Сценарий литературно-музыкальной композиции "Первый русский император"
методическая разработка на тему

Егорова Антонина Петровна

Сценарий адресован педагогам дополнительного образованичя и может быть использован в работе с детьми начальных классов.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к празднику «Первый русский император» Автор: Егорова Антонина Петровна

Слайд 5

м



Предварительный просмотр:

Участники представления входят в зал под  музыку

        «Указ Петра на флаг».

На экране начинается презентация.

1 ВЕДУЩИЙ:   История рода Романовых известна с XIV века. Бояре этого  

                    рода преданно служили московским князьям.                                                                     2 Ведущий:  в 1613 году после долгих лет Смуты, Земский собор избрал

    нового царя, и им стал Михаил Фёдорович Романов, ставший

    основателем этого рода.

3 ВЕДУЩИЙ: Царь  многое сделал для возрождения России, его сын Алексей

                  Михайлович  получил хорошее образование, и продолжил

                  политику своего отца.

1 ВЕДУЩИЙ: 30 мая 1672 года у Алексея Михайловича родился

                  долгожданный сын, наречённый Петром. Московский звездочёт

 и астролог, монах – богослов  Симеон  Полоцкий заметил около  

 планеты Марс новую звезду и предсказал царю:

2 ВЕДУЩИЙ: «Твой сын будет знаменит на весь мир и заслужит такую

    славу, какой не имел ни один из русских царей, он будет

    великим воином и победит многих врагов. Он будет  любить

  и поощрять трудолюбивых людей, искореняя злодеев, и  

  совершит много славных дел для блага России»

3 ВЕДУЩИЙ: Пётр рос, как богатыри на Руси, не по дням, а по часам.

   Родители не могли нарадоваться на здорового, красивого,

смышленого ребёнка. Любимыми игрушками у него были

барабан, сабельки и ружья.

1 ВЕДУЩИЙ: В детские годы у Петра обнаружились две страсти - к военным

играм и к большой воде, но  систематического образования Пётр

не получил, он был предоставлен самому себе: сам искал

учителей повсюду: в кузнице, в токарне, у плотников.

2 ВЕДУЩИЙ: и, получилось неожиданно для всего двора, что он хороший

каменщик,механик, столяр, знает строительное дело, много

пишет, но почерк плохой, и ошибок много. Но Петру  было всё

интересно, он всё схватывал налету, и учился быстро.

3 ВЕДУЩИЙ: В подмосковном селе  Преображенское, где он жил, был

возведён военный городок  Прешбург, чтобы обучать солдат

военному делу. Солдат набрали из сверстников знатного и

«подлого» происхождения. Их снабдили  оружием, пушками и

поставили под начало  офицеров-иностранцев, живших  в

«немецкой слободе », были набраны два «потешных» полка», -

Преображенский и Семёновский, которые впоследствии станут

ядром Петровской гвардии.

1ВЕДУЩИЙ: Пётр, наряду с другими, стал служить рядовым  в

 Потешном войске», испытывая все тяготы солдатской

службы, и   во всех делах  был первым, к службе относился очень

серьёзно.

ЗВУЧИТ МАРШ СЕМЁНОВСКОГО ПОЛКА.

2ВЕДУЩИЙ:  В  Немецкой слободе жили иностранцы разного звания и

   происхождения- богатые купцы, булочники, мастеровые,

    военные.  Петру очень нравились образованные люди, чистота

   в их в домах, образ жизни, и он часто к ним приезжал, чтобы

   чему-то научиться.

   1 ВЕДУЩИЙ: Он всегда смеялся над теми дворянами, которые хвастались

   своим родом и говорил, что чины и почести  будут вручаться

  только за службу .

2 ВЕДУЩИЙ: Он внушал всем, что истинная заслуга человека состоит в

                   собственном труде. Желая научить  свой народ всему

   передовому, Пётр  повелел, чтобы все дворяне не ленились, а

   служили, и посылал  бояр и их детей учиться в иноземные

    страны.

ЗВУЧАТ ФАНФАРЫ.

Секретарь:  Приказ царя! Собрать пятьдесят самых знатных боярских сынов и                 послать за границу учиться!

                        (Входят боярские дети)

Боярыня Спафариева:  Не пущу, родного сына, в иноземщину!

                           Где ему познать заморские хитрости,

                        У него ума на то не хватит!

