Программа педагога дополнительного образования по настольному теннису
рабочая программа по теме

Сергеев Александр Федорович

       Дополнительная образовательная программа объединения «Настольный теннис» модифицированная  физкультурно-спортивной направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_sergeeva_a.f.docx50.99 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Дополнительная образовательная программа объединения «Настольный теннис» модифицированная  физкультурно-спортивной направленности.

     Настольный теннис обладает огромной популярностью. Эта игра – увлекательная, бесконечно многообразная, доступная всем от мала до велика.

Настольный теннис развивает координацию движения, ловкость, гибкость, быстроту, скорость реакции, внимание, мышление, эмоциональную устойчивость. Во время игры можно регулировать физические и психологические нагрузки, определять каждому для себя в зависимости от возраста, подготовленности, состояния здоровья степень интенсивности занятий, их продолжительность и регулярность. Все это, плюс нехитрый инвентарь, возможность использовать для занятий даже небольшие помещения и делают настольный теннис одним из самых любимых и доступным для систематических занятий.

       Для учреждений дополнительного образования настольный теннис является незаменимым в силу того, что не требует большой экипировки. Для игры необходимо иметь : стол, сетку, ракетку, мяч.

Минимальный размер помещения – 7,7 * 4.5 метра.

          Данная физкультурно-оздоровительная программа по настольному теннису (н/т) рассчитана на 3 года обучения для детей от 7 до 18 лет с разной степенью физической  подготовки. При разработке программы использованы : Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов общеобразовательной школы 1996 г; Учебная программа для детско-юношеских спортивных школ . 1990.

         Реализация целей и задач осуществляется посредством физических упражнений, общения, спортивных игр, систематических занятий . Работа по программе строится  на основе личностно-ориентированного взаимодействия педагога с каждым обучающимся. Занятия содержат познавательный материал, блоки общеразвивающих упражнений, специальной физической и тактической подготовки. При реализации программы используются групповые и индивидуальные формы работы.

           Уровень усвоения знаний, умений и навыков выявляются в ходе внутриклубных соревнований с последующим обсуждением результатов каждого обучающегося.

          По заданной программе дети имеют возможность не только обучаться игре в настольный теннис, но и овладевать основами физической культуры, составляющими которой являются : крепкое здоровье, хорошее физическое развитие , оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры.

           Актуальность разработки программы обусловлена еще и тем, что традиционная система физического воспитания в общеобразовательных учреждениях для обеспечения необходимого уровня физического развития и подготовленности учащихся требует увеличения двигательной активности детей , укрепления их физического состояния, что и обеспечивается расширением внеучебной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.

             По уровню освоения программа является общеразвивающей, т.к. способствует формированию самостоятельного мышления, развитию физических данных обучающихся, укреплению здоровья.

              По целевой установке программа является образовательной (качества, приобретенные в ходе обучения игре в н/т, нередко приходят на помощь в различных экстренных ситуациях).

              Основная цель программы – воспитание здоровой, физически развитой, свободной1, нравственной, готовой и способной к самоопределению, саморазвитию личности.

              1год обучения – подготовительный этап.

                       Задачи:

  • Определить способности и возможности детей для занятий в н/т.
  • Познакомить с правилами игры в н/т.

               2 год обучения – совершенствование мастерства.

З а д а ч и :

  • Совершенствование техники и тактики игры.
  • Физическая, психологическая подготовка.
  • Развитие способностей детей.

3 год обучения – приобретение профессиональных навыков игры в н/т.

З а д а ч и :

  • Овладеть навыками игры в н/т.
  • Уметь организовать соревнование и обеспечивать судейство.
  • Контролировать свое физическое, психологическое состояние
  • Владеть навыками наставника.

Для решения учебно-воспитательных и оздоровительных задач предполагаются разнообразные физические, технические и тактические упражнения, подвижные игры, эстафеты, соревнования.

РЕЖИМ   ЗАНЯТИЙ:

1 год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа;

2 год обучения – 2 раза в неделю по 3 часа;

3 год обучения – 3 раза в неделю по 3 часа.

