Программа интегрированного, историко -экономического кружка «Тайфун»
учебно-методический материал по теме

Ли Наталья Витальевна

 

В данной работе представлена программа историко - экономического кружка "Тайфун". Актуальность программы заключается в том, она что  интегрированная, профилированная,   позволяет повысить интерес к изучению истории и экономики, правильно понять и анализировать  исторические и экономические особенности  "малой" Родины в контексте развития России. Учащиеся включаются в процесс исследовательской, творческой и проектной деятельности,  формируется авторская позиция учащихся, развиваются их способности и компетенции в образовательном процессе при интеграции учебных предметов: истории, экономики и специальных дисциплин при овладении профессиями "повар", "продавец".

Работа содержит:

1. Программу развития кружка.

2. План мероприятий на 2 года.

3.Методические разработки некоторых занятий по организации и реализации деятельности историко - экономического кружка

            Курс кружка призван также способствовать более успешной самореализации и социальной адаптации личности учащихся с помощью встреч с успешными выпускниками лицея, ветеранами Великой Отечественной войны, волонтерами Саммита 2012;  экскурсий на предприятия и экономические объекты города и края.

Целевая аудитория кружка рассчитана на учащихся 15-17 лет.

Программа составлена с учетом плана воспитательной работы лицея на 2011-2014 гг. и

рассчитана на 2 года.

            Данная программа историко – экономического кружка  предназначена учителям и преподавателям истории, экономики, специальных дисциплин по профессиям "повар", "продавец", а также классным руководителям при подготовке внеклассных занятий. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа

историко – экономического кружка

«Тайфун»

Автор- составитель:

преподаватель высшей квалификационной категории

 Н.В. Ли

Аннотация

на программу интегрированного историко-экономического кружка "Тайфун"

автора - составителя Н.В. Ли, преподавателя высшей квалификационной категории КГОАУ НПО "Профессиональный лицей № 45" г. Уссурийска

        В данной работе представлена программа историко - экономического кружка "Тайфун". Актуальность программы заключается в том, она что  интегрированная, профилированная,   позволяет повысить интерес к изучению истории и экономики, правильно понять и анализировать  исторические и экономические особенности  "малой" Родины в контексте развития России. Учащиеся включаются в процесс исследовательской, творческой и проектной деятельности,  формируется авторская позиция учащихся, развиваются их способности и компетенции в образовательном процессе при интеграции учебных предметов: истории, экономики и специальных дисциплин при овладении профессиями "повар", "продавец".

Работа содержит:

1. Программу развития кружка.

2. План мероприятий на 2 года.

3.Методические разработки некоторых занятий по организации и реализации деятельности историко - экономического кружка

        Курс кружка призван также способствовать более успешной самореализации и социальной адаптации личности учащихся с помощью встреч с успешными выпускниками лицея, ветеранами Великой Отечественной войны, волонтерами Саммита 2012;  экскурсий на предприятия и экономические объекты города и края.

Целевая аудитория кружка рассчитана на учащихся 15-17 лет.

Программа составлена с учетом плана воспитательной работы лицея на 2011-2014 гг. и

рассчитана на 2 года.

        Данная программа историко – экономического кружка  предназначена учителям и преподавателям истории, экономики, специальных дисциплин по профессиям "повар", "продавец", а также классным руководителям при подготовке внеклассных занятий.

 

Изучение истории идей 
с необходимостью предшествует 
освобождению мысли
.

Дж.М. Кейнс

История - сокровищница наших деяний,

свидетельница прошлого,

пример и поучение для настоящего,

предостережение для будущего.

М. Сервантес

                       

ПРОГРАММА

интегрированного,

историко -экономического кружка

«Тайфун»

Пояснительная записка.

        Одна из важнейших задач современного образования – показать ребятам единство окружающего мира. Для формирования целостной картины мира целесообразно использовать  межпредметные связи, с помощью которых учащиеся учатся видеть сходные законы и закономерности в развитии тех или иных процессов и явлений.

Данная программа интегрированного историко - экономического  кружка с учетом профилирования по профессиям "повар", "продавец" помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании. Преподаватель имеет возможность опереться на определенный круг интересов и увлечений учащихся, а также использовать профессиональные умения и навыки. При этом учитываются основные принципы современного образовательного процесса (принцип вариативности обучения, принцип интеграции, принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип развивающего обучения, принцип самостоятельности и творческой активности учащихся).

        Объект изучения: историческое и культурное наследие Приморского края,        

г. Уссурийска и КГОАУ "Профессиональный лицей № 45" в контексте экономики.

Реализация программы будет способствовать духовному, нравственному, историческому и экономическому воспитанию учащихся. Программа ориентирована на возраст учащихся 15-17 лет, определяет основные пути развития деятельности, позволяющие помочь формировать самоопределение  учащихся,  гражданскую ответственность за судьбу страны, края и родного города, развивать интерес к событиям мирового экономического уровня, повышать экономическую грамотность. При этом учитываются опыт и достижения прошлых поколений, современные проблемы и перспективы развития города и края.

        Актуальность программы заключается в том, что она интегрированная, профилированная,   позволяет повысить интерес к изучению истории и экономики, правильно понять исторические и экономические особенности  малой Родины. Учащиеся включаются в процесс исследовательской и творческой деятельности; формируются умения не только самостоятельно добывать  материал, но и умения грамотно его обработать, анализировать, а затем  применять на практике, представлять его в различных конкурсах,  на внеклассных мероприятиях, при составлении проектов, а также при изучении профилированных предметов и предметов спецциклов, при овладении навыками будущей профессии: "повар", "продавец".

 Курс кружка призван также способствовать более успешной самореализации и социальной адаптации личности при выборе дальнейшего жизненного пути.

Программа составлена с учетом плана воспитательной работы лицея на 2011-2015 гг.

Программа рассчитана на 2 года.

Цель курса: 

1. Приобщать учащихся к изучению истории Малой Родины и Российской Федерации.

2. Создавать условия для успешной творческой самореализации личности  в будущей профессиональной деятельности.

3. Воспитывать личность и Гражданина Российской Федерации с активной жизненной позицией.

4. Формировать патриотические чувства учащихся, гордость за выбранные профессии, толерантное отношение к культуре и истории других народов

5.  Повышать экономическую грамотность.

6.  Анализировать итоги Саммита АТЭС - 2012 в контексте перспектив развития России, Приморского края, г. Уссурийска и "Профессионального лицея № 45".

7. Помочь социальной адаптации учащихся на примере успешных выпускников лицея.

8. Развивать коммуникативные навыки общения.

По содержанию программа познавательная, уровень освоения программы углубленный.

Методические приемы:

Исследовательская деятельность.

Аналитическая деятельность.

Профессиональная деятельность.

Поисковая деятельность.

Организационная деятельность. (Организация и проведение экскурсий, тематических бесед,  конкурсов, встреч).

Индивидуальная работа с учащимися.

Методическая работа (составление сценариев игр, викторин, творческих отчетов).

Основные направления деятельности историко -экономического предметного кружка «Тайфун":

  1.  национально-региональный компонент;
  1.  «Наследие»- патриотический и духовно -нравственный аспект воспитания;
  2.  «Перспективы» - экономический   аспект воспитания;
  1. «Никто не забыт, ничто не забыто», поисковые методы при подготовке различных проектов.

Ожидаемые результаты:

          Ребята знакомятся с различными источниками информации, документами, Программами стратегий развития Приморского края, г. Уссурийска, ПЛ № 45.

Итогом 1 года является  выставка, на которой члены кружка готовят творческие отчеты по интересам. 

        В конце 2 года учащиеся самоопределяются в выборе раздела и проводят практические работы по ним (составляют планы экскурсий, занимаются поисково- исследовательской, аналитической и проектной деятельностью, показывают профессиональные мастер - классы). При проведении конкурсов, викторин, творческих заданий отмечаются все положительные стороны каждой работы и каждого учащегося, награждаются наиболее ценные и значимые работы.  

          Предполагается, что учащиеся научатся работать с дополнительным  материалом как историческим так и экономическим, семейным архивом, использовать и систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, давать свои обоснованные оценки событиям, локализовать исторические и экономические процессы и явления во времени, используя научную периодизацию истории.

        Программа предусматривает разнообразные формы проведения занятий:  изучение архивных документов, встречи с интересными людьми, составление генеалогического дерева семьи, анализ материалов периодической печати и ресурсов интернет. Вводятся различные формы и методы занятий: лекции, беседы, игры, викторины, опережающие задания по изучению дополнительной  литературы и архивного семейного материала, рефераты, экскурсии на предприятия и экономические объекты города и края..

Целесообразно использование проектной методики и мультимедийного комплекса.

Методы определения результативности:

 Предполагается разнообразный мониторинг навыков, умений, знаний и отслеживание уровня обучения на занятиях кружка через наблюдение, беседы и встречи, анкетирование, участие в конкурсах различного уровня, проведение экскурсий, проектная деятельность.

План работы по программе: 1 год работы – 2011-12 учебный год;

2 год работы - 2012-13 учебный год.

Время проведения 1 занятия – 1,5 часа

Условия реализации программы:

- активизация работы кружка "Тайфун";

-  проведение экскурсий, в том числе и на производство;

- организация встреч с интересными людьми;

- организация поисковой и исследовательской работы по сбору материалов,

- пополнение комплексно – методического обеспечения кабинета истории и экономики,       музейного уголка;

- публикация материалов на сайте лицея.

- сотрудничество с социальными партнерами КГОАУ "Профессиональный лицей № 45"

- социальная адаптация учащихся лицея;

- практическая направленность.

