Образно-игровые упражнения и танцы
методическая разработка по теме

Василевская Мария Владиславовна

Методическая разработка "Образно-игровые упражнения и танцы для учащихся 1-2 классов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazno-igrovye_uprazhneniya_i_tantsy.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка для учащихся 1-2 классов

«Образно-игровые упражнения и танцы»

Педагог дополнительного образования

Василевская Мария Владиславовна

 ГБОУ ЦО № 1953 «Москва-98»

Танцы для школьников, особенно возраста начальной школы, построены на изучении основных средств выразительности (движения и позы, пластика и мимика, ритм и темп), которые связаны с эмоциональными впечатлениями маленького человека от окружающего мира. Детский танец начинается с ритмики, где изучаются простые движения, формируются навыки передачи с помощью движения эмоциональных оттенков (танцуем спокойно, бодро, весело, плавно или резко), навыки выполнения движений в различных темпах. Часто занятия больше похожи на игру. Наряду с четко определенным построением урока, состоящего из тренировочных движений, следует включать упражнения, позволяющие ребенку свободно, произвольно двигаться, «выплескивать» эмоции, фантазировать и проявить себя в игре.

Игра и движение – важнейшие компоненты жизнедеятельности детей, они всегда готовы играть и двигаться. Когда процесс обучения построен на игровом методе проведения занятий, он придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий. Игра как способ познания действительности – одно из главных условий развития детского воображения и самостоятельности. Игра снимает усталость и дает простор лучшим силам и свойствам ребенка, развивает сообразительность, находчивость, инициативу, мышление, воображение и творческие способности. Игра способна трудную работу сделать легкой и увлекательной; рождает стремление переносить трудности, которое необходимо любой трудовой деятельности. Нужные творческому труду компоненты сосредоточены в игре, а то, что необходимо игре, находится в сфере труда. Появляется желание самому сделать что-то, запомнить, повторить, т.е. научиться. Игры вызывают чувства сопричастности и переживания совместного успеха. В игре легко и незаметно для ее участника формируются способности взаимодействия с людьми.

Пространство игрового танца позволяет каждому ребенку общаться с собой, со сверстниками, с окружающим реальным и вымышленным миром. Никто не должен бояться, что может что-то сделать неправильно, т.к. главное здесь – не техника исполнения, а выражение эмоций через движение. Очень важно, чтобы каждый участник понимал: возможно проявление любых эмоций, но не любое поведение. Только в обстановке доверия и доброжелательности будет интересно и комфортно.

Дети любят придумывать условия конкурсов и игр, находится в жюри. Они сами предъявляют к себе воспитательные требования взрослых: быть терпеливым, настойчивым, терпимым, активным, самостоятельным. Происходит самопроверка сил, самоутверждение среди сверстников, побеждается страх, лень, неуверенность.

Игровые упражнения служат прекрасной связкой между разными этапами урока. Перед тем, как начать новое задание, можно напомнить про красивую осанку, проверить и похвалить. Или отработать нужное упражнение в маленьком соревновании: кто выше, кто резче. Хороший пример для развития осознавания движения – давать задание исполнять «как упорные танцоры», «как веселые танцоры» и т.п. В конце занятия хорошо посвятить несколько минут на подвижную командную игру, но сбалансировать степень физической нагрузки с развлекательным эффектом – должно быть и непросто, и весело.

Импровизация на заданную тему

Выразительное движение – это своеобразная задача двигательного воображения, которое обеспечивает одушевление и одухотворение детских движений. Импровизации на заданную тему (например, танец ветра, танец бабочки, цветка; с предметом, как какой-то герой и т.п.) дают возможность проявить полную свободу выражения чувств и ощущений. Можно предложить детям поучиться передавать своим танцем какие-то конкретные эмоции (доброта, нежность, покой, радость, сила).

Котенок

Подвижная сказка

Рассказываем и показываем, что делает котенок.

Котенок проснулся и потянулся (руки вверх, подняться на носки, потянуться во все стороны). Послушал (показать), не зовет ли хозяйка.

Разминаем лапки (упражнения на кисти, на руки, подъем одной ноги, другой), шаги на месте.

Умывание.

Подпрыгиваем за солнечным зайчиком, пытаясь поймать одной рукой и двумя.

Потягивание, прогибание – упражнения для спины на четвереньках.

«Кошки очень грациозны и умеют легко прыгать». Исполняем красивые прыжки вперед-назад, в стороны,  всё с устойчивой остановкой.

«Они могут балансировать на заборе». Любые упражнения на устойчивость.

Прогулка в лесу

Подвижная сказка

Марш на месте и по кругу, бег на месте и по кругу.

Прыжки через кочки (на одной ноге, на двух ногах)

Светит солнце – поднять соединенные руки, описать ими большой круг – в сторону, вниз, в другую сторону и обратно.

Идем по маленькой травке – на корточках, «трогаем» ладонью траву.

Видим красивые деревья – руки вверх, «ветер дует с разных сторон».

Кого мы может встретить в лесу? Зайчик, медведь, птицы.