Количественный состав в группах 1 года обучения – не менее 15 человек,2 и 3 годов обучения – не менее 12 человек.

К занятиям допускаются все желающие дети. Группы формируются в зависимости от возраста, медицинского состояния, физической подготовленности, времени занятий в образовательной школе и места проживания ребенка.

Требования к знаниям и умениям обучающихся – (смотри приложение).

        УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН  1  ГОДА ОБУЧЕНИЯ

№п/п  

Н а и м е н о в а н и е  т е м ы  

всего часов

теория

практика

1

Введение

4

1

3

2

Техника игры в н/т

45

5

40

3

ОФП (общая физическая подготовка)

30

3

27

4

СФП (специальная физическая

подготовка)

20

3

17

5

Спортивные игры

20

2

18

6

Индивидуальная работа

20

-

20

7

Контрольные занятия

5

-

5

ИТОГО

144

   14

     130

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

        1.Введение – история настольного тенниса, игровая площадка стол, сетка, ракетка, мяч, форма игроков), техника безопасности, дни и часы занятий, продолжительность занятий. Пробные занятия.

        2. Техника игры в н/т – хватка ракетки, исходное положение, передвижение у стола, виды ударов, подачи, счет, игра по правилам одиночная, парная.

         3. ОФП – это та часть подготовки, которая преимущественно направлена на укрепление органов и систем, повышение функциональных возможностей, развитие двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости) с одновременным улучшением способности координировать движения, проявлять волевые качества, совершенствовать технику выполнения различных упражнений.

       4.СФП-развитие двигательных качеств строго применительно для н/т (упражнения со скакалками, парные упражнения, с набивными мячами, резиновым бинтом, гантелями и т.д. Занятия на тренажерах)

      5. Спортивные игры – мини-футбол, баскетбол, шашки, шахматы.

      6. Индивидуальная работа – домашнее задание, техника игры, морально-волевые качества, подбор инвентаря и выявление способностей занимающегося (игрок нападающий, защитник или смешанный).

      7. Контрольное занятие – проверка домашнего задания, рост физических качеств, способы и приемы игры в н/т.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН 2 ГОДА  ОБУЧЕНИЯ

№ п/п

    Н а и м е н о в а н и е   т е м ы    

Всего часов

Теория

Практика

1.

Инвентарь,оборудование,одежда

 6

1

5

2.

Техническая подготовка

а)одиночная игра;

б)парная игра;

в)смешанная;

г)командная.

 60

 4

56

 3.

Тактическая подготовка

 60

 6

54

 4.

Рейтинговые турниры

 2

 1

1

 5.

Индивидуальная работа

 8

 -

8

 6.

Соревнования

 8

 -

8

ИТОГО

 144

12

  132

        СОДЕРЖАНИЕ  ИЗУЧАЕМОГО  КУРСА

  1. Инвентарь, оборудование, одежда – место занятий : стол, ракетка, накладки, мяч, форма игрока.
  2. Техническая подготовка – хватка, срезка, накат, подача, топ-спин, подставка, подрезка, «свеча», расстановка, удары.
  3. Тактическая подготовка – это выработка индивидуального тактического стиля, знание своих способностей, возможностей, личностных особенностях – нервной системы, степени развития психических функций : внимания, памяти, мышления и т.д. Отработка определенных тактических комбинаций, мысленное и практическое моделирование предстоящих игровых ситуаций. Уметь анализировать действия соперника.
  4. Рейтинговые турниры направлены на достижения определенных результатов. Таблица роста мастерства занимающегося.
  5. Индивидуальная работа – совершенствование мастерства занимающегося, становление личности.
  6. Соревнование – итоги деятельности детей (целевые комбинации, техническая подготовка, тактическая и морально-волевая).

       УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ   ПЛАН   3  ГОДА   ОБУЧЕНИЯ

№ п/п

   Н а и м е н о в а н и е   т е м ы        

Всего часов

Теория

Практика

1.

Техника игры

40

5

35

2.

Тактика игры

40

10

30

3.

Психологическая подготовка

4

1

3

4.

Организация и проведение соревнований

20

2

18

5.

