ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА На тему: «Название Москвы. Мое открытие Москвы» 1 клас История изобразительного искусства.
методическая разработка по теме

Немцева Лилия Александровна

Тема: «Названия Москвы. Мое открытие Москвы»

 

Цели: Познакомить учащихся с интересными названиями города Москвы.

Познакомить  со знаменитыми местностями и названиями улиц, переулков. Расширить кругозор, прививать любознательность. Развивать память, внимание, воображение. Развивать умение самостоятельно мыслить, добывать знания. Воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине.

 

Оборудование: таблички с названиями, призы, карта Москвы. Иллюстрации с видами города, улиц, рисунки учащихся прошлых лет.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nazvanie_moskvy._moe_otkrytie_moskvy.docx66.83 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное автономное образовательное учреждение

   дополнительного образования детей «Школа искусств»

                             

              ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА

На тему: «Название Москвы. Мое открытие Москвы»

                              1 клас

      История изобразительного искусства.

                                                 Преподаватель художественного

                                           отделения: Немцева Лилия Александровна

2013г

ОТКРЫТЫЙ УРОК

Тема: «Названия Москвы. Мое открытие Москвы»

Цели: Познакомить учащихся с интересными названиями города Москвы.

Познакомить  со знаменитыми местностями и названиями улиц, переулков. Расширить кругозор, прививать любознательность. Развивать память, внимание, воображение. Развивать умение самостоятельно мыслить, добывать знания. Воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине.

Оборудование: таблички с названиями, призы, карта Москвы. Иллюстрации с видами города, улиц, рисунки учащихся прошлых лет.

№ п/п

Основные этапы

Содержание урока

1

Организационный момент

п

Здравствуйте ребята, тихо садитесь. Проверьте, все ли готово у вас к уроку.

2

Сообщение темы и целей урока

п

Сегодня на уроке мы познакомимся с интересными названиями Москвы. А в конце нашей беседы проведем небольшой КВН на эту' тему по материалу, изученному на уроке. Мы будем говорить о Москве и интересных названиях, встречающихся в этом городе. Но сначала хотелось бы узнать, а что это за город и чем он дорог нам?

3

Беседа

УЧ

Отвечают на постав ленный вопрос.

П

Какие необычные названия улиц вы слышали? Может знаете, что они обозначают?

Уч

Арбат, Остоженка, Останкино и т.д.

П

Молодцы. Названий знаете много, но не каждого историю возникновения знаем. Вот с некоторыми названиями мы и познакомимся.

«Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось, как много в нем отозвалось» - так написал о Москве А.С. Пушкин. Ему вторил и другой великий русский поэт Ю.М. Лермонтов: «Москва, Москва! Люблю тебя как сын, как русский - сильно, пламенно и нежно!» а вот слова Маяковского: «Я хотел бы жить и умереть в Париже, если б не было такой земли - Москва» Москва - громадная летопись, в которой уместилась вся история русского народа.

Москва - единение прошлого, настоящего и будущего. Москву хочется сравнить с живым существом. А откуда же появилось название этого великого, прекрасного города? (появляется табличка с названием МОСКВА)

Москва - это слово значительно старше самого города. Одни москвоведы считают, что название пошло от названия реки и с древнеславянского обозначения «мостки». Иностранцы пытались истолковать название города от библейского Мосоха - внука Ноя, строителя ковчега. Считали, что Мосох был проотцом всех славян. С 1958 года ученые склонились в пользу славянского происхождения слова.

«Москва» - хлеб в зернах, Москва - птица. Тем не менее город превзошел слову реки, берущей начало в Старьковском болоте и впадающей в Оку. Вся длина реки - не менее 500 км.

КРЕМЛЬ - крепость внутри города. Впервые упоминается это слово в Софийской летописи 1445 г. Издавна в языке бытовало «кремль» - часть засеки, где растет лучший строевой лес. Кремлевский - значит крепкий, прочный.

СУЩЕВСКАЯ УЛИЦА - напоминает о бывшем некогда Сущеве, входившем в число «красных сел» боярина кучки

- первожителя этих мест.

МАРЬИНА POЩА по легенде Жуковского рассказ о

вдохновенной любви красавицы Марии к певцу Услану. В действительности же возле села Марьина произрастала роща. Село вошло в городскую черту, а роща приняла название села.

ХОРОШЕВСКАЯ УЛИЦА - невдалеке тоже стояло село Хорошево, позднее и оно вошло в черту города.

А что вы можете рассказать о названии ОЛИМПИИСКАЯ ДЕРЕВНЯ?

уч

Поясняют, что это название появилось в связи с проведением Олимпийских игр 1980 г. в Москве. Это сеть сооружений спортивного и общего назначения.

п

А вот чем занимались москвичи, их ремесло тоже отражается в Московских названиях.

п

ГОНЧ АРНЫЙ. Чем занимались москвичи?

Уч

Изготовляли посуду из глины. И так дети отвечают по каждому названию.

КОЖЕВЕННЫЙ - выделывали кожу

ОРУЖЕЙНЫЙ - изготовляли оружие

КАЛАШНЫЙ - пекли калачи, хлеб

СТОЛЕШНИКОВ - занимались изготовлением мебели

БРОННЫЕ - изготовляли броню, кузнечное дело

ЯМСКИЕ - развозили почту

ПУШЕЧНАЯ - изготовляли пушки

КАМЕННЫЙ МОСТ - построен жителями из камня и этот проект обошелся недешево москвичам

КАДАШИ - здесь жили знаменитые замоскворечные бочары - кадаши. Они изготовляли кадушки.

