«Развитие творческих способностей детей средствами хореографического искусства».
методическая разработка по теме

Фазылова Ирина Вячеславовна

Методическая разработка 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Развитие творческих способностей детей средствами хореографического искусства».

                                                                                  «В душе каждого ребенка есть

                                                                                    невидимые струны; если

                                                                                    тронуть их умелой рукой, они

                                                                                    красиво зазвучат».

                                                                                                         М.Горький.

      Вопрос, который рассматривается в данной работе, на мой взгляд, один из самых актуальных в психологии и педагогике сегодня. Это вопрос о развитии творческих способностей ребенка, об его одаренности.

     Подобно тому, как у дерева каждая из многочисленных ветвей в отдельности  вырастает и питается из единого, общего основания – корня, в человеческой психике все частные способности произрастают и в дальнейшем питаются из единого, общего основания, именуемого – интеллектуально-творческим потенциалом.

     Естественно, как с ростом дерева растет, набирает мощность, его корень, в процессе роста и развития ребенка растет, совершенствуется это общее основание человеческих способностей. И если частные способности  формируются преимущественно в том виде деятельности, на которые они ориентированы, то такая интегративная характеристика, как творческий потенциал личности формируется во всех без исключения контактах ребенка  со средой.

     Среди них особая роль отводится искусству и художественной практике. В высших своих проявлениях искусство – всегда творчество. Именно поэтому, когда ребенок занимается художественно-практической деятельностью, знакомится с произведениями искусства, я думаю, решаются не только частные задачи художественного воспитания и образования, но и более глобальные – развиваются интеллектуально-творческий потенциал ребенка.

        В своей работе я хочу показать, какое влияние оказывают предметы искусства, а именно  хореография, на развитие творческих способностей детей. Сейчас в центре обучения и воспитания должна стоять личность ребенка, его духовный мир, эстетическое совершенство, развитие индивидуальности и творческих способностей.

        В наше «трудное» время, когда многие люди «озлоблены» на жизнь и заняты «зарабатыванием денег», процесс обучения в школе должен быть направлен на творческую преобразующую деятельность, научить детей воспринимать, оценивать и творить по законам красоты – по законам искусства. И как не предмет хореографии, как один из красивейших разделов искусства, предназначен для развития творческой личности. Ведь танец тесно связан с вопросами художественного воспитания и всестороннего развития личности. И задача педагога способствовать творческому началу детей, развивать их фантазию,  инициативу.

      Занятия искусством раскрепощает творческие силы каждого ребенка, максимально развивая их соответственно возрастной деятельности, что способствует формированию положительной мотивации к труду, развитию интеллекта, максимальному развитию возможностей учащихся. Развивает также духовные силы, что означает формирование конструктивных способностей, свободного «Я»  ребенка.

       Все вышесказанное определяет актуальность обсуждаемой темы  моей работы, а именно, развития творческих способностей на уроках ритмики в условиях общеобразовательной  школы.

       Объектом моего внимания является учебный процесс, направленный на развитие способностей ребенка через сферу эмоций, через пластику движений, постепенном развитии творческих способностей  и личности ребенка на уроках хореографии, в условиях общеобразовательной школы.

    Цель работы - показать  роль хореографического искусства в общем развитии   ребенка и определить способы развития творческих способностей учащихся на предмете ритмика.

    В нашей школе созданы все условия для развития творческих способностей учащихся на занятиях по хореографии:

- в программу по внеурочной деятельности включены предметы художественно-эстетического профиля (в данном случае ритмика и современный танец);

- одной из приоритетных целей является: развитие ребенка средствами искусства  через сферу эмоций,  импровизацию;

- на моих уроках я стараюсь устранить  факторы,  мешающие проявлению творческого потенциала (страх, высокая неуверенность в себе, повышенный социальный комфортизм, депрессия, лень и т.п.) и поощряю творческие черты личности (смелость, способность к риску, оригинальность, независимость, спонтанность и т.п.).

 

            Рассматривая вопросы развития творческих  способностей необходимо  дать определение  понятиям способность и творчество.

            Если мы обратимся к толковым словарям, то увидим, что очень часто термин «способный», «талантливый» употребляются как синонимы и отражают степень выраженности способностей. Но еще более важно подчеркнуть, что понятием «талантливый» подчеркиваются природные данные человека.  