Самоконтроль

10

2

8

6.

Наставничество

20

-

20

7.

Соревнования

10

-

10

ИТОГО

144

20

124

СОДЕРЖАНИЕ   ИЗУЧАЕМОГО   КУРСА

  1. Техника игры – одиночная, парная, смешанная, командная. Удары с вращением, противодействующие технические приемы, обманные приемы, 6 видов подач - совершенствование профессиональных навыков.
  2. Тактика игры – особенности игры одиночной, парной, смешанной и командной. Комбинации игры против нападающего, защитника, смешанного игрока. Расстановка и перемещение в парной игре.
  3. Психологическая подготовка – уметь выигрывать и проигрывать, манера поведения, отношение к сопернику, педагогу, товарищам, судьям. Уметь находить себя и владеть собою в любой обстановке, Преодолевать страх, мандраж.
  4. Организация и проведение соревнований :
  • обязан знать правила игры в н/т;
  • уметь заполнять протоколы, пользоваться таблицей;
  • решать спорные вопросы между игроками
  1. Самоконтроль – это поддержание и укрепление здоровья, повышение
  •      подвести итоги соревнований;
  • подбор места проведения соревнований;
  • судить встречи между игроками одиночной и парной игры

Работоспособности.

Аспекты самоконтроля – самочувствие, желание заниматься, настроение, переносимость занятий, пульс, дыхание, артериальное давление, сон, аппетит, вес, потоотделение, болевые ощущения, волевые усилия, психологический настрой.

  1. Наставничество – уметь обучить начинающего игрока, помогать педагогу в организации проведения занятия, оборудование места для занятий, подбор инвентаря, быть примером для новичков.
  2. Федерация н/т – выполнение спортивных разрядов и войти в состав городской и областной команды по н/т, выезды в другие регионы, встречи с соперниками высших рангов.
  3. Соревнования – выполнение спортивных разрядов, итоги деятельности 3-хгодичного обучения, совершенствование своего мастерства, путь жизненного определения.

Требования к знаниям и умениям обучающихся.

По итогам первого года обучения обучающиеся должны знать :

  • Изменение правил, их совершенствование.
  • История развития настольного тенниса
  • Основы техники настольного тенниса : стойка, хватка, техника одношажного способа передвижений и поворотов.
  • Правила личной гигиены.

Обучающиеся должны уметь :

  • Откидка слева (подрезка подрезки, кач) , накат справа, накат слева. Откидка справа (подрезка подрезки, кач).
  • Подрезка слева ( подрезка наката и топ- спин).Отличие от откида слева.
  • Топ-спин справа, отличие от наката справа.
  • Топ-спин слева.
  • Подачи.

По итогам второго года обучения обучающиеся должны знать :

  • Основы техники настольного тенниса: подрезка справа, подрезка слева, начальное положение рук, ног, туловища, ракетки.
  • Подачи : короткие, длинные, с верхним, нижним боковым вращением; прием подач.
  • Топ-спин справа, топ-спин слева, их отличия. Начальное положение рук, ног, туловища, ракетки.
  • Подачи : короткие, длинные , с верхним, нижним боковым вращением; прием подач.
  • Одношажный способ передвижения, разновидности, укороченный мяч.

Обучающиеся должны уметь :

  • Элементы техники (накат справа, накат слева, подрезка справа, подрезка слева, топ-спин справа, топ-спин слева) и соединений по направлению, темпу, зонам.
  • Соединение топ-спина и быстрого удара.
  • Острый удар . Совмещение ускорения с переносом центра тяжести тела.
  • Топ-спин – удар: тонкий удар + сильное поступательное движение вперед.
  • Подачи справа и слева с высоким подбрасыванием.
  • Двухшажные передвижения влево, вправо, назад, вперед, разновидности.
  • Способы передвижения в парах , технико-тактическое взаимодействие в парах.

Нормативы для детей, занимающихся настольным теннисом

1 год обучения

Техническая подготовка

  1. Хватка ракетки.
  2. Стойка и передвижение у стола.
  3. Набивать мяч любой стороной ракетки – 30 раз.
  4. Владеть : а/2 способами подачи ;б/2 способами приема-передачи мяча.
  5. Изучить правила одиночной игры в н/т.
  6. Темп игры за столом – 20 ударов в 1 минуту.

