Образовательная программа "Ритмика и танец"
учебно-методический материал на тему

Рак Юлия Сергеевна

Программа "Ритмика и танец" представляет собой дополнительный образовательный курс художественно-эстетической направленности. При составлении программы использован опыт ведущих специалистов хореографии, учтены современные тенденции, рассмотрены различные танцевальные стили и направления. Автором программы использованны методическая литература, базовые программы и личный опыт работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа ритмика и танец47.97 КБ

Предварительный просмотр:

Автономное учреждение «Образовательное учреждение дополнительного образования детей «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

городской округ город Радужный

        

         

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Ритмика и танец»

Срок реализации 2 года

(для учащихся, поступающих в школу в 7-8 лет)

                                                                                                       Преподаватель

                                                                                                      Рак Юлия

                                                                                              Сергеевна                                                                

                                                                                                                                 

                                                                                               

                                       

                                                                     

г. Радужный

2013 год

Программа дополнительного образования детей:

«Ритмика и танец».

Пояснительная записка.

Направленность образовательной программы.

Программа «Ритмика и танец» представляет дополнительный образовательный курс художественно – эстетической направленности.
При составлении программы использован опыт ведущих специалистов хореографии, учтены современные тенденции, рассмотрены различные танцевальные стили и направления. Автором программы использовалась методическая литература, базовые программы, личный опыт работы.

 Актуальность, педагогическая целесообразность.

Актуальность проблем художественно-эстетической направленности обусловлена современным социальным заказом на образование и задачами художественного образования школьников, которые выдвигаются в концепции модернизации российского образования (Мин. обр.РФ от 29.11.01). В ней подчеркивается важность художественного образования, использования познавательных и воспитательных возможностей предметов художественно-эстетической направленности, формирующих у обучающихся творческие способности, чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность.

Проблема формирования у учащихся эстетического отношения к искусству является одной из приоритетных проблем современной теории и практики эстетического воспитания. Это обуславливает не только интерес к этой проблеме со стороны научно-педагогической общественности, но и необходимостью ее теоретического осмысления и верного практического решения.

Основная цель программы:

  • способствовать эстетическому развитию подрастающего поколения через хореографию;
  • формирование социально значимых качеств, свойств личности и развитие творческих способностей средствами хореографического искусства.

Задачи:

  • привить детям любовь к танцу;
  • соразмерно сформировать их танцевальные способности;
  • развить чувство ритма;
  • эмоциональную отзывчивость на музыку;
  • танцевальную выразительность;
  • координацию движения;
  • ориентировку в пространстве;
  • воспитать художественный вкус;
  • научить полноценно воспринимать произведения танцевального искусства.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы, составляет 7-8 лет.

 Срок освоения программы. Программа «Ритмика и танец» рассчитана на 2года (с 1 по 2 класс).

Формы и режим занятий. Занятия групповые. Согласно учебному плану выделяется по 4 часа в неделю в первом и столько же во втором классе.

Ожидаемые результаты освоения программы.

  • знание основных понятий, связанных с метром и ритмом, темпом и динамикой в музыке;
  • знание понятия лада в музыке (мажор, минор) и умение отражать ладовую окраску в танцевальных движениях;
  • умение согласовывать движения со строением музыкального произведения;
  • навыки двигательного воспроизведения ритмических рисунков;
  • знание основных элементов классического, народного танцев;
  • знание о массовой композиции, сценической площадке, рисунке танца, слаженности и культуре исполнения танца;
  • умение исполнять простые танцевальные этюды и танцы;
  • умение ориентироваться на сценической площадке;
  • умение самостоятельно создавать музыкально-двигательный образ; владение различными танцевальными движениями, упражнениями на развитие физических данных;
  • навыки перестраивания из одной фигуры в другую;
  • владение первоначальными навыками постановки корпуса, ног, рук, головы;
  • навыки комбинирования движений;
  • навыки ансамблевого исполнения, сценической практики.