Кружок имеет свою эмблему.

Эмблема  «ТАЙФУН»

Описание эмблемы: Эмблема представляет собой круг, состоящий из двух половинок: красной и жёлтой, разделённой пополам синей полосой с названием кружка «Тайфун» и изображением буревестника.

Красный цвет – символ мужества, силы, труда, красоты.

Синий цвет – символ красоты, мягкости, неустрашимости.

Жёлтый (золотой) цвет – традиционный цвет  КГОАУ "Профессиональный лицей № 45", символ урожая, богатства, стабильности.

Звезда – символ вечности превосходства, постоянства, защиты

Буревестник – символ свободы.

Тематическое планирование (20 занятий)

Тема занятия

Кол-во часов

1

Вводное занятие. Планирование работы кружка с учетом пожеланий учащихся.

Знакомство кружковцев с планом работы.

Участие в городском митинге, посвященном окончанию  Второй мировой войны.

ежегодно

2

С днем рождения, любимый город!

Участие в праздничном театрализованном шествии, посвященном "Дню рождения Уссурийска"

Проведение викторины «Люби и знай свой край». (Приложение 1).

ежегодно

3

Встреча с выпускниками ПЛ № 45 «Твое будущее в твоих руках». Экскурсия на предприятия - социальные партнеры КГОАУ "Профессиональный лицей №45"

1

4

Презентация проекта « К 1150 –летию образования Российского государства». (Приложение 2).

1

5

Беседа "История возникновения Саммита стран АТР".

Повар - шоу "Знакомство со странами АТР" (представление экономики, традиций, обычаев и блюд национальной кухни).

1

6

Урок Мужества.

Встреча с участниками афганской и чеченских войн, событий на о. Даманский.

1

7

Сбор материала по теме «Юнги огненных рейсов».

Встреча с И.С. Щур – юнгой- поваром в годы Второй мировой войны (Приложение 3).

1

8

Презентация проекта «Приморье и Саммит АТЭС 2012. Перспективы развития». Экскурсия во Владивосток. (Приложение 4).

1

9

Проведение историко-экономической  игры «Путешествие по родному Уссурийску».

1

10

Проведение фотовыставки, посвященной Дню рождения Уссурийска

 "Я и мой город".

1

11

Презентация «История «Профессионального лицея № 45 г. Уссурийска».

1

12

Экскурсия на о. Русский:  "Саммит 2012 - уже новейшая история России!"

Рассказ учащихся ПЛ № 45, волонтеров Саммита-2012 во Владивостоке - Лобецкого М. и выпускника лицея 2012 - Васина Р.

1

13

Конкурс рефератов «Мои родственники в годы Великой Отечественной войны», (о ветеранах войны и труда).

ежегодно

14

Презентация проекта «Почетные граждане г. Уссурийска».

1

15

Пополнение музейного уголка экспонатами.

1

16

Презентация проекта «История лицея в лицах и судьбах выпускников».

1

17

Встреча с ветераном Великой Отечественной войны Кузьминым В.А.

1

18

Участие в городском митинге, посвященном Дню Победы.

Поздравление ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Вручении кондитерской продукции, выпускаемой в лицее.(Совместно с волонтерским движением).

ежегодно

19

Презентация «Мы – будущее Приморского края».

Профессия   "повар": «Ресторанный  бизнес Приморского края», ( с показом мастер – класса).

Профессия  "продавец": «Торговое и экономическое развитие Приморского края», (с приглашением выпускников лицея по данной профессии).

1

20

Итоговое занятие.

1

Приложение №1

Занятие №2  

Викторина "Люби и знай свой край"

Ход мероприятия

Мероприятие начинается песней «Уссурийский вальс» на фоне гербов Уссурийска, Приморского края, Российской Федерации и государственного флага страны.

Ведущие – преподаватели общественных дисциплин.

 Звучит стихотворение Людмилы Бондарь – уссурийской поэтессы

 «Милый сердцу край»:

Не причудливо заморский, а волшебный рай –

Русский, нашенский, Приморский, милый сердцу край.

С Уссурийскою тайгою, где тигриный ход,

Где женьшень укрыт листвою, где косуль полет!

У Ханки зарею встречала, а она, дразня, увлекая, открывала,

Тайны для меня.

Вдруг сазан, сверкнув спиною, ярко, как хрусталь,

Изогнулся над водою и умчался вдаль.

На манящей синей глади лотос – царь цветов –

Уронил седые пряди в водяной покров…

Дорог с детства край Приморский – Родина моя.

Наш чудесный, не заморский – русская земля!

Затем представляется состав  жюри игры.

Ведущие приглашают на сцену финалистов игры – победителей 1 тура, места занимаются согласно предварительной жеребьевке.

Во время игры  на проекционном экране идет фон - видеофильм «Уссурийск из прошлого в настоящее» (без звукового сопровождения).

Викторина «Люби и знай свой край»

1 гейм

  1. В каком веке на Дальнем Востоке появились  русские люди? (17 в.).
  2. Назовите имена первопроходцев Приамурья и Приморья? (Е.П. Хабаров, Г.И. Невельской, Поярков и др.).
  3. Офицеры какого фрегата в 1854 г. Подробно описали западную часть залива Петра Великого? (фрегата «Паллада»)
  4. Какой военный пост, будущий город был основан в 1860 г.? (Владивосток).
  5. Кто из исследователей впервые пересек неисследованный хребет Сихоте – Алинь? (Михаил Иванович Венюков).
  6. Именем какого географа, этнографа, путешественника назвали дикую лошадь в Приморье? (Н.М. Пржевальского).
  7. Имя  какого путешественника – писателя носит один из городов Приморского края? ( В.К. Арсеньева).
  8. С каким субъектом России Приморье граничит на севере? (С Хабаровским краем).
  9. Когда Указом Президиума Верховного Совета СССР Дальневосточный край был разделен на 2 – Хабаровский и Приморский? (20 октября

    1938 г.).

  1. Из каких частей состоял вначале Приморский край? ( Из Приморской и Уссурийской областей, а 5 июня 1939 г. – ликвидация отдельной Уссурийской области, все районы подчинили краю).
  2. Когда Владивосток стал столицей, центром Приморского края? (20 октября 1938 г.)
  3. Каково расстояние от Москвы до Владивостока? (9302 км).
  4. Какой город – курорт на Черном море находится на одной широте с Приморьем? (Сочи).
  5. Сколько городов    в крае по административно – территориальному устройству? (более 10)
  6. Назовите их. (Владивосток, Уссурийск, Находка, Арсеньев, Артем, Партизанск, Спасск – Дальний, Фокино, Большой Камень, Лесозаводск, Дальнегорск).
  7. Какие названия были у г. Уссурийска ранее? (1866 г. – с. Никольское, 1897 – г. Никольск – Уссурийский, с 1935 г. – г. Ворошилов, с 1957 г. – г. Уссурийск).
  8.  Как называется самая крупная гора края? (гора Облачная, 1856 м над уровнем моря, остальные 800-1000 м.)
  9.  Назовите известные курорты около минеральных источников в Приморском крае? («Шмаковка», «Ласточка»).

2 гейм

  1.  В каком пригороде г. Владивостока расположено много санаториев, курортных мест? (Садгород).
  2.  1/5 территории края не горы, а равнины и низменности. Назовите самую большую равнину в Приморье. (Приханкайская).
  3.  Какая крупная река Приморья, пройдя путь около 600 км, впадает в Амур? (р. Уссури).
  4.  Как по - разному  называют крупнейшую реку в южном Приморье? (Суйфун или Раздольная).
  5.  Самое крупное озеро Приморья – это  (Оз. Ханко).
  6.  Сколько в Приморье заповедников? (6)
  7.  Чье имя носит Уссурийский заповедник? (Академика Владимира Леонтьевича Комарова).
  8.  Когда был основан Уссурийский заповедник? (1932 г.)
  9.  Как называется уникальный заповедник Приморья, расположенный на юге края в Хасанском районе? (Дальневосточный морской морской заповедник).
  10.  Какой водный цветок, реликтовое растение, охраняется законом? (Лотос).
  11.  Как по – другому называют реликтовое дерево – бархат? (Пробковое).
  12.  Какое редкое лекарственное  растение своими корнями напоминает фигуру человека? (Женьшень).
  13.  Как в народе называют кустарник рододендрон Шлиппенбаха? Он цветет крупными розовыми цветами ранней весной. (Багульник).
  14.  Какое дерево ценной породы дает своими семенами хороший корм для диких кабанов? (Дуб).
  15.  В каком году в Приморье пройдет форум АТЭС? (2012 г.).
  16.  Расшифруйте АТЭС. (Азиатско – Тихоокеанское экономическое сообщество).
  17.  Какие страны входят в АТЭС кроме России? (Всего 21 страна: Австралия, Бруней, Вьетнам, Канада, КНР, Индонезия, США, Чили, Филиппины, Япония, Мексика, Перу, Сингапур и др. страны АТР).
  18.  Назовите 3 крупных предприятия г. Уссурийска (ЛРЗ, «Водоканал», «Родина» и др.).
  19.  Назовите 3 крупных торговых предприятия  в г. Уссурийске («Бальзам», «В – Лазер», «5+»),
  20.  Какова численность населения в Приморском крае? (примерно 2 млн. чел.).
  21.  Численность в г. Уссурийске (примерно 170 тыс. чел.).
  22.  Когда было начато строительство Транссибирской  ж/д магистрали на Дальнем Востоке?  (1891).
  23.  Что было взорвано большевиками в Уссурийске в 1932 г., ныне находится штаб 5 армии? (Никольский Собор).
  24.  В музее ДОРА есть панорама боя в период Великой Отечественной войны. В этом бою участвовал наш земляк. Его именем названа улица в нашем городе. Кто это? (Ивасик М.А.)