При определении понятия «талант» подчеркивается его врожденный характер. Талант определяется как дарование к чему-либо, а дарование как способность, данная богом. Иными словами, талант — это врожденные способности, данные богом, обеспечивающие высокие успехи в деятельности

Из сказанного можно сделать вывод, что способности, с одной стороны, одаренность и талант, с другой, выделяются как бы по разным основаниям. Говоря о способности, подчеркивают возможность человека что-то делать, а говоря о таланте (одаренности), подчеркивается прирожденный характер данного качества (способности) человека. Способности   рассматриваются   как индивидуально-психологические особенности,  отличающие  одного человека от другого, от которых зависит возможность успеха деятельности.

Иногда способности считают врожденными, «данными от природы». Однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом развития задатков.

Задатки — врожденные анатомо-физиологические особенности организма. К ним относятся, прежде всего, особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы, которыми организм наделен от рождения. Задатки представляют собой лишь возможности, и предпосылки развития способностей, но еще не гарантируют, не предопределяют появления и развития тех или иных способностей. Возникая на основе задатков, способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности, которая требует от человека определенных способностей. Вне деятельности никакие способности развиваться не могут.

Существует много определений и понятий способностей. Рассмотрим  классификацию способностей, которую я считаю наиболее подробной:

1) Природные (или естественные) способности в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей);

2) Специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде (общие и специальные высшие интеллектуальные способности, в основе которых лежит пользование речью, логикой, теоретические и практические, учебные и творческие). Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на:

-общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т. д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т. д.). Эти способности, как правило, могут дополнять и обогащать друг друга, но каждая из них имеет собственную структуру;

-теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;

-учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений.

Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) — талантом;

- способности к общению, взаимодействию с людьми, а именно, речь человека как средство общения, способности восприятия и оценки людей, социально-психологической приспособляемости к различной обстановке, вхождения в контакт с различными людьми, расположения их к себе и т. д., и 

- предметно - деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т. д.

         Человек, способный ко многим и различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью, то есть единством общих способностей, обусловливающим диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения.

        Говоря о творческом развитии человека, нельзя не отметить большую роль воображения в этом процессе, развитию которого уделяется большое внимание на уроках ритмики и современного танца.

         Воображение ¾ это не способность фантазировать без цели, а интуитивная способность видеть сущность параметров — их природную логику. Оно комбинирует образы того, что еще не существует из материалов памяти и чувств, создает образ неизвестного как известного, то есть создает его предметное содержание и смысл, считает их действительными. Поэтому воображение — самодвижение чувственного и смыслового отражений, а механизм воображения объединяет их в целостность, синтезирует чувства в мысль, в результате чего создается новый образ или суждение о неизвестном как об известном. И все это проходит не материально  — в умственном плане, когда человек действует, не работая практически.

Воображение человека — его способность заглянуть вперед и рассмотреть новый предмет в его будущем состоянии.

Поэтому прошлое в каждый момент жизни человека должно существовать в соответствии с той или иной целенаправленностью в будущее. Если память претендует на активность и действенность, а не является только хранилищем опыта, она всегда должна быть направлена на будущее, на форму будущего себя, своих способностей и того, чего человек стремится достичь. Такое воображение всегда работает: человек трансформирует предметы и сырье не просто в воображении, а действительно с помощью воображения, прокладывающего путь к желаемому предмету. Большое значение в активизации работы воображения имеет удивление. Удивление в свою очередь вызывают:

- новизна воспринятого «что-то»;

- осознание его как чего-то неизведанного, интересного;

 - импульс, который задает заранее качество воображения и мышления,    привлекает внимание, захватывает чувства и всего человека целиком.

        Один из главных аспектов развития творческих способностей человека – это творческое мышление.  Творческое мышление  представляет ни что иное, как аналитико-синтетическую деятельность мозга. Мыслительные операции заключаются в изучении и сравнении различной информации, проведения анализа и синтеза признаков исследуемого предмета. Мышление, как процесс познавательной деятельности, является важнейшей функцией мозга человека и эта способность должна непрерывно развиваться  и совершенствоваться в отличии от условий жизни труда и активного постижения  различных наук.

      Творческое начало возможно в любом деле, но чтобы продуктивно творить, недостаточно только одних знаний, надо овладеть соответствующими способностями. Эрудированные люди, не склонные к творческой деятельности часто выступают в роли «ходячей энциклопедии», и только.

     Р. Вуд как-то сказал, что,- «настоящий физик-это не шкаф, наполненный книгами по физике». Однако надо знать, что имеющий неординарные творческие способности человек должен обладать достаточно широкой общей эрудицией, и глубокими познаниями в той области науки, к которой относится тема его исследований и, безусловно, творческим мышлением.