Физическая подготовка

  1. Отжимание – 10 раз.
  2. Подтягивание – 3 раза.
  3. Раскручивание туловища «Вертушка»-15 раз за 1 минуту.
  4. Прыжки в длину с места 145 – 160 см.

2 год обучения

Техническая подготовка

  1. Свободное  перемещение у стола.
  2. Владеть : а/4 способами подачи;

                           б/4 способами приема-передачи мяча;

                           в/ударом по «свече»..

  1. Темп игры за столом – 30 ударов за 1 минуту.
  2. Уметь играть по правилам – одиночной и парной встреч.
  3. Уметь составлять и заполнять протоколы одиночной игры.

Физическая подготовка

  1. Отжимание – 15 раз.
  2. Подтягивание – 5 раз.
  3. Раскручивание корпуса «Вертушка»- 20 раз за 1 минуту.
  4. Прыжки в длину с места – 160-180 см.
  5. Имитация перемещений в стойке – 30 раз в 1 минуту.

3 год обучения

Техническая подготовка

  1. Владеть : а/ способами подач – 6 видов;

                               б/способами приема – 6 видов;                                                               в                                  в/ способами передач – 6 видов.

  1. Темп игры за столом – 50 ударов в минуту.
  2. Знать правила одиночной, парной и смешанной игры в н/т.
  3. Использовать рациональную технику  тактику одиночной и парной игры.
  4. Уметь организовать и провести встречу одиночной и парной игры 2 способами.

Физическая подготовка.

  1. Отжимание – 20 раз.
  2. Подтягивание – 7 раз.
  3. Раскручивание корпуса «Вертушка» - 30 раз за 1 минуту.
  4. Прыжки в длину с места – 180-200 см.
  5. Имитация перемещений в стойке – 50 раз за 1 минуту.

Формы занятий и подведения итогов

Основной формой обучения являются занятия , которые проводятся 2-3 раза в неделю.

Контрольные испытания по ОФП и СФП – 1 раз в месяц

Соревнования по настольному теннису :

- внутриклубные - 1раз в 2 месяца;

- районные – 2 раза в учебном году.

               МЕТОДИЧЕСКОЕ   ОБЕСПЕЧЕНИЕ   ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ

                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ   ПРОГРАММЫ.

  Структура организации образовательного и воспитательного процесса

                            в   объединении настольного тенниса

                           

                       

В и д ы   з а н я т и й

О  Ф  П

С  Ф  П

Тактическая

Морально - волевая

Техническая


Основные методы учебно – воспитательного процесса

Игровой.                                                                              Переменный

Повторный                                                                        Соревновательный

Ф о р м ы   з а н  я т и й

Основное занятие     Рейтинговые турниры   Контрольные испытания   по ОФП и СФП   Соревнования

Форма подведения итогов

Нормативы Выполнение спортивных разрядов ОФП Технической подготовки

Все части данной структуры неразрывно связаны между собой. Она применяется во всех возрастных группах.

Образовательно-воспитательный процесс в объединении настольного тенниса- это трехгодичный, специально организованный и управляемый процесс воспитания, обучения и развития в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, проводимый при его активной деятельности в условиях педагогического руководства и контроля, материально-технического обеспечения.

Организация деятельности в объединении представляет собой регулярные занятия и соревнования, в ходе которых дети овладевают техникой и тактикой игры  в настольный теннис, развивают силу и выносливость, быстроту, приобретают моральные и волевые качества, накапливают опыт и специальные знания, повышают свои спортивные возможности.

Процесс обучения игры в настольный теннис состоит из взаимосвязанных и взаимодействующих видов подготовки : физической (общей и специальной), технической, тактической и морально- волевой.

Общая физическая подготовка направлена на повышение работоспособности органов и систем организма, развития силы, быстроты, выносливости, умения координировать движения, увеличения подвижности в су ставах и воспитания других качеств в целях общего физического развития.