3 гейм

  1.   Назовите единственный горный хребет Приморского края? (Сихоте – Алинь).
  2.  Назовите первую улицу с. Никольское. (Астраханская, ныне – Сибирцева).
  3.  Старое название ул. Краснознаменная (Большая или Никольская).
  4.  Единственный памятник эпохи государства Бохай в нашем городе. (каменная черепаха).
  5.  Как называется фирменный электропоезд Уссурийск –

Владивосток ? («Уссурочка»).

  1.  На каком острове во Владивостоке развернулось строительство к форуму АТЭС (о. Русский).
  2.  Какой крупный учебный центр – образовательное учреждение планируется создать на о. Русский  (Дальневосточный федеральный университет).
  3.  За сколько часов сможете доехать по будущей ж/д скоростной магистрали Уссурийск – Владивосток?  (за 1 час).
  4.  Какой альтернативный вид топлива – замена углю появится в приморье к 2012 г?  (Газ).
  5.  Из каких 3 городов будет создан мегаполис «Большой Владивосток» в будущем? (Владивосток – Уссурийск – Артем).
  6.  Какой вид черепахи,  обитающей в Приморском крае, занесен в Красную книгу? (Кожистая).
  7.  Как называлась торговая компания, в центре старого Уссурийска в нач. 20 века?  (Кунст и Альберс).
  8.  Какие «малые» народности проживают на территории Приморья? (Удэгейцы, тазы, нанайцы, орочи).
  9.  Какой город Приморья занимает 22 место по загрязненности в России? (Уссурийск).
  10.  Назовите ФИО действующего губернатора Приморья. (В.В. Миклушевский).
  11.  Сколько представительств иностранных государств находится в Приморском крае?  (8)  (Австралия, Индия, Ю.Корея, Филиппины, КНДР, США, Вьетнам, Япония).
  12.  Назовите фамилию первого генерал – губернатора Восточной Сибири? (Муравьев – Амурский Н.Н.).
  13.  Любимое место отдыха горожан – парк «Зеленый остров» был устроен в 1906 г. Кем? (Юргенсоном).
  14.  В честь какого генерал – губернатора Приамурья была названа в к. 19 – нач. 20 века современная ул. Некрасова?  (Унтербергеровская).
  15.  Назовите два самых старейших высших учебных заведения в Уссурийске? (ПГСХА, УГПИ - теперь -ДВФУ).
  16.  Назовите трех животных, обитающих на территории Приморья, занесенных в Красную Книгу?  (Тигр амурский, леопард, белогрудый медведь).
  17.  Назовите три самых крупных порта Приморского края (Владивосток, Находка, Зарубино).
  18.  Назовите старейшее судоремонтное предприятие г. Владивостока? (Дальзавод).
  19.  Какое животное изображено на гербе Приморского края? (Тигр).
  20.  Как называлось первое судно поселенцев, основавших Владивосток? («Манджур»).

4 гейм

  1.  Сколько зарубежных городов – побратимов у г. Владивостока? (8).
  2.  Какое количество в Приморском крае проживает наций и народностей…(более 110).
  3.  Где находится самая восточная в России астрономическая обсерватория? (С. Горнотаежное).
  4.  Назовите фамилию известного исследователя Дальнего Востока, автора повести «Дерсу Узала». (Владимир Клавдиевич Арсеньев).
  5.  Кто из российских царей посетил Приморье и Уссурийск? (Николай Второй).
  6.  Назовите с какими 2 государствами граничит Приморский край на суше? (КНР, КНДР).
  7.  Назовите первую в мире женщину – капитана дальнего плавания, Героя Социалистического Труда, жившую в Приморском крае? (Анна Ивановна Щетинина).
  8.  Главная улица г. Уссурийска? (Ул. Некрасова).
  9.  Назовите ФИО действующего мэра г. Уссурийска. (Сергей Поликарпович  Рудица).
  10.  Сколько учреждений начального профессионального образования насчитывается в г. Уссурийске? (3).
  11.  Назовите трех Почетных граждан г. Уссурийска (Вайнула, Якимович, Шевченко).
  12.  Старейшая газета г. Уссурийска - («Коммунар»).
  13.  Главная улица г. Владивостока - (Светланская).
  14.  Одним из побратимов г. Уссурийска в КНР является -  (г. Муданьцзян).
  15.  Назовите трех Героев Советского Союза, участников Великой Отечественной войны, проживавших в нашем городе? (Денисенко С.П., Якимович Н.К., Ивасик М.А., Рогожников Ф.В., Соловьев Т.И.).
  16.  Назовите фамилию известной уссурийской художницы, носящей почетное звание «Заслуженный художник РФ». (О. Никитчик).
  17.  Сколько лет исполнилось нашему училищу ? (С 1972 г. – 36 лет).
  18.  Назовите фамилию первого директора ПУ № 45. (Малеева В.).
  19.  На какой улице расположено наше училище? (Ул. Чичерина).
  20.  Назовите  ФИО ныне действующего директора  училища? (Людмила Павловна Семенихина).
  21.  Представителей какой профессии готовило наше учебное заведение в начале своей деятельности? (Продавцы).
  22.  Какая профессия была открыта в 2006 г.? (Коммерсант в торговле).
  23.  Назовите фамилию известной уссурийской поэтессы. (Людмила Бондарь).

5 видеогейм «Где эта улица, где этот дом?»

Используется мультимедийная презентация. Звучит вопрос по краеведению, а на экране появляется слайд с изображением.

Слайд №1

Что это за историческое здание и где оно находится? (Кафе «Глория», ул. Ленина, ранее – иллюзион Никитина)

Подведение итогов членами жюри, награждение участников финальной игры «Знаток родного края».

Список литературы

  1. Александров В.А. «Россия на Дальневосточных рубежах» (Вт. пол. 17 в.), изд. Владивосток, 1992 г.
  2. Алексеев А.И., Морозов Б.Н. «Освоение русского Дальнего Востока кон. 19-1917 г.», М., «Наука», 1989 г.
  3. Альбом «Уссурийцы – Герои Советского Союза»
  4. Атлас Приморского края, издательство Владивосток, 1997 г.
  5. Белоусов И.Е. «Адрес подвига – Дальний Восток», Хабаровское книжное издательство, 1974 г.
  6. Большаков И.И. «Приморье сегодня и завтра», Владивосток, ДВ книжное издательство, 1968 г.
  7. Бондарь Л. «Стихотворения», Уссурийск 2004 г.
  8. «География Приморского края», учебное пособие, Издательство «Уссури», Владивосток, 1997 г.
  9. Голованов В.Д. «Заповедники Дальнего Востока», М., «Мысль», 1985 г.
  10. Деревянко А.П. «Книга Памяти защитников отечества, погибших в годы Великой Отечественной войны  1941-1945 гг», Владивосток, ГИПК «Дальпресс», 1995 г.
  11. «История российского Приморья», учебное пособие, Владивосток, Дальнаука, 1998 г.
  12. Казьмин В. «Морская нива. Природа Дальнего Востока» Владивосток, ДВ книжное издательство, 1989 г.
  13. Матвеев Н.П. «Краткий исторический очерк г. Владивостока», Владивосток, издательство «Уссури», 1990 г.
  14. Материалы периодической печати, уссурийская газета «Коммунар», 2001-2008 гг.
  15. Муравин Ю. «Приморье», ДВ книжное издательство, Владивосток, 1979 г.
  16.  Окладников А.П. , Деревянко А.П. «Далекое прошлое Приморья и Приамурья» ДВ книжное издательство, Владивосток, 1973 г.
  17. Сафронов Ф.Г. «Тихоокеанские окна России», Хабаровское книжное издательство, 1988 г.
  18. Стоценко А.В. «По родному краю» (Хрестоматия), ДВ книжное издательство, 1973 г.
  19. «Уссурийску 125 лет», Владивосток, издательство Дальневосточного университета, 1991 г.
  20. Цеханский К.в. «Колумбы земли русской», Хабаровское книжное издательство, 1974 г.
  21. Чашкова В. «Приморский край. Административно – территориальное деление на 1 сентября 1973 г.», ДВ книжное издательство, Владивосток, 1974 г.

Электронные сайты

  1. http://www.primorsky.ru/adms/symb/
  2. http://ru.wikipedia.org/wiki

Приложение 2

Занятие №4  

" К 1150-летию образования Российского государства"

Ход мероприятия.

План

  1. Символы России.
  2. Основатель 1 династии Руси - Рюрик.
  3. Первые русские князья.
  4. Крещение Руси.
  5. История возникновения герба России.
  6. Великие деятели и воины России.
  7. Новые символы новой России. Экономика Приморского края.
  8. Викторина.

                           Какое прекрасное имя - Россия!
                                  Мы с именем этим добрей и сильней.
                                       В нём ветер надежды и дни фронтовые,
                                 И шорох берёз, и печаль журавлей.

                                Проходят года над моею страною.
                                   Проходят года над великой судьбой,
                                      И если мы в жизни чего-нибудь стоим,
                                           То лишь потому, что мы сердцем с тобой!

(А. Дементьев)

Вступительное слово преподавателя:

Слайд 1 «Название мероприятия»

В 2012 году Россия отмечает  знаменательную дату – 1150 –летие со дня образования российской государственности.

По всей стране проходят мероприятия, посвященные этой знаменательной дате. Наше учебное заведение также не осталось в стороне и сегодня мы с вами совершим краткий экскурс в историю России с древнейших времен до сегодняшних дней.

