Проектная деятельность в системе военно-патриотического воспитания детей и подростков
статья по теме

Марденская Светлана Фёдоровна

Решить вопросы заблаговременной подготовки к службе в армии можно с помощью проектов. В военно-патриотическом объединении "Родина" уже несколько лет подряд в системе реализуются проекты военно-патриотической направленности. Проекты поддержаны грантами Администрации города, что позволяет создать призовой фонд, закупить инвентарь и оборудование для их реализации. Краткое содержание проектов вы прочтете в статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mardenskaya_s.f._mbou_dod_tsdt_g._abakan.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Светлана Фёдоровна Марденская

  Экскурсионно – исследовательская и туристическая деятельность   как фактор патриотического воспитания

В Государственной программе «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» большая роль отводится внедрению в деятельность организаторов и специалистов патриотического воспитания современных форм, методов и средств воспитательной работы. В экскурсионной и научно-исследовательской работе патриотической направленности среди обучающихся основными методами могут стать метод проектов и метод полевых исследований; основной формой – культурно-познавательный туризм, роль которого в современном мире огромна.

 Туризм затрагивает все сферы деятельности общества. И для признания значимости страны как великой державы, роль наследия и культурных ценностей, созданных народом за длительный период его существования, становится определяющей. Сегодня, когда говорят о привлекательности нашей Республики Хакасии как туристского пространства, имеют в виду самобытность сложившейся в Хакасии национальной культуры.

В Центре детского творчества города Абакана действует детская общественная организация Союз детей и подростков «Дружба – Ынархас», перед которой поставлена задача -  разработать культурно-познавательный тур  по Хакасии с целью патриотического воспитания молодежи на базе историко-культурного и военно-патриотического потенциала региона с последующим включением в экскурсионную работу детей и подростков. В ходе работы предстоит изучить технологии разработки культурно-познавательного тура по Республике Хакасия и методы его реализации;  характеристики культурно-познавательного потенциала Республики; исследовать туристический рынок Хакасии; разработать проект  культурно-познавательного тура для детей и подростков по республике, с последующим их включением в практическую, исследовательскую и экскурсионную деятельность.

На сегодняшний день нами проделано следующее:

Проанализирована работа наиболее известных городских туристических фирм, организующих походы по Хакасии. Выявлено, что региональные туристские фирмы при создании турпродукта не связывают данное направление с патриотическим воспитанием молодёжи. Следовательно, можно говорить о противоречии между наличием в Республике Хакасия большого количества ресурсов для развития культурно-познавательного туризма как фактора патриотического воспитания и отсутствие этих возможностей в работе региональных туристических фирм.

Проводится регистрация  историко-культурных и военно-патриотических памятников на территории Хакасии. Установлено, что   Хакасия располагает огромным количеством уникальных объектов историко-культурного наследия, что позволило создать в республике 8 музеев под открытым небом.  То есть, у республики имеются предпосылки для развития культурно-познавательного туризма, который, в свою очередь, может стать одним из важных средств патриотического воспитания.

Определены темы научно-исследовательских работ. Тематика музеев под открытым небом определила основную тематику научно-исследовательских работ: «Культовые места Хакасии», «Календарно-обрядовые традиции Хакасии», «Женское пространство в традиционной культуре хакасов», «Поселения и жилища хакасов» и др.

Подготовлены экскурсоводы из числа детей и подростков, а темы научно-исследовательских работ легли в основу подготовки  данных экскурсоводов.

Разработан проект «Дорогами Хакасии». В ходе реализации проекта отрядом из 23 ребят будет проведено 6 экспедиций по этнокультурным памятникам Хакасии. Разработано 3 экскурсионных маршрута по изучению этнокультурных достопримечательностей Хакасии, создано 6 виртуальных экскурсий.  Участники проекта приобретут социальную практику по проведению виртуальных экскурсий, коммуникативному общению, толерантному взаимодействию.