Пётр:  Неразумны твои речи, что ж, выходит,

русские  дураками  рождаются?

        Чем мы хуже их? Природа всем одинаково даёт,

 только лениться не надо!

                        ( Боярские дети уходят)

ВЕДУЩИЙ: Самодержавною  рукой он смело сеял просвещенье,

                      Не презирал страны родной, он знал её предназначение,

То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник

Он, всеобъемлющей  душой, на троне вечный был работник.

                                Звучит марш.        

                        ( входят молодые капитаны.)

Пётр: Ну, рассказывай, сын Спафариев, как жилось за границей?

Спафариев: Хорошо, просто плезир!

Пётр: Ну, а чему выучился?

Спафариев: Кланяться, двойным и тройным поклоном,  танцевать научился,

                В заморские игры играть научился!

Пётр: Да, видать, много ты узнал. Ну, держи экзамен на капитана.

        Что есть фортификация?

Спафариев: (заикается)форти……………что?

Слуга-калмык: (шепчет) это есть военная наука, имеющая цель прикрыть

                        Войско от противника.

Спафариев: (пытается повторить).

Пётр: хорошо, а что есть лоция?

Слуга-калмык: (шепчет) лоция - есть описание моря или реки с указанием на

оном  мелей и глубин, ветров и течений, всего того,

Что на пути корабля может стать.  

Спафариев:  (пытается повторить)

Пётр: А ты, что, здесь стоишь?

Слуга-калмык: Я слуга моего господина, и всюду за ним хожу, чтобы

                      В случае надобности помочь. Я и на учение ходил

                      С ним, и старался всё распознать, чему учат.

Пётр: Да, уж, отменно выучился за своего господина, слышал я. А  хорошие  

        корабли у голландцев?

Слуга-калмык: очень хорошие, только  мы лучше сможем построить.

Пётр: ай, молодец! Быть тебе мичманом Калмыковым!

        А тебе, боярский сын, быть матросом при нём!                                                                                                                                                                                    

                     Исполняется Песня «Моряки»:

1.Если ветер надувает паруса, если радостные слышны голоса,

Значит, снова по морям, значит, снова по волнам,

Пожелайте все удачи морякам!

Припев: до свидания, Нева, до свидания дворцы,

             До свидания, наш северный город!

            Петербург, Петербург знаем точно, что мы,

            Непременно увидимся скоро!

2. Улыбаются нам солнце и вода, неизведанные ждут нас острова,

   Невский ветер озорной шлёт привет прощальный свой,

   Даже львы кивают дружно головой!

2 ВЕДУЩИЙ:  Он непременно хотел учиться. А у кого? У шведов самая

сильная армия, у голландцев - лучшие корабли, в Англии –

 передовая техника  и приборы.Надо ехать в Европу! Учиться!

«Я в учении нуждаюсь и в учителях»- вырезал Пётр на своей

личной печати.

3 ВЕДУЩИЙ: Весной 1697 года впервые, нарушив все старые традиции

   русского двора,  Великое посольство в 250 человек

   отправилось  в «окрестные государства» в их числе и Пётр под

   именем Петра Михайлова. В Голландии он работал плотником

   на судостроительной верфи.  В простой одежде он, наравне со

   всеми, построил фрегат «Пётр» и «Павел». Через 5 месяцев он

   получил свидетельство.

1ВЕДУЩИЙ: Корабельный мастер  Класс Поль  «удостоверяет по истине» что:

  Пётр Михайлов из свиты Великого Московского посольства  

 «был  прилежным и разумным плотником, корабельную

   архитектуру и черчение    планов изучил основательно и

   уразумел эти предметы в такой степени, сколько мы сами их

    разумеем».

Пётр в плотника преобразился, работником на верфь явился

России знанья добывать, себя вперёд образовать.  

2 ВЕДУЩИЙ: Проходя во флоте все чины, Пётр дослужился до контр-

                   адмиральского чина.

                    ЗВУЧИТ МАРШ Преображенского полка.

                                                                                                                   

3 ВЕДУЩИЙ: После Амстердама  были Лондон, Вена, Краков… За полтора

   года посольства Пётр много учился и  понял: нужно перенять у

   них всё полезное, передовое и перенести это в Россию!

1ВЕДУЩИЙ: После возвращения из-за границы царь, первым делом издал

                  указ относительно внешнего вида подданных. Мужчинам  

  велено было носить костюм европейского образца и быть

   гладко выбритыми, для тех, кто не хотел расставаться с

  бородой, ввели пошлину. Царь часто сам отрезал бороды и

  укорачивал длинные кафтаны, которые  были неудобны и

  мешали в работе. Пётр устраивал ассамблеи,  то есть балы, куда

  бояре должны являться были со всей семьёй.

                                        ФАНФАРЫ.

СЕКРЕТАРЬ: Судари! Сударыни! Наш царь указ  издал:

                И с центра, и с окраины явиться всем на бал!

1дама: Вы слыхали?  Вы слыхали?  О сегодняшнем,  о бале?

2 дама: ассамблея - так чудесно! Прелестно! Интересно!

3 дама: что за грация! Вот диво! Как изящно, как красиво

             Пары движутся… и вот, менуэт  нас всех зовёт!

                       Исполняется ТАНЕЦ МЕНУЭТ.

2 ВЕДУЩИЙ:  Пётр привёз много иностранных специалистов по разным

    направлениям. Открыл навигацкую , артиллерийскую ,

   инженерную школы, велел издавать газету »Ведомости»,

   открыл театр, завёл аптеки,  цифирные школы, издал книгу  

   хороших манер для  обучения и воспитания отроков «Юности

   честное зерцало».

Чтецы:

1- в первых, наипаче всего, должны дети отца и матерь в великой чести

    Содержать.

2- дети не могут без именного приказу родительского никого бранить или

   Поносительными словами попрекать.

3- без спросу не говорить.

4- Не  прилично за столом им руками или ногами везде колобродить,

     Не смирно ести.

5- никто себя сам много не хвали, и не унижай, и не срамоти.

6- младой отрок должен быть бодр, трудолюбив, прилежен и беспокоен,

    Подобно как в часах маятник.

3 ВЕДУЩИЙ: Пётр был очень красив и величав, силу имел необыкновенную,

                   безделья не терпел, вставал до рассвета. С личностью Петра

   связано укрепление российского государства. Он правил 36 лет,

   и 28 из них, Россия находилась в состоянии войны.

1 ВЕДУЩИЙ: Первоочередным делом Петра стало  строительство флота. В

              Воронеже был построены первоклассные военные корабли, и к

           1699 году Российский флот был создан. Пётр утвердил флаг для

   своего флота: белый стяг с голубым  крестом Святого Андрея,

   который до сих пор носит название  Андреевский и является

   знаменем Военно-морского флота. Пётр объявил войну Швеции

   за выход к Балтийскому морю.

 Звучит Марш Российской империи.

                        Виват! Российский создан флот!

Ему особенный почёт!

Он в трудных битвах добывал

Стране любимой славу

И никогда не посрамил

Российскую державу!

2 ВЕДУЩИЙ:  В три месяца была создана  тридцатидвухтысячная регулярная

    армия, полки были одеты по  образцу немецкой пехоты, и

    каждый день были  учения с оружием. Дисциплина была

     безукоризненная

                                Исп.        БОГАТЫРСКАЯ  ПЕСНЯ:

1.Мы на страже земли нашей славной

городов, деревень. Сёл и пашен,

мы в бою себя не пощадим,

край родной в обиду не дадим!

Припев: край родной в обиду не дадим

2.Нам по сердцу пришлась служба наша,

Нам по вкусу еда- щи да каша,

Мы с тобой почти богатыри,

Молодцы снаружи и внутри!

3. А невесты без нас заскучали,

Вот уж год как мы их не встречали,

Но теперь, не время нам грустить,

В женихах успеем походить!        

3 ВЕДУЩИЙ: в ходе войны, в 1703 году Пётр отвоевал у Швеции крепость

  Орешек и берега Невы с многочисленными островами, и Пётр

  решил здесь основать крепость, затем, город, чтобы защититься

  от шведов.

1ВЕДУЩИЙ: Город был заложен 16 мая 1703 года и назван Санкт-Петербург,

  что означает « святого Петра крепость» в честь святого апостола

  Петра. На следующий год, на острове Котлин, заложили

крепость Кроншлот для защиты Санкт-Петербурга с моря.

ФАНФАРЫ.

Чтец:

 Отсель грозить мы будем шведу,

        Здесь будет город заложён.

                Назло надменному соседу.

                Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно,

                Ногою твёрдой стать при море.

                Сюда, по новым им волнам, все флаги в гости будут к  нам

                И запируем на просторе!

2 ВЕДУЩИЙ: Война  длилась 21 год. Полтавская битва – это блестящая

                победа России над Швецией.  Карл XII-великий полководец со

своей лучшей в мире армией был разбит,  подписан выгодный

 мирный договор со Швецией и Пётр принял титул «Императора 

Всероссийского.»

СТИХИ «Дело было под Полтавой»

3 ВЕДУЩИЙ:  Россия стала называться «Всероссийской империей».

   Необычайно высоко поднялся  международный престиж

   Российского государства. «Окно в Европу» было открыто.

ЗВУЧИТ РУССКИЙ МАРШ.        

1ВЕДУЩИЙ: Династия Романовых просуществовала в России до 1917 года.

  Много  славных представителей династии мы знаем, но  ПётрI –

  наиболее яркий представитель династии, он создал

  могущественное государство, которое было признано во всём  

  мире.

2 ВЕДУЩИЙ: Пётр преданно служил Отечеству, и своим неустанным трудом

  и самопожертвованием во имя блага державы  снискал

  благодарность потомков.

 ВЕДУЩИЙ:  Мы с Вами всегда будем благодарны Петру за наш чудесный

Петергоф, Стрельну, Ораниенбаум, за город, который Пётр

Называл Северной Версалией,  Санкт-Петербург - красивейший

город мира!.

1ВЕДУЩИЙ:  прошло более 300 лет, а они   всё также поражают и восхищают

   своим величием и красотой и нас, и всех гостей.

                                Чтец:

                Живи века, Петербург-форпост России!

Вперёд, по волнам времени, плыви!

Расти  детей под мирным  небом синим,

И Пётр святой нас всех благослови!

Все участники праздника исполняют песню

«С ДОБРЫМ УТРОМ, ПЕТЕРБУРГ»:

1.На рассвете, на рассвете только солнышко взойдёт,

Прилетит  балтийский ветер, под мостами прошмыгнёт,

 Пролетит над Эрмитажем, постучит в окошко вдруг,

Громко скажет: Здравствуй, город! С добрым утром, Петербург!

Припев: поёт труба, поёт труба в руках у трубача,

             Нам с музыкой, нам с песней не расстаться,

     Зовёт нас песня добрая звонка и горяча,

     Дружить - за руки взяться!

2. В деловитом перезвоне день гуляет вдоль Невы,

   Скачут бронзовые кони, дремлют каменные львы,

   Облака плывут в просторе, где-то слышится гудок,

   Корабли уходят в море вдаль невиданных дорог!

3.Кружат чайки над волнами, Летний сад к себе зовёт,

  С куполами и дворцами град Петра века живёт,

  И работать он умеет, и в бою бывал не раз,

  Он своим ребятам верит и надеется на нас!

 Участники праздника под музыку покидают зал.

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Пока горит свеча….», посвященной «Серебряному веку» русской поэзии

Символом нашей сегодняшней встречи мы выбрали свечу, как символ домашнего очага, уюта, комфорта, дома, в который хочется возвращаться. И сегодня мы с вами обратимся к женской поэзии «Серебряного века»...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Сценарий литературно-музыкальной гостиной " Есть память обо мне , есть в мире сердце, где живу я..."(посвящается великому русскому поэту А.С.Пушкину).

Сценарий предназначен для школьников старших классов. Данная методическая разработка поможет ввести учащихся в атмосферу жизни и творчества поэта, раскрыть "тайну бессмертия" великого мастера слова, в...

Сценарий литературно-музыкальной гостиной «Вечер русского романса»

Сценарий литературно-музыкальной гостиной «Вечер русского романса». Учащиеся и гости знакомятся с историей появления жанра романса, прослеживают путь его развития в России от XIX до XXI ве...

Сценарий литературно-музыкального вечера "Высоким слогом русского романса..."

Литературно-музыкальный вечер, посвященный жанру романса в литературе и музыке....

Сценарий литературно – музыкального концерта, посвященного творчеству русского композитора П.И.Чайковского

Цель: Приобщать детей и родителей к произведениям  П.И.Чайковского, расширять кругозор, слуховой опыт, научить  понимать и наслаждаться шедеврами классической музыки....