 Ведущий

Слайд 2 «Символы России»

     Каждое государство имеет собственную символику: герб, гимн и флаг.  Именно эти признаки указываются на всех важных документах, печатях, эмблемах.


Слайд 3 «Флаг РФ»        

     Официально бело – синий- красный флаг был утвержден в 1896 году,

когда короновался последний российский император Николай Второй.

Белый цвет означает мир, чистоту, непорочность.

Синий – цвет веры, верности и постоянства.

Красный – символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.

     21 августа 1991 года Верховный совет России постановил, считать

«исторический флаг – полотнище из равновеликих горизонтальных….

белой, лазоревой и алой полос…официальным национальным флагом

Российской Федерации»

Слайд 4 «Герб России»

  Современный герб Российской Федерации – двуглавый орел официально

стал гербом 30 ноября 1993 года,  когда Президент РФ Б.Ельцин подписал

Указ «О государственном гербе РФ». На гербе изображен покровитель

воинов – святой Георгий Победоносец. В лапах орел держит символы

власти – скипетр и державу.

Слайд 5 «Гимн»

     Гимн – торжественная песня, особое музыкальное произведение,

отличающееся широкой, легко запоминающейся мелодией, размеренным

маршевым ритмом и величавостью музыки. Утвержден современный

Гимн Указом 25 декабря 2000 г.

Звучит Государственный гимн Российской Федерации. Учащиеся встают.

Слайд 6 «Первый князь Руси – Рюрик»

Согласно самой древней русской летописи, дошедшей до наших дней

«Повести временных лет», первым князем Руси стал Рюрик из варяжского племени, он и основал 1 династию русских правителей  - Рюриковичей. Слайд 7 «Генеалогическое древо династии Рюриковичей».

Слайд 8 «И сел Рюрик княжить в Новгороде».

Слайд 9 «Княжение брата Рюрика – Синуса на Белоозере».

Слайд 10 «Княжение третьего брата – Трувора в Изборске».

Слайд 11 «И от тех варяг прозвалась Русская земля».

Слайд 12 «Отрывок из летописи «Повесть временных лет о призвании Рюрика на княжение».

Слайд 13 «Портрет князя Олега 879-912»

     Вторым князем Руси после смерти Рюрика стал воевода Олег. Он расширил и укрепил новое государство – Русь и в 882 году провозгласил Киев «матерью городов русских», сделал Киев столицей государства.

Слайд 14 «Портрет княгини Ольги  945-962».

     Княгиня Ольга вошла в историю Руси как первая женщина – правительница и первая, принявшая официальную религию – христианство.

Слайд 15 «Портрет Владимира Крестителя 980-1015».

    Внук Ольги, кн. Владимир  «огнем и мечом»  крестил страну.  В 988 году христианство становится официальной религией Руси.

Слайд 16 «Ольга и Владимир – христиане».

     Шло время, молодое государство Русь переживало лихие годы, войны, расцвет и раздробленность, 240 – летнее монгольское иго. Русичи всегда славились своими замечательными воинами. Многие из них вошли в историю нашего государства, и мы с вами помним их подвиг во имя страны и народа.

Слайд 17 «Портрет Александра Невского»,

Слайд 18 «Памятник Александру Невскому».

     Князь Новгорода Александр отстоял независимость Северной Руси, дважды разгромил крестоносцев и получил прозвище «Невский» и было ему всего 18 лет. За его подвиги потомками установлен памятник в г. Новгороде.

Слайд 19 «Портрет Дмитрия Донского».

Слайд 20 «Памятник Дмитрию Донскому и дружине на поле Куликовом».

1380 год – Русь попыталась освободиться от монгольского владычества на поле Куликовом. Вел русское войско московский князь Дмитрий, получивший прозвище «Донской».

За свои ратные подвиги Александр Невский и Дмитрий Донской были причислены церковью к лику святых.

Слайд 21 «Портрет Ивана III».

    При Иване III Россия была освобождена от монгольского ига и восстановила свой суверенитет в 1480 году. Вскоре Иван женился на последней византийской принцессе – Софье Палеолог и вместе с ней из Византии пришел герб – двуглавый орел. Одна голова герба смотрит на Запад, другая – на Восток, что символизирует могущество России.

Слайд 22 «Памятник Ивану III – основателю Русского государства».

Слайд 23 «Потрет Михаила Романова».

Слайд 24 «Генеалогическое древо Романовых».

     В 1597 году прекратилась династия Рюриковичей. И началась великая Смута на земле русской. Продолжалась Смута до тех пор, пока в 1613 году был избран новый царь, основатель второй династии в истории российского государства – Михаил Романов 1613-1645.

Слайд 25 «Портрет основателя Российской империи Петра Первого».

     Первый в истории России император Петр Первый. Основал г. Санкт – Петербург, превратил  страну в мощную морскую державу, прорубил «окно в Европу».

Слайд 26 «Портрет последнего императора России – Николая II».

     300 лет  правила  2 династия Романовых. Последний император был свергнут в 1917 г. Россия перестала быть монархией.

Слайд 27 «1941-1945»

    1941-1945 –трагическая страница истории России. Великая Отечественная война. Вся страна поднялась на борьбу с фашизмом.

Звучит песня «Вставай страна огромная».

1418 дней и ночей. 27 миллионов жизней унесла война. Нет в России семьи, которую бы не затронула война.

Слайд 28 «Народ – победитель».

    Но народ и страна сумели  отстоять свою независимость  и доказать, что мы непобедимы!

Слайд 29 «Символы СССР 1924-1991»

     С 1924 по 1991 год  существовало государство – Союз Советских социалистических республик. Сокращенно – СССР. В него входили 15 республик. Такими были символы прошлой ушедшей эпохи – герб и красный флаг.

Слайд 30 «Начало новейшей истории России»

     Время доказало несостоятельность СССР – государство распалось. С 1991 года начинается новейшая  история  России.

Слайд 31 «Первый Президент России – Б. Ельцин»

     Первым  Президентом России становится Борис Ельцин – 1991-1999. Россия становится демократическим государством. В стране впервые проходят выборы в парламент.

Слайд 32 «Возрождение российского парламентаризма».

     1993 год – возрождение российского парламентаризма. Возобновляется деятельность законодательного собрания страны – Государственной Думы. За места ведут борьбу множество партий. В 1993 году была принята ныне действующая Конституция.

Слайд 33 «Фотография В.В. Путина»

     Второй Президент  РФ – В. В. Путин – 2000-2008.  Россия укрепляет свой авторитет на международной  арене, ищет новых союзников в странах АТР. Президент берет курс на консолидацию общества, сохранение единства России. Ведется систематическая борьба с терроризмом и экстремизмом.

Слайд 34 «Фотография Д.А. Медведева».

     Нынешний Президент РФ – Д.А. Медведев продолжает курс, начатый В.В. Путиным. Возрождается патриотизм, чувство причастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа, бережное отношение к истории своей страны и своей малой родины,  личная ответственность за становление гражданского сознания, за судьбу страны.

Слайд 35 «Выборы -2012»

     4 декабря 2011 года прошли Выборы в Государственную Думу России.

4 марта 2012 года состоятся выборы Президента Российской Федерации. Каждый гражданин должен сделать свой выбор, выбор в пользу будущего себя, своей семьи, города и страны.

Слайд 36 «Герб и флаг Приморского края».

     Субъект Российской Федерации - Приморский край был образован в 1938 году. Включает в себя  12 городских округов и 22 муниципальных района. Сегодня в нем проживает ок. 2 млн. жителей 117 наций и народностей. Приморский край – восточные морские и сухопутные ворота России.

Приморский край является одной из наиболее динамично развивающихся дальневосточных регионов России.

Доля края в экономике России: территория — 1%, численность постоянного населения — 1,4%, среднегодовая численность занятых в экономике — 1,4%. Улов рыбы и добыча морепродуктов составляет 21,2% общероссийского объема, добыча угля — 4%, производство цемента — 4%, грузооборот транспорта общего пользования — 1%.

В январе—августе 2009 года среди субъектов Российской Федерации Приморский край по рейтингу уровня заработной платы работающих занимает 20 место, объему инвестиций в основной капитал — 19 место, темпам роста промышленного производства — 23 место, в том числе в добыче полезных ископаемых — 11, обрабатывающем секторе — 25 место.

Доля края в экономике ДФО: территория — 2,7%, численность постоянного населения — 30,8%, число предприятий и организаций — 36,3%, оборот организаций — 31,1%.

Приморский край занимает второе место среди регионов Дальневосточного федерального округа по объему валового регионального продукта, формируя около 1% ВВП России; 20,4% ВРП Дальневосточного федерального округа.

По данным Росстата, за 2001–2008 годы объем ВРП Приморского края увеличился в сопоставимых ценах — 1,5 раза, среднегодовой прирост составил — 5,2%.

По экспертной оценке, в 2008 году ВРП составил 321,8 млрд. рублей, рост 106,6% к уровню 2007 г., в 2009 году ожидается рост 101,5% к 2008 году.

Слайд 37-39 «Объекты к Саммиту АТЭС 2012»

     У нашего региона большое будущее.  В 2012 году во Владивостоке будет проходить Саммит стран АТЭС. Впервые Приморье будет принимать множество гостей. Сегодня строятся объекты государственного значения: ДФВУ на о. Русский,  3 моста, дороги, океанариум, международный аэропорт, современный медицинский центр, гостиницы.  После проведения Саммита все объекты будут переданы в пользование жителям края.

Слайд 40 «Герб Уссурийска».