АРБАТ - вероятно связывает с арабским «рабад» - окраина города, предместье, караван - сарай, сторожевой мост, монастырь. Но может быть - Арбат упоминался впервые в летописи 1493 г. — писался на орбат от слова горбат, т.е. возвышенность, бугор, горбатый холм, Орбат, Арбат.

МАРОСЕЙКА - от знаменитого Малороссийского подворья

КАПЕЛЬСКИИ ПЕРЕУЛОК - название от реки капля, впадает в реку НАДПРУДНАЯ — теперь они текут по трубопроводам под землей.

БЛИННИКИ - напоминает вкус любимых блинов.

МАТРОССКАЯ ТИШИНА - некогда здесь была парусная фабрика, где работали матросы, в тихом месте Петр I для них устроили больницу

ОСТОЖЕНКА - здесь когда-то стояли стога сена. Остожье место, где стоял стог.

НАБОРНЫЙ ПЕРЕУЛОК - был расположен на берегу ручья Золотой Рожок, напоминал название залива Золотой Рог - отсюда Золоторожский вал.

ОХОТНИЧЬЯ УЛИЦА - в Сокольниках проложена, где некогда была слобода егерей - охотников

ОЛЕНЬИ ВАЛЫ - напоминают об исчезнувшей Оленьей Роще.

ПАЛАТТТИ - по преданью здесь жили палачи.

ЗАМОСКВОРЕЧЬЕ - поселение за рекой Москва

БУТЫРКИ - поселение на отшибе

КОНЮШЕННЫЙ ДВОР - без особых пояснений.

Сегодня мы лишь меленькую толику затронули, а вот если почитать адресную книгу - это уже увлекательная повесть о прошлом и настоящем. Ведь название местности – такая о прошлом и настоящем. Ведь название местности – такая о прошлом и настоящем. Ведь название местности – такая же увлекательная художественная и историческая ценность.

и

Что же интересного вы узнали на уроке?

уч

Об интересных названиях улиц, переулков города Москвы.

4

Закрепление

п

А теперь проверим, как вы усвоили материал. Проведем небольшой КВН между двумя командами. Разделитесь на 2 команды.

5

Игра КВН

 Для вашего внимания предлагается несколько заданий, каждое оценивается жюри по 5-ти бальной системе.

Задание для 1 ком.

 1. Предлагаю выбрать из табличек:

А) название от знаменитого Малороссийского подворья

Б) от местности, где стояли стога

В) от знаменитой рощи

Г) от крепости

Д) от знаменитых спортивных соревнований 1980 года

Е) от слободы егерей в Сокольниках

    2. Задание

Предлагаю таблички, объясните названия

А) Пушечная

Б) Каменный мост

В) Калашный

Г) Столешников

Д) Арбат

Е) Москва

    3.   Вспомнить песни о Москве, кто больше.

Задание для 2 ком.

1.  Предлагаю выбрать из табличек:

А) от реки капля

Б) от названия больницы для матросов

В) от местности, где жили бочары

Г) от бывшего «красного села», принад. Боярину Кучке

Д) от поселения на отшибе

Е) от названия вкусного блюда

     2. Задание

Предлагаю таблички, объясните названия

А) Кожевенная

Б) Оружейный

В) Ямская

Г) Гончарный

Д) Хорошевская улица

Е) Оленьи валы

     3. Вспомнить песни о Москве, кто больше.

6

Подведение итогов игры

Жюри подводит итога. Награждение небольшими призами.

7

Подведение итогов

П

Итак, на уроке мы познакомились с интересными названиями Москвы, поиграли, справились все хорошо. Думаю, что теперь вы будете то или иное название и если не сможете объяснить самостоятельно, то почитаете необходимую литературу.

Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА На тему: Иллюстрирование сказок Композиция.

Тема урока: Иллюстрирование сказок Цель урока: Содействовать формированию эстетического отно...

План открытого урока. Тема: «Клеточное строение растений».

Тип урока:  Изучение нового материала.Вид урока:  Лабораторная работа. Оборудование: микроскопы, один на рабочий стол, мякоть томата, арбуза, предметные стёкла, препаровальные иглы, нож...

План открытого урока. Тема: «Лишайники. Строение, жизнедеятельность и значение»

Тип урока:  Изучение нового материала.Вид урока:  Традиционный. Лабораторная работа.  Оборудование.Коллекция лишайников, (бородач, кладония, золотянка, аспицилия), опыт, выяв...

Конспект урока по истории изобразительного искусства в 4 классе на тему: Искусство западной Европы (X-XIVв.в.).Романское и готическое искусства в архитектуре.

Формирования понятий о средневековом искусстве.Обобщение знаний о ведущей роли архитектуры в синтезе средневековья.Закрепление представлений об особенностях романского и готического искусства....

План-конспект урока по музыке 5 класс "Что роднит музыку с изобразительным искусством?"

План-конспект урока по музыке 5 класс "Что роднит музыку с изобразительным искусством ?" с технологической картой....

Поурочный план открытого урока по русскому языку. Учитель Халиуллина Р.Х. Класс: 6-а Тема урока: Имена прилагательные женского рода.

Поурочный план открытого урока по русскому языку.  Учитель Халиуллина Р.Х. Класс:  6-а   Тема урока: Имена прилагательные женского рода....

Методическая разработка Проведение контрольной работы по предмету История изобразительного искусства по теме «Искусство Древнего Египта» в первом классе при реализации дополнительной общеразвивающей программы в области изобразительного искусства «

        Данная методическая разработка создана для проведения в рамках текущей аттестации контрольного урока по учебному предмету «История изобразительного искусства&r...