Методическая разработка мастер-класса для педагогов по тестопластике «Изготовление объёмной фигурки на каркасе «Вьетнамская кошка»
методическая разработка по теме

Ардабьева Марина Викторовна

Из занятия педагоги смогут узнать интересные сведения из истории тестопластики, технологические тонкости по изготовлению солёного теста и создания изделий из него; научатся делать объёмное изделие на каркасе из проволоки и фольги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_testu.docx131.74 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

городского округа город Выкса

МБОУ ДОД Центр детского технического творчества

Методическая разработка

 мастер-класса для педагогов по тестопластике

«Изготовление объёмной фигурки на каркасе «Вьетнамская кошка»

Составил:

 педагог дополнительного

        образования  

первой  квалификационной

                               категории

Ардабьева Марина Викторовна

г. Выкса

2012г.

Аннотация

 Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Работа с ним доставляет удовольствие и радость.

В данной методической разработке представлен мастер – класс для педагогов по теме «Изготовление объёмной фигурки на каркасе  «Вьетнамская кошка». Эта методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования, занимающихся данным видом деятельности, а так же для педагогов образовательной области «Технология». С её помощью можно интересно и познавательно провести занятие, как для педагогов, так и для детей старшего школьного возраста (при некоторой адаптации). Содержание предлагаемой методической разработки позволяет углубить и расширить познания в области тестопластики.

Пояснительная записка

Поделки из теста — древняя традиция, но всё чаще им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Тестопластика не потребует почти никаких материальных затрат, ведь всё что потребуется, это соль, мука и вода.

На занятии педагоги смогут узнать интересные сведения из истории тестопластики, технологические тонкости по изготовлению солёного теста и создания изделий из него; научатся делать объёмное изделие на каркасе из проволоки и фольги.

Целью методической разработки является изучение технологии изготовления объёмных изделий из солёного теста.

Задачи:

  1. показать приёмы и методы работы с солёным тестом;
  2. познакомить с техникой выполнения игрушки на каркасе;
  3. обмен опытом среди педагогов.

Предлагаемая разработка выполнена в форме практического занятия с мультимедийной презентацией иллюстративного характера.

Материально-техническое обеспечение

  1. Проволока  
  2. Круглогубцы или плоскогубцы
  3. Фольга алюминиевая
  4. Мука пшеничная
  5. Соль «Экстра»
  6. Скалка
  7. Вода
  8. Стека
  9. Клей ПВА
  10. Кисть (белка №3)
  11. Баночка для воды
  12. Заготовка для шляпы
  13. Мочало, разрезанное на кусочки необходимого размера
  14. Иголка и нитка
  15. Щетина от кисти
  16. Тесьма, кружево
  17. Темпера или акрил
  18. Палитра
  19. Кисть (тонкая) для росписи
  20. Салфетки для декупажа
  21. Ножницы
  22. Кисть плоская (синтетика)
  23. Клей «Титан»
  24. Термо-клей
  25. Лак
  26. Полотенце или тряпочка  для рук
  27. «Пирамидки» из бумаги
  28. Ручки или фломастеры
  29. Анкеты

Методические советы на подготовительный период

При планировании занятия особое внимание необходимо обратить на поставленную цель, содержание занятия, форму подведения итогов. При подготовке к занятию всегда важно помнить обо всех этапах его проведения. Педагогу необходимо разработать подробный план-конспект и поэтапное описание хода занятия. Заранее подготовить учебно-методический комплекс: раздаточный и  наглядный материал.

Также педагогу нужно учесть некоторые технологические тонкости при работе с тестом и изготовлению изделий из него, подготавливая материалы и инструменты к занятию. Обязательно надо помнить о том, что соль должна быть мелкого помола, для быстрого растворения. Иначе, в готовом изделии будут выступать кристаллики и не получится сделать поверхность гладкой. Вода обязательно должна быть только холодная. Муку лучше брать недорогих сортов, без разрыхлителей, эмульгаторов и других добавок. Часто, кроме основных компонентов, добавляют и дополнительные составляющие, такие как крахмал, растительное масло, клей и т.д.