Мой город - небольшой, в таежной стороне,
Он от Москвы действительно не близко…
Но я его люблю, по сердцу стал он мне,
Зовется этот город Уссурийском.
           Город Уссурийск основан в 1866 году, в этом году ему исполнилось 145 лет. По меркам истории город молодой, его жизнь только начинается.

Символ нашей малой родины – герб  Уссурийска. Около него любят фотографироваться молодожены.  Будущее нашего города зависит от его жителей, от семей, что в нем рождаются.

     История семьи, региона, города складывается в историю страны.

Учащимся было дано задание: попробовать с помощью преподавателей истории и информатики составить генеалогическое древо своей семьи. С данным заданием справилась лучше всех учащаяся 274 группы Тергушева Полина.

Слайд 40-43 «История и генеалогия семьи Тергушевых».

    Тергуш  в переводе с тюркского означает «раб». Скорее всего  предки Полины были, когда –то рабами у тюрков, потом они стали свободными на Руси, но прозвище сохранилось, отсюда и произошла фамилия.

 Свою родословную семья ведет более 100 лет. Много поколений выросло за это время. Семья пережила  революции, гражданскую войну и Великую Отечественную. Прадед Полины- Казаков Василий Федорович погиб в 1944 году под Мурманском. В 1945 году посмертно был награжден орденом Красной Звезды. Прабабушка – Матрена Михайловна – ветеран труда. А Полина успешно осваивает сегодня  профессию " повар, кондитер" в «Профессиональном лицее № 45» г. Уссурийска.

Заключительное слово преподавателя.

     Мы с вами совершили небольшой экскурс в историю образования российской государственности, вспомнили историю Приморского края, Уссурийска, отдельной семьи, проживающей на территории нашего города. Я надеюсь, что сегодня  вы открыли для себя много интересных фактов, посвященных истории и экономике государства Российского, Приморского края и г. Уссурийска.

И в заключении  предлагается ответить на вопросы викторины. Победителей ждут сладкие призы. За правильный ответ зрители получают жетон.

Вопросы викторины

  1. Сколько правящих династий было в истории России? (2).
  2. Когда впервые официально в России появляется трехцветный флаг?(1896).
  3. Как звали первого князя Руси? (Рюрик).
  4. Какой святой изображен на гербе России? (Георгий Победоносец).
  5. Назовите авторов современного гимна России  (Музыка – А. Александрова, слова – С. Михалкова).
  6. Что держит в лапах геральдический орел на гербе РФ? (Державу и скипетр).
  7. Кто из князей провозгласил Киев столицей Руси? (Олег).
  8. Как называется самая древняя летопись, дошедшая до наших дней? («Повесть временных лет»).
  9. Назовите имя первого человека  на Руси принявшего христианство? (Ольга).
  10.  988 год - …(Принятие христианства Русью).
  11.  Из какой страны в Россию пришел герб? (Византия).
  12.  Назовите имена и прозвища средневековых   князей – воинов Руси, причисленных к лику святых (Александр Невский, Дмитрий Донской).
  13. При каком князе у России появляется герб? (Иване III).
  14. Как звали царя – основателя второй династии в России? (Михаил).
  15. Назовите 2 династию в России. (Романовы).
  16. Как звали последнего императора России, свергнутого в 1917 г.? (Николай II).
  17.  Кто из Президентов России подписал Указ «О государственном гербе»? (Б. Ельцин).
  18.  Какое животное изображено на гербе Приморского края? (Тигр).
  19.  Сколько наций и народностей проживает в Приморском крае? (117).
  20.  Сколько лет г. Уссурийску? (145).
  21. Что изображено на гербе г. Уссурийска? (Сноп колосьев и серп).
  22.  Какое событие мирового масштаба ожидает Владивосток и Приморский край в 2012 г? ( Саммит АТЭС).
  23.  Видеовопрос.  Какой строящийся к Саммиту объект изображен на экране?  (Океанариум).
  24. Какое событие произошло 4 декабря 2011г? (Выборы в Госдуму РФ).
  25. Назовите фамилию первого Президента РФ? (Б. Ельцин).
  26. Где и кем был основан  АТЭС? (АТЭС основан в г. Канберра (Австралия) по инициативе премьер-министра Австралии Б. Хоука в 1989. Первоначально в АТЭС вошли 12 стран — 6 развитых государств бассейна Тихого океана (Австралия, Канада, Новая Зеландия, США, Южная Корея, Япония) и 6 развивающихся государств Ассоциации государствЮго-Восточной Азии (Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины).
  27. В каком году возрождается российский парламентаризм? (1993 г.)
  28. Сколько республик входило в состав СССР (15).
  29.  4 марта 2012 года что за событие ожидает РФ? (Выборы Президента).
  30.  Сколько городских и муниципальных округов входит в состав Приморского края? (12 и 22).
  31.  Сколько жителей проживает сегодня на территории Приморского края? (ок. 2 млн. человек).
  32. Перечислите страны, входящие в АТЭС. (В настоящее время объединяет экономики 21 страны самого разного уровня развития (Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг (специальный административный район КНР), Канада, Китайская народная республика (КНР), Индонезия, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Чили, Филиппины, Южная Корея, Япония).
  33. Какое место занимает Приморский край  среди регионов Дальневосточного федерального округа по объему валового регионального продукта? (2 место формируя около 1% ВВП России; 20,4% ВРП Дальневосточного федерального округа).

Подсчитываются баллы и объявляются победитель и призеры. Проходит награждение.

Ведущий благодарит всех за внимание.

Список использованной литературы

  1. «Аргументы и факты», еженедельная газета, №45, 2009 год,
  2. Голованова М.П. «Герб. Флаг. Гимн России», Москва, издательство «Росмэн», 2004год.
  3. Конституция Российской Федерации, 2010 год.
  4. «Приморский край», альманах, издательство «Владивосток», 2010 год
  5. Федоров В.А. «Правители России», Москва, издательство Белфакс, 2011 год.
  6. «Уссурийску – 125!», издательство «Владивосток», 1991год.
  7. Энциклопедия «История России», т. 1, 2, 3, издательство «Аванта+».

Электронные сайты

  1. http://www.1150russia.ru/novgorod-i-nachalo-russkogo-gosudarstva.htm
  2. http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2011/03/110307_russia_ryurik_anniversary.shtml
  3. http://www.statesymbol.ru/
  4. http://www.constitution.ru/symbols/index.htm
  5. http://www.primorsky.ru/adms/symb/
  6. http://simvolika.rsl.ru/index.php?doc=119
  7. http://simvolika.rsl.ru/index.php?doc=119
  8. rus.apec2012.ru/

Приложение 3

Занятие №7

Встреча с юнгой "огненных рейсов Щур И.С.

Подготовка

Учащиеся проявили самостоятельность и инициативу, отыскали ветерана войны, «юнгу огненных рейсов», записали рассказ.

Подбор видеозаписи или аудиозаписи

  1.  песня «День Победы».

Учитель:

Наш классный час сегодня будет проходить немного необычно. Его сегодня мы посвящаем всем участникам, ветеранам Великой Отечественной войны. Всем, кто ковал победу в тылу и на фронте.

Четыре года боев, разрухи, голода и горя от потерь близких пережил наш великий народ, выстоял и победил в смертельной схватке с фашизмом.

Звучит песня «День Победы»

Мы пришли в гости к  человеку, ветерану, участнику боевых действий в годы Великой Отечественной и второй мировой войн. Это Иван Степанович Щур. Он согласился принять нас у себя и рассказать  нам свою биографию.

Щур Иван Степанович.

Родился 23 марта 1929 года в Хорольском районе, с. Ново – Девица Приморского края. Родители были простыми крестьянами. Отец партизанил в годы гражданской войны (1918-1922 гг.) в отряде Топоркова. Кроме Ивана в семье было еще 2 старших сестры. Но в 1937 году, в 2 часа ночи залаяли собаки, в дом вошли 3 вооруженных мужчин, велели отцу собираться, сказали, что «он арестован как враг народа». С тех пор отца больше никто и никогда не видел.

Мать с детьми перебралась в город. Скитались по подсобным хозяйствам, госпиталям, горпищекомбинатам. Есть было почти нечего.

В 1944 году учился в СШ № 6. В школу пришел парень в морской форме и рассказал нам о том, что учиться в г. Владивостоке, в морской школе, что на 1 речке. И Иван с другом поехали во Владивосток на подножке поезда, денег – то совсем не было. С собой были метрики и хлебные карточки. Нас записали и сказали, что жить негде, жилье ищите сами. Приехали снова домой, в Уссурийск. Мама неграмотная, ни разу во Владивостоке не бывавшая, поехала с нами искать жилье. Нашли, но очень далеко от морской школы. Стали жить и учиться. После полугода учебы, отправили молодых парней по пароходам. Иван Степанович попал на пароход «Ереван» палубным учеником.  В первый свой рейс пошел на Канаду, зерно везли. 1 рейс – в Сан – Франциско. Там же и встретил День Победы. 3 рейс тоже отправлены в Сан – Франциско. На обратном пути следования, во Владивосток, пришла радиограмма: «Зайти в Петропавловск – камчатский, взять морскую пехоту и зайти в порт Сейсен» шли в составе каравана 3 парохода: «Хабаровск», танкер «Таганрог», и наш – «Ереван». На борту были паровозы и  морская пехота. В это время Иван работал уже поваром – пекарем, готовил обеды. Как сейчас помню, варил молочный суп, вышел на палубу, подышать свежим воздухом. Тут летит вражеский самолет, посбивал у нашего парохода провода, ванты, рубку разбил стеклянную. Смотрю, самолет – то точно вражеский. Заскочил на арликон. Никто никакой команды мне не отдавал, стал стрелять по самолету. Он развернулся и улетел. Не знаю, попал я в него или нет., но больше самолет не прилетал. Заскочил я на камбуз, а там полно осколков, дым, из кастрюли молоко выкипело. Взял другую кастрюлю, начал молоко выливать, вдруг что – то стукнуло на дне. Достал, а это пуля. Может и убило бы, если б остался на камбузе.

