная символика.

2

1

1

59-61

Гражданская позиция лидера.

4

2

2

62-64

Азы правовой культуры. Конвенция о правах ребёнка.

5

2

3

65

Подготовка к смотру лидерских знаний, умений, навыков. Тест “Экзаменуем лидера”.

6

2

4

67-68

Смотр ЗУН лидеров. Презентация “Я – лидер”.

12

2

10

 

Итого:

136

49

87

Содержание деятельности

Раздел 1. Кто такой лидер?

“Школа юного лидера”: вводное занятие. Понятия “лидер”, “организатор”, “руководитель”. Определение понятийного аппарата лидера. Знакомство с книгой А.А.Куманёва “Раздумья о будущем”.
Представление о себе, как о лидере. Тест “Я – лидер”. Самооценка лидерских качеств. Лидер – ориентир.
Практикум по итогам теста. Работа с результатами теста, Определение индивидуального маршрута развития каждого лидера по результатам теста. Советы английских учёных М.Вудсона, Д. Френсиса.
Кто такой лидер? Их роли. Общие и специфические качества лидера. Лидер – созидатель, лидер – разрушитель, лидер – инициатор, лидер – умелец, деловой лидер, лидеры – генераторы эмоционального настроя.

Раздел 2. Организаторская техника лидера.

Я и команда. Готовность стать лидером. Правила работы с командой. Элементы организационной работы. Хочу стать лидером. Могу стать лидером. Не могу стать лидером. Буду лидером. С чего начну свою деятельность в качестве лидера. Что не буду делать в качестве лидера. Как буду удерживать престиж лидера. На кого буду опираться. С кем буду советоваться. Будут ли у меня секреты? Чем буду обогащать и подпитывать мой опыт лидера. Как буду готовить других лидеров.
Правила руководства. Правила наименьшего действия, заинтересованности исполнителя, двойного контроля, необходимой квалификации, реальных возможностей, руководства с отклонениями, использования автономии.
Принципы организаторской деятельности. Составляющие мастерства лидера. Организаторская техника как форма организации поведения лидера, средство его успешной деятельности, совокупность способов достижения цели. Организаторские знания, умение владеть собой, управлять своим эмоциональным состоянием, техника речи, умение сотрудничать с коллективом и каждым его членом.
Понятие “стиль работы лидера”, его виды. Типы лидеров – регламинтатор, коллегиал, объективист, волокитчик, максималист, хлопотун, спринтер. Сильные и слабые стороны типов лидеров. Определение эффективного стиля.
Практикум “Чемодан лидера”. Комплекс ролевых упражнений по развитию мимики, жестов, техники речи, зрительной памяти, наблюдательности – “На что похоже”, “Что нового?”, “Биография по взглядам”, “Живые вещи”, “Зондирование души объекта” (К.С.Станиславский).

Раздел 3. Умения и навыки лидера.

Как научиться снимать стресс, вызванный агрессивным поведением. Знакомство с книгой Терренса Уэбстер – Дойла “Почему меня все обижают: как справляться с задирами”. Причины агрессивности. Способы снятия и ослабления стресса.
Умение управлять людьми. Знакомство с методикой микроигр по определению структуры межличностных отношений в организации или в коллективе, выявление лидеров и выборы актива на основе состязательности – “День рождения”, “Киностудия”.
Как правильно вести беседу? Возможность общения с людьми. Значимость беседы. Структура беседы. Управление беседой. Практические советы по ведению беседы. Умение анализировать проведённую беседу.
Навыки ораторского искусства. Типы выступлений: информационное, агитационное, развлекательное. Что значит правильное выступление. Советы выступающему.
Игра “Поспорим с “Великим”. Подготовка лидера как оратора. Умение анализировать и высказывать своё мнение. По поводу – реплики – цитаты известных писателей, политических деятелей, учёных. Театрализованный спор.
Лидер – это человек воспитанный. Правила поведения в общественных местах, в гостях, за столом. “Золотые ” правила этикета лидера.
Практикум “Узелки на память”. Практические советы лидеру – Как говорить, как слушать. Анализ своего поведения, поступков, взгляд на себя со стороны. Что мешает в работе лидеру?

Раздел 4. Понятие лидерства.

“Школа юного лидера”: вводное занятие. “Коллективный портрет лидера”. Повторение основных понятий. Составление коллажа о себе. Тест “Выбери шар”. Листок “Моя уникальность”. Создание коллективного портрета лидера.
Тест “Лидер ли я?”. Определение адекватности, творчества, коммуникабельности, инициативности, устойчивости групповому давлению, мотивации, личной активности, самоориентации, мягкости, авантюристичности, проницательности, радикализма.
Анализ результатов теста. Индивидуальные консультации. Знакомство с результатами теста. Склонность лидеров к соперничеству, сотрудничеству, к компромиссам, умение избегать конфликтов, способность к адаптации к каждому члену коллектива в процессе совместной деятельности.

Раздел 5. Виды деятельности лидера.