План занятия

  1. Вступительная часть: необходимые целевые установки, содержание занятия и его отдельных частей. (7мин)
  2. Демонстрационная часть: показать технологию работы. Комментирующая часть: пояснение наиболее важных элементов работы. (15мин.)
  3. Практическая работа. (Изготовление кошки и шляпы).(1час.30мин.)
  4. Подведение итогов. (10мин)

Ход занятия

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Сегодня я предлагаю вашему вниманию методическую разработку мастер-класса для педагогов по тестопластике «Изготовление объёмной фигурки на каркасе «Вьетнамская кошка»

Солёное тесто для лепки появилось много веков назад, и сейчас невозможно с точностью сказать, кто именно был первооткрывателем. Ещё в Древнем Риме, Древнем Египте и Древней Греции использовали различные рецепты солёного теста для изготовления религиозных статуэток. В Скандинавии и Германии уже несколько веков делают рождественские и пасхальные сувениры, используя этот материал. У индейских племён, такие фигурки приобретали мистический смысл, а в Китае, начиная, приблизительно с 16-17 веков лепили марионеток.

На Руси было принято дарить поделки из солёного теста на Новый год (отмечался тогда 1 сентября) и на свадьбы в знак сытости, плодородия и благополучия. Этот вид творчества прошёл через века и страны.

Лепить из теста очень интересно и достаточно просто. Самое главное, приложить немного терпения и фантазии.

Изделия из теста можно разделить на три категории:

  1. Плоские, которые вырезаются по шаблону.
  2. Полуобъёмные  с плоской задней стороной.
  3. И объёмные, трёхмерные фигуры.

Сегодня изделия из солёного теста широко используются в оформлении интерьера – это плоские и полуобъёмные панно и картины, эксклюзивные подарки и сувениры.

На сегодняшнем занятии мне бы хотелось познакомить вас с техникой выполнения игрушки на каркасе. Идея изделия заимствована из интернета, технология адаптирована к нашим условиям мной.

Этапы работы

 Весь процесс создания кошки можно разделить на три основных этапа:

  1. Создание исходной заготовки;
  2. Добавление деталей (коих совсем немного);
  3. Окончательное декорирование и роспись.

Прежде всего, нам понадобятся проволока,  круглогубцы или плоскогубцы и фольга. Скручиваем из проволоки примерный каркас будущей поделки. Проволоку, мы используем для увеличения прочности тонких элементов (шея, хвост).

Далее аккуратно оборачиваем каркас фольгой, стараясь придать ему  «кошачью» форму. Фольга нужна для уменьшения времени сушки работы и ее последующей деформации.

Начинать лучше с головы. Голова нашего кота немного вытянута по горизонтали поэтому нужно сформировать из фольги  небольшой  вытянутый комочек и затем прикрепить его к проволочному каркасу отдельным кусочком фольги не забывая сделать уши и шею. Можно попробовать сразу сформировать мордочку с ушами из куска фольги большего размера. Затем в основание туловища вложить  толстую «колбаску» из фольги и начиная от головы оборачивать шею и туловище отдельными кусочками фольги придавая форму кошки. Последним оборачиваем хвост. Помним, что хвост у основания должен быть толще.

Если результат нас устраивает, переходим к «оборачиванию» заготовки тестом. Ну а от того как вы «обернете» тестом готовый каркас, будет зависеть внешний вид будущего «шедевра». Поэтому не торопитесь.

Для этого кусок теста разминаем пальцами или раскатываем скалкой превращая в лепёшку толщиной примерно 3-4мм. На получившуюся лепёшку ставим каркас будущего кота и начинаем поднимать края теста, защипывая их и  постепенно оборачивая заготовку. Необходимо следить за тем, чтобы толщина теста была максимально одинаковой на всей поделке. Лишнее тесто аккуратно отрываем и откладываем в пакет. Края теста в местах соединения смачиваем водой. Выравниваем всю поверхность поделки, смачивая пальцы водой и заглаживая неровности и небольшие трещинки, если таковые имеются.

Далее приступаем к мордочке. На кошачью мордочку мы приклеиваем два шарика. Это – щеки! Сверху между щеками приклеим нос. Теперь глаза. Раз кот у нас вьетнамский, то и глазки должны быть – щелочки. Далее поработаем над улыбкой, приклеив под щеками маленький тонкий жгутик, стекой обозначим зубки. Получается милая улыбочка!