Самолет улетел, а все бегают по пароходу, спрашивают, кто стрелял, а я испугался, молчу. Видели, что в белом халате стрелок был. Вызывает меня капитан. Испугался я , а капитан обнял меня, прижал к себе, сказал, что молодец. А потом на стене, в ленинской комнате написали: «Герой нашего времени» и моя фамилия. Ходил я с гордо поднятой головой, а мне кланялись.

Высадили десант, и во Владивосток, разгрузили паровозы, взяли армию Рокоссовского. Шли в 1 караване, сопровождали нас эсминцы «Калинин» и «Каганович», когда шли по морю, было очень много мин, и мы их расстреливали их из пулеметов. Пришли в Цусиму, там был в проливе митинг. Нас построили и сказали, что в 1905 году здесь была потоплена русская эскадра и больше до нас никто не проходил. Дали салют. В Порт – Артуре  - сильный обстрел, десант не высадили, пошли в порт Дальний, там высадили десант. Нам тоже раздали оружие и мы сутки занимали оборону в дотах, на скалах. Японцы сдались. На рейде стояли и американские корабли. Нам на пароход погрузили турбины для Артемовской ГЭС. Потом еще несколько рейсов сделали за оборудованием. В 1947 году стали оформлять международные паспорта. Подошел к нам катер и в рупор: «Повар Щур, явиться с вещами на палубу!». И меня сняли с парохода «как сына врага народа».

Уехал к матери в Ворошилов. В сентябре 1949 года взяли в армию (служил на Камчатке, в отдельном танковом батальоне). Поставили поваром готовить для 8ОО человек. Поваром был хорошим – повысили – стал готовить для офицеров. Готовил даже для командующего ДВО Малиновского. Затем вызвали в НКВД и сняли «как сына врага народа». Командир полка вызвал – пойдешь поваром в солдатскую столовую снова?, я говорю: «я же враг, всех отравлю!». Пошел учиться на  механика. Выучился, стал водителем – 2 класса. В 1952 году демобилизовался. 12 декабря 1952 года устроился работать на танковый завод, до 1992 года работал там, С 1992 года – ушел на пенсию. На заводе был секретарем комсомольской организации.

После смерти Сталина, сняли все обвинения. Реабилитирован в 1956 году. Живу с супругой, с 1953 года. Вырастил сына и дочь. У меня 4 внука, внучка, правнук и правнучка. Я – счастливый человек!

В 1947 году приезжал человек из деревни, мужчина сидел с моим отцом. Привез письмо – пачку из – под махорки. Отец писал: «Сын, я перед вами ни в чем не виноват».

Заключение

Учащиеся поблагодарили Ивана Степановича  Щур за его рассказ. Посмотрели его фотографии, в том числе и единственную, сохранившуюся, где Иван Степанович – молодой подросток в  морской форме. Иван Степанович показал ордена и медали, рассказал о каждой, ответил на все вопросы учащихся.

Учащимся очень понравилась встреча с человеком – очевидцем далеких событий Второй мировой войны.

 Самое главное, многие из учащихся поняли, что и рядовой гражданин, подросток, как и они, в тяжелое для страны время, может совершить подвиг!

А сейчас мы проведем небольшую викторину, посвященную рассказу Ивана Степановича.

Вопросы викторины.

  1. Где родился Иван Степанович?  (В с. Ново – Девица, Приморского края)
  2. В какой СШ учился?  (В СШ № 6)
  3. По какому адресу находилась морская школа?  (Г. Владивосток,

     2 речка).

  1. Первый пароход, на котором совершил плавание молодой Иван Степанович?  («Ереван»).
  2. Кем работал Иван Степанович на 2 рейсе? (Поваром – пекарем).
  3. Какие слова были написаны на стенде в ленинской комнате о подвиге молодого моряка? («Герой нашего времени»)
  4. Когда сняли с парохода «как врага народа»? (1947 год).
  5. Где служил в армии Иван Степанович? ( На Камчатке).
  6. Куда устроился работать после мобилизации? (На танковый завод).
  7.  Какое общественное поручение выполнял на работе? (Секретарь комсомольской организации).
  8.  Когда были сняты все обвинения с семьи Ивана Степановича? ( В 1956 году).
  9.  В каком отряде воевал отец Ивана Степановича в годы гражданской войны? (В отряде Топоркова).
  10.  В каком городе в составе десанта Иван Степанович держал оборону?

(В Порт – Артуре).

14. Водителем какого класса стал бывший повар Щур? (2).

В заключении встречи учащиеся ПЛ – 45 вручили Ивану Степановичу кондитерские изделия, выпускаемые в  нашем  учебном заведении. И наградой ветерану Отечественной войны стали слова одной девушки: «Оказывается и повар во время войны может совершить подвиг и быть счастливым человеком! Я  - то  думала, что моя выбранная профессия – повар совсем мирная и будничная!».

Приложение 4

Занятие №8

Презентация  «Приморье и Саммит АТЭС 2012. Перспективы развития».

 «Есть шанс сделать российский Дальний Восток процветающим регионом России, точкой роста экономики Азиатско – Тихоокеанского региона».

                                               В.В. Путин. (Слайд 1)

Приморский край – восточные «ворота» Российской Федерации. Развитие Дальнего Востока, а именно Приморского края, является очень важной задачей в масштабах всей страны.

Приморский край является одним из наиболее развитых в Дальневосточном федеральном округе. В Приморском крае представлено более 50 отраслей промышленности и сельского хозяйства. Здесь развиты все виды транспорта – морской, железнодорожный, автомобильный, авиационный. Существенную роль в социально – экономическом развитии края играют внешнеэкономические связи: экспорт в 36 стран, включая страны СНГ.

         Приморский край имеет границы со странами АТР, странами с развивающейся экономикой, что для России также немаловажно, ибо она является страной с развивающейся экономикой. По прогнозам современных ученых, в ближайшие 10-15 лет Китай и Индия займут главенствующее положение в мировой экономике. Особенно важно это в условиях мирового экономического кризиса, начавшегося в 2008 году. Такое соседство может очень плодотворно сказаться на развитии Приморья.(Слайд 2)

        О том, что Владивосток и Приморский край вновь выходят на мировую арену, стало известно в 2007 году на Саммите в австралийском Сиднее. Страны – члены АТЭС единогласно приняли решение о проведении очередного Саммита 2012 года в России, в г. Владивостоке.

Президент России В.В. Путин не случайно выбрал Владивосток, «Ключевая задача – использовать возможности АТЭС для максимально эффективного, действенного встраивания России в механизмы Азиатско – Тихоокеанской интеграции».

В.В. Путин  в итоговом выступлении на Саммите – 2007 поблагодарил за оказанное доверие России и заверил, что Россия сделает все необходимое, чтобы провести Саммит 2012 года на самом высоком уровне.

В рамках подготовки к форуму краевая казна и правительство Российской Федерации выделяют более 140 миллиардов долларов. Эти средства пойдут не только на строительство объектов Саммита, но и на улучшение экологии в регионе и повышение уровня жизни населения. Среди объектов, которые будут построены в первую очередь, - аэропорт с современной системой навигации и взлетно – посадочной полосой,  способной принимать все типы самолетов, мосты на о. Русский и через бухту Золотой Рог, будет отремонтирован морской фасад города. Развитие и строительство автомобильной сети Владивостока и улично – дорожной сети на острове Русском является еще одним ключевым проектом.

В XXI веке, сохраняя свое военно-политическое значение, край должен стать мощным финансовым и экономическим форпостом России в АТР.  Край может и должен стать к 2012 году одним из главных центров международной деловой активности, центром притяжения инвестиционных и инновационных потоков АТР и Латинской Америки.

 

 Развитие энергетики  (Слайд 3)

Развитие экономики Приморского края нужно начинать с энергетики. Тарифы на электроэнергию в Приморье – самые дорогие из – за удаленности от энергоисточников.  Для модернизации всей энергосистемы края было подписано соглашение по развитию электроэнергетической  системы Приморья  между администрацией края и  тогда еще «ЕЭС России». Со стороны РАО «ЕЭС России» на эти цели поступит более 6 миллиардов рублей. Всего в экономику Приморья до 2012 года поступит порядка 60 миллиардов рублей инвестиций.  Деньги пойдут на реконструкцию ТЭЦ – 2, Артемовской и Партизанской ТЭЦ, а также на сооружение  ТЭЦ в г. Уссурийске, Находке и Хасанском районе.  Также в Приморском крае завершится строительство сети высоковольтных линий электропередач мощностью 500 киловольт. Она позволит «закольцевать» электросети юга Приморского края. На севере Приморья планируется построить атомную электростанцию, которая будет являться кластером новых технологий.  На территории Приморского края планируется строительство Восточного нефтеперерабатывающего завода мощностью 20 млн. тонн продукции в год. Данный завод будет одним из самых больших в мире. Строительство такого завода стало возможным благодаря прокладке нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан». Приморский край станет конечной точкой на территории России нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан», откуда нефть и нефтепродукты пойдут на экспорт в КНР, Японию и другие страны АТР. (Слайд 4).