Основные идеи методики коллективно – творческой деятельности. Этапы КТД. Знакомство с авторами методики КТД – И.П.Иванов, Ф.Я.Шапиро. Что значит Коллективное, Творческое, Дело. Этапы подготовки и проведения КТД.
Виды КТД. Классические КТД и личностно – ориентированные КТД. Трудовые, познавательные, спортивные, художественные, досуговые. КТД в работе лидера.
Практикум “В копилку лидера”. Игры коллективного знакомста и общения – “Верёвочка”, “Заводила”, “Весёлые футболисты”, “ Кто ты будешь такой?”. Игры – поединки. Игры на сплочение команды.
Проектная деятельность в работе лидера. Шаги проекта. От идеи до анализа деятельности. Выстраивание шагов проектной деятельности. Работа в группах. Выделение проблемы. Поиск путей её решения. Формулировка целей и задач. Формирование команды, реализующей проект. Поиск партнёров. Оформление документации.
Основные навыки выступления лидера.
Советы лидеру – как говорить, как слушать. Анализ своего поведения, поступков, взгляд на себя со стороны. Что мешает в работе лидеру?
Разные пути общения. Приёмы ведения диалога. Пути повышения генерации идей. Стимулирование идей, суждений. Промежуточное ведение диалога. Приёмы расширения и корректировки мысли. Бесконфликтное общение. Овладение способами эффективного общения.
Планирование деятельности. Рефлексия. Учимся планировать свою жизнь. Выработка умений ставить перед собой цель и добиваться её.

Раздел 6. Человек. Гражданин. Лидер.

Российская государственная символика. История герба, государственного флага. Гимн. Герб моей семьи, рода. Герб лидера.
Гражданская позиция лидера. Понимание слова “Родина”. Деятельность на благо Родины. Формирование в личности растущего человека национального и культурного достоинства, “Я” – патриота.
Азы правовой культуры. Конвенция о правах ребёнка. Встреча с представителями прокуратуры. Знакомство со статьями Конвенции о правах ребёнка. Выпуск правового бюллютеня.
Подготовка к смотру лидерских знаний, умений, навыков. Тест “Экзаменуем лидера”. Определение уровня притязаний каждого лидера. Работа с инструкциями. Анализ теста. Индивидуальные консультации.
Смотр ЗУН лидеров. Презентация “Я – лидер”. Подведение итогов работы. Награждение. Вручение свидетельств об окончании Школы юного лидера.

Список литературы

  1. Возжаев С.Н., Возжаева Е.И. Слагаемые успеха лагерной смены. – М., 2002.
  2. Газман О.С. Неклассическое воспитание. От авторитарной педагогики к педагогике свободы.– М., 2003.
  3. Иванов.И.П. Энциклопедия коллективно– творческих дел. – М., 1989.
  4. Игротека “Лидер 21 века”. – Н.Новгород, 2006.
  5. Кабуш В.Т. Гуманистическое воспитание школьников. – Минск, 2004.
  6. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного воспитательного процесса. – М., 1993.
  7. Как вести за собой. Большая книга вожатого. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
  8. Колузаева Н.Г. Организация занятий со школьным активом. – ж-л. “Классный руководитель” №4, 2006.
  9. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. – М.1986.
  10. Лутошкин А.Н.Эмоциональная жизнь детского коллектива. – М., 1979.
  11. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. Методическое пособие для школьных администраторов, учителей/ авт.– сост. А.Н.Вырщиков, М.Б.Кусмарцев, А.П.Пашкович.– М.: Глобус, 2007.
  12. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива.– М., 1978.
  13. Рожков М.И., Волохов А.В. Детские организации: возможности выбора.– М., 1996.
  14. Сухомлинский А.В. Методика воспитания коллектива. – М., 1980.
  15. Филлипова Н. Оргсбор как школа самоорганизации. – Уфа, 2003.
  16. Школа интересных каникул / авт.-сост. С.Г.Огнева и др.– Волгоград: Учитель, 2007.
  17. Шмаков С.А. Игры учащихся феномен культуры, – М., 1994.
  18. Шмаков С.А. Каникулы. Прикладная энциклопедия. – М., 1994.
  19. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. – М., 1998.
  20. Щуркова Н.Е. За гранью урока.– М., 2004.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование кружка дополнительного образования "Цветоводство с элементами творчества"

Участие обучающихся в реализации этой программы позволяет им получить разносторонние знания о живой природе. Приобретая практические умения и навыки в области ухода за растениями, дети получат в...

Планирование кружка дополнительного образования "Цветоводство с элементами творчества"

Участие обучающихся в реализации этой программы позволяет им получить разносторонние знания о живой природе. Приобретая практические умения и навыки в области ухода за растениями, дети получат в...

Планирование кружка дополнительного образования "Цветоводство с элементами творчества"

Участие обучающихся в реализации этой программы позволяет им получить разносторонние знания о живой природе. Приобретая практические умения и навыки в области ухода за растениями, дети получат в...

Планирование кружка дополнительного образования "Цветоводство с элементами творчества"

Участие обучающихся в реализации этой программы позволяет им получить разносторонние знания о живой природе. Приобретая практические умения и навыки в области ухода за растениями, дети получат в...

Методическая разработка тематического планирования раздела «Саморазвитие личности» дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Я лидер»

Методическая разработка адресована педагогам дополнительного образования, реализующим дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Я лидер» (автор-разработчик Н.И. Осипова...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА тематического планирования раздела «Саморазвитие личности» дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Я лидер»

Методическая разработка адресована педагогам дополнительного образования, реализующим дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Я лидер» (автор-разработчик Н.И. Осипова...

Презентация кружка "Пресс-центр "Золотое перо"

Презентация кружка "Пресс-центр "Золотое перо"...