После того, как у нас получилось некое подобие кошки, слепим отдельно и добавим к задней части туловища две небольшие «колбаски», которые, немного сплющив и подправив стекой, превратим в задние лапы. Пальчики на лапках легко выполнить стекой.

Передние лапы я решила сделать немного стилизованными. Поэтому они получились слегка вывернутыми и угловатыми. Вы, в свою очередь, тоже можете поэкспериментировать с внешним видом. Лапки  я выполнила из длинных жгутиков, слегка сплющив их по всей длине. Пальцы выполняются так же, как и на задних лапах. Смачиваем водой бока передней части туловища нашего котика и аккуратно приклеиваем передние лапы, помогая себе стекой. Не забываем ладошки между собой тоже приклеить.

Чтобы выполнить усы и бородку, используем щетину со старой малярной кисти. Срезаем немного щетины и вставляем в щёки и подбородок протыкая тесто поглубже.

Фигурка кота готова. Теперь её нужно поставить на батарею дня на 3-4 для высыхания. После того, как фигурка высохнет, её можно будет раскрасить. Здесь вы можете проявить свою фантазию.

Чтобы акцентировать вьетнамские мотивы, предлагаю сделать нашей кошке  шляпу и оформить её в технике декупаж. Для шляпы склеиваем из плотной бумаги конус необходимого размера, раскрашиваем акриловой краской. Пока краска сохнет, вырезаем понравившиеся мотивы из салфеток. Затем приклеиваем их на высохшую шляпу клеем ПВА.

Вьетнамской кошке так же подойдёт и соломенная шляпа. Для её выполнения можно использовать мочало. Нарезаем мочало на короткие полоски длинной около сантиметра. И, начиная с внешнего края, наклеиваем их по кругу. Следующий, идущий выше, слой закрепляем «внахлест». Повторяем этот этап декорирования, пока конус полностью не покроется «соломкой». Для большей реалистичности, можно добавить еще один слой по краю изнутри, а можно внутреннюю часть шляпы раскрасить акриловой краской. Весь этот процесс достаточно долгий и кропотливый. Однако на опыте замечено – чем больше мы уделяем внимание мелким деталям, тем более качественным получается конечный результат.

Когда поделка высохнет, начинаем её раскрашивать. Я выбрала для своей кошки тёмно-золотую акриловую краску. Как только основной цвет высохнет,  из неширокой атласной тесьмы сделаем  воротничок.

Вернёмся к шляпе. Возьмем иголку с ниткой и, завязав на конце плотный узел, проткнем вершину шляпы. Теперь выходящую нитку приматываем к кончику хвоста. Чтобы она не разматывалась, сверху промажем нитку клеем (я использовала «Титан»), излишки нитки можно обрезать. Получилось, что шляпа, как бы, парит, не закрывая мордочку кошки. Хвост обматываем узкой тесьмой. Затем я раскрасила его всё той же золотой краской.

Вот, собственно, и все! Далее идет роспись. Узоры и орнамент – это дело личного предпочтения и вкуса. Поэтому не стану останавливаться подробно. Скажу лишь, что если вы уделите достаточно внимания мелким деталям, ваша работа будет смотреться более выгодно. Воспользуйтесь тонкой кисточкой, и не жалейте времени на миниатюрный узор.

Напоследок покрываем кошку лаком. По-моему получилось неплохо!

Методические советы на период проведения занятия

Тщательная подготовка – необходимое условие грамотного проведения мастер-класса. В процессе занятия необходимо уделить особое внимание на выполнение каркаса изделия, на толщину основной лепёшки из теста для оборачивания заготовки; на создание данного образа персонажа. В процессе выполнения работы можно предложить несколько вариантов оформления поделки (другое расположение передних лап, роспись, оформление шляпы). Для раскрашивания шляпы лучше использовать акрил, т.к. после высыхания он не пачкается и не свезётся при наклеивании элементов декупажа.