В рамках газификации Приморского края планируется создание газотранспортной системы для обеспечения нужд потребителей региона, а также крупных газохимических и газоперерабатывающих производств на юге Приморского края. Это позволит перевести на голубое топливо Уссурийскую новую ТЭЦ (планируется пустить в строй к 2011 г.). Кроме того, до 2012 года планируется постепенно начать газификацию населенных пунктов края.

     Общая планируемая нагрузка объектов Саммита составляет 390,21 МВт (сегодня энергопотребление Владивостока и его окрестностей находится на уровне 75 МВт), в том числе потребность в энергообеспечении о. Русский оценивается в 110 МВт. При этом энергоснабжение Саммита не ограничивается только объектами на о. Русский, а включает в себя также объекты г. Владивостока.

Для энергообеспечения объектов Саммита АТЭС необходимо реализовать целый ряд масштабных проектов. На Уссурийской ТЭЦ предусмотрено строительство двух теплофикационных энергоблоков установленной мощностью 185 МВт каждый на существующей площадке (ввод - 2011, 2012 гг.). Проект предлагается реализовать за счет собственных средств РАО (519 млн. руб.) и средств федерального бюджета в размере 25,777  млрд. руб. Реконструкция Партизанской ГРЭС с установкой турбины К-100-90 (добавит 100 МВт) обойдется РАО в 961 млн. руб., прирост установленной мощности Артемовской ТЭЦ на 30 МВт - в 573 млн. руб. собственных средств.

     Создание источника генерации с хранилищем топлива и распределительных сетей для теплоснабжения и электроснабжения объектов делового Саммита, первой очереди Дальневосточного федерального университета, в том числе базы производства и хранения строительных материалов на м. Поспелова о. Русский, обойдется в 6,715 млрд. руб., в том числе необходимо выделение средств федерального бюджета в размере 6,432 млрд. руб.

     Строительство и реконструкция распределительных сетей материковой части г. Владивостока требует 9,878 млрд. руб., в том числе 7,546 млрд. руб. из федерального бюджета. Этот проект предстоит реализовать ОАО "Дальневосточная распределительная сетевая компания" (ДРСК).

В конечном счете, необходимый объем дополнительного бюджетного финансирования по объектам с учетом предложений Минрегионразвития составляет 37,919 млрд. руб.

     Все меры в совокупности должны снизить тарифы на тепло – и электроэнергию, что в свою очередь, благоприятно скажется на перерабатывающих производствах лесной и рыбной, которые сейчас не могут эффективно развиваться в силу высоких тарифов на энергоносители.

 Образование (Слайд 5)

С целью развития человеческого потенциала и формирования условий для «новой  экономики» приоритетными направлениями региона являются развитие инновационной деятельности и создание Тихоокеанского федерального университета, в котором будут обучаться порядка 50 тысяч российских и иностранных студентов, а в дальнейшем до 100 тысяч.

В результате планируется не только построить университет мирового уровня, (Слайд 6),способного оказать существенное влияние на инновационное развитие Российской Федерации и Дальневосточного федерального округа, но и на повышение национальной безопасности и конкурентоспособности на глобальных рынках знаний и технологий.

Достижение цели данного проекта основывается на интеграции высшего образования, фундаментальной и прикладной науки, для подготовки высококвалифицированных специалистов в области научных исследований, производственного и социально – экономического управления.

В частности, для решения комплекса задач по развитию нанотехнологий и наноматериалов, получению на их основе инновационных разработок в области химии и физики, биологии и медицины, оптики и приборостроения создается Тихоокеанский исследовательский центр нанотехнологий

Через три с половиной года первая очередь Дальневосточного федерального университета должна будет принять участников форума АТЭС. После Саммита конференц-центр, пресс-центр и гостиницы станут основой для создания на острове Русский Тихоокеанского научно-образовательного центра. Планируется, что обучаться в нем будет порядка 100 тысяч студентов..

Образование, которое есть в Приморском крае, сегодня объективно является одним из лучших в Азии. На него есть стабильный спрос, однако есть целый ряд условий, которые необходимо выполнить, чтобы использовать его в полной мере.

      В программе развития ДВФУ выделяется шесть приоритетных направлений. Одно из них связано с деятельностью Инновационно-технологического центра "Мировой океан". "Учитывая географическое расположение и научно-образовательный потенциал университета, мы имеем уникальную возможность проведения передовых исследований в области физики, химии, геологии и биологии океана, — считает ректор ДВГУ Владимир Курилов. — А это крайне актуально, ведь Мировой океан исследован даже менее чем Космос".(Слайд 7)

     Приоритет в кадровой политике  ДВФУ — стратегическое партнёрство с ДВО РАН и обязательное привлечение ведущих учёных из-за границы. На эти цели планируется направить дополнительные денежные ресурсы.   Зарплата профессоров будет составлять в среднем 420—550 тысяч рублей в год.       Сейчас в университете работает 1300 преподавателей. К 2020 году при увеличении студентов до 50 тысяч человек, количество профессорско-преподавательского состава должно возрасти до шести тысяч.

 Развитие транспорта (Слайд 8).

До 2012 года планируется организовать скоростное пассажирское движение по маршруту Владивосток – Артем (аэропорт)- Уссурийск. Договоренность была достигнута между руководством края и ОАО «РЖД» в июне 2007 года. Реализация этого проекта позволит пустить скоростные поезда по трем направлениям. В течение одного часа можно будет добраться из Уссурийска во Владивосток и обратно. Это позволит экономически объединить 3 города, создать конгломерат на юге Приморья с населением более миллиона человек, что станет дополнительным импульсом развития всего юга Приморского края.

Говоря о перспективах развития железнодорожных перевозок, председатель ОАО «РЖД» В. Якунин сообщил: «У нас есть фонд по развитию сквозной транспортной услуги, которая должна сделать Приморский край ключевой точкой в плане организации транзитных контейнерных перевозок из стран АТР, в первую очередь, из Японии и Южной Кореи, в Европу».

     Будет реконструирован аэропорт Владивостока, будут увеличены его пропускные способности до 1, 5 тысячи человек в час, оперативной обработки грузов, наличие международных терминалов с ускоренным погранично – таможенным пропуском, несколько VIP – залов. Реконструкция связана также с целью обеспечения полнофункциональной эксплуатации широкофюзеляжных самолетов типа Boeng – 747.

       В дальнейшем возможно развитие аэропорта в качестве грузового мультимодального транспортно – логистического узла.  Удачное географическое положение аэропорта Владивосток на пути следования самолетов из Юго – Восточной Азии в Америку и Европу позволяет значительно увеличить существующий грузопоток.

Будут построены и реконструированы автомобильные дороги Владивостока и Приморья, что позволит решить одну из главных проблем города и края. (Слайд 9).

Развитие острова Русский (Слайд 10).

Приморье в ближайшие годы ждет экономическая революция, инвестиционный и строительный бум. Грандиозная береговая артиллерийская установка на острове Русском, которая защищала подступы к Владивостоку, молчит уже 10 лет. Последний командир "Ворошиловской батареи" - теперь музейный работник. Когда-то закрытый от всех, кроме военных, остров ждет перемен.
    Полузаброшенные поселки, разбитые дороги и единственная связь с большой землей - паромная переправа. Через пять лет все это может кардинально измениться: остров всерьез рассматривается как место проведения Саммита АТЭС 2012 года и может превратиться в местный Манхэттен.
    Будущее Русского острова: здесь будет и автомобильный мост на большую землю, и крупнейший океанариум, и научный центр, гостиницы.

Владивостоку и Приморскому краю в целом предрекали экономическую революцию и начало строительного бума. Строительство скоростных железных дорог, реконструкция морских портов, возведение атомной электростанции и алюминиевого завода. "Хочу сказать инвесторам: если будете долго думать, мы все сделаем сами - у нас есть сегодня финансовые реальные возможности", - уверяет заместитель председателя Совета Федерации РФ Светлана Орлова.
    Вопрос о месте проведения Саммита АТЭС решился  осенью 2008 года, хотя были планы перенести строительство объектов Саммита на материк. Причиной этому стало удорожание проекта из – за мирового финансового кризиса 2008 года.

Проектирование и строительство моста на о. Русский, через пролив Босфор  предусмотрено программой подготовки к Саммиту АТЭС, который состоится во Владивостоке в 2012 году. В рамках программы запланировано осуществление целого ряда мероприятий по развитию инфраструктуры Владивостока.

     Вопрос о строительстве моста на остров Русский был поднят еще в первой половине XX века. Первый проект был выполнен в 1939 году, второй – в 60-е годы. О необходимости сооружения моста, соединяющего остров с материком, говорится на протяжении последних тридцати лет. До настоящего времени связь с городом осуществляется посредством паромной переправы. Мост через пролив Босфор Восточный не только соединит остров Русский с континентальной частью Владивостока, но и откроет большие перспективы для региона, связанные с его территориальным, экономическим развитием, развитием транспортной инфраструктуры

     Руководство компании «Мостовик»» и ее зарубежные партнеры дали письменные гарантии, что мост будет построен к сентябрю 2012 года. Его проектная стоимость более 3 миллиардов рублей. Общая длина моста составит 1920 метров, а общая протяженность с эстакадами – 3100 метров, длина центрального пролета моста – 1104 метра. (Слайд 11, 12.)

Премьер – министр России В.В. Путин поставил задачу: так разместить объекты форума, чтобы они дали максимальный эффект для развития Владивостока и Приморского края.

Сегодня остров Русский, хоть и находится, что называется в двух шагах от материковой части Владивостока, но так и остается для многих его жителей недоступным. При реализации же плана проведения форума АТЭС, остров Русский превратится в центр деловой активности, туризма и отдыха не только Приморья, но и всего Дальнего Востока.