      Эти черты мы как раз находим у Д. И. Менделеева. Он умел быть философом в химии, физике и других отраслях естествознания, которых ему приходилось касаться, и естествоиспытателем в проблемах философии, политэкономии и социологии».

      Выдающихся ученых отличали разнообразные интересы и умение синтезировать накопленные знания в различных областях науки. Творчество удел многих людей, однако, для ученого, изобретателя, деятеля литературы и искусства творчество является целью их профессиональной деятельности.

       Рассматривая вопросы развития творческих способностей, необходимо,  прежде всего  уяснить, на чем основывается процесс познавательной деятельности человека по созданию новых по замыслу материальных и культурных ценностей. Вот важнейшие компоненты мыслительного процесса, обеспечивающие поиск оригинальных по своей новизне решений теоретических и практических задач.

       Интеллект не ниже среднего, связанный со способностью к творчеству.

       Творческое мышление - осознанный анализ ситуации, стремление осмысленно и целенаправленно варьировать теми или иными свойствами

элементов ситуации между тем, что имеется, и что нужно получить. Продуктивное творчество обеспечивается наличием у человека способностей, знаний, умений и мотивов к творческой деятельности.

      Использование эвристических приемов: временное упрощение ситуации, анализ общего положения на отдельных примерах, рассмотрение «крайних случаев», переформулировка требований к разрабатываемому объекту, поиск решений задачи от конца к началу, блокирование некоторых составляющих анализируемой системы, использование аналогий и ассоциаций, выявив некоторое сходство между объектами.

      Догадка, озарение, гипотеза возникающие неожиданно в процессе постановки эксперимента, выводящие исследователя на новое решение.

    Воображение - построение образа средств и конечных результатов проводимых исследований. Воображение отбрасывает второстепенные подробности, отдельные элементы, пренебрегает некоторыми условностями, абстрагирует понятия, отрешает исследователя от привычных представлений. Проблемная ситуация преобразуется в осознаваемую человеком задачу, что позволяет хотя бы предварительно расчленить известное и неизвестное. Мысленный образ-это внутренняя имитация, воспроизведение всех свойств объекта в сознании. В вашем воображении может разрабатываться стратегия, план, предметы, которые в данный момент физически отсутствуют. Игра воображения - эффективный способ развить творческую способность и многогранность мышления.

     Фантазия (гр.-воображение) синтезирует представление, мысли, образы, созданные воображением в преувеличенном или сверхъестественном виде. Является важнейшим компонентом творческого мышления.  

     Интуиция (чутье) - подсознательно возникающее знание, без осознания путей и условий его получения. Это результат подсознательно протекающего синтеза накопленных ранее знаний и фактического материала по теме. Основной чертой интуитивного мышления является стремление охватить всю проблему сразу. Полезные мысли, идеи, гипотезы складываются в подсознании, как результат обработки накопленной информации и потом осознаются. Интуиция включает в себя способность предвидеть. Но может и подвести, если не учтены законы математической статистики или неправильно оценены случайности.

      Наблюдательность - умение подмечать существенные, в том числе и малозаметные особенности предметов и явлений путем концентрации внимания на исследуемом объекте и его деталях.                

      Эмоциональный настрой - удивление, вдохновение, неистребимое желание решить поставленную творческую задачу.                                  

     Вербальное мышление - способность пользоваться словами.    

     Математическое мышление.

     Картина аналитической мыслительной деятельности в ходе решения научно-технических проблем представляется весьма сложной. Научный работник должен быть способен охватывать и объединять широкие области знаний, уметь находить решения, используя имеющиеся аналоги; предметом исследования являются величины, количественные соотношения, а также пространственные формы.

     Продуктивность творческого мышления определяется следующими свойствами интеллекта:

    - гибкостью (подвижностью) мыслительных процессов,

    -умением изменить намеченный путь в решении задачи,

    -темпом развития мыслительных процессов при обобщении имеющейся информации,

    -умением видеть и поставить новый вопрос, а затем решить его своими силами,

    -широтой ума,

    - умением вникать в сущность явлений, предвидеть результаты исследований,

    - умением логически мыслить,

    -умением осуществить критическую оценку мыслительной деятельности.