Литература

  1. Зимина Н. В. «Шедевры из солёного теста» – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2010
  2. Скребцова Т. О., Данильченко Л. А. «Мини-картины, панно, фоторамки» Ростов н/Д: феникс, 2008
  3. Лучия Пацци «Фантазии из солёного теста» - М.: Мой мир, 2008
  4. Интернет ресурсы: http://testoplastika.ru; http://solo-nebo.narod.ru; http://mykasol.blogspot.com/; http://www.hobbygirl.ru 

Рецепты солёного теста

Тесто для простых моделей:

200 гр. муки

200 гр. соли

2 ст.л. клея для простых обоев

125 мл воды

Крепкое тесто для крупных изделий:

200 гр. муки

400 гр. соли

125 мл воды

Крепкое тесто для плиток и плат:

200 гр. муки

400 гр. соли

2 ст.л. клея для простых обоев

125 мл воды

Тесто для тонких работ:

300 гр. муки

200 гр. соли

4 ст.л. глицерина (можно купить в аптеке)

2 ст.л. клея для простых обоев + 125-150 мл воды предварительно смешать

Советы (не вредные)

* Муку блинную (или с добавками) - НЕЛЬЗЯ (фигурки при высыхании поднимутся как хорошее тесто для пирогов и потрескаются)

* Соль Йодированную - НЕЛЬЗЯ (крупные вкрапления не растворяются, в последствие тесто не однородное - в крупинку)

* ВОДА - лучше всего ОЧЕНЬ ХОЛОДНУЮ, добавлять обязательно частями по 50 мл после каждого добавления вымешивать (связано с тем, что для разной муки, может понадобиться разное количество воды).

* Соль сначала перемешивается с мукой, а только потом в готовую массу наливают воду.

* Соленое тесто хранят в полиэтиленовом пакете или плотно закрывающемся контейнере. Соленое тесто из полиэтиленового пакета лучше доставать маленькими кусочками, так как комочки теста достаточно быстро покрываются корочкой и при раскатывании или лепке эти сухие корочки портят вид.

Инструменты и приспособления

Что же пригодится для творчества?

Да всё!!!

Всё, что есть на кухне или незаметно валяется по дому!

* В начале - самое необходимое:

Скалка, ножик или стека, расческа (незаменимый предмет, например делать корзинки)

Ещё незаменимый предмет обычная шариковая ручка и особенно СТЕРЖЕНЬ!

Замечательно разным концом стержня делать точки и дырочки различные узоры, дырки в сыре, глазки и многое другое...

* Для оформления поделок и для увлекательной игры с детьми пригодятся фигурные ножи для печенья или уже готовые фигурные наборы для пластилина.

* Теперь ищем по дому всё, чем можно сделать отпечатки, например: фигурные пуговки, заколки, мешковина, кружево, бусинки, колечки, детские игрушки, подставки от свечек на торт, ручки, вилки, у ручек ложек и вилок - бывают ажурные узоры, детские колготки - интересно печатаются, подошва обуви даёт интересный узор (один мой ученик придумал, правда здорово?), детали от миксера и многое другое ...

Сушка изделий

Часто задаваемый вопрос: Как сушить?

Сушить лучше всего на воздухе в естественных условиях,

но это долго, поэтому сушить можно в духовке, соблюдая несколько правил.

1. Духовка должна быть на минимальной температуре

2. Хорошо если сушка идет с приоткрытой крышкой духовки

3. Нельзя класть изделий в горячую духовку сразу, нагрев должен происходить постепенно. Так же как и вытаскивать изделие из духовки, лучше если оно остывает постепенно вместо с духовкой

4. Идеально производить сушку в несколько этапов: час посохло с одной стороны, перевернули поделку, сохнет с изнанки. Я ещё делаю перерывы между сушками, час сохнет в духовке - сутки сохнет само - потом опять часа полтора в духовке с обратной стороны.

5. Время сушки изделия зависит от толщины самого изделия

Окончательная отделка

Расписываем, покрываем лаком

Итак, наше изделие высохло! Что дальше?

1. Можно подрумянить в духовке, для естественного цвета.

2. Можно расписать красками.

* Какие краски использовать?

- Лучше густые, укрывистые - гуашь, акрил, темпера.

* Какой лак использовать?

Акриловый и художественный очень хорошо. Возможно и обычный строительный на водной основе для дышащих поверхностей т.е. для паркета или дерева.

Что-то случилось? Все можно исправить.

Вспучивание или потрескивание поделки из соленого теста происходит в двух случаях:

1. Не правильно подобранная мука. Чем она проще - тем лучше (без добавок)

Можно добавить в тесто ржаной муки (цвет будет более теплый и потрескиваний быть не должно) (например, стакан обычной + стакан ржаной , 1 к 1), 50 гр. крахмала - тоже придают тесту эластичность и не дают потрескаться. Я добавляю в тесто ложку клея ПВА (он тоже придает пластичность и не дает подняться)

2. Второй вариант почему трескаются изделия из соленого теста - не правильная сушка.