     Приморский край стал одним из 4 регионов страны, где будет построена игорная зона, находится она будет на о. Русский.

 Развитие туризма. (Слайд 13).

Столица Приморья – Владивосток – культурно-экономический центр Дальнего Востока. Владивосток обладает уникальными туристическими ресурсами. Мощный импульс развитию города даст Саммит стран АТЭС в 2012 году. В настоящий момент в рамках федеральной целевой программы развития Дальнего Востока и Забайкалья принята подпрограмма «Развитие города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-тихоокеанском регионе», финансирование которой составляет 283 млрд. рублей.

В 2010 году Приморский край посетило около 40 тыс. зарубежных туристов. Формально число туристов падает (в 2005 году их было 125 тыс.), так как сокращается поток челночников и китайских граждан, прибывающих в край с коммерческими целями. На каждые 100 туристов, приезжающих в Приморье, 80 направляются именно во Владивосток.

По оптимистичной оценке, число туристов к саммиту возрастет не менее чем в два-три раза по сравнению с текущим показателем, как вследствие роста делового туризма, так и туризма для отдыха.

     В период с июля по сентябрь наполняемость гостиниц Владивостока часто превышает 120%, дело доходит до уплотнения номеров дополнительными кроватями. В зимний же период наполняемость номеров редко превышает 15%. В итоге среднегодовая наполняемость держится в районе 40%. Чтобы обеспечить рентабельность своему бизнесу при таком уровне среднегодовой наполняемости владельцы гостиниц вынуждены в высокие сезоны завышать средний уровень цен на свои услуги.

     Всего в городе, насчитывающем 550 тыс. жителей, официально числятся 39 гостиниц с общим номерным фондом 4400 номеров (с учетом санаториев и баз отдыха, без них 18 гостиниц и 2200 номеров), из которых только «АЗИМУТ Отель Владивосток» (550 номеров) входит в сеть. Из всего числа гостиниц по уровню сервиса к категории «4 звезды» можно отнести корейский отель «Хендэ». На трехзвездочную категорию претендуют: «АЗИМУТ Отель Владивосток», «Версаль», «Гавань», «Акфес-Сейо». Большинство гостиниц Владивостока имеют небольшой номерной фонд (до 100 номеров) и ориентированы на деловых туристов, которые составляют основную статью их доходов.

     В 2009 году во Владивостоке должны открыться гостиницы категории 3* - «Визит-Владивосток» на 40 номеров и «Клеопатра» на 50 номеров. Кроме того, в ближайшие несколько лет  в городе планируют открыть свои отели французская компания Ассог Group и американская Marriot International, а также корейские и японские компании. Иностранные инвесторы пока ждут определенности со строительством гостиничных объектов в рамках подготовки к Саммиту АТЭС. Согласно официальным заявлениям, в первой очереди объектов к Саммиту планируется возвести 2 гостиницы – 3- и 4-звездную. Кроме того, не исключено, что будет проведен конкурс на возведение 5-тизвездочного отеля.

 Проекты развития г. Владивостока.

      Проект, инициированный губернатором Приморья, до сих пор не закреплен на бумаге. Но реализация его уже началась. «В районе посёлка Новый  Надеждинского района предполагается строительство крупной транспортной развязки. Здесь же планируется строительство микрорайона на миллион квадратных метров жилья, что обеспечит квартирами порядка 100 тысяч человек. Новый жилой комплекс позволит Владивостокской агломерации развиваться в северном направлении», - отмечает губернатор.
«Большой Владивосток» - это создание мегаполиса с населением более миллиона человек. Для этих целей планируется строительство скоростной железной дороги, которая свяжет города Владивосток, Артёма, Уссурийск и Надеждинский район. От Владивостока до Уссурийска можно будет добраться за 50 минут.
    «Проект «Большой Владивосток» создаст базу для формирования нового промышленно-экономического центра России. Поможет в реализации масштабных проектов по строительству алюминиевого завода, нефтеперерабатывающего и нефтехимического производств, строительство магистрального газопровода «Хабаровск-Владивосток», завода сжиженного газа. За счет чего планируется добиться такого существенного прироста населения? Прежде всего, за счет переселения соотечественников из стран ближнего зарубежья и привлечения людей из других регионов страны.                   Второе ключевое условие реализации проекта Большой Владивосток - это эффективное использование собственных ресурсов. Кроме собственно Владивостока, в него войдет еще несколько муниципальных образований: Хасанский район, Надеждинский район, Уссурийск, Артем, Большой Камень и Находка. Их главная особенность в том, что они обладают различными конкурентными преимуществами, то есть могут органично и эффективно дополнять друг друга. Владивосток - это финансовый центр, Уссурийск - промышленный, Надеждинский район - сельскохозяйственный, Находка - мощный транспортный узел», - добавляет в своем отчете Сергей Дарькин.

К Саммиту АТЭС во Владивостоке планируется возвести здание театра оперы и балета. (Слайд 14). Оно разместиться на искусственном острове напротив спорткомплекса «Олимпиец» В театре будет 2 зала общей вместимостью до 2 тысяч мест, а также все необходимое для комфортного отдыха горожан и гостей Владивостока. В планах проектировщиков разбить рядом с театром красивый сквер, устроить автопарковку на несколько сотен автомобилей. По словам губернатора, С.М. Дарькина, выбор места не случаен. Благодаря размещению на воде, театр оперы и балета будет находиться в центре Владивостока, но при этом не придется сносить старые здания, а значит, будет сохранен неповторимый архитектурный облик города

Еще один важный объект, который будет построен в рамках подготовки Владивостока к Саммиту АТЭС 2012 года – это современный медицинский центр. (Слайд 15). После проведения Саммита, он получит статус краевой больницы. Расположить объект решено в районе Второй Речки.

Также Приморский край реализует несколько проектов, не вошедших в перечень объектов, необходимых для проведения во Владивостоке Саммита. Среди них строительство филиала президентской библиотеки, спортивно-концертного комплекса на 7 с половиной тысяч мест, центра высоких медицинских технологий. Среди крупных спортивных проектов - туристско-спортивный комплекс «Синяя гора», который включает в себя современный гольф-клуб и горнолыжную базу с гостиницами.

Всего же в ближайшие несколько лет Дальний Восток и Забайкалье получат дополнительно из федерального бюджета около 430 млрд. рублей., а с учетом частных инвестиций – 566 млрд. рублей. Главной же целью Федеральной целевой программы (ФЦП) развития Дальнего Востока на 2008- 2013 годы – остановить отток из огромного региона и без того малочисленного населения, создав людям достойные условия жизни и предоставив им работу. Проведение Саммита 2012 года в Приморском крае позволит нашему региону стать настоящим форпостом Российской Федерации на дальневосточных границах.

Заключение (Слайд 16).

Проведение Саммита 2012 года в Приморском крае и г. Владивостоке, дает приморцам новые возможности интеграции в мировую экономику. Однако вместе с тем ставит перед регионом и Россией новые вызовы. Проведя Саммит АТЭС в 2012 году, Российская Федерация сможет закрепить наши позиции в мировом экономическом сообществе. Честь отстаивать национальные интересы выпала на долю Приморского края – это не легкая, но в то же время почетная миссия.

Список литературы

  1. «Аргументы и факты», региональное приложение «Приморье»№  6, 2010 г.   с. 13
  2. Внешнеэкономическая деятельность в Приморском крае. Официальное издание с. 4
  3. Газета «Золотой Рог», 15.07.2008 г.
  4. Газета «Приморье .РУ» спецвыпуск, 16 августа 2007 г.
  5. Газета «Владивосток», 13 сентября 2007 г., с.1
  6.  «Приморская газета», №41, 2008 г. с.5; № 74 с. 2
  7. Программа социально – экономического развития Приморского края до 2012 года. Официальное издание 2007 г. с. 23
  8. Марина Муравьёва  STRF.ru (Наука и технологии РФ, 5 декабря 2008).
  9. Стратегия социально – экономического развития Приморского края на период до 2025 года. Официальное издание 2010 г. с. 20 
  10.  Яценко А.Ф. «Современные проблемы  экономики Приморского края», Научный журнал «Фундаментальные исследования», № 6 2008 г.
  11. www.APEC2012.ru.
  12. Интерфакс. Бизнесновости.
  13.  www.primamedia.ru.
  14.  www.rae.ru.
  15.  VL.ru



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа историко-краеведческого кружка "Поиск"

Представлена программа кружка....

Программа историко-краеведческого кружка "В гостях у Клио"

Работа кружка  направлена на изучение вспомогательных исторических дисциплин, таких как история календаря, нумизматика и геральдика, археология и генеалогия, музееведение и религиоведение,...

Программа работы школьного- историко-краеведческого кружка

В последнее время у учащихся заметно снизился интерес к героическим и трагическим страницам истории нашей Родины, ее культурным достижениям и корням, событиям военной истории. Именно поэтому в последн...

Программа работы школьного- историко-краеведческого кружка

В последнее время у учащихся заметно снизился интерес к героическим и трагическим страницам истории нашей Родины, ее культурным достижениям и корням, событиям военной истории. Именно поэтому в последн...

Программа историко-патриотического кружка.

программа рассчитана на 3 года и содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планирование....

Рабочая программа по историко-краеведческому кружку «ШКОЛА КРАЕВЕДА»

Программа историко-краеведческого кружка составлена с учетом актуальных положений ФГОС основного общего образования. Она призвана обеспечивать региональные особенности содержания образования в области...

Программа Историко-краеведческого кружка "Патриот"

Историко-краеведческий кружок "Патриот"...