 На следующем этапе планируется применение метода полевых исследований, который основывается на длительном пребывании и вживании исследователя в изучаемую среду. Закономерно, что плодотворность метода полевого исследования возрастает с увеличением срока пребывания исследователя на изучаемой территории. В нашем случае, – мы проживаем в полевых условиях 5 дней. Стационарный метод полевых исследований имеет неоспоримое преимущество, так как исследователь становится соучастником повседневной жизни и деятельности изучаемых объектов (в данном случае этноса).

Метод полевых исследований позволяет получить обширные сведения как о материальной, так и духовной культуре народов. К первым относятся зафиксированные в чертежах, схемах, фотографиях объекты материальной культуры: орудия труда, жилища, утварь, одежда и др..  С помощью современных технических средств (кино-, фото-, аудио-, видеоаппаратуры) и традиционных полевых записей будут фиксироваться объекты и явления духовной жизни народа (традиции, обряды, обычаи, ритуалы, фольклор и т. д.). Причем материализованные свидетельства духовной культуры, например, предметы культа, народного искусства, места и типы захоронений фиксируются подобно объектам материальной культуры. В процессе полевой работы предметы как материальной, так и духовной культуры по договоренности будут изыматься  и составят экспозиции музейных комнат.

  В целом предполагается повышение социальной активности участников проекта через сохранение изучаемых этнических памятников. Будет изготовлено и установлено 6 скамеек  вблизи этнокультурных памятников, проведено 6 экологических десантов. Будут проведены   конкурсы на лучшего экскурсовода и  лучшую виртуальную экскурсию. В результате реализации проекта более 1000 ребят расширят знания об  историко-культурном и этно - культурном потенциале  Республики Хакасия. Планируется получить положительную динамику в процессе осознании участниками проекта  уважения и любви к истории и культуре своей республики, развитии нравственных, в том числе патриотических, качеств личности.

Таким образом, метод проектов и метод полевых исследований являются основными в экскурсионно-исследовательской и туристической деятельности нашей детской организации. Разработанный культурно-познавательные тур по нашей республике  станет одним из факторов патриотического воспитания молодежи. Поддержка и продвижение  социально-значимых инициатив  детей и подростков повысит их социальную активность и предприимчивость через  социальные практики в экскурсионной деятельности.  

Светлана Фёдоровна Марденская,

методист, педагог дополнительного образования,

высшая квалификационная категория,

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного  образования детей города Абакана

 «Центр детского творчества»,

655017, Республика Хакасия, г. Абакан,

Ул. Маршала Жукова, д.7., кВ.29,

                                         Тел. 89135428540 E-mail: svetlana.mardenskaya@mail.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность - это одна из технологий воспитания мотивированных детей в обучении географии. (автор: Згибай Т.Н., учитель географии ГБОУ лицей №82 Петроградского района Санкт-Петербурга)

Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решени...

Доклад на тему: "Патриотическое воспитание детей и подростков как основа нравственного воспитания".

Патриотическое воспитание детей и подростков, как основа нравственного воспитания....

Изобразительная деятельность в системе обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида

В данной статье говориться месте уроков изобразительной деятельности в системе обучения и воспитения детей с интеллектуальной недостаточностью и об особенностях формирования и развития их изобразитель...

Патриотическое воспитание и духовно-нравственное становление личности, как направление воспитательной деятельности в работе военно-патриотических объединений г. Абакана Республики Хакасия

Патриотзм всегда рассматривался как символ мужества, доблести, героизма русского народа. Основная цель работы военно-патриотических объединений: воспитание гражданина патриота с высокой духовно-нравст...

Авторская программа для внеурочной деятельности, разработанная для военно-патриотического воспитания.

Программа разработанна для внеурочной деятельности, и кружковой работы, военно-патриотических объединений и клубов.                         ...

«Военно-патриотическое воспитание детей и подростков».

В современных условиях необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личность, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества...

Статья «Военно-спортивная игра «Зарница» в системе военно-патриотического воспитания»

Военно-патриотическое воспитание - образовательная технология двойного назначения, поскольку всеми доступными формами  оно вооружает юного гражданина важнейшими морально-психологическими качества...


 

Комментарии

Торощина Тамара Александровна

Реализация проектов социальной направленности, исследовательская деятельность школьников формируют у подрастающего поколения активную жизненную позицию, лидерские качества.