    Французский психолог Сурте писал: «Чтобы творить надо думать около». Боковое мышление-способность увидеть путь к решению проблемы, используя побочную информацию, казалось бы, не связанную с рассматриваемыми вопросами. Надо уметь ассоциировать (сближать) отдаленные по смыслу понятия, перейти от одного явления или предмета к другим, далеким по содержанию. Очень важно иметь способность к оценке, выбору вариантов решений до их проверки.

     Ф. Бэкон и Р. Декарт полагали, что для увеличения продуктивности и истинности мышления необходимо:

     - очистить сознание от заблуждений, стереотипов и т.п. явлений, тормозящих процесс продуктивного мышления,

     - вооружить сознание эффективным инструментом – методом, ускоряющим процесс продуктивного мышления.

     Чтобы повысить продуктивность и эффективность поискового мышления, необходимо толково пофантазировать. При этом надо оторвать мышление от накопленного опыта, преодолеть привычку к укоренившейся технологии мышления. Первопричиной, побудительным мотивом, источником энергии для фантазии и начала творческого процесса являются потребности и эмоции личности. Повышенная возбудимость интеллектуальных чувств - вдохновение является катализатором и благоприятной средой для развития творческих способностей.

     Современная жизнь насыщена нестандартными ситуациями. Перед любым человеком встают проблемы и задачи, которые можно решить приемами творческого мышления. Находить в своей работе что-то новое, полезное для общества - это и есть творчество доступное каждому, подготовленному для этого человека.

       Таким образом  я подошла к определению самого термина  «творчество».

Творчество есть выход за пределы заданного (пастернаковское «поверх барьеров»). Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности.

         РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА.

     В последние годы очень часто затрагивается вопрос о специфики развития творческих способностей детей,  о месте  и значении хореографии в обучении и художественном воспитании школьников. Сегодня уже доказано, что через средства хореографического искусства формируются нравственные и творческие качества личности ребенка.

    Детство  и юношество – пора закладки фундамента качеств личности человека, среди которых одним из главных является накопление культурных ценностей, которые требуют максимума творческих усилий. Это пора, из которой произрастают навыки духовной жизни целого поколения. Только богатство внутренней жизни, наполненность чувством, творческая фантазия, воображение, устремленность к идеалам одухотворяет ребенка через танец, делает самые простые движения содержательными. Вкладывая всю  душу в танец, ребенок свои эмоции выносит наружу, тем самым раскрепощается и «открывается» для творчества.

     Как часто, едва усвоив структуру движения, или просто теоретические основы какого-либо предмета, ученик считает, что овладел танцем или знает предмет на ,,5”. Это ведет к серьезным осложнениям – привычке не затрачивать ни физического, ни духовного труда, но творчество – это тяжелый духовный труд и задача учителя хореографии через танец воспитывать не «книжных зубрилок», а думающую, способную к творчеству личность. Необходимо внушить детям, что занятия искусством – профессиональное или непрофессиональное – требует затраты физических и духовных сил и этим самым развивает  в человеке его скрытые возможности, которые проявляются в дальнейшем не только в танце, но и  в различных видах умственной деятельности.

      Когда ребенок, выполняя движение вкладывает в него  свои эмоции, чувства, выражая через него свое «Я», тем самым он включается в сложный процесс творчества. И это будет уже не то движение, которое показал учитель, а нечто новое, дополненное, а может и сочиненное учеником, как продукт его творчества.

      Постепенно наполняя движение «чем-то своим» ученик приучается думать, размышлять о том, что видит и слышит, приучается работать над собой, это уже труд, который он сам будет уважать. И если ребенок научился творить в танце, он сможет перенести это в свою жизнь, на решение других задач. Необязательно думать, что, занимаясь хореографией, ребенок обязательно станет великим танцором, он станет творческой личностью, способной мыслить, думать, осуществлять анализ и синтез, делать логические выводы и обосновывать оригинальные продуктивные мысли. Ведь творческая деятельность проявляется в любой деятельности: научной, производственно-технической, художественной, то есть там, где создается, открывается, изобретается нечто новое.

     Творческое начало возможно в любом деле, но чтобы продуктивно творить, недостаточно только одних знаний, надо овладеть определенными способностями. Эрудированные люди, не склонные к творческой деятельности часто выступают в роли ,,ходячей энциклопедии”. И задача учителя развить эти способности. Известный русский химик Л.А. Чугаев писал: «Из всех признаков, отличающих творчество  и ее проявление два, кажется, являются наиболее показательными, во-первых, способность охватывать и объединять широкие области  знания, и, во-вторых, способность к резким скачкам мысли, к неожиданному сближению фактов и понятий, которые для обыкновенного смертного кажутся далеко  отстоящими  друг от друга и ничем не связанными, по край ней мере, до момента, когда такая связь будет обнаружена и доказана».