Конечно лучше всего сохнет само и долго, но это опять же именно - очень долго, а хочется побыстрее.

Можно сушить в три - четыре этапа, в духовке на самом минимуме и обязательно с открытой крышкой примерно по часу- полтора, потом перерыв часа на два - на три, или на всю ночь, поделка сохнет сама, а потом опять включаю духовку на минимум с открытой  крышкой.

Если потрескивание произошло после покраски, это означает что изделие не до конца просохло (изделие продолжает сохнуть и воздуху надо куда то деваться) поэтому трескается поверхность краски или лака.

Не торопитесь покрасить или покрыть изделие лаком, чтоб потом не жалеть и не переделывать.

* И ещё один момент если фигурки толстоваты (больше 7 мм) то после первого этапа, нужно с обратной стороны вынуть излишек теста (Рисунок есть в книжке у Ханановой, на страничке - в книжках)

* При сушке поделку необходимо поворачивать при каждом этапе сушки т.е. час сохнет лицевой стороной, отдыхает, на след этапе перевернули (если нужно вынули избишек теста) и сохнет уже обратной стороной.

* Всё что отваливается  замечательно и главное не заметно приклеивается клеем ПВА (только не канцелярским, а строительным). Держит - вечно

 Чтобы склеить между собой отдельные детали соленого теста для лепки, нужно просто смочить места соединения водой, для чего можно применить обычную кисточку, однако, если детали уже высушены, то соединять их следует с помощью ПУЛЬПЫ.

Как приготовить пульпу

Сухую смесь из соли и муки (либо крахмала, муки и соли) необходимо развести до консистенции теста для оладьев.

Также с помощью данного раствора, пульпы, можно провести реставрацию треснувших изделий из соленого теста. Для этого готовится густой раствор пульпы, наносится на места трещин на поделках, а остатки убираются с помощью стеки.

Самый главный предмет необходимый для творчества - это ВАША фантазия и ВАШИ руки!!!  

Желаю Вам удачи во всех начинаниях и творческого вдохновения!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Мастер-класс: "Изготовление головоломки"

При изучении раздела по обработке древесины на уроках Технологии ученики 5-х классов в числе стандартных учебно-практических заданий также выполняют творческие проекты по изготовлению гол...

Методическая разработка "Мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству "Изготовление цветов из нитей"

Методическая разработка "Мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству "Изготовление цветов из нитей"...

Методическая разработка мастер-класса по изготовлению русской народной куклы-оберега из хлопчатобумажных материалов "ХОЗЯЮШКА-БЛАГОПОЛУЧНИЦА" 2014 год

       Методическая разработка мастер - класса по изготовлению русской народной куклы оберега из хлопчатобумажных  материалов "Хозяюшка - благополучница" 2014 год ...

Методическая разработка мастер-класса. Тема: «Изготовление простых моделей самолетов из бумаги».

Мастер-класс: «Изготовление простых моделей самолетов из бумаги».Работа предназначена для детей от 7 лет и старше, педагогов и родителей.Назначение: украшение интерьера, подарок для родных и близких, ...

Методическая разработка мастер-класса для детей, родителей, педагогов «Изготовление коллажей из бросового материала в технике выкладывания под стекло»

Мастер-класс был разработан для участия в виртуальном педагогическом конкурсе «С большой любовью к своей малой Родине» в номинации «Сувениры». Тема: «Моя семья хранит пам...

Методическая разработка мастер-класса для детей, родителей, педагогов «Изготовление коллажей из бросового материала в технике выкладывания под стекло»

Мастер-класс был разработан для участия в виртуальном педагогическом конкурсе «С большой любовью к своей малой Родине» в номинации «Сувениры». Тема: «Моя семья хранит пам...

Методическая разработка мастер-класса для детей, родителей, педагогов «Изготовление флористических пейзажей в технике «Монотипия» на бумаге и ткани с использованием штампов из природного и бросового материала»

Данный мастер-класс был разработан и проведён как форма работы с детьми моего объединение «Рукодельница» в ходе подготовки к конкурсу детских работ «Творчество, традиции и современно...