Специальная физическая подготовка направлена преимущественно на укрепление органов и систем, повышение их функциональных возможностей, развитие двигательных качеств строго применительных для занимающихся настольным теннисом.

Техническая подготовка – это владение техникой игры в настольный теннис и совершенствование в ней.

Техника игры – это разумно обоснованные целесообразные движения, способствующие достижению результатов.

Техническая подготовка – это процесс формирования системы способов ведения игры или двигательных действий. Она предусматривает умение правильно воспринимать и анализировать игровую ситуацию и принимать быстрое решение для выбора технического действия.

Поведение ребенка на занятиях, в коллективе, в учебном заведении, отношение к товарищам и многое другое, определяются моральными качествами.

Основные качества волевой деятельности : сила воли, трудолюбие, настойчивость, выдержка и самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, воля к победе  и т.д.

     ОСНОВНЫЕ  МЕТОДЫ  УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО  ПРОЦЕССА

                               НА ЗАНЯТИЯХ  НАСТОЛЬНЫМ  ТЕННИСОМ

  1. Игровой – выполнение упражнений в виде игры (ОФП, СФП, н/т, спортивные игры, подвижные игры, эстафеты).
  2. Повторный – повторное выполнение задания в различных условиях. Основное назначение :
  • повышение скоростно-силовой работы;
  • воспитание специальной выносливости;
  • поддержание техники игры в н/т и совершенствование в ней.

3.Переменный – чередование работы (способы игры в настольном теннисе).

4.Соревновательный – игра в н/т с возможно высоким результатом.

Назначение :

  • повышение технической, тактической, физической и психологической подготовки ;
  • итог систематических занятий.

СПИСОК   ЛИТЕРАТУРЫ  :

Амелин А.Н. Современный настольный теннис / А.Н.Амелин. — М., 1982.
Амелин А.Н. Настольный теннис (Азбука спорта) / А.Н. Амелин, В. А.Пашин. -М., 1985.
Амелин А.Н. Настольный теннис (Азбука спорта) / А.Н. Амелин, В. А.Пашин. — 3-е изд., испр. и доп. — М., 1999                                                                                                                           Барчукова Г. В. Пути совершенствования тактики в настольном теннисе: Дис.... канд. пед. наук / ГЦОЛИФК. — М., 1981.
Барчукова Г. В. Формирование технико-тактического мастерства в индивидуально-игровых видах спорта (на примере настольного тенниса): Дис. д-ра пед. наук/ РГАФК. — М., 1995.

. Гужаловский А. А. Нормирование нагрузок, направленных на повышение точности технических приемов у игроков в настольный теннис: Метод, рекомендации / А. А. Гужаловский, А. В. Ефремова. — Минск, 1996.
Ефремова А. В. Разноцелевые нормы динамики нагрузки на повышение целевой точности ударов в настольном теннисе: Дис. ... канд. пед. наук. — Минск, 1996.
Захаров Г. С. Настольный теннис: теоретические основы / Г. С. Захаров. — Ярославль, 1990. Иванов В. С. Теннис на столе. (От новичка до чемпиона мира). — 3-е изд. перераб. / В.С.Иванов. — М., 1970.

А.А.Деркач, А.А.Исаев – Педагогическое мастерство тренера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная образовательная программа педагога дополнительного образования Натальи Николаевны Фоминой.

Презентация: "Индивидуальная образовательная программа педагога дополнительного образования Натальи Николаевны Фоминой"...

Образовательная программа дополнительного образования по настольному теннису.

Программа адаптированна для детей с речевыми нарушениями....

Рабочая программа отделения дополнительного образования детей "Настольный теннис"

Рабочая программа отделения дополнительного образования детей "Настольный теннис"...

Рабочая программа дополнительного образования по настольному теннису "Пинг-понг"

Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по настольному теннису «Пинг-понг» имеет физкультурно-спортивное направление и разработана на основе требований...

Методические рекомендации «Составление дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы педагога дополнительного образования» (практические советы методиста)

Для педагога, работающего в системе дополнительного образования, очень важно научиться составлять дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу детского объединения, которым он руководи...