Упражнение «норка» (придумали, кто живет в норке): один участник держит «уголок», руки, ноги и плоскость пола образуют треугольник, другой проползает «в норку», после чего они меняются местами.

Отдых на поляне – упражнения лежа.

Бег, прыжки, шаг по кругу.

Переправа

Игра для развития способности к импровизации, стимулирования фантазии и творчества.

Все участники стоят на одной стороне зала. Задача: переправится на другую сторону. Каждый участник должен постараться придумать свой способ перемещения (различные танцевальные шаги).

Усложненный вариант: придумать способ перемещения с заданным элементом (с прыжками, вращениями, активной работой рук, мелкими или крупными шагами, махами и т.д.)

Сороконожка

Разделиться на 2 команды. Участники каждой команды стоят друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящему (у первого участника руки на поясе). Сороконожки переходят на другую сторону зала в соответствии с заданием (на носках, на пятках, прыжками и т.д.) Задача – исполнить четко и не нарушить свою цепочку.

Отрабатываем аккуратность выполнения движений и слаженность в команде.

Логическая цепочка

Это непростое задание способствует обучению взаимосвязи между движениями, пониманию зарождения и окончания движения, творческому мышлению.

Первый участник предлагает одно (несложное) движение. Каждый следующий участник повторяет все придуманное до него и делает свое движение, как бы вытекающее из предыдущего, служащее продолжением.

Учитель

Игра предоставляет возможность юным танцорам почувствовать себя в главной роли. Дети по очереди показывают и объясняют группе движения (те, которые учили в прошлый раз, или придуманные по вашему заданию или свои любимые и т.п.) Как правило, наибольшую трудность будет вызывать именно объяснение, особенно у младших детей. Для большего понимания, уяснения и запоминания движения будет лучше, если они проговорят то, что делают, пусть и с помощью настоящего учителя.

Отгадай слово

Разделиться на 2 команды. Каждая должна показать загаданное слово, а другая команда – отгадать. Показывать можно только движениями. В усложненном варианте можно показывать сюжеты сказок. Примеры слов: школа, цирк, театр, зоопарк, оркестр, магазин, игрушка, кухня, облако, музыка.

Первое время слова предлагает учитель, затем дети. Удобно заранее подготовить карточки со словами, в т.ч. с помощью детей. Работает фантазия, развивается умение работать в команде, слушать друг друга, договариваться, распределять роли.

Найти ведущего

Участники стоят по кругу, среди них один ведущий, который будет показывать движения. В центре находится игрок, который должен отгадать (найти) ведущего. В начале игры он закрывает глаза или находится за кругом. Когда все начали танцевать, приглашается центральный игрок. Ведущий должен менять движения, но осторожно, так, чтобы это было не слишком заметно для центрального игрока. Игрок внутри круга должен понять, где меняется движение, а для этого – дождаться хотя бы одной смены движений и не отвечать наугад.

Многие дети любят быть в роли ведущего, при этом они вспоминают и используют свой запас движений. Такая роль развивает фантазию ребенка, повышает самооценку. Группа, повторяющая за ведущим, развивает внимание и двигательные навыки. При необходимости возможны аккуратные поправки педагога, направленные на отработку музыкальности и четкости исполнения и ведущего, и исполнителей.

Список литературы

Гин А. Приемы педагогической техники. М, «Вита-пресс», 2011

Котельникова Е.Г.  Биомеханика  хореографических  упражнений.  Л.,  1986

Куприянов Б.В. Детская студия в УДОД: попытка целостного взгляда. «Дополнительное образование и воспитание», № 2, 2007

Маленкова  Л.И.  Теория  и  методика  воспитания.  М, Педагогическое общество  России,  2004

Методика воспитательной работы Под ред.В.А.Сластенина М, Академия, 2004

Ражников В.Г. «Школа настроения - методика развития художественного сознания детей», журнал «Искусство в школе», № 1, 1993.

Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика. - 1991.

Рубштейн Н. Закон успешной тренировки. М, «Один из лучших», 2002

Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-фи-дансе». Танцевально-игровая гимнастика для детей. С-Пб, Детство-пресс, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Упражнения на импровизацию в современном танце"

Импровизация – это танец радости и спонтанной игры пространства....

КОМПЛЕКС ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ /с элементами калмыцкого танца/

       Предлагаемая методическая работа не является исчерпывающим документом, она должна оцениваться как первый опытный материал. Данная работа, прежде всего, предназначена ...

Упражнения для разработки стоп у детей, занимающихся танцами

Методическая разработка содержит теоретическую часть о строении стопы и о том, что подразумевается под разработкой стоп танцора, а так же перечень упражнений для разработки стоп....

Упражнения в партере для обучающихся младших классов как подготовительный этап к изучению классического танца на уроках хореографии в учреждениях дополнительного образования детей

В данной работе содержатся методические рекомендации, методы работы по учебному предмету «Танец» в части изучения основ классического танца в партере на уроках хореографии в учреждениях до...

Правила осанки. ТБ при выполнении разогрева. Упражнения на координацию. Развивающие танцы. Массовый танец Полька

Презентация для занятия группы 1 года обучения по программе "Спортивные бальные танцы".Раздел "Танцевальная азбука"...