       Искусство хореографии само по себе явление общечеловеческое, имеющее многовековую историю развития. В основе его происхождения лежит потребность человека выразить свои эмоции средствами пластики.

      Танец затрагивает такие моменты, связанные с воспитанием тела, души и развитием творческих способностей, что тайны его воздействия  будут еще не раз предметом исследования. Эмоции человека, такие как любовь, страх, радость, отчаяние, шаловливость, лукавство, печаль, смелость и другие передаются путем движений, и любое состояние психики человека может быть выражено глазами, мимикой.        

      Сочетание этих различных движений – это те универсальные движения, которые человек создает во время творчества. Если бы все мысли, чувства, переживания были пластически выражены  в нехудожественной форме, вне определенного «ключа», имеющего творческий характер, хореография не могла бы подняться  до уровня самостоятельного вида искусства. Этот процесс не может закончится, он будет продолжаться всегда, пока в арсенале выразительных средств приходят новые движения и пластика, способные отразить внутренний мир  человека, благодаря творческому потенциалу личности.

Подводя итоги  работы, можно сказать, что:  

  • предметы художественно-эстетического профиля способствуют росту и развитию способностей ребенка, т.к. резервы творческого мышления есть в каждом человеке в большей или меньшей степени и развитие их происходит непосредственно на занятиях хореографией, музыкой, изобразительным искусством, ведь важнейшими компонентами этих предметов является:
  • интеллект;
  • творческое мышление;
  • воображение;
  • фантазия;
  • интуиция;
  • наблюдательность;
  • эмоции;

-    догадка;

  • вербальное мышление.

      Вступая во взрослую жизнь, человек должен быть способен охватывать и объединять широкие области знаний, уметь находить решения, используя аналогии.

     В заключении я хочу сказать несколько слов в поддержку предметов художественно-эстетического цикла. Многие преподаватели точных и гуманитарных наук думают, что наш предмет «хореографии» – это всего лишь «работа ногами, а не головой»,  и очень становиться обидно за все виды искусств, ведь средством выражения в хореографии служит поэтически обобщенная пластика, раскрывающая образ человека, его мысли, эмоции, переживания. Ребенок может и не стать выдающимся танцором, вообще не связать свою жизнь с танцем, но он сможет творчески подходить к любому делу, ведь творчество – это побудительный мотив, источник энергии для фантазии, является катализатором и благоприятной средой для работы. Если учащиеся не испытывают чувство страха и волнения перед выступлением  на сцене или просто на уроке перед одноклассниками, умеют импровизировать и сочинять танцевальные этюды   – значит ребенок приобрел уверенность в себе, переборол страх публичного выступления.            

  Современная жизнь насыщена нестандартными ситуациями. Перед любым человеком встают проблемы и задачи, которые можно решить приемами творческого мышления. Находить в своей работе что-то новое, полезное для общества – это и есть творчество доступное каждому, подготовленному для этого человека, и немаловажную роль в этой подготовке играет искусство хореографии.

ЛИТЕРАТУРА:

1.  Пуртурова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М.: Владос. - 2003.   2.  Психология детства: Практикум. / Под ред. А.А. Реана - М.: ОЛМА - ПРЕСС, 20047.  

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн - М.: Учпедгиз, 1946г.  4. Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика. - 1991.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Развитие творческих способностей детей средствами декоративно- прикладного творчества». Работа по теме самообразования:

Работа по теме самообразования:  « Развитие творческих способностей детей средствами декоративно- прикладного творчества»....

Театральное искусство как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребёнка. Современная педагогическая наука, смотрящая на ...

"Развитие творческого потенциала детей средствами музыкального искусства"

Развитие творческих способностей детей в процессе разных форм и видов музыкальной деятельности....

"Развитие творческих способностей детей средствами изобразительного искусства».

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.                                ...

«Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей»

Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и таинственных проблем,привлекающая внимание исследователей разных специальностей.Изучение этой проблемы насущно в связи с тем, что глав...

Консультация для педагогов"Развитие творческих способностей детей средствами танцевального искусства"

Приобщение детей к миру танца происходит с ранних лет. Танцы и пляски – хорошее средство развития эмоциональной отзывчивости на музыку....