Форма контроля: открытые уроки к концу учебного года, экзамены не предусмотрены.

Календарный план

Год обучения

Продолжительность занятий

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

Количество часов в год

1 класс

2 часа

2 раза

4

136ч.

2 класс

2 часа

2 раза

4

136ч.

                                         

Учебно-тематический план.

«Ритмика и танец» 1 класс.

Первое полугодие:

 

1 полугодие

ТЕОРИЯ

ПРАКТИКА

ВСЕГО

1. Организационная работа. Вводное занятие.

-

1

1

2. Основы классического танца. Постановка корпуса, рук и ног.

3

7

10

3. Ориентация в пространстве. Освоение сценического пространства, простых хореографических рисунков-фигур.

2

4

6

4.Партерная гимнастика на середине зала.

-

10

10

5. Освоение народной хореографии. Основные базисные движения русского танца.

1

9

10

6. Ритмические упражнения. Разнообразие метроритмических рисунков.

-

4

4

7. Простейшие танцевальные комбинации на основе изученных простых движений.

-

6

6

8. Игры организующего порядка с музыкальными танцевальными и песенными заданиями.

 -

 4

 4

9. Освоение танцевального репертуара с элементами свободной образно-тематической пластики, пантомимы и гротеска. Мини – танцы: «Ахи – страхи», «Бременские музыканты», «Финская полька», этюд в русском хар-ре «Валенки», «Мамба».

-

12

12

10 . Итоговый показ.

-

1

1

Всего в первом полугодии:

64

                                       

Второе полугодие:

Наименование тем

Теория

Практика

Всего

  1. «Радостные» поклоны. Вариации национальных поклонов.

-

1

1ч.

  1. Изучение основ классического танца. Простейшие танцевальные комбинации на основе изученных движений.

1

9

10ч.

  1. Обучение  основам народной хореографии. Простейшие танцевальные комбинации на основе изученных движений.

1

7

8ч.

  1. «Ритмическая мозаика» на основе русского народного танца. Разнообразие метроритмических рисунков.

1

7

8ч.

  1. Образная пластика рук в народных танцах.

1

3

4ч.

  1. Усложнённые формы партерной гимнастики на середине зала.

-

8

8ч.

  1. Музыкально-танцевальные игры.

-

4

4ч.

  1. Освоение танцевального репертуара: «Танец лягушат», «Чунга – чанга», Полька.

-

14

14ч.

  1. Эмоции в танце. Этюды на заданную эмоцию.

4

4ч.

  1. Заключительный раздел. Закрепление и повторение пройденного материала.

-

10

10ч.

  1. Итоговый показ.

-

1

1ч.

Всего во втором полугодии:

72ч.

 Итого 136 часов в год.                

Учебно-тематический план.

«Ритмика и танец» 2 класс.

Первое полугодие:

 Наименование тем:

Теория

Практика

Всего

  1. Организационная работа.  Вводное занятие.

-

1

1

  1. Блок партерной гимнастики.

-

8

8

  1.  Разнообразие метроритмических рисунков. Ритмические упражнения.

-

4

4

  1. Ориентация в пространстве. Освоение сценического пространства. Орнаментальные рисунки-фигуры танца.

-

4

4

  1.  Музыкальная азбука. Жанры музыки, её формы, стилевые особенности. Мышление и воображение.

2

4

6

  1. Изучение основ классического танца. Простейшие танцевальные комбинации на основе изученных движений.

-

12

12

  1. Изучение  основ народной хореографии.  Простейшие танцевальные комбинации  на основе изученных элементов народного танца.

-

12

12

  1.  Эмоциональная сфера танца, развитие актёрской выразительности.

-

4

4

  1.  Освоение детского  танц. репертуара с элементами свободной образно-тематической пластики, пантомимы: «Матрёшки», «Пчёлочка златая», «Кошки - мышки», «Макарена».

-

12

12

  1. Итоговый показ.

-

1

1

Всего в первом полугодии:

64ч.

 

Второе полугодие:

Наименование тем:

Теория

Практика

Всего

  1. Многовариантность поклонов.

-

2ч.

2ч.

  1. Ритмическая мозаика образцов народной музыки. Ритмоформула музыки в образно-танцевальных движениях.

1ч.

7ч.

8ч.

  1. Блок партерной гимнастики.

-

8ч.

8ч.

  1. Изучение основам классического танца. Танцевальные комбинации на основе изученных движений.

2ч.

8ч.

10ч.

  1. Изучение  основ народной хореографии. Танцевальные комбинации  на основе изученных элементов народного танца.

2ч.

8ч.

10ч.

  1. Музыкально - танцевальные игры.

1ч.

5ч.

6ч.

  1. Освоение сценического пространства.

-

5ч.

5ч.

  1. Слушаем и слышим музыку (жанры, воспитание музыкального мышления, воображения, вкуса).

2ч.

2ч.

4ч.

  1. Эмоциональная сфера танца.

1ч.

1ч.

2ч.

  1. Освоение танцевального репертуара: «Весенний вальс», «Цветочная полянка», «Танец шпионов».

-

10ч.

10ч.

  1. Закрепление и повторение пройденного материала.

-

6ч.

  1. Итоговые показы.

-

1ч.

1ч.

Всего во втором полугодии:

72ч.

Итого 136 часов в год.

Содержание курса:

Данная программа содержит  несколько разделов:

Раздел «Ритмика».  Главная цель - научить ребенка слушать и слышать музыку и эмоционально откликаться на нее. Умение слышать музыку и понимать музыкальный язык развивается в разных видах деятельности - пении, движении под музыку, исполнительской деятельности. Учащиеся усваивают понятия "ритм", "счет", "размер" и узнают, что музыка состоит из тактов и музыкальных фраз, при этом дети овладевают навыками различения понятий «вступление» и «основная часть, тема», что позволяет ребенку вступать в танец с начала музыкальной фразы.

Этот раздел включает ритмические упражнения, музыкальные игры, музыкально-ритмические задания по слушанию и анализу танцевальной музыки. Упражнения этого раздела способствуют развитию музыкальности: формированию музыкального восприятия, дают представление о выразительных средствах музыки, развивают чувство ритма, умение ориентироваться в маршевой и танцевальной музыке, определять ее характер, метроритм, строение и умение согласовывать музыку с движением.
Также целесообразно ввести разучивание и использование аэробики, как тренажа, которая помимо развития и укрепления мышц шеи, рук, плечевого пояса, ног, туловища, стопы, развивает детей ритмически, вносит в занятие массу положительных эмоций, доставляет детям радость и удовлетворение от

красивых двигательных упражнений, воспитывает эстетически.

Раздел «Основы классического танца». Классический танец является фундаментом обучения для хореографического комплекса танцевальных дисциплин. Он развивает физические данные учащихся, формирует необходимые технические навыки, является источником высокой исполнительской культуры.

  1. Экзерсис у станка

-Позиции ног I, II, III, IV, V.

-Подготовительное положение и позиции рук: I, II, III (вначале изучается на середине зала при неполной выворотности ног)

-Demi-pliés в I, II, III, IV, V позиции

-Battements tendus: из I позиции в сторону, вперед, назад;

-Passé par terre проведение ноги вперед и назад через I позицию.

-Понятие направлений en dehors et en dedans

-Demi rond de jambe par terre en dehors et en dedans

-Rond de jambe par terre en dehors et en dedans

-Rond de jambe par terre en dehors et en dedans на demi-plié

-Battements tendus jetés: из I, V позиции в сторону, вверх и назад;

-Положение ноги sur le cou-de-pied

-Relevé на полупальцах по I, II, V позиции, с вытянутых ног и с demi-pliés

-Battements fondus в сторону, вперед и назад носком в пол, позднее на 45°

- Grands pliés по I, II, III, V;

-Battements relevés lents из I, II позиции лицом к станку и боком у станка

-Перегибы корпуса назад и в сторону (лицом к станку)

-Grands battements из I и V  позиции вперед, в сторону и назад

  1. Экзерсис на середине зала

-Позиции рук: I, II, III; подготовительное положение

-Поклон

-Demi-pliés по I, II, V позиции

-Battements tendus: из I и V позиции в сторону, вперед и назад;

-Battements tendus jetés: из I и V позиции в сторону, вперед и назад;

-Grands pliés по I, II, III, V en face и в V позиции

-Port de bras I, II.

-Port de bras с наклоном корпуса в сторону, с наклоном и перегибом корпуса с ногой, вытянутой на носок (вперед и назад)

-Relevé на полупальцах по I, II, V позиции с вытянутых ног и с demi-plies

  1. Allegro

-Temps leve saute по I, II, III позиции

-Changement de pieds

-Petit changement de pied

-Pas échappé по II позиции

Раздел «Основы народного танца». Народно-сценический танец, как предмет обучения, является составной частью художественно-эстетического образования и воспитания, способствует формированию и развитию  учащихся необходимых качеств. Занятия по народно-сценическому танцу оказывают воспитательное воздействие: у учащихся  вырабатываются такие качества как  трудолюбие, целеустремленность, творческая дисциплина, коллективизм, работа в ансамбле. Обучение народно-сценическому танцу совершенствует координацию движений, способствует дальнейшему укреплению мышечного аппарата, дает возможность учащимся овладеть разнообразием стилей и манерой исполнения танцев различных народов, в значительной степени расширяет и обогащает их исполнительские возможности, формируя качества и навыки, которые не могут быть развиты за счет обучения только классическому танцу.

Позиции ног:

-Пять прямых;

-Пять свободных;

-Две закрытые.

 Позиции и положения рук:

-1-я, 2-я, 3-,я позиции аналогичны позициям рук классического танца.

-4-я – руки согнуты в локтях, кисти лежат на талии; большой палец сзади, четыре других, собранны вместе, спереди.

-5-я – обе руки скрещены на уровне груди, но не прикасаются к корпусу. Пальцы, собранные вместе, лежат сверху плеча разноимённой руки, чуть выше локтя.

-6-я – обе руки согнуты в локтях и направлены в стороны. Указательные и средние пальцы прикасаются к затылку.

-7-я – обе руки согнуты в локтях и заложены за спину на талии. Запястье одной лежит на запястье другой руки.

-Подготовительное положение – обе руки свободно опущены вдоль корпуса, кисти свободны и повёрнуты ладонью к корпусу.

Русский народный танец:

Русский танец удивительно богат своими красками, большим разнообразием движений, композиционных построений, форм (хороводы, кадрили, переплясы, пляски), сюжетов (лирические, игровые, весёлые, удалые).

Элементы танца:

-Раскрывание и открывание рук;

-Поклоны;

-Переменный ход вперёд и назад;

-Ход с каблука;

-«Гармошка»;

-«Моталочка»;

-«Ковырялочка»;

-«Ёлочка»;

-боковой шаг на всей стопе и на полупальцах по прямой позиции;

-бег на месте, с продвижением вперёд и назад;

-подскоки на месте, с продвижением вперёд и назад;

-простая «верёвочка»;

-припадание;

-простая «верёвочка»;

-«ключ» простой  и др.;

-комбинации на основе изученных элементов.

-«ключ» простой (с переступаниями);

-хлопки и хлопушки  одинарные, двойные тройные (фиксирующие удары и            скользящие):- в ладошки, - по бедру, - по голенищу сапога.

-присядки (для мальчиков): -подготовка к присядке (плавное и резкое опускание вниз) по 1-й прямой и свободной позициям; -покачивание на приседании по 1-й прямой и свободной позициям; -подскоки на двух ногах по 1-й прямой и свободной позициям; -присядки на двух ногах 1-й прямой и свободной позициям с вынесением ноги на каблук вперёд и в сторону.

Блок партерной гимнастики представляет собой  комплекс специально подобранных упражнений для детей младшего школьного возраста с учётом анатомно-физиологических особенностей. Партерный экзерсис позволяет с наименьшими затратами энергии достичь сразу несколько целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц и в конечном счёте укрепить  здоровье учащегося. Эти упражнения помогут выработать выворотность ног, эластичность стоп, развить гибкость.

Весь комплекс партерной гимнастики выполняется под музыку, что  повышает музыкальную культуру учащихся, развивает музыкальную память. Слияние музыки с движением воздействуют на эмоциональное состояние: эмоциональный подъём помогает выдерживать нагрузку, справляться с темпом и ритмом движения, использовать их амплитуду в целях выразительности.

1. Упражнения для стоп

Сидя на полу, сократить и вытянуть стопы по VI позиции, круговые движения стопами: вытянуть стопы по VI позиции, сократить по VI позиции, медленно развернуть стопы так, чтобы мизинцы коснулись пола (сокращенная 1 позиция), вытянуть стопы по 1 позиции.

2. Упражнения на выворотность

Лежа на спине развернуть ноги из VI позиции в 1.

"Лягушка": а) сидя; б) лежа на спине; в) лежа на животе;

г)        сидя на полу - руки продеть с внутренней стороны голени и, сцепив кисти в "замок", подтянуть стопы к себе, при этом выпрямить корпус, колени максимально отвести от корпуса; д) «Лягушка" с наклоном вперед.

Сидя у стены: согнуть ноги в коленях, подтянуть их к груди. Захватить носки стоп руками так, чтобы они сохраняли 1 позицию, и выпрямить ноги вперед.

Лежа на спине, подъем ног на 90° по 1 позиции с одновременным сокращением и вытягиванием стоп.

3. Упражнения на гибкость вперед

"Складочка" по VI позиции с обхватом рук за стопы.

"Складочка" по I позиции: сидя колени согнуть и подтянуть к груди, стопы в выворотной I позиции, руками удержать стопы, стараясь развести их в стороны. Вытянуть ноги по полу с одновременным наклоном вперед, руки и стопы вытягиваются.

4. Развитие гибкости назад

Лежа        на животе, port de bras назад с опорой на предплечья, ладони вниз - поза «сфинкса».

Лежа на животе, port de bras на вытянутых руках.

"Колечко" с глубоким port de bras назад, одновременно ноги согнуть в коленях, носками коснуться головы.

"Корзиночка": положении лежа на животе, взяться руками за стопы. Сильно прогнуться, подняв бедра и туловище вверх (следить, чтобы руки находились в таком же положении, как при упражнении "мостик").

5. Силовые упражнения для мышц живота

Лежа на коврике, ноги поднять на 90° (в потолок) и опустить, руки в стороны ладонями вниз:

"Уголок": а) из положения - сидя, колени подтянуть к груди б) из положения - лежа.

Стойка на лопатках с поддержкой под спину.

Лежа на спине battements releve lent поочерёдно с двух ног на 90°, руки под головой.

6. Силовые упражнения для мышц спины

Лежа на животе, подъем и опускание туловища (руки вперед или в сторону, ноги в выворотном положении).

Лежа на животе, подъем и опускание ног и нижней части туловища (ноги в выворотном положении, голова на руках):

"Самолет ":  из положения - лежа на животе, одновременное подъем и опускание ног и туловища.

"Лодочка": перекаты на животе вперед и обратно.

7.Упражнения на развитие шага.

Лежа на полу, battements releve lent на 90° по 1 позиции во всех направлениях.

Лежа на полу, grand battement jete по 1 позиции во всех направлениях

Лежа на спине battements releve lent двух ног на 90° (в потолок), медленно развести ноги в стороны до шпагата, собрать ноги в 1 позицию вверх.

Шпагаты: прямой, на правую, на левую ноги.

Сидя на прямом "полушпагате", повернуть туловище вправо, и, с максимальным наклоном к правой ноге, взяться левой рукой за стопу. Правая рука отведена за спину.

Сидя на прямом "полушпагате", наклонить туловище боком вправо, и, с максимальным наклоном к правой ноге, взяться левой рукой за стопу. Правая рука на левом бедре:

Сидя в положении "лягушка", взяться левой рукой за стопу правой ноги и выпрямить ногу вперед.

Сидя в положении "лягушка", взяться левой рукой за стопу правой ноги и выпрямить ногу в сторону, правая рука на полу.

Сидя на полу с ногами по 1 позиции, развести ноги до прямого шпагата, лечь вперед и, разворачивая ноги в тазобедренных суставах, перевести их в "лягушку" на животе. Проделать все в обратном порядке.

Лежа на боку, battement developpe правой ногой, с сокращенной стопой. Захватить ее: а) правой рукой, б) левой рукой.

Равновесие с захватом правой руки голеностопного сустава правой ноги: а) вперед, б) в сторону, в) назад.

Раздел «Танцевальный репертуар» включает классические, народные и детские танцы в обучающем, постановочном и сценическом варианте.
Танец способствует правильному физическому развитию детей, имеет оздоровительное значение, способствует более глубокому эмоционально-осознанному восприятию музыки, большей тонкости слышания и различения отдельных музыкально-выразительных средств, пониманию музыкальных стилей и жанров.

Танец исполняется чаще всего всем коллективом и требует четкого взаимодействия всех участников, повышает дисциплину, чувства ответственности и товарищества. Включение в программу обширного танцевального материала позволяет повысить интерес детей к занятиям и принимать участие в концертах, конкурсах. Это требует от учащихся ответственного отношения к своей художественной деятельности, умение организовать себя и показать на профессиональном уровне полученные хореографические знания, умения и навыки.


Материально-техническое оснащение:

  • хореографический класс, оборудованный станками, зеркалами,
  • фортепиано, баян, нотный материал,
  • аудио-, видеотехника, фонотека,
  • помещение для переодевания,
  • танцевальная обувь,
  • сценические костюмы,
  • помещение для хранения костюмов,
  • возможность использования сцены для репетиций и выступлений.

Список литературы:

  1. Бекина СИ. Ломова Т.П. Музыка и движение.
  2. Воганова А.Я. Основы классического танца. Л. Москва 1963 год.
  3. Шершнёв В.Г. Программа для образовательных учреждений дополнительного образования детей Московской области. Москва 2008.
  4. Лифиц И. Франио Г. Методическое пособие по ритмике, издательство Москва 1987 год.
  5. Руднева С.Д. Фиш 3. Ритмика. Музыкальное движение Москва просвещение 1972 год.
  6. Ткаченко Т.С Народные танцы Москва 1975.
  1. Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. Москва 1989 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная програам "Народный танец"

Программа расчитаана на 3 года обучения для обучающихся1-6 классов....

Образовательная программа "Танец"

Образовательная программа расчитана на детей в возрасте 7-14 лет....

Образовательная программа "РИТМИКА И ТАНЕЦ"

Общеобразовательная рограмма для отделений хореографического искусства со сроком обучения 2 года...

Образовательная программа "Ритмика и танец"

Дополнительная образовательная программа...

Адаптированная образовательная программа "Ритмика и танец"

Программа имеет художественно-эстетическую направленность, ориентирована на развитие артистических, исполнительских способностей детей; формирование чувства коллективизма, взаимопомощи. Программа сост...

Раздел образовательной программы Народный танец

 Народный танец - один из основных предметов образовательной программы  «Дорога к прекрасному», являющийся составной частью художественно-эстетического образования и воспитания....

Дополнительная образовательная программа "Русский народный танец" объединения "Хореография"

Программа рекомендована детям 7-12 лет. Направленность художественно - эстетическая.Уровень образования основное общее. Срок